1. Запишите два четных, а затем два нечетных числа, следующих друг за числом 1398. Запишите по два четных и нечетных числа, предшествующих числу 1398.
2. Назовите наименьшее шестизначное число и наибольшее пятизначное число и найдите, на сколько одно число больше другого
(Ответ: на 1)
3. Запишите трехзначное число, у которого число единиц в 3 раза меньше числа десятков, а число десятков в 3 раза меньше числа сотен.
(Ответ: 931)
4. На какое число надо разделить разность наибольшего трехзначного числа и наибольшего двузначного числа, чтобы получить наибольшее однозначное число?
(Ответ: (999-99):9=100 )
5. Запишите все трехзначные числа, у которых число десятков в 2 раза больше числа единиц.
(Ответ: 105, 126, 147, 168, 189 )
6 .В записи 6 6 6 6 6 6 6 6 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно:
а) 264 б) 13332 в) 67332
7. Применяя знаки сложения, можно восемью восьмерками записать число 1000:
888+88+8+8+8
Используя знаки арифметических действий и скобки, запишите число 1000 восемью восьмерками другим способом.
7. Применяя знаки арифметических действий и скобки запишите:
а) семью семерками 700;
б) восемью семерками 700;
в) восемью двойками 200;
г) десятью четверками 500;
д) десятью шестерками 600;
е) десятью девятками 1000.
8. Как нужно расставить скобки так, чтобы получить верное равенство:
а) 3248:16-3*315-156*2=600;
б) 350-15*104-1428:14=320.
9. Из карточек сложили неверное равенство:
1 0 1 - 1 0 2 = 1
Как, передвинув лишь одну карточку, сделать его верным?
10. Арифметические ребусы принадлежат к одному из типов логических задач. Учащиеся начальных классов отличаются любознательностью и для них решение логической задачи – это поиск тайны.
Числовые ребусы – это примеры, в которых все или некоторые цифры заменены звездочками или буквами. При этом одинаковые буквы заменяют одинаковые цифры, разные буквы – разные цифры.
х 9 5 _ * * 0 1 2
* * 8 4 *
+ * 5 _ 6 *
1 * * * *
* * * * 0
Пусть дан числовой ребус:
+ У Д А Р
У Д А Р
Д Р А К А
Число 8126 является решением ребуса, так как при замене буквы У на цифру 8, буквы Д на 1, буквы А на 2, буквы Р на 6 получится верный пример на сложение.
На следующем ребусе я покажу как проводить работу:
+ К И С
К С И
И С К
Сумма И + С ( в разряде десятков) оканчивается на С, но И не равно ) (см. разряд единиц). Значит, И=9 и 1 десяток в разряде единиц запомнили (решение ниже) теперь легко найти К в разряде сотен: К=4. Для С остается одна возможность: С=5.
+ К И С + К 9 С + 4 9 С + 4 9 5
К С И К С 9 4 С 9 4 5 9
И С К 9 С К 9 С 4 9 5 4
+ ОДИН + ВАГОН + ДЕТАЛЬ
ОДИН ВАГОН ДЕТАЛЬ
МНОГО СОСТАВ ИЗДЕЛИЕ
11. Есть три разных числа, таких, что их сумма равна их произведению. Что это за числа?
(Ответ: 1,2,3)
12. В числе 5 236 845 зачеркните три цифры, чтобы оставшееся число было наименьшим 7
(Ответ: 2 345)
Оставшееся число было наибольшим (6 845). Порядок расположения цифр не меняйте.
13. Цифрами 0, 1, 2, 3 запишите наибольшее и наименьшее шестизначное число. Каждую цифру использовать не менее одного раза.
14. Напишите наибольшее и наименьшее десятизначное число, все цифры которого различны.
15. Поставьте в записи числа 1234 один знак так, чтобы получилось:
а) число, большее 9, но меньшее 19;
б) число, большее 30, но меньшее 40.
16. В квадрате расставьте числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 так, чтобы сумма чисел в каждой строке, столбце и диагонали была одинакова.
44 | 99 | 22 |
33 | 55 | 77 |
88 | 11 | 66 |
Выводы по 2 главе
Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Продуктивная деятельность связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных операциях, как анализ, синтез. Сравнение, классификация, аналогия, обобщение. Выполнение учащимися продуктивной творческой деятельности оказывает положительное влияние на развитие всех психических функций – познавательных, эмоциональных, волевых.
