Философия и наука на рубеже XX и XXI веков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001.

Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.

Водопьянов П.А., Крисаченко В.С. Великий день гнева: экология и эсхатология. – Мн., 1993.

Высокие технологии и современная цивилизация. – М., 1999.

Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

Грани глобализации. – М., 2003.

Деррида Ж. О грамматологии. – М., 2000.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

Козловский П. Культура постмодерна. – М., 1997.

Лиотар Ж.-Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.

Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.

Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.

Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. – М., 1994.

Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века. – М., 2003.

Человек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика В.С. Стёпина. – М., 2004.

Вопросы к кандидатскому минимуму по дисциплине «История и философия науки»

1. Предмет и задачи курса «История и философия науки».

2. Становление и основные этапы развития философии науки.

3. Понятие науки: наука как вид познавательной деятельности; наука как система знаний; наука как социальный институт.

4. Философия и наука. Философские концепции науки.

5. Функции науки в социальной системе.

6. Преднаука Древнего мира: от мифа к логосу.

7. Преднаука Средневековья и Возрождения.

8. Формирование и развитие классической науки в Новое время.

9. Черты и критерии классической науки.

10. Неклассическая и постнеклассическая наука XX века.

11. Проблема демаркации нормативной и ненормативной науки.

12. Проблема классификации наук.

13. Экстернализм и интернализм, куммулятивизм и антикуммулятивизм в понимании динамики науки.

14. Преемственность в развитии науки, ее количественные и качественные изменения.

15. Математизация и информатизация науки.

16. Процессы дифференциации и интеграции наук.

17. Научные революции и их типология.

18. Сущность и основные направления современной научно-технологической революции.

19. Научная рациональность как предмет философии науки.

20. Исторические типы научной рациональности.

21. Субъективность и коммуникативная рациональность

22. Специфика научного познания и его структура.

23. Основные этапы научного исследования.

24. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

25. Формы познавательной деятельности: проблема, факт, гипотеза, теория, закон.

26. Специфика, структура и содержание эмпирического познания.

27. Специфика и структура теоретического познания.

28. Научно-исследовательская программа.

29. Понятие «парадигма» и ее роль в науке.

30. Идеалы и нормы научного исследования.

31. Понятия «метод», «методика», «методология», «подход».

32. Проблема классификации научных методов.

33. Методы эмпирического исследования.

34. Эксперимент как основной метод эмпирической науки. Виды и функции эксперимента.

35. Методы теоретического познания.

36. Новые стратегии в изучении сложных систем. Синергетика и нелинейная динамика.

37. Проблема истины и ее критериев в современной философии и науке.

38. Научная картина мира и ее структура.

39. Типология научной картины мира.

40. Научная картина мира и научное мировоззрение.

41. Этические проблемы современной науки.

42. Свобода исследований и ответственность ученого.

43. Научно-технический прогресс и его социальные последствия.

44. Сближение идеалов естественно-научного и социогуманитарного познания.

45. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.

46. Сходство и различия наук о природе и наук об обществе: современные проблемы.

47. Становление дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания.

48. Социально-гуманитарное знание в социальном контексте: особенности возникновения и развития в условиях Запада и России.

49. Объект, предмет и методы социально-гуманитарных наук.

50. Проблемы взаимодействия естественно-научного и гуманитарного знания в современном мире.

51. Специфика социально-гуманитарного познания.

52. Субъект социально-гуманитарного познания.

53. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность.

54. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

55. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология),

56. История как форма проявления жизни (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.).

57. Переосмысление категорий пространства и времени в социально-гуманитарном контексте. Понятие «хронотоп».

58. Коммуникативная природа социально-гуманитарного познания.

59. Проблема истины в социально-гуманитарных науках. Истина и правда.

60. Объяснение и понимание в науках о человеке и обществе.

61. Герменевтика как учение о понимании и интерпретации текста (В.Дильтей, Г.Гадамер).

62. Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн).

63. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук.

64. Проблема оснований социальной теории.

65. Изменения дисциплинарной структуры социально-гуманитарного знания в процессе социальных трансформаций.

66. Возрастание роли социально-гуманитарного знания в современном обществе.

 

Для экономистов

· История экономической мысли в докапиталистическую эпоху.

· Идейные истоки формирования классической политической экономии. А.Смит, У Пети, физиократы (Ф.Кенкэ, Ж.Тюрго).

· Д.Рикардо о ренте и будущем капитализма. Дж.С.Милль.

· Макроэкономические теории Ж.Б.Сея, Ж.-Ш.Сисмонди и Т.Мальтуса.

· Экономическая теория К.Маркса.

· Историческая школа в политэкономии. 

· Маржиналистская революция: причины и последствия.

· Австрийская школа маржинализма: К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер.

· Английские маржиналисты: У.С.Джевонс, Ф.И.Эджуорт.

· Теория общего экономического равновесия: Леон Вальрас и его последователи в XX веке (А.Вальд, Дж.фон Нейман, Дж.Хикс, К.Эрроу, Ж.Дебре.

· Маржиналистская теория распределения дохода: Дж.Б.Кларк и др.

· Американский институционализм: Т.Веблен, У.К.Митчел, Дж. Коммонс, Дж.К.Гэлбрайт.

· Дж.М.Кейнс и кейнсианство (нео-,посткейнсиантсво).

· Теории экономического роста: основные модели.

· Экономическая теория предложения: теоретические основы.

· Монетаризм XX века: М.Фридмен против Кейнса.

· Новый институционализм. Теория общественного выбора.

· Теория «экономического империализма».

· Плюрализм экономических теорий и проблема выбора адекватной теории.

· Российские версии западных концепций политической экономии

· Экономический романтизм: славянофилы и западники.

· Легальный марксизм, ревизионизм и ленинская теория построения социализма в России.

· Политическая экономия социализма в России.  

Для юристов

· Предмет и метод политических и правовых учений.

· Основные особенности политико-правовой идеологии в странах Древнего Востока (Индия, Китай).

· Учение Платона о государстве и законах.

· Политико-правовое учение Аристотеля

· Теория божественного права (Августин Аврелий и Фома Аквинский)

· Политическое учение Макиавелли.

· Учение Гроция о праве и государстве.

· Учение Гоббса о государстве и праве.

· Учение Монтескье о законах и государстве.

· Политико-правовое учение Руссо.

· Политико-правовое учение Радищева.

· Учение И.Канта о праве и государстве.

· Политико-правовое учение Гегеля.

· Учение О.Конта о государстве и праве.

· Историко-материалистическая концепция государства и права Маркса и Энгельса.

· Теория юридического позитивизма (Д.Остин, Г.Кельзен)

· Неокантианская теория права и государства. Штаммлер. Кистяковский.

· Социологическая школа права (Иеринг, Эрлих, Дюги).

· Психологическая теория права Л.Петражицкого.

· Современные теории государства.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 200.