Содержание
Введение
Глава I . Развитие законодательства об органах судебного управления и обеспечения деятельности суда
§ 1. Понятие и значение организационного руководства судами в советский период
Глава II . Органы обеспечения судебной деятельности
§ 1. Соотношение судебного управления и обеспечения деятельности суда
§ 2. Современные модели организационного обеспечения судебной власти в Российской Федерации
Заключение
Список источников и литературы
Введение
История организационного обеспечения деятельности судов отражает не только сложности проведения судебной реформы в современной России, но и очень важный период в становлении ее государственного устройства.
Ещё со времен СССР вопросы организационного обеспечения деятельности федеральных судов общей юрисдикции находились в ведении Министерства юстиции. За последнее столетие в России были применены различные модели организационного обеспечения правосудия, и все они подвергались справедливой критике со стороны общества, так как отношение общества достаточно точно отражало вопрос о роли и месте судебной власти в государственном механизме. Основных моделей было две: функции организационного обеспечения осуществляли или органы юстиции, или вышестоящие судебные органы.
Конституция Российской Федерации провозгласила принципы разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым дав судебной системе независимость судебной власти и закрепила гарантии достаточной финансовой обеспеченности судебной системы, установив, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Однако на начальном этапе судебной реформы даже государственные гарантии независимости судебной власти носили декларативный характер: суды оставались под попечительством исполнительной власти. И такое положение сохранялось вплоть до 1998 года. На практике это приводило к ограничению материальной независимости судов, что оставляло возможность влиять на их процессуальную деятельность.
Кроме того, первые годы реализации судебно-правовой реформы, концепция которой была принята в 1991 году, отчетливо выявили и другую проблему. Быстрое продвижение в правовой сфере на определенном этапе перестало быть опорой для необходимой материальной поддержкой судов со стороны государства. Негативные явления в этой сфере привели к тому, что вопросы финансирования судебной системы из поля финансовой начали перемещаться в поле политической системы. Ситуация с обеспечением деятельности федеральных судов общей юрисдикции значительно ухудшила условия для полного и независимого осуществления правосудия, его доступность для рядовых граждан.
Таким образом, все очевидней становилась проблема необходимости создания принципиально новой структуры организационного обеспечения судов, которая бы играла весомую роль в реализации судебной реформы, отвечающей высоким правовым стандартам. Такая структура должна была получить в свое распоряжение материальные источники, эффективно управлять ими в целях создания и совершенствования судебной системы новой России. И тем самым стать дополнительным гарантом независимой судебной власти.
Именно по этому пути пошли Верховный Суд РФ и судейский корпус новой России. В марте 1994 года, на III внеочередном съезде, судейское сообщество РФ впервые выступило с предложением об образовании Судебного департамента. В декабре 1996 года идея получила развитие на IV чрезвычайном съезде судей и обрела свое законодательное воплощение в ст. 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации».
Именно в этих целях, а также в соответствии с конституционным принципом разделения властей, в январе 1998 года по законодательной инициативе Верховного Суда РФ был принят Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», согласно которому функции организационного обеспечения судебной деятельности были переданы из системы органов исполнительной власти (Министерство юстиции) федеральному государственному органу, действующему при судебной системе. В частности, Судебный департамент в названном законе определяется как федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Под организационным обеспечением деятельности судов подразумевались мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. При этом было четко определено, что Судебный департамент, его органы и учреждения, призванные способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей, не вправе вмешиваться в осуществление правосудия. Такой подход законодателей прямо указывал, что новый федеральный государственный орган своей деятельностью призван закрепить принцип независимости судебной власти, создать все необходимые условия для цивилизованного суда.
Таким образом, впервые в истории современной России, сама судебная власть взяла под контроль обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции, что стало одним их наиболее принципиальных завоеваний судебной реформы.
