Глава 3. Проблемы и пути совершенствования обращения корпоративных облигаций в России.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций.

Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство. Одним из основных недостатков законодательства является то, что правовые акты (основные – ФЗ “О рынке ценных бумаг” и “Cтандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”) не делают различий между такими видами ценных бумаг, как акции и облигации.

1.Прежде всего, следует сказать о нерациональности налогообложения корпоративных облигаций. Это связано с существованием налога на операции с ценными бумагами, установленного в размере 0,8% от номинальной суммы эмиссии и уплачиваемого эмитентом одновременно при регистрации эмиссии за счет чистой прибыли.

Данный налог не несет в себе, по крайней мере, три отрицательных момента:

§ Во-первых, само существование налога, да еще уплачиваемого за счет чистой прибыли, сравнимо с наказанием предприятия, привлекающего инвестиции в реальный сектор экономики;

§ Во-вторых, возникает дискриминация корпоративных облигаций относительно облигаций федерального правительства, т.е. облигации предприятий заранее ставятся в неравные условия;

§ В-третьих, в сложившейся ситуации среди потенциальных инвесторов наиболее привлекательны бумаги с короткими сроками обращения. Однако для эмитента регулярный выпуск “коротких” облигаций излишне дорог, так как требует регулярной уплаты налога на операции с ценными бумагами.

 

2.Действующие акты ФКЦБ России не позволяют начинать вторичное обращение облигаций ранее регистрации отчета о выпуске ценных бумаг. Это в свою очередь не дает российским эмитентам возможности оперативного управления долгом за счет постепенного размещения облигаций отдельными траншами, поскольку сначала должны быть размещены все транши облигаций одного выпуска и лишь затем может начаться их вторичное обращение.

3.Размещение корпоративных облигаций затрудняется требованием о необходимости продажи ценных бумаг одного выпуска по единой цене в течение одного дня. В реальности это не позволяет эмитентам реализовывать облигации путем проведения аукциона, аналогичного ГКО/ОФЗ, т.е. когда все поданные заявки с ценой приобретения облигаций (не ниже устанавливаемой эмитентом минимальной “цены отсечения”) удовлетворяются путем совершения сделок купли/продажи. Вместо этого нужно сначала либо договариваться с потенциальными инвесторами о ценах размещения облигаций, либо продавать их на аукционе по единой цене, что также увеличивает стоимость заимствования.

4. Как известно, в российской практике бухгалтерского учета выплачивыемые эмитентам проценты по облигациям не относятся к составу затрат, включаемых в себестоимость, и выплачиваются из чистой прибыли, что резко снижает эффективность займа. Необходимо подчеркнуть, что такой порядок не соответствует международным стандартам бухгалтерского учета, согласно которым проценты по облигациям и кредитам должны удерживаться из прибыли до налогообложения.

Только с выходом Постановления Правительства РФ от 26 июня 1999 г. №696 стало возможным отнесение процентов по облигациям, выплачиваемых эмитентам, на себестоимость. Однако такой порядок действует только в отношении облигаций, обращение которых осуществляется через организаторов торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию ФКЦБ России. Это обстоятельство существенно ограничивает круг возможных эмитентов: при невозможности и/или нецелесообразности выведения облигаций для обращения через организаторов торговли эффективность эмиссии облигаций по-прежнему будет невысокой.

5.Еще одна проблема состоит в том, что в отношении облигаций установлен ряд законодательных требований, также в известной степени ограничивающих их выпуск. Так, в соответствии с ГК РФ и ФЗ “Об акционерных обществах” при выпуске облигаций эмитентом в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие формальные условия:

§ номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества, либо величину обеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для целей выпуска;

§ выпуск облигаций допусакется после полной оплаты уставного капитала;

§ выпуск облигаций без обеспечения допускается на третьем году существования общества при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества;

§ общество также не вправе размещать облигации, конвертируемые в акции общества, если количество объявленных акций общества меньше количества акций, право на приобретение которых предоставляют облигации.

Но по моему мнению, на начальных этапах развития рынка корпоративных облигаций представляется более логичным и даже совершенно необходимым в интересах защиты прав инвесторов (в т.ч. населения) существование предусмотреныых действующим законодательством РФ ограничений в части сроков и объемов эмиссии.

