Содержание.
I Введение.
II Экономический кризис в России
III Блоки В.В.Путина
План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса
Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.
III Антикризисная политика Д.А.Медведева
1) Выдержки из послания президента федеральному собранию
Антикризисный совет
Мнения экспертов об эффективности антикризисных мер Д.А.Медведева
IV Заключение
V Список используемой литературы
VI Приложениею
Введение
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС - нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги. Порождает депрессивный процесс в экономической конъюнктуре. В широком значении - всеобщее либо свойственное отдельной отрасли или региону состояние угнетенной конъюнктуры.
Согласно марксистской методологии выступает формой разрешения противоречий, накопившихся в предшествующий период, фазой экономического цикла: кризис - депрессия – оживление - подъем, а непосредственной его причиной является несоответствие между производительной силой капиталистического общества, противоречие между тенденцией капиталистического производства к безграничному расширению производства и ограниченностью платежеспособного спроса.
Кризисы сопровождают вей историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX в. - как «недопотребления», связанного с нарушением равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом. До XX в. ограничивался пределами одной, двух или трех стран. В последующем стал приобретать международный характер, поскольку развитие торговли создавало через взаимодополняемость и конкуренцию благоприятные условия для их распространения. Проявляется в резком переломе конъюнктуры, что моментально влечет за собой спад производства, рост безработицы, увеличение количества банкротств, а также тенденцию к углублению кризиса. В последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов: укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.
Блоки В.В.Путина
План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса.
Последние недели оказались богатыми на антикризисные планы и разного рода заявления о том, как нужно лечить больную экономику. Российское правительство обнародовало второй пакет мер по ее спасению: "План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики". Несмотря на то что в названии нет самого слова "кризис", судя по тексту, власти его наличие признают.
Кризиса в России нет, однако срочных мер, направленных на его преодоление, необходимо предпринять целых 55. Прописью: пятьдесят пять. Но кризиса нет, даже не думайте. Во всем пространном перечне поручений ведомствам и министерствам, который правительство обнародовало в минувшую пятницу, страшное слово из шести букв не употребляется ни разу. Плохо ли это? Смотря с какой точки зрения. Если вспоминать советские эвфемизмы, когда фраза «в отдельных районах страны наблюдаются временные перебои с поставками мясных продуктов» означала, что мяса вообще нет нигде, кроме Москвы, тогда плохо. Потому что это неправда. С другой стороны, видим ли мы пункты раздачи бесплатного супа на главной улице столицы? Пока не видим. Значит, и кризиса нет.
Все же поверить на слово властям не в отечественной традиции: легко ведь могут надуть, бывало не раз. И что-то подсказывает: фразы вроде «совершенствовать процедуры реорганизации коммерческих организаций, в том числе кредитных, посредством исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации» (это самая первая мера из 55) нужно читать как «срочно прикинь, чем прикроешься, если сбегут с деньгами!» или что-нибудь близкое к тому. При большом желании за железобетонными формулировками чиновничьего творения можно узреть и план развертывания полевых кухонь на Тверской.
Нагнетать страсти совершенно не хочется, хотя некоторые основания для сомнений в отсутствии кризиса имеются. Вот сообщение «Интерфакса» от 7 ноября: объем заказов на морские перевозки за год рухнул на 90%. Опечатки нет — на девяносто процентов. То есть в 10 (десять) раз. Даже несколько больше. По сообщению Lloyd's Registers Group, в минувшем октябре было зафрахтовано всего 37 судов, включая контейнеровозы и танкеры, против 378, зафрахтованных в октябре 2007-го. Снижение настолько резкое, что можно даже не спорить, затронет нас беда сия или нет, сильно мы зависим от чужих трансатлантических перевозок угля и железной руды или не очень. Конечно, зависим. Конечно, затронет. Да уже затронуло — спросите у тех же металлургов.
Но кризиса все равно нету. Его придумали средства массовой информации, судя по выступлению Дмитрия Медведева на совещании с руководством правоохранительных органов в Петербурге. «Когда появляется информация о том, что банк “падает”, его положение неустойчиво — естественно, оттуда изымаются деньги, люди не могут на это не реагировать», — объяснил президент милиционерам. А на самом деле, продолжил Медведев, за этим скрываются рейдерство и нечестная конкуренция.
