МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ

ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

НОРМАТИВНАЯ ШКАЛА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ.

Разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей: « Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера"» и "«Познавательный язык".

 

ИНСТРУКЦИЯ.

В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводится опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» – 140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.

Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах.

Общие двигательные способности.

№ Наименование усвоенного действия        норма в  опережение

                                                                     месяцах   на 30%

1. Поднимает подбородок, лежа на животе                      1        0,30

2. Держит голову и корпус                                                2       1,40

3. Переворачивается лежа                                                    3        2,40

4. Сидит при поддержке                                                       4        2,80

5. Сидит самостоятельно                                                     7        4,90

6. Стоит с посторонней помощью                                      8        5,60

7. Стоит, держась за опору                                                  9        6,30

8. Ползает                                                                             11       7,70

9. Устойчиво стоит сам                                                 11       7,70

10.  Ходит самостоятельно                                            12,5     8,75

11.  Ходит, прекратив ползать                                     15        10,50

12.   Ползает по ступенькам лестницы                       15        10,50

13.  Поднимается по ступенькам                                18        12,50

14.  Самостоятельно сидит на стуле                            18       12,60

15.  Переворачивает страницы книги                          18       12,60

16.  Спускается по ступенькам лестницы, держась   21       14,70

одной рукой за опору

17. Поднимается по ступенькам, держась за перила 21       14,70

18.  Хорошо бегает (без падений )                                24        16,8

19. Поднимается и спускается по ступенькам            24       16,80

самостоятельно

20. Ходит на цыпочках                                                30        21,00

21.  Прыгает одновременно двумя ногами                30        21,00

22.  Чередует ноги, поднимаясь по ступенькам        36        25,20

23.  Прыгает с места                                                     36        25,20

24.  Катается на трехколесном велосипеде, используя 36       25,20

педали

25. Прыгает на одной ноге                                           48       33,60

26.  Бросает мяч                                                            48        33,60

27.   Прыгает с чередованием ног                               60        42,00

Двигательные способности более специального характера

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия                норма опережение

_____________________________________________________________

1. Схватывает и тут же выпускает из рук ложку                    1   0,70

2. Координирует глаза по вертикали                                      1   0,70

3. Играет с погремушкой                                                          3   2,10

4. Манипулирует с мячиком, проявляет интерес к деталям 6  4,20

5. Координированно натягивает ленту                                     7    4,90

6. Избирательно пользуется левой и правой рукой                8  5,60

7. Держит предмет между пальцами и ладонью                      9  6,30

8. Координированно держит карандаш                                    11 7,70

9. Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль             11 7,70

10. Самостоятельно рисует каракули                                       13 9,10

11. При рисовании имитирует штрихи                                   15 10,50

12. Сгибает лист бумаги                                                          21 14,70

14. При рисовании имитирует штрихи типа О и Y              24 16,80

15. Имитирует штрихи типа Y и H                                      3 0 21,00

16. Имитирует мостик из кубиков                                        36  25,50

17. Рисует человека, составляя его из частей                      48  33,60

18. Рисует четко различаемую фигуру человека          60  42,00

19. Копирует треугольник                                                     60  42,00

20. Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды     72  50,40

Познавательный язык

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия               норма опережение

_____________________________________________________________

1. «Социальная улыбка» при виде человека                       1,5   1,05

2. Издает четыре и более звуковых тонов                            1,6   1,12

3. Визуально опознает мать                                                    2     1,40

4. Реагирует на звук взором                                                    2,2  1,54

5. Издает два разных звука                                                     2,3  1,61

6. Произносит четыре разных слога                                      7     4,90

7. Произносит «да-да» или нечто аналогичное                   7,9   5,53

8. Реагирует на свое имя                                                           9     6,3

9. Проявляет интерес к картинкам в книгах                         10   7,00

10. Имитирует слова                                                               12,5 8,75

11. Имеет активный словарный запас не менее трех слов

( помимо «ма-ма» и «да-да» )                                               14    9,80

12. Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена 15   10,50

13. Показывает названную часть тела                                 17   11,90

14. Называет один предмет (« Что это? »)                          17,8 12,46

15. Выполняет указание положить предмет на стул         17,8 12,46

16. Имеет активный словарь из 10 слов                              18   12,60

17. Имеет активный словарь из 20 слов                              21   14,70

18. Соединяет два или три слова                                        21    14,70

19. Перестает использовать жаргон, строит предложение из

трех слов                                                                                24    16,80

20. Пользуется словами: «я», «ты», «мне»                         24    16,80

21. Называет три и более предметов на картинке            24     16,80

22. Способен опознать пять и более предметов                24    16,80

23. Опознает семь предметов                                              30    21,00

24. Называет свое имя                                                           30   21,00

25. Называет пять предметов на картинке                          30   21,00

26. Способен сказать, как используются те или иные предметы 30 21,00

27. Считает (перечисляет) предметы до трех                     36   25,20

28. Различает пол человека                                                  36   25,20

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Если Ваш ребенок опережает норму на 30% и более по представленным параметрам, то есть основания считать его одаренным. Опережение необходимо по большинству представленных параметров.

Одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состояние, а как динамическая характеристика.



Обобщенный лист ответов

Дата тестирования_____________ Кол. человек_______

Сад№____________ Группа___________

Эксперт_________________

Таблица итоговых данных ( суммарные баллы)

 

№ п/п Ф.И. ребенка

Опросник 1

 Э    Р

Опросник 2

Э      Р       

Опросник 3

Э     Р

Опросник 4

Э    Р

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

Э – эксперт, Р – родитель.

 

Обработка полученных данных

Для каждого ребенка суммируем баллы по всем утверждениям каждого опросника. Получаем суммарные сырые баллы ребенка. Затем сравниваем полученные сырые баллы с нормативными данными и оцениваем место каждого ребенка по каждому виду способностей относительно нормы.

Средние и стандартные отклонения для разных возрастных групп.

Группа1 (возраст 5 лет – 6 лет 11 месяцев)

 

5л. – 6л.11мес. Категория Оценивающих М Среднее Стандартное Отклонение

Опросник 1

Эксперт 19,4 6,8
Родители 23,6 4,5

Опрсник 2

Эксперт 21,5 5,8
Родители 26,1 4,4

Опросник 3

Эксперт 21,1 6,4
Родители 27,4 4,5

Опросник 4

Эксперт 25,4 7,3
Родители 29,4 6,0

 

Методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

1. Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)

2. Мудрец может ответить на любые твои вопросы. О чем бы ты спросил у него? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

3. Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

4. Чудо-машина умеет все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки. Что должна сделать чудо-машина по твоему приказанию? – 5 мин.

5. Главная книга страны Вообразилии. В ней любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги? – 5 мин.

6. Ты очутился вместе с мамой в таком месте, где все разрешается. Ты можешь делать все, что твоей душе угодно. Придумай, что бы ты в таком случае делал? - (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

· Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

· Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

· Низкий уровень познавательной потребности –2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

· Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

· Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

· Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания - иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2,3,4,5.

Методика

«Радости и огорчения»

Методика помогает выявить место познавательной деятельности в системе ценностных ориентаций дошкольников.

После организованного познавательного занятия по формированию элементарных математических представлений ребёнка спрашивают:

1. Что тебя больше всего порадовало во время занятия?

2. Что тебя больше всего огорчило во время занятия?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

1. Когда во время занятия ты сильнее всего чувствовал радость?

2. Когда во время занятия ты сильнее всего огорчался?

Анализ ответов фиксируется в схеме:

Фамилия,

имя

Радости и огорчения

Связанные с самим собой Связанные. с другими людьми, с общением Связанные с познавательной деятельностью
       
       

 

Примечание: проводить методику сразу после занятия нежелательно, т.к. полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от занятия. Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких занятий.

 

Как творчески развивать ребенка Рекомендации родителям.

 

1 Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.

7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки..

13 Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.

14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

18. Со вниманием относитесь к его потребностям.

19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

20. Не дразните ребенка за ошибки.

21. Хвалите за любые успехи.

22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

25. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

26. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

27. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.

28. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

29. Помогайте ребенку стать личностью.

30. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

31. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

32. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

33. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

34. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

35. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ

ОДАРЕННОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

НОРМАТИВНАЯ ШКАЛА ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ.

Разработана американскими учеными И.Г. Холлом, Н.Скиннером специально для родителей. Охватывает возрастной диапазон от одного месяца до семи лет.

Состоит из трех относительно самостоятельных частей: « Общие двигательные способности», «Двигательные способности более специального характера"» и "«Познавательный язык".

 

ИНСТРУКЦИЯ.

В таблицах рядом с названием каждой способности указана возрастная норма в месяцах. Кроме целых значений приведены даже сотые доли. Рядом, в четвертом столбце таблицы, приводится опережение на 30%, оно аналогично «коэффициенту интеллекта» – 140 баллов. Данное опережение обычно квалифицируется как одаренность.

Сопоставьте показатели своего ребенка с данными, представленными в таблицах.

Общие двигательные способности.

