Социальный прогнозирование поддержка многодетная семья
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
· семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно – идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
· семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
· неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально – психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.
Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Исходя из государственной программы поддержки многодетных семей можно выделить следующие определение:
- для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
- для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
Задачи Программы.
Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:
• обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
• улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;
• создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
• повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
• обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
• усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;
• повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.
Источники финансирования.
Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнители Программы
• Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
• Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;
• Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
• Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
• Министерство финансов Российской Федерации;
• Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,
• Федеральное агентство по физической культуре и спорту;
другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию реализации Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
К реализации настоящей Программы привлекаются также научные учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, религиозные организации традиционных религий России др.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
Предварительный расчет стоимости реализации Программы государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации с 2008 по 2015 годы
Реализация Программы требует финансирования в объеме, необходимом и достаточном для эффективного построения государственной демографической и семейной политики и реального достижения заявленной цели – стимулирования увеличения числа многодетных семей.
В следствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов, обеспечения достойного качества жизни и повышения социального престижа многодетных семей в России.
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.
Предполагаемая структура расходов отражена в таблице:
Меры | Ежегодные бюджетные затраты, млн. руб. |
1. Совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки. | 10 |
2. Государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем. | 10000 |
2.2. Реализация мер по стимулированию индивидуального жилищного строительства многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 4 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации. | 5000 |
2.3. По согласованию с собственниками (нанимателями) жилого помещения, содействие в проведении ремонта жилья (не реже чем 1 раз в 6 лет), занимаемого многодетными семьями с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов. | 5000 |
3.3. Организация за счет бюджетных средств профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих 3 и более детей, и содействие их трудоустройству на рабочие места с неполным рабочим временем, с возможностью дистанционного выполнения работы и надомного труда. | 1500 |
3.4. Разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных многодетных родителей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики субъекта Российской Федерации. | 500 |
3.6. Введение мер налогового стимулирования работодателей при выплате ими единовременных пособий работникам (не совместителям) при рождении ребенка через уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль на 100 тыс. руб. – при рождении третьего и каждого последующего ребенка. | 3600 |
4. Поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей. | 2000 |
5. Повышение доступности образования для детей многодетных семей. | 10800 |
5.2.1. Предоставление ежегодной компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта одежды для посещения школьных занятий из расчета 2500 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 4000 рублей – для многодетных семей с одним родителем). | 4000 |
5.2.2. Предоставление ежегодной компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 3 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на покупку комплекта спортивной формы, включая спортивную обувь, для посещения школьных занятий физической культуры из расчета 2000 рублей на 1 ребенка ежегодно на весь период обучения детей в общеобразовательных учреждениях за счет средств учредителей указанных учреждений (из расчета 3000 рублей – для многодетных семей с одним родителем). | 3200 |
5.2.3. Установление размера единовременного пособия при поступлении в 1 класс общеобразовательной школы ребенка из многодетной семьи с ежемесячным доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на каждого члена семьи, в размере 2 прожиточных минимумов ребенка – на третьего ребенка, 3 прожиточных минимумов на четвертого и каждого последующего ребенка. | 5000 |
5.2.5. Предоставление пособия в сумме 1000 рублей в год или заменяющего его специального талона на приобретение школьно-письменных принадлежностей для учащихся детей из многодетных семей с ежемесячным среднедушевым доходом менее 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. | 1200 |
