Разработка белорусской модели экономического роста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Принято считать, что Беларусь получила в наследство современ­ный промышленный потенциал. Поэтому было понятно стрем­ление побыстрее загрузить заказами имеющиеся производ­ственные мощности и выйти на прежние (докризисные) объемы производства.

В одном случае этому препятствовали разорванные эконо­мические связи, резкое снижение платежеспособного спроса прежних покупателей.

В другом случае некоторая часть государственных предпри­ятий, продукция которых продолжала пользоваться спросом, в том числе и на внешних рынках, испытывала острый дефицит оборотных средств, утраченных под воздействием гиперинфля­ции, господствовавшего бартера и просто бесхозяйственности.

В третьем случае резко возросла конкуренция со стороны иностранных поставщиков.

В четвертом случае ощущались дефицит новых знаний ры­ночной технологии, низкая квалификация весьма консерватив­ного директорского корпуса.

Сворачивание прежних схем рефинансирования коммерчес­ких банков и поворот кредитной эмиссии в пользу реального сектора экономики, восстановление управляемости государ­ственными предприятиями быстро оказали свое позитивное воз­действие на состояние белорусской экономики. Укрепление налоговой дисциплины заметно облегчило исполнение государ­ственного бюджета.

Стабилизация валютного курса и подавление гиперинфля­ции способствовали укреплению финансовой базы предприятий и повышению их рентабельности. Вытеснение из товарно-де­нежного оборота различных (посреднических) структур, создан­ных на основе прежних монополизированных каналов сбыта продукции и обслуживающих в первую очередь теневой пере­лива капитала, изменило пропорции распределения националь­ного дохода в пользу реального сектора экономики. Активное внешнеполитическое обеспечение хозяйственной деятельности предприятий, затеянное правительством М. Н. Чигиря, позво­лило сохранить позиции белорусских производителей на вне­шних рынках, прежде всего в России. Открывшийся доступ к внешним источникам финансирования и доверительный диалог с различными международными организациями (МВФ, ВБ, ЕБРР и др.) послужили хорошим сигналом для активизации иностранных инвесторов.

Загрузка свободных мощностей позволила экономить на постоянных издержках (FС) и заметно снизить общие средние издержки производства (АТС). На низком уровне удалось ста­билизировать безработицу. Разрабатываемые целевые програм­мы консолидировали в себе перспективные точки экономичес­кого роста. Преодолевая заметное противодействие, в практическую плоскость стали переводить вопросы импортозамещения на внутреннем белорусском рынке.

Рост денежных доходов населения и заработной платы ожи­вили потребительский спрос. Последний поддерживался за счет регулярного пересмотра в сторону повышения минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда.

В качестве особых факторов стабилизации национальной экономики выступили выгодное геополитическое положение Беларуси, укрепление исполнительской дисциплины в струк­турах государственного управления, уровень профессиональной подготовки рабочей силы и достаточно приемлемый уровень качества белорусской продукции. Кризисная ситуация была заметно упрощена благодаря достигнутому соглашению о пога­шении долга России, ранее накопленного за поставки в респуб­лику энергоносителей (1,2 млрд. долларов США). Стабильное соблюдение графика выплаты пенсий и заработной платы позво­лило сохранить высокий кредит доверия населения к властям. Позитивное воздействие на экономическую ситуацию оказали также и достаточно стабильные урожаи 1995 и 1996 гг.

Если в 1995 году спад объема ВВП составил 10% , то в 1996 году впер­вые был обеспечен прирост ВВП в 3% [11,с.554] . Кризисный спад национального про­изводства в республике оказался меньше всех других стран СНГ. Кроме того, Беларусь стала первой демонстрировать плюсовые значения.

Таким образом, в 1994-1996 гг. в Беларуси были заложены основы эволюционной методологии обеспечения экономическо­го роста. Подобный подход учитывает инерционность социаль­но-экономического механизма и отвергает варианты насиль­ственной ломки и больших скачков. Государство заняло активную позицию в экономических преобразованиях и приня­ло на себя ответственность за сохранение экономического потен­циала.

