Тема 2 Судебная власть и судебная система. Принципы организации и осуществления правосудия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В. КУЙБЫШЕВА)

 

 

                         Одобрено                                                             «Утверждаю»

                                  

МК_______________________________         ___________________________________

«_______»________________200____г.          «______»__________________200____г.

 

                                                            

 

Методические рекомендации по дисциплине

 

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы»

Образовательная программа специальность 030501 «Юриспруденция»

Кафедра  Уголовного права, процесса и криминалистики

 

 

                Согласовано                                 Утверждено на заседании кафедры УППиК,                                                                             

Заведующий выпускающей кафедрой            

________________________________            протокол №____ от ___»___________200__г

 

________________________________            Зав.кафедрой___________________________

 

________________________________            Составлено: ____________________________

Подпись                                                        (Ф.И.О.)                                                                                                   (дата)

                                                                            К.ю.н.                                       Бадиков К.Н.

                                                                            Ассистентом                           Кучиной Я.О.

 

Владивосток, 2008

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Предоставление студентам общей исходной информации о направлениях и содержании правоохранительной деятельности; правовой основе, принципах и структуре государственных и негосударственных учреждений, входящих в систему правоохранительных органов России, о системе правоохранительных органов, об их функциях, методах и средствах осуществления возложенных на них обязанностей; о взаимодействии между правоохранительными органами. Овладение действующим законодательством и формирование способности применения конкретных нормативных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, в конкретных правовых ситуациях.

НАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

  Курс «Правоохранительные органы» является базовой учебной дисциплиной в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Знания дисциплин, входящих в программу средней школы, «Общая история», «История России», «Основы государства и права».

По завершении курса студент должен овладеть:

· Знанием основ правоохранительной деятельности, ее задач, признаков и функций.

· Умением ориентироваться в системе правоохранительных органов России.

· Навыками использования и практического применения нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

· Знанием судебной системы России, ее принципов; понятий инстанции, производства апелляционного, производства кассационного, производства надзорного; требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, арбитражные и присяжные заседатели, правовых гарантий их неприкосновенности и независимости; органов судейского сообщества.

· Понятиями предварительного следствия и дознания, основами оперативно-розыскной деятельности.

· Правовыми основами деятельности органов юстиции, прокуратуры, милиции, федеральной службы безопасности, адвокатуры и нотариата. Знанием системы этих органов, задач, стоящих перед ними, их прав и обязанностей, направлений деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1 Основные понятия, предмет, система и источники дисциплины «Правоохранительные органы »

Правоохранительная деятельность, ее понятие и основные признаки, задачи и цели. Направления (функции) правоохранительной деятельности. Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам. Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций.

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных органов, выполняющих правоохранительные функции. Негосударственная правоохранительная деятельность. Взаимодействие правоохранительных органов с другими государственными и негосударственными органами.

Тема 6 Статус судей.

Судейский корпус, его понятие и состав. Единство статуса судей, требования, предъявляемые к ним.

Формирование судейского корпуса. Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи. Порядок отбора кандидатов и наделения их полномочиями судей: проверка профессиональных знаний и других качеств, необходимых для занятия судейской должности, правила представления к назначению, принятие решения о назначении. Присяга судьи. Символы судебной власти.

Независимость и несменяемость судей. Основные гарантии независимости: процедура осуществления правосудия и иных судебных функций, правила приостановления и прекращения полномочий судей, порядок ухода или почетного удаления в отставку, неприкосновенность судей, их материальное и социальное обеспечение.

Тема 8 Органы юстиции РФ.

Понятие и структура органов юстиции в РФ. Министерство юстиции РФ и его органы. Органы юстиции в федеральных округах. Территориальные органы юстиции, их состав, порядок образования, система.

Полномочия органов юстиции: правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; содействие правотворчеству в субъектах РФ; государственная регистрация нормативных актов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров; участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан, руководство системой исполнения наказаний.

 

Методические указания

В соответствии с учебным планом студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», выполняют контрольную работу по курсу «Правоохранительные органы РФ».

