Цели, задачи и методы исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель исследования – изучение уровня самооценки старших дошкольников.

Задачи:

- проведение эксперимента

- выявление уровня притязаний детей

- анализ результатов исследования

Методы исследования:

- организация эксперимента

- психодиагностика

- беседа с детьми, воспитателем

- наблюдение

В процессе исследования были использованы две методики:

1. Методика «Нарисуй себя»(И.В.Дубровина)

Цель – изучение уровня самооценки.

Задачи:

- выявление уровня отношения ребенка к себе

- определение сформированности понятия «хороший»-«плохой»

Методы: наблюдение, анализ рисунков.

Эксперементальная группа: подготовительная группа детского сада.

Материалы исследования: листы бумаги, 4 цветных карандаша – черный, коричневый, красный, синий.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рисовать. Сначала мы нарисуем плохого мальчика или плохую девочку. Будем рисовать двумя карандашами, коричневым и черным. Чем хуже будет мальчик или девочка, которых вы нарисуете, тем меньше должен быть рисунок. Совсем плохой мальчик (девочка) займет совсем мало места. Но все равно должно быть ясно, что это рисунок человека». После того, как дети закончили рисовать, дается следующее задание: «А теперь мы рисуем хорошего мальчика или хорошую девочку. Рисовать будем красным и синим карандашами. И чем лучше будет мальчик или девочка, тем больше должен быть рисунок. Очень хороший займет весь листок».

Перед выполнением третьего рисунка дается такое пояснение: «На этом листочке пусть каждый из вас нарисует себя. Себя вы можете рисовать всеми четырьмя карандашами».

2. Методика «Лесенка». Нижегородцева Н.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников // М.В.Корепанова, Е.В.Харламова.

Цель – изучение особенностей самооценки старших дошкольников.

Задачи:

- определение сформированности понятий «добрый» - «злой», «смелый» – «трусливый»

- определение уровня логического мышления

- определение уровня самооценки ребенка

Методы: наблюдение, беседа.

Эксперементальная группа: подготовительная группа детского сада.

Материалы: лист бумаги с нарисованной на нем лесенкой.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже ( «плохие» , «очень «плохие», «самые «плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему». После того как ребенок сделает пометку, он должен ответить на вопросы: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть». «На какую ступеньку тебя поставила бы мама, воспитательница, поставил бы папа?».

 

 

                      2.2. Анализ результатов исследования

Количественный анализ:

По результатам проведенных исследований можно отметить:

 у 60 % детей – высокая адекватная самооценка

 у 30% - заниженная самооценка

 у 10 % - адекватная самооценка.

 

Таблица 1. «Нарисуй себя».

№   Ф.И.ребенка Анализ «автопортрета» Сопоставление «автопортрета» с рисунком «хорошего» и «плохого» Итог
1 Алина Р. 10 баллов З балла высокая адекватная самооценка
2 Антон С. 7 баллов 2 балла заниженная самооценка
3 Даня Х. 11 баллов 4 балла высокая адекватная самооценка
4 Дима М. 7 баллов 3 балла адекватная самооценка
5 Катя К. 10 баллов 3 балла высокая адекватная самооценка
6 Лиза П. 9 баллов 3 балла высокая адекватная самооценка
7 Максим Ж. 11 баллов 3 балла высокая адекватная самооценка
8 Настя С. 10 баллов 3 балла высокая адекватная самооценка
9 Никита Б. 7 баллов 1 балл заниженная самооценка
10 Рома П. 6 баллов 2 балла заниженная самооценка

 

 

                                                                                                     Таблица 2. «Лесенка».

Ф.И.ребенка Прямая самооценка «Я» Косвенная самооценка «Мама» Косвенная самооценка «Папа» Косвенная самооценка «воспитатель»
1 Алина Р. адекватная завышенная завышенная адекватная
2 Антон С. заниженная заниженная заниженная адекватная
3 Даня Х. адекватная адекватная завышенная адекватная
4 Дима М. завышенная завышенная адекватная заниженная
5 Катя К. адекватная завышенная адекватная адекватная
6 Лиза П. завышенная адекватная заниженная адекватная
7 Максим Ж. завышенная завышенная завышенная адекватная
8 Настя С. завышенная завышенная заниженная заниженная
9 Никита Б. завышенная заниженная заниженная заниженная
10 Рома П. заниженная адекватная заниженная адекватная

 

 

Качественный анализ:

Большинство детей сразу поняли инструкцию к заданиям и приступили к выполнению. У некоторых детей отмечались трудности в изображении «хорошего» и «плохого» мальчика/девочки в методике «Нарисуй себя», а также в постановке на ступеньку себя воспитателем в методике «Лестница». При ответе на вопросы типа: «Ты хороший?» - большинство детей ответили: «Да» без раздумий, но при просьбе аргументировать свой ответ терялись и отвечали: «Потому что так мама говорит». У некоторых детей отмечалась тревожность при выполнении рисунков, они боялись сделать не так и переспрашивали правильно ли они делают.

