Формирование баланса хозяйственных средств (БХС)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предприятия на начало хозяйственной деятельности

В данной работе условно вступительный баланс (составляемый на момент возникновения предприятия) совпадает с текущим балансом, составляемым на начало отчетного периода. Форма баланса представлена в табл. 4.

1. Величина таких статей активов БХС, как нематериальные активы Кнма и расходы будущих периодов, назначается исполнителем произвольно.

2. На момент формирования вступительного БХС отсутствуют такие элементы активов, как

· готовая продукция ,

· незавершенное производство ,

                         дебиторская задолженность,

                     краткосрочные финансовые вложения,

незавершенное строительство,

долгосрочные финансовые вложения.

3. Денежные средства в кассе и на расчетном счете определяются следующим образом:

4. В соответствии с основным уравнением баланса итог пассивов принимается равным рассчитанному итогу активов.

5. На основе принятого удельного веса собственного (в условиях вступительного баланса уставного) капитала устанавливается величина собственного и необходимого заемного капитала.

6. Определяются (произвольно) правила формирования и обслуживания заемного капитала:

· удельный вес в общей сумме заемного капитала долгосрочного кредита банков, краткосрочного кредита банков, прочих краткосрочных обязательств;

сумма долгосрочного кредита, ежегодные проценты за кредит, срок предоставления кредита и условия возврата (единовременно или по частям); сумма краткосрочного кредита и обусловленная договором величина

·процентов.

Условно суммы процентов в балансе не показываются.

 

 

Смета затрат на производство                 Таблица 3

№ п/п        Элемент сметы   Экономическое содержание элемента Сум-ма, Тыс.р/год %
1   2    3     4     5     Материальные затраты (стоимость возвратных отходов вычитается)     Затраты на оплату труда     Отчисления на социальные нужды   Амортизация основных средств   Прочие затраты    Итого затраты на производство в текущем периоде Стоимость сырья, материалов, покупных комплектующих изделий, используемых в составе изделия; стоимость топлива и энергии всех видов, покупаемых со стороны и расходуемых на технологические и нетехнологические нужды; стоимость зап.частей для ремонта оборудования, малоценных и быстроизнашивающихся изделий, используемых в производственном процессе; стоимость тары и упаковки и т.п. Стоимость материальных ресурсов формируется исходя из цен их приобретения, но без учета налога на добавленную стоимость, с включением наценок и надбавок снабженческим, транспортным и другим сто-ронним организациям, а также таможенных пошлин.   Заработная плата за фактически выполненную работу, в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда; стимулирующие и компенсирующие выплаты; оплата непроработанного времени в соответствии с существующим законодательством; выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда; выплаты работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или сокращением численности и т.п.   Обязательные отчисления по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, Пенсионного фонда, медицинского страхования от затрат на оплату труда работников.   Сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, определенная исходя из балансовой стоимости и утвержденных норм амортизации ( включая и ускоренную амортизацию)   Амортизация нематериальных активов, платежи по обязательному страхованию имущества, платежи за выбросы загрязняющих веществ, оплата процентов по полученным кредитам, оплата услуг сторонних организаций, затраты на гарантийный ремонт и обслуживание , затраты на командировки и пр.   …………     ………….       ………….     …………  

 

                                            

 

                                                                                         Таблица 6 .

                         Баланс хозяйственных средств

                              на…………….. 200… года            

                                                                                         Единица измерения : тыс.руб.

            Актив              Пассив  
1 . Внеоборотные активы    Нематериальные активы    Основные средства                 Итого по разделу 1   2 . Оборотные активы 2.1 Запасы - материальные запасы, - незавершенное производство, - расходы будущих периодов, - готовая продукция и товары для перепродажи 2.2.Дебиторская задолженность 2.3.Краткосрочные финансовые       вложения 2.4.Денежные средства                  Итого по разделу 2                        Баланс     ….. ….. …..   …..   ….. …..   ….. …..   ….. ….. …..   ….. . 3 .Капиталы и резервы Уставный капитал Добавочный капитал. Резервный капитал Фонд социальной сферы   Нераспределенная прибыль отчетного года         Итого по разделу 3   4 . Долгосрочные обязательства                  Итого по разделу 4   5 . Краткосрочные обязательства   -кредиты банков   -прочие задолженности                   Итого по разделу 5                           Баланс       ….. ….. ….. …..     ….. …..   ….. …..   . ….. ….. …..     …  

 

                   Деятельность торговой фирмы

    Торговая фирма не производит товар, а покупает его для последующей розничной продажи.

