соперника. С радостными возгласами, подгоняя коня, он буквально летел к тому месту, куда ему указывали, и наконец настиг Дария. Тот умирал, покинутый всеми, предательски сражённый своим сатрапом Бессом. Сойдя с коня, Александр попытался расслышать его предсмертный хрип. Когда же Дарий III испустил дух, Александр возвестил войску, что иранский царь сделал его своим преемником. Не напрасно он воссел на трон Ахеменидов, приносил жертвы богу Мардуку в Вавилоне и приказал восстановить гробницу Кира — основателя персидской державы! Отныне Александр стал «законным» преемником и наследником Дария III на иранском троне.
Александр с удивительной лёгкостью усвоил варварские методы управления и варварские привычки прежних владык Ирана. Он всё-таки не был греком, а только прикоснулся к греческой культуре, но не впитал её, несмотря на свою любовь к Гомеру. Его намного больше прельщало всевластие и вседозволенность правителя Азии, чем простота и непритязательность царя Македонии. Александр надел придворную персидскую одежду, чем вызвал немало затаённого веселья и косых взглядов македонцев; обзавёлся гаремом из 300 наложниц. Он требовал, чтобы перед ним падали ниц, чтобы старые друзья испрашивали у него аудиенции. Горе было тому, кто не принимал подарков царя, — он никогда не прощал этого. Щедрой рукой одаривал он жаждущих богатств. Повелитель Азии устраивал пышные приёмы и приказал почитать себя повсюду как бога.
Македонская знать, пытавшаяся критиковать «божественного» Александра, поплатилась за свою самонадеянность: казни полководцев Пермениона и Филота заставили её замолчать. Несдержанный и упрямый, Александр не выносил покушения на своё царское достоинство — жертвой его необузданности и деспотичности стал Клит, друг его детства, спасший ему жизнь в битве при Гранике. Взбешённый дерзкими речами Клита, царь убил его на пиру.
Но роскошный двор и пышные церемонии не могли удержать Александра, жадный взор которого, не успев оглядеть приобретённого, уже стремился к новым землям.
Поводом к новым походам стало то, что убийца Дария III Бесс тоже провозгласил себя царём Азии. Войско Александра, с трудом перевалив через горы, заняло Бактрию (Афганистан) и, с невероятными трудностями одолев безводную пустыню, вошло в Согдиану. Бесс был схвачен и умер под страшными пытками.
В Средней Азии Александр показал себя ещё менее человечным, чем прежде: Бранхиды, Среднеазиатская Газа, Кирополь были стёрты с лица земли. Даже деревьев не щадили мечи владыки Азии, оставлявшего после себя вместо оазисов голую пустыню. Надолго запомнила эта древняя земля тяжёлую руку Александра Македонского! Хуже варваров оказался этот неверный ученик греческих философов. Впрочем, и философов не щадил бешеный нрав Александра: философ Каллисфен, посмевший
критиковать его восточную политику, умер в тюрьме.
Из разорённой Средней Азии Александр Македонский отправился в сказочную Индию (327 г. до н. э.). Покорив Пенджаб и основав города Никею и Букефалию, Александр рвался за Инд к последнему, как ему хотелось надеяться, Восточному морю. Но победный марш был остановлен его собственными войсками. Македонцы, которые восемь лет без устали завоёвывали для Александра обитаемый мир, не выдержали. Они отказались переходить реку Гефасис (Биас) перед долиной Ганга (326 г. до н. э.). Ни угрозами, ни уговорами, ни обращением к богам и воинской чести царь не смог заставить своих воинов сделать даже шаг вперёд. И повелитель Азии повернул назад. Но напоследок, в назидание и устрашение потомкам, он велел оставить на месте последней стоянки «лагерь великанов». Огромные палатки, оружие, конюшни и 12 грандиозных алтарей должны были убедить всех, что здесь останавливались гиганты.
Но Александр не пошёл обратно старым путём — он решил дойти до океана, если не на востоке, то на юге. Македонские войска, спускаясь по Инду, покоряли города на его берегах и уничтожали жителей.
Дойдя до заветной глади Индийского океана, Александр решил с частью войск возвращаться по суше, а своего друга и военачальника Неарха с другой частью армии отправил добираться домой морем. Возможно, впоследствии Александр горько пожалел, что выбрал для себя такой путь. Его дорога лежала через горячие, коварные и безводные пески Юго-Восточного Ирана. Три четверти победоносного войска осталось в жгучих песках Гедросийской пустыни.
