ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

При Правительстве г. Москвы

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Тема: «Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран)»

 

Москва

2007



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теория инфляции

1.1 Понятие инфляции. Виды инфляции

1.2 Причины происхождения инфляции и ее последствия

1.3 Теории и мнения

Глава 2. Инфляция на примере России и других стран

2.1 Механизмы и источники инфляции в России

2.2 Расчет показателей инфляции

2.3 Особенности инфляции в России. Явление инфляции на примере других стран. Прогнозы

Глава 3. Методы борьбы с инфляцией, выводы и предложения

3.1 Методы борьбы с инфляцией

3.2 Антиинфляционная политика в России

3.3 Анализ допущенных ошибок, выводы, рекомендации

Заключение

Список используемой литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы. В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «Инфляция» достаточно плотно вошло в сознание российских экономистов, финансистов и предпринимателей. Сейчас уже очень сложно найти в России человека, который хотя бы приблизительно не знал бы, что такое «инфляция» и чем она грозит государству, экономике, предпринимателям и обыкновенным гражданам.

Однако еще сравнительно недавно официальной советской наукой доказывалось, что существование инфляции при социалистическом строе, плановой экономике и государственном распределении произведенных товаров невозможно в принципе. А уж если она и существует, то в самых незначительных и незаметных формах.

В наше время, когда принципы гласности и доступности информации упрочили свое положение в обществе, широкие слои населения должны знать об инфляции достаточно, но, несмотря на обилие не всегда достоверной информации в СМИ на эту тему, знание населения о ней поверхностно и недостаточно.

Переход российской экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. Как показывает опыт России, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен и усилением действия инфляционных факторов.

Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рыночной экономике, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Однако если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов, то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Необходимость объективной оценки результатов деятельности государственной антиинфляционной политики и выявление ошибочных действий в попытках снижения уровня инфляции в России определяет актуальность темы и выбор направления дипломной работы.

Целью дипломной работы является подробное изучение понятия инфляции и всех сопутствующих ему понятий, рассмотрение особенностей инфляционных процессов в Российской экономике, выявление ошибочных действий при снижении уровня инфляции в России, разработка предложений и рекомендаций по наиболее безопасному снижению уровня инфляции (с использованием примеров инфляционной политики других стран).

Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:

· исследовать историю появления инфляции;

· исследовать природу и свойства инфляционных процессов, уточнить их понятия, дать сравнительную характеристику их видам;

· рассмотреть систему инфляционных показателей и факторов, обуславливающих те или иные последствия для экономики страны, классифицировать и раскрыть их взаимовлияние;

· определить воздействие инфляции на рыночную экономику страны;

· изучить деятельность государственных органов по обеспечению стабильного и снижающегося уровня инфляции;

· выявить основные причины, обуславливающие рост инфляции в стране;

· определить направления развития антиинфляционной политики в России.

Объектом исследования дипломной работы являются инфляционные процессы в России, степень их влияния на денежную систему и доходы населения, а также роль инфляции в современной рыночной экономике.

Предметом дипломной работы являются результаты инфляционных процессов в стране, особенности и методология их оценки, факторы, воздействующие на величину инфляции, меры по борьбе с ее последствиями.

Теоретико-методологической основой дипломной работы являются труды зарубежных и отечественных экономистов и финансистов, раскрывающие различные аспекты инфляционных процессов в разных странах мира, учебные пособия по экономической теории, а также теоретические и расчетные данные, взятые из информационных и периодических изданий (газеты, журналы, тематические порталы в Интернете).

инфляция экономика обесценивание деньги



ГЛАВА 1. Теория инфляции

Теории и мнения

 

По мнению Валерия Горегляда, аудитора Счетной палаты 14, чем больше речей, дискуссий и обещаний, тем острее возникает впечатление беспомощности власти перед «неодолимым монстром» инфляции. Похоже, что впавшее в панику правительство пытается переложить ответственность на Минфин, выступив в роли стороннего критика. В бушующих спорах стали забывать об экономической сути инфляции, о том, что инфляция – это разбалансировка платежеспособного спроса и товарного предложения. А рост цен – лишь следствие этого. Участникам дискуссии не мешало бы видеть, что инфляционное соотношение платежеспособное спрос–товарное предложение в случае его нарушения зависит как от мер воздействия на платежеспособный спрос, так и от мер, направленных на расширение товарного производства. Но исполнительная власть сосредоточилась на обсуждении лишь одной стороны – ограничения платежеспособного спроса. Надо признать, что некоторые подвижки в понимании инфляции как экономического явления все-таки есть. Стали говорить о базовой инфляции, которая не связана с сезонными колебаниями цен и административным регулированием тарифов. Разница между базовой инфляцией и ростом индекса потребительских цен трактуется как рост цен за счет немонетарных факторов – инфляции издержек (предложения).     