Выполнение контрольной работы является одной из важных форм самостоятельной работы студентов и преследует цели закрепления теоретических знаний, выработку навыков самостоятельного анализа изучаемой литературы и умения применять знания при решении практических задач.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент должен ознакомиться с общими методическими указаниями и указаниями по выполнению конкретного варианта работы, подобрать и изучить необходимую литературу.

Для разрешения вопросов, возникших в связи с выполнением контрольной работы, студент может обратиться за консультацией к преподавателю.

Контрольная работа выполняется по вариантам, каждый из которых включает изложение двух теоретических вопросов и решение одной задачи. Номер варианта студент определяет по последней цифре зачетной книжки, а если номер оканчивается цифрой «0», то выполняется вариант №10. Работа выполняется в тетради объемом 12-18 листов, которые должны быть пронумерованы и иметь поля. Задания контрольной работы выполняются в той последовательности, в которой они даются в соответствующем варианте. В конце работы необходимо указать список используемой литературы.

Контрольная работа, выполненная не по заданному варианту, переписанная с учебников, учебных пособий или аналогичный работы другого студента, возвращается без проверки и не зачитывается. Если она не зачтена вследствие недостатков, отмеченных преподавателем в рецензии, то студент должен ее доработать с учетом замечаний рецензента. Без зачета контрольной работы студент к сдаче зачета не допускается.

 

Темы контрольных работ по курсу

«Правоохранительные органы РФ»

(для студентов заочной формы обучения)

 

Вариант 1

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные признаки правоохранительной деятельности.

2. Требования, предъявляемые к лицам, желающим стать нотариусом, и порядок лицензирования на право заниматься частной нотариальной практикой.

3. Задача. Председатель райсуда Н. с 9 до 10 часов провел совещание с работниками аппарата суда, где рассматривался вопрос о неудовлетворительной работе секретаря канцелярии по гражданским делам М.: опаздывает на работу, грубит посетителям, небрежно оформляет документы. Председатель суда объявил М. выговор и предупредил о возможном ее увольнении. Затем до 12 часов председатель изучал поступившие из прокуратуры уголовные дела и распределил их между судьями. После обеда с 14 часов он единолично рассмотрел два гражданских дела, одно из которых было завершено вынесением решения, а второе отложено из-за неявки одной из сторон. С 18 до 19 час. 30 мин. председатель осуществлял прием граждан.

Какой из названных видов деятельности председателя суда относится к правосудию? Назовите формы осуществления правосудия.

 

Вариант 2

1. Назовите и кратко охарактеризуйте основные направления деятельности правоохранительных органов.

2. Как происходит приостановление полномочий судьи?

3. Задача. Раменским райсудом Амурской области С. была предана суду по ч. 2 ст. 228 УК РФ. Она обвинялась в том, что в своем доме в начале декабря 199__ года изготовила без цели сбыта 100 г маковой соломки. 27 декабря 199__ года она совместно с Н. вновь изготовила 100 г маковой соломки для личного потребления. Участвовавший в рассмотрении дела помощник прокурора пришел к выводу о необходимости переквалифицировать действия С. с ч. 2 ст. 228 на ч. 1 той же статьи. Суд однако не согласился с мнением прокурора и осудил С. по ч. 2 ст. 228 УК РФ.

В какую инстанцию и в каком порядке должен обратиться прокурор, если он считает приговор суда необоснованным? Какой документ он должен составить?

 

Вариант 3

1. Какой круг вопросов по курсу «Правоохранительные органы» решается в Конституции РФ?

2. Дайте понятие судебной инстанции и охарактеризуйте ее разновидности.

3. Задача. Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы.

 

Признаки Таможенная служба Прокуратура Милицейская служба Судья Налоговая полиция
1 2 3 4 5 6
Содержание службы          
Отрасли права, регулирующие деятельность          
Способ замещения должностей          
Наличие специальных званий          

 

Вариант 4

1 Кратко изложите суть концепции разделения властей и определите ее основное назначение. Укажите, чем отличается судебная власть от других ветвей власти.