Вместе с тем в форми­руемый с большим трудом новый экономический порядок все чаще стали вноситься достаточно заметные изменения. Сокра­тились поступления финансовых средств от приватизации. Де­фицит средств, необходимых для финансирования государствен­ных мероприятий, активизировал кредитную эмиссию Национального банка. Возросла налоговая нагрузка на реаль­ный сектор экономики.

В итоге резко возросли инфляция и девальвация белорусско­го рубля, который в одночасье утратил функцию резервного платежного средства на экономическом пространстве СНГ. Фи­нансовая дестабилизация ухудшила экономическое положение реального сектора. На уровне предприятий обнаружилась чет­кая зависимость: чем выше в условиях гиперинфляции оказы­вались темпы роста, тем ниже опускалась рентабельность про­изводства, тем больше образовывалось убытков и тем меньше оставалось оборотных средств у предприятий. А это в свою оче­редь усиливало кредитную эмиссию Национального банка и дотации из бюджета государственному сектору. Отрицательные процентные ставки заметно обесценивали денежные сбереже­ния населения. Стали снижать официальные темпы экономи­ческого роста. Как следствие, усилилось административное ре­гулирование экономических процессов.

«Усталость роста» непосредственно отразилась на ухудше­нии ситуации, связанной с обновлением основных фондов. Так, к нулевой отметке приблизился уровень формирования чистых основных фондов (с учетом их выбытия). И это без поправки на то, что часть средств, которые в СНС учитываются как инвести­ции, но используются для пополнения оборотных средств, в подлинном смысле слова не должны рассматриваться как инве­стиции.

Чтобы сохранить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках, поддерживался относительно низкий уровень заработ­ной платы. В пользу экспортеров осуществлялась непрерывная девальва­ция белорусского рубля.

В экономической теории такая конкурентоспособность, которая про­тиворечит стратегическим целям экономического роста, получила назва­ние «конкурентоспособности бедных стран». Поэтому и не может долго реализовываться цивилизованной страной. Однако, по сей день на пост­советском пространстве Беларусь имеет с учетом соотношения валютного курса и паритета покупательной способности самую слабую национальную валюту. Расчеты экспертов показывают, что уменьшение данного разры­ва и, как следствие, приближение валютного курса к паритету покупатель­ной способности на 5-10% позволило бы повысить среднюю зарплату в долларовом эквиваленте примерно на 45-50 долларов США.

«Усталость роста» обнаружилась и в том, что в условиях Беларуси, по данным официальной статистики, в среднем на 6-10% прироста ВВП ежегодно приходилось 250-380% инфля­ции. Таковы основные результаты деятельности правительства С. С. Линга. В экспертных заключениях и в белорусской эконо­мической литературе стал появляться вывод об «инфляционной модели экономического роста». По крайней мере, было замече­но, что темпы экономического роста временно обеспечиваются за счет высокого инфляционного налога.

Инфляционная модель экономического роста. В современ­ной экономической науке взаимосвязь между инфляцией и эко­номическим ростом выступает объектом специального анализа. Признается как положительное, так и отрицательное воздей­ствие инфляции на динамику экономического роста.

Принято считать, что на исходном этапе инфляция в разум­ных пределах (например, 2-4% в год) через соответствующие ин­фляционные ожидания стимулирует совокупный спрос. Дополни­тельные доходы и сбережения домашних хозяйств, возрастание прибыли у самих предприятий стимулируют инвестиционную деятельность. Под воздействием инфляции обесценивается креди­торская задолженность, что расчищает балансы предприятий.

Вместе с тем инфляция обесценивает сформированные фон­ды развития, включая амортизационный фонд предприятий и т. д. Изменяющиеся темпы инфляции искажают ценовые сигналы, что увеличивает неопределенность и риски для инвесторов. Нарастает вполне объяснимое бегство капитала в торгово-посредническую сферу. В целях сохранения стоимостного эквивалента капитал отвлекается в непроизводственные активы.

Таким образом, в долгосрочной перспективе высокие и изменяющи­еся темпы инфляции оказывают на экономический рост небла­гоприятное воздействие.