В 2004-2005 годах наблюдается разрыв между индексом потребительских цен и базовой инфляцией порядка 2,5 процентного пункта. Причем базовая инфляция колеблется на уровне 100,5-100,8% в месяц. Монетарная политика борьбы с инфляцией, безусловно, дала свои результаты, но к настоящему времени практически исчерпала себя. Когда доля монетарных факторов составляла в росте цен более 80%, отдача от действий Минфина и ЦБ (в том числе через стабилизационный фонд) была ощутимой. Но по мере уменьшения доли монетарных факторов инфляции даже самые жесткие меры по ограничению денежного предложения или сокращению расходов бюджета могут лишь на мизер сдержать цены, а вот удар по развитию страны будет заметным. Сейчас колебания инфляции в большей мере связаны с административным регулированием тарифов на узкую группу быстро дорожающих товаров и услуг: ЖКХ, пассажирский транспорт, связь и т.д. Меры, призванные корректировать спрос, приводят к тому, что инфляция почти не реагирует на монетарные регуляторы, что происходит на негативном фоне административного регулирования тарифов. Товарное предложение гораздо существеннее влияет на инфляцию. Она заметно снижается с каждым процентом промышленного роста.

Между инфляцией спроса и инфляцией предложения есть существенные отличия и в отношении последовательности проявления процесса повышения цен. Если инфляция спроса начинается с роста цен на конечные продукты, который постепенно распространяется на факторы производства, то инфляция издержек начинается с роста цен на факторы производства и затем распространяется на конечный продукт. Во втором случае происходит уменьшение предложения товаров, вызванное повышением цен на факторы производства. Этот вариант инфляции характерен для современной российской промышленности, в которой износ основных фондов требует значительных инвестиций по возросшим ценам. Инфляция спроса и инфляция предложения – это два способа реакции рынка на чрезмерное давление антиинфляционных мер либо со стороны спроса, либо со стороны предложения. Таким образом, инфляция может генерироваться с двух сторон. И одна может провоцировать другую. Так начинается новый виток инфляционной спирали. Поэтому надо уравновешивать государственное воздействие на факторы, вызывающие инфляцию со стороны потребительского спроса, адекватным воздействием на факторы, подстегивающие инфляцию предложения. Например, если повышение зарплаты в масштабах страны не уравновешивается ростом производительности труда, то неизбежно увеличатся издержки на единицу продукции. При прежних ценах производители ответят сокращением производства товаров и услуг. При неизменном спросе это уменьшение предложения приведет к повышению цен, а при сокращающемся спросе – это стагнация и регресс народного хозяйства.

Снижение инфляции не самоцель экономической политики. Государство должно быть озабочено развитием экономического потенциала. Это подразумевает наращивание объема инвестиций в основной капитал на единицу прироста ВВП. Этот показатель в последнее время в России составлял в среднем около 2,5%, в Китае и Индии – больше 4%, а в Бразилии – свыше 7%. При этом в Китае с 1998 года наблюдался процесс дефляции, в 2004 году инфляция составила 4%, а в 2005 году вновь упала до 1,8%, в Индии инфляция держится ниже 4%. Мы видим, что экономическая стратегия, направленная на инвестирование, не препятствует снижению инфляционного потенциала экономики. Инфляция, выраженная в росте цен, поглощающем рост ВВП, – это препятствие на пути экономического развития, которое необходимо нивелировать, сделать безвредным для экономики, то есть не нарушающим систему конкурентного рыночного равновесия. Антиинфляционная политика развитых стран строится не только на снижении индексов абсолютных цен на конечную продукцию, но и на устранении диспропорций относительных цен на факторы производства: цены труда, процентной ставки как цены инвестиционных ресурсов, рентабельности реального сектора как общей отдачи от вложенного капитала и т. п. Ценовые диспропорции нашей экономики приобрели глубинный характер. Сейчас не состоявшаяся пока система конкурентного рыночного равновесия их не в состоянии ликвидировать. Поэтому именно правительство (а не Минфин) должно решать проблемы создания нормальной конкурентной среды для бизнеса. Хозяйствующие субъекты вынуждены изменять свое поведение в условиях инфляции. Их привлекают лишь краткосрочные проекты и быстрые деньги. Почти 70% предприятий «декапитализируются» из-за того, что нецелевым образом используют амортизацию и мало инвестируют в производство. Это не безграмотность бизнеса, а вынужденное поведение в условиях бестолковой промышленной политики. Государство должно создать такие условия конкурентного перераспределения финансов, чтобы они оказались эффективными не только с позиции капитала, но и исходя из интересов всего общества. Несмотря на отдельные точечные мероприятия в области госрегулирования товарного предложения в 2005 году, у правительства нет реальных программ модернизации перспективных секторов экономики, конкурентных промышленных производств. Финансовые инструменты Минфина и ЦБ для борьбы с инфляцией уже исчерпаны. Эффективно эту борьбу может вести только все правительство в целом. Речь уже не может идти о выборе монетарных или немонетарных методов. Объективно правительство стоит перед другой дилеммой: либо бороться с ростом цен за счет интересов экономики, либо позволить экономике развиваться, используя для этого весь арсенал государственных механизмов и инструментов.

