Александр Македонский и Дарий III.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

соперника. С радостными возгласами, подгоняя коня, он буквально летел к тому месту, куда ему указывали, и на­конец настиг Дария. Тот умирал, покинутый всеми, предательски сражённый своим сатрапом Бессом. Сойдя с коня, Александр попытался расслышать его предсмертный хрип. Когда же Дарий III испус­тил дух, Александр возвестил войску, что иранский царь сделал его своим преемником. Не напрасно он воссел на трон Ахеменидов, приносил жертвы богу Мардуку в Вавилоне и приказал восстановить гроб­ницу Кира — основателя персидской державы! От­ныне Александр стал «законным» преемником и наследником Дария III на иранском троне.

Александр с удивительной лёгкостью усвоил варварские методы управления и варварские при­вычки прежних владык Ирана. Он всё-таки не был греком, а только прикоснулся к греческой куль­туре, но не впитал её, несмотря на свою любовь к Гомеру. Его намного больше прельщало всевластие и вседозволенность правителя Азии, чем простота и непритязательность царя Македонии. Александр надел придворную персидскую одежду, чем вызвал немало затаённого веселья и косых взглядов маке­донцев; обзавёлся гаремом из 300 наложниц. Он требовал, чтобы перед ним падали ниц, чтобы ста­рые друзья испрашивали у него аудиенции. Горе было тому, кто не принимал подарков царя, — он никогда не прощал этого. Щедрой рукой одаривал он жаждущих богатств. Повелитель Азии устраи­вал пышные приёмы и приказал почитать себя по­всюду как бога.

Македонская знать, пытавшаяся критиковать «божественного» Александра, поплатилась за свою самонадеянность: казни полководцев Пермениона и Филота заставили её замолчать. Несдержанный и упрямый, Александр не выносил покушения на своё царское достоинство — жертвой его необуздан­ности и деспотичности стал Клит, друг его детства, спасший ему жизнь в битве при Гранике. Взбешён­ный дерзкими речами Клита, царь убил его на пиру.

Но роскошный двор и пышные церемонии не могли удержать Александра, жадный взор которо­го, не успев оглядеть приобретённого, уже стремил­ся к новым землям.

Поводом к новым походам стало то, что убийца Дария III Бесс тоже провозгласил себя царём Азии. Войско Александра, с трудом перевалив через горы, заняло Бактрию (Афганистан) и, с невероятными трудностями одолев безводную пустыню, вошло в Согдиану. Бесс был схвачен и умер под страшными пытками.

В Средней Азии Александр показал себя ещё ме­нее человечным, чем прежде: Бранхиды, Средне­азиатская Газа, Кирополь были стёрты с лица зем­ли. Даже деревьев не щадили мечи владыки Азии, оставлявшего после себя вместо оазисов голую пус­тыню. Надолго запомнила эта древняя земля тя­жёлую руку Александра Македонского! Хуже вар­варов оказался этот неверный ученик греческих фи­лософов. Впрочем, и философов не щадил бешеный нрав Александра: философ Каллисфен, посмевший

критиковать его восточную политику, умер в тюрь­ме.

Из разорённой Средней Азии Александр Маке­донский отправился в сказочную Индию (327 г. до н. э.). Покорив Пенджаб и основав города Никею и Букефалию, Александр рвался за Инд к последне­му, как ему хотелось надеяться, Восточному морю. Но победный марш был остановлен его собствен­ными войсками. Македонцы, которые восемь лет без устали завоёвывали для Александра обитаемый мир, не выдержали. Они отказались переходить ре­ку Гефасис (Биас) перед долиной Ганга (326 г. до н. э.). Ни угрозами, ни уговорами, ни обращением к богам и воинской чести царь не смог заставить своих воинов сделать даже шаг вперёд. И повели­тель Азии повернул назад. Но напоследок, в нази­дание и устрашение потомкам, он велел оставить на месте последней стоянки «лагерь великанов». Огромные палатки, оружие, конюшни и 12 гран­диозных алтарей должны были убедить всех, что здесь останавливались гиганты.

Но Александр не пошёл обратно старым путём — он решил дойти до океана, если не на востоке, то на юге. Македонские войска, спускаясь по Инду, покоряли города на его берегах и уничтожали жи­телей.

Дойдя до заветной глади Индийского океана, Александр решил с частью войск возвращаться по суше, а своего друга и военачальника Неарха с дру­гой частью армии отправил добираться домой мо­рем. Возможно, впоследствии Александр горько по­жалел, что выбрал для себя такой путь. Его дорога лежала через горячие, коварные и безводные пески Юго-Восточного Ирана. Три четверти победоносно­го войска осталось в жгучих песках Гедросийской пустыни.

Вступив в свои владения, Александр узнал, что в его огромном царстве далеко не всё спокойно. Многие сатрапы, перешедшие к нему ещё от Дария III и оставленные царём на своих постах, охот­но поверив слуху о гибели Александра, решили об­разовать собственные государства. Много скатилось голов этих новоявленных царей и начальников гар­низонов, повинных в злоупотреблении властью. Но окончательного порядка в своей огромной державе Александр установить так и не сумел. Он победил Иранскую державу, воспользовавшись главной её слабостью — раздробленностью, но не искоренил этот порок.

Армия Александра теперь перестала быть чисто греческой — более чем половину её составляли жи­тели покорённых стран. Даже высшие военные должности могли получать иранцы.

Столицей своего государства Александр Маке­донский сделал Вавилон. Основанные Александром новые города должны были стать опорой греко-ма­кедонских правителей в Азии. Огромная держава, созданная в результате завоеваний Александра Ма­кедонского, простиралась от Дуная до Инда и была самым крупным государством Древнего Мира.