Теперь о ситуации в национальной экономике Беларуси. Длительное сохранение высоких темпов инфляции (200-400% в год) и обеспечение при этом достаточно скромного экономи­ческого роста (3-8 % прироста ВВП в год) тем не менее позволили выдвинуть предположение о формировании в Беларуси так называемой «инфляционной модели экономического роста».      

Однако имеется ли реально в Беларуси такая модель экономического развития?                                                                

Следует отметить, что в качестве исходного пункта для экономических новаций такого рода выступила не сама теоретическая концепция, а стремление в условиях затянувшейся стагфляции (1992-1995 гг.) отыскать конкретные практические решения по стабилизации ситуации и недопущению окончательного развала белорусской экономики. Стагфляция сопровождалась обесценением денег, обострением кризиса неплатежей, появлением различных денежных суррогатов на общем фоне значительного снижения степени монетизации ВВП, а также удорожанием кредитов и их общей недоступностью для реального сектора экономики. Увеличивался удельный вес убыточных и малорентабельных предприятий. Обесценение оборотного капитала и нарастание бартера затрудняло обеспечение даже простого воспроизводства.

Складывалась видимость того, что основная причина эко­номического кризиса кроется в дефиците денежной массы в национальной платежной системе. В итоге была выдвинута идея необходимости форсированно наращивать денежную эмиссию в пользу бюджета, а не коммерческих банков, и по­вышения таким способом степени монетизации национальной экономики. Кредитная эмиссия через бюджет и специальные программы Национального банка направлялась на поддержку в первую очередь крупных государственных предприятий, на финансирование жилищного строительства и агропромышлен­ного комплекса.

Наращивание массы необеспеченных денежных средств привело к ускоренной девальвации белорусского рубля темпа­ми, фактически совпадающими с темпами инфляции. Ухуд­шился платежный баланс страны. До минимума были сведены валютные резервы банковской системы. Крупный финансовый урон нанес белорусской экономике вывод белорусского рубля из системы международных расчетов (март, 1998 г.). Резко уско­рилось обесценение денежных вкладов населения, а также обо­ротного капитала прибыльных предприятий. Снизилась сред­няя заработная плата в долларовом эквиваленте. Возросла «долларизация экономики».

Вопреки всем первоначальным прогнозам за счет умелой и целенаправленной «канализации денежной эмиссии» в 3-4 раза (до 400 долларов в месяц) увеличить среднюю заработную плату в долларовом эквиваленте — эту задачу не удалось решить. Наобо­рот, уровень оплаты труда заметно сократился. Обесценение денег и рост скорости их движения привели к тому, что почти в 2 раза снизилась степень монетизации ВВП. В национальной платежной системе обострился денежный дефицит, стал нарастать бартер.

Невыполнение принятых обязательств по регулированию денежного обращения привело к заметному ухудшению отношений с международ­ными финансовыми институтами. В переломный период Беларусь оказа­лась лишенной внешних источников финансирования.

В чистом виде проблема «эффективного спроса» возникала лишь тогда, когда рассматривался вопрос об очередном повыше­нии минимальной заработной платы и тарифной ставки перво­го разряда. В условиях нарастающей кредитной экспансии к повышению «минималки» и тарифной ставки первого разряда пришлось прибегать в 4-5 раза чаще, чем до этого. За счет оче­редного повышения номинальных доходов населения рассчиты­вали оживить платежеспособный спрос населения. Но эффек­тивность таких действий снижалась. С одной стороны, в условиях снижения платежеспособного спроса населения возра­стали складские запасы готовой продукции, с другой — обес­ценение номинальных денежных доходов приводило к сниже­нию жизненного уровня широких народных масс.

В условиях гиперинфляции имел место постоянный отрыв динамики нормы ссудного процента (ставки рефинансирова­ния) от уровня рентабельности реального сектора. В итоге при­быльность банковского капитала значительно превысила рента­бельность первичного сектора национальной экономики. Загрузка малоэффективных производственных мощностей, со­зданных еще в советский период, и реализация продукции на внешних рынках по заниженным ценам финансировались за счет инфляционного налога, распределяемого среди населения и устойчиво работающих предприятий.