    Объем продаж торговой фирмы ( иначе – товарооборот или выручка от реализации) определяется как

 

где      - розничная цена товара -того вида,          - количество проданного товара

-того вида ,     - номенклатура продаваемых товаров.

    Торговая фирма существует и развивается за счет разности между величиной товарооборота и покупной стоимостью проданного товара               т.е. за счет этой разности необходимо компенсировать собственные издержки (которые в этом случае называются «издержки обращения» ) и получить необходимую для расширения дея тельности прибыль.

 

Разность (             ) принято называть торговой наценкой. Для единицы товара определенного наименования торговая наценка – разность между ценой продажи, т.е. розничной ценой             , и ценой покупки.

    Абсолютная величина торговой наценки ( например, в руб.) может быть рассчитана через торговую скидку            , где     - торговая скидка, т.е. удельный вес наценки в розничной цене , или через торговую надбавку                           , где          -торговая надбавка , т.е.удельный вес наценки в цене покупки. Поскольку                                                 , то

 

 

-

 

и взаимосвязь между торговой скидкой и торговой надбавкой может быть представлена следующим образом:

 

Обычно фирмы розничной торговли, относящиеся к определенному типу, имеют торговую скидку ( торговую надбавку) примерно одинаковую. Это связано с тем, что в одних и тех же условиях и закупка и продажа товаров  определенного вида осущест

вляется по сходным ценам. Например, в * приводятся следующие данные.

 

*Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять: Пер. с англ..-

М.: ИНФРА-М,1996.-304с.

 

 

                                                                                                                 Таблица 7

Вид магазина и товара Торговая скидка , % Торговая надбавка, % Норма запаса, недели
А. Магазины товаров повседневного спроса - бакалейные товары - кондитерские изделия - безалкогольные и прохладительные напитки - алкогольные напитки - табачные изделия - периодические издания Б. Специализированные продовольственные Магазины - мясо - рыба - хлебобулочные и кондитерские - изделия - овощи В. Одежда, обувь, модные товары - обувные - одежда для мужчин - кожгалантерея - женская и детская одежда Г. Другие непродовольственные магазины - аптеки - фототовары - ювелирные товары - игрушки, спорттовары - цветочные - мебельные     20 25      30 15 8 27     24 26   44 25   42 37 35 33   24 35 39 28 37 35     25 33    43 18 9 37     32 35     78 33   72 58 54 49   32 54 64 39    59 54     4 5         - 7   5   -       1    0,3       1,5      1        14      13       13       16         8       9      23      15       -       11  
       

         

 

    При планировании деятельности торговой фирмы (фирмы по розничной продаже продуктов, печатных изданий, электробытовых товаров, одежды и обуви,

мебели и т.п.) отправным моментом служит планируемый товарооборот и сложившийся в данном виде деятельности размер торговой наценки, а также специ-

фические ( по роду продаваемых товаров и другим факторам ) требования к помещению и оборудованию.

  Первоочередной задачей торговой фирмы является установление таких рознич-

ных цен , которые позволят получить максимальную валовую прибыль , определяе-

мую как                                        . Изменение розничных цен вызывает изменение спроса и , следовательно , объема продаж. Поэтому результат хозяйственной деятельности торговой фирмы обеспечивается прежде всего тщательным подбором номенклатуры товаров и изучением потребительского спроса. Поскольку номенклатура и ассортимент товаров велики , то существуют широкие возможности варьирования розничными ценами за счет торговых надбавок .

 

                  Последовательность выполнения работы.

1. Выбрать тип магазина, руководствуясь данными, представленными в таблице 8….

2. Выбрать и обосновать:

- режим работы магазина,

- число посетителей в единицу времени,

- среднюю стоимость покупки,

- вероятность осуществления покупки.

3. Рассчитать планируемый товарооборот          ,тыс.руб./год.

4. Установить плановую величину суммарной торговой надбавки в границах

20-50% (основываясь на данных таблицы 8 ….).

5. Рассчитать суммарную стоимость товаров, закупаемых в планируемом период6.

6.  Определить величину торговой скидки и рассчитать планируемый размер валовой прибыли.

7. Выбрать норму запаса ( календарные дни) по данным таблицы 8…. и рассчитать

стоимость товарного запаса.