Итак, документ состоит из 55 пунктов(см. приложение 1), разбитых на десять блоков: развитие финансовой и банковской системы, поддержка внутреннего спроса, поддержка рынка труда и социальная поддержка граждан, жилищное строительство, сельское хозяйство, автомобилестроение и сельскохозяйственное машиностроение, оборонно-промышленный, сырьевой и транспортный комплексы и малый бизнес. Все пункты уже с ноября этого года и по март будущего должны превратиться в законопроекты или другие соответствующие акты и вступить в силу. По словам министра финансов Алексея Кудрина, финансироваться план будет за счет 175 миллиардов рублей, выделенных Госдумой в рамках бюджета текущего года.
Суть плана — расширение государственного вмешательства в экономику при одновременной попытке сделать его более гибким. Задача-максимум - в ближайшие 5 месяцев поставить на ноги реальный и финансовый сектор. Из документа видно, что государство пошло по пути выбора приоритетных отраслей экономики, в которые будут впрыскиваться средства в виде субсидий. Стратегические предприятия кроме этого будут финансироваться за счет допэмиссии акций, которые выкупят уполномоченные правительством организации. Также план предусматривает поддержку инвестпрограмм естественных монополий и госкорпораций. А внутренний спрос правительство решило поддерживать госзаказом. Главная идея плана - взять под контроль то, как распределяются по экономическим артериям те шесть триллионов рублей, которые уже выделены государством. Не секрет, что часть этих средств застряла в банковском секторе либо утекла за рубеж. И теперь правительство прямо указывает на те отрасли, которые банки обязаны финансировать "кровь из носу". Для этого в кредитные организации направятся специальные контролеры Центрального банка.
Раздавай, но проверяй
Деньги на помощь компаниям и банкам у государства не переведутся, но и рассчитывать на бесконечную щедрость тоже не стоит. Один из первых пунктов "Плана Путина" - использование всех денег, которые направляются в банки и компании, должно строго контролироваться.
Кому и сколько давать? Подробные рекомендации на этот счет будут разработаны в этом месяце. Но уже сейчас решено приоритет при распределении кредитных средств отдавать автомобильному и сельхозмашиностроению, авиаперевозкам и жилищному строительству. Чтобы банки не уводили всю госпомощь в валюту и не прятали ее по своим "заначкам", а реально помогали компаниям, в каждую кредитную организацию будет назначен специальный представитель от Банка России.
Квартирный вопрос
Российский рынок жилья, пожалуй, сильнее всего просел под натиском кризиса. Этому сегменту экономики в плане уделили особое внимание. В 2008-2009 годах государство для выполнения своих социальных обязательств будет покупать квартиры в уже готовых домах. Недострои также будут приобретаться, но при условии, что через 6 месяцев после заключения государственного контракта дом будет сдан. В 2009 году добавят также денег Агентству по ипотечному жилищному кредитованию, которое выкупает кредиты у региональных банков.
В опоре на село и "малышей"
"План Путина" предусматривает возможность в следующем году за госсчет увеличить капитализацию Россельхозбанка и Росагролизинга, а значит, у фермеров появятся дополнительные возможности, чтобы взять необходимую технику в лизинг или в кредит.
Агропрому вообще повезло. Не каждый день власти обещают субсидировать процентную ставку в размере 100% ставки рефинансирования Банка России. То есть, грубо говоря, кредиты для фермеров станут вообще бесплатными.
Что касается малого бизнеса, то здесь правительство анонсировало свою готовность увеличить расходы бюджета на всевозможные меры поддержки предпринимателей.
Безработице бой!
Минздравсоцразвития поручено организовать целую кампанию по мониторингу роста безработицы. Однако правительство держит руку на пульсе и в случае чего готово оперативно отреагировать на ситуацию. "Мы готовы создавать новые рабочие места", - пояснил помощник президента Аркадий Дворкович, имея в виду быструю реализацию инфраструктурных проектов.
Проблемы безработных будут решать путем повышения максимальной величины пособия по безработице, которая сегодня составляет 3,124 тысячи рублей, а не созданием новых рабочих мест, что вызвало резкую критику экспертов.
Не забыт и фондовый рынок. Будут подготовлены девять законопроектов. Главные новации - доступ к деньгам ЦБ должны получить управляющие компании, а возможности для инвестирования пенсионных накоплений "молчунов" будут расширены.
Но есть в плане и меры, которые коснутся всей экономики. Это упрощение процесса банкротства и снятие барьеров на пути облегчения долгового бремени компаний. Антикризисным стало давнее предложение о создании института собрания облигационеров — это позволит держателям облигаций сформировать общее мнение и не даст миноритарным кредиторам затормозить реструктуризацию долгов. Банковский сектор ждет волна слияний и поглощений. План отвечает на это пунктом об отмене безусловного права кредиторов требовать досрочного погашения долгов при реорганизации компании. Российская экономика на пороге нового передела собственности: выживут сильнейшие. План правительства помогает понять, кто те, кого государство сочтет достойным спасения.
