Потенциальная прибыль новой фирмы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как и при любом деловом начинании, важно определить ожидаемую прибыль. Здесь следует провести необходимые расчеты на базе соответствующих исходных данных. При этом предпринимателю вновь может понадобиться помощь бухгалтера для подготовки необходимых финансовых документов (баланс доходов и расходов, план по источникам и использованию средств, обоснование точки безубыточности и др.), методика разработки которых рассматривается ниже. Переходя к заключительному этапу оценки, вам нужно объективно ответить на следующие вопросы:

Достаточно ли у меня инициативы в развитии дела? Каковы намерения франчайзера при успешном развитии бизнеса или, наоборот, при неудачах и падениях? Каково мое здоровье? Общие подходы к установлению отношений франчайзинга все больше учитывают "человеческий фактор".

Необходимо развивать структуру франчайзинговой системы так, чтобы

она имела ценность и для франчайзи, и для потребителя. Если система использует правильную структуру франчайзинга, тогда она приобретает целый ряд преимуществ для франчайзи. Чтобы определить, имеет ли ценность конкретный франчайзинг, рекомендуется дать ответ на вопрос: "В какой момент и при каких обстоятельствах в период существования отношений франчайзинга мой франчайзи не будет во мне (франчайзере) больше нуждаться? Может ли франчайзи работать лучше и с большей для себя прибылью, если не будет следовать тому, что я ему предлагаю сделать? Могу ли я создать достаточно сильный имидж  франчайзинга посредством расширения системы или рекламы, в результате чего покупатели пойдут скорее к моим франчайзи, а не к конкуренту? Обладаю ли я торговым секретом, который обеспечит ценность моего франчайзинга?" (если кто-то хочет торговать "Кока-Колой", то существует только один источник ее концентрата).

Итак, франчайзер постоянно должен помнить следующее:

Чтобы оставаться жизнеспособной длительное время, система франчайзинга должна иметь постоянную ценность для франчайзи. Первоначально франчайзи не мог создать бизнес без вашей помощи, однако, если система франчайзинга более не имеет ценности для франчайзи, он не будет ее использовать. Франчайзи перестанет платить франчайзеру, изменит название и будет работать самостоятельно. Время, деньги и усилия франчайзера в этом случае будут потрачены напрасно. Таким образом, даже на самых ранних этапах развития системы франчайзинга, когда маркетинг и привлечение франчайзи имеют особое значение, целью франчайзера должно быть придание его предложению ценности с позиций франчайзи.

Когда постоянно используется такой подход к развитию системы франчайзинга, то это идет на пользу и франчайзеру, и франчайзи. Бизнес вашего франчайзи развивается, он доволен, ваша прибыль тоже увеличивается. Но что еще важнее, успех франчайзи - это наилучший аргумент, который может и должен иметь франчайзер для того, чтобы успешно проникнуть на рынок.

Вы должны быть очень внимательны и осторожны в своих отношениях с франчайзи. Вам постоянно будет необходимо иметь с ними хороший контакт, поставленный на деловой уровень. Все вопросы целесообразно решать совместно. В этом плане в практике американского франчайзинга сложилась схема: франчайзер имеет, как правило, постоянно действующий консультационный (консалтинговый) центр. При организации этого центра франчайзер формулирует его цели и задачи, определяет круг ответственных лиц и структуру управления. Традиционно цели и задачи деятельности консультационных центров должны совпадать с направлениями вашего бизнеса. Одна из главных задач - постоянная связь с предприятиями-франчайзи, выявление существующих проблем и выработка рекомендаций франчайзеру для решения имеющихся вопросов.

Не ограничивайте связь центра только с предприятиями, владельцами или основными производителями. Приглашайте на дискуссии заинтересованных людей, если это касается их территории. Имейте человека, ответственного за распорядок проведения дискуссий и за введение в состав новых членов. Не позволяйте вашему совету утонуть в море задач, которые вполне можно решить на местном уровне. Определитесь с повесткой каждого заседания и будьте привязаны к ней. Это единственная возможность избежать расширения дискуссий. На заседании должны присутствовать высшие руководители, если франчайзер включен в совет. Присутствие менеджеров  управленческого звена свидетельствует о пренебрежении мнением и проблемами франчайзированного предприятия. Не приглашайте людей, рассуждающих о том, кто будет нести расходы на проведение заседаний. Заранее решите, за что будет платить франчайзер, а за что - предприятие. Создайте механизм информирования о деятельности как членов совета, так и не включенных в него, что создает совету репутацию эффективной организации. Не создавайте себе проблем с законом. Будьте уверены в законности формирования совета и проведения заседаний.