Необходимым условием развития рынка корпоративных облигаций является создание активного вторичного рынка: он мог бы разрешить конфликт интересов, изначально заложенный в природу корпоративных облигаций. Конечно же, эмитент заинтересован в выпуске “длинных бумаг”: это удобнее для реализации крупных проектов, обеспечение гарантии выплат. А так же с точки зрения налогообложения инвесторам менее рискованными прелставляются “короткие вложения”. На вторичном рынке они могут покупать корпоративные облигации на любой срок.

Реальные предпосылки для развития активного вторичного рынка корпоративных облигаций есть пока только в Москве. Качественное обслуживание облигационных займов в регионах представляется проблематичным как из-за неразвитости инфраструктуры, так и из-за низкой ликвидности бумаг местных эмитентов.

Повышение ликвидности в отношении корпоративных облигаций зависит от степени “прозрачности” хозяйственной деятельности и финансового положения эмитентов.

Одним из вариантов повышения “кредитной репутации” в глазах иностранных инвесторов может стать выпуск российскими компаниями долговых обязятельств, зарегистрированных в качестве иностранных ценных бумаг их дочерних предприятий за пределами России и обеспеченных российскими актиавми, находящимся в такой юрисдикции, где они могут быть востребованными судом в пользу держателей облигаций.

Первоначальным заемщиком при этом выступает российский эмитент, кредиторами – иностранные инвесторы. Привлечение средств осуществляется через зарубежный фондовый рынок. По мере закрепления “кредитной репутации” рынок облигаций данного эмитента может быть параллельно запущен и в России, а затем и полностью возвращен сюда.

В нынешних условиях является неизбежностью формирование рынка краткосрочных корпоративных облигаций.

Этот вид ценных бумаг позволит переориентироавть финансовый рынок на нужды реального сектора экономики и направить необходимые ресурсы на поплнение оборотных средств предприятий. Кроме того , выпуск данных облигаций изменит структуру источников финансирования оборотных средств предприятий. Будет способствовать снижению доли неплатежей, взаиморасчетов и бартера.

Краткосрочные корпоративные облигации – это, конечно же не панацея от всех “экономических болезней”, но и втоже время они, яаляясь стандартными эмиссионными ценными бумагами, позволяют задействовать сложившуюся инфраструктуру фондового рынка при условии их незначительной корректировки. Вместе стем именно этот фондовый инструмент является наименее рискованным среди корпоративных ценных бумаг по сравнению с акциями и долгосрочными корпоративными облигациями, что (по идее) позволяет их эмитентам привлекать более “дешевые” заемные средства, чем при эмиссии указанных финансовых инструментов.

За счет эффекта секьюритизации долговых обязательств и обеспечения доступа через финансовый рынок к самому широкому кругу кредиторов корпоративные облигации позволяют компаниям привлекать более дешевые заемные средства, чем при обращении за банковскими кредитами.

Интересное решение проблемы, касающейся выпуска “коротких” облигаций, было найдено в сфере банковских облигаций, что может быть использовано и при выпуске корпоративных облигаций.
В период 22-24 мая 2000 г. на ММВБ состоялось размещение первого выпуска двухлетних рублевых дисконтных облигаций Внешторгбанка. Особенность данных облигаций заключается в том, что по своей сути они являются краткосрочными: в день размещения облигаций (22 мая) Внешторгбанк опубликовал безотзывную оферту, в которой банк обязался выкупить через три месяца (22 августа) свои облигации у любого держателя их по цене, указанной в оферте. В данном случае это 76% от номинала.
По истечении трех месяцев эмитент осуществляет выкуп своих облигаций по заявленной цене и одновременно осуществляет их реализацию, предварительно опубликовав новую безотзывную оферту о выкупе через три месяца по определенной цене, и т.д. При этом инвестор в зависимости от ситуации может акцептовать оферту, а может и оставить облигации на следующие три месяца.

 

 

Результатом этого является:

 во-первых, то, что инвесторы получают на руки краткосрочный финансовый инструмент, который можно продать минимум через три месяца по фиксированной цене, т.е. заранее можно спланировать доходность;

а во-вторых, эмитент не несет затраты, связанные с выплатой раз в квартал налога на операции с ценными бумагами.

Выгода, как видно, есть для обеих сторон.

 В целях развития рынка корпоративных облигаций необходимо шире использовать опыт организации рынка ГКО/ОФЗ, созданного в 1993 г., а именно опыт размещения, обращения и погашения стандартизированных бездокументарных финансовых инструментов через организованный рынок, который характеризуется наличием эффективной и надежной торговой и расчетной систем, обеспечивающих расчеты по сделкам на условии “поставка против платежа”.