Отмеченные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в условиях Беларуси не разрабатывалась и не исполь­зовалась научная «инфляционная модель» экономического развития. К 2001 году закономерно обозначилось снижение официальных темпов прироста ВВП и реальной зарплаты, что заставило окончательно усомниться о наличии конструктив­ной модели «инфляционного экономического роста».

Вывод: устойчивое и долговременное развитие совместимо лишь с низкими темпами инфляции.

Корректировка курса. При определенных оговорках можно считать, что с 2001 года определилось более сдержанное отноше­ние к «канализации денежной эмиссии». Со страниц официаль­ных докладов исчезла риторика о необходимости ускоренной «монетизации ВВП» и т. п. Был сделан обоснованный вывод о том, что для сдерживания инфляции и девальвации усилий толь­ко одного Национального банка Республики Беларусь явно недо­статочно. Необходимо совершенствование реального сектора эко­номики.

Следует отметить, что частичное возвращение к прежнему курсу обеспечения финансовой стабилизации (ограничение кре­дитной эмиссии и подавление инфляции; введение единого офи­циального обменного курса рубля и его относительная стабили­зация; введение мягких бюджетных ограничений и др.) незамедлительно выявили необоснованность замораживания неотложных институциональных преобразований. Так, кроме убытков в государственном секторе обнаружилась и открытая его регидностъ, когда неэластичность издержек производства по цене приводит к их устойчивому повышению. Инфляция издержек производства выступает как постоянный спутник нереформированной экономики, как результат экономической не заинтересованности предприятий бороться за их снижение.

В итоге значительно расширился перечень белорусских товаров, цены на которые (при низком качестве) стали превышать ми­ровой уровень.

На стабилизацию обменного курса, поддержание положительных процентных ставок и т. п. население Беларуси среагировало (2003-2004 гг.) увеличением банковских депозитов в национальной валюте.

Возникла ситуация, когда одновременно с ростом реальных доходов домашних хозяйств, средней заработной платы и уве­личения банковских депозитов населения произошло снижение эффективности национального производства. Оказалось, что не машины вытесняют рабочих, а напротив дешевая рабочая сила зачастую вытесняет технику, пришедшую в негодность. Сфера высокоэффективного автоматизированного труда сужается, а примитивного ручного труда расширяется [15, стр.19].

Но надо видеть и то, что механическое сдерживание став­шей привычной кредитной эмиссии в условиях не реформиро­ванной экономики в состоянии породить новые проблемы (кри­зис неплатежей, недоимки перед бюджетом, и т. д.). Четче обозначился круг хронически убыточных предприятий. Сниже­ние темпов инфляции ужало номинальную налогооблагаемую базу и затруднило исполнение бюджета 2003 года.

Уменьшение инфляции усиливает кризисное состояние банковской системы, так как теряется значительная часть став­шей уже привычной инфляционной прибыли, снижается доход­ность денежных спекуляций. В итоге возникает вопрос о пере­мещении центра тяжести банковской деятельности в реальный сектор экономики. В целом следует признать, что наиболее кон­структивным выглядит такой путь, когда поэтапное ограниче­ние кредитной эмиссии будет тесно увязано с проведением в национальной экономике последовательных преобразований.

Обратим внимание и на то, что сохраняется целевое креди­тование предприятий государственного сектора. Банковскому сектору доводится норматив долгосрочного кредитования, но высокотехнологичные проекты не оказываются в центре внима­ния банкиров. К тому же в реализации таких проектов не заин­тересованы и сами предприятия госсектора. Снизилась прозрач­ность и эффективность управления бюджетом. Расширение практики доведения до предприятий разных форм собственно­сти административных заданий по объему выпуска отодвигает на второй план финансовые показатели. Административный экономический рост часто сопровождается работой на склад, где также есть свои пределы.

Перспективы экономической динамики. По международ­ному стандарту расчета макроэкономических показателей наци­ональная экономика Беларуси с 1996 года устойчиво демонст­рирует ежегодный прирост ВВП на уровне 2-3 % [15, стр. 71]. Вместе с тем все более ощущается исчерпание резервов экстен­сивного роста за счет имеющихся свободных мощностей. Акту­альной становится реализация новых подходов, которые обеспе­чивали бы повышение качества экономической динамики.

