ВВЕДЕНИЕ
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.
Во второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Шедевры, созданные гениальными мастерами – ювелирами всех времен, изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.
Выбранная мною тема не случайна. Объемы продаж ювелирных товаров с каждым годом увеличиваются. В работе мы рассмотрим весь путь ювелирных товаров, от производства – до транспортировки.
Но как для экспорта, так и для импорта ювелирных товаров существует множество проблем. В апреле, в Гос. Думе должны были рассмотреть законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Дальнейшая судьба программы довольно сложна.
Речь идет об изменении порядка опробования и клеймения ювелирных изделий. Государственная монополия в этой области фактически уйдет в прошлое - законопроект отменяет обязательное клеймение изделий из драгоценных металлов, предназначенных на экспорт, и изделий из серебра массой до 3 граммов. Чтобы облегчить продвижение российских ювелирных изделий на мировой рынок, законопроект предлагает ввести добровольное клеймение изделий, предназначенных на экспорт, что даст отечественным компаниям шанс значительно увеличить поставки за рубеж.
Необходимость клеймения будет определяться условиями контракта с иностранным партнером. Российское государственное пробирное клеймо не имеет признания ни в одной стране мира. Там, где существует обязательное клеймение золотых изделий (например, Англия, Франция) наши ювелирные изделия все равно подлежат вторичному клеймению специальным импортным клеймом. Там, где клеймение необязательно (например, США), российское клеймо затрудняет торговый бизнес.
Кроме того, проблема заключается в том, что у ювелирной отрасли слишком много контролеров, тогда как четкой организации, которая отвечала бы за судьбу промышленности и ее развитие, попросту нет. Ее роль взяла на себя общественность, но у нее нет нужных административных рычагов.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Размеры потребления
Из-за закрепленного в Уголовным Кодексе РФ обязательного государственного клеймения ювелирных изделий, статистические данные в отличие от других товаров имеют высокую точность на уровне 90%. По данным Пробирной Палаты РФ с 2000 по 2009 годы, число золотых изделий, которые получили клеймо, увеличилось с 9,7 до 45,7 млн. штук или с 24,6 до 118,6 тонн драгоценного металла – то есть примерно в 5 раз.
Несколько иная ситуация по серебру: за тот же период число клеймёных серебряных изделий увеличилось с 7, 6 до 32,6 млн. штук (рост в 4 раза), а по массе с 35,4 до 234,7 тонн (в 7 раз).
Среднестатистическое утяжеление серебряных изделий указывает на бурный рост потребления бытовых изделий, в первую очередь серебряной посуды.
Статистика не фиксирует долю украшений с бриллиантами в общем объеме ювелирки. По оценкам Гильдии ювелиров России, потребление этих «ювелирных аристократов» выросло в стоимостном выражении за 10 лет в 10 раз: с 200 до 2000 млн. долл.
В рамках российского ювелирного феномена существует платиновая аномалия: потребление платиновых ювелирных изделий ничтожно. И не имеет тенденции к росту, оставаясь на уровне 25 тыс. штук в год - 150 кг.
Проскочили и не заметили
Если бриллианты и другие драгоценные камни за прошедшее десятилетие подорожали незначительно с учетом мировой инфляции, то цены на золото и серебро выросли в 3 раза. Однако это никак не сбило накал и темп ювелирного потребления в РФ. И эта тенденция сохраняется.
Объем российского рынок ювелирных изделий в 2008 году увеличился до $5 млрд. против $4,65 млрд. в 2007 году и $3,72 млрд. в 2006 году по оценкам компании "Адамас".
Для защиты ювелирного рынка России от массовой низкокачественной импортной продукции «Гильдия ювелиров России» предложила следующие действия:
1.Увеличить ввозные таможенные пошлины на импортные ювелирные изделия с 20% до 30%.
Предлагаемый размер таможенной пошлины (30%) не является запретительной мерой для качественных ювелирных изделий известных Ювелирных Домов и, возможно, даже не вызовет увеличения их розничной стоимости в России. В тоже время, эта мера существенно повысит себестоимость массовых дешевых изделий, произведенных в Китае и Турции, что повысит конкурентоспособность изделий российских производителей и даст им возможность не допустить резкого сокращения рабочих мест.
2.Ввести квотирование объемов ювелирных изделий, поставляемых в Россию из стран СНГ, на уровне их фактических поставок в 2007 году.