С исторической точки зрения трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции впервые встала перед человечеством. Однако, понимая, что инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, можно, утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента. Многие правители древности с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Известно несколько путей решения этой проблемы: ограничение государственных расходов; увеличение налогов, пошлин и тарифов; заем денег внутри страны или за рубежом. В настоящий момент история экономики насчитывает довольно большое количество различных экономических учений, школ и течений: меркантилисты, физиократы, классики и неоклассики, марксистская экономия, институциональная и магистральная экономики, чикагская школа и либерализм, элбрейтевское течение, сторонники теории «экономики предложения», радикальная экономика, вульгарная экономика и многие другие. Представители почти каждого из этих направлений разрабатывали или разрабатывают свои взгляды, зачастую совершенно противоположные, на глобальные экономические проблемы человечества. Существуют, конечно, и их теории относительно инфляции как одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих полноценному экономическому развитию.

Подводя итог, следует сказать, что на сегодняшний момент нет абсолютно правильной и подтвержденной всеми фактами теории инфляционных процессов, которой одной можно руководствоваться, оценивая инфляцию, ее причины и последствия. Каждая из перечисленных теорий имеет как свои сильные, так и слабые стороны. Изучив понятие инфляции и все сопутствующие ему понятия, рассмотрим особенности инфляционных процессов в Российской экономике и в других странах, чтобы выявить, по каким причинам происходят ошибки при снижении уровня инфляции, а также рассмотрим универсальные методы расчета инфляционных показателей и прогнозирования инфляции.

14. Газета «КОММЕРСАНТЪ» № 67/П (№ 3398) от 17.04.2006

 


Глава 2. Инфляция на примере России и других стран


Расчет показателей инфляции

Инфляция как способ финансирования используется государством для погашения своей задолженности разного рода. В этом случае государством просто производится дополнительная денежная эмиссия, которая сразу же идет на оплату долгов или покрытие дефицита государственного бюджета. Но погашение долгов подобным способом производит отрицательный эффект — реальная сумма возвращенного долга вследствие вызванного эмиссией витка инфляции становится меньше, чем должна быть. В связи с изменением стоимости денег во времени из-за инфляции существуют два типа финансовых величин (показателей): номинальные и реальные.

Номинальные показатели — показатели, которые отображаются в будущем без учета стоимости денег во времени, то есть непосредственно в денежных единицах как есть, в масштабе будущего периода. Таким образом, при рассмотрении отрезков времени с номинальными величинами можно сказать, что на каждом отрезке они имеют свой масштаб измерения. Поэтому их сложно сопоставлять. Реальные показатели — показатели, которые отображаются в будущем с учетом стоимости денег во времени, то есть приведенные к масштабу единиц измерения базового периода. Реальные показатели сопоставимы, так как находятся в одном масштабе измерения.

Номинальные величины пересчитываются в реальные путем умножения на коэффициент изменения стоимости денег в рассматриваемом периоде по отношению к базовому. Стоимость денег меняется на индекс уровня инфляции.


Реальная величина = Номинальная величина/Индекс цен Реальная покупательная способность денежной суммы = Номинальная покупательная способность денежной суммы/Индекс цен

Реальный доход = Номинальный доход/Индекс цен

 

Для того чтобы видеть скорость изменения цен и соизмерить реальную покупательную способность денежной единицы, рассчитывают индекс цен:

Индекс цен расчетного года = Сумма стоимости набора товаров расчетного года/Сумма стоимости набора товаров базового года

 

Индекс цен также называют уровнем цен. Индекс — величина относительная и рассчитывается для расчетного времени по отношению к базовому времени. Индекс цен рассчитывается для определенного стандартного набора товаров (рыночной корзины), одинакового для расчетного и базового времени.