Нормативные правовые акты ФКЦБ России должны предусматривать возможность выпуска компаниями ГКО-образных корпоративных облигаций с предельно стандартизированными условиями выпуска. Например, такие облигации могли бы выпускаться в виде бездокументарных ценных бумаг с обязательной централизованной формой хранения глобального сертификата, унифицированными сроками обращения, порядком размещения и погашения преимущественно через лицензируемых организаторов торговли. Это позволило бы свести к минимуму трансакционные издержки и риск всех участников.

Использование инфраструктурных организаций для размещения таких выпусков ценных бумаг обойдется эмитенту максимум в 0,1-0,2% от суммы выпуска ценных бумаг. Это значительно меньшая величина по сравнению с теми затратами, которые эмитент понесет, например, при обращении за банковским кредитом.

Заметим, что унификация условий выпуска корпоративных облигаций позволила бы предельно сократить затраты, а значит, и сроки на рассмотрение и утверждение указанных документов в регулирующих органах без ущерба для дела защиты прав инвесторов.

Необходимо также проработать вопрос об уточнении банковских нормативов, предусмотрев в них менее жесткие требования по отношению к вложениям банков в корпоративные облигации.

Серьезное направление совершенствования рынка корпоративных облигаций - организация работы с эмитентами, прежде всего в направлении создания автоматизированных систем управления денежной наличностью, используемых для обеспечения ликвидности выпускаемых ими облигаций.
   Таким образом, проблема формирования и развития рынка корпоративных облигаций является весьма многогранной и затрагивает интересы всех участников рынка. Для того чтобы рынок корпоративных облигаций оправдал возлагаемые на него надежды, необходимо реализовать комплексные меры по совершенствованию действующего законодательства, формированию механизма организованного рынка корпоративных облигаций, организации работы с эмитентами и другими участниками рынка ценных бумаг.




Заключение

Рассмотрев задачи, поставленные вначале данной исследовательской работы и проведя соответствующий анализ, можно сделать следующие выводы по рассмотренной мною теме.

В 1999 – 2000 годах в России началось формирование нового сегмента финансового рынка - рынка корпоративных облигаций. Не смотря на определенные препятствия, его развитие идет быстрыми темпами: к настоящему времени в обращении находятся 36 выпусков облигаций совокупным объемом порядка 37 млрд. рублей.

Облигацией (согласно Ч.2 ст.816 ГК) признается ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя на получение от лица, выпустившего облигацию, в предусмотренный ею срок, номинальной стоимости облигации или имущественного эквивалента.

Облигации, выпущенные акционерными обществами, называются корпоративными облигациями.

Главное достоинство облигации состоит в том, что она является наиболее действенным и эффективным инструментом, позволяющим, не перераспределяя собственность, аккумулировать средства инвесторов и обеспечить предприятиям доступ на рынок капиталов.

Как и любая ценная бумага, облигация продается и покупается на организованном рынке – рынке ценных бумаг. Он является важной составной частью как денежного потока, так и рынка капиталов, который в свою очередь составляет финансовый рынок. Корпоративные облигации, обращающиеся на российском рынке, условно можно разделить на три основные группы:

§ среднесрочные валютно-индексированные облигации (срок обращения 2-5 лет);

§ краткосрочные (3-9- месяцев);

§ небольшие займы региональных компаний, предусматривающие плавющую ставку процента, обычно привязанную к ставке рефинансирования Центрального Банка России или ставакм по депозитным счетам Сбербанка РФ.

Одним из важнейших событий 1999 г. для российского фондового рынка стало появление нового финансового инструмента - корпоративных облигаций. Так, в конце лета прошлого года, состоялось размещение облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ”. Весь объем эмиссии - 3 млрд. руб. был выкуплен по номинальной стоимости 1тыс. руб..