3.В целях недопущения ввоза на территорию Российской Федерации
ювелирных изделий из драгоценных металлов с вредными примесями в сплаве и в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязать импортеров при таможенном оформлении и государственном контроле, на специальном таможенном посту предъявлять документы о химическом составе сплавов, из которых изготовлены ввозимые ювелирные изделия.
4.В целях недопущения выпуска в обращение на территорию Российской Федерации ювелирных изделий иностранного производства с характеристиками вставок из драгоценных и полудрагоценных камней, не соответствующим заявленным в сопроводительных документах, усилить государственный контроль на специализированном посту Центральной акцизной таможни ФТС РФ.[1]
Ювелирная промышленность
Количество предприятий, занимающихся производством ювелирных изделий, составляет 960 организаций. Подавляющее большинство из них частные. Индивидуальных предпринимателей – 2300 человек. Численность занятых в отрасли – более 60 000 человек. Занимающиеся производством ювелирных изделий организации и индивидуальные предприниматели расположены в 52 регионах страны. Основные центры производства:
1. Центральный Федеральный округ – 61,5 %;
2. Москва и область –38,1%;
3. Костромская область – 13,8%.
Считается, что отечественная промышленность обеспечивает 75% потребностей рынка, причем более половины – это изделия полного производственного цикла. А остальное – это сборные изделия с применением импортных полуфабрикатов, в том числе ввозимых по толлинговым схемам.
Хотя предприятия отрасли оснащены довольно приличным, а часто и передовым оборудованием - последняя волна модернизации пришлась на 2006-2007 годы, - по отдельным позициям наблюдается дефицит мощностей. Например, по цепевязальным машинам для производства очень модных пустотелых цепей.
Ювелирные олигархи
В отрасли нет ни монополиста, ни бизнес-лидера. Крупнейшие предприятия контролируют 4-8% рынка. В качестве условных лидеров следует назвать:
1. Группа "Адамаса" с выручкой порядка $400 млн. в год;
2. Ювелирный дом «Яшма» - 300;
3. Московский ювелирный завод – 250;
4. Компания «Алмаз-Холдинг» - 200.
Яркий пример бизнеса, созданного с нуля - Столичный ювелирный завод «Адамас», основанный 1993 году. Основной владелец, по данным СКРИН — компания «Спенсер Холдинг С.А.» (61%). Ее бенефициары не раскрываются, но считается, что основные - братья Андрей и Павел Сидоренко.
Ежегодно группа «Адамас» производит около 12 тонн ювелирных изделий. Розничная сеть «Адамас» на данный момент объединяет 217 магазинов, в том числе 32 франчайзинговых, как в Москве, и в регионах.
В прошлом году оборот торговой сети «Адамаса» составил примерно 100 млн. долл. Оптовые поставки производятся более чем в 1000 ювелирных магазинов России, а так же на Украину, Казахстан, Молдавию, Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Англию, Германию, Канаду.[2]
Ювелирные вставки
В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корневая и глухая.
- При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах);
- при гризантной – обжимается ободком с насечкой (гризантом);
- корненая закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла);
- при глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности.
Драгоценные камни (самоцветы) характеризуются высокой прозрачностью, твердостью, красивой игрой света. К ним относят алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Мерой веса драгоценных камней является карат (0,2 г).
Алмаз – самый твердый камень, состоящий из кристаллического углерода. Отличается сильным блеском и высоким показателем преломления света. Граненый алмаз называется бриллиантом. Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма (существует 17 видов форм), масса (они бывают мелкие, средние и крупные), цвет (7 групп), дефективность (8 групп) и геометрические размеры. Наиболее ценными являются бесцветные алмазы, а также камни с голубой, синей, красноватой или зеленоватой окраской.
Рубин и сапфир – самые твердые после алмаза камни. Основу их составляет кристаллический глинозем (корунд). Окраска определяется присутствием незначительных примесей оксидов металлов. Рубины имеют красный цвет, сапфиры чаще синие, иногда встречаются красновато – синие или фиолетовые.
Жемчуг – драгоценный камень ограниченного происхождения, образующийся в раковинах речных и морских моллюсков. Его отличает своеобразный радужный блеск перламутрового вещества. Цвет жемчуга может быть различным. Наиболее ценен блестящий жемчуг округлой формы белого и розового цветов.