В данном аспекте имеющийся дефицит инвестиций свиде­тельствует о том, что белорусская экономика испытывает трудности, связанные с обеспечением самофинансирования. Искусст­венно заниженная стоимость основных фондов (ради повышения конкурентоспособности продукции) и другие причины уменьша­ют объемы амортизационных отчислений. Не обеспечивается целевое использование амортизационного фонда.

При этом следует подчеркнуть, что сами по себе объемы инвестирования далеко не всегда способны решить проблемы экономического роста. Не менее важным является и обеспече­ние высокой эффективности капитальных вложений, что все­гда являлось заботой эффективного собственника.

Белорусское правительство намерено обеспечить экономический рост в 2004 г за счет расширения преференций основным промышленным предприятиям, снижения инфляции и налоговой нагрузки, сообщил министр экономики страны Николай Зайченко. Запланированное снижение налоговой нагрузки позволит накопить предприятиям дополнительные ресурсы для инвестирования в основной и оборотный капитал. В 2004 г льготы по уплате ряда налогов при превышении плана производства сможет получить 61 предприятие.[3]

Анализ роста ВВП показывает, что на динамику данного показателя наиболее активно влияет потребление домашних хозяйств. Стабильно высокий прирост ВВП инициируется так­же внешним спросом, что обусловливает значительный ежегод­ный прирост экспорта, который часто превышает объем общего прироста ВВП.

Менее заметно влияние на динамику ВВП инвестиционно­го спроса, что во многом обусловлено низкой инвестиционной активностью и наличием незагруженных производственных мощностей. Одновременно значительная часть прироста сово­купного спроса покрывается за счет импорта товаров и услуг. При этом ситуация, когда на единицу прироста совокупного спроса приходится 0,65 единицы прироста импорта, вряд ли может считаться идеальной, так как подобная «утечка» тормо­зит экономический рост. Поэтому и в дальнейшем остается ак­туальным проведение целенаправленной политики импорто-замещения.

Национальная экономика Беларуси по-прежнему остается малой открытой экономикой. В условиях высокой сырьевой и энергетической зависимости, а также длинного «транспортно­го плеча», обслуживающего реализацию отечественной продукции на внешнем рынке, единственно верным решением может явиться лишь обеспечение высокого качества белорусской про­дукции.

Не секрет, что глубину кризисного спада первоначально удалось уменьшить и за счет того, что белорусская продукция на традиционных для нее внешних рынках выглядела более качественной. Нынешнее нарастание конкуренции заставляет ускорять процессы сертификации производства и систем управ­ления по международным стандартам, внедрять СALS-технологии (предусматривают, чтобы предприятие-поставщик изготав­ливало самостоятельно не более 20% комплектующих).

Рост цен на экспортируемые сырьевые ресурсы и приток валютной выручки резко повысили в последние годы платеже­способность и привлекательность российского рынка. Надо при­знать, что это обстоятельство оказало позитивное воздействие и на состояние белорусской экономики, для которой Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта (около 60% от объе­ма белорусского экспорта)[11, c. 561].

Однако известно и то, что международная экономическая конъюнктура всегда изменчива. Поэтому региональное лидер­ство РФ, основанное на высоких экспортных ценах на сырьевые ресурсы, достаточно недолговечно. К тому же ощутимо нарас­тает конкуренция и со стороны самих российских производите­лей, активно внедряющих современные технологии. Чтобы со­хранить конкурентную способность белорусской продукции, предстоит активизировать внедрение новых технологий, инно­вационную деятельность и таким способом улучшить свои по­зиции в системе международного разделения труда.

С момента вступления в ЕС большая группа восточноевро­пейских партнеров Беларуси перешла на Общий таможенный тариф и Генеральную систему преференций ЕС. В связи с этим изменяются условия доступа ряда белорусских товаров на их рынки (калийные удобрения, текстиль, швейные изделия и др.), что в состоянии оказать негативное воздействие на соответ­ствующие отрасли национальной экономики Беларуси. По крайней мере, характер подобных изменений на западном век­торе придется учитывать незамедлительно.