6. Реализация мер по формированию и укреплению в обществе нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности многодетной семьи. | 1000 |
7.1. Увеличение размера единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка до 25 000 руб. – на третьего и каждого последующего ребенка. | 3500 |
7.2. Установление минимального размера ежемесячного пособия на детей в многодетных семьях с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, на каждого члена семьи, в размере 3000 руб. на третьего и каждого последующего ребенка. | 46800 |
7.3. Установление ежегодного президентского рождественского (для лиц, исповедующих другие религии, – новогоднего) пособия в размере 2 прожиточных минимумов каждой многодетной семье с 4 и более детьми. | 3000 |
7.4. Компенсации многодетным семьям с ежемесячным среднедушевым доходом менее 2 прожиточных минимумов, установленных в соответствующем субъекте Российской Федерации, по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги и услуги телефонной связи. | 9000 |
8. Обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения. | 5000 |
9. Содействие нормальному питанию детей из многодетных семей. | 8000 |
12. Создание условий социальной комфортности для многодетных семей. | 2000 |
1.3.1. Внеочередное обслуживание в авиационных, железнодорожных и автобусных (межрайонного и междугороднего следования) кассах и 13.2. Ежемесячная компенсация стоимости проезда учащимся общеобразовательных школ из семей с 4 и более детьми на внутригородском транспорте (кроме такси), в автобусах пригородных и внутрирайонных линий к месту учебы и обратно. | 1400 |
13.3. Предоставление семьям с 6 и более детьми 1 раз в 10 лет за счет бюджетных средств автомобиля (микроавтобус). | 2700 |
13.4. Компенсация части затрат на первоначальный взнос и субсидирование процентной ставки по автокредитованию для семей с 4 и более детьми, приобретающих автомобиль типов типа минивэн, пикап, микроавтобус. | 2000 |
14.1. Поддержка государством некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на социальную поддержку и помощь многодетным семей и защиту их прав. | 1000 |
14.2. Создание Общественного совета при Правительстве Российской Федерации по проблемам многодетных семей с включением в его состав представителей общественных объединений многодетных семей. | 100 |
ИТОГО | 137310 |
Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.
Учитывая тот факт, что рожденные в многодетных семьях, как правило, несут установку на многодетность, и более склонны к многодетности при достижении совершеннолетия, улучшение демографической обстановки будет носить долгосрочный характер.
При оценке уровня доходов по данному блоку мер государственные социальные выплаты не учитываются.
Порог среднедушевого дохода для социального найма жилья определяется дифференцированно по субъектам Российской Федерации в зависимости от стоимости жилья и величины прожиточного минимума.
Порог среднедушевого дохода для получения такой поддержки определяется дифференцированно по субъектам Российской Федерации.
2.6 Государственная поддержка многодетных семей в Московской области
По закону (принятом 15.04.2005 года) многодетной признается семья, имеющая в своем составе и достойно воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а также детей, обучающихся в дневных вузах — до окончания обучения, проходящих военную службу по призыву — до достижения ими возраста 23 лет. При этом особо оговаривается, что поддержку будут получать только те семьи, кто достойно воспитывает детей (по мнению областных парламентариев, достойное воспитание — это "отсутствие постановки на учет в органах внутренних дел и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области, а также отсутствие замечаний по воспитанию детей в конкретной семье органов опеки и попечительстве").
Законопроектом предусматриваются: получение государственной социальной помощи и адресной материальной помощи, льготный проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте (кроме такси, маршрутного такси) и на пригородном железнодорожном транспорте, льготы в сфере охраны здоровья, отдыха и оздоровления детей, образования, культуры, физической культуры и спорта, оплате жилищно-коммунальных услуг, право на получение земельных участков и поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, а также льготы на хозяйственную деятельность.
Многодетной семье будет установлена ежемесячная выплата на каждого ребенка в размере 700 рублей, которая включает частичную компенсацию стоимости школьной и спортивной формы, питания в школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также подписки на газеты и журналы. Многодетной семье устанавливается также единовременное пособие на рождение (усыновление в возрасте до трех месяцев) третьего и последующих детей.
По этому закону многодетные семьи, имеющие 4 и более детей, детей-инвалидов, а также те, кто проживает в сельской местности, будут пользоваться дополнительными мерами государственной поддержки.
В законе прописаны условия труда многодетных родителей. Уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях будет считаться общественно-полезной деятельностью, и поощряться государственными наградами.
Законом Московской области №1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" предусмотрены следующие меры социальной поддержки многодетных семей:
- частичная компенсация оплаты коммунальных услуг (в размере 50%);
- бесплатный проезд;
- частичная или полная компенсация оплаты стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления;
- обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха.