Полудрагоценные камни отличаются разнообразием. Это камни прозрачные и полупрозрачные, бесцветные и цветные. Неодинаковы и их свойства, определяемые преимущественно химическим составом, внутренним строением. По химическому составу выделяют несколько групп полудрагоценных камней: группа берилла (аквамарин, александрит), группа кварца (аметист, горный хрусталь, опал) и др. К полудрагоценным камням относят и камни органического происхождения: янтарь, коралл. Мерой веса полудрагоценных камней является грамм. Наименования и цвета некоторых из них приведены ниже.
Аквамарин – камень синевато – голубых оттенков, напоминающих морскую воду; александрит - изумрудно - зеленого цвета при дневном освещении и фиолетово – красного – при искусственном; аметист – фиолетового или голубовато – фиолетового цвета; горный хрусталь – прозрачный, бесцветный; опал – полупрозрачный, ирризирующий, чаще молочно – белый; топаз – бесцветный, винно – желтый, розовей и других оттенков.
Янтарь – это легкий и мягкий камень, представляющий собой окаменевшую смолу древнейших хвойных деревьев. Цвет янтаря – от ярко – желтого до буро-коричневого. Наиболее ценен прозрачный янтарь с включениями насекомых или частичек растений.
Кораллы – это окаменевшие остовы морских беспозвоночных организмов – полипов. Они непрозрачны, имеют различную окраску.
Агат – полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный ( до 20 оттенков ), рисунчатый ( полосатый, слоистый ) камень. Разновидность агата, обычно с полосчатостью черного и белого цвета, называют ониксом.
Искусственные камни получают чаще из оксидов различных металлов путем выращивания кристаллов в определенных условиях. К ним относятся синтетический корунд, искусственные гранат, изумруд, сапфир, искусственные кристаллы – фианиты, искусственно выращиваемый жемчуг и др.
Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий применяют стекло, кость, рог, пластмассы и др.[8]
Изделия с бриллиантами
1. Показатели качества бриллиантов определяются по ТУ-25.07.1319-77.
2. Розничная оценка предусмотрена на бриллианты круглые 17-гранные, круглые 33-гранные, круглые 57-гранные с геометрическими параметрами группы А. Бриллианты других форм оцениваются исходя из оценок соответствующих круглых 57-гранных бриллиантов со скидками в соответствии с действующим прейскурантом.
3. Бриллианты, имеющие мелкие сколы шипа, ребра и другие незначительные механические повреждения, оцениваются со скидкой 20%.
4. Бриллианты, имеющие сколы, отклонения от пропорций и симметрии, устранение которых требует переогранки, наружную трещину на площадке, оцениваются со скидкой 40%.
5. Бриллианты, не отвечающие современным ТУ, оцениваются со скидкой 50%.
6. Алмазы огранки «роза», бриллианты упрощённой огранки с количеством граней менее 17 оцениваются по ценам на бриллианты Кр-17 со скидкой 50%.
7. Цена пикированных бриллиантов без «игры» (по ТУ могут иметь сколы) за карат при массе до 0,33кар-120долл., при массе свыше 0,30кар-230долл.
8. К бесцветным бриллиантам (I группа цвета) можно относить только бриллианты, не имеющие голубой люминесценции.[13]
Эксплуатация и хранение
Ювелирные изделия должны храниться и эксплуатироваться в условиях, исключающих их механическое повреждение, а также взаимодействие со щелочными моющими средствами, веществами, содержащими йод, кремами и мазями, содержащими ртуть или ее соединения. При эксплуатации изделий со вставками следует избегать воздействия на изделие быстроменяющихся температур. Группа условий хранения изделий ‑ 1 по ГОСТ 15150‑69[16]
6.2. Маркировка ювелирных товаров
Маркировка ювелирных товаров наносится на изделие, индивидуальную этикетку, групповую, транспортную тару и упаковочный лист.
На изделие наносится именник предприятия-изготовителя и клеймо пробирного надзора. На этикетке изделия из драгоценных металлов должно быть указанно: на лицевой стороне – наименование и товарный знак предприятия, наименование изделия, артикул, наименование и проба металла, масса изделия в граммах, цена изделия; на оборотной стороне – размер кольца или браслета, наименование материала вставки, обозначение НТД, штамп ОТК. На оборотной стороне этикетки к изделию со вставками из драгоценных камней дополнительно указывают: номер изделия, месяц, год изготовления, номер партии, характеристику и НТД на вставки. При этом не указывают артикул и цену за один грамм. Этикетка к изделиям из драгоценных металлов должна быть прикреплена ниткой и опломбирована.