2. Основные задачи адвокатуры в наше время.

3. Задача. Дежурному РОВД позвонил мужчина, представившийся Ивановым и сообщил, что он только что в собственной квартире из ревности убил свою жену. Прибывшие на место происшествия работники милиции действительно обнаружили труп женщины. Находившийся в квартире мужчина объяснил, что это он звонил в милицию и что он является районным судьей, раскаивается и просит немедленно его арестовать.

Как должны поступить в данном случае работники милиции? Каков порядок привлечения судей к уголовной ответственности?

Вариант 5

1. Понятие конституционного контроля (надзора) и его основные направления, установленные Конституцией РФ.

2. Дайте определение презумпции невиновности как принципа правосудия, и назовите положения, вытекающие из нее.

3. Задача. Заполните карту сравнительного анализа видов правовых актов.

 


Признаки

Виды правовых актов

Акты законодательных органов Акты правосудия Акты прокурорского надзора
1 2 3 4
Деятельность, в процессе кот. принимаются      
Названия      
Нормативная основа      
Принимающий орган      
Порядок отмены      

 

Вариант 6

1. Принципы организации прокуратуры и их характеристика.

2. Как происходит прекращение полномочий судьи?

3. Задача. Заполните карту сравнительного анализа правового положения государственных органов.

 

 

Признаки

Виды органов

Конституционный Суд РФ Министерство юстиции МВД РФ Райсуд Райпрокуратура 1 2 3 4 5 6 Вид государственной деятельности           Образующий орган           Отрасль права, регулирующая деятельность           Подчиненность          

 

Вариант 7

1. В чем заключается участие прокурора при рассмотрении дел в суде?

2. Статус милиции как органа дознания.

3. Задача. Все ли приведенные ниже наименования относятся к понятию судебной инстанции? Если нет, то почему?

· Районный суд;

· кассационное производство;

· Военная коллегия Верховного Суда;

· Коллегия по гражданским делам областного суда;

· производство в порядке надзора;

· производство по вновь открывшимся обстоятельствам;

· Конституционный Суд РФ;

· Мировой судья.

Вариант 8

1. Укажите, кто входит в состав районного суда и каков порядок наделения полномочиями судей районных судов.

2. Характеристика основных профессиональных прав и обязанностей адвокатов.

3. Задача. Назовите, какие из предложенных судебных органов могут рассматривать дела:

а) в кассационном порядке;

б) в порядке надзора.

· Суд автономной области;

· Пленум Верховного Суда РФ;

· Президиум Верховного Суда РФ;

· Коллегия по уголовным делам областного суда;

· Военная коллегия Верховного Суда РФ;

· Районный суд;

· Краевой суд;

· Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ;

· Судебный Департамент при Верховном Суде РФ;

· Городской суд;

· Квалификационная коллегия областного суда.

 

Вариант 9

1. Сущность принципа состязательности при отправлении правосудия и его значение.

2. Чем отличаются полномочия государственных нотариальных контор, должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных выполнять нотариальные действия, от полномочий лиц, занимающихся частной нотариальной практикой?

3. Задача. Назовите среди перечисленных понятий акты прокурорского надзора. В каких отраслях прокурорского надзора они используются?

Ø приказ

Ø представление

Ø решение

Ø предостережение

Ø протест

Ø определение

Ø постановление о возбуждении уголовного дела

Ø постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию негосударственными органами

Ø указания органам дознания и предварительного следствия о расследовании преступлений

Ø постановление об отмене дисциплинарного взыскания, наложенного в нарушение закона на лицо , содержащееся под стражей

Ø постановление об освобождении лица, незаконно подвергнутого помещению в лечебно-психиатрическое учреждение

Ø постановление о возбуждении производства об административном правонарушении

 

Вариант 10

1. Какие органы осуществляют функцию выявления, пресечения и расследования преступлений, какова сфера их деятельности? Кратко изложите полномочия каждого органа.

