Тема: «Семья XXI века: социологические проблемы»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема: «Семья XXI века: социологические проблемы»

 

 

Выполнила студентка группы 2290

Емельянова Мария Александровна

 

Проверил преподаватель

Монастырских Геннадий Петрович

 

 

СЕВЕРОДВИНСК

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…...3

1. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ XXI ВЕКА………………………………………5

1.1 Социально-экономическая характеристика семьи…………….…………5

1.2 Структура и функция современной семьи………………………...……...7

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ…………………………...………………………………..11

2.1 Проблемы молодой семьи…………………………………..……………14

2.2 Основные проблемы современной многодетной семьи…...…………...18

2.3 Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………………………....20

2.4 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье………………………………………………………………………...…....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...26

 

ВВЕДЕНИЕ

Классическое определение семьи гласит, что семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, либо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины, которые я рассмотрю в данной работе.

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы обусловлены следующими теоретическими положениями. Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме.

Проблема современной семьи занимает, центральное место курсовой работе.

Актуальность данной работы не вызывает сомнения. Во-первых, семья – это ячейка общества, в которой растет и воспитывается человек. Поэтому крайне важно выявить проблемы семьи для их наиболее эффективного решения. Во-вторых, современная семья, с ее изменившимися с течением времени нравами и социальным поведением – всегда вызывает массу дискуссий на эту тему.

Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на неё влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.

Целью данной курсовой работы является изучение социологических проблем, с которыми сталкивается современная семья.

 Задачи курсовой работы: рассмотреть сущность социологических проблем семьи в целом; далее, изучить проблематику молодых, многодетных семей; семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, а также выявить проблемы неполных семей.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

 

РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ ХХI ВЕКА

Проблемы молодой семьи

Как нам представляется, в структурном отношении молодую семью можно условно разделить на два вида: благополучную семью и семью социального риска. К ним относятся: семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит срочную военную службу. Причем наиболее многочисленные из них – студенческие семьи. В нашей стране в последнее десятилетие количество разводов возросло, как и в большинстве развитых стран. Более трети разводов приходится на семьи, проживающие менее трех лет. В результате около 500 тыс. детей ежегодно остаются без одного родителя.

Однако не следует думать, что молодая семья сразу обречена на развод. Неудачу некоторых браков можно уже вполне предвидеть в момент их регистрации. Сегодня получили распространение так называемые фиктивные браки, заключаемые для любых других целей, но не для создания семьи. Социологи также выделяют особую категорию браков, получивших название «легкомысленных».

Однако счастливый брак вовсе не предполагает отсутствие семейных конфликтов. Один из источников конфликта в молодой семье – нарушение механизма преемственности поколений. В России это явление имеет свои особенности – ослабление духовных связей молодежи с родительским поколением происходит при сохранении экономической зависимости молодых семей от родителей. Семейный бюджет современной молодой семьи складывается из заработной платы или семейной помощи государства на ребенка, приработков супругов. Однако весомую долю бюджета молодой семьи составляет помощь родителей. В этом, конечно, нет ничего предосудительного, и эти данные указывают на специфику молодой семьи. Проблемы возникают тогда, когда молодой человек, зарегистрировав свои отношения с избранницей, считает, что он стал взрослым, вполне самостоятельным человеком и поэтому без вмешательства родителей может принимать решения. Однако, его родители по-прежнему продолжают видеть в нем ребенка и руководят молодоженами, вмешиваясь во взаимоотношения молодых супругов.

Молодая семья так же часто сталкивается и с серьезными жилищными трудностями. Сегодня сравнительно небольшой процент имеет нормальное по нынешним стандартам жилье. В основном молодые семьи проживают в государственных, кооперативных, частных квартирах, общежитиях, или проживают совместно с родителями. Съем частной квартиры имеет массу минусов, как с экономической, так и с психологической точек зрения.

Помимо этого, молодые супруги продолжаю развиваться как личности, меняются годами, и часто выясняется, что поженились совершенно разные люди, с различными жизненными ценностями и потребностями. Их взаимоотношения до брака обычно романтичны, поэтому впоследствии в браке им бывает особенно тяжело смириться с будничностью семейной жизни, и с тем, что это не вечный праздник.