Вступив в свои владения, Александр узнал, что в его огромном царстве далеко не всё спокойно. Многие сатрапы, перешедшие к нему ещё от Дария III и оставленные царём на своих постах, охотно поверив слуху о гибели Александра, решили образовать собственные государства. Много скатилось голов этих новоявленных царей и начальников гарнизонов, повинных в злоупотреблении властью. Но окончательного порядка в своей огромной державе Александр установить так и не сумел. Он победил Иранскую державу, воспользовавшись главной её слабостью — раздробленностью, но не искоренил этот порок.
Армия Александра теперь перестала быть чисто греческой — более чем половину её составляли жители покорённых стран. Даже высшие военные должности могли получать иранцы.
Столицей своего государства Александр Македонский сделал Вавилон. Основанные Александром новые города должны были стать опорой греко-македонских правителей в Азии. Огромная держава, созданная в результате завоеваний Александра Македонского, простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством Древнего Мира.
144
Бой персов с греками.
В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Следующей его жертвой должно было стать Средиземноморье: Карфаген, Северная Африка, Сицилия, Испания, Италия. На разведку западного берега Африки Александр собирался отправить флот Неарха, который впоследствии, отправившись исполнять завет Александра, так никогда и не вернулся.
Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. После смерти Александра Великого его империя, лишённая прочной внутренней связи, развалилась, как карточный домик. Его полководцы поделили мир между собой, а гроб с телом Александра увёз в свою часть владений сатрап Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом-покровителем своего рода (см. ст. «Эллинистические государства»).
Долгая память осталась в веках об Александре Македонском. И причина этого — не его держава, которая распалась сразу после его смерти. Не был он и основателем новой династии: два его сына — Александр и Геракл — ещё юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та лёгкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет — и ничего для бессмертия!» Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру, и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра). Многие из основанных им городов (более 30) в разных частях света, носящие его имя, напоминали о великих завоеваниях. Некоторые из них сохранились до нашего времени: Искендерун (Александрия при Иссе), Аль-Искандария (Александрия Египетская), Герат (Александрия в Арии), Кандагар (Александрия в Арахосии), Ходжент (Александрия Крайняя).
И пусть греки, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Предоставим Александру, если ему так хочется, называть себя богом». Он всё-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, легендой и удивительной былью для современников и потомков.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА
В 323 г. до н. э., не завершив своих планов создания мировой державы, умер Александр Македонский. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему». Началась борьба за власть. Полководцы, собравшись в Вавилоне, после долгих споров решили признать царём Арридея, слабоумного побочного сына Филиппа II, единокровного брата Александра. Арридей получил на троне имя Филиппа III. Законным наследником Александра должен был стать ребёнок, которого ждала его жена Роксана, если это будет мальчик. Ему также предназначался титул македонского царя. Регентом был назначен хилиарх Пердикка. Тело Александра захватил его телохранитель Птолемей и отправил, по одной из версий, в бочке с мёдом в Александрию, где похоронил в роскошном саркофаге (см. сюжет «Погребение Александра Македонского»). Стратегом европейской части империи Александра был оставлен Антипатр.
Огромная империя Александра была поделена между его соратниками (диадохами). Получившие сатрапии (области управления) диадохи, не имея над собой жёсткого контроля со стороны центральной власти и теперь, после смерти Александра, не испытывая перед ней страха, начали успешно укрепляться в своих землях. Регент Пердикка при поддержке Эвмена, который долгое время был секретарём Александра, попытался активно вмешиваться в дела сатрапий, требуя отчёта и повиновения. Против них выступили Птолемей Лаг, Антигон Одноглазый, Кратер и Антипатр. Пердикка был убит, Кратер погиб, а талантливый Эвмен в результате предательства оказался в руках стратега Азии Антигона, который предпочёл избавиться от опасного противника.
В 317 г. до н. э. территории были заново распределены между победителями. Антигону Одноглазому досталась почти вся Азия, Птолемей прочнее укрепился в Египте, Лисимах — во Фракии, Селевк оказался лишённым владений в Вавилонии; Кассандр, сын Антипатра, начал борьбу за власть над Грецией.