№ Наименование усвоенного действия        норма в  опережение

                                                                     месяцах   на 30%

1. Поднимает подбородок, лежа на животе                      1        0,30

2. Держит голову и корпус                                                2       1,40

3. Переворачивается лежа                                                    3        2,40

4. Сидит при поддержке                                                       4        2,80

5. Сидит самостоятельно                                                     7        4,90

6. Стоит с посторонней помощью                                      8        5,60

7. Стоит, держась за опору                                                  9        6,30

8. Ползает                                                                             11       7,70

9. Устойчиво стоит сам                                                 11       7,70

10.  Ходит самостоятельно                                            12,5     8,75

11.  Ходит, прекратив ползать                                     15        10,50

12.   Ползает по ступенькам лестницы                       15        10,50

13.  Поднимается по ступенькам                                18        12,50

14.  Самостоятельно сидит на стуле                            18       12,60

15.  Переворачивает страницы книги                          18       12,60

16.  Спускается по ступенькам лестницы, держась   21       14,70

одной рукой за опору

17. Поднимается по ступенькам, держась за перила 21       14,70

18.  Хорошо бегает (без падений )                                24        16,8

19. Поднимается и спускается по ступенькам            24       16,80

самостоятельно

20. Ходит на цыпочках                                                30        21,00

21.  Прыгает одновременно двумя ногами                30        21,00

22.  Чередует ноги, поднимаясь по ступенькам        36        25,20

23.  Прыгает с места                                                     36        25,20

24.  Катается на трехколесном велосипеде, используя 36       25,20

педали

25. Прыгает на одной ноге                                           48       33,60

26.  Бросает мяч                                                            48        33,60

27.   Прыгает с чередованием ног                               60        42,00

Двигательные способности более специального характера

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия                норма опережение

_____________________________________________________________

1. Схватывает и тут же выпускает из рук ложку                    1   0,70

2. Координирует глаза по вертикали                                      1   0,70

3. Играет с погремушкой                                                          3   2,10

4. Манипулирует с мячиком, проявляет интерес к деталям 6  4,20

5. Координированно натягивает ленту                                     7    4,90

6. Избирательно пользуется левой и правой рукой                8  5,60

7. Держит предмет между пальцами и ладонью                      9  6,30

8. Координированно держит карандаш                                    11 7,70

9. Самостоятельно толкает игрушечный автомобиль             11 7,70

10. Самостоятельно рисует каракули                                       13 9,10

11. При рисовании имитирует штрихи                                   15 10,50

12. Сгибает лист бумаги                                                          21 14,70

14. При рисовании имитирует штрихи типа О и Y              24 16,80

15. Имитирует штрихи типа Y и H                                      3 0 21,00

16. Имитирует мостик из кубиков                                        36  25,50

17. Рисует человека, составляя его из частей                      48  33,60

18. Рисует четко различаемую фигуру человека          60  42,00

19. Копирует треугольник                                                     60  42,00

20. Рисует человека с изображением шеи, рук, одежды     72  50,40

Познавательный язык

_____________________________________________________________

№ Наименование усвоенного действия               норма опережение

_____________________________________________________________

1. «Социальная улыбка» при виде человека                       1,5   1,05

2. Издает четыре и более звуковых тонов                            1,6   1,12

3. Визуально опознает мать                                                    2     1,40

4. Реагирует на звук взором                                                    2,2  1,54

5. Издает два разных звука                                                     2,3  1,61

6. Произносит четыре разных слога                                      7     4,90

7. Произносит «да-да» или нечто аналогичное                   7,9   5,53

8. Реагирует на свое имя                                                           9     6,3

9. Проявляет интерес к картинкам в книгах                         10   7,00

10. Имитирует слова                                                               12,5 8,75

11. Имеет активный словарный запас не менее трех слов

( помимо «ма-ма» и «да-да» )                                               14    9,80

12. Имеет активный словарь из 4-6 слов, включая имена 15   10,50

13. Показывает названную часть тела                                 17   11,90

14. Называет один предмет (« Что это? »)                          17,8 12,46

15. Выполняет указание положить предмет на стул         17,8 12,46

16. Имеет активный словарь из 10 слов                              18   12,60

17. Имеет активный словарь из 20 слов                              21   14,70

18. Соединяет два или три слова                                        21    14,70

19. Перестает использовать жаргон, строит предложение из

трех слов                                                                                24    16,80

20. Пользуется словами: «я», «ты», «мне»                         24    16,80

21. Называет три и более предметов на картинке            24     16,80

22. Способен опознать пять и более предметов                24    16,80

23. Опознает семь предметов                                              30    21,00

24. Называет свое имя                                                           30   21,00

25. Называет пять предметов на картинке                          30   21,00

26. Способен сказать, как используются те или иные предметы 30 21,00

27. Считает (перечисляет) предметы до трех                     36   25,20

28. Различает пол человека                                                  36   25,20

 

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Если Ваш ребенок опережает норму на 30% и более по представленным параметрам, то есть основания считать его одаренным. Опережение необходимо по большинству представленных параметров.

Одаренность в данном случае рассматривается не как одномоментное состояние, а как динамическая характеристика.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.