Другой источник конфликтов молодой семьи – трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке (т.н. «притирки»). Нынешние молодожены не всегда осознают тот факт, что их представления о ролях мужа и жены в семье существенно различаются. Их расхождения служат источником многих конфликтов, которых можно было бы избежать. Сегодня молодые люди, вступая в брак, часто считают, что семейная жизнь родителей не является образцом, и, пытаются в своей семье все сделать иначе, в соответствии со своими идеалами.

В процессе совместной жизнедеятельности молодым супругам приходится постоянно адаптироваться к их обоюдным интересам, потребностям, желаниям. В системе социально-психологической адаптации необходимо выделить брачно-семейную адаптацию как приспособленность человека к жизни в браке и семье. Брачная адаптация – это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, которое основано, прежде всего, на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь). Однако чувства симпатии и влюбленности не дают еще гарантии того, что брачная адаптация будет иметь успех. Жизнеспособность молодого брака определяется процессами брачной адаптации, которые особенно интенсивно происходят[4]:

1) адаптация к основным ценностям супружества;

2) адаптация к интересам, привычкам и стилю жизни брачного партнера, к его темпераменту и характеру;

3) адаптация к профессиональной деятельности молодоженов;

4) адаптация физиологическая (в т.ч. сексуальная).

У молодых людей, вступивших в брачно-семейные отношения, могут быть все условия для крепкого брака: сильные чувства друг к другу, хорошие материальные и жилищные условия, но брачная жизнь не складывается из-за того, что они не могут друг к другу приспособиться. В итоге их брачная жизнь становится невыносимой. Поэтому залогом успеха хороших взаимоотношений в молодой семье является брачная адаптация.

По мнению многих социологов, причиной развода большинства молодых семей является не только материальное положение, но и психологический фактор. И здесь, наряду с социально-экономической помощью молодой семье, политики государства должны предусматривать подготовку молодежи к семейной жизни. Тех знаний, которые были получены супругами в школе, порой бывает недостаточно. Нужно ввести систему подготовки будущих молодоженов к браку. Определенный положительный опыт в решении данной проблемы накоплен в разных регионах страны. Так, например, в «Программе семейной политике в Псковской области»[5] есть специальная статья, посвященная подготовке молодежи к семейной жизни. Согласно этой статье предусматривается проведение следующих мероприятий:

- создать систему в работе по подготовке молодежи к семейной жизни;

- во всех школах открыть курсы, направленные на подготовку к семейной жизни;

 - создать информационные центры «Семья», «Молодая семья» на базе областных взрослых, юношеских и детских библиотек.

В современных условиях, чтобы сохранить семью, молодым супругам надо многое знать и прилагать максимум усилий для достижения супружеского взаимопонимания. Для создания благополучной семьи, на мой взгляд, важна культура молодоженов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Я рассмотрел тему под названием «Семья XXI века: социологические проблемы». Так как проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, я попыталась наиболее полно изучить данную тему и рассмотреть наиболее важные проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи.

    При подготовке работы я опирался на труды выдающихся ученых-социологов, при этом, пытаясь оценить их вклад в изучение проблем современных семей, как составной части социологии. Я дал краткую характеристику семьи, выявили ее функции и роль в жизни общества, а затем перешел к рассмотрению социологических проблем семьи, с которыми она сталкивается в XXI веке. А также дал характеристику основных факторов, влияющих на изменение положения семьи в худшую сторону.

    Изучив данную тему, можно сделать основные выводы, исходя из исследования:

1) Современное общество крайне неоднородно, что дает нам право говорить о социальном расслоении, откуда и вытекают основные проблемы;

2) Необходимо крайне обдуманно принимать решения по созданию семьи. 3) Решение проблемы семьи должно исходить, в первую очередь, от нее самой, однако в некоторых случаях требуется вмешательство различных социальных служб;

4) Семья на пороге XXI века – особый институт. Современные нравы и мировоззрение семьи значительно видоизменяют ее, придавая особые черты как особому социальному институту.

Не секрет, что современная семья переживает кризис. Проявлениями этого кризиса служат, такие показатели как падение рождаемости, нестабильность семьи, рост количества разводов, появление большого числа бездетных семей (сегодня таких семей – 15%), сознательный отказ от рождения единственного ребенка; массовый отказ от детей, передача их в родильные или детские дома, дома ребенка, приемники-распределители, бегство детей из дома; жестокое обращение с детьми вплоть до лишения жизни своих детей.

