Зимний дворец – Эрмитаж, Растрелли Ф. Б., Кваренги Д., Фельтен Ю. М.
Эклектика
Ранняя эклектика (историзм)
1820-е – 1850-е. Стиль возник как реакция на казарменное однообразие позднего ампира. Имел множество поднаправлений: неовизантийский стиль и неоренессанс Константина Тона, неоготика Александра Брюллова и Адама Менеласа, необарокко Андрея Штакеншнейдера, помпейский стиль Гаральда Боссе.
Поздняя эклектика
1850-е – 1890-е. Преобладающий стиль в «зафонтанной» (расположенной на правом берегу реки Фонтанки) части исторического центра. В большинстве своем сводится к «штукатурной архитектуре»: лицевые корпуса доходных домов изукрашены разнообразнейшей лепкой – от древнерусских «полотенец» до ренессансных замковых камней с непременными мордами львов, держащих в пастях кольца. Целиком зданиями в этом стиле застроены улицы Пушкинская и Рубинштейна. Коктейль из всех стилей и направлений. Крупнейшие зодчие: Павел Сюзор, Николай Бенуа, Александр Резанов.
Черты, присущие стилю Эклектика
· Сохраняется архитектурный ордер
· Существует богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная структура из красного кирпича.
· Объединяет различные стили: неоренессанс, необарокко, неоготика, помпейский стиль Геральда Боссе.
· Декор с богато украшенными наличниками, тонко проработанный декоративной лепниной.
· Имела некую индивидуальность от других стилей: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов.
Доходный дом Т. В. Макаровой -
Здание страхового акционерного общества "Русский Ллойд", Адмиралтейская наб., 6, Кольб А. Х. , Бергштрессер П. К.
Дом Вонлярлярского, Английская наб., 36, Галерная ул., 37, Труда пл., 2, арх. Ефимов Н. Е., Быковский М. Д.
Дом Г. Г. Кушелева - Дом В. А. Дембицкого, Белинского ул., 1, Фонтанки наб., 32х, арх. Купинский П. С.
Модерн
1890-е – 1900-е. Архитектура эклектики представляла собой как бы искусство «прет-а-порте»: зодчие строили, выбирая элементы различных исторических стилей, словно пользуясь своеобразным конструктором Lego. Модерн – стиль «от-кутюр». Он подражает не искусству, а природе. Лучшими образцами петербургского модерна являются особняки: прихотливый план, живописность силуэта, необычные проемы, причудливо извивающиеся элементы ограды (стиль «взбесившихся макарон»). У крупнейших мастеров этого стиля Федора Лидваля, Василия Шауба и Алексея Бубыря важное значение имеют скандинавские мотивы – прежде всего, использование разных типов гранита. Другие представители направления: Александр фон Гоген, Василий Шене.
Черты, присущие стилю Модерн
· Свободная планировка, особые декоративные средства
· Ассиметрия основных и второстепенных объемов зданий
· Использование грубо-обработанного камня в облицовке фасадов
· Орнамент, содержащий элементы флоры и фауны
· Использование символов в декоративном оформлении
· Мозайка, майомика, витражи – металл
· Тесная связь экстерьера с интерьером
Классицизм
Ранний классицизм
1760-е – 70-е. Некая смесь барокко и классицизма, отсылающая к Франции Людовика XIV. За основу взята переосмысленная в эпоху Возрождения античная архитектура. В декоре используются элементы рококо. Главные архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Антонио Ринальди.
Строгий классицизм
1780-е – 90-е. Русская реплика традиций Андреа Палладио – человека, в конце XVI века заново придумавшего архитектуру древних греков и адаптировавшего стиль античных руин к актуальному строительству. Первым в русскую столицу этот стиль принес Чарлз Камерон, но главный палладианец – Джакомо Кваренги. Административные здания с центральным многоколонным портиком и треугольным фронтоном, круглыми башенками-ротондами. Дворцы-усадьбы с центральным корпусом и курдонером, образованным боковыми галереями. Главные архитекторы помимо Камерона и Кваренги: Иван Старов, Николай Львов.
Павловский классицизм
1796-1801. Романтический вариант классицизма с потугами на стилизацию Средневековья и элементами готики. Связан с увлечением Павла I временами крестовых походов. Главные архитекторы: Винченцо Бренна, поздние Чарлз Камерон и Юрий Фельтен.
Главный штаб, Росси К. И.
Ампир.
Ампир сложился в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной лапидарности и монументальной выразительности. Крайним проявлением этой тенденции был проникнутый гражданским пафосом суровый аскетизм проектов К. Н. Леду и ряда архитекторов эпохи Великой французской революции.
Выдвинутые ими новые градостроительные и художественные идеи стали основой развития ампира, получая в различных странах разное истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме).
В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Компьень и др.), перестроенных Персье и Фонтеном для императорского двора и новой знати, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, греческого и римского декора, ренессансных фресок и орнаментов созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба и бронзовым изделиям П. Ф. Томира, стилизованным в духе предметов обстановки богатого древнеримского жилого дома.
Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании (там его называли «регентским стилем»; характерный пример — ансамбль Трафальгарской площади), а также в Италии и странах Скандинавии. В России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.
Черты, присущие стилю ампир
· Использование дорического и тосканского ордеров
· Наличие портиков, колоннад, лоджий, галерей
· Строгая симметрия планов, композиций
· Декор с изображением воинских атрибутов
· Синтез архитектуры и монументальной скульптуры
· Ансамбливость
Зимний дворец – Эрмитаж, Растрелли Ф. Б., Кваренги Д., Фельтен Ю. М.
Эклектика
Ранняя эклектика (историзм)
1820-е – 1850-е. Стиль возник как реакция на казарменное однообразие позднего ампира. Имел множество поднаправлений: неовизантийский стиль и неоренессанс Константина Тона, неоготика Александра Брюллова и Адама Менеласа, необарокко Андрея Штакеншнейдера, помпейский стиль Гаральда Боссе.
Поздняя эклектика
1850-е – 1890-е. Преобладающий стиль в «зафонтанной» (расположенной на правом берегу реки Фонтанки) части исторического центра. В большинстве своем сводится к «штукатурной архитектуре»: лицевые корпуса доходных домов изукрашены разнообразнейшей лепкой – от древнерусских «полотенец» до ренессансных замковых камней с непременными мордами львов, держащих в пастях кольца. Целиком зданиями в этом стиле застроены улицы Пушкинская и Рубинштейна. Коктейль из всех стилей и направлений. Крупнейшие зодчие: Павел Сюзор, Николай Бенуа, Александр Резанов.
Черты, присущие стилю Эклектика
· Сохраняется архитектурный ордер
· Существует богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная структура из красного кирпича.
· Объединяет различные стили: неоренессанс, необарокко, неоготика, помпейский стиль Геральда Боссе.
· Декор с богато украшенными наличниками, тонко проработанный декоративной лепниной.
· Имела некую индивидуальность от других стилей: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов.
Доходный дом Т. В. Макаровой -
Здание страхового акционерного общества "Русский Ллойд", Адмиралтейская наб., 6, Кольб А. Х. , Бергштрессер П. К.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.