6.3. Упаковка ювелирных изделий
Упаковка ювелирных изделий может производиться в различную тару: индивидуальную (футляры и др.), групповую (картонные коробки) и транспортную (ящики из фанеры и др.). Групповая тара должна быть опломбирована. В транспортную тару могут быть вложены различные изделия, предназначенные одному получателю.
6.4. Транспортировка ювелирных изделий
Транспортировка ювелирных изделий из драгоценных металлов, как правило, производится спецсвязью в деревянных ящиках. Ящики с ювелирными товарами должны быть обтянуты по краям железной лентой или проволокой и опломбированы так, чтобы их невозможно было вскрыть без повреждения опломбированной обтяжки. Группа условий транспортирования изделий ‑ 1 по ГОСТ 15150‑69.[17]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ювелирное искусство возникло в глубокой древности и присутствуют по сей день. Ювелирные товары являются как украшениями, так и бытовыми принадлежностями. Ювелирные товары – это показатель роскоши и богатства.
Вот уже 10 лет темпы розничных продаж ювелирных изделий в России составляют 25-30% в год. Эти данные превышают показатели роста ВВП, который остается в пределах 5-7%. Если бриллианты и другие драгоценные камни за прошедшее десятилетие подорожали незначительно с учетом мировой инфляции, то цены на золото и серебро выросли в 3 раза, а спрос на изделия из платины - очень низок. Однако это никак не сбило накал и темп ювелирного потребления в РФ. И эта тенденция сохраняется.
Для поддержки спроса на российские ювелирные изделия предлагаю следующее:
1.Снизить себестоимость выпускаемой продукции:
- отменить ввозные пошлины на ювелирные камни и бриллианты мелких рассевов;
- представить в правительство РФ перечень технологического оборудования, аналоги которых не производятся в Российской Федерации.
2. Ввести порядок уплаты НДС по факту получения предприятием денежных средств за реализованную продукцию.
3. Организовать консолидированную рекламную кампанию, обеспечивающую доверие покупателей к российским ювелирным изделиям «Российские ювелирные изделия - гарантия качества драгоценных металлов и подлинности ювелирных камней», «Ювелирное изделие – лучший подарок».
В Вопросе о государственной поддержке экспорта российских ювелирных изделий, я полностью согласна с «Гильдией ювелиров России».
1. Включить ювелирную отрасль в число экспортно-ориентированных отраслей России.
2. Ввести в практику срочный возврат НДС в течение тридцати календарных дней за поставленную на экспорт продукцию с момента его возникновения; гарантия отсутствия каких-либо злоупотреблений обеспечивается обязательным таможенным оформлением изделий из драгоценных металлов на специальном таможенном посту и обязательным государственным контролем.
3. Ввести институт уполномоченных экспортеров, имеющих государственную поддержку.
4. Предусмотреть частичное финансирование из средств федерального бюджета участия российских ювелирных предприятий в ведущих мировых выставках.
5. Ввести в практику экспортный факторинг: кредитование клиентов экспортеров со стороны факторинговых компаний от будущей выручки от экспорта при одновременном предоставлении клиенту гарантий от валютного и кредитного рисков.
