СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Теоретические аспекты формирования коллектива
1.2 Класс как вид коллектива
1.3 Индивидуально-психологические особенности школьников
1.4 Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы
1.5 Лидерство как позиция в иерархии учащихся подросткового возраста
1.6 Личностные особенности аутсайдеров в подростковом коллективе
Выводы
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРОВ И АУТСАЙДЕРОВ В ПОДРОСТКОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Интерпретация и анализ результатов
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности подростка". В подростковом возрасте выявляются лидеры и аутсайдеры, жизненная позиция обуславливает дальнейшее развитие личности [2]. Поэтому исследование проблемы соотношения лидер - подросток, аутсайдер-подросток является необходимым моментом в изучении подросткового возраста в целом.
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Класс как вид коллектива
Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс - как самая устойчивая группа. Структура личных взаимоотношений между детьми в классе - это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура - в классе это органы ученического самоуправления, староста и т.д.
В первый круг желаемого общения ребенка входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь.
У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует.
Деловые и личные отношения не всегда находятся в прямой зависимости. Бывает, что в деятельном классе, где хорошо налажено выполнение различных коллективных дел и ученики достаточно требовательны друг к другу, обнаруживается явное разобщение в плане личных взаимоотношений. Благоприятные личные взаимоотношения могут и не возникнуть под влиянием совместной учебы и других дел. Эти отношения необходимо специально воспитывать учителю [9; с.80].
Таким образом, класс - это большая группа людей с определенным положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определенной ролью в общественной организации труда, объединенная одинаковым отношением к средствам обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВЫЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Теоретические аспекты формирования коллектива
1.2 Класс как вид коллектива
1.3 Индивидуально-психологические особенности школьников
1.4 Социально-психологические особенности старшеклассников как социальной группы
1.5 Лидерство как позиция в иерархии учащихся подросткового возраста
1.6 Личностные особенности аутсайдеров в подростковом коллективе
Выводы
ГЛАВА 2. ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИДЕРОВ И АУТСАЙДЕРОВ В ПОДРОСТКОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
2.1 Организация исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Интерпретация и анализ результатов
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Социализация ребенка осуществляется в ходе его деятельности, которая в подростковом возрасте, по мнению таких ученых, как В.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и других, включает в себя две стороны: предметную и социальную. Последняя тесно связывается со становлением мотивационно-потребностной сферы личности. Отметив данную взаимосвязь, Д.И. Фельдштейн пришел к выводу, что "раскрытие особенностей развития этой деятельности, закономерностей этого развития обеспечивает возможности познания важнейших моментов становления сознания, самосознания, выявления путей направленного развития социальной активности подростка". В подростковом возрасте выявляются лидеры и аутсайдеры, жизненная позиция обуславливает дальнейшее развитие личности [2]. Поэтому исследование проблемы соотношения лидер - подросток, аутсайдер-подросток является необходимым моментом в изучении подросткового возраста в целом.
Актуальность темы исследования.
Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые -- исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
Вопросам соотношения лидер - подросток уделяли внимание многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи М.И. Рожков, Б. 3. Вульфов, С. Е. Хозе, В. Д. Иванов и многие другие [3], но тема аутсайдер-подросток не изучена.
Целью данной курсовой работы выявление и научное обоснование личностных особенностей лидеров и аутсайдеров в подростковых коллективах.
Гипотеза исследования: личностные особенности подростков-аутсайдеров отличаются от подростков-лидеров.
В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой решались следующие теоретические и эмпирические задачи исследования:
Изучение психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме: «Личностные особенности лидеров и аутсайдеров в подростковых коллективах».
Раскрыть понятия: подростковый коллектив, рассмотреть индивидуально-психологические особенности школьников, раскрыть понятие «лидер» и «аутсайдер».
Изучить психологические особенности межличностных отношений в подростковых коллективах с целью выявления лидерства и аутсайдерства.
Исследовать характеристики разных аспектов межличностных отношений в подростковом коллективе: изучив особенности поведения подростков в школьной среде.
Установить взаимосвязь между личностными особенностями подростков: лидеров и аутсайдеров.
Объектом исследования подростковый коллектив.
Предметом исследования выступила личностные особенности лидеров и аутсайдеров в подростковых коллективах.
Методологию исследования составляют: Теории лидерства Д.Б. Эльконина; изучение детских коллективов в трудах Г. Фортунатова, П.Загорского.
Методы исследования. В ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовались теоретические методы аналитического исследования, позволяющие высказать предположения о причинно-следственной связи изучаемых явлений и выстроить логическую цепочку фактических доказательств и интерпретации полученных данных: Социометрия и Тест школьной тревожности Филлипса; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов U-критерий Манна-Уитни.
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие школьники 10 «Б,В» (22-25 чел), 11 «А,Б» (25-24 чел.) класса общеобразовательной школы № 13 г. Борисова. Выборка 96 чел.
Научная новизна работы: впервые изучались личностные особенности аутсайдеров. Также выявлены и систематизированы теоретические предпосылки психологического сопровождения развития лидерских качеств школьников, и аутсайдеров в подростковых коллективах. Определена специфика развития лидерских качеств и психологических предпосылок аутсайдера в условиях обучения в школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения изолирования подростков в коллективах сверстников, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам и родителям подростков, попавших в трудную ситуацию.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Наша работа выполнена в объёме 62 страниц. При написании курсовой работы было использовано 40 основных источников, преимущественно научного, научно-методического, периодического характера.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.