Заключение
В России вопрос об организационном обеспечении судебной деятельности на протяжении нескольких лет был одним из основных вопросов судебной реформы, о чем свидетельствует, в частности, его обсуждение на II, III и IV Всероссийских съездах судей, многочисленных заседаниях Совета судей Российской Федерации и региональных съездах (конференциях) судей, Совета по судебной реформе при Президенте РФ. В свою очередь бывший президент РФ В.В. Путин и его приемник нынешний президент Д.А. Медведев стремятся к созданию необходимых условий для реализации судебной реформы, отводит ей решающую роль. Поэтому Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы», выполнение которой контролирует Президент, позволяет нам не только совершенствовать законодательство, ориентироваться на высокие правовые стандарты, но и получить материальные источники, эффективно управлять ими в процессе организационного обеспечения основного звена судебной системы – судов общей юрисдикции.
Оценивая итоги развития судебной системы России за незначительный, но емкий по масштабу и глубине проводимых реформ период, можно утверждать о существенном продвижении по всем основным направлениям судебной реформы, а также о создании обновленной модели российского правосудия, отвечающей потребностям судебной практики и новым демократическим стандартам.
Практически повсеместно укрепились новые институты правосудия – суды присяжных заседателей и мировая юстиция. Впервые в практике судебных органов была реализована задача по введению института администратора суда ––– совершенно новой фигуры управленца, совмещающего функции хозяйственника и менеджера.
Сегодня можно сказать, что созданный федеральный государственный орган – Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации в основном реализовал идеи судейского сообщества – взял на себя решение практически всех проблем организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Судебный департамент стал реальным механизмом, претворяющим в жизнь принципиальные решения органов судейского сообщества, основные усилия в рамках установленных полномочий сосредоточил на практическом решении стратегических задач: повышения доступности правосудия, обеспечения самостоятельности судов, повышения авторитета судебной власти.
По мере продвижения судебной реформы, обновления законодательства совершенствовалась и деятельность Судебного департамента, расширились полномочия, качественно новым содержанием наполнилось организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества.
Во-первых, деятельность осуществлялась в условиях действия обновленного процессуального (уголовного и гражданского), административного, трудового, налогового законодательства России, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам становления мировой юстиции. Все это потребовало проработки Судебным департаментом совместно с региональными органами дополнительных организационных и финансовых вопросов.
Во-вторых, большая работа проведена по обеспечению реализации новых функций судов, связанных с введением Уголовно-процессуального кодекса РФ, который во многом по-новому определил роль суда в сфере уголовного судопроизводства, создал механизм реализации права на судебную защиту практически на всех стадиях уголовного процесса.
И, наконец, в-третьих, значительно расширился диапазон деятельности Судебного департамента по всем основным ее направлениям.
В настоящее время в Российской Федерации действует 2713 федеральных судов, штатная численность которых составляет 23172 судьи. Общая численность судей судов общей юрисдикции, начиная с 1998 года, возросла на 7585 единиц[1].
Фактически завершена передача организационного обеспечения всех военных судов в ведение Судебного департамента. В крайне трудно условиях, в короткое время была восстановлена судебная система в Чеченской Республике, практически заново создана её материальная база.
Особое место среди ключевых задач занимает организационное обеспечение федеральных органов судейского сообщества, укрепление взаимодействия с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями Совета судей. Работники аппаратов судов и Судебного департамента стремятся совершенствовать, обновлять формы этого процесса, развивать деловые контакты с председателями советов судей в регионах.
Приоритетной задачей на всем протяжении деятельности Судебного департамента остается финансирование судебной системы, ибо это основа ее успешного функционирования. Ценой огромных усилий при непосредственной поддержке Верховного Суда и Совета судей Российской Федерации удалось в основном преодолеть тенденцию неполного и недостаточного финансирования судов.
Таким образом, Судебный департамент дал совершенно новую качественную реализацию обеспечения деятельности судов. Это касается как решения сложнейших вопросов формирования бюджета, так и позитивной динамики взаимопонимания и взаимодействия с Министерством финансов. С появлением Судебного департамента сделан крупный шаг на пути укрепления самостоятельности судебной власти и независимости судей.
Из выше изложенного следует, что в России в процессе развития судебной системы произошло изменение моделей судебного управления, укрепление независимости судебной власти, создание новых органов, в частности Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Список литературы
1. Организация судебной деятельности. Под ред. Г.П. Батурова. М.: «Юрид. лит.», 1977. С. 19.