Антигон ни с кем не пожелал делиться приобретёнными территориями, и в 315 г. до н. э. с новой силой вспыхнула война диадохов. Антигон сумел покорить почти всю Азию, но был не в состоянии контролировать столь огромную территорию и не смог после поражения своего сына Деметрия Полиоркета у Газы помешать Селевку укрепиться в Вавилонии. Военные действия сосредоточились в районе Эгейского моря. Деметрий Полиоркет, переправившись в Грецию, нанёс весьма ощутимые поражения Кассандру и Птолемею. Отцу и сыну
146
удалось восстановить большую часть империи Александра Македонского. Антигон провозгласил себя и Деметрия царями. Остальные диадохи при таком раскладе оказались в положении мятежных полководцев. Тогда Птолемей, Кассандр, Лисимах и Селевк тоже провозгласили себя царями своих государств. В 302 г. до н. э. они вновь выступили против Антигона, которому пришлось действовать на два фронта — в Греции и Азии. В 301 г. до н. э. в битве при Ипсе 80-летний полководец, который до самого последнего момента верил в свою победу, погиб. Вместе с ним погибли и надежды на восстановление империи Александра. Она раскололась на сильные государства: Египет, Македонию, Сирию и Фракию.
Последователи Александра стали активными продолжателями его политики. Их могущество основывалось прежде всего на войске македонского образца. Первоначально армия состояла из македонцев и греков, но постепенно их начали заменять наёмники из варваров и местных жителей.
Македонцы, которые пришли с диадохами в Египет и Азию, прочно обосновались там. Ветераны быстро осваивались в новых условиях, перенимая обычаи местных жителей. Аристократия же, наоборот, стремилась не только сохранить, но и подчеркнуть своё эллинское происхождение. И так как именно македонцы первоначально занимали высшие государственные и военные должности, местные вельможи должны были приспосабливаться к греческим обычаям. В азиатских городах появились библиотеки, гимнасии и школы по греческому образцу. В литературе греческий язык вытеснял местные, и наряду с традиционными восточными торжествами проходили эллинские игры и празднества. Постепенно греческие и местные боги образовали единый пантеон. Иногда возникали новые культы, например культ бога Сераписа в Египте.
Чтобы власть была прочной, силы оружия мало. Александр Македонский, ещё при жизни провозглашённый сыном бога, после смерти был объявлен богом. Птолемей Лаг в Египте провозгласил Александра покровителем своего рода, благо саркофаг с телом царя находился в Александрии. Если первоначально фигура Александра заслоняла своих последователей, то постепенно под влиянием местных обычаев и новые цари начинают обожествляться. Сначала после смерти, а затем и при жизни. В значительной мере здесь кроется причина того, что царь становится единственным источником законов. Селевк I Никатор объявил своим воинам: «Справедливо всё то, что постановлено царём».
Царская власть в эллинистических государствах опиралась также на вновь основанные города с греческим населением, которые являлись центрами македонского господства. Эти города сохраняли автономную систему управления во внутренних делах и имели некоторую степень свободы. Исключение составляла лишь столица Египта Александрия.
Управление государствами осуществлялось с помощью развитой административной системы. Порождённое ею огромное число чиновников посте-
пенно становилось обузой, а не опорой царской власти, что в конечном счёте привело к развалу системы управления.
Битва при Ипсе не была последней в борьбе диадохов. В течение всей эпохи эллинизма не прекращались войны и перекройка границ. Но редко какая-либо одна сторона надолго получала перевес. Ни одному из новых государств не удалось усилиться настолько, чтобы поглотить или существенно ослабить остальные.
Последнюю решительную попытку восстановить империю Александра предпринял один из самых выдающихся диадохов Селевк. Он повторил поход Александра в Индию и одержал победу над индийским царём, после чего стал именовать себя Никатором (Победителем). 77-летний Селевк был предательски убит своим гостем Птолемеем Керавном. Войско провозгласило Птолемея Керавна царём Македонии. Однако правление его было недолгим. В 279 г. до н. э. кельты-галаты вторглись в Македонию, и вероломный правитель погиб в сражении с варварами. Но галатам не удалось укрепиться в Греции. Часть из них была разбита в Малой Азии Антиохом I, а оставшихся в Элладе изгнал Антигон Гонат, сын Деметрия Полиоркета.
