ГЛАВА 1. ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

- экологический туризм.

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

- специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

- круизы. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:

- образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;

- отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

- неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);

- отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

- несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

 

 

ТУРАГЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Турагент - это физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.

Компании, создающие туристический продукт, как, например, предприятия транспорта и размещения, нуждаются в торговых агентах, которые представляли бы их интересы в каждом населенном пункте, где имеются покупатели их услуг. Это удобно и потребителю, т.к. турагентство продает, как правило, комплекс услуг, представляя все предприятия сферы услуг одновременно. Туристическое агентство предлагает два основных своих продукта:

1. Предварительное бронирование мест, с продажей транспортных документов;

2. Консультации и рекомендации клиентам относительно предполагаемых маршрутов и видов обслуживания, связанных с этими маршрутами.

3. Консультации очень важны, если клиент планирует дальнюю поездку и не знаком с маршрутом или желает посетить определенные места и не знает, каким видом транспорта можно воспользоваться.

Агентства не подразделяют клиентов на консультирующихся и оформляющих поездку, поскольку считается, что клиент имеет право получить объективную информацию по всем интересующим его вопросам, если они затрагивают его интересы, связанные с путешествием. И оказание консультационной помощи, оформление проездных билетов, гостиничного бронирования и других услуг выполняется там же и в кратчайшие сроки.

Расходы агентства компенсируются транспортными организациями и гостиничными предприятиями в форме комиссионного вознаграждения определенного в процентном соотношении к стоимости реализованного обслуживания.

В настоящее время в России сформировались четыре группы туристических фирм по виду и формам предоставляемых услуг.

Фирмы с минимальным набором услуг, где предлагается клиентам несколько постоянных маршрутов без достаточного выбора.

Фирмы достаточного выбора, где предлагается клиенту 10-15 маршрутов.

Фирмы полного выбора, критерием которых является девиз: “Куда угодно и когда угодно!”.

Фирмы экзотических маршрутов, предлагающих клиентам необычные путешествия и экскурсии.

 

История бизнеса.

Туристская фирма «Южное Подмосковье» начала свою работу с 1 марта 1999 года. Но перед тем как приступить к работе потребовалось пройти множество этапов. К таковым относятся следующие:

1. Первое собрание учредителей. Для того чтобы создать предприятия оговариваются условия сотрудничества, составляются учредительные документы и объявляется Устав. Документы разрабатываются, печатаются, подписываются сторонами, участвующими в первом собрании. Эти документы должны быть в двух экземплярах. Создаётся такой документ, как Протокол №1 «О создании юридического лица» (действителен в течение 30 дней).

Регистрация юридического лица.

2. Нужно выбрать банк, в котором будут храниться деньги, и заключить с ним договор, открыть временный счёт, куда требуется перечислить 50 % объявленного уставного фонда.

3. Заключается договор аренды на помещение, где реально будет осуществляться деятельность юридического лица, либо реальное место юридического лица.

4. Встать на учёт в Налоговую инспекцию. В течение 5-7 дней вас должны зарегистрировать.

5. В течение 10 дней необходимо встать на учёт во все внебюджетные фонды: пенсионный, Медицинский, региональный, территориальный, фонд социального страхования, фонд занятости, Росстат.

6. Со всеми справками необходимо прийти в банк и перевести счёт из временного в обычный текущий расчётный счёт. Именно с этого момента предприятие может вести хозяйственную деятельность.

7. Со справкой о разрешении на ведение хозяйственной деятельности нужно изготовить печать и нотариально её заверить.

Для регистрации юридического лица необходимо оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей, также необходимо изготовить печать (350-500 рублей). При условии, что Устав и учредительный договор будут заверены у нотариуса (1000 руб.).

Когда прошли регистрацию, то необходимо получить лицензию на деятельность. Как нам известно, туристская деятельность подлежит обязательной регистрации. Лицензирование теперь осуществляется Департаментом туризма Минэкономразвития России. Виды туристических лицензий: Туроператорская деятельность и Турагентсткая деятельность.