Чтобы развить логическое мышление младшего школьника, необходимо уделять больше времени развитию внимания.
К.Д. Ушинский говорил, что «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира».
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время все активнее и активнее идет поиск обновления содержания школьного образования вообще и, в частности усиления поиска новых вариантов начального курса математики с целью повышения эффективности как обучения, так и развития младших школьников. Линия на развитие познавательных процессов учащихся достаточно четко прослеживается и в действующих стандартных учебниках математики. В них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся, на умение проводить анализ, сравнивать предлагаемые объекты, фигуры, процессы, подмечать скрытую закономерность и т.д. Однако, как показывает практика начальной школы, предложенные в учебниках упражнения развивающего характера нуждаются в дополнительном расширении и обогащении большим числом специальных заданий, задач и упражнений содержательно-логического и нестандартного характера, заданий, требующих применения знаний в новых условиях, поданных в определенной системе.
Развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старших классов, не овладевают начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо начинать учить с начальной школы.
Прежде всего из урока в урок нужно развивать у ребенка способности к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями.
Наша общая забота – помогать всем детям в умственном развитии, укрепляя уверенность ребенка в своих силах, повышает его интеллектуальный уровень, готовя к обучению в среднем звене.
Логическое мышление лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без мышления невозможна нормальная жизнь ни личности, ни общества. Благодаря мышлению, человек выделился из животного мира и достиг высокого уровня.
Изучив программу и методику развивающего обучения по дидактической системе Л.В. Занкова, апробировав учебник И.И. Аргинской «Математика-1», «Математика-2», «Математика-3», я пришла к выводу, что система развивающего обучения необходима для успешного умственного развития учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аптер, М. Дж. Теория реверсивности и человеческая активность / М. Аптер // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 162— 199.
2. Айзенк, Г. Дж. Интеллект: новый взгляд / Г. Айзенк// Вопр. психол. 1995. № 1. С. 111
3. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б.Г. Избр. психол. труды. В 2т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980. С. 128-267.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование. / А. Анастазин М. 1990.
5. Акентьев, В.В., Перельман, Я.И.. Смекалка для малышей. В.В. Аксентьев, Я.Н. Перельман Москва. Омега.1994 г.
6. Алексеева, Л.Г., Воронин, А.Н.. Развитие и диагностика способностей./ Л.Г. Алексеева, А.Н. Воронин Москва. Наука 1991 г.
7. Богуславская, З.М. Выделение цвета и формы детьми дошкольного возраста в зависимости от характера их деятельности / З.М. Богуславская// Доклады АПН РСФСР. № 1. М-АПН РСФСР, 1958. С. 55-58.
8. Бодалев, А.А. Межличностное восприятие и понимание // Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М- Педагогика, 1983 С. 85-265.
9. Брушлинский, А. В. Психология мышления и кибернетика. / А.В. Брушлинский М.: АН СССР, 1970.
10. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта. / А.В. Брушлинский М,: Изд-во РАН. 1994.
11. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. / Л.Ф. Бурлачук Изд. 2-е, перераб. и доп. СПб.: Питер, 1999.
12. В 2 кн. Кн. 1. М. Педагогика, 1982.
13. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966.
14. Волочков, А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Автореф. канд. дис. / А.А. Волочков Пермь, 1997.
15. Вохмянина, А.Е. Изучение мышления и интеллекта. Таблица Равена./ А.Е. Вохмянина Магнитогорск. 1985 г.
16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. / Л.С. Выготский - М.: Педагогика, 1991.
17. Выготский, Л.С. Проблемы обучения и умственного развития / Л.С. Выготский // Избранные исследования. - М.: 1956 г.
18. Вяткин, Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности / Б.А. Вяткин // Психол. журн. 1993. Т. 14. № 2. С. 73—83.
19. Вяткин, Б.А. Стили активности как фактор развития интегральной индивидуальности / Б.А. Вяткин // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 36—55.
20. Вяткин, Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин // Психол. журн. Т. 18. 1997. № 3. С. 125—141.
21. Гальперин, П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». / П.Я. Гальперин М.: Изд-во МГУ, 1965.