В 276 г. до н. э. Антигон Гонат был провозглашён царём Македонии. Это был умный и талантливый правитель. Постепенно он прибрал к рукам почти всю Элладу. Политическую независимость удалось сохранить только Спарте. Но македонское господство оказалось непрочным. В 267 г. до н. э. вспыхнула новая война. Афины, недовольные гегемонией Антигона, заключили союз со Спартой и, поддерживаемые Египтом, взбунтовались. Удачные действия Антигона Гоната вынудили Египет оставить союзников на произвол судьбы, и в 262 г. до н. э. Афины вынуждены были подчиниться власти царя Македонии, приняв к себе его гарнизон. Антигон сумел захватить стратегически важный город Коринф, который позволял ему контролировать всю среднюю Грецию. Активное участие Антигона в международной политике укрепило его положение и помогло ему установить контроль над Эгейским морем.
Смерть Александра Македонского воскресила в греках надежду на возвращение своей независимости. Некогда великая Греция не могла примириться с кабальной зависимостью от Македонии. Попытки освободиться от неё предпринимались много раз. На севере Пелопоннеса был создан Ахейский союз. Стратегом Ахейского союза стал Арат, фигура примечательная. Умный, честолюбивый и достаточно вероломный, чтобы быть хорошим политиком, Арат сумел заключить союз со Спартой и заинтересовать своими планами Египет, который нуждался в ослаблении Македонии. В 242 г. до н. э. Арат захватил Коринф, лишив Македонию контроля над Грецией. С 229 г. до н. э. началось массовое освобождение греческих городов от македонской гегемонии и присоединение их к Ахейскому союзу. Все дипломатические успехи Антигона Гоната были ут-
147
рачены, контроль над Эгейским морем перешёл к Египту. Македония постепенно начала сходить с международной арены эллинистического мира. Но это ещё не означало ни полного краха Македонии, ни возвращения греческой свободы.
К 226 г. до н. э. усилилась Спарта, в которой царь Клеомен провёл ряд серьёзных реформ, что позволило ему в 224 г. до н. э. захватить почти всю Грецию. Однако успехи Спарты оказались более чем кратковременными. Стратег Ахейского союза Арат и новый царь Македонии Антигон Досон заключили союз и разбили Клеомена, вынужденного бежать из страны и искать спасения в Египте. Антигон Досон, понимая бессмысленность попыток восстановить гегемонию Македонии в Элладе, предпочёл основать Эллинский союз, включавший почти все греческие города. С претензиями Македонии на роль мировой державы было покончено навсегда.
Не менее бурно развивалась и история царства Селевкидов. Включавшее в себя различные государства Азии, оно было наиболее «рыхлым» образованием эллинистического мира. Селевкидам приходилось постоянно сталкиваться с сепаратистскими тенденциями и искать наиболее гибкие формы управления своими территориями. Однако разумное ослабление давления центральной власти в государстве Селевкидов не принесло желаемых результатов. Этнически близкие народы стремились к образованию самостоятельных государств, тяготясь опекой центральной власти. Большие расстояния не давали возможности быстро подавлять мятежи и восстания, а наличие у полководцев широких полномочий и больших армий представляло особый соблазн образовать небольшие собственные царства.
В 70-х гг. III в. до н. э. произошёл конфликт Селевкидов и Египта из-за Келесирии, положивший начало пяти Сирийским войнам (с 274 по 196 г. до н. э.), которые шли с переменным успехом и, не принеся существенного преимущества ни одной из сторон, подорвали силы обоих государств.
Наибольшего успеха добился Египет во время Третьей Сирийской войны (246—241 гг. до н. э.). Под предлогом защиты прав законного наследника, который был сыном египетской принцессы Береники, Птолемей III Эвергет вторгся во владения Селевкидов и, почти не встречая сопротивления, дошёл до Вавилона. Однако в Египте начались серьёзные волнения, и Птолемей вынужден был повернуть назад. Селевк II Каллиник сумел почти полностью вернуть утраченное. Но мир в державе Селевкидов так и не наступил.
Против Селевка II в 242 г. до н. э. выступил его брат и союзник Антиох Гиеракс («Коршун»), правитель Малой Азии. Началась Братская война, которая длилась без малого 15 лет и основательно сократила размеры державы Селевкидов — от неё отпали Пергам, Бактрия и Парфия. Война между братьями заставила царство Селевкидов надолго забыть об активной внешней политике. К тому же Антиох Гиеракс оказался плохим стратегом. Побеждая в боях старшего брата, он постоянно терпел
поражения от пергамского царя Аттала. Конец «Коршуна» был печален: трона он так и не добился и в 227 г. до н. э. был убит египтянами, которым перед этим добровольно сдался.