По сей день не решены многие вопросы, которые связаны с обеспечением инвестиционной привлекательности хозяйствен­ного механизма для иностранных партнеров. Вместе с тем со­здание для зарубежных инвесторов привычных организационных форм бизнеса позволило бы Беларуси на цивилизованных условиях принять те виды производства, которые под влияни­ем высокой стоимости рабочей силы сегодня активно выводят­ся из Западной Европы. Примеры подобной конструктивной промышленной политики спешат продемонстрировать многие наши соседи. Для Беларуси такой прием создал бы передыш­ку, которая позволила бы при высокой и эффективной занятос­ти населения сформировать современную наукоемкую структу­ру национальной экономики.

Стремление сохранить свою нишу на внешних рынках дол­жно подкрепляться соответствующими институциональными преобразованиями, например, созданием национальных клас­теров — конгломератов конкурентоспособных отраслей нацио­нальной экономики. Особые экономические возможности для обеспечения устойчивого экономического роста открываются вслед за созданием международных ФПГ (с российским и дру­гим капиталом).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, по окончании рассмотрения основных факторов, типов, направлений и показателей экономического роста можно сказать, что за счет наращивания экономического роста появляется возможность:

а) полнее удовлетворять всевозрастающие потребности человека и общества, тем самым обеспечивать социальный прогресс;

б) примирить интересы различных социальных и региональных групп населения, формировать социальный мир;

в) укреплять экономический потенциал страны, материальную основу ее экономической независимости;

г) проводить позитивные структурные сдвиги в национальной экономике, улучшать условия труда.

Следовательно, экономический рост, способствуя разрешению многих проблем, сам неизбежно превращается в стратегическую цель социально-экономического развития.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.

2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.

3) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.

4) При экстенсивном типе развития многие работнике не являются высококвалифицированными.

5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.

6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования.

 Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать, что экстенсивный путь дал почву для рождения нового типа развития - интенсивного. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. http://bdg.press.net.by/1998/98_05_21.468/opros.htm

 

2. http://www.belgazeta.by/articl.shtml?num=19990118.2&pub=040391550

 

3. http://www.belproject.com/2/624_1.htm

 

4. http://www.neg.by/2003/11/14/3197.html

 

5. http://www.main.gov.by/ministry/economy

 

6. http://www.iatp.md/pyshecongen/course1/14_2.htm

 

7. Демчук М. И. Республика Беларусь: системные прин­ципы устойчивого развития. — Мн.: РИВШ БГУ, 2003.

 

8. Злотников Л. В петле популизма: идеология, политика и экономика независимой Беларуси. — М.: Энциклопедикс, 2002.

 

9. Краткий статистический сборник «РБ в цифрах», 2004(стат. сб.) Минстат РБ — Минск, 2004. – 342 с.

 

10. Курс экономической теории: общие основы экономичес­кой теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы наци­ональной экономики: Учебное пособие. Под ред. А. В. Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2001.

 

11. Лемешевский И. М. Макроэкономика.(Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.

 

12. Макконеннелл К.Р., Брю С.Л./Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.:ИНФРА – М, 2004.- XXXVI, 972 с.

 

13. Макроэкономика: Учебное пособие. Под ред. М. И. Плотницкого. — М.: Новое знание, 2002.

14. Мэнкью Н.Г./Принципы экономикс. – СПб: Питерком, 1999. – 784 с.

 

15. Проблемы прогнозирования и государственного регули­рования социально-экономического развития: Материалы 4-й международной научной конференции, Минск, 2—3 окт. 2003 г-В 2-х т. НИЭИ МЭ РБ. — Мн.: 2003, т.

 

16. Самуэльсон П. Экономика / Перевод с англ. — М.: ПО АЛГОН, 1992.

 

17. Шимов В. Н. Экономическое развитие Беларуси на ру­беже веков: проблемы, итоги, перспективы. — Мн.: БГЭУ, 2003.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 265.