 Для получения лицензии на турагентскую деятельность требуется наличие у турагента не менее 20% работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в области туризма не менее 3 лет. Руководитель турагентства должен иметь высшее, среднее специальное или дополнительное образование, а стаж его работы в области туризма должен составлять не менее 3 лет. Лицензия выдаётся на 5 лет. Для её получения необходимо оплатить 1300 рублей, т.к. сумма платежа за рассмотрение одного заявления составляет 300 рублей, за выдачу одного бланка лицензии - 1.000 рублей. Оплата 1.000 рублей производится после получения соискателем официального письма с положительным решением о выдаче лицензии.

Для получения лицензии на туроператорскую деятельность необходимо наличие в штате предприятия/подразделения квалифицированного руководителя и специалистов со стажем работы в сфере туризма. Руководитель туроператора должен иметь высшее образование или специальное туристическое образование, а также стаж работы в туристической области не меньше 3 лет. Руководитель туроператора не может работать по совместительству на руководящих должностях других туроператоров. В штате туроператора должно насчитываться не меньше 50 % специалистов, которые имеют соответствующее туристическое образование или стаж работы в области туризма не меньше 3 лет и повысили квалификацию в аккредитованных учебных заведениях. Размер финансового обеспечения туроператора, который предоставляет услуги исключительно по внутреннему и въездному туризму, должен составлять сумму, эквивалентную не меньше чем 10 000 евро. Туроператор должен иметь нежилое, технически оснащенное помещение (офис), которое отвечает таким требованиям:

• имеет внешнюю рекламу с указанием наименования согласно учредительным документам туроператора и логотипу (при его наличии);

• оборудованный и имеет рабочую площадь не меньше 50 кв.м.;

• в жилом доме размещается на первом, втором и цокольном этажах и должен иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилой части дома;

• помещение должно отвечать противопожарным, техническим и санитарным нормам, установленным для организации работы туроператора.

Наличие договора со страховой компанией об осуществлении обязательного страхования (медицинское и от несчастного случая) туристов, которые направляются в туристические путешествия. Лицензия выдаётся сроком на 5 лет.

Документы, необходимые к подаче в Департамент туризма Министерство Экономического развития РФ:

1. Две нотариально заверенные копии свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности.

2. Два нотариально заверенных устава предприятия.

3. Копия справки из управления статистики заверенная печатью предприятия.

4. Копия справки о взятии на учет в налоговой (4-ОПП) заверенная печатью предприятия.

5. Копия протокола о назначении директора заверенная печатью предприятия.

6. Заверенные в установленном порядке копии документов, которые подтверждают право собственности субъекта хозяйствования или аренды им служебного помещения (офиса). Обязательно нежилой фонд. Площадь не меньше 20 кв.м. (для турагента) и 50 кв.м. (для туроператора).

7. Нотариально заверенный диплом о высшем образовании директора.

8. Оригинал трудовой книжки директора.

9. Бухгалтерские отчеты за последний квартал с печатью налоговой (для новосозданных предприятий не нужно).

 И, наконец, заключительным моментом является получение сертификата соответствия.

 

ПОЛОЖЕНИЯ О ВЕДЕНИИ ЕДИНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО РЕЕСТРА ТУРОПЕРАТОРОВ

 

Согласно Федеральному закону от 08.11.2007 N 258-ФЗ (Приложение № 6) в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ внесены изменения: Лицензирование туроператорской деятельности прекращено с 1 января 2007 года (пункт 6 статьи 18 данного документа), Лицензирование турагентской деятельности прекращено с 1 января 2007 года (пункт 6 статьи 18 данного документа).

Согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с 1 января 2007 года прекращается лицензирование следующих указанных в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона видов деятельности:

· туроператорская деятельность;

· турагентская деятельность.

Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности" (принят ГД ФС РФ 18.10.2007)

Справка к Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности»

Федеральный закон направлен на упорядочение системы лицензирования на территории Российской Федерации в целях обеспечения единой государственной политики в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Федеральным законом в отдельные законодательные акты Российской Федерации, содержащие положения о лицензировании отдельных видов деятельности, вносятся изменения, касающиеся уточнения наименования видов деятельности, подлежащих лицензированию, а также из законодательных актов исключаются требования о лицензировании видов деятельности, не предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Федеральным законом также признаются утратившими силу положения некоторых федеральных законов, устанавливающие требования о лицензировании тех видов деятельности, которые не подлежат лицензированию или лицензирование которых прекращено в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

 

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» N 12-ФЗ (Приложение № 7) от 05 февраля 2007 года был принят Государственной Думой 17 января 2007 года, одобрен Советом Федерации 24 января 2007 года. Закон вступил в силу 01 июня 2007 года.