144

Бой персов с греками.

В 324 г. до н. э. Александр начал го­товиться к новым походам. Следующей его жертвой должно было стать Среди­земноморье: Карфаген, Северная Африка, Сици­лия, Испания, Италия. На разведку западного бе­рега Африки Александр собирался отправить флот Неарха, который впоследствии, отправившись ис­полнять завет Александра, так никогда и не вер­нулся.

Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка по­ловины мира, умер в Вавилоне от лихорадки, не осуществив всех своих планов. После смерти Алек­сандра Великого его империя, лишённая прочной внутренней связи, развалилась, как карточный до­мик. Его полководцы поделили мир между собой, а гроб с телом Александра увёз в свою часть вла­дений сатрап Египта Птолемей Лаг, который сделал Александра богом-покровителем своего рода (см. ст. «Эллинистические государства»).

Долгая память осталась в веках об Александре Македонском. И причина этого — не его держава, которая распалась сразу после его смерти. Не был он и основателем новой династии: два его сына — Александр и Геракл — ещё юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его мо­лодость и та лёгкость, с которой он завоевал пол­мира. Сколько будущих великих полководцев пов­торяли слова Александра: «20 лет — и ничего для бессмертия!» Цезарь с восхищением думал об уди­вительной судьбе Александра Великого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколько легенд ходило по миру, и сколько восточ­ных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра). Многие из основанных им городов (более 30) в раз­ных частях света, носящие его имя, напоминали о великих завоеваниях. Некоторые из них сохрани­лись до нашего времени: Искендерун (Александрия при Иссе), Аль-Искандария (Александрия Египет­ская), Герат (Александрия в Арии), Кандагар (Александрия в Арахосии), Ходжент (Александрия Крайняя).

И пусть греки, которых царь принуждал почи­тать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Предоставим Александру, если ему так хочется, называть себя богом». Он всё-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, легендой и удивительной былью для современников и потом­ков.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА

В 323 г. до н. э., не завершив своих планов создания мировой державы, умер Александр Македонский. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему». Началась борьба за власть. Полководцы, собравшись в Вави­лоне, после долгих споров решили признать царём Арридея, слабоумного побочного сына Филиппа II, единокровного брата Александра. Арридей получил на троне имя Филиппа III. Законным наследником Александра должен был стать ребёнок, которого ждала его жена Роксана, если это будет мальчик. Ему также предназначался титул македонского ца­ря. Регентом был назначен хилиарх Пердикка. Тело Александра захватил его телохранитель Пто­лемей и отправил, по одной из версий, в бочке с мёдом в Александрию, где похоронил в роскошном саркофаге (см. сюжет «Погребение Александра Ма­кедонского»). Стратегом европейской части импе­рии Александра был оставлен Антипатр.

Огромная империя Александра была поделена между его соратниками (диадохами). Получившие сатрапии (области управления) диадохи, не имея над собой жёсткого контроля со стороны централь­ной власти и теперь, после смерти Александра, не испытывая перед ней страха, начали успешно укрепляться в своих землях. Регент Пердикка при поддержке Эвмена, который долгое время был сек­ретарём Александра, попытался активно вмеши­ваться в дела сатрапий, требуя отчёта и повинове­ния. Против них выступили Птолемей Лаг, Анти­гон Одноглазый, Кратер и Антипатр. Пердикка был убит, Кратер погиб, а талантливый Эвмен в резуль­тате предательства оказался в руках стратега Азии Антигона, который предпочёл избавиться от опас­ного противника.

В 317 г. до н. э. территории были заново распре­делены между победителями. Антигону Одноглазому досталась почти вся Азия, Птолемей прочнее укрепился в Египте, Лисимах — во Фракии, Селевк оказался лишённым владений в Вавилонии; Кас­сандр, сын Антипатра, начал борьбу за власть над Грецией.

Антигон ни с кем не пожелал делиться приобре­тёнными территориями, и в 315 г. до н. э. с новой силой вспыхнула война диадохов. Антигон сумел покорить почти всю Азию, но был не в состоянии контролировать столь огромную территорию и не смог после поражения своего сына Деметрия Полиоркета у Газы помешать Селевку укрепиться в Вавилонии. Военные действия сосредоточились в районе Эгейского моря. Деметрий Полиоркет, пе­реправившись в Грецию, нанёс весьма ощутимые поражения Кассандру и Птолемею. Отцу и сыну

146

удалось восстановить большую часть империи Александра Македонского. Антигон провозгласил себя и Деметрия царями. Остальные диадохи при таком раскладе оказались в положении мятежных полководцев. Тогда Птолемей, Кассандр, Лисимах и Селевк тоже провозгласили себя царями своих государств. В 302 г. до н. э. они вновь выступили против Антигона, которому пришлось действовать на два фронта — в Греции и Азии. В 301 г. до н. э. в битве при Ипсе 80-летний полководец, который до самого последнего момента верил в свою победу, погиб. Вместе с ним погибли и надежды на вос­становление империи Александра. Она раскололась на сильные государства: Египет, Македонию, Си­рию и Фракию.

Последователи Александра стали активными продолжателями его политики. Их могущество ос­новывалось прежде всего на войске македонского образца. Первоначально армия состояла из маке­донцев и греков, но постепенно их начали заменять наёмники из варваров и местных жителей.