Зная индексы цен, можно рассчитать уровень или темп инфляции. Обычно рассчитывают годовой темп инфляции:

Годовой уровень инфляции = (Индекс цен текущего года - Индекс цен прошлого года)/Индекс цен текущего года

 

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Приблизительное количество лет, необходимых для освоения темпов инфляции = 70/темп ежегодного увеличения уровня цен (%)


Существует несколько индексов цен:

1) Индекс потребительских цен – первый из них. Он измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров (по 70 наименованиям) в различных городах (132 города). Индекс потребительских цен (ИПЦ) дает нам неплохое представление о росте цен, но и у него свои проблемы. Допустим, что абстрактный автомобиль сегодня стоит в 40 раз больше, чем двадцать лет назад - получается, инфляция была очень и очень ощутимой. На самом деле, мы знаем, что качество товара здорово изменилось – а вот ИПЦ об этом забывает. Да, сегодняшние машины сильно дороже, но двадцать лет назад набор качеств, присущий средней машине, выпущенной в 2006-2007 году, нельзя было купить ни за какие деньги. Это один из каналов, посредством которых ИПЦ завышает инфляцию. Кроме того, потребительская корзина пересматривается довольно редко – слишком трудоемкое это занятие. В результате, ИПЦ упускает из поля своего зрения и изменения в структуре нашего потребления: если мы едим яблоки и груши, и вполне можем заменять одни другими, а цены на последние вдруг взлетают, было бы абсурдно предполагать, что мы не переключимся на яблоки. Тем не менее, ИПЦ поступает именно так, приписывая нам потребление тех товары, которые мы уже давно не покупаем. Опять таки, показатель инфляции оказывается завышен.

2) Индекс розничных цен – набор из 25 важнейших видов продуктов питания;

3) Индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;

4) Индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

Выделяют и другие, менее известные индексы цен:

- Индекс оптовых цен производителя;

- Дефлятор валового национального продукта (ВНП), т. е. отношение номинального ВНП к реальному, или показатель падения реального ВНП, накручивания денежного вала (этот индекс более универсален по сравнению с индексом потребительских цен, ибо измеряет рост не только потребительских, но и всех других цен). В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

2.3 Особенности инфляции в России. Явление инфляции на примере других стран. Прогнозы

 

Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение «цена – заработная плата», перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Исторически инфляция в экономике России возникла еще в 50-х – начале 60-х годов и связана с резким падением эффективности общественного производства. Однако она носила скрытый характер и проявлялась в товарном дефиците и значительном разрыве в ценах: низких на конечную продукцию и высоких на все виды сырья. Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высокая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности. Цены в России в течение последних десятилетия повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.

Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей. Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму. 1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз. В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре. В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стала критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными. Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов. Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операций помогла компенсировать убытки. В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен – 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - в 1994 и 130% - в 1995 году. Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре. Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую. Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономика страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 годы цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году – на 12%, а в 1994 году – на 15%

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 году – на 12%, а в 1994 году – на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция все равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции? Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: «Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной – инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой – это чисто монетарное явление» 15. В соответствии с монетарным подходом инфляция – это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции – снижению уровня цен. Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней. Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег – с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года – падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%

Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает. Интенсивная денежная эмиссия апреля – августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью – зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале – мае 1995 г. и летом до 5%. Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов. На примере бывших социалистических стран можно увидеть, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции.

Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами – Армении, Грузии, Азербайджане, Украине – наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах – Белоруссии, Казахстане – незначительные размеры бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции. Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников. В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП. Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале – июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 11%, то за аналогичный период 1995 года – лишь на 11%.

Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен. В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года. Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику, что связано, прежде всего, с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики:

- соблюдение жестких денежных ограничений;

- меры по стабилизации валютного курса;

- отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг;

- принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей – естественных монополистов.

Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Однако, несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из-за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе.

Рассмотрев исторические предпосылки возникновения и развития инфляции в России, вернемся к нашим дням 16. В феврале 2006 г. темп инфляции на потребительском рынке составил 1,7%, превысив аналогичный показатель прошлого года (1,2%) вследствие значительного повышения цен на ряд продовольственных товаров (сахар, соль, плодоовощная продукция) из-за дефицита этих товаров на рынке. За январь-февраль 2006 г. инфляция составила 4,1%, что несколько выше, чем за соответствующий период прошлого года (3,9 процента). С начала года темпы роста цен на продовольственные товары опережали темпы инфляции, и за два месяца прирост цен составил 5% (в том числе в феврале – 3%), что в 1,8 раза выше аналогичного прошлогоднего показателя (2,8 процента). Увеличение темпов инфляции в январе-феврале 2006 г. также связано с ростом административных тарифов, присущему началу года. При этом повышение данных тарифов в текущем году было существенно меньшим, чем годом ранее. Регулируемые тарифы на услуги ЖКХ за два первых месяца 2006 г. в среднем по России увеличились на 15% (за январь-февраль 2005 г. – на 24,1 процента). Сравнительная динамика цен в отдельных сегментах потребительского рынка.