Согласно ст. 1 Данного Закона в Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст. 5491; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст. 3607) были внесены изменения. 

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;

туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;

туризм внутренний - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации;

   туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну;

туризм въездной - туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации;

туризм международный - туризм выездной или въездной;

туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей;

туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;

турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;

туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;

туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;

туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;

туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);

турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);

заказчик туристского продукта - турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста;

формирование туристского продукта - деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие);

продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);

реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;

экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика;

экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

гид-переводчик - профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания;

инструктор-проводник - профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов;

туристская путевка - документ, содержащий условия путешествия, подтверждающий факт оплаты туристского продукта и являющийся бланком строгой отчетности.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем:

· определения приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации;

· нормативного правового регулирования в сфере туризма;

· разработки и реализации федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма;

· содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;

· защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;

· содействия кадровому обеспечению в сфере туризма;

· развития научных исследований в сфере туризма;

· стандартизации и классификации объектов туристской индустрии;

· формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров (далее также - реестр);

· информационного обеспечения туризма;

· создания благоприятных условий для развития туристской индустрии;

· оказания государственных услуг в сфере туризма;

· взаимодействия с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации.

Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма).

Требования к предоставляемому финансовому обеспечению.

Страховщиком по договору страхования ответственности туроператора может быть страховая организация, зарегистрированная на территории Российской Федерации и имеющая право осуществлять страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору (далее - страховщик).

Гарантом по банковской гарантии может быть банк, иная кредитная организация либо страховая организация, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - гарант).

Размер финансового обеспечения (Статья 17.2 вступила в силу с 1 июня 2008 г.)

Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее:

· 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма;

· 500 тысяч рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма;

· 10 миллионов рублей - для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В силу своего географического положения Россия не является и не может стать страной массового въезда туристов с целью традиционного летнего пляжного отдыха. Тем не менее, культурно-исторический, природный потенциал страны огромен, и при правильной постановке маркетинговой работы, а также совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну, может значительно вырасти. Это является основанием для более четкой направленности и более агрессивного маркетинга по основным направляющим странам, включая в первую очередь целенаправленную рекламно-информационную деятельность. Только грамотно построенная маркетинговая стратегия, сосредоточенная на ключевых направляющих туристских рынках, позволит сделать въездной туризм наиболее доходной составляющей всей туристской сферы России.

Но все усилия, в том числе и маркетинговые, будут тщетны, если прибывающим туристам не будет обеспечен соответствующий мировым стандартам уровень оказываемых услуг. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристской деятельности.

В ближайшем будущем количество туристских компаний, выполняющих агентские функции, по всей вероятности, увеличится (отдельное лицензирование турагентов и туроператоров), что приведет к увеличению конкуренции между ними, поэтому туристским организациям целесообразно объединять усилия и капиталы.

Детальное проведение лицензирования и сертификации будет способствовать более полному удовлетворению запросов современного потребителя к предлагаемому ему турпродукту, который в настоящее время избалован изобилием предложений различного рода путешествий, жаждущий впечатлений и удовольствий, активен и самостоятелен.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.

2. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский Торговый дом «Герда», 2000.

4. Дехтярь Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2003.

5. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. Пособие. - Мн.: Новое знание, 2002.

7. Квартальнов В.А. Туризм - М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Котлер Ф. и др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998.

9. Лукичева Л.И. и др. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000.

11. Моиссева Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой. - М.: Финансы и статистика, 2000.

12. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорин, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. - М.: Советский спорт, 2000.

13. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг. - М.: Финансы и статистика, 1999.

14. Сапрунов В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 1997.

