Правосубъектность (составляющими элементами являются правоспособность и дееспособность);
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

3.  основные права и обязанности;

4.  законные интересы;

5.  гражданство;

6.  юридическая ответственность;

7.  правовые принципы;

8. правоотношения общего (статусного) типа.[6]

На наш взгляд, ряд элементов следует считать либо пред­посылками правового статуса (например, гражданство, общая правоспособность), либо элементами вторичными по отношению к основным (так, юридическая ответствен­ность вторична по отношению к обязанностям, без обя­занности нет ответственности), либо категориями, далеко выходящими за пределы правового статуса (система га­рантий). Законные интересы, т. е. интересы, которые прямо не закреплены в юридических правах и обязанно­стях, едва ли необходимо выделять в качестве самостоятельного элемента правового статуса. Интерес - это категория внеправовая, или «доправовая», и, разумеется, закрепляется не только в конкретных пра­вовых предписаниях, но и в общих принципах права. Правовое выражение и защита осознанных классовых либо общенародных интересов, а также интересов лично­сти—одна из важных функций правовой системы демократического общества. Поэтому, на мой взгляд, сле­дует ограничить понятие правового статуса категориями прав и обязанностей, которые позволяют четко выделить его структуру. По всей вероятности, предстатусные и послестатусные элементы целесообразно включить в поня­тие «правовое положение личности», как это предлагают Н.В. Витрук и  В.А. Кучинский.[7]

Рассмотрим сущность элементов, составляющих право­вой статус,— юридических прав и обязанностей.

Права личности — это ее естественные возможности, которые обеспечивают жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности в различных сферах.[8] В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности на конкретном историческом эта­пе развития общества. Права личности, или субъективные права,— это не потенциальные, а реальные социальные возможности ин­дивида, вытекающие непосредственно из закона. Данное положение следует подчеркнуть, поскольку в юридиче­ской науке широко утвердилось понимание субъективного права как элемента конкретного правоотношения, возни­кающего при наличии юридического факта, который по­рождает данное отношение.

В юридической литературе такая позиция была под­вергнута критике. Н.И. Матузов справедливо отмечает, что способ возникновения, форма проявления и реализа­ции тех пли иных прав не имеют принципиального зна­чения для их характеристики как субъективных.[9]

Субъективное право — форма за­конодательного выражения прав человека во внутригосу­дарственных отношениях. Если отсюда подхо­дить к оценке сущности субъективного права, то очевиден его не только юридический, но и социально-политический, идейно-нравственный смысл как выражения свободы личности в пользовании благами, предоставляемыми об­ществом. Субъективное право выражает социальные воз­можности личности, но возможности не иллюзорные, а реальные.

Государство закрепляет права личности не произволь­но; набор прав, их объем всегда обусловлены уровнем экономического развития общества. Субъективное право как юридическая категория рас­крывается через набор признаков, которые емко выраже­ны М.С. Строговичем: «Субъективное право лица означа­ет выраженные в норме права и закрепленные в ней:

1. возможность пользования определенным социальным благом;

2. полномочие совершать определенные действия и требовать соответствующих действий от других лиц;

3. свободу поведения, поступков в границах, установлен­ных нормой права».[10]

Таким образом, в полном объеме субъективное право раскрывается при рассмотрении не только юридических, но и социально-политических его аспектов. Это одна из важнейших категорий, характеризующих свободу лично­сти, возможности пользоваться социальными благами в социалистическом обществе.

Права личности (субъективные права) всегда связа­ны с удовлетворением ее интересов в материальной или духовной сферах. Поэтому интерес выступает движущей силой правовых связей личности, он определяет ее отношение к использованию прав.

Государство не может и не должно принуждать граж­дан к использованию прав. Провозглашая права и свободы личности, государство гарантирует их осуществление не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, культурными средствами.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство имеет право требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. Государство формулирует свои требования к гражданам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Государство как носитель политической власти распола­гает специальными механизмами обеспечения прав граждан и выполнения ими своих обязанностей.

Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение личности. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного по­ведения не всегда субъективно осознается индивидом, а это может привести к отступлению от требовании нормы. Поэтому обязанность — это как необходимое, так и возможное поведение. Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей — это «пространство свободы», осно­ванное на свободе выбора и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Детерминиро­ванность человеческих поступков реальными экономиче­скими, политическими, нравственно-психологическими, культурными условиями жизни общества убедительно показывает, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».[11]

     Рассмотрим виды правового статуса. Различают:

1. общий или конституционный статус человека и гражданина;

2. специальный или родовой статус определенной категории граждан;

3. индивидуальный статус, который характеризует пол, возраст, семейное положение;

4. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным или тройным гражданством;

5. отраслевые правовые статусы;

6. статус физического лица.[12]

Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.

Общий правовой статус – это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.

Специальный, или родовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны и т.д.).

Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина.

Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единоличное. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах – гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов – множество, а индивидуальных ровно столько, сколько граждан.

 Права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу (ядро) правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.

На ны­нешнем этапе развития общества социальная ответствен­ность охватывает не только отношение личности к своим правам, к их наиболее активному осуществлению и ис­пользованию в интересах общества, но и отношение лич­ности к своим обязанностям, которое связано с осознани­ем долга и необходимости выполнения правовых требо­ваний.

Применительно к обязанностям граждан в социалисти­ческом обществе правильнее говорить о так называемой позитивной ответственности, которая состоит в положительном отношение индивида к совершенным им поступкам, основанном на чувстве долга, добросовестном исполнение возложенных на него обязанностей и т.д.[13]

В современных условиях позитивная ответственность личности приобретает особое значение. Возрастание социальной ответственности личности обусловлено расширением ее свободы, ростом социали­стического сознания, упрочением моральных принципов, глубокой заинтересованностью в активном участии во всех делах общества и государства.

Признание позитивной направленности ответственно­сти ни в какой мере не снижает значения так называе­мой ретроспективной ответственности, наступающей в случае невыполнения обязанности, возложенной на гражданина и связанной с возможностью применения санкций, т.е. это ответственность за уже совершенное.[14]

Таким образом, свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных эталонов по­ведения и их выполнения в соответствии с интересами общества. Руководствуясь этими интересами, социалисти­ческое государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты.

Такие правовые запреты полностью соответствуют ст. 19 Международного пакта о гражданских и политиче­ских правах, предусматривающей право человека бес­препятственно придерживаться своих мнении, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными спо­собами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. Оно может быть, следова­тельно, сопряжено с некоторыми ограничениями, кото­рые, однако, должны быть установлены Законом и явля­ются необходимыми:

1. для уважения прав и репутации других лиц;

2. для охраны государственной безопасности, общест­венного порядка, здоровья или нравственности населе­ния.

В Международном пакте о гражданских и политиче­ских правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды вой­ны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой под­стрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Подобные ограничения предусмотрены и Всеоб­щей декларацией прав человека. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах также допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных прав, и исключитель­но с целью способствовать общему благосостоянию в де­мократическом обществе (ст. 4). В основе этих ограни­чений лежит стремление исключить эгоистическое, анти­гуманное использование прав.

Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию дейст­вий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые прису­щи всему праву: демократизме, ува­жении прав и достоинства личности, равноправии, спра­ведливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответст­венности за вину. На­ряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип соче­тания общественных и личных интересов.

Если бы правам граждан не соответствовали обязан­ности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций.[15] Взаимная ответственность государства и личности - это важнейший гуманистический и демокра­тический принцип построения нормального демократического правого государства.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.