Македонцы, которые пришли с диадохами в Еги­пет и Азию, прочно обосновались там. Ветераны быстро осваивались в новых условиях, перенимая обычаи местных жителей. Аристократия же, наобо­рот, стремилась не только сохранить, но и подчерк­нуть своё эллинское происхождение. И так как именно македонцы первоначально занимали выс­шие государственные и военные должности, мест­ные вельможи должны были приспосабливаться к греческим обычаям. В азиатских городах появи­лись библиотеки, гимнасии и школы по греческому образцу. В литературе греческий язык вытеснял местные, и наряду с традиционными восточными торжествами проходили эллинские игры и празд­нества. Постепенно греческие и местные боги обра­зовали единый пантеон. Иногда возникали новые культы, например культ бога Сераписа в Египте.

Чтобы власть была прочной, силы оружия мало. Александр Македонский, ещё при жизни провоз­глашённый сыном бога, после смерти был объявлен богом. Птолемей Лаг в Египте провозгласил Алек­сандра покровителем своего рода, благо саркофаг с телом царя находился в Александрии. Если перво­начально фигура Александра заслоняла своих по­следователей, то постепенно под влиянием местных обычаев и новые цари начинают обожествляться. Сначала после смерти, а затем и при жизни. В зна­чительной мере здесь кроется причина того, что царь становится единственным источником зако­нов. Селевк I Никатор объявил своим воинам: «Справедливо всё то, что постановлено царём».

Царская власть в эллинистических государствах опиралась также на вновь основанные города с гре­ческим населением, которые являлись центрами македонского господства. Эти города сохраняли ав­тономную систему управления во внутренних делах и имели некоторую степень свободы. Исключение составляла лишь столица Египта Александрия.

Управление государствами осуществлялось с по­мощью развитой административной системы. По­рождённое ею огромное число чиновников посте-

пенно становилось обузой, а не опорой царской власти, что в конечном счёте привело к развалу системы управле­ния.

Битва при Ипсе не была последней в борьбе диадохов. В течение всей эпохи эллинизма не прекра­щались войны и перекройка границ. Но редко ка­кая-либо одна сторона надолго получала перевес. Ни одному из новых государств не удалось усилить­ся настолько, чтобы поглотить или существенно ос­лабить остальные.

Последнюю решительную попытку восстановить империю Александра предпринял один из самых выдающихся диадохов Селевк. Он повторил поход Александра в Индию и одержал победу над индий­ским царём, после чего стал именовать себя Никатором (Победителем). 77-летний Селевк был пре­дательски убит своим гостем Птолемеем Керавном. Войско провозгласило Птолемея Керавна царём Ма­кедонии. Однако правление его было недолгим. В 279 г. до н. э. кельты-галаты вторглись в Македо­нию, и вероломный правитель погиб в сражении с варварами. Но галатам не удалось укрепиться в Греции. Часть из них была разбита в Малой Азии Антиохом I, а оставшихся в Элладе изгнал Антигон Гонат, сын Деметрия Полиоркета.

В 276 г. до н. э. Антигон Гонат был провозглашён царём Македонии. Это был умный и талантливый правитель. Постепенно он прибрал к рукам почти всю Элладу. Политическую независимость удалось сохранить только Спарте. Но македонское господ­ство оказалось непрочным. В 267 г. до н. э. вспых­нула новая война. Афины, недовольные гегемонией Антигона, заключили союз со Спартой и, поддер­живаемые Египтом, взбунтовались. Удачные дей­ствия Антигона Гоната вынудили Египет оставить союзников на произвол судьбы, и в 262 г. до н. э. Афины вынуждены были подчиниться власти царя Македонии, приняв к себе его гарнизон. Антигон сумел захватить стратегически важный город Ко­ринф, который позволял ему контролировать всю среднюю Грецию. Активное участие Антигона в международной политике укрепило его положение и помогло ему установить контроль над Эгейским морем.

Смерть Александра Македонского воскресила в греках надежду на возвращение своей независимос­ти. Некогда великая Греция не могла примириться с кабальной зависимостью от Македонии. Попытки освободиться от неё предпринимались много раз. На севере Пелопоннеса был создан Ахейский союз. Стратегом Ахейского союза стал Арат, фигура при­мечательная. Умный, честолюбивый и достаточно вероломный, чтобы быть хорошим политиком, Арат сумел заключить союз со Спартой и заинтере­совать своими планами Египет, который нуждался в ослаблении Македонии. В 242 г. до н. э. Арат за­хватил Коринф, лишив Македонию контроля над Грецией. С 229 г. до н. э. началось массовое осво­бождение греческих городов от македонской геге­монии и присоединение их к Ахейскому союзу. Все дипломатические успехи Антигона Гоната были ут-

147

рачены, контроль над Эгейским морем перешёл к Египту. Македония посте­пенно начала сходить с международной арены эллинистического мира. Но это ещё не озна­чало ни полного краха Македонии, ни возвращения греческой свободы.

К 226 г. до н. э. усилилась Спарта, в которой царь Клеомен провёл ряд серьёзных реформ, что позво­лило ему в 224 г. до н. э. захватить почти всю Гре­цию. Однако успехи Спарты оказались более чем кратковременными. Стратег Ахейского союза Арат и новый царь Македонии Антигон Досон заключи­ли союз и разбили Клеомена, вынужденного бежать из страны и искать спасения в Египте. Антигон Досон, понимая бессмысленность попыток восстано­вить гегемонию Македонии в Элладе, предпочёл ос­новать Эллинский союз, включавший почти все гре­ческие города. С претензиями Македонии на роль мировой державы было покончено навсегда.

