Назначение и цели создания системы

Назначение системы

Данная АИС предназначена для автоматизации деятельности ФГУ «ТФИ по Кемеровской области», связанной с приемом, хранением и предоставлением информации по недропользованию. Система призвана автоматизировать работу следующих подразделений :

Отдел «Территориальный геологический фонд»:

- Сбор, систематизация, хранение и организация использования материалов фонда хранения;

- Учет в установленном порядке геологической изученности обслуживаемой территории;

- Сбор, хранение и выдача по запросам недропользователей дел месторождений;

- Создание электронных архивов актуальной геологической информации.

Отдел подготовки информации по природопользованию:

- Подготовка отчетных материалов;

- Формирование дела недропользователя и его ведение.

Отдел цифровых баз данных и геоинформационных систем:

- Прием, учет и хранение информации по геологической службе.

Цели создания системы

С использованием АИС «Прием, хранение и предоставление информации по недропользованию» должна повыситься эффективность деятельности Федерального Государственного Управления "Территориальный фонд информации по природным ресурсам МПР России по Кемеровской области" за счет:

- Уменьшения трудозатрат на прием и систематизацию информации. Вместо 5 специалистов отдела «Территориальный геологический фонд» и 5 специалистов отдела цифровых баз данных и геоинформационных систем достаточно 4 операторов, которые будут принимать информацию и обновлять базы данных АИС за счет поступившей информации.

- Уменьшения времени обработки запроса недропользователя с 5 дней до 1 дня за счет автоматизации процесса проверки возможности данного недропользователя на получение запрашиваемой информации, а также за счет автоматизации поиска данных по запросу в базах данных.

- Уменьшения времени составления стандартных отчетов с 1 дня до 3х часов за счет автоматизации процесса поиска необходимой информации в базах данных, а также автоматизации процесса составления самих отчетов.

Характеристики объектов автоматизации

Краткие сведения об объекте автоматизации

Объектом автоматизации является деятельность ФГУ «ТФИ по Кемеровской области», связанная с информацией по недропользованию, а именно: получение информации по недропользованию, ведение баз данных месторождений, недропользователей, лицензий, предоставление стандартных отчетов в официальные учреждения, а также отчетов по запросам недропользователей.

Сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды

Объект автоматизации является одним из основных объектов деятельности ФГУ ТФИ, следовательно

Требования к системе

Требования к системе в целом

Требования к структуре и функционированию системы

Структурная схема АИС приведена на следующем рисунке

Общефондовый файл-сервер FS содержит все базы данных системы:

- Б.д. месторождений;

- Б.д. недропользователей;

- Б.д. лицензий;

- Б.д. отчетов;

- Б.д. сроков предоставления отчетов.

Все информационные базы защищены от несанкционированного доступа.

АРМ «Прием документов» должно поддерживать получение информации в электронном виде или на бумажных носителях (с последующим переводом их в электронную форму). Имеет доступ к базам данных недропользователей и отчетов.

АРМ «Прием запросов от недропользователей» должно обеспечивать регистрацию полученного от недропользователя запроса и проверку возможности данного недропользователя на получение запрашиваемой информации. Имеет доступ к базам данных недропользователей и лицензий.

АРМ «Ведение баз данных» должно обеспечивать своевременное обновление баз данных в соответствии с вновь поступающими данными. Имеет доступ ко всем базам данных.

АРМ «Подготовка стандартных отчетов» должно обеспечивать своевременное уведомление пользователя о том, какие отчеты необходимо сдать в ближайшие три дня, а также должно поддерживать составление стандартных отчетов и предоставление их в соответствующие организации в электронной форме или на бумажных носителях. Имеет доступ ко всем базам данных.

АРМ «Подготовка отчетов недропользователям» должно обеспечивать быстрый поиск данных по запросам недропользователей, а также поддерживать составление отчетов недропользователям в стандартизованном виде. Имеет доступ к базам данных недропользователей, лицензий, месторождений.

При поступлении от недропользователя отчета о результатах ГРР оператор АРМа «Прием документов» заполняет базу данных отчетов и базу данных недропользователей, и сообщение о вновь поступившей информации передается на АРМ «Ведение баз данных», оператор которого заполняет необходимые базы данных на основе вновь поступившей информации.

При поступлении запроса но определенную информацию от недропользователя данные о нем принимает оператор АРМа «Прием запроса от недропользователя». По внесенной информации встроенная подпрограмма системы проверяет возможность данного недропользователя на получение запрошенной информации. При положительном ответе запрос передается на АРМ «Подготовка отчетов недропользователям», где производится поиск необходимых данных и формирование отчета.

