I . Теоретические основы учета на малых предприятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

ü обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

ü своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

ü формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.



I . Теоретические основы учета на малых предприятиях

Налогоплательщик.

Соответствующие условиям применения УСНО и уведомившие налоговый орган: организации и индивидуальные предприниматели.

 

Условия применения режима

Установлен ряд ограничений: для перехода на упрощенную систему налогообложения, для применения упрощенной системы налогообложения. При несоблюдении ограничений осуществляется возврат на общий режим налогообложения.

 

Процедура перехода

Необходимо было с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган (вновь созданные организации и зарегистрированные предприниматели могут подать заявление при постановке на налоговый учет).

В налоговом органе необходимо зарегистрировать Книгу учета доходов и расходов:

- до начала налогового периода, если она ведется на бумажном носителе

- по окончании налогового периода, если она ведется в электронном виде

 

Объект налогообложения

Налогоплательщик самостоятельно выбирает объект налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. С 2005 года объектом налогообложения могут быть только доходы, уменьшенные на величину расходов.

Изменение объекта налогообложения невозможно в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Новым налогоплательщикам после подачи заявления можно поменять объект налогообложения, уведомив об этом налоговый орган не позднее 20 декабря.

 

Налоговые ставки

Применяется в зависимости от выбранного объекта налогообложения:

6 % - объект налогообложения – доходы;

15 % - объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов.

 

Налоговые льготы

Налоговых льгот при данной системе налогообложения не установлено.

 

Уменьшение суммы налога

Для объекта налогообложения «доходы» установлены два вида вычетов:

· страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

· уплачиваемые за свой счет работникам суммы пособий по временной нетрудоспособности.

 

Налоговый (отчетный) период

Налоговый период для налогоплательщиков – календарный год.

Отчетные периоды – I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

 

Порядок уплаты налога

Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации единым платежом с последующим распределением по бюджетам органами федерального казначейства.



Сроки уплаты налога

По итогам отчетного периода (ежеквартально) не позднее:

· 25 апреля

· 25 июля

· 25 октября

По итогам налогового периода не позднее 31 марта. Минимальный налог уплачивается исключительно по итогам налогового периода – не позднее 31 марта.

 

Отчетность по налогу

По истечении налогового периода налоговые декларации по утвержденной МНС России форме представляются в налоговые органы по месту нахождения организации. Книга учета доходов и расходов не является отчетностью по налогу.

 

Сроки подачи отчетности

По итогам отчетного периода (ежеквартально) не позднее:

· 25 апреля

· 25 июля

· 25 октября.

По итогам налогового периода для организаций 31 марта, для предпринимателей 30 апреля.

 

I. Доходы и расходы.

На основании первичного документа указывается содержание регистрируемой операции и учитываемая сумма дохода или расхода по ней.

Расходные операции отражаются только тем налогоплательщиком, который выбрал объект налогообложении «доходы, уменьшенные на расходы». Доходы и расходы учитываются в течение каждого квартала отдельно. По итогам отчетного (налогового) периода суммарные данные за предыдущий период приплюсовываются к данным текущего квартала.

 

Расчет единого налога

 

Для окончательного расчета единого налога налогоплательщик определяет величину доходов (в том случае если объект налогообложения – доход) и расходы (в том случае, если объект налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов)

 

Определение доходов

Доход – это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемой в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении различных доходов на основе соответствующих глав НК РФ.

Для всех плательщиков единого налога, работающих на упрощенной системе налогообложения, датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.[1]

Доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения доходов, и учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях.[2] Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.[3] Рыночная цена определяется в соответствии со ст. 40 НК РФ.

Объектом налогообложения признаются доходы организации, а также доходы, уменьшенные на расходы, т.е. чистая прибыль. При определении объекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ, а индивидуальные предприниматели – доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

В соответствии со статьей 249 НК РФ доходами от реализации являются:

1. выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

2. выручка от реализации ранее приобретенных товаров;

3. выручка от реализации имущественных прав.

Понятие «реализация» подразумевает передачу на возмездной основе права собственности на товары, результаты работ или оказание услуг.

Таким образом, в определении налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения участвуют все доходы, полученные от реализации любого имущества или имущественных прав налогоплательщика, а также за выполненные им работы или оказанные услуги. Доходом от реализации является также полученные от покупателей денежные средства в виде предварительной оплаты.

Внереализационными доходами для целей исчисления налога на прибыль признаются доходы, не являющиеся доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).[4]Перечень внереализационных доходов является открытым:

ü доходы от долевого участия в других организациях;

ü доходы в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;[5]

ü доходы от сдачи имущества в аренду, если они не учитываются налогоплательщиком в качестве доходов от реализации;

ü доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

ü доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

ü прочие внереализационные доходы

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по единому налогу не учитывают следующие доходы:

· в виде имущества, имущественных прав, полученных в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

· в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (или иным аналогичным договорам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;

· в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организаций;

· в виде имущества, имущественных прав, полученных в пределах первоначального взноса участником хозяйственного имущества или товарищества при выходе из хозяйственного общества или товарищества;

· в виде имущества, имущественных прав или неимущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участником или его правопреемником в случае выделения его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

· в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи в установленном порядке;

· в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами РФ;

· в виде имущества, поступившего комиссионеру, агенту или иному поверенному лицу в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору;

· в виде сумм процентов за просрочку при возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налогов;

· в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования;

· в виде сумм, на которые, на которые в отчетном (налоговом) периода произошло уменьшение уставного капитала организации в соответствии с требованиями законодательства РФ;

· в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством РФ или по решению правительства РФ;

· другие поступления имущества и денежных средств, поименованные в ст. 251 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. Доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не должны включаться в налоговую базу по единому налогу и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с требованиями гл. 23 НК.