15. Румянцева З.П. Менеджмент организации. - М.: Инфра-М, 1996.

16. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева и др. - М.: Инфра-М, 1998.

17. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Менеджмент туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2003. Министерство образования РФ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в России туризм признан одним из приоритетных направлений развития экономики. Как свидетельствуют данные организации туристской деятельности государственного управления туризмом Департамента туризма Минэкономразвития России, в Москве получили лицензию на туроператорскую и турагентскую деятельность около 7 тыс. туристских фирм, специализирующихся в основном на выездном туризме.

Россия как туристская страна, несмотря на свой высокий потенциал, занимает весьма незначительное место на мировом туристском рынке. Надолго въезжающих в Россию туристов приходится примерно 1% мирового туристского потока. Это является весьма низким показателем, учитывая, что культурно-исторический и природный потенциал России гораздо выше, чем во многих странах, с традиционно высокой туристской посещаемостью.

Согласно оценкам Всемирной туристской организации (ВТО) в настоящее время наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опережающими темпами, являются:

- экологический туризм.

- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% мирового потока туристов, жизненный уровень которых выше среднего и которые постоянно ищут новые туристские направления для путешествий;

- специализированный туризм, подразумевающий такие виды, как профессионально-деловой, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный туризм и другие виды туризма, а также обеспечивающий концентрированные продажи всего комплекса туристских и смежных продуктов и услуг;

- круизы. Следует учитывать, что насыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Россию, являются:

- образ России как страны, небезопасной для туризма, создаваемый зарубежными и отдельными отечественными средствами массовой информации;

- отсутствие за рубежом рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму;

- неблагоприятный для туристских посещений в страну визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи;

- неразвитая туристская инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса («3 звезды»);

- отсутствие благоприятного налогового режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;

- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии;

- несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Часть вышеперечисленных проблем можно решить только путем качественного повышения квалификации сотрудников туристских фирм и гостиничного хозяйства, через развитие системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов. Краеугольным камнем при этом являются знания по лицензированию туристской деятельности и сертификации туристских услуг. Менеджер туризма и гостиничного хозяйства должен в полной мере обладать этими знаниями.

 

 

ГЛАВА 1. ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Туристская деятельность складывается из туроператорской и турагентской деятельности, а также иной деятельности по организации путешествий:

- туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта (туроператор);

- турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта (турагент).

 

Термины и определения.

Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристический продукт - это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам).

Комплексная система организации производства такого продукта называется индустрией туризма.

В систему индустрии туризма входят специализированные предприятия, организации и учреждения:

1. Предприятия, предоставляющие услуги по размещению (гостиницы, мотели, кемпинги, пансионаты);

2. Предприятия питания (рестораны, кафе, бары);

3. Фирмы, занимающиеся транспортным обслуживанием (автопредприятия, авиационные предприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);

4. Туристские фирмы по разработке и реализации туристского продукта (туристские бюро, экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро реализации путевок);

5. Рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства, рекламные бюро, информационные агентства);

6. Органы управления туризмом (комитеты и департаменты туризма, общественные туристские организации и объединения);

Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта:

Реклама: участие в специализированных выставках, ярмарках; организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта; издание каталогов, буклетов и другое.

Турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально - деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки.

Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, возможность занятия спортом, участие в культурно-массовых мероприятиях и другие, т.е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.

Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.

Основные туристические услуги регламентируются договором на туристическое обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся:

- размещение;

- питание;

- транспортные услуги, включая трансферт;

- экскурсионные услуги.

Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего дохода. Сюда можно отнести:

- дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг;

- физкультурно-оздоровительные услуги;

- медицинские услуги;

- культурно-зрелищные и игровые мероприятия;

К сопутствующим услугам относятся:

- обеспечение суверенной продукцией, туристской символикой;

- торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание;

- услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.

Туристская путевка - это документ, подтверждающий оплату предусмотренных программой услуг, являющихся формой строгой отчетности.

В путевке указывается трасса маршрута, перечень основных услуг, срок действия, цена, описание маршрута и др.

Ваучер - это документ, на основании которого производится обслуживание иностранных туристов и взаиморасчет с фирмой.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.