8.Распределить рассчитанную стоимость товарного запаса по видам товаров ( не

менее 3-х наименований); установить торговые надбавки на каждый товар.

Проверить, соответствует ли суммарная торговая надбавка значению, принятому

в п.4. Если не соответствует, изменить структуру закупок или принятые торговые

надбавки на конкретные товары.

9.Задать долю товарного запаса и арендной платы (арендная плата – 0,02-0,04 ) в общей стоимости оборотных средств ( 0,7-0,9) и рассчитать стоимость оборотных средств.

10. Рассчитать стоимость основных средств ( 0,025 – 0,04    ).

11.Выбрать удельный вес собственного капитала в общей сумме капитала -от

0,7 до 0,9.

12. Задать условия формирования заемного капитала, т.е. удельный вес в общей

сумме заемного капитала

- долгосрочных кредитов банка,

- краткосрочных кредитов банка,

- прочих краткосрочных обязательств.

13. Сформировать баланс хозяйственных средств фирмы на начало хозяйственной деятельности.

14. Задать условия для расчета издержек обращения

- величину транспортных расходов ( 0,5 – 5,0 % к покупной стоимости товаров);

- общее количество работающих , исходя из доли товарооборота на одного

работающего от 10 до 30 тыс.руб./мес;

- перечень необходимых должностей и количество работающих по

- каждой должности;

- систему оплаты труда и соответствующие оклады исполнителей, премии,

- компенсирующие выплаты;

- стоимость коммунальных услуг, 15-20% к стоимости аренды;

- среднюю норму амортизационных отчислений, от 8 до 15%/год;

- расходы на ремонт основных средств, от 80 до 120% к сумме годовых амортизационных отчислений;

- затраты на хранение, подработку и сортировку продукции, от 1 до 5% к по-купной стоимости товаров;

- расходы на рекламу, от 0,5 до 4% к валовой прибыли;

- прочие расходы, 10-20% к рассчитанной выше сумме издержек.

15.Рассчитать общую сумму и структуру издержек и оформить в виде таблицы…

16.Распределить издержки обращения на переменные и постоянные.

17. Построить график рентабельности и рассчитать точку безубыточности

   ( критический товарооборот ).

18. Задать удельный вес прибыли, остающейся после налогообложения

   в распоряжении торговой фирмы.

19. Составить отчет о прибылях и убытках.

20. Составить плановый баланс хозяйственных средств фирмы на конец

   планируемого периода.

21. Рассчитать плановые показатели хозяйственной деятельности фирмы.

 

Таблица8

                                          Номенклатура статей издержек обращения

                              торговой фирмы

                                                                                                                     

  Наименование статьи Содержание статьи Сумма, Тыс.руб./год
1   2     3     4   5   6   7     8      9     10   11     12   ...  Транспортные расходы   Расходы на оплату труда     Отчисления на социальные Нужды   Расходы на аренду и содер- жание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря     Амортизация основных средств     Расходы на ремонт основных средств     Износ санитарной и спецодежды, малоценных и быстроизнашивающихся предметов ( МБП )   Расходы на электроэнергию и топливо для производственных нужд   Расходы на хранение, под- работку, подсортировку, упаковку товаров   Расходы на рекламу   Затраты по оплате процентов   Потери товаров и технологические отходы     Оплата транспортных услуг сторонних организаций, оплата погрузки-выгрузки, плата за временное хранение   Заработная плата персонала с учетом премий, компенсирующих и стимулирующих выплат, оплаты отпусков   Отчисления от суммы начисленной заработной платы в государственные социальные внебюджетные фонды по действующим нормативам   Плата за текущую аренду, коммуналь- ные услуги ( отопление, освещение, водоснабжение ); стоимость электроэнергии, используемой при работе лифтов, подъемников, кассовых аппаратов, торговых автоматов; содержание и ремонт сигнализации, пожарная и сторожевая охрана сторонними организациями и т.п.   Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, рассчитанное исходя из их балансовой стоимости по установленным нормам амортизации   Заработная плата ремонтных рабочих, стоимость запасных частей и вспомогательных материалов   Износ МБП, оплата услуг прачечных, ремонтных мастерских и пр.   Расходы энергии, связанные с работой оборудования – овощерезок, мясорубок, моек и т.п.   Услуги сторонних организаций по перечисленным операциям     Оформление витрин, выставок, печатание прейскурантов и каталогов, изготовление этикеток; реклама в СМИ, световая реклама; стенды, муляжи и уценка экспонируемых товаров   По кредитам поставщиков , за пользо- вание займами   Определяются в пределах установленных норм естественной убыли       ………..     ………..     …………   ………..   ………..   ………..     ………..   ……….   ……….   ……….     ……….   ……….