 

 


На непродовольственные товары в начале текущего года по-прежнему сохранялись низкие темпы роста цен – за январь-февраль 2006 г. прирост цен составил 0,9% (годом ранее – 0,7%). Вклад в инфляцию за январь-февраль 2006 г. повышения цен на продовольственные товары составил 2,1 п.п. (в январе-феврале 2005 г. – 1,2 п.п.), на непродовольственные товары – 0,3 п.п., вклад повышения тарифов на платные услуги населению – 1,7 п.п. (2,4 процентных пункта). Вклад в инфляцию отдельных групп товаров и услуг.

 

 

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) с исключением сезонных и административных факторов в феврале 2006 г. повысился до 1,2% (в 2005 году ежемесячный прирост БИПЦ не превышал 0,9%) из-за повышения спроса населения на продовольственные товары. За январь-февраль 2006 г. БИПЦ составил 2% (за соответствующий период 2005 года – 1,6 процента). В отдельных секторах потребительского рынка динамика цен была следующей: прирост цен на продовольственные товары в январе 2006 г. ускорился до 2%, в феврале – до 3% (в ноябре и декабре 2005 г. прирост цен составлял 0,9% и 1,1%, соответственно). На плодоовощную продукцию за январь-февраль 2006 г. цены выросли на 25,3%. Это самый высокий показатель за последние четыре года (который год от года увеличивается). В текущем году на столь высокий рост цен повлияло ухудшение погодных условий в январе-феврале, в связи с чем возросли затраты на транспортировку и хранение плодоовощной продукции, а также сокращение поставок по импорту. Рынок реализации плодоовощной продукции достаточно монополизирован внутри регионов, что также ведет к росту цен. Цены на сахар с начала года выросли на 44,2% из-за значительного повышения цен на импортный сахар-сырец, начавший поступать в производство в начале года. Рост цен на сахар-сырец на мировом рынке начался с июля 2005 года и составил около 60%. В 2005 году потребительские цены на сахар в среднем практически оставались неизменными.

В феврале 2006 г. был отмечен всплеск роста цен на соль (на 73,1%), вызванный ажиотажным спросом. По предварительным данным, за период 1-13 марта цены снизились на 9,1 процента. Прирост цен на мясо в январе-феврале 2006 г. составил 3%, замедлившись против аналогичного периода прошлого года (6,6%), в связи с ростом поставок по импорту и снижением спроса населения из-за высоких цен. Также замедлился рост цен на мясные продукты: на колбасные изделия и копчености прирост цен составил 1,3% против 2% за январь-февраль 2005 г., на консервы мясные – 1,4% против 2,4 процента. В начале текущего года продолжало дешеветь мясо птицы (за два месяца – снижение цен на 3,9%), начавшееся в ноябре 2005 года, благодаря значительному росту производства (в 2005 г. – на 17,7%, в 2004 г. – на 17,6%), а также росту поставок по импорту. Динамика цен на отдельные виды потребительских товаров.

Темпы прироста цен на хлебную группу товаров за январь-февраль 2006 г. повысились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года из-за роста затрат на производство: цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 2,1% (0,9%), крупу и бобовые – на 2,4% (снижение на 0,7%), муку – на 1,8% (снижение на 0,7%), макаронные изделия – 0,9% (1,1%). За январь-февраль 2006 г. прирост цен производителей на продукцию мукомольно-крупяной промышленности составил 7,1% (за 2005 год – снижение на 21,3%), что связано с высокими рисками относительно роста цен на зерно урожая 2006 года. Динамика потребительских цен на основные виды продовольственных товаров.