К сожалению, на сегодняшний день складывается так, что ювелирная отрасль не нужна федеральной власти, и главная задача ювелиров сейчас – заинтересовать федеральную власть, чтобы она поняла, что в России есть отрасль, востребованная на рынке и приносящая доход.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1.1
Наименование товара
I Жемчуг природный или культивированный и драгоценные или полудрагоценные камни
7101
7101100000
Жемчуг природный или культивированный, обработанный или необработанный, сортированный или несортированный, но ненанизанный, неоправленный или незакрепленный; природный или культивированный жемчуг, временно нанизанный для удобства транспортировки:
- жемчуг природный
Жемчуг культивированный:
7101210000
7101220000
- - необработанный
- - обработанный
7102
7102100000
Алмазы обработанные или необработанные, но неоправленные или незакрепленные:
- несортированные
-промышленные:
7102210000
7102290000
- непромышленные:
7102310000
7102390000
7103
7103100000
Драгоценные (кроме алмазов) и полудрагоценные камни, обработанные или необработанные, сортированные или несортированные, но ненанизанные, неоправленные или незакрепленные; несортированные драгоценные камни (кроме алмазов) и полудрагоценные камни, временно нанизанные для удобства транспортировки:
- необработанные или просто распиленные или подвергнутые черновой обработке
- обработанные другими способами:
7103910000
7103990000
- - рубины, сапфиры и изумруды
- - прочие
7104
7104100000
7104200000
7104900000
Драгоценные или полудрагоценные камни, искусственные или реконструированные, обработанные или необработанные, сортированные или несортированные, но ненанизанные, неоправленные или незакрепленные; несортированные искусственные или реконструированные драгоценные или полудрагоценные камни, временно нанизанные для удобства
|
- кварц пьезоэлектрический
- прочие, необработанные или просто распиленные или подвергнутые черновой обработке
- прочие
7105
7105100000
7105900000
Крошка и порошок из природных или искусственных драгоценных или полудрагоценных камней:
- из алмазов
- прочие
II Драгоценные металлы; металлы, плакированные драгоценными металлами
7106
7106100000
Серебро (включая серебро с гальваническим покрытием из золота или платины), необработанное или полуобработанное, или в виде порошка:
- порошок
Прочее:
710691
7106911000
7106919000
710692
7106922000
7106928000
- - в необработанном виде:
- - - с содержанием не менее 999 частей серебра на 1000 частей сплава
- - - с содержанием менее 999 частей серебра на 1000 частей сплава
- - в полуобработанном виде:
- - - с содержанием не менее 750 частей серебра на 1000 частей сплава
- - - с содержанием менее 750 частей серебра на 1000 частей сплава
Металлы недрагоценные, плакированные серебром, полуобработанные
Золото (включая золото с гальваническим покрытием из платины) необработанное или полуобработанное, или в виде порошка:
- не используемое для чеканки монет:
7108110000
7108120000
710813
7108200000
- - порошок
- - в прочих необработанных формах
- - в прочих полуобработанных формах:
- используемое для чеканки монет
Металлы недрагоценные или серебро, плакированные золотом, необработанные или полуобработанные
Платина необработанная или полуобработанная, или в виде порошка:
платина:
7110110000
711019
7110191000
7110198000
- - необработанная или в виде порошка
- - прочая:
- - - прутки, проволока и профили; пластины; листы и полосы или ленты толщиной более 0,15 мм, не считая любой основы
- - - прочая
- палладий
7110210000
7110290000
- - необработанный или в виде порошка
- - прочий
- родий
- - необработанный или в виде порошка
|
- иридий, осмий и рутиней:
7110410000
7110490000
- - необработанные или в виде порошка
- - прочие
Металлы недрагоценные, серебро или золото, плакированные платиной, необработанные или полуобработанные
7112
7112300000
- прочие:
7112910000
7112920000
7112990000
Отходы и лом драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами; прочие отходы и лом, содержащие драгоценный металл или соединения драгоценных металлов, используемые главным образом для извлечения драгоценных металлов:
- зола, содержащая драгоценный металл или соединения драгоценного металла
- - золота, включая металл, плакированный золотом, но исключая отходы, содержащие другие драгоценные металлы
- - платины, включая металл, плакированный платиной, но исключая отходы, содержащие другие драгоценные металлы
- - прочие
III Ювелирные изделия, изделия из золотых и серебряных дел мастеров и другие изделия
Ювелирные изделия и их части из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами:
- из драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами:
7113110000
7113190000
7113200000
- - из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами
- - из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами
- из недрагоценных металлов, плакированных драгоценными металлами
Изделия золотых или серебряных дел мастеров и их части из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами:
- из драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами:
7114110000
7114190000
7114200000
- - из серебра, имеющего или не имеющего гальванического покрытия, плакированного или не плакированного другими драгоценными металлами
- - из прочих драгоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия, плакированных или не плакированных драгоценными металлами
|
7115
7115100000
711590
7115901000
7115909000
Прочие изделия из драгоценных металлов или металлов, плакированных драгоценными металлами:
- катализаторы в форме проволочной сетки или решетки из платины
- прочие:
- - из драгоценных металлов
- - из металлов, плакированных драгоценными металлами
7116
7116100000
711620
Изделия из природного или культивированного жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней (природных, искусственных или реконструированных):
- из природного или культивированного жемчуга
- из драгоценных или полудрагоценных камней (природных, искусственных или реконструированных):
- - изготовленные полностью из природных драгоценных или полудрагоценных камней:
7116201100
7116201900
7116209000
- - - ожерелья, браслеты и прочие изделия из природных драгоценных или полудрагоценных камней, просто нанизанных без застежек или прочих принадлежностей
- - - прочие
- - прочие
Бижутерия:
- из недрагоценных металлов, имеющих или не имеющих гальванического покрытия из драгоценных металлов:
7117110000
711719
7117191000
- - запонки и заколки
- - прочие:
- - - со стеклянными элементами
- - - без стеклянных элементов:
7117199100
7117199900
7117900000
- - - - позолоченные, посеребренные или покрытые гальваническим способом платиной
- - - - прочие
- прочие
7118
711810
7118101000
7118109000
7118900000
Монеты:
- монеты (кроме золотых), не являющиеся законным платежным средством:
- - из серебра
- - прочие
- прочие
Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.