Поэтому крайне важно подойти к решению проблем современной семьи с особой ответственностью, пониманием, гуманностью и доброжелательностью.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"). –  304 с.

2. Вишневский, Ю.Р. Молодежь и общество на рубеже веков. / Ю.Р. Вишневский. – М.: Голос, 2005. – 314 с.

3. Гребенников,  И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – 451с.

4. Калабрихина И.Д. Социальный пол и проблемы населения / И.Д. Калабахина. – М.: Менеджер, 2001. – 287 с.

5. Козырев, Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов / Г.И. Козырев. – М.: Академический Проект: Трикса, 2005. – 304 с.

6. Лавриненко, В.Н. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, 3-е издание., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с.

7. Фененко, Ю.В. Социология: учебник / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – 232 с.

8. Миронов, А.В. Социология: Курс лекций / А.В. Миронов, В.В. Пафергова, В.М. Утенкова, 1996. –171с.

9. Бачинин, В.А. Социология. Энциклопедический словарь / В.А. Бачинин. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2005. – 288 с.

10. Централизованная библиотека // www.cbs1vao.ru

 

 

 


[1] Миронов, А.В. Социология: Курс лекций /А.В.Миронов, В.В.Пафергова В.М. Утенков, 1996.  – С. 93

[2] Козырев, Г.И. Социология: Учебное пособие для вузов / Г.И. Козырев. – М.: Академический Проект: Трикса, 2005. – С. 123

[3] Лавриненко, В.Н. Социология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Н.Лавриненко, 3-е издание, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 248

[4] Гребенников И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991. – С. 254

[5] http://www.cbs1vao.ru

[6] Антонов, А.И. Социология семьи. / Антонов, А.И. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международ­ного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"). – С. 96

 

[7] Фененко, Ю.В. Социология: учебник / Ю.В. Фененко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2007. – С. 156


Тема: «Семья XXI века: социологические проблемы»

 

 

Выполнила студентка группы 2290

Емельянова Мария Александровна

 

Проверил преподаватель

Монастырских Геннадий Петрович

 

 

СЕВЕРОДВИНСК

2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…...3

1. РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ XXI ВЕКА………………………………………5

1.1 Социально-экономическая характеристика семьи…………….…………5

1.2 Структура и функция современной семьи………………………...……...7

2. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ…………………………...………………………………..11

2.1 Проблемы молодой семьи…………………………………..……………14

2.2 Основные проблемы современной многодетной семьи…...…………...18

2.3 Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями……………………………………………………………………………....20

2.4 Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье………………………………………………………………………...…....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..……...24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...26

 

ВВЕДЕНИЕ

Классическое определение семьи гласит, что семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т.е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, либо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины, которые я рассмотрю в данной работе.

Актуальность, цели и задачи настоящей курсовой работы обусловлены следующими теоретическими положениями. Семья является клеточкой социального организма, живущей с ним в едином ритме.

Проблема современной семьи занимает, центральное место курсовой работе.

Актуальность данной работы не вызывает сомнения. Во-первых, семья – это ячейка общества, в которой растет и воспитывается человек. Поэтому крайне важно выявить проблемы семьи для их наиболее эффективного решения. Во-вторых, современная семья, с ее изменившимися с течением времени нравами и социальным поведением – всегда вызывает массу дискуссий на эту тему.

Огромная роль семьи в духовном становлении человека понятна. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно член нескольких оказывающих на неё влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, он житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина особой роли семьи в воспитании - устойчивость, постоянство, долговременность семейного влияния. Вторая - ее разносторонность. Семья настоящий университет человеческих отношений.

Целью данной курсовой работы является изучение социологических проблем, с которыми сталкивается современная семья.

 Задачи курсовой работы: рассмотреть сущность социологических проблем семьи в целом; далее, изучить проблематику молодых, многодетных семей; семей, имеющих детей с ограниченными возможностями, а также выявить проблемы неполных семей.

Проблемы семьи изучаются особой областью социологии. Проблематика исследований обширна и разнообразна. Процессы распада и формирования семьи, характер выполнения ее основных функций, особенности взаимоотношений супругов и причины семейных конфликтов в семье, социальные и экономические факторы, определяющие ее образ жизни, - вот далеко не полный перечень лишь основных вопросов, к которым обращаются социологи.

 

РОССИЙСКАЯ СЕМЬЯ ХХI ВЕКА

Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.