Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Включение искусства в систему религиозного культа накладывало глубокий отпечаток на его содержание и художественную форму. Искусство могло выполнять свою религиозную функцию лишь в том случае, если оно направляло сознание людей в сторону образов сверхъестественного.

Первоначально, в ранних формах религии, существовавших в первобытную эпоху, сверхъестественное еще не отделилось от естественного, земного. Соответственно и художественные образы, используемые в ходе религиозно-магических обрядов, также конкретны, взяты из окружающей природы или родоплеменного быта.

Лишь на более поздних этапах развития первобытного общества возникает понятие сверхъестественного существа, или сущности: дух или душа. В дальнейшем безличные духи персонифицируются и превращаются в богов, наделенных именем и воспринимаемые как особые могущественные сверхъестественные личности.

Однако духи и боги еще не отделены четко от природных стихий, зверей и людей. Например, в Древнем Египте бог Гор изображался в виде сокола, Анубис – с головой собаки, богиня Сохмет – с головой львицы. Эти боги походят на людей не только внешне (поскольку они изображались в облике могучих и прекрасных мужчин и женщин), но и с точки зрения их поведения, приписываемых им психологических черт и особенностей. Боги Древней Эллады – это возвеличенные и идеализированные образы людей, которым свойственны не только добродетели, но и пороки. От людей их отличает лишь бессмертие.

Дуализм естественного и сверхъестественного нашел свое наибольшее проявление в монотеизме (единобожии). Бог противопоставляется всему земному и человеческому. Бог – вечен, земные вещи – конечны и переходящи, Бог – Всемогущий Творец мира, мир – результат Его творческой деятельности, Бог – воплощение мудрости и добродетели, человек – существо слабое и греховное.

Богословская и философская проблема соотношения Бога и человека имела непосредственное отношение к судьбам культового искусства в монотеистических религиях. Ведь любое изображение Бога возможно лишь в земных формах, в формах «естественного», реального мира. Следовательно, изображая Бога, художник как бы низводит Его до уровня чувственно воспринимаемой реальности. Но Бог, согласно вероучению монотеистических религий, есть высший дух, к которому неприложимы земные мерки.

Иудаизм и ислам пошли по пути запрета всяких изображений Бога в храмах. В исламе запрет изображать Бога был распространен на изображениях живых существ вообще – как человека, так и животных. Мусульманам запрещалось создавать рисунки и скульптуры с изображениями животных и людей.

Этот запрет существенно повлиял на развитие искусства в мусульманских странах. Арабское изобразительное искусство до последнего времени не знало портрета, а художественное творчество средневековых восточных мастеров развивалось главным образом в направлении создания разнообразных форм растительного орнамента.

В христианстве, начиная с первых веков его существования, были две тенденции. Первоначально многие «отцы церкви», активно боровшиеся против «языческой» античной культуры, выступили против любых изображений божества и вообще против искусства, рассматривая его как пагубное идолопоклонство. В христианстве победила точка зрения, признававшая допустимым изображения Бога и святых в церкви.

Художественные средства и приемы, использовавшиеся в средневековом культовом искусстве, определялись не чисто эстетическими моментами, а прежде всего потребностями церкви. Именно этими потребностями определялся в значительной мере символический характер художественных образов в культовом искусстве. Символ, как известно, есть разновидность знака. Также как и любой другой знак, символ выступает в процессе познания в качестве своеобразного заместителя реальных предметов, процессов и явлений. В качестве символов тех или иных объектов берутся в ряде случаев образы животных, растений, явлений природы или продуктов деятельности людей, в которых усматриваются сходные черты с символизируемым предметом.

Таким образом, символ – это наиболее удобная форма «изображения» сверхъестественных иллюзорных сущностей в религиозном сознании вообще и в религиозном искусстве в частности. Богословско-религиозные символы пронизывали всю культуру средневековья и реализовались как в литературе, так и в изобразительном искусстве.