 

 

 


За январь-февраль 2006 г. снизились темпы роста цен по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на рыбу и морепродукты (прирост 2,2% против 3,9%), сыр (1,6% против 4,8%), маргарин и маргариновую продукцию (0,9% против 1,5%), майонез (1% против 1,3%). На масло подсолнечное цены с начала текущего года оставались неизменными (годом ранее – прирост на 1,3%). В начале текущего года продолжилось снижение цен на яйца – за два месяца на 0,4% (за весь 2005 г. – на 13,9%). Темпы прироста цен на непродовольственные товары в январе-феврале 2006 г. были невысокими (0,9%). Умеренная динамика цен на непродовольственные товары является следствием продолжающегося укрепления курса рубля и высокой насыщенности рынка импортной продукцией. За январь-февраль 2006 г. потребительские цены на автомобильный бензин выросли на 1,4% (за январь-февраль 2005 г. – снижение на 1,9%), дизельное топливо – на 3,9%.





Методы борьбы с инфляцией

Сбивать темпы инфляции – значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию, К первоочередным мерам относятся следующие:

1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности.

а) установление порядка выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых покупателей. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России, рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг, ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономики. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора.

7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.

Методы борьбы с инфляцией подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование цен;

3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Косвенные методы включают:

1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного и счетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;

3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Государственные системы антиинфляционных мер разных стран: Отдельное предприятие, конкретный бизнес не может бороться с инфляцией. Подобная борьба под стать только государству. В случае отдельного бизнесмена борьба с инфляцией выглядит как «сражение с ветряными мельницами». Следовательно, борьба с инфляцией есть задача макроэкономическая. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптационных государственных мер (индексация доходов, контроль роста цен и проч.). Итак, либо пассивная адаптация к росту цен через индексацию доходов населения, или активная стратегия ликвидации инфляции в ходе спада деловой активности и усиления безработицы. Каждый из отмеченных путей имеет множество вариантов. Начнем с адаптационной политики. На частном уровне индексация доходов осуществляется через коллективный договор профсоюза с ассоциацией предпринимателей или с отдельным предпринимателем. Рост заработка ставится в зависимость от роста инфляции. Так, в США 60% трудовых контрактов конкретно и многовариантно оговаривают рост заработка в зависимости от темпа инфляции. В Европе механизм антиинфляционной защищенности распространен еще больше. Государственное вмешательство и контроль за индексацией гораздо сильнее. Индексация же доходов людей с фиксированной оплатой труда имеет целью не ухудшить их положение в сравнении с занятыми в частном секторе. В случае резких, неожиданных скачков цен, все надлежащие коэффициенты индексации приходится чаще и быстрее пересматривать. Даже при очень высокой (активной) адаптационной «расторопности» правительства отставание индексации от фактического роста цен неизбежно. Политика доходов – одно из направлений адаптационной антиинфляционной борьбы. История знает много ее подвариантов. В 60-70-х гг. нашего века в Англии и других странах внедрялась политика «стоп-вперед», оказавшаяся неэффективной в плане снижения инфляции. Сдерживание цен покупалось ценою снижения производительности и жизненного уровня населения. Другая политика – контроль соотношения цен и окладов (Скандинавские страны, Нидерланды и др.). Хотя в краткосрочном плане кое-что получается (Финляндия – 1967-1971 гг., США – 1951-1952 гг.), но долгосрочно и эта политика не приживается. Следующий вариант – государственные рекомендательные ориентиры установления цен и заработной платы. Пример – правление Кеннеди и Картера в США. Этого тоже не хватает надолго. Наиболее радикальный и пока еще популярный вариант – минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил, усиленная антимонопольными мерами. Подобная политика есть своеобразный возврат к «невидимой руке» А. Смита. К сожалению, ни один из перечисленных видов политики доходов не является идеальным. Экономисты с мировым именем признают: к концу 80-х гг. не был найден ни один вид такой политики, позволяющий динамично сочетать умеренный рост цен и невысокую безработицу. Поиск новых вариантов продолжается: в США весьма популярна идея выборочного государственного налогового поощрения тех фирм и профсоюзов, которые медленнее других повышают цену товаров и рабочей силы на добровольной основе. Преимущества подобного подхода в том, что в случае его малой эффективности органы госуправления (центральные и местные) ничего не теряют. В основе большинства вариантов стратегии активной борьбы с инфляцией лежит, по преимуществу, так называемая «компромиссная теория инфляции», в соответствии с которой рост безработицы и рост инфляции взаимообратны. Это означает, что для снижения темпов инфляции надо увеличивать количество безработных.