По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.
Во второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Шедевры, созданные гениальными мастерами – ювелирами всех времен, изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.
Выбранная мною тема не случайна. Объемы продаж ювелирных товаров с каждым годом увеличиваются. В работе мы рассмотрим весь путь ювелирных товаров, от производства – до транспортировки.
Но как для экспорта, так и для импорта ювелирных товаров существует множество проблем. В апреле, в Гос. Думе должны были рассмотреть законопроект «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Дальнейшая судьба программы довольно сложна.
Речь идет об изменении порядка опробования и клеймения ювелирных изделий. Государственная монополия в этой области фактически уйдет в прошлое - законопроект отменяет обязательное клеймение изделий из драгоценных металлов, предназначенных на экспорт, и изделий из серебра массой до 3 граммов. Чтобы облегчить продвижение российских ювелирных изделий на мировой рынок, законопроект предлагает ввести добровольное клеймение изделий, предназначенных на экспорт, что даст отечественным компаниям шанс значительно увеличить поставки за рубеж.
Необходимость клеймения будет определяться условиями контракта с иностранным партнером. Российское государственное пробирное клеймо не имеет признания ни в одной стране мира. Там, где существует обязательное клеймение золотых изделий (например, Англия, Франция) наши ювелирные изделия все равно подлежат вторичному клеймению специальным импортным клеймом. Там, где клеймение необязательно (например, США), российское клеймо затрудняет торговый бизнес.
Кроме того, проблема заключается в том, что у ювелирной отрасли слишком много контролеров, тогда как четкой организации, которая отвечала бы за судьбу промышленности и ее развитие, попросту нет. Ее роль взяла на себя общественность, но у нее нет нужных административных рычагов.
ОБЗОР РОССИЙСКОГО РЫНКА ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Размеры потребления
Из-за закрепленного в Уголовным Кодексе РФ обязательного государственного клеймения ювелирных изделий, статистические данные в отличие от других товаров имеют высокую точность на уровне 90%. По данным Пробирной Палаты РФ с 2000 по 2009 годы, число золотых изделий, которые получили клеймо, увеличилось с 9,7 до 45,7 млн. штук или с 24,6 до 118,6 тонн драгоценного металла – то есть примерно в 5 раз.
Несколько иная ситуация по серебру: за тот же период число клеймёных серебряных изделий увеличилось с 7, 6 до 32,6 млн. штук (рост в 4 раза), а по массе с 35,4 до 234,7 тонн (в 7 раз).
Среднестатистическое утяжеление серебряных изделий указывает на бурный рост потребления бытовых изделий, в первую очередь серебряной посуды.
Статистика не фиксирует долю украшений с бриллиантами в общем объеме ювелирки. По оценкам Гильдии ювелиров России, потребление этих «ювелирных аристократов» выросло в стоимостном выражении за 10 лет в 10 раз: с 200 до 2000 млн. долл.
В рамках российского ювелирного феномена существует платиновая аномалия: потребление платиновых ювелирных изделий ничтожно. И не имеет тенденции к росту, оставаясь на уровне 25 тыс. штук в год - 150 кг.