Детям из многодетных семей, а также одному из родителей многодетной семьи, воспитывающей ребенка до 7 лет, оформляется социальная карта жителя Московской области, дающая право бесплатного проезда по территории Московской области и городу Москве.
Дети из многодетных семей в возрасте до шести лет имеют право на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения. Так же родителям можно оформить удостоверение, подтверждающие, что предъявитель является многодетным родителем.
На сегодняшний день в России 9,4% многодетных семей, около 24 тысяч проживают в Московской Области. Проблема многодетности на данный момент стоит очень остро. Основные проблемы таких семей следующие:
1. Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.
2. Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и недостаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.
3. Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.
4. Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодетной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита общения, старшие заботятся о младших, формируются, как правило, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.
Заключение
Прогнозирование - это умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого её хода и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Определить степень рисков и осуществить прогноз помогают методы прогнозирования. Чтобы повысить эффективность прогноза нужно использовать всю полноту и точность представленной информации, а так же комбинировать методы, чтобы избежать всевозможных рисков.
Прогнозирование является неотъемлемой частью проектирования. Оно занимает главное место в разработке социальных проектов и программ.
В данном курсовом проекте была рассмотрена программа государственной поддержки многодетных семей в РФ. На практике она стала реализовываться с 2008 года. В ней предусмотрены финансовая поддержка многодетных семей, обеспечение жильем, улучшение жилищных условий, различные льготы и т.д. Но пока она не дала каких-то ощутимых результатов. В многодетных семьях все еще сохраняется тяжелое финансовое положение. Им необходима особая забота и помощь, правовая защита, создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.
Список использованной литературы
1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2003.
2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. сост. П.А. Лебедев. – М.: издательский центр "Академия", 2005.
3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 2006.
4. Теория прогнозирования и принятия решений. Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высшая школа, 1977.
5. Рабочая книга по прогнозированию. Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.
6. Основы экономического и социального прогнозирования / Под ред. В.Н. Мосина, Д.М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.
7. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М.: Поиск, 1992.
8. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. – М.: 2001.
9. Веснин В.Р. Основы менеджмента. Учебник – М.: Триада 2000.
10. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. Учебник – С-П.: Специальная литература 2000.
11. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Учебное пособие – М.: ЭКМОС 2001.
12. Румянцева З.П. Менеджмент организаций. Учебное пособие. – М.: Инфра-М 2001.
13. Добров Г.М. Рабочая книга по прогнозированию. - М.: 1998
14. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2007
15. Луков В.А. Социальное проектирование. - М.: 1997
16. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под. ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр "Академия",
17. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 192 с.
18. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. – М., 1998
19. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. – 668с.
20. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. – М., 1995
21. Интернет-ресурсы (www.i – u.ru/biblio/archive/socprogn, www.planetadisser.com/see/dis_54366.html, лента. Ru)
22. Шехурин Д.Е. Научное прогнозирование средствами информации С.-Пт.:1990. 123 страницы
23. Косолапов В.В. Информационное прогнозирование и обеспечение. К:1978. 198 страниц
24. Зенкин А.И. О математических методах прогнозирования М:1987.90страниц
25. Баранов В.А. Общие вопросы методологии и научного прогнозирования. Х:1992. 230 страниц
26. Анализ закономерностей прогнозирования развития науки итехники. К:1990. 239 страниц
27. Экономические аспекты научно-технического прогнозирования. М:1975.
28. Медведцева О.В. Прогнозирование в системе экономических отношений. К:1992. 156 страниц
29. Лабунская Н.Л. Система прогнозирования. М:1990. 120 страниц
30. Теория прогнозирования и принятия решений. М:1989. 160 страниц
социальный прогнозирование поддержка многодетная семья
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
· семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно – идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
· семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
· неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально – психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 – 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе.
Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
Исходя из государственной программы поддержки многодетных семей можно выделить следующие определение:
- для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения – семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
- для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения – семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.