Не менее бурно развивалась и история царства Селевкидов. Включавшее в себя различные государ­ства Азии, оно было наиболее «рыхлым» образо­ванием эллинистического мира. Селевкидам прихо­дилось постоянно сталкиваться с сепаратистскими тенденциями и искать наиболее гибкие формы уп­равления своими территориями. Однако разумное ослабление давления центральной власти в государ­стве Селевкидов не принесло желаемых результа­тов. Этнически близкие народы стремились к обра­зованию самостоятельных государств, тяготясь опе­кой центральной власти. Большие расстояния не давали возможности быстро подавлять мятежи и восстания, а наличие у полководцев широких пол­номочий и больших армий представляло особый соблазн образовать небольшие собственные царства.

В 70-х гг. III в. до н. э. произошёл конфликт Селевкидов и Египта из-за Келесирии, положивший начало пяти Сирийским войнам (с 274 по 196 г. до н. э.), которые шли с переменным успехом и, не принеся существенного преимущества ни одной из сторон, подорвали силы обоих государств.

Наибольшего успеха добился Египет во время Третьей Сирийской войны (246—241 гг. до н. э.). Под предлогом защиты прав законного наследника, который был сыном египетской принцессы Береники, Птолемей III Эвергет вторгся во владения Селевкидов и, почти не встречая сопротивления, до­шёл до Вавилона. Однако в Египте начались серь­ёзные волнения, и Птолемей вынужден был повер­нуть назад. Селевк II Каллиник сумел почти пол­ностью вернуть утраченное. Но мир в державе Селевкидов так и не наступил.

Против Селевка II в 242 г. до н. э. выступил его брат и союзник Антиох Гиеракс («Коршун»), пра­витель Малой Азии. Началась Братская война, ко­торая длилась без малого 15 лет и основательно сок­ратила размеры державы Селевкидов — от неё от­пали Пергам, Бактрия и Парфия. Война между бра­тьями заставила царство Селевкидов надолго за­быть об активной внешней политике. К тому же Антиох Гиеракс оказался плохим стратегом. По­беждая в боях старшего брата, он постоянно терпел

поражения от пергамского царя Аттала. Конец «Коршуна» был печален: трона он так и не добился и в 227 г. до н. э. был убит египтянами, которым перед этим добровольно сдался.

С 80-х гг. III в. до н. э. на территории Малой Азии и на периферии державы Селевкидов начали обра­зовываться небольшие государства, правители ко­торых пользовались тем, что гиганты сцепились друг с другом и обращают на них мало внимания. Так возникли Пергам, Понт, Каппадокия, Вифиния, Бактрия и Парфия. Постепенно усиливаясь, они стали теснить и рвать на части слабеющих монстров, укрепляя свои позиции и выходя на пер­вый план. Некоторые из них, например Парфия, со временем выросли в столь мощные государства, что оказались не по зубам даже воинственному Риму. Мощный взлёт пережил Эпир, ровесник и сосед Ма­кедонии, когда на его престоле оказался царь Пирр (295—272 гг. до н. э.), попытавшийся поставить своё имя рядом с именем Александра Македонского и стяжать себе славу не менее громкую.

Молодой царь Пирр после неудачной попытки надолго овладеть троном Македонии в 287 г. до н. э. обратил свои взоры на Запад. Воспользовавшись просьбой о помощи города Тарента, он отправился в Италию. Только с таким авантюрным характе­ром, как у Пирра, можно было ввязаться в это без­надёжное дело. С 25-тысячной армией Пирр в 280 г. до н. э. сумел разбить войска Рима в битве при Гераклее. Но потери его были огромны, а по­мощи не предвиделось никакой. «Ещё одна такая победа, — воскликнул он, — и мы погибли!» Впро­чем, это не образумило эпирского царя. Он сумел поссориться и с Карфагеном. Несмотря на значи­тельные первоначальные успехи (он отвоевал Юж­ную Италию у Рима и Сицилию у Карфагена), Пирр не смог, да и не стремился закрепиться на завоё­ванных территориях. Недаром Антигон Гонат срав­нивал его с игроком в кости, который умеет делать ловкий бросок, но не знает, как им воспользовать­ся. В 275 г. до н. э. Пирр вынужден был побеж­дённым вернуться в Грецию, где вскоре бесславно погиб, в очередной раз ввязавшись в авантюру. Судьба Пирра ещё раз показала несостоятельность идеи мирового господства, которая безраздельно владела эпирским царём.

В 20-е гг. III в. до н. э. к эллинистическим го­сударствам как бы приходит второе дыхание, и они с новыми силами начинают воевать друг против друга. Однако с Запада уже пришёл новый, моло­дой и здоровый хищник — Рим. Первыми с ним пришлось столкнуться Македонии и Греции.

Царь Македонии Филипп V (221—179 гг. до н. э.) попытался восстановить могущество Македонии в Элладе. Стремясь заручиться сильной поддержкой, он вступил в союз с Ганнибалом, непримиримым врагом Рима. Однако Рим, находясь в тяжелейшем положении после поражения при Каннах во время Второй Пунической войны, заключил договор с гре­ческими городами, которые выступили против Фи­липпа V. В 215 г. до н. э. началась Первая Македон­ская война. Эта война не принесла успеха ни одной

148

1. Границы державы Александра Македонского в 325 г. до н. э.

2. Крупнейшие государства, образовавшиеся на территории державы Александра Македонского после её распада.