В связи с популярностью, «естественностью» стихийного рыночного механизма применяется обеспечение так называемого естественного уровня безработицы. Естественный уровень безработицы – тот, при котором динамично уравновешиваются факторы, влияющие на изменения заработной платы и цен. При нем достигается умеренная взаимная стабильность и цен, и заработной платы. Естественным такой уровень можно назвать еще и потому, что он достигается через естественный для рынка механизм адаптации спроса к предложению: в случае экономического спада безработица увеличивается сверх естественного уровня и инфляция спадает. Таким образом, в долгосрочном плане стабильный, умеренный рост инфляции возможен только после достижения естественного уровня занятости. Последний определяется эмпирически. К сожалению, во временном аспекте не ясно, сколько лет необходимо экономике для адаптации к различного рода экономическим потрясениям для достижения естественного уровня занятости. При этом не забудем и о пределах терпимости населения к экономическим неурядицам.

Для сдерживания инфляции практически во всех странах требуется все больше и больше увольнять, т. е. повышать естественный уровень безработицы. Так, за последние 20 лет, этот уровень возрос для США, например, с 4 до 7% трудоспособного населения. Зададимся вопросом: какую цену заплатит наше общество за снижение уровня инфляции? Количественные оценки таковы: для снижения инфляции на 1% безработица должна в течение года быть на 2% выше своего естественного уровня. По закону Оукена это означает снижение реального ВНП на 4% ниже потенциального. Так, для США в 1985 г. подобная потеря продукта составила 160 млрд. долл. Для России проблема необходимости платить безработицей и недопроизводством за снижение инфляции стоит особенно остро. В любом случае, никто еще не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге больше дефицитного конечного продукта. Способы управления инфляцией неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в индустриально развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).

2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания». Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода. Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на быстрое укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к России (на начальном этапе экономической реформы) можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2. Ценовые перекосы и диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3. Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и финансовые.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается, бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов. Отмеченные выше особенности напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности применения некоторых стандартных рецептов сдерживания инфляции. Это сложившаяся в стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, скажем, по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции. Преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достаточно глубоко изучив тему инфляции на примере России, я пришла к выводу, что на сегодняшнем этапе развития российской рыночной экономики инфляция все-таки является достаточно актуальным и болезненным процессом, негативно воздействующим на финансы, денежную и экономическую систему в целом.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие, как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако копирование действий других стран, пусть даже и успешно вышедших из инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям. Поэтому при формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать уникальные особенности экономики государства:

1. Монопольный ее характер.

2. Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны и сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

3. Неконвертируемость рубля и вытеснение его на внутреннем рынке страны были сильными валютами.

4. Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной инфляции.

5. Слабость спирали «зарплата – цены» и огромная роль спирали «цены сырья - общий уровень цен».

Оптимальным вариантом для успешного развития экономики является невысокая и стабильная инфляция. Реально Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и, в значительной степени, определяющей обстановку во всем мире.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативно-правовые акты.

1. Конституция Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.

3. Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральной Банке Российской Федерации (Банке России)».

4. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2007 году».

6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145-ФЗ

7. «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 г.», руководство Центрального Банка РФ от 30.10.2006 г.

II. Издания одного, двух и более авторов.

8. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебное пособие / Под редакцией Колпаковой Г.М. – М.: «Финансы и статистика», 2004. – 496 с.

9. Финансы, деньги, кредит и банки. Учебное пособие / Под редакцией Леонтьева В.Е. – СПб.: «ИВЭСЭП», 2002. – 384 с.

10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник / Под редакцией Поляка Г.Б., Дробозиной Л.А. – М.: «ЮНИТИ», 2002. – 512 с.

11. Финансы и кредит. Учебное пособие / Под редакцией Ковалевой А.М. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – 512 с.

12. Финансы. Учебник / Под редакцией Поляка Г.Б. – М.: «ЮНИТИ», 2003. – 607 с.

13. Формирование финансовой системы в рыночной экономике и переходной экономике / Сергиенко Я. – М.: «Финстатинформ», 2002. – 168 с.

14. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник, 16-е изд. / С. Брю, Макконелл К.Р. – М.: «Инфра-М», 2006. – 940 с.

15. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет / Королев И.С. – М.: «Юристъ», 2003. – 604 с.

III. Информационные и поисковые порталы в Интернете.

16. http://yas.yuna.ru/ - Информационный портал Ассистент-Словарь Проф

17. Поисковая электронная система Yandex, http://www.yandex.ru/

IV.Тематические порталы, архивы статей из электронных газет и журналов

18. http://inflacia.net/

19. http://www.banki66.ru/information/inflation

20. www.cbr.ru

21. www.micex.ru

22. www.rts.ru

23. www.consultant.ru

24. www.yourmoney.ru

25. www.klerk.ru

26. www.izvestia.ru/economic

27. www.quote.ru

28. www.vremya.ru

29. http://lenta.ru/news/2006

30. http://finance.tden.ru

31. www.kommersant.ru

32. www.vneshmarket.ru

33. www.rupor.info.ru

34. http://prognoz.org/article/prognoz-inflyatsii-2007

V. Методические пособия.

35. Методические указания по выполнению дипломной (выпускной квалификационной) работы по специальности «Финансы и кредит» (Методическое пособие / Проф. Н.В. Постовой, проф. Л.М. Гужавина – М.: Типография «Атомполиграфсервис», 2003. – 30 с.