Как показывает зарубежная практика, акционерное общество не может самостоятельно решать весь комплекс вопросов, связанных с выпуском и обращением своих ценных бумаг. Подготовить и правильно организовать размещение выпуска ценных бумаг, а затем обеспечивать поддержание их ликвидности на вторичном рынке может только профессиональный участник рынка ценных бумаг, специализирующийся на проведении операций на фондовом рынке. Участие профессионалов фондового рынка в первичном размещении выпусков ценных бумаг связано с процедурой андеррайтинга.
В качестве андеррайтера (организатора размещения) облигаций ОАО “ЛУКОЙЛ” выступила инвестиционная компания ООО “ЛУКОЙЛ-резерв-инвест”. Компания, которой впервые предложено осуществить выпуск ценных бумаг, должна четко осознавать, что размещение ценных бумаг - достаточно длительный и сложный процесс, состоящий из большого количества взаимосвязанных событий, мероприятий и ограничений. Успех предстоящей эмиссии ценных бумаг во многом зависит от того, как она подготовлена. Осуществление эмиссии должно основываться на четком понимании целей и детальной проработке финансируемых с ее помощью проектов. Основополагающим этапом размещения ценных бумаг, на котором осуществляется формирование концепции выпуска ценных бумаг (основных параметров, юридической базы и технологии), является разработка проспекта эмиссии. На последующих этапах происходит практическая реализация всех положений, изложенных в проспекте. В данном документе должны быть четко определены следующие понятия: основные характеристики выпуска облигаций, финансовые аспекты выпуска облигаций, права держателей облигаций, случаи досрочного погашения облигаций, способ, срок и порядок размещения облигаций, механизм определения цены размещения, условия и порядок оплаты облигаций, порядок хранения и учета прав на облигации, порядок погашения облигаций и выплаты процента, порядок налогообложения доходов по облигациям.

Период открытого маркетинга является одним из наиболее стратегически важных этапов эмиссии ценных бумаг. По результатам данного периода происходит согласование и определение следующих главных параметров размещения:

§ основной круг инвесторов;

§ цена размещения ценных бумаг (их доходность);

§ объем “потенциально размещенных ценных бумаг”.

На сегодняшний день рынок корпоративных облигаций не является в России столь развитым, как рынок векселей или акций. Основной объективной причиной, тормозящей развитие рынка корпоративных облигации, является ныне действующее российское законодательство.

Необходимым условием развития рынка корпоративных облигаций является создание активного вторичного рынка. Повышение ликвидности в отношении корпоративных облигаций зависит от степени “прозрачности” хозяйственной деятельности и финансового положения эмитентов.

В нынешних условиях является неизбежностью формирование рынка краткосрочных корпоративных облигаций.

Этот вид ценных бумаг позволит переориентироавть финансовый рынок на нужды реального сектора экономики и направить необходимые ресурсы на поплнение оборотных средств предприятий.

 В целях развития рынка корпоративных облигаций необходимо шире использовать опыт организации рынка ГКО/ОФЗ, созданного в 1993 г., а именно опыт размещения, обращения и погашения стандартизированных


Список использованной литературы :

1. Федеральный закон №39-ФЗ от 22 апреля 1996г. «О рынке ценных бумаг».

2. Федеральный закон об инвестиционных фондах N 156-ФЗ от 29 ноября 2001г.

3. Федеральный Закон РФ от 26.12.1995г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

4. Максимов М. Комментарии юриста о ПИФах (Части 1 и 2) // Валютный спекулянт (Москва). - 17.06.2002. - C. 28-30. 29.07.2002.

5. Черкасов Д. Курс молодого инвестора // Компания. - 2003. - N 2 (10 февраля).

6. Статьи из газеты коммерсант за 2004-2005 г.

7. Басов А. И., Галанов В. А. Рынок ценных бумаг.- М., 2002г.

8. Гитман Лоренс Дж., Джонк Майкл Д. Основы инвестирования.- М., 2001г.

9. Дуглас, Ливингстон. Анализ рисков операций с облигациями на рынке ценных бумаг.- М., 2003г.

10. Капитан М.Е. Кто есть кто на рынке коллективных инвестиций // М.: Альпина Паблишер, 2003. - 208 с.

11. Новиков А.В. Фондовый рынок как механизм привлечения инвестиций.- Новосибирск, 2000г.

12. Перламутров В.Л., Липец Ю.Г. Азбука биржевой деятельности. Финансы.- М., 1992г.- N2.

13. Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.:ИНФРА-М, 2000

14. Семилютина Н. Некоторые виды ценных бумаг в мировой практике и в РФ. Финансовая газета- М., 2003г.- N22.

15. Интернет ресурсы : http :// www . rbc . ru

                                         http://www.mmbank.ru

                                                     


 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 331.