В церковных фресках, мозаиках и иконах в Византии цвет приобретал также символическое значение. Так, золото было символом «божественного света», пурпур – символом царской власти, белый цвет – символом чистоты, отрешенности от мирского, черный цвет символизировал смерть, ад, зеленый – юность, цветение и т.п. Требования церкви к культовому изобразительному искусству фиксировались в церковном каноне, строго регламентировавшем содержание и форму любых фресок и икон в храме.[9]

Вывод. Культовое искусство возникало и развивалось на основе подчинения художественного начала религиозному. Главным для него было не отражение реальной действительности, а «приближение» человека к Богу, возбуждение в нем религиозных образов и настроений.

Главная задача церковного канона состояла в том, чтобы сохранить религиозную направленность изображений, обеспечить вполне определенное их воздействие на посетителей храма. Отсюда неизбежно вытекала тенденция к схематизации и условности культовых изображений. Изображая сверхъестественный мир, нужно было отделить его от естественного, противопоставить последнему.

Хотя церковь и стремилась свести иконопись к выражению богословских идей, христианских образов и представлений, в действительности творения талантливых древних иконописцев гораздо богаче и глубже их богословского содержания. Они являются художественными и историческими памятниками эпохи, страны, народа.



Глава 3. Библия

 

В Библии больше тысячи страниц, «книга книг» – ценнейший памятник духовной культуры человечества. С точки зрения церкви и верующих, Библия – это священная книга, откровение самого Бога, данное людям. С точки зрения ученых, изучавших историю еврейского народа, на языке которого она первоначально была написана, Библия – это собрание самых разнообразных сочинений (книг), составлявшееся веками самыми различными авторами. Окончательно она сложилась не ранее II в. н. э. и состоит из двух основных частей: Ветхого завета и Нового завета.

Следует заметить, что постоянной традицией в отношении ученых к Библии были стремления разоблачить ненаучный характер, содержащийся в ней основных положений. У классиков марксизма-ленинизма также имеются специальные работы, посвященные анализу не просто религии (в частности, христианства), но и некоторых библейских книг, раскрытию противоречивости утверждений «святого писания».

Идейно-познавательные и общекультурные ценности древнейших памятников духовной культуры человечества, особенно Библии, – это выработанные народом нравственные идеи и идеалы, воплощенные в яркой художественно-выразительной литературной форме и психологически достоверных образах. Библия представляет собой поистине неисчерпаемый кладезь мудрости и всестороннего жизненного опыта.

Многие ученые как у нас в стране, так и за рубежом постоянно отмечают присутствие в «книге жизни» огромной массы сведений о реальной земной истории народов, особенно Ближнего Востока. Своеобразный принцип историзма человеческой культуры соблюдается уже в Ветхом завете.

Главное здесь – целостное объяснение именно истории зарождения мироздания и жизни на Земле. В Библии в афористически-краткой, запоминающейся форме изложены простые нормы нравственности, выработанные людьми в их вековом опыте трудной борьбы за существование.

Библия нужна людям и как неисчерпаемый источник жизненных наблюдений и практических советов. Но книга ценна еще и тем, что написана простым, понятным языком. Авторы стремились, чтобы «писание» было изложено в форме, удобной для понимания и запоминания всем.[10]

культовое искусство религия библия

Бестселлер всех времен

 

Начнем с того, что Библия – это бестселлер, наиболее распространенная книга на протяжении всей истории человечества. По данным Книги рекордов Гиннеса, изданной в 1988 году, за период с 1815 по 1975 год было напечатано 2 500 000 000 экземпляров Библии. Это огромная цифра. Ни одну другую книгу в истории нельзя даже сравнить с Библией по числу напечатанных экземпляров.

Кроме того, ни одну другую книгу не переводили на столько языков. Сейчас Библию можно читать – частично или полностью – более чем на 2 100 языках мира. Американское библейское общество сообщает, что сегодня Библия доступна 98 процентам населения нашей планеты.[11]

Ненавидимая и любимая

 

Нужно отметить, что ни одна другая книга в истории не становилась объектом такого жестокого преследования и даже ненависти. Со времен средневековья и вплоть до ХХ века Библию сжигали на кострах. И даже в наше время за чтение и распространение Библии людей штрафовали и сажали в тюрьму. В прошлые века за такие «преступления» часто пытали и казнили.