36. Экономическая теория (Элементарный курс) / Проф. Бартенев С.А. – М.: «Юристъ», 2002. – 303 с.

37. Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие / Под редакцией Николаевой И.П. – М.: «Кнорус», 2005. – 192 с.

38. Экономическая теория для студентов вузов / Пузиков О.С. – Изд.3-е. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 191 с.

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

При Правительстве г. Москвы

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Тема: «Инфляция: причины, последствия, методы преодоления (на примере России и других стран)»

 

Москва

2007



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Глава 1. Теория инфляции

1.1 Понятие инфляции. Виды инфляции

1.2 Причины происхождения инфляции и ее последствия

1.3 Теории и мнения

Глава 2. Инфляция на примере России и других стран

2.1 Механизмы и источники инфляции в России

2.2 Расчет показателей инфляции

2.3 Особенности инфляции в России. Явление инфляции на примере других стран. Прогнозы

Глава 3. Методы борьбы с инфляцией, выводы и предложения

3.1 Методы борьбы с инфляцией

3.2 Антиинфляционная политика в России

3.3 Анализ допущенных ошибок, выводы, рекомендации

Заключение

Список используемой литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы. В последнее время, а если точнее – с конца 90-го года, понятие «Инфляция» достаточно плотно вошло в сознание российских экономистов, финансистов и предпринимателей. Сейчас уже очень сложно найти в России человека, который хотя бы приблизительно не знал бы, что такое «инфляция» и чем она грозит государству, экономике, предпринимателям и обыкновенным гражданам.

Однако еще сравнительно недавно официальной советской наукой доказывалось, что существование инфляции при социалистическом строе, плановой экономике и государственном распределении произведенных товаров невозможно в принципе. А уж если она и существует, то в самых незначительных и незаметных формах.

В наше время, когда принципы гласности и доступности информации упрочили свое положение в обществе, широкие слои населения должны знать об инфляции достаточно, но, несмотря на обилие не всегда достоверной информации в СМИ на эту тему, знание населения о ней поверхностно и недостаточно.

Переход российской экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики. Как показывает опыт России, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен и усилением действия инфляционных факторов.

Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рыночной экономике, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Однако если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов, то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Необходимость объективной оценки результатов деятельности государственной антиинфляционной политики и выявление ошибочных действий в попытках снижения уровня инфляции в России определяет актуальность темы и выбор направления дипломной работы.

Целью дипломной работы является подробное изучение понятия инфляции и всех сопутствующих ему понятий, рассмотрение особенностей инфляционных процессов в Российской экономике, выявление ошибочных действий при снижении уровня инфляции в России, разработка предложений и рекомендаций по наиболее безопасному снижению уровня инфляции (с использованием примеров инфляционной политики других стран).

Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:

· исследовать историю появления инфляции;

· исследовать природу и свойства инфляционных процессов, уточнить их понятия, дать сравнительную характеристику их видам;

· рассмотреть систему инфляционных показателей и факторов, обуславливающих те или иные последствия для экономики страны, классифицировать и раскрыть их взаимовлияние;

· определить воздействие инфляции на рыночную экономику страны;

· изучить деятельность государственных органов по обеспечению стабильного и снижающегося уровня инфляции;

· выявить основные причины, обуславливающие рост инфляции в стране;

· определить направления развития антиинфляционной политики в России.

Объектом исследования дипломной работы являются инфляционные процессы в России, степень их влияния на денежную систему и доходы населения, а также роль инфляции в современной рыночной экономике.

Предметом дипломной работы являются результаты инфляционных процессов в стране, особенности и методология их оценки, факторы, воздействующие на величину инфляции, меры по борьбе с ее последствиями.

Теоретико-методологической основой дипломной работы являются труды зарубежных и отечественных экономистов и финансистов, раскрывающие различные аспекты инфляционных процессов в разных странах мира, учебные пособия по экономической теории, а также теоретические и расчетные данные, взятые из информационных и периодических изданий (газеты, журналы, тематические порталы в Интернете).

инфляция экономика обесценивание деньги



ГЛАВА 1. Теория инфляции

Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.