2. Семенов В.М. Организация суда и прокуратуры в СССР: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1973. С. 70.
3. Суд и правосудие в СССР. Под ред. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1981. С.224.
4. В настоящее время – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
5. См. ст. 4 Закона о Судебном департаменте.
6. Гусев А.В. Судебный департамент при Верховном Суде РФ // 80 лет Верховному Суду Российской Федерации / Под. ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 140.
7. Постановление VI Всероссийского съезда судей «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования», Москва, 2 декабря 2004 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005, № 2. С. 5.
8. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 31.
9. СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. № 49. Ст. 4566.
10. СЗ РФ.1998. № 51. Ст. 6270.
11. Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 232.
12. Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. № 3. С. 3.
13. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000. С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи – носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 8.
14. СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
15. Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
16. Организация деятельности судов. Под. ред. Н.А. Петухова. М.: Норма, 2005. С. 245.
17. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4825.
18. СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4824[1] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 550.
19. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.
20. Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 550.
21. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.
22. Проект Федеральной целевой программы «Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов на период до 2010 г.» Фрагмент данного документа опубликован // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 9-12.
23. Вестник ВАС РФ. 1996. № 11. С. 17, с изменениями и дополнениями от 20 июля 1998 г.
24. Постановление Совета судей РФ «О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» // Российская юстиция. 2002. № 3. С. 7.
[1] Организация судебной деятельности. Под ред. Г.П. Батурова. М.: «Юрид. лит.», 1977. С. 19.
[2] Семенов В.М. Организация суда и прокуратуры в СССР: Учеб. пособие. Свердловск: Изд-во «Уральский рабочий», 1973. С. 70.
[3] Суд и правосудие в СССР. Под ред. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1981. С.224.
[4] Следует иметь в виду, что объем полномочий вышестоящих судов по осуществлению судебного надзора было различным и зависело от места, занимаемого соответствующим судом в судебной системе.
[5] В настоящее время – Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия.
[6] См. ст. 4 Закона о Судебном департаменте.
[7] Гусев А.В. Судебный департамент при Верховном Суде РФ // 80 лет Верховному Суду Российской Федерации / Под. ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 140.
[8] Постановление VI Всероссийского съезда судей «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования», Москва, 2 декабря 2004 года // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2005, № 2. С. 5.
[9] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 5.
[10] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2004. С. 31.
[11] СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455; 1998. № 30. Ст. 3613; 2000. № 10. Ст. 1067; 2001. № 49. Ст. 4566.
[12] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 544.
[13] СЗ РФ.1998. № 51. Ст. 6270.
[14] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 232.
[15] Ермошин Г.Т. Организационное обеспечение деятельности суда (судебное администрирование) в контексте реализации принципа самостоятельности судебной власти // Российская юстиция. 2005. № 3. С. 3.
[16] Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. М., 2000. С. 139. Председатель Совета судей России называет образование этого органа в числе главных задач, стоявших перед Советом судей в 1995-1996 гг. См.: Российские судьи – носители судебной власти // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 8.
[17] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
[18] Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
[19] Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. № 805 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 годы» // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4623.
[20] Организация деятельности судов. Под. ред. Н.А. Петухова. М.: Норма, 2005. С. 245.
[21] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2001. № 7. Ст. 607; № 51. Ст. 4825.
[22] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1; 2001. № 51. Ст. 4824.
[23] Судебная власть. Под ред. И.Л. Петрухина. М.: ООО «ТК Велби», 2003. С. 550.
[24] Сборник нормативных актов о суде и статусе судей Российской Федерации. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.
[25] Проект Федеральной целевой программы «Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов на период до 2010 г.» Фрагмент данного документа опубликован // Российская юстиция. 2000. № 11. С. 9-12.
[26] Вестник ВАС РФ. 1996. № 11. С. 17, с изменениями и дополнениями от 20 июля 1998 г.
[27] Постановление Совета судей РФ «О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов» // Российская юстиция. 2002. № 3. С. 7.
Содержание
Введение
Глава I . Развитие законодательства об органах судебного управления и обеспечения деятельности суда
§ 1. Понятие и значение организационного руководства судами в советский период
Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.