из сторон. Бесцеремонность и ненадёжность Филип­па V как союзника заставили отступиться от него почти всех его друзей. Греция была истощена и обессилена. В 201 г. до н. э. был заключён мир. Од­нако почти сразу после этого Филипп возобновил военные действия, начав Вторую Македонскую вой­ну. Но теперь греческим городам мог помочь и Рим. Вторая Пуническая война закончилась для него по­бедой, и закалённые в боях против Ганнибала, со­юзника Филиппа, римские легионы переправились в Грецию. В 197 г. до н. э. при Киноскефале про­изошло решающее сражение между македонским царём и римским полководцем Титом Квинкцием Фламинином. Столкновение с регулярной римской армией обернулось для македонской армии катас­трофой. Филипп вынужден был отказаться от всех своих приобретений и признать зависимость Маке­донии от Рима. В 168 г. до н. э. Македония стала римской провинцией.

Попытался восстановить былое величие своей державы и выдающийся представитель династии Селевкидов Антиох III. Он совершил грандиозный поход на Восток (212—204 гг. до н. э.), заставив Ар­мению, Бактрию, Парфию и часть Индии признать свою зависимость от государства Селевкидов. За­кончив поход, он провозгласил себя Великим ца­рём. Египетский престол в это время занимал ма­лолетний царь Птолемей V Эпифан. Воспользовав­шись его слабостью, Антиох завоевал и малоазийское побережье. И тут ему пришлось столкнуться с интересами Рима. Во-первых, Антиох с почестями принял у себя заклятого врага римского народа Ганнибала, во-вторых, игнорируя ультиматумы Рима, он решил завоевать Грецию. Греческая авантюра для возомнившего себя непобедимым Антиоха III кончилась плачевно. В 191 г. до н. э. разбитый рим­лянами, он вынужден был убраться из Эллады. Все попытки заключить мир закончились неудачей — Рим умел разговаривать только с поверженным противником. В 190 г. до н. э. при Магнесии армия братьев Сципионов (одним из них был знаменитый победитель Ганнибала Сципион Африканский) на­несла сокрушительное поражение Великому царю. Ещё сильнее было моральное поражение Антиоха. Отныне он перестал даже помышлять о сопротив­лении и в 188 г. до н. э. согласился на все условия Рима, потеряв и Малую Азию.

Тяжёлым положением Селевкидов не премину­ли воспользоваться зависимые от них государства, которые посчитали себя свободными от всех обя­зательств перед ними. Воссозданная Антиохом III держава рушилась как карточный домик.

Развалу государства Селевкидов способствовали внутренние раздоры. Последнюю попытку остано­вить этот процесс предпринял Антиох VII Сидет (139—129 гг. до н. э.), которому почти удалось заво­евать Парфию! Но и его поход закончился пораже­нием, и последний выдающийся деятель династии Селевкидов бросился в пропасть, чтобы не попасть в плен. 19 царей династии Селевкидов, начиная с Антиоха V, умерли насильственной смертью, став жертвами династических распрей. Размеры дер­жавы, растаскиваемой алчными соседями, всё со­кращались. В 80-х гг. I в. до н. э. Селевкидское цар-

149

ство попало под власть Великой Арме­нии, а в 63 г. до н. э. вообще прекратило своё существование под мощным натис­ком легионов римского полководца Гнея Помпея Магна.

Яростнее всего сопротивлялся экспансии Рима в Малой Азии Понт. Правитель Понта Митридат VI Евпатор, стремясь расширить свою державу и до­биться её полной самостоятельности, вступил в за­тяжной конфликт с Римом, который завершился разгромом понтийского царя. Митридат был типич­ным правителем эпохи эллинизма. Один из самых образованных людей своего времени, он имел об­ширные познания в области искусства и медицины, владел двадцатью двумя языками. Его таланты по­ражали воображение современников. Однако ни любовь к греческой культуре, ни образованность не помешали Митридату в 88 г. до н. э. отдать приказ об истреблении около 80 тыс. римлян на террито­рии Малой Азии. Не останавливался он и перед убийством родственников и даже собственных де­тей.

Самое выгодное стратегическое положение среди эллинистических государств занимал Египет. На его территории почти не велись боевые действия. Постепенное ослабление Египта было вызвано глав­ным образом внутренними проблемами.

Основатель династии Птолемей I Лаг Сотер и его преемники приложили много усилий для укрепле­ния страны. Несколько видоизменив старую адми­нистративную систему, Птолемеи стремились пра­вить в соответствии с местными обычаями: именно в Египте впервые царь был объявлен живым богом и прочно вошли в обычай браки между родными братьями и сёстрами. Однако именно там было наи­более велико влияние греческой культуры. Эллинистический Египет стал центром развития куль­туры, славился философами, блистал своей Акаде­мией и театрами. Бежавшие от ужасов войны греки всегда встречали в богатом Египте радушный приём и, оставаясь в стране, укрепляли основы власти Птолемеев.

Борьба за гегемонию над Эгейским морем и пос­тоянные войны с Селевкидами ослабили Египет, не принеся ему серьёзных успехов. Выдающиеся пра­вители ко II в. до н. э. сошли с исторической сцены, а на смену им пришли распутные и изнеженные государи, которые мало заботились о престиже страны и больше думали о собственных удовольст­виях. С I в. до н. э. между Птолемеями начались династические распри. Этим Египет привлёк к себе пристальное внимание Рима, где всерьёз стали по­думывать о том, чтобы прибрать к рукам эту бога­тую страну. С 50-х гг. I в. до н. э. Египет попал в политическую зависимость от Рима. Но в 47 г. до н. э. Юлий Цезарь, очарованный египетской цари­цей Клеопатрой VII, подтвердил самостоятельность Египта. После смерти Цезаря Клеопатра, поддер­живаемая римским полководцем Марком Антони­ем, даже пыталась восстановить былую мощь Пто­лемеев. Но эти мечты разлетелись в прах после по­ражения войск Антония и Клеопатры в битве при Акции (31 г. до н. э.). В 30 г. до н. э. Октавиан Август объявил Египет римской провинцией.

