Содержание
Введение. 3
1.Развитие представлений о классовой борьбе. 3
2.Основоположники теорий классов и классовой борьбы: Карл Маркс и Макс Вебер. 3
2.1.Теория Карла Маркса. 3
2.2.Теория Макса Вебера. 3
3.Современные теории классов. 3
3.1.Неомарксистские подходы к классовой структуре. 3
3.2.Эрик Олин Райт: теория классов. 3
3.3.Фрэнк Паркин: веберовский подход. 3
3.4. Теория нового класса Алвина Гоулднера. 3
3.5.Неовеберианские подходы к классовой структуре. 3
4.Классы в обществах сегодня. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы.. 3
Введение
o Тема классовой борьбы становится особо актуальной в современном обществе, когда наиболее ярко видны классовые противоречия. В основе расслоения лежит неравный доступ людей к материальным благам, власти, образованию, престижу, что и способствует иерархическому строению общества, размещению одних слоев выше других. Часто это становится причиной конфликтов, в прошлых веках классовая борьба становилась причиной революций. Но преодолеть социальное неравенство просто невозможно. Цель этой работы- раскрыть развитие классового расслоения, описать современные теории классов и классовой борьбы в современной литературе, выделить основные классы в современном обществе. Для написания работы бала использована следующая литература: 1)«Социология» Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов-в данной книге представлено обобщенное изложение социологического материала, куда входят анализ самой социологии как науки, определение основных категорий, изложение основ отдельных конкретно-социологических дисциплин, 2) «Социальная структура и стратификация» В.И. Добреньков, А.И Кравченко- в этой книге анализируются основные понятия категории социологии, подробно рассматриваются центральные темы общей социологии- социальная стратификация и социальная мобильность, социологические теории классов, 3) «Социология» Гидденс Энтони- автор этой книги один из крупнейших современных социологов, внесший существенный вклад в исследование проблем современной теоретической социологии. Он занимался разработкой проблем стратификации современного общества, теорией общества. В учебнике методологически удачно совмещены систематический и исторический подходы. Изложению каждой проблемы предпосылается рассмотрение существующих в истории социологии взглядов на нее. Учебник, безусловно, современен не только с точки зрения теоретической разработки проблем, но и сточки зрения содержащегося в нем фактического материала. Речь идет о теоретическом и эмпирическом соответствии содержания учебника новейшему состоянию общества. 4) «Социальная стратификация» В.В. Радаев, О.И. Шкаратан –в этом учебном пособии рассматриваются проблемы социального расслоения в их исторической взаимосвязи, даются характеристики классам общества, обозначиваются проблемы современного общества. 5) Ю.И. Семенов «Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы»- книга о зарождении классов во Франции в 19 веке. 6)ru.wikipedia.org/wiki/Классовая_борьба – в этой ссылке представлены краткое описание развития теории классов от зарождения ее во Франции до марксистского учения.
o Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает 4 главы: в первой рассматривается развитие теории классов и классовой борьбы, во второй-теории К. Маркса, М. Вебера, в третьей- современные теории классов и классовой борьбы, в четвертой- классы в современном обществе.
o
o
1.Развитие представлений о классовой борьбе
Несмотря на распространённое убеждение, что представление о классовой борьбе является исключительной принадлежностью марксизма, факт расщепления общества на классы был отмечен ещё ранее. Первыми о классовом расслоении задумались античные философы. Платон разделил общество на 3 класса: философ, воинов, земледельцев и ремесленников. Аристотель также выделял 3 класса: очень зажиточные граждане, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между ними. Позже французский историк и орлеантский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство» (1820 г.) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ - победитель - дворянство; и другой - побежденный - третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними не возможен. Примирить их — химерический замысел». Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:«Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил».
Однако классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с произошедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков народа-победителя, а угнетённый - в качестве потомков народа побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри и Минье.
Теория Карла Маркса.
Маркс родился в Германии, но большую часть жизни провел в Великобритании. Его идеи всегда были противоречивыми, но их значение признано во всем мире. Многие авторы (в том числе и Макс Вебер), отвергая политические взгляды Маркса, во многом отталкивались от его идей.
Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал. Поскольку его многочисленные обращения к теме классов не всегда согласуются межу собой, ученые постоянно дискутируют относительно того, что же Маркс в действительности имел в виду. Тем не менее, основные положения его концепции достаточно ясны.
Для Маркса класс- это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Два основных класса сейчас- это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те , кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд- рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, «пролетариат».
По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, считает Маркс, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды.