Проскочили и не заметили
Если бриллианты и другие драгоценные камни за прошедшее десятилетие подорожали незначительно с учетом мировой инфляции, то цены на золото и серебро выросли в 3 раза. Однако это никак не сбило накал и темп ювелирного потребления в РФ. И эта тенденция сохраняется.
Объем российского рынок ювелирных изделий в 2008 году увеличился до $5 млрд. против $4,65 млрд. в 2007 году и $3,72 млрд. в 2006 году по оценкам компании "Адамас".
Для защиты ювелирного рынка России от массовой низкокачественной импортной продукции «Гильдия ювелиров России» предложила следующие действия:
1.Увеличить ввозные таможенные пошлины на импортные ювелирные изделия с 20% до 30%.
Предлагаемый размер таможенной пошлины (30%) не является запретительной мерой для качественных ювелирных изделий известных Ювелирных Домов и, возможно, даже не вызовет увеличения их розничной стоимости в России. В тоже время, эта мера существенно повысит себестоимость массовых дешевых изделий, произведенных в Китае и Турции, что повысит конкурентоспособность изделий российских производителей и даст им возможность не допустить резкого сокращения рабочих мест.
2.Ввести квотирование объемов ювелирных изделий, поставляемых в Россию из стран СНГ, на уровне их фактических поставок в 2007 году.
3.В целях недопущения ввоза на территорию Российской Федерации
ювелирных изделий из драгоценных металлов с вредными примесями в сплаве и в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» обязать импортеров при таможенном оформлении и государственном контроле, на специальном таможенном посту предъявлять документы о химическом составе сплавов, из которых изготовлены ввозимые ювелирные изделия.
4.В целях недопущения выпуска в обращение на территорию Российской Федерации ювелирных изделий иностранного производства с характеристиками вставок из драгоценных и полудрагоценных камней, не соответствующим заявленным в сопроводительных документах, усилить государственный контроль на специализированном посту Центральной акцизной таможни ФТС РФ.[1]
Ювелирная промышленность
Количество предприятий, занимающихся производством ювелирных изделий, составляет 960 организаций. Подавляющее большинство из них частные. Индивидуальных предпринимателей – 2300 человек. Численность занятых в отрасли – более 60 000 человек. Занимающиеся производством ювелирных изделий организации и индивидуальные предприниматели расположены в 52 регионах страны. Основные центры производства:
1. Центральный Федеральный округ – 61,5 %;
2. Москва и область –38,1%;
3. Костромская область – 13,8%.
Считается, что отечественная промышленность обеспечивает 75% потребностей рынка, причем более половины – это изделия полного производственного цикла. А остальное – это сборные изделия с применением импортных полуфабрикатов, в том числе ввозимых по толлинговым схемам.
Хотя предприятия отрасли оснащены довольно приличным, а часто и передовым оборудованием - последняя волна модернизации пришлась на 2006-2007 годы, - по отдельным позициям наблюдается дефицит мощностей. Например, по цепевязальным машинам для производства очень модных пустотелых цепей.
Ювелирные олигархи
В отрасли нет ни монополиста, ни бизнес-лидера. Крупнейшие предприятия контролируют 4-8% рынка. В качестве условных лидеров следует назвать:
1. Группа "Адамаса" с выручкой порядка $400 млн. в год;
2. Ювелирный дом «Яшма» - 300;
3. Московский ювелирный завод – 250;
4. Компания «Алмаз-Холдинг» - 200.
Яркий пример бизнеса, созданного с нуля - Столичный ювелирный завод «Адамас», основанный 1993 году. Основной владелец, по данным СКРИН — компания «Спенсер Холдинг С.А.» (61%). Ее бенефициары не раскрываются, но считается, что основные - братья Андрей и Павел Сидоренко.
Ежегодно группа «Адамас» производит около 12 тонн ювелирных изделий. Розничная сеть «Адамас» на данный момент объединяет 217 магазинов, в том числе 32 франчайзинговых, как в Москве, и в регионах.
В прошлом году оборот торговой сети «Адамаса» составил примерно 100 млн. долл. Оптовые поставки производятся более чем в 1000 ювелирных магазинов России, а так же на Украину, Казахстан, Молдавию, Белоруссию, Латвию, Литву, Эстонию, Англию, Германию, Канаду.[2]
Дата: 2019-12-10, просмотров: 268.