С 80-х гг. III в. до н. э. на территории Малой Азии и на периферии державы Селевкидов начали образовываться небольшие государства, правители которых пользовались тем, что гиганты сцепились друг с другом и обращают на них мало внимания. Так возникли Пергам, Понт, Каппадокия, Вифиния, Бактрия и Парфия. Постепенно усиливаясь, они стали теснить и рвать на части слабеющих монстров, укрепляя свои позиции и выходя на первый план. Некоторые из них, например Парфия, со временем выросли в столь мощные государства, что оказались не по зубам даже воинственному Риму. Мощный взлёт пережил Эпир, ровесник и сосед Македонии, когда на его престоле оказался царь Пирр (295—272 гг. до н. э.), попытавшийся поставить своё имя рядом с именем Александра Македонского и стяжать себе славу не менее громкую.
Молодой царь Пирр после неудачной попытки надолго овладеть троном Македонии в 287 г. до н. э. обратил свои взоры на Запад. Воспользовавшись просьбой о помощи города Тарента, он отправился в Италию. Только с таким авантюрным характером, как у Пирра, можно было ввязаться в это безнадёжное дело. С 25-тысячной армией Пирр в 280 г. до н. э. сумел разбить войска Рима в битве при Гераклее. Но потери его были огромны, а помощи не предвиделось никакой. «Ещё одна такая победа, — воскликнул он, — и мы погибли!» Впрочем, это не образумило эпирского царя. Он сумел поссориться и с Карфагеном. Несмотря на значительные первоначальные успехи (он отвоевал Южную Италию у Рима и Сицилию у Карфагена), Пирр не смог, да и не стремился закрепиться на завоёванных территориях. Недаром Антигон Гонат сравнивал его с игроком в кости, который умеет делать ловкий бросок, но не знает, как им воспользоваться. В 275 г. до н. э. Пирр вынужден был побеждённым вернуться в Грецию, где вскоре бесславно погиб, в очередной раз ввязавшись в авантюру. Судьба Пирра ещё раз показала несостоятельность идеи мирового господства, которая безраздельно владела эпирским царём.
В 20-е гг. III в. до н. э. к эллинистическим государствам как бы приходит второе дыхание, и они с новыми силами начинают воевать друг против друга. Однако с Запада уже пришёл новый, молодой и здоровый хищник — Рим. Первыми с ним пришлось столкнуться Македонии и Греции.
Царь Македонии Филипп V (221—179 гг. до н. э.) попытался восстановить могущество Македонии в Элладе. Стремясь заручиться сильной поддержкой, он вступил в союз с Ганнибалом, непримиримым врагом Рима. Однако Рим, находясь в тяжелейшем положении после поражения при Каннах во время Второй Пунической войны, заключил договор с греческими городами, которые выступили против Филиппа V. В 215 г. до н. э. началась Первая Македонская война. Эта война не принесла успеха ни одной
148
1. Границы державы Александра Македонского в 325 г. до н. э.
2. Крупнейшие государства, образовавшиеся на территории державы Александра Македонского после её распада.
из сторон. Бесцеремонность и ненадёжность Филиппа V как союзника заставили отступиться от него почти всех его друзей. Греция была истощена и обессилена. В 201 г. до н. э. был заключён мир. Однако почти сразу после этого Филипп возобновил военные действия, начав Вторую Македонскую войну. Но теперь греческим городам мог помочь и Рим. Вторая Пуническая война закончилась для него победой, и закалённые в боях против Ганнибала, союзника Филиппа, римские легионы переправились в Грецию. В 197 г. до н. э. при Киноскефале произошло решающее сражение между македонским царём и римским полководцем Титом Квинкцием Фламинином. Столкновение с регулярной римской армией обернулось для македонской армии катастрофой. Филипп вынужден был отказаться от всех своих приобретений и признать зависимость Македонии от Рима. В 168 г. до н. э. Македония стала римской провинцией.