22. Гараи, Л., Кечки, М. Еще один кризис в психологии. / Л. Гараи, М. Кечки // Вопр. филос. 1997 № 4. С. 86-97.
23. Голощапова, С.В. Логические игры и задачи на уроках математики./ С.В. Голощапова Ярославль. «Академия развития». 1997 г.
24. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении. / В.В. Давыдов М.: Педагогика, 1972.
25. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования. / В.В. Давыдов М. Педагогика, 1986.
26. Донцов, А.И., Саркисян Ш.В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности / А.И. Донцов, Ш.В. Саркисян // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 86-151.
27. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология. / В.Н. Дружинин 2-е изд., доп. СПб: Питер, 1999.
28. Зак, А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак Москва. «Просвещение», «Владос». 1994 г.
29. Зак, А.З. Различия в мышлении детей. / А.З. Зак Москва. 1992 г.
30. Запорожец, А.В., Зинченко, В.П., Эльконин, Д.Б. Развитие мышления // Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. / А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Д. Эльконин М.: Просвещение, 1964. С. 183-246.
31. Зыкова, В.И. Оперирование понятиями при решении геометрических задач / В.И. Зыкова // Известия АПН РСФСР. 1950. Т. 28. С. 155-194.
32. Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика / Под ред Ю 3. Гильбуха Ч. 1. Киев: РОВО «Укрвузполиграф», 1992.
33. Кабардов, М.Н., Матова, М.А. Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей / М.Н. Кабардова, М.А. Матова // Вопр. психол. 1988. № 6. С. 106-115.
34. Казанцева, Я.Э. Математика с улыбкой. Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников. / Я.Э. Казанцева Ярославль. «Академия развития». 1998 г.
35. Климов, Е.А. Штрихи к портрету B.C. Мерлина / Е.А. Климова //Вопр. психол. 1998. № 1. С. 95—98.
36. Котик, М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде / М.А. Котик //Вопр. психол. 1989. № 6. С. 81—92.
37. Кроник, А.А. Межличностное оценивание в малых группах. / А.А. Кроник Киев: Наукова думка, 1982.
38. Чилингирова, Л., Спиридонова, Б. Играя, учимся математике. / Л. Чилингирова, Б. Спиридонова Москва. «Просвещение». 1993 г.
39. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев М.: Знание, 1979.
40. Леонтьев, А.Н Деятельность. Сознание Личность / А.А. Леонтьев // Леонтьев А.Н. Избр психол. произв. В 2 т. Т 2. М.. Педагогика, 1983. С. 94-231.
41. Люблинская, А.А. Роль языка в развитии познавательной деятельности ребенка / А.А. Люблинская // Всерос. совещание. Доклады на совещании по проблемам психологии. 1954. 3-8 июля. С. 124-137.
42. Менчинская, Н.А. Мышление и процесс обучения / Н.А. Мнечинская // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е.В. Шороховой. М.: Наука, 1966. С. 349-387.
43. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. / В.С. Мерлин М.: Педагогика, 1986.
44. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин // Избр. труды / Под ред. Е.А. Климова. М.; Воронеж, 1996.
45. Модель прогнозирования персонального роста руководящих кадров // Организация управления 1990 № 9 С. 44.
46. Молл, Е. Г. Руководитель строительного производства / Е.Г. Молл М.: Стройиздат, 1991.
47. Молл, Е. Г. Управленческая карьера в России / Е.Г. Молл // Проблема теории и практики управления 1996 № 6. - С 117—120.
48. Молл, Е.Г. Консультирование по проблемам управленческой карьеры / Е.Г. Молл // Управление человеческими ресурсами стратегия и практика Алматы, 1996 С 58—61.
49. Мясоед, П.А. Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников / П.А. Мясоед // Вопр. психол. 1996. № 2. С. 130-136.
50. Мясоед, П.А. Теория и практика в работе школьного психолога / П.А. Мясоед // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 72-79.
51. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. / Б.П. Никитин Москва. 1980 г.
52. Обуховский, К. Психологическая теория строения и развития личности / К. Обуховский М.: Наука, 1981
53. Обучаем по системе Занкова Л.В.1 кл., 2 кл., 3 кл. Москва. Просвещение. 1993 г.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.