Основные принципы мотивационного интервью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Действия врача

рекомендуемые нерекомендуемые
   
Проявлять эмпатию и поддержку: "Вы кажетесь озабоченным тем, что Ваше употребление алкоголя может быть связано с определенным давлением, которое Вы испытываете дома и на работе". Осуждать: "Складывается впечатление, что Вы недостаточно серьезно относитесь к своим выпивкам".
Задавать открытые вопросы: "Опишите, что хорошего приносит Вам употребление алкоголя и что в нем плохого?" Задавать закрытые вопросы (предполагающие ответы "да" или "нет"): "Есть ли у Вас проблемы с употреблением алкоголя?"
Отражать состояние пациента в психотерапевтическом диалоге: "Похоже, что Вы не очень довольны тем, что Вас направили в нашу клинику". Применять ярлыки "То, как Вы пьете, показывает, что Вы - алкоголик".
Развивать проявления несоответствия: "Если Вы будете продолжать употреблять алкоголь так же, как в этом году, как Вы думаете сложится Ваша жизнь через 2-3 года?" Проявлять конфронтацию, морализировать или "читать нотации": "У Вас есть серьезная проблема с алкоголем, которую Вы отрицаете".
Двигаться в направлении сопротивления: "Вы не рассматриваете свое употребление алкоголя как проблему, но готовы подумать о возможности уменьшения употребления алкоголя в случае, если это улучшило бы Ваше здоровье". (Эта стратегия обращается к проблеме в неконфронтационном стиле) Угрожать: Если Вы не прекратите употребление алкоголя, Вы будете выписаны".
Задавать вопросы в неугрожающей манере, чтобы избежать проявления сопротивления и мотивировать пациентов к изменениям: "Расскажите мне о Вашем употреблении алкоголя" или "Складывается впечатление, что у Вас нет единого мнения (или Ваши мнения противоречивы) в отношении изменения употребления алкоголя?" "Как Ваше употребление алкоголя изменилось за последний год?" Задавать угрожающие вопросы: "Как давно Ваше питье стало проблемой? Собираетесь ли Вы предпринять что-либо в отношении Вашей алкогольной проблемы?"
Вызывайте утверждения о собственной мотивации: "Хоть Вы и не воздерживались от употребления алкоголя каждый день на прошлой неделе, Вы сумели уменьшить его значительно. Как Вам это удалось?" (Поскольку у многих пациентов отмечается недостаток уверенности в своей способности измениться, предоставление им возможности озвучить перемены усиливает их ощущение собственной значимости и способности к изменениям.)  
Вызывайте на разговор об изменениях, позволяя пациентам представить аргументы в пользу этих изменений: "Итак, какие причины Ваша жена назвала бы в качестве основных, отмечая озабоченность Вашим употреблением алкоголя?" или "Если Вы продолжите выпивать, как сейчас, как Вы думаете, что с Вами будет через 10 лет?"  

Сопротивление — это внутренние силы пациента, находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и, хотя некоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их часть остается бессознательной.

Задача психотерапевта состоит в том, чтобы раскрыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются несознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, которые и вызывают болезненный эффект.

 

Выводы по второй главе

 

При работе с клиентом, имеющим низкую мотивацию к психотерапии, существует конфликт между необходимостью чутко реагировать на непосредственные беспокойства клиента и осуществлять сосредоточенный стратегический подход. Беспокойства и проблемы клиента, вероятно, будут меняться с каждой неделей, но если на каждой сессии заниматься новой проблемой, работа будет неэффективной. С другой стороны, если психотерапевт настаивает на определенном наборе целей и приоритетов, он рискует либо показаться безразличным и отталкивающим, либо ввязаться в силовую борьбу по поводу содержания психотерапии. Особенно важно поддерживать подход, основанный на сотрудничестве, даже если это связано с тем, что нужно периодически пересматривать цели и приоритеты и быть более гибким, чем обычно.

Человеческая активность в мотивации к психотерапии, понимается не как менталистический процесс выбора, а как деятельность, для которой характерна целенаправленность. Действующая и мыслящая личность не производит перебор альтернатив, а осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми (в данном случае с психотерапевтом).

Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь на главный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/или проблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье, на работе. Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению его здоровья.

 



Заключение

 

Мотивация (от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности.

Мотивация имеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют на процесс (применительно только к человеку).

Мотивация пациента - его истинное желание разрешить свою конфликтную ситуацию, улучшить психологическое самочувствие, понять суть своих проблем и симптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшения качества собственной жизни.

Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу, потому что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное), а может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добиться ее целей. Для психотерапевта, очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей

Психотерапевты различных школ рассматривают мотивацию к психотерапии своих пациентов как необходимую предпосылку для лечения, а при ее моделировании между разными школами отсутствуют существенные различия.

При работе с клиентом, имеющим низкую мотивацию к психотерапии, существует конфликт между необходимостью чутко реагировать на непосредственные беспокойства клиента и осуществлять сосредоточенный стратегический подход. Беспокойства и проблемы клиента, вероятно, будут меняться с каждой неделей, но если на каждой сессии заниматься новой проблемой, работа будет неэффективной. С другой стороны, если психотерапевт настаивает на определенном наборе целей и приоритетов, он рискует либо показаться безразличным и отталкивающим, либо ввязаться в силовую борьбу по поводу содержания психотерапии. Особенно важно поддерживать подход, основанный на сотрудничестве, даже если это связано с тем, что нужно периодически пересматривать цели и приоритеты и быть более гибким, чем обычно.

Человеческая активность в мотивации к психотерапии, понимается не как менталистический процесс выбора, а как деятельность, для которой характерна целенаправленность. Действующая и мыслящая личность не производит перебор альтернатив, а осуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействии с другими людьми (в данном случае с психотерапевтом).

Работа психотерапевта с немотивированными пациентами строится опираясь на главный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/или проблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье, на работе. Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению его здоровья.

 



Список использованной литературы

 

1. Берн. Э. Люди которые играют в игры- И.Коган- М- 2002- 159с.

2. Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивации и стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. -2005 - № 6. - С.96.

3. Блазер А., Хайм Э., Рингер X., Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. - М.,2004- 115с.

4. Воронов М.В. , Психотерапия – наука или постклассическое направление теории познания? (Модель способов преодоления препятствия), Харьков, 2006-89с.

5. Дудник Д. В. Современные проблемы клиники и лечения психических расстройств: Сборник научных статей. Челябинск: Изд-во ЧГМА, 2008: С.21 -28

6. Джидарьянч И.А. Влияние нравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборник научных работ. - М.,2006-312c/

7. Кинг М.Е., Цинтренбаум Ч. М. Экзистенциальная гипнотерапия. - М.,2005- 114с.

8. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М.,2005- 119с.

9. Коттлер Дж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. Спб, «Питер», 2004- 118с.

10. Коттел Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. 2001. Серия «Золотой фонд психотерапии».-321с.

11. Лаутербах В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапия: от теории к практике. - СПб.,2004 - С. 28-41.

12. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. - М., МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 2002 -119с.

13. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной психотерапии, М., 2001 № 4- С.45- 56

14. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2004. - 60 с.

15. Нельсон-Джоунс Р., Теория и практика консультирования — СПб.: издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»).

16. Психологический статус личности в различных социальных условиях. М.,2005-114с.

17. Психология личности в условиях социальных изменений. М.,2004-19с.

18. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. ЭКСМО, 2002- 119с.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.