За три дня до наступления срока сдачи стандартного отчета специальная подпрограмма системы уведомляет оператора АРМа «Подготовка стандартных отчетов» о необходимости формирования отчета. Далее данный отчет формируется, проверяется и выдается в электронном виде или на бумажном носителе.

АИС «Прием, хранение и предоставление информации по недропользованию» должна быть совместима со специализированными программами для отправки и получения сообщений по электронной почте, т.к. должна быть возможность получения новой информации и предоставления запрашиваемых данных и отчетов через Internet. По тем же причинам АРМы «Прием документов», «Подготовка стандартных отчетов», «Подготовка отчетов недропользователям» и «Прием запросов от недропользователей» должны иметь постоянный выход в Internet.

Также АРМ «Прием документов» должен быть снабжен сканером и специализированными программами для распознавания текста для перевода информации с бумажных носителей в электронную форму.

АРМы «Подготовка стандартных отчетов» и «Подготовка отчетов недропользователям» должны быть снабжены принтерами для возможности предоставления отчетов в печатном виде.

Все части системы должны соединяться посредством локальной сети. Обмен информацией должен происходить через общий SQL-сервер.

Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы

Система предназначена для специалистов ФГУ «ТФИ по Кемеровской Области». Для работы с системой пользователю необходимы базовые знания ПК и образование не ниже среднего профессионального.

Режим работы персонала с системой– 9:00 – 18:00

 Показатели назначения

Система предназначена только для данной организации и должна иметь возможность перераспределения обязанностей или расширения при изменении организационной структуры организации – заказчика.

 Требования к надежности

Должна обеспечиваться наработка на отказ не менее 500 часов работы в режиме реального времени. Надежность системы возможно обеспечить профилактическим обслуживанием и резервированием. Требуется высокая надежность технических средств и программного обеспечения.

 Требования к безопасности

Требования к безопасности определяются документацией завода-изготовителя технических средств, действующими правилами электробезопасности и пожарной безопасности.

 Требования к эргономике и технической эстетике

В целях оптимизации информационного взаимодействия с техническими средствами должны быть выполнены следующие эргономические требования:

- рациональная компановка технических средств на рабочих местах;

- оптимальное кодирование входной информации;

- рациональная организация диалогового режима работы.

 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы

Требования к необходимым площадям для размещения технических средств АИС зависят от типа ЭВМ. Площади для размещения персонала и технических средств, параметры сетей электроснабжения должны соответствовать Строительным нормам и правилам.

Количество и квалификационный состав обслуживающего персонала определяется в зависимости от типа технических средств в соответствии с требованиями завода-изготовителя и действующими нормативными документами.

Обслуживание технических средств АИС осуществляется в соответствии с действующими технологическими процессами в организации с периодичностью, установленной заводами-изготовителями технических средств и согласовывается с фирмами, осуществляющими ремонт и профилактическое обслуживание системы.

 Требования к защите информации от несанкционированного доступа

Защита информации в АИС от случайных угроз должна осуществляться путем копирования информации каждые сутки.

Доступ к базам данных должен быть защищен паролями, устанавливаемыми администратором баз данных для конкретных пользователей, что обеспечит защиту передаваемой и хранимой информации от изменения, копирования и уничтожения.

Не должны допускаться неавторизованные попытки доступа к файлам системы и базам данных.

Должен вестись журнал ошибок и действий, угрожающих безопасности информации, таких как попытки несанкционированного доступа.

Политика организации по безопасности информации должна соответствовать Федеральному закону информации, информатизации и защите информации.

 Требования по сохранности информации при авариях

Сохранность информации в системе должна обеспечиваться при различного рода авариях, отказах технических средств, сбоях питания. Полное восстановление информации в базах данных должно происходить в течении суток с момента отказа системы. Для этого целесообразно проводить резервное копирование информации из баз данных на дополнительные носители каждые сутки в конце рабочего дня.

Требования к защите от влияния внешних воздействий

Специальных требований не накладывается.

При эксплуатации технических средств должно быть обеспечено соблюдение требований завода – изготовителя к параметрам внешней среды.

Требования к патентной чистоте

Проектные решения разрабатываемой АСУ не содержат сведения, которые могут быть признаны изобретениями или открытиями.

Требования по стандартизации и унификации

В АИС «Прием, хранение и предоставление информации по недропользованию» должны использоваться стандартные учетные и отчетные документы, международные и всесоюзные классификаторы технико-экономической информации.

Должно быть предусмотрено создание единых транспортных интерфейсов для графической и алфавитно-цифровой информации.