Таким образом, практически все меры так или иначе направлены на прямое финансирование государством отдельных отраслей и на жесткий контроль за расходованием госсредств. Запад уповает на принципиально иные меры. Ведущие страны из 9,2 триллиона долларов, выделенных ими на антикризисные программы (15,2 процента мирового ВВП), до 50 процентов направляют на государственные гарантии по кредитам, в России же свыше 80 процентов всех антикризисных денег идет на повышение капитализации банков и компаний, что может в конечном счете истощить накопленные резервы. Такую же модель обкатывала, кстати, и Исландия. Результат известен: финансовый дефолт.
Кризис в России продлится долго. Речь не о новом распределении государственных денег. Пожарные меры могут принести быстрый результат, но проблемы не кончатся через неделю или месяц — в условиях кризиса придется жить. Так что понятно, почему на этот раз премьер Путин подписал весьма бюрократический документ с минимальным количеством цифр — в основном даты разработки законопроектов и постановлений правительства. Дедлайн — февраль-март 2009 г., но большая часть документов должна быть готова уже в ноябре.
Есть у российского плана одна слабость. В нем, помимо скромных мер по борьбе с безработицей и некоторых других способов социальной поддержки, нет ничего о поддержке платежеспособного спроса населения. Между тем многие экономисты считают стимулирование потребления действенной антикризисной мерой. Скажем, американский план Полсона был скорректирован именно в сторону поддержки потребителей. О чем заявил сам его автор - министр финансов США. Огромные деньги будут потрачены не на выкуп "плохих" активов, как это предполагалось ранее, а на господдержку потребительского кредитования. Команда избранного президента Соединенных Штатов Барака Обамы также собирается бороться с кризисом, стимулируя покупательную активность американцев.
Таким образом, отечественный план поддержки отдельных отраслей несколько вываливается из мирового тренда. Однако не исключено, что антикризисная политика может быть скорректирована. Министр финансов Алексей Кудрин, поругав американские инициативы, все же отметил, что нынешний российский проект "не будет последним планом правительства". Так что до следующего плана.
Антикризисный совет
Финансовый кризис, породивший в мире новые экономические реалии, заставил руководство страны задуматься о том, как дальше воплощать в жизнь тезис о конкурентоспособности российских производителей. По этому поводу 18 ноября Дмитрий Медведев даже провел заседание Госсовета.
Конкурентоспособность уже несколько лет является одной из основ государственной политики России, заложенной еще Владимиром Путиным в бытность его президентом. Дмитрий Медведев продолжил эту политику, столкнувшись, правда, в конце этого года с серьезной проблемой - мировым финансовым кризисом. Возросшая степень интеграции России в мировую экономику давала нашей стране определенные преимущества, но в то же время отозвалась и проблемами. Но рабочая группа Госсовета пыталась вчера убедить главу государства, что выгод от кризиса больше, и ими надо только успеть воспользоваться. "Национальная конкурентоспособность была и остается нашей стратегической целью, - заявил Дмитрий Медведев, открывая заседание Госсовета. - Развитие страны по пути введения инновационных технологий никаких альтернатив не имеет". Вместе с тем теперь правительство вынуждено делать поправку на фактор финансового кризиса. Правительство, подчеркнул Медведев, уже приняло определенные меры для поддержки российской экономики. "Всего на стабилизационные мероприятия будет израсходовано около 5 триллионов рублей", - напомнил глава государства. Но тут же оговорился, что эта сумма, может быть, еще неокончательная - возможно, потребуется принятие дополнительных решений. "Ключевая задача - обеспечение реальным финансированием промышленности, сельского хозяйства, - указал президент. - То есть реального сектора экономики". А на правительстве и Центробанке лежат обязанности по контролю за целевым использованием этих средств.
В новых экономических условиях государство не оставит в беде и регионы - тема наполнения бюджетов субъектов и муниципалитетов по-прежнему актуальна. "Мы сейчас прорабатываем вопрос об увеличении соответствующих денежных средств, которые будут направлены на поддержку субъектов, - сообщил губернаторам глава государства. - При этом мы не должны забывать и о совершенствовании межбюджетных отношений. Это дополнительный ресурс в реализации долгосрочных национальных приоритетов".