Наряду с этим Библия вселяла в людей дух преданности. Несмотря на жестокое преследование, многие продолжали читать Библию. Познакомимся, например, с жившим в XVI веке англичанином Вильямом Тиндалем, который получил образование в Оксфордском университете, а затем стал уважаемым преподавателем в Кембриджском университете.

Тиндаль любил Библию. Но в его дни религиозные власти настаивали на том, чтобы Библия оставалась на латинском языке, который к тому времени уже стал «мертвым». Чтобы сделать Библию доступной для своих соотечественников, Тиндаль решил перевести ее на английский язык. А поскольку закон это запрещал, Тиндалю пришлось оставить свою престижную научную должность и бежать на континент. Ведя трудную жизнь беженца, Тиндаль успел перевести на родной язык Греческие Писания (Новый Завет) и некоторые книги Еврейских Писаний (Ветхий Завет), но в конце концов его арестовали, обвинили в ереси и задушили, а тело потом сожгли.

Тиндаль – один пример из огромного числа людей, которые пожертвовали всем ради того, чтобы читать Библию или сделать ее доступной для других. Ни одной другой книге не удалось вселить в стольких обычных мужчин и женщин такое мужество. В этом Библии поистине нет равных среди всех книг.[12]

Вывод. Библия – это не просто книга. Это богатая библиотека, состоящая из 66 книг, одни из которых маленькие, другие - довольно большие; в них содержатся законы, пророчества, исторические факты, стихи, советы и многое другое. Эти 66 книг были написаны в течение 1 600 лет, начиная со времени, когда мировой державой был Египет, и, заканчивая временем, когда в мире господствовал Рим. В Слове Бога, Библии, содержатся самые надежные советы – и эти советы касаются различных сфер жизни. Они полезны во многих отношениях, потому что учат нас, как поступать в мире, где большинство людей не желают руководствоваться мудростью Того, кто обладает наивысшим разумом.

Сегодня модно сомневаться во всем: обычаях, взглядах, морали, даже в существовании Бога. Тем более люди сомневаются в ценности Библии. Большинство считает ее устаревшей и бесполезной.

 



Заключение

Из факта древнейшей нерасчлененности эстетической и религиозной (культовой) деятельности не следует вывод, что один из этих видов деятельности возник из другого, один породил другой. Вырастая из принципиально различных социальных потребностей и играя в силу этого разную роль, художественное и религиозное освоение мира реализовалось в первобытную эпоху первоначально в одной нерасчлененной системе практически-духовной деятельности, которую представлял собой мифологически-обрядовый комплекс. В последующие исторические эпохи в классовом обществе взаимодействие форм общественного сознания в значительной мере определялось их внутренним содержанием, т.е. содержанием той деятельности, которая была специфична для определенного вида духовного производства.

 



Содержание

 

1. Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – 288 с., ил.

2. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.: ил.

3. Культурология: Курс лекций. / Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф, 2000. – 246 с.

4. Культурология. История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001. – 587 с.

5. Библия: слово Бога или человека? / Общество Сторожевая Башня, 1998. – 192 с.

 


[1] Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – С. 22-24, 26-27.

[2] Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – С. 27-31,36.

[3] Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. - М.: Педагогика, 1991. – С. 5,6.

[4] Культурология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф, 2000 – С. 46.

[5] Культурология. История мировой культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой. – М.Научная литература, 2001. – С. 87.

[6] Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – С. 96.

[7] Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – С. 98-102, 105, 106.

[8] Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – С. 108-111.

[9] Угринович Д.М. Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. – С. 113-119, 125-126, 128-129.

[10] Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика, 1991. – С. 129-135.

[11] Библия: слово Бога или человека? / общество Сторожевая Башня, 1998 – С. 7

[12] Библия: слово Бога или человека? / общество Сторожевая Башня, 1998 – С. 8-10.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.