 

                                          Основные расчеты

 

1. Величина планируемого товарооборота зависит от типа магазина, режима его работы, числа посетителей в единицу времени, вероятности осуществления покупки, средней стоимости покупки. Расчет можно показать на следующих примерах:

 

Вид магазина Число посети- телей в един. времени Время работы, час/день Средняя стоимость покупки, руб. Вероятность покупки
А.Небольшой продук- Товый магазин   Б.Супермаркет    В. Магазин по продаже обуви           10 чел\час     100 чел/час   60 чел/час 10     14   8 (10+100)/2= = 55   (50+500)/2= =275 (500+1500)/2= =1000 0,9     0,9   0,1

 

 =10х10х360х55х0,9= 1782000руб/год   -принимаем =2млн.руб/год

 =100х14х360х275х0,9= 124740000руб/год -принимаем =124млн.руб/год

=60х8х360х1000х0,1=17280000руб/год - принимаем     =17млн.руб/год

(Исполнитель работы может самостоятельно уточнить или усложнить расчет товарооборота за планируемый период).

 

 

2.Стоимость покупки товаров за планируемый период ( в данном случае – за год)

 

 

где      - планируемая величина торговой надбавки.

3.Стоимость товарного запаса

 

 

где        - норма запаса в календарных днях ( ориентировочные значения по видам товаров приведены в таблице … )

В данной работе стоимость товарного запаса рассматривается как стоимость одной

закупки.

4.Одна закупка предполагает приобретение различных товаров ( не менее 3-х

наименований). Различные торговые надбавки          , сложившиеся на рынке,

и структура закупок определяют планируемую величину суммарной торговой надбавки       :

 

где   - удельный вес стоимости закупки -того товара в общей сумме закупки,

   - номенклатура товаров. Расчеты оформляются в таблице:

 

Вид товара Стоимость од- ной закупки   Уд.вес закупки -того товара Сложившаяся торговая над- бавка для -того товара Взвешенная торговая надбавка
    1     2     3 Итого 500 1000 1000 2500 0,2 0,4 0,4 1,0 0,6 0,7 0,6 0,32 0,68 0,64 1,64

 

Расчет показывает, что такая структура закупок при существующих торговых надбавках позволит получить планируемую прибыль, если планируемая торговая надбавка          64%.

Если неравенство не выполняется, то следует изменить сочетание                  , структуры закупок и торговых надбавок на конкретные товары, руководствуясь

результатами исследования рынка и конкурентоспособностью продаваемых то-

варов.

5.Коэффициент покрытия ( коэффициент валового доходо, валовая маржа) для

- того товара

 

 

где        - планируемый товарооборот -того товара.

Вклад    -того товара в общий планируемый товарооборот

 

 

15. Товарооборот (выручка от реализации), соответствующий точке безубыточности

( когда прибыль от реализации товаров равна нулю)

 

 

где    - номенклатура товаров,      - постоянные затраты фирмы в планируемом периоде, млн.руб./год.

 

 

             Задачи к семинарским занятиям

Вводная тема.

Вопросы для обсуждения.

1. Понятия: результативность деятельности, экономичность, прибыльность, платежеспособность.

2. Рентабельность капитала как показатель эффективности деятельности организации. Срок окупаемости – срок возврата инвестированного капитала.

Задача 1.

Предприятие по производству керамики планирует производство юбилейного набора с соответствующей символикой. Руководство рассматривает следующие альтернативные варианты:

Показатели Вар.1 Вар.2 Вар.3
Объем производства, шт/год Необходимые капиталовложения, млн.р. Планируемые затраты на одно изделие, р/шт. Цена одного набора , р./шт. 20000 1 200   250 30000 1.2 180   210 50000 2 150   180

 

А. Рассчитать прибыль (р./год) и рентабельность капитала для рассматриваемых вариантов. Выбрать наиболее эффективный вариант. Б. Назначить фактические величины затрат, цены и объема продаж для выбранного варианта и рассчитать результативность, экономичность и рентабельность по фактическим данным.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.