Попытался восстановить былое величие своей державы и выдающийся представитель династии Селевкидов Антиох III. Он совершил грандиозный поход на Восток (212—204 гг. до н. э.), заставив Армению, Бактрию, Парфию и часть Индии признать свою зависимость от государства Селевкидов. Закончив поход, он провозгласил себя Великим царём. Египетский престол в это время занимал малолетний царь Птолемей V Эпифан. Воспользовавшись его слабостью, Антиох завоевал и малоазийское побережье. И тут ему пришлось столкнуться с интересами Рима. Во-первых, Антиох с почестями принял у себя заклятого врага римского народа Ганнибала, во-вторых, игнорируя ультиматумы Рима, он решил завоевать Грецию. Греческая авантюра для возомнившего себя непобедимым Антиоха III кончилась плачевно. В 191 г. до н. э. разбитый римлянами, он вынужден был убраться из Эллады. Все попытки заключить мир закончились неудачей — Рим умел разговаривать только с поверженным противником. В 190 г. до н. э. при Магнесии армия братьев Сципионов (одним из них был знаменитый победитель Ганнибала Сципион Африканский) нанесла сокрушительное поражение Великому царю. Ещё сильнее было моральное поражение Антиоха. Отныне он перестал даже помышлять о сопротивлении и в 188 г. до н. э. согласился на все условия Рима, потеряв и Малую Азию.
Тяжёлым положением Селевкидов не преминули воспользоваться зависимые от них государства, которые посчитали себя свободными от всех обязательств перед ними. Воссозданная Антиохом III держава рушилась как карточный домик.
Развалу государства Селевкидов способствовали внутренние раздоры. Последнюю попытку остановить этот процесс предпринял Антиох VII Сидет (139—129 гг. до н. э.), которому почти удалось завоевать Парфию! Но и его поход закончился поражением, и последний выдающийся деятель династии Селевкидов бросился в пропасть, чтобы не попасть в плен. 19 царей династии Селевкидов, начиная с Антиоха V, умерли насильственной смертью, став жертвами династических распрей. Размеры державы, растаскиваемой алчными соседями, всё сокращались. В 80-х гг. I в. до н. э. Селевкидское цар-
149
ство попало под власть Великой Армении, а в 63 г. до н. э. вообще прекратило своё существование под мощным натиском легионов римского полководца Гнея Помпея Магна.
Яростнее всего сопротивлялся экспансии Рима в Малой Азии Понт. Правитель Понта Митридат VI Евпатор, стремясь расширить свою державу и добиться её полной самостоятельности, вступил в затяжной конфликт с Римом, который завершился разгромом понтийского царя. Митридат был типичным правителем эпохи эллинизма. Один из самых образованных людей своего времени, он имел обширные познания в области искусства и медицины, владел двадцатью двумя языками. Его таланты поражали воображение современников. Однако ни любовь к греческой культуре, ни образованность не помешали Митридату в 88 г. до н. э. отдать приказ об истреблении около 80 тыс. римлян на территории Малой Азии. Не останавливался он и перед убийством родственников и даже собственных детей.
Самое выгодное стратегическое положение среди эллинистических государств занимал Египет. На его территории почти не велись боевые действия. Постепенное ослабление Египта было вызвано главным образом внутренними проблемами.
Основатель династии Птолемей I Лаг Сотер и его преемники приложили много усилий для укрепления страны. Несколько видоизменив старую административную систему, Птолемеи стремились править в соответствии с местными обычаями: именно в Египте впервые царь был объявлен живым богом и прочно вошли в обычай браки между родными братьями и сёстрами. Однако именно там было наиболее велико влияние греческой культуры. Эллинистический Египет стал центром развития культуры, славился философами, блистал своей Академией и театрами. Бежавшие от ужасов войны греки всегда встречали в богатом Египте радушный приём и, оставаясь в стране, укрепляли основы власти Птолемеев.
Борьба за гегемонию над Эгейским морем и постоянные войны с Селевкидами ослабили Египет, не принеся ему серьёзных успехов. Выдающиеся правители ко II в. до н. э. сошли с исторической сцены, а на смену им пришли распутные и изнеженные государи, которые мало заботились о престиже страны и больше думали о собственных удовольствиях. С I в. до н. э. между Птолемеями начались династические распри. Этим Египет привлёк к себе пристальное внимание Рима, где всерьёз стали подумывать о том, чтобы прибрать к рукам эту богатую страну. С 50-х гг. I в. до н. э. Египет попал в политическую зависимость от Рима. Но в 47 г. до н. э. Юлий Цезарь, очарованный египетской царицей Клеопатрой VII, подтвердил самостоятельность Египта. После смерти Цезаря Клеопатра, поддерживаемая римским полководцем Марком Антонием, даже пыталась восстановить былую мощь Птолемеев. Но эти мечты разлетелись в прах после поражения войск Антония и Клеопатры в битве при Акции (31 г. до н. э.). В 30 г. до н. э. Октавиан Август объявил Египет римской провинцией.