Маркс был потрясен неравенством, порождаемым капиталистической системой. Хотя в прежние времена аристократы также жили в роскоши, а крестьяне – в бедности, земледельческие общества в целом были небогатыми. При современной индустрии материальные блага стали производиться в масштабах, которые раньше невозможно было себе представить. Однако рабочие по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет.
Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: класс собственников на средства производства и класс тех, кто не имеет собственности. Однако он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались. Например, в некоторых современных западных обществах значительную часть населения составляет крестьянство, труд которого почти не изменился с феодальных времен.
Большое внимание Маркс уделяет расслоению внутри классов. Вот некоторые из примеров такого расслоения:
1.В среде высшего класса нередко возникает конфликт между финансовым капиталом (банкирами) и промышленниками.
2.Интересы представителей малого бизнеса и владельцев или управляющих крупных корпораций также существенно различаются.
3.Внутри рабочего класса имеются люди, долгое время остающиеся безработными, и условия их жизни значительно хуже, чем у большинства остальных рабочих (представители этнических меньшинств).
Марксовская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.
Теория Макса Вебера.
Как и Маркс, Макс Вебер был немцем. Болезнь не позволила ему сделать классическую академическую карьеру, однако он располагал небольшим состоянием и смог посвятить большую часть жизни научным занятиям. Вебер считается одним из основателей социологии, но круг его интересов был гораздо более широким и охватывал многие разделы истории, теории права, экономики и религии.
Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия.
Во-первых, Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью(мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу).Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, также работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабочих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низкоквалифицированные рабочие.
Во-вторых, Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому – партия. Фактически Вебер адаптировал понятие статусной группы, почерпнутое им из анализа средневековых сословий (в немецком оба понятия обозначаются одним словом – Stand).
Работы Вебера показывают, что на жизнь людей, помимо классовой принадлежности, существенно влияют другие виды стратификации. Большинство социологов согласны с важностью такого подхода, поскольку схема Вебера предлагает более гибкую и совершенную основу для анализа стратификации, чем марксовская.
Современные теории классов.
Идеи, развивавшиеся Марксом и Вебером, по-прежнему широко используются в современной социологии, хотя чаще всего в модифицированном варианте. Последователи марксистской теории разрабатывают идеи Маркса, последователи Вебера заняты развитием его концепций. Поскольку эти позиции во многих отношениях сходны и дополняют друг друга, появляются новые теории, которые их обобщают. В этом можно убедиться, обратившись к двум современным теоретическим конструкциям.
Классы в обществах сегодня
Некоторые авторы утверждают, что в современных западных обществах классы утратили свою значимость. Они соглашаются, что полтора столетия назад в период становления промышленного капитализма классовые различия имели важное значение.
На самом деле такая картина далека от истины. Влияние классовых различий, возможно, стало меньшим, чем полагал Маркс, но лишь немногие сферы социальной жизни не тронуты ими. Даже физические различия коррелируют с классовой принадлежностью. Представители рабочего класса имеют меньший средний вес при рождении, более высокую детскую смертность, они медленнее растут, чаще болеют и умирают в более молодом возрасте, чем представители высшего класса. Такие серьезные заболевания, как сердечно-сосудистые, рак, пневмония и бронхит, все еще более распространены на нижних этажах классовой структуры.
Высший класс
Высший класс Великобритании включает в себя относительно небольшое число индивидов и семей, которые владеют значительной собственностью. По приблизительным подсчетам , это 1% нации. Внутри высшего класса наблюдается четкое разделение на тех, кто является владельцами «старых» и «новых» денег. Семьи, собственность которых передавалась из поколения в поколение, свысока смотрят на тех, кто разбогател благодаря собственным усилиям. В некоторых обстоятельствах эти две категории смешиваются, однако люди низкого происхождения часто не допускаются в круги наследственной знати.
Собственность, подчеркивали Маркс и Вебер, наделяет властью, и представительство высшего класса в верхних эшелонах власти непропорционально велико. Их влияние отчасти является следствием прямого контроля над промышленным и финансовым капиталом, отчасти объясняется их доступом к руководящим постам в сферах политики, образования и культуры.
Британская общественность не питает иллюзий в отношении важности роли унаследованных состояний: 45% опрошенных Институтом Гэллапа считают, что наилучший способ получить (и сохранить) богатство – это унаследовать его или иметь «подходящих» родителей. Наоборот, в США 43% респондентов (большая часть опрошенных) полагают, что путь к богатству лежит через «упорный труд».
Средний класс.
Понятие «средний класс» охватывает представителей различных сфер деятельности. В соответствии с различными точками зрения, в этот класс попадает сегодня большинство населения Великобритании, поскольку число рабочих мест для «белых воротничков», в отличие от вакансий для рабочих, значительно возросло.
