Интенсивность потока физического перемещения грузов через таможенную границу, а также связанных с ним финансового и информационного потоков определяется, в первую очередь, уровнем развития внешнеэкономической деятельности страны. Об объемах таможенной переработки грузов можно судить по масштабам международного товарного обмена. Достаточно отметить, что суммарный объем мировых внешнеторговых грузооборотов в межконтинентальных сообщениях достигает почти 4 млрд. т.
Более 90% грузопотока таможенной переработки грузов приходится на международные коммерческие операции по обмену товарами в материальной форме, т.е. на экспортно-импортные операции с товарно-материальными ценностями. Именно с ними связана и основная часть операций, обеспечивающих международный товарооборот. Это операции:
- по международным перевозкам грузов;
- транспортно-экспедиционные;
- по страхованию грузов;
- по хранению грузов при международных перевозках;
- по ведению международных расчетов.
Рассматривая экспортно-импортные операции как основные потокообразующие операции таможенной переработки грузов, мы, исходим из преимущественно коммерческого характера внешнеэкономической деятельности.
При формировании потоков таможенной переработки грузов в процессе осуществления экспортно-импортных операций существенную роль играет выбор метода их осуществления. Различают два метода осуществления экспортно-импортных операций: прямой и косвенный. Прямой метод предполагает установление прямых связей между производителем (поставщиком) и конечным потребителем; поставку товаров непосредственно конечному потребителю и закупку товаров непосредственно у самостоятельного производителя на основе договора купли-продажи. Косвенный метод предполагает закупку и продажу товаров через торгово-посредническое звено на основе заключения специального договора (соглашения) с торговым посредником, предусматривающего выполнение последним определенных обязательств в связи с реализацией товара продавца.
С точки зрения таможенной переработки грузов менее трудоемкими и более эффективными являются прямые связи между продавцами и покупателями. Они, как правило, распространяются на экспортно-импортные операции по поставкам сырья, полуфабрикатов, оборудования, комплектующих изделий и другой продукции производственно-технического назначения.
Таможенные органы не определяют методы экспортно-импортных операций, но могут стимулировать участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в их предпочтениях. При прочих равных условиях прямые, долговременные хозяйственные связи позволяют упростить процедуры таможенной переработки грузов, выбрать наиболее рациональные таможенные режимы. При этом существенно упрощается логистическая цепь грузопотока таможенной переработки, возрастает потенциальная возможность более полной логистизации процесса таможенной переработки грузов, что соответствует ключевой задаче таможенных органов: «Обеспечить ускорение прохождения товаров и транспортных средств через таможенную границу, надежный контроль за доставкой товаров. Путь ее, решения — упрощение таможенных процедур, приближение их к мировым стандартам, полное соблюдение международных договоров России».
С учетом рекомендаций Всемирной таможенной организации предусмотрено:
- упразднить неэффективные и излишние таможенные процедуры;
-создать условия для представления грузовых таможенных деклараций на магнитных носителях;
- разработать дифференцированные технологии контроля в зависимости от категории товаров и лиц, которые их перемещают, с тем, чтобы стимулировать добросовестных и законопослушных участников внешнеэкономических связей и способствовать ускорению межграничного товарооборота;
- осуществлять ряд таможенных формальностей заранее, до прибытия товаров;
- рационализировать процесс таможенного оформления;
- обеспечить достоверность первичной статистической информации;
- развивать сотрудничество с таможенными службами других стран, в том числе в целях упрощения таможенных процедур.
Реализация перечисленных мероприятий я рассматриваю как важный шаг на пути логистизации процесса таможенной переработки грузов.
Системный подход к логистизации таможенной переработки грузов
1) логистизация таможенной переработки грузов осуществляется с учетом взаимосвязи с большими (супер) системами в которые входят, логистические системы таможенной переработки грузов, и с которыми они связаны общностью целей (совершенствование таможенного дела и повышение эффективности ВЭД);
2) цели логистической системы таможенной переработки грузов (независимо от уровня системы) определяются не в рамках субсистем, ее составляющих, а их следует рассматривать в связи с суперсистемами или квазиологистической системой таможенного дела Российской Федерации;
3)проекты логистических систем таможенной переработки грузов следует оценивать величиной вменённых издержек или степенью отклонения от оптимального таможенного режима;
4) оптимальный проект логистической системы таможенной переработки грузов нельзя получить путем лишь внесения небольших изменений в существующие системы таможенного оформления и контроля. Он основывается на планировании, оценке и принятии таких решений, которые предполагают новые и положительные изменения для всех участников ВЭД, включая импортеров, экспортеров, таможенные органы и таможенных посредников;
5) системный подход и системная парадигма логистизации таможенной переработки грузов основаны на таких методах рассуждений, как индукция и синтез, которые отличаются от методов дедукции, используемых при улучшении систем;
6) процесс логистизации таможенной переработки грузов должен осуществляться целенаправленно, последовательно, непрерывно. При этом надо предвидеть и по возможности устранять негативные последствия логистизации таможенной переработки грузов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, классификация материальных потоков и логистических операций в таможенной логистике повышает эффективность процесса управления материальными потоками. В свою очередь управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют следующие предприятия и организации: транспортные предприятия и экспедиторские компании; предприятия оптовой торговли; посреднические организации; предприятия-изготовители.
Разнообразие потоков таможенной переработки грузов достаточно велико и определяется совокупностью факторов, включая характер грузов, таможенные режимы, таможенные тарифы, меры экономической политики и многое другое. Потоко-формирующая роль в таможенной переработке грузов принадлежит физическому перемещению грузов через таможенную границу. При этом информационный и финансовые потоки выполняют функции обслуживания потока физического перемещения грузов через таможенную границу. На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий.
Пока все они могут изучаться в рамках соответствующих научных и учебных дисциплин, но в перспективе, по мере создания объективных и субъективных предпосылок широкомасштабной логистизации таможенного дела, они должны составить целостную концепцию таможенной логистики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Гаджинский М.А. Логистика. Учебник для студентов высших учебных заведений. – 12-е изд., перераб. И доп. – М.: «Дашков и К», 2006. – 432 с.
2. Гаджинский М.А. Логистика. Учебник для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., перераб. И доп. – М.: «Дашков и К», 2003. – 408 с.
3. Глухенький К. Таможня и перевозки: противники или союзники? // Экономика и жизнь. 2002 №34
4. Иванова М.Б. Логистика: Учебник.- М.: РИОР, 2005. – 76 с.
5. Логистика/Учебник/Под ред. Б.А.Аникина. – М.:ИНФРА – М, 2000. - 352с.
6. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 389 с.
7. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.
8. Сербин В.Д. Основы логистики: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
Приложение 1.
Классификация логистических операций
Дата: 2019-12-10, просмотров: 317.