Эпоху эллинизма завершили римские легионы, которые практически полностью уничтожили все государственные образования, вышедшие из империи Александра Македонского. Но эллинистическое наследие не пропало бесследно. Культура побеждённых оказала огромное влияние на Рим (см. ст. «Древний Рим»).
ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ
Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определение «загадочные этруски». Самым удивительным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрусские города, образованные и знатные представители их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, покровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина принадлежал к древнейшему этрусскому роду, правившему в городе Волатерры. Обнаруженный археологами склеп этой семьи использовался на протяжении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.
Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощными стенами, о соперничестве с греками за господство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков — точнее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из необожжённого кирпича. Но сохранились некрополи — «города мёртвых», спутники всех этрусских
150
Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.
Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отразились представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место — центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну — с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокладывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего города. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богатство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, — с внутренней. Борозда в представлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она разделяла два мира — тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её лишён. Священная борозда и сооружавшиеся на её месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.
*
Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.
городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрусков, их представлениях о мире и богах, об их искусстве и уровне развития ремесла, широких торговых связях с народами Средиземноморья. Словом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё античные писатели. Греческий историк Геродот утверждал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Лидии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возражая ему, доказывал, что этруски — один из местных италийских народов. В труде римского историка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, начатый в древности, продолжают современные исследователи.
На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предположение, что этруски не принадлежали к коренному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая городская культура, далеко обогнавшая в своём развитии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.
Этрурия, однако, не являлась единым государством, а представляла собой союз 12 самостоятельных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Города, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где
151
Золотая этрусская пластина с текстом.
500 г. до н. э.
Рим.
Этрусская ваза
(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.
раз в год собирались представители городов и устраивали торжественные игры в честь почитаемого божества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исключительно собственными интересами. Когда же требовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.
Политическая история этрусских городов-государств совершенно неизвестна, и разговоры о системе управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не более чем предположения, зыбкие и неясные. Древнейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей этрусской династии в Риме, была близка к монархической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной топор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, расшитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.
По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С некоторой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-государствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зависимости друг от друга. Отчётливо выделяется только слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В этрусских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дружину.
Фрески гробниц этрусской знати и свидетельства античных писателей позволяют говорить о наличии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном производстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.
В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве этрусков в Лациуме является спорным. Одни исследователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской
152
династии Тарквиниев Рим стал самым могущественным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, говорят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.
Дальнейшему продвижению этрусков на юг полуострова и за его пределы мешали греческие города, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Этруски, обладая сильным флотом, стремились господствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Карфагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на морских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допустить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатическом морях, а со временем и в названиях этих акваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.
Далеко не дружественные отношения между греками и этрусками не помешали, однако, экономическому и культурному обмену между ними. Этруски использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой религией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Греческие ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ремесленного производства. Расположенное недалеко
от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Коринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Финикии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этрурия вывозила изделия из металлов, которыми славились её мастера.
К сожалению, трудно сказать что-либо определённое об облике этрусских городов. Строгая планировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строительном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Риме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 веков и сейчас является частью канализационной системы Рима.
Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблюдениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Малой Азии. Изображение печени было найдено археологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Средиземноморья, либо об их восточном происхождении.
Этрусский город.
153
Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а также занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Восточная сторона небосвода считалась благоприятной, а западная — неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда молния вышла и куда была нацелена. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, наоборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоминанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение имели при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или государственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказывали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.
По убеждению этрусков, во власти гаруспика было отвести угрозу бога или по крайней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устраняли следы удара молнии и закапывали всё, что было ею повреждено. Затем они окружали пострадавший участок оградой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева приносили жертву. На месте «захоронения» молнии делалась надпись.
*
Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древнем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.
Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, которые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приобрели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повелитель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.
Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причина в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-нибудь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и металла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая литература, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысливать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неясными.
Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутриполитическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вызванных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Активизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно обитатели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независимость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.
ДРЕВНИЙ РИМ
Рим поистине «вечный город», и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII в. до н. э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошёл путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полководцы беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.
А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвы-
154
Дата: 2019-12-22, просмотров: 300.