Внутри среднего класса можно выделить три относительно обособленных категории. Старый средний класс – это представители малого бизнеса, владельцы небольших магазинов и мелкие фермеры. Численность этой категории в течение нынешнего века постоянно менялась, но они по-прежнему составляют значительную часть работающего населения. Мелкий бизнес менее стабилен, чем крупный, и часто разваливается в течение двух лет после основания. И если старый средний класс не сократился в той мере, как предсказывали многие (включая Маркса), то только потому, что всегда находится немало людей, желающих попробовать себя в собственном деле. Социально-политические взгляды мелких бизнесов, как правило, весьма разноречивы. В ряде стран, например, во Франции, многие из них оказывают неизменную поддержку крайне правым политическим партиям.
Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и специалистов высокого класса. В эту категорию входит значительное число людей. Большинство из них имеют высшее образование, и среди них, особенно если говорить о специалистах, довольно высока доля людей с либеральными взглядами.
Низший средний класс – это еще более разнородная категория. В нее входят конторские служащие, продавцы, учителя, медсестры и множество других. Большинство представителей низшего среднего класса придерживаются взглядов, отличающихся от взглядов рабочих, хотя условия их труда часто во многом совпадают.
На разнородный характер среднего класса в целом обращается специальное внимание в концепциях Райта и Паркина.
Рабочий класс.
Рабочий класс состоит из так называемых «синих воротничков» - людей, занятых физическим трудом. Внутри рабочего класс, так же , как и внутри среднего, существует четко выраженное деление, основанное на уровне профессиональной квалификации. Высший рабочий класс, состоящий из квалифицированных рабочих, нередко рассматривается как «рабочая аристократия». Ее представители имеют более высокий доход, лучшие условия труда и большие гарантии занятости, чем другие рабочие.
Низший рабочий класс занят неквалифицированным и полуквалифицированным, не требующим подготовки трудом. Как правило, такой труд является низкооплачиваемым, а гарантии занятости хуже, чем у квалифицированных рабочих.
Занятость рабочих различается по показателям времени – полная или частичная занятость – и по уровню гарантий. Различия между центральными и периферийными сферами экономики позволяют проиллюстрировать это. К ценральным секторам относятся те, где рабочие заняты полный рабочий день, получают относительно высокую зарплату и имеют гарантии долговременной занятости. В периферийных секторах работа нестабильна, зарплаты невысоки, и значительное число рабочих занято неполный день.
Основная демаркационная линия внутри рабочего класса проходит между этническим большинством и непривилегированными национальными меньшинствами, составляющими низшие слои общества, низший класс(underclass). Его представители имеют плохие условия труда, их жизненный уровень ниже, чем у большинства населения. Многие из них подолгу остаются без работы либо постоянно ее теряют. В некоторых европейских странах значительную часть этого сектора составляют рабочие –мигранты, приехавшие на Запад в поисках работы в эпоху значительного процветания. Это касается алжирцев во Франции и турок в Германии.
Заключение
В данной работе были рассмотрены не только теории основоположников деления на классы- Карла Маркса и Макса Вебера, но и теории современных представителей исследований классового расслоения- А. Гоулднера, Э. Райта, Фрэнка Паркина, представителей неовеберианского и неомарксистиского подхода.
Несмотря на существующие различия в каждом из подходов, в них есть и общее-все они так или иначе связаны с теорией Карла Маркса. Несмотря на обилие эмпирических подходов в изучении классов и появление новых теоретических подходов к осмыслению, создать принципиально новую теорию классов ни одному из современных социологов так и не удалось. Под разным углом зрения, добавляя или убирая различные признаки классообразования, они уточняли, корректировали и видоизменяли концепции великих классиков. Специалисты считают, что после Маркса и Вебера мировая социологическая мысль в осмыслении пошла двумя главными путями- вслед за Марксом и вслед за Вебером.
Современное общество не стоит на месте, а движется вперед, значит, все эти теории не являются окончательными, они будут развиваться, совершенствоваться, возможно, потеряют свой смысл. Появятся и новые теории классов и классовой борьбы, новые исследователи этой важной проблемы.
Список использованной литературы:
1.Ю. И. Семёнов «Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы».2003.
2. Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов «Социология». Мн.:НТОО «Тетра системс», 1998.-560с.
3.В.И. Добреньков, А.И Кравченко «Социальная структура и стратификация»: «Инфра»-М,2000.-536 с.
4.Гидденс Энтони «Социология». М: «Эдиториал УРСС»,1999.-704 с.
5.В.В. Радаев, О.И. Шкаратан «Социальная стратификация: Учебное пособие». М.: «Наука», 1995.