Эпоху эллинизма завершили римские легионы, которые практически полностью уничтожили все государственные образования, вышедшие из импе­рии Александра Македонского. Но эллинистичес­кое наследие не пропало бесследно. Культура по­беждённых оказала огромное влияние на Рим (см. ст. «Древний Рим»).

ЭТРУРИЯ И ЭТРУСКИ

Уже на протяжении нескольких столетий со страниц научных трудов не сходит определе­ние «загадочные этруски». Самым удивитель­ным является то, что в отличие от других народов Древнего Мира этруски никогда не погружались во тьму забвения. Великий Рим многое воспринял от их культуры и передал её наследие европейской цивилизации. После того как Рим подчинил этрус­ские города, образованные и знатные представите­ли их древних родов продолжали играть заметную роль. Из Этрурии происходили первые римские цари. Друг императора Октавиана Августа, по­кровитель поэтов Гай Цильний Меценат, чьё имя стало нарицательным, был потомком этрусского царского рода из города Арреций. Происходили из этрусских городов поэты Публий Вергилий Марон, Авл Персии Флакк, Секст Проперций. Ближайший друг знаменитого римского оратора, политического деятеля и философа Цицерона, Авл Цецина при­надлежал к древнейшему этрусскому роду, правив­шему в городе Волатерры. Обнаруженный археоло­гами склеп этой семьи использовался на протя­жении многих столетий. Последним в роду был епископ Цецина, умерший в 1765 г.

Труды греческих и римских писателей донесли до нас многочисленные сведения о могущественных этрусках, их религии, городах, окружённых мощ­ными стенами, о соперничестве с греками за гос­подство в Западном Средиземноморье. Многое мы узнаём непосредственно и от самих этрусков — точ­нее, из дошедшего до нас их наследия. Время не пощадило их города и храмы, построенные из не­обожжённого кирпича. Но сохранились некропо­ли — «города мёртвых», спутники всех этрусских

150

Музыканты. Фреска из этрусского некрополя в Тарквиниях V в. до н. э.

Основание города не было для этрусков только технической проблемой. Это был священный ритуал, в котором отрази­лись представления этрусков о городе как о земном подобии космического порядка. Поэтому прежде чем основать город, они узнавали волю богов по полёту птиц. Затем жрец определял священное место центр города. Через центр города проводили две главные оси: одну с востока на запад, вторую — с севера на юг. Основатель города, покрыв голову платком, прокла­дывал плугом с бронзовым лемехом борозду вокруг территории будущего горо­да. Поднятый пласт земли должен был лечь внутрь круга, чтобы в город текло богат­ство. Плуг тянули бык и нетель; бык — с внешней стороны круга, чтобы город был сильным по отношению к внешним врагам, нетель, как символ будущего изобилия в городе, с внутренней. Борозда в пред­ставлении людей того времени играла ту же роль, что и крепостные стены. Она раз­деляла два мира тот, что находился под защитой богов, и тот, который был её ли­шён. Священная борозда и сооружавшиеся на её месте вал и ров составляли священную городскую границу, которая находилась под защитой богов. Переход через неё или застройка вала считались религиозным преступлением и карались смертью.

*

Этрусский рельеф на слоновой кости "Аристократы на банкете". 520—500 гг. до н. э. Флоренция. Археологический музей.

городов. Склепы, повторяющие планировки жилых домов знати, украшенные фресками и заполненные драгоценной утварью, рассказывают о быте этрус­ков, их представлениях о мире и богах, об их ис­кусстве и уровне развития ремесла, широких тор­говых связях с народами Средиземноморья. Сло­вом, в распоряжении историков имеется обширный материал для изучения различных сторон жизни древней Этрурии. Тогда почему же в течение веков этруски остаются «загадочными»? А дело в том, что учёные не знают самого главного: кто они, когда и как появились в Италии, на каком языке говорили. О происхождении этрусков спорили ещё антич­ные писатели. Греческий историк Геродот утверж­дал, что этруски, или тиррены, как их называли в древности, приплыли по морю из малоазийской Ли­дии. Писатель Дионисий Галикарнасский, возра­жая ему, доказывал, что этруски — один из мест­ных италийских народов. В труде римского истори­ка Тита Ливия есть указание, правда очень смутное, на северное происхождение этрусков. Спор, на­чатый в древности, продолжают современные ис­следователи.

На исторической сцене этруски возникают как-то внезапно, вдруг. На этом основывается предпо­ложение, что этруски не принадлежали к корен­ному населению Италии. В VIII в. до н. э. между реками Тибр и Арно появляется высокоразвитая го­родская культура, далеко обогнавшая в своём раз­витии культуру соседних народов. Создателями её были этруски, а заселённый ими район Средней Италии античные писатели назвали Этрурией.

Этрурия, однако, не являлась единым государ­ством, а представляла собой союз 12 самостоятель­ных городов-государств — «двенадцатиградие». Крупнейшими из них были Арреций, Перузия, Вольсинии, Цере, Тарквинии, Клузий, Вейи. Го­рода, входившие в союз, объединяя культ богини Вольтумны (по другой версии — бога Вертумна). Святилище находилось близ города Вольсинии, где

151

Золотая этрусская пластина с текстом.

500 г. до н. э.

Рим.

Этрусская ваза

(чернофигурная с изображением Персея и кита). 520 г. до н. э. Швейцария.