В АИС предусмотрено применение стандартных пакетов прикладных программ с целью снижения трудоемкости разработки и сопровождения системы и повышения надежности функционирования.

В качестве ППП предполагается использовать:

- стандартные ППП для организации СУБД типа MicrosoftAccess, InterBase;

- стандартные ППП для подготовки документации, типа MicrosoftExcel, MicrosoftWord;

- стандартные ППП для создания и поддержки локальных вычислительных сетей, типа NETWARE.

Требования к функциям (задачам), выполняемым системой

Система предусматривает решение взаимосвязанных задач оперативного управления, учета, информационного обслуживания и принятия решений на базе различных типов автоматизированных рабочих мест.

Перечень АРМов, функций и задач с указанием назначения, входной, выходной информации и периодичности решения представлен в следующей таблице:

Наименование подсистемы Назначение Входная информация Выходная информация Периодичность решения
Прием документов Получение вновь поступающей информации. Перевод данных из печетной в электронную форму при необходимости Отчеты о результатах ГРР, инф. о лицензиях Б.д. отчетов и недропользователей Диалоговый режим
Прием запросов от недропользователей Регистрация полученного от недропользователя запроса и проверка возможности данного недропользователя на получение запрашиваемой информации Запросы от недропользователей, данные о недропользователях Сообщение о запросе недропоьлзователя и возможности получения им данной информации Диалоговый режим
Ведение баз данных Своевременное обновление баз данных в соответствии с вновь поступающими данными Б.д. отчетов и недропользователей Б.д. месторождений, лицензий, недропользователей Диалоговый режим
Подготовка стандартных отчетов Уведомление пользователя о том, какие отчеты необходимо сдать в ближайшие три дня, составление стандартных отчетов и предоставление их в соответствующие организации в электронной форме или на бумажных носителях Б.д. месторождений, лицензий, недропользователей, сроков сдачи отчетов Готовые отчеты По мере наступления сроков сдачи отчетов
Подготовка отчетов недропользователям Поиск данных по запросам недропользователей, составление отчетов и предоставление их недропользователям в электронной форме или на бумажных носителях Б.д. месторождений, лицензий, недропользователей, сроков сдачи отчетов Готовые отчеты Диалоговый режим

 

Данная структура обеспечивает автоматизацию и быстрый обмен информацией между подразделениями.

Требования к видам обеспечения

 Математическое обеспечение

В качестве математического обеспечения используются стандартные алгоритмы, методики и модели.

 Информационное обеспечение

В состав информационного обеспечения должны войти следующие классификаторы и нормативы:

- Классификатор видов полезных ископаемых;

- Классификатор лицензий;

- Классификатор стандартных отчетов;

- Классификатор административных районов;

- Классификатор единиц измерения запасов;

- Классификатор стадий геологоразведочных работ;

- Классификатор организаций, утвердивших запасы;

- Классификатор причин изменения запасов полезных ископаемых;


Основные требования к составу и форме входных документов:

- простота и удобство заполнения и переноса на машинные носители;

- возможность получения официальных отчетных данных.

 

Основным требованием, предъявляемым к технологии сбора информации является то, что все действия с пациентом должны быть зафиксированы в базах данных.

 

Лингвистическое обеспечение

 

Система не предусматривает специальных языковых средств. Диалоговый режим работы должен обеспечить ввод и обработку информации в естественном для персонала виде за исключением администратора системы.

 Программное обеспечение

 

Программное обеспечение должно быть выполнено на языках высокого уровня и обеспечивать функционирование системы в режиме реального времени.

Организационное обеспечение

 

В структуре ФГУ «ТФИ по Кемеровской области» должно появиться новое подразделение - служба сопровождения и эксплуатации, обеспечивающая круглосуточную работу системы.

При вводе системы в эксплуатацию необходимо провести обучение персонала работе с данной системой

5. Состав и содержание работ по созданию системы

Предпроектное обследование объекта:

- Изучение организационной структуры;

- Изучение информационных потоков;

- Изучение существующих технологий обработки информации;

- Изучение входных и выходных документов;

 

Проектирование:

- Разработка организационного обеспечения;

- Разработка информационного обеспечения;

- Разработка программного обеспечения;

- Разработка технического обеспечения.

Тестирование:

- Разработка методики испытаний;

- Проведение тестирования;

- Корректировка.

Ввод в эксплуатацию:

- Опытная эксплуатация;

- Анализ результатов опытной эксплуатации;

- Корректировка организационного, информационного и программного обеспечения;

- Ввод в эксплуатацию.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 131.