6. ru.wikipedia.org/wiki/Классовая_борьба
Содержание
Введение. 3
1.Развитие представлений о классовой борьбе. 3
2.Основоположники теорий классов и классовой борьбы: Карл Маркс и Макс Вебер. 3
2.1.Теория Карла Маркса. 3
2.2.Теория Макса Вебера. 3
3.Современные теории классов. 3
3.1.Неомарксистские подходы к классовой структуре. 3
3.2.Эрик Олин Райт: теория классов. 3
3.3.Фрэнк Паркин: веберовский подход. 3
3.4. Теория нового класса Алвина Гоулднера. 3
3.5.Неовеберианские подходы к классовой структуре. 3
4.Классы в обществах сегодня. 3
Заключение. 3
Список использованной литературы.. 3
Введение
o Тема классовой борьбы становится особо актуальной в современном обществе, когда наиболее ярко видны классовые противоречия. В основе расслоения лежит неравный доступ людей к материальным благам, власти, образованию, престижу, что и способствует иерархическому строению общества, размещению одних слоев выше других. Часто это становится причиной конфликтов, в прошлых веках классовая борьба становилась причиной революций. Но преодолеть социальное неравенство просто невозможно. Цель этой работы- раскрыть развитие классового расслоения, описать современные теории классов и классовой борьбы в современной литературе, выделить основные классы в современном обществе. Для написания работы бала использована следующая литература: 1)«Социология» Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов-в данной книге представлено обобщенное изложение социологического материала, куда входят анализ самой социологии как науки, определение основных категорий, изложение основ отдельных конкретно-социологических дисциплин, 2) «Социальная структура и стратификация» В.И. Добреньков, А.И Кравченко- в этой книге анализируются основные понятия категории социологии, подробно рассматриваются центральные темы общей социологии- социальная стратификация и социальная мобильность, социологические теории классов, 3) «Социология» Гидденс Энтони- автор этой книги один из крупнейших современных социологов, внесший существенный вклад в исследование проблем современной теоретической социологии. Он занимался разработкой проблем стратификации современного общества, теорией общества. В учебнике методологически удачно совмещены систематический и исторический подходы. Изложению каждой проблемы предпосылается рассмотрение существующих в истории социологии взглядов на нее. Учебник, безусловно, современен не только с точки зрения теоретической разработки проблем, но и сточки зрения содержащегося в нем фактического материала. Речь идет о теоретическом и эмпирическом соответствии содержания учебника новейшему состоянию общества. 4) «Социальная стратификация» В.В. Радаев, О.И. Шкаратан –в этом учебном пособии рассматриваются проблемы социального расслоения в их исторической взаимосвязи, даются характеристики классам общества, обозначиваются проблемы современного общества. 5) Ю.И. Семенов «Французские историки эпохи реставрации: открытие общественных классов и классовой борьбы»- книга о зарождении классов во Франции в 19 веке. 6)ru.wikipedia.org/wiki/Классовая_борьба – в этой ссылке представлены краткое описание развития теории классов от зарождения ее во Франции до марксистского учения.
o Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает 4 главы: в первой рассматривается развитие теории классов и классовой борьбы, во второй-теории К. Маркса, М. Вебера, в третьей- современные теории классов и классовой борьбы, в четвертой- классы в современном обществе.
o
o
1.Развитие представлений о классовой борьбе
Несмотря на распространённое убеждение, что представление о классовой борьбе является исключительной принадлежностью марксизма, факт расщепления общества на классы был отмечен ещё ранее. Первыми о классовом расслоении задумались античные философы. Платон разделил общество на 3 класса: философ, воинов, земледельцев и ремесленников. Аристотель также выделял 3 класса: очень зажиточные граждане, крайне неимущие и третьи, стоящие в середине между ними. Позже французский историк и орлеантский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времен Реставрации и нынешнее министерство» (1820 г.) говорил об истории Франции, как об истории двух народов. Один народ - победитель - дворянство; и другой - побежденный - третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними не возможен. Примирить их — химерический замысел». Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:«Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил».
Однако классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с произошедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков народа-победителя, а угнетённый - в качестве потомков народа побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри и Минье.
Основоположники теорий классов и классовой борьбы: Карл Маркс и Макс Вебер.
Наиболее влиятельные теоретические подходы были разработаны Карлом Марксом (1818-1883) и Максом Вебером (1864-1920). Их идеи легли в основу почти всех последующих стратификационных теорий. Идеи Маркса и Вебера явились серьезнейшим вкладом в развитие социологии в целом и ее конкретных областей в частности.
Теория Карла Маркса.