2. Назовите виды судопроизводства, в рамках которого осуществляется судебная власть, и укажите органы, на которые возложено ее осуществление.

3. Задача. Заполните карту сравнительного анализа правового положения правоохранительных органов.

 

 

Признаки

Виды органов

Адвокатура Управление юстиции области (края)   ФСБ РФ   Областной суд Областная прокуратура Вид государственной деятельности           Образующий орган           Отрасль права, регулирующая деятельность           Подчиненность          

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В. КУЙБЫШЕВА)

 

 

                         Одобрено                                                             «Утверждаю»

                                  

МК_______________________________         ___________________________________

«_______»________________200____г.          «______»__________________200____г.

 

                                                            

 

Методические рекомендации по дисциплине

 

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы»

Образовательная программа специальность 030501 «Юриспруденция»

Кафедра  Уголовного права, процесса и криминалистики

 

 

                Согласовано                                 Утверждено на заседании кафедры УППиК,                                                                             

Заведующий выпускающей кафедрой            

________________________________            протокол №____ от ___»___________200__г

 

________________________________            Зав.кафедрой___________________________

 

________________________________            Составлено: ____________________________

Подпись                                                        (Ф.И.О.)                                                                                                   (дата)

                                                                            К.ю.н.                                       Бадиков К.Н.

                                                                            Ассистентом                           Кучиной Я.О.

 

Владивосток, 2008

 

 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Предоставление студентам общей исходной информации о направлениях и содержании правоохранительной деятельности; правовой основе, принципах и структуре государственных и негосударственных учреждений, входящих в систему правоохранительных органов России, о системе правоохранительных органов, об их функциях, методах и средствах осуществления возложенных на них обязанностей; о взаимодействии между правоохранительными органами. Овладение действующим законодательством и формирование способности применения конкретных нормативных актов, регламентирующих деятельность правоохранительных органов, в конкретных правовых ситуациях.

НАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

  Курс «Правоохранительные органы» является базовой учебной дисциплиной в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Знания дисциплин, входящих в программу средней школы, «Общая история», «История России», «Основы государства и права».

По завершении курса студент должен овладеть:

· Знанием основ правоохранительной деятельности, ее задач, признаков и функций.

· Умением ориентироваться в системе правоохранительных органов России.

· Навыками использования и практического применения нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

· Знанием судебной системы России, ее принципов; понятий инстанции, производства апелляционного, производства кассационного, производства надзорного; требований, предъявляемых к кандидатам в судьи, арбитражные и присяжные заседатели, правовых гарантий их неприкосновенности и независимости; органов судейского сообщества.

· Понятиями предварительного следствия и дознания, основами оперативно-розыскной деятельности.

· Правовыми основами деятельности органов юстиции, прокуратуры, милиции, федеральной службы безопасности, адвокатуры и нотариата. Знанием системы этих органов, задач, стоящих перед ними, их прав и обязанностей, направлений деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

Тема 1 Основные понятия, предмет, система и источники дисциплины «Правоохранительные органы »

Правоохранительная деятельность, ее понятие и основные признаки, задачи и цели. Направления (функции) правоохранительной деятельности. Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам. Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций.

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных органов, выполняющих правоохранительные функции. Негосударственная правоохранительная деятельность. Взаимодействие правоохранительных органов с другими государственными и негосударственными органами.

Тема 2 Судебная власть и судебная система. Принципы организации и осуществления правосудия.

Судебная власть: понятие и основные признаки, ее соотношение с законодательной и исполнительной властями. Общая характеристика полномочий судебной власти. Суд как орган судебной власти.

Общее понятие судебной системы. Становление и основные этапы развития российской судебной системы. Проблемы реформирования судебной системы; судебная реформа.

Суды, входящие в судебную систему РФ. Федеральные суды и суды субъектов федерации.

Понятия звена судебной системы.

Понятие судебной инстанции. Суды первой инстанции. Суды второй (кассационной и апелляционной) инстанции. Суды надзорной инстанции. Вышестоящие и высшие судебные инстанции.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.