Но, содействуя регионам, Дмитрий Медведев требует от них и отдачи. В частности, он считает, что местные администрации должны сконцентрироваться на двух вещах. Во-первых, каждый регион должен иметь собственный план действий в кризисе. А во-вторых, уделять особое внимание развитию малого и среднего бизнеса. "Программы поддержки малого и среднего бизнеса должны быть в самом лучшем смысле этого слова радикальными", - посоветовал Дмитрий Медведев.
Не оставит государство без поддержки отечественные компании, ориентированные на экспорт. Ранее глава государства одобрил предоставление госгарантий на экспортные операции в машиностроении и попросил продумать страхование экспорта в сельском хозяйстве. "Сейчас очень важно сформировать условия для поддержки экспорта и на федеральном, и на региональном уровнях, стимулировать и освоение, и расширение новых рынков, - отметил Медведев, заметив, что это должна быть целая система продвижения отечественной продукции. - Особенно в условиях, когда государства, несмотря на всякого рода призывы, все равно будут предпринимать протекционистские меры".
Естественно, президент вспомнил о прошедшем в Вашингтоне саммите "Группы 20", на котором обсуждались коллективные шаги и ответственность в преодолении финансового кризиса. Россия, по его словам, готова выполнять свои обязательства. Хотя при этом она намерена блокировать ошибочные решения, принимаемые в других странах. "В ряде случаев мы зависим от того, какие решения принимаются в других странах, особенно в крупных экономиках", - пояснил Медведев. Характеризуя текущий кризис, президент отмел всякие аналогии с финансовыми проблемами 60, 70 и 80-х годов. "Они не верны, потому что это первый международный кризис в эпоху глобальной экономики глобальной финансовой системы, - заявил глава государства. - Отсюда и проблемы, так как никто не знает закономерности этого кризиса, и имеются определенные надежды, потому что в условиях глобальной финансовой системы какие-то проблемы проще развязать". Именно поэтому, отметил он, Россия должна свои национальные интересы сочетать с имеющимися возможностями и преимуществами.
В преимуществах президента, правительство и коллег убеждал губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Кризис открывает и дополнительные возможности для развития инновационной инфраструктуры. И может исправить положение дел на рынке жилья, приведя цены к нормальному порядку. Правда, губернатор обеспокоился тем, что кризис может вызвать напряжение в обществе, а значит, правительству надо направить средства в социально значимые сектора. В том числе в жилищное строительство. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина особой радости от этого не испытывала, но выдержала свое выступление в рабочем настрое. "Мировой финансовый кризис - это по сути тест на нашу конкурентоспособность", - подчеркнула она. В последние годы рост конкурентоспособности в России был на высоком уровне. Измерила она это ростом производительности труда, составлявшим 6-7 процентов в год. В то же время ей пришлось признать, что экономический рост в 2009-2010 годах, скорее всего, окажется ниже заложенного в среднесрочную программу развития страны прогноза. Но кризис не отменяет стоящих задач по развитию страны, где министр выделила несколько направлений: повышение качества человеческого капитала, технологическое обновление и диверсификация экономики и экспорта. "Мы не можем дальше зависеть от конкурентоспособности нескольких, прежде всего сырьевых и энергетических секторов", - заявила Набиуллина. Между тем, и это очевидный факт, ответом предприятий на кризис станет снижение издержек. И в первую очередь пострадают инвестиционные программы и научно-исследовательские разработки. Последние глава минэкономразвития призвала как-то поддержать на уровне. Одним из вариантов является содействие через институты развития, но Набиуллина как-то недвусмысленно намекнула, что не согласна с их дальнейшим наполнением капиталом, но если надо будет, то готова и сдаться. "Можно подумать об увеличении капитализации, но в текущем году на капитализацию институтов развития уже было потрачено 1,3 триллиона рублей", - подчеркнула она. И добавила, что это в два раза больше, чем в 2007 году.
Но кризис кризисом, а в России, в ее политической сфере между тем происходят и другие события. Безусловным фаворитом политического рейтинга стали предложения Дмитрия Медведева, озвученные им в Послании Федеральному Собранию, об увеличении срока полномочий президента и Госдумы. И естественно, что в кулуарах Госсовета собравшиеся немало говорили и на эту тему: противников этой идеи не нашлось. "РГ" в свою очередь связалась с некоторыми главами городов и руководителями местных заксобраний и попросила их прокомментировать нововведения.
Заключение.
Содержание.
I Введение.
II Экономический кризис в России
III Блоки В.В.Путина
План В.В.Путина по преодолению экономического кризиса
Мнения экспертов об эффективности блоков В.В.Путина.
III Антикризисная политика Д.А.Медведева
1) Выдержки из послания президента федеральному собранию
Антикризисный совет
Дата: 2019-12-22, просмотров: 240.