Маркс родился в Германии, но большую часть жизни провел в Великобритании. Его идеи всегда были противоречивыми, но их значение признано во всем мире. Многие авторы (в том числе и Макс Вебер), отвергая политические взгляды Маркса, во многом отталкивались от его идей.
Большинство работ Маркса связано с темой стратификации и прежде всего с понятием общественного класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал. Поскольку его многочисленные обращения к теме классов не всегда согласуются межу собой, ученые постоянно дискутируют относительно того, что же Маркс в действительности имел в виду. Тем не менее, основные положения его концепции достаточно ясны.
Для Маркса класс- это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. Два основных класса сейчас- это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те , кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд- рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, «пролетариат».
По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. В современном капиталистическом обществе источник эксплуатации не столь очевиден, и Маркс уделяет значительное внимание прояснению его природы. В течение рабочего дня, считает Маркс, рабочие производят больше, чем необходимо их работодателям для оплаты их труда. Эта прибавочная стоимость и есть искомый источник прибыли, которую капиталисты могут обратить на собственные нужды.
Маркс был потрясен неравенством, порождаемым капиталистической системой. Хотя в прежние времена аристократы также жили в роскоши, а крестьяне – в бедности, земледельческие общества в целом были небогатыми. При современной индустрии материальные блага стали производиться в масштабах, которые раньше невозможно было себе представить. Однако рабочие по-прежнему пребывают в нищете, тогда как богатство собственников растет.
Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: класс собственников на средства производства и класс тех, кто не имеет собственности. Однако он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались. Например, в некоторых современных западных обществах значительную часть населения составляет крестьянство, труд которого почти не изменился с феодальных времен.
Большое внимание Маркс уделяет расслоению внутри классов. Вот некоторые из примеров такого расслоения:
1.В среде высшего класса нередко возникает конфликт между финансовым капиталом (банкирами) и промышленниками.
2.Интересы представителей малого бизнеса и владельцев или управляющих крупных корпораций также существенно различаются.
3.Внутри рабочего класса имеются люди, долгое время остающиеся безработными, и условия их жизни значительно хуже, чем у большинства остальных рабочих (представители этнических меньшинств).
Марксовская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.
Теория Макса Вебера.
Как и Маркс, Макс Вебер был немцем. Болезнь не позволила ему сделать классическую академическую карьеру, однако он располагал небольшим состоянием и смог посвятить большую часть жизни научным занятиям. Вебер считается одним из основателей социологии, но круг его интересов был гораздо более широким и охватывал многие разделы истории, теории права, экономики и религии.
Веберовский подход к теме стратификации основывается на анализе идей Маркса, которые он развил и модифицировал. Между этими двумя теориями существует два важнейших различия.
Во-первых, Вебер, соглашаясь с представлениями Маркса о связи класса с объективными экономическими условиями, считает, что на формирование класса оказывает влияние гораздо большее число факторов, чем смог заметить Маркс. Разделение на классы определяется не только наличием или отсутствием контроля над средствами производства, но и экономическими различиями, не связанными напрямую с собственностью(мастерство и квалификация, влияющие на возможности данного человека выполнять ту или иную работу).Люди, принадлежащие к категориям профессионалов и управленцев, также работают по найму, но зарабатывают больше, условия труда у них лучше, чем у рабочих. Ученые степени, звания, дипломы и полученная профессиональная подготовка ставят их в более выгодное положение на рынке труда по сравнению с теми, кто не имеет соответствующих дипломов. Аналогичным образом и среди рабочих опытные и хорошо подготовленные зарабатывают больше, чем низкоквалифицированные рабочие.
Во-вторых, Вебер выделяет помимо класса еще два важных аспекта стратификации. Одному он дал название статус, другому – партия. Фактически Вебер адаптировал понятие статусной группы, почерпнутое им из анализа средневековых сословий (в немецком оба понятия обозначаются одним словом – Stand).
Работы Вебера показывают, что на жизнь людей, помимо классовой принадлежности, существенно влияют другие виды стратификации. Большинство социологов согласны с важностью такого подхода, поскольку схема Вебера предлагает более гибкую и совершенную основу для анализа стратификации, чем марксовская.
Современные теории классов.
Идеи, развивавшиеся Марксом и Вебером, по-прежнему широко используются в современной социологии, хотя чаще всего в модифицированном варианте. Последователи марксистской теории разрабатывают идеи Маркса, последователи Вебера заняты развитием его концепций. Поскольку эти позиции во многих отношениях сходны и дополняют друг друга, появляются новые теории, которые их обобщают. В этом можно убедиться, обратившись к двум современным теоретическим конструкциям.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 363.