                          2.3. Выводы и рекомендации

 

Самооценка шестилетних детей ока­залась в высокой степени связанной с оценками родителей и педа­гогов в детском саду. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, сов­падению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.

По результатам исследования можно сказать, что у большинства детей уровень их самооценки не соответсвовал их поведению во время эксперимента, а также в группе. Некоторые дети с заниженной самооценкой среди сверстников выcтупали в роли лидера во время игры, а дети с завышенной самооценкой были ведомыми.

У Антона С. отмечается тревожность, мнительность, неуверенность в себе, страхи. Родителям можно предложить уделять больше внимания ребенку, сохранять в семье спокойную, благоприятную атмосферу.

У Никиты Б. неадекватное отношение к себе. Сам о себе он рассказывает, что он плохой, но при конкретном вопросе: «Ты хороший?», отвечает утвердительно. По словам воспитателя в последнее время родители резко стали намного жестче относится к ребенку, вследствии его избалованности, в результате чего ребенку кажется, что родители стали его меньше любить. Родителям можно рекомендовать провести беседу с ребенку на ему того, что когда он был маленький, ему позволялось больше, а теперь, когда он стал страше некоторые поступки будут наказываться гораздо жестче.

У Ромы П. Недавно родилась младшая сестра, в результате чего ему кажется, что родители стали уделять ему меньше времени, потому что он стал плохой. Родителям можно порекомендовать объяснить ребенку, что он старший, что есть младший ребенок, которому нужно немного больше внимания. Но при этом уделять ребенку достаточное количество времени, не отказывать ему в общении в пользу младшего ребенка.

 

                                               Заключение

Целью данной работы было изучение уровня самооценки старших дошкольников. В ходе исследования была проанализирована научно-практическая литература, что позволило изучить закономерности развития личности дошкольника, выявить особенности поведения детей в зависимости от уровня их самооценки. Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии. Был осуществлен подбор методик для исследования самооценки у детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное изучение уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

В практической части исследования с помощью методик изучения самооценки старших дошкольников «Нарисуй себя» и «Лесенка» был проведен анализ рисунков детей, выявлены психологические особенности их личности и у каждого из них выявлен уровень самооценки. Таким образом, основные цели и задачи исследования выполнены.

На основании исследования можно отметить, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

 - возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

 - самооценка от общей переходит к дифференцированной;

 - возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

 Нами было выявлено, что особенности проявления самооценки различаются по некоторым критериям у детей с заниженной, адекватной и высокой самооценкой.

 К основным отличительным особенностям проявления самооценки по результатам эмпирического исследования можно отнести: принятие инициативы в игре, самостоятельный выбор ролей, характер выполнения ролей в игре (главные, второстепенные), использование критики по отношению к другим детям, их исправление, частота конфликтности детей и реакции на исправление их действий со стороны окружающих людей (негативно реагирует, спокойно реагирует).

Таким образом, нами была подтверждена предположение о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и уровнем ее развития.

 Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста нами были предложены рекомендации для педагогов и родителей.

 Учитывая полученные эмпирические данные, можно проводить занятия с детьми старшего дошкольного возраста по повышению самооценки у большинства детей.

 

 

  

 

                                       Литература:

 

1.   Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в  

   детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990г.

2.   Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М., 1988.Психология 

  личности т.2 // Под ред. Д.Я.Райгородского.

3.   Диагностика развития и воспитания дошкольников. М.В.Корепанова,  

  Е.В.Харламова. Москва 2005г.

4.   Ковалёв А.Г. Психология личности. М. 1969 г.

5.   Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция  

  психологического развития дошкольника. Минск, 1997.

6.   Люблинская А.А. Детская психология. М., 1994.

7.   Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М., 2002.

8.   Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб.    

   заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. М. : 

  Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.

9.   Психолог в д/с 2006 №1 стр.24 // Е.А.Бирюкевич.

10.   Психология личности т.2 // Под ред. Д.Я.Райгородского.

11.   Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное  

  пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений // Под ред. 

  И.В.Дубровиной.

12.   Практикум по возрастной и педагогической психологии.//Под 

   редакцией И.В. Дубровиной. М.:Академия, 1999.

13.   Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.

14.   Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. М., 1997.

15.   Фонарева А.М. Развитие личности ребенка. М.,1987.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 272.