В составе доходов от предпринимательской деятельности налогоплательщики – индивидуальные предприниматели должны учитывать те же доходы, что и организации

 

Определение расходов

Расходы учитываются только теми налогоплательщиками, которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

По общему правилу расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты в порядке, установленном ст. 273 НК РФ. Расходы на основные средства и нематериальные активы учитываются также после их фактической оплаты. Перечень расходов, принимаемых, для целей исчисления налоговой базы по единому налогу при упрощенной системе налогообложения является закрытым.

 

Материальные расходы

Учитываются в порядке, определенном ст.254 НК РФ. Это приобретении сырья и материалов, используемых в производстве товаров, а также приобретение топлива, воды, энергии всех видов, которые списываются одним из следующим способом: по стоимости единицы, по средней стоимости, ФИФО, ЛИФО.

 

Расходы на оплату труда

В расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной форме, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ.

 

Расчет единого налога

Процедура расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, зависит, прежде всего, от выбора объекта налогообложения. Схематично эта процедура выглядит следующим образом.

Для объекта налогообложения – полученные доходы

1) Определяем налоговую базу = сумма учитываемых доходов за отчетный (налоговый) период

2) Определяем первоначальную сумму налога = налоговая база * 6 %

3) Определяем сумму уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование

4) (Первоначальная сумма налога * 50 %) > суммы уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование

ДА                                                         НЕТ

Сумма вычета = сумма взносов          Сумма вычета = первонач. сумма налога * 50 %

Определяем сумму пособий по временной нетрудоспособности = общая сумма, выплаченных пособий – сумма, возмещаемая ФСС РФ (1 МРОТ за полный календарный месяц нетрудоспособности на одного работника)

 

Литература

 

a. Безруких П.С. Бухгалтерский учет. М.,2002

b. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. Пособие. М., 2001

c. Мой налоговый советник. Краевая газета. № 9 от 09 апреля 2003 года

d. Налоговый кодекс Российской федерации. Части первая и вторая. – М: Юрайт –М., 2002.- 388 с.

e. Федеральный закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», утвержден Министерство финансов РФ приказом от 22 декабря 1995 года № 131

f. Я – бухгалтер: Ежемесячный журнал для начинающих и практиков; № 1. –М.: ДИС, 1999.- 156 с.


[1] П.1 ст. 346.17 НК РФ                             

[2] п.3 ст. 346.18 НК РФ

[3] п.4 ст.346.18 НК РФ

[4] ст. 250 НК РФ

[5] п.3 ст. 250 НК РФ


Введение

 

Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получают широкое развитие новые формы хозяйствования, организуются малые предприятия и их ассоциации, в обращение вводятся ценные бумаги, развивается оптовая торговля.

Для нормального функционирования малых предприятий необходима всесторонняя, объективная, оперативно поступающая информация. Важнейшим источником информации об экономической деятельности организаций, в том числе и малых предприятий, являются данные, содержащиеся в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет формирует информацию о работе предприятий малого бизнеса. Он фиксирует все изменения, происходящие в производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, т.е. дает необходимые сведения о кругообороте средств малого предприятия. Бухгалтерский учет не бесстрастный регистратор фактов и событий; здесь систематизируются и обобщаются полученные данные. Все изменения, происходящие в хозяйственной деятельности, регистрируются в бухгалтерском учете с целью активного воздействия на улучшение работы малого предприятия через принятие правильных управленческих решений.

Поэтому бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса является составной частью системы управления производством. Он необходим, прежде всего, для информационного обеспечения системы управления, причем на всех ее уровнях. В общем, объеме экономической информации в малом бизнесе учетная информация занимает свыше 80 %, т.е. данная информация составляет основу информационного обеспечения системы управления малым бизнесом.

Значения бухгалтерского учета в системе управления не сводится только к функции информационного обеспечения. Бухгалтерский учет выполняет и другую информационную роль – обеспечение контроля за сохранностью собственности организации. Большое значение контрольная функция бухгалтерского учета имеет в условиях, когда повсеместно внедряются экономические методы воздействия на качество работы предприятия малого бизнеса. Это значит, что бухгалтерский учет не только должен сигнализировать о недостатках в работе малого предприятия, о нерациональном использовании ресурсов и т.п., но путем соответствующей организации учетной службы призван поставить заслон этим негативным явлениям.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса постоянно совершенствуется с учетом меняющейся экономической обстановки. Принятые в последние несколько лет нормативные документы предусматривают внедрение в практику бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса современных принципов его организации на основе международных стандартов.

В соответствии с нормативными документами главными задачами бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса являются:

ü обеспечение контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

ü своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов;

ü формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами.



I . Теоретические основы учета на малых предприятиях

Дата: 2019-12-22, просмотров: 195.