раз в год собирались представители городов и устра­ивали торжественные игры в честь почитаемого бо­жества. Они избирали царя, который, однако, не имел реальной власти. Даже в вопросах внешней политики каждый город руководствовался исклю­чительно собственными интересами. Когда же тре­бовались совместные военные усилия, то вопрос 6 создании союзного войска решал не глава двенадцатиградия, а совет представителей городов.

Политическая история этрусских городов-госу­дарств совершенно неизвестна, и разговоры о сис­теме управления этих государств или о различных социальных группах этрусского общества — не бо­лее чем предположения, зыбкие и неясные. Древ­нейшая форма правления в этрусских городах в VI в. до н. э., судя по характеру власти царей эт­русской династии в Риме, была близка к монар­хической. Внешними знаками царской власти были переносное кресло из слоновой кости, двойной то­пор — лабрис, связки прутьев — фасцы и скипетр с навершием в виде орла. Царь носил тогу, рас­шитую пальмовыми листьями, и венец из золотых дубовых листьев. Эти атрибуты перешли позднее к магистратам — высшим должностным лицам.

По-видимому, в конце VII или начале VI в. до н. э. в большинстве этрусских городов стали править выборные должностные лица — представители местной аристократии. Их функции и названия этих должностей практически неизвестны. С неко­торой долей уверенности можно говорить лишь о том, что вся полнота власти находилась в руках аристократии. Неясной остаётся и сущность этих республик: были ли они гражданскими общинами, похожими на греческие полисы, или городами-го­сударствами восточного типа. Считать их полисами не позволяет отсутствие данных о наличии в них свободных граждан, которые все (богатые и бедные, знатные и незнатные) были бы равны перед законом и не могли находиться в отношениях личной зави­симости друг от друга. Отчётливо выделяется толь­ко слой населения, находящийся в экономической и политической зависимости от аристократии. В эт­русских надписях эти люди называются «этера» — сотоварищи: они должны были оказывать помощь своему покровителю и составляли его военную дру­жину.

Фрески гробниц этрусской знати и свидетельст­ва античных писателей позволяют говорить о нали­чии рабства в этрусском обществе. Но находил ли труд рабов широкое применение в ремесленном про­изводстве или они использовались как домашняя прислуга, определённо сказать невозможно.

В VII в. до н. э. этруски начали распространять своё влияние на соседние с Этрурией области. Их города появляются в плодородной Кампании и на севере Апеннинского полуострова, в долине реки По. Самыми крупными из них были Капуя, Нола, Фельсина, Мантуя, Спина. Вопрос о господстве эт­русков в Лациуме является спорным. Одни иссле­дователи считают, что они завоевали эту область и основали Рим, подкрепляя свою точку зрения тем, что именно в период правления царей этрусской

152

династии Тарквиниев Рим стал самым могущест­венным городом Лациума (см. ст. «Древний Рим»). Другие же, ссылаясь на римских писателей, гово­рят лишь об этрусском влиянии на эту территорию.

Дальнейшему продвижению этрусков на юг по­луострова и за его пределы мешали греческие го­рода, появившиеся в период Великой колонизации в VIII в. до н. э. в южной Италии и Сицилии. Эт­руски, обладая сильным флотом, стремились гос­подствовать в прилегающих к Италии морях. Их соперничество с греками привлекло внимание Кар­фагена, могущественного города на северном берегу Африки, основанного финикийскими купцами. Карфаген главными своими конкурентами на мор­ских торговых путях считал греков и поэтому встал на сторону этрусков. Союзникам удалось не допус­тить усиления греческого влияния и закрепить за этрусками господство в Тирренском и Адриатиче­ском морях, а со временем и в названиях этих ак­ваторий: тирренами, как уже говорилось, древние называли этрусков, а Адрия — один из этрусских городов на восточном побережье Италии.

Далеко не дружественные отношения между гре­ками и этрусками не помешали, однако, экономи­ческому и культурному обмену между ними. Этрус­ки использовали греческий алфавит для создания своей письменности; знакомство с греческой ре­лигией и мифологией оказало большое влияние на их религиозные представления и искусство. Грече­ские ремесленники селились в этрусских городах; это способствовало развитию там собственного ре­месленного производства. Расположенное недалеко

от города Цере греческое поселение Пирги превратилось в важный морской порт. Сюда привозили товары из стран Средиземноморья: дорогие расписные вазы из Ко­ринфа, золотую и серебряную посуду из Сирии, Фи­никии и с Кипра, драгоценные ювелирные изделия и слоновую кость с Востока. В свою очередь Этру­рия вывозила изделия из металлов, которыми сла­вились её мастера.

К сожалению, трудно сказать что-либо опреде­лённое об облике этрусских городов. Строгая пла­нировка с системой взаимопересекающихся улиц сменяет хаотичную застройку лишь в VI—V вв. до н. э. В это же время появляются трубопроводы, снабжающие города питьевой водой. О строитель­ном мастерстве этрусков можно судить по системе каналов для отвода сточных вод, построенной в Ри­ме во время правления царя Тарквиния Древнего. С её помощью было осушено болото между Палатином и Капитолием. Она просуществовала 19 ве­ков и сейчас является частью канализационной сис­темы Рима.

Особенным уважением у этрусков пользовались жрецы-гаруспики. Они предсказывали будущее по внутренностям животных, полёту птиц и по наблю­дениям за молниями. Подобные гадания по печени животных совершались в Вавилоне и странах Ма­лой Азии. Изображение печени было найдено ар­хеологами в Этрурии, что свидетельствует либо о тесных связях этрусков с народами Восточного Сре­диземноморья, либо об их восточном происхожде­нии.

Этрусский город.

153

Этрусские жрецы, гаруспики, предсказывали судьбу человека или целого государ­ства по полёту птиц, печени жертвенного животного, а так­же занимались толкованием знамений, посылаемых богами с помощью молний. Этруски делили небесный свод на 16 частей, в каждой из которых помещался один из богов. Вос­точная сторона небосвода счи­талась благоприятной, а запад­ная неблагоприятной. Жрец, наблюдавший за молниями, став лицом к югу, старался точно определить, откуда мол­ния вышла и куда была нацеле­на. При этом он определял не только то, какой именно бог послал молнию, но и почему он это сделал, как надо выполнять его волю. Одни молнии советовали или, на­оборот, не советовали приниматься за дело, в успехе которого вопрошающий не был уверен. Другие молнии посылались уже после того, как человек совершил поступок, чтобы показать, был ли он хорошим или плохим. Были, например, молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал, и являвшиеся напоми­нанием или даже прямой угрозой. Самые грозные молнии шли с северо-запада, самые благоприятные вспыхивали на северо-востоке. Определённое значение име­ли при этом цвет и форма молнии, время, когда она сверкнула, место, куда она ударила. Если молния попала в общественное здание или на общественную территорию, значит, поселению угрожали внутренние раздоры или госу­дарственный переворот. Если же она ударила в городскую стену, то гаруспики предсказы­вали нападение врага, и именно с той стороны, куда молния попала.

По убеждению этрусков, во власти гаруспика было от­вести угрозу бога или по край­ней мере смягчить её. Место, куда попала молния, гаруспики тщательно очищали, устра­няли следы удара молнии и за­капывали всё, что было ею по­вреждено. Затем они окружа­ли пострадавший участок огра­дой и посвящали божеству, а для смягчения его гнева прино­сили жертву. На месте «захо­ронения» молнии делалась надпись.

*

Очевидное сходство с религиозными представлениями народов Востока имеет и заупокойный культ этрусков. Они верили, что после смерти человек продолжает жить в другом мире, поэтому стремились обеспечить усопшего всем, к чему он привык в земной жизни. Знать строила для себя похожие на дворцы склепы, создание которых требовало огромных материальных и трудовых затрат. Ничего подобного не было ни в Древней Греции, ни в Древ­нем Риме, зато очень напоминает гробницы Египта и других стран Востока.

Мир этрусских богов известен нам главным образом по их именам, кото­рые в результате тесных контактов этрусков с греками и римлянами приоб­рели довольно знакомое звучание: Аплу — Аполлон, Нетун — Нептун, Марис — Марс. Высшим божеством этрусского пантеона был бог неба, повели­тель молний — Тин. Богиня плодородия — Уни под влиянием греческой мифологии превратилась в его супругу, подобно Гере — супруге Зевса.

Сохранившиеся надписи на этрусском языке читаются довольно легко, ведь этрусский алфавит основан на древнегреческом. Но, прочитывая слова, учёные не могут понять их значения. Успехи весьма незначительны: за сто с лишним лет разгадано около ста слов, и то — предположительно... Причи­на в том, что ни среди древних, ни среди современных языков не найдено родственного этрусскому языка. Но даже если этрусские надписи когда-ни­будь «заговорят», это вряд ли поможет учёным. Сохранились только очень короткие надписи на стенах гробниц, керамике, изделиях из кости и метал­ла, хотя, по сведениям античных писателей, у этрусков была богатая лите­ратура, посвящённая вопросам религии, юридическим и научным темам. Однако после того как во II в. до н. э. этруски романизировались и перестали говорить на своём родном языке, всё бесследно исчезло. Без памятников письменности изучать культуру очень трудно: многое приходится домысли­вать, реконструировать, и целые страницы истории народа остаются неяс­ными.

Расцвет могущества этрусков был кратковременным, и уже в конце VI в. до н. э. начинают появляться первые признаки упадка. Осложнилась внутри­политическая ситуация в Этрурии. В городах наступает период смут, вы­званных, вероятно, борьбой аристократических группировок за власть. Ак­тивизируется и внешний, враждебный этрускам мир. Греки, особенно оби­татели колоний в Сицилии, теснят этрусков на море. Римляне изгоняют этрусский царский род Тарквиниев, и попытка Порсены, царя города Клузия, вернуть Тарквиниям престол заканчивается неудачей. В 70-х гг. V в. до н. э. этруски теряют власть над Кампанией, а на севере полуострова их всё настойчивее атакуют галлы. На протяжении IV в. до н. э. этрусские города ожесточённо борются с набирающим силу Римом за свою независи­мость, но каждый действует сам по себе. Раздробленность этрусков ослабляет их сопротивление внешним врагам, и в конце концов они оказываются под властью Рима. Мощная римская культура поглощает этрусский мир.

ДРЕВНИЙ РИМ

Рим поистине «вечный город», и не только потому, что, выйдя из тьмы варварства в VIII в. до н. э., он продолжает стоять на берегах реки Тибр и в наше время. За свою более чем двухтысячелетнюю историю он прошёл путь от маленькой крестьянской общины до мировой державы, создав культуру, которая легла в основу нашей цивилизации. Герои Рима спустя тысячу лет после его падения остались постоянными спутниками человека европейской культуры. Философы и поэты, политики и полко­водцы беседовали с ними, спорили и опровергали, любили и ненавидели словно своих современников.

А начиналась история Рима в нижнем течении реки Тибр на Апеннинском полуострове. На левом берегу Тибра здесь расположена цепь холмов, возвы-

154

Дата: 2019-12-22, просмотров: 300.