Общение - важный компонент успешных отношений франчайзер-франчайзи. Но слишком часто франчайзер не осознает всей важности эффективного общения и не утруждает себя письмами или беседами.

Что может помочь вам понимать и быть понятым? Во франчайзинге существуют следующие правила:

1. Определите и уясните идею для себя, прежде чем обсуждать ее с партнером. Очень часто франчайзер начинает говорить или писать, пытаясь донести что-то до сознания франчайзи, не проанализировав прежде эту идею с различных сторон. Подумайте, прежде чем говорить.

2. Уважайте франчайзи. Не позволяйте себе команд и приказаний. Вместо

этого проанализируйте его психологию и попытайтесь апеллировать к его благоразумию.

3. Будьте точны. Ваш франчайзи получает каждый день настолько много

информации (от торговцев, покупателей, своих работников), что Ваша может

затеряться в этом потоке, если она не точна, не компактна. Экономьте время и слова.

4. Не упускайте подтекстов. В устной речи язык жестов, тон голоса могут выдать потаенные мысли. Будьте внимательны ко всем каналам коммуникации.

5. Слушайте так же внимательно, как говорите. Высказать свою мысль - это только полдела, нужно еще сделать так, чтобы собеседник услышал. Следовательно, слушайте его вопросы и будьте готовы разложить все сообщение по полочкам, чтобы оно было понятно.

1. Избегайте повторений. Дайте сначала воспринять ваше сообщение, а затем оцените, как оно воспринято.

7. Не отказывайтесь от общения. Заявления типа: "Мы однажды попробовали, не сработало", "Это будет слишком дорого стоить", "У меня нет времени на ваши идеи", - быстро убивают желание  общаться. Заменяйте их такими выражениями, как: "Это звучит интересно, давайте прозондируем почву", "Поговорите об этом с другими франчайзи, посмотрим, понравится ли им эта идея", "Попробуйте сформулировать эту идею письменно, чтобы мы могли ее более подробно изучить".

8. Дайте и франчайзи понять ценность общения. Если у него рождается хорошая идея, выразите ему свое признание в присутствии других франчайзи. Если у вас проблемы, соберите своих франчайзи и попросите их участия в решении.

Это один из путей рождения идей, ведущих к обогащению людей. Рассмотрим, какие личностные качества можно использовать для людей, добившихся больших успехов во франчайзинге:

1. Лидерские качества и оптимизм. Франчайзер должен уметь создать такую систему, при которой в выигрышном положении окажутся и головная компания, и ее франчайзи. Для этого он должен заразить всю компанию энтузиазмом и рвением.

2. Упорство и цепкость. Франчайзер - это тот, кто выдвинув идею, проносит ее через огонь, воду и медные трубы. Удача и учет фактора времени также играют большую роль.

3. Удачливый франчайзер - человек с характером, не боящийся риска и способный поставить все на карту. Но он очень гибкий бизнесмен, который точно знает, что на рынке есть необходимость в его товаре. Кроме того франчайзеры - это творческие люди, их самый большой интерес - собственный бизнес и пути, как сделать его еще лучше.

4. Наиболее важны коммуникативные способности, умение общаться с франчайзи и способность понять, что эти люди в бизнесе, собственно, с такими же целями, что и вы. Не возводите себя на пьедестал.

5. Забота о процветании франчайзи.

6. Нужно любить свой бизнес. Необходима полная убежденность, что ваш бизнес важен, и потому следует отдаться ему на все 100 %. Ослабление внимания - и вы уже не на высшей ступеньке успеха.

2. Личная заинтересованность в успехе франчайзи. Ваша работа - действовать вместе с франчайзи на единой основе, знать их нужды и обеспечивать решение этих нужд. Вы должны сделать так, чтобы деятельность франчайзи была успешной, для чего понадобится много упорства и желания, а также веры в ваш товар или услугу,

8. Некоторый авантюризм и способность рисковать и преодолевать преграды.

9. Изобретательность и динамичность. Лидерские способности и сильное собственное "Я". Огромная вера в себя и свои способности. Высокая степень коммуникабельности.

10. Чтобы иметь успех в качестве франчайзера, вам нужно деловое чутье и честность. Во франчайзинге более чем где-либо нужно быть честным, иначе потеряете свой имидж.

Очень важно определить, возможен ли франчайзинг в вашем бизнесе? Как можно использовать этот уникальный вид предпринимательства?

Это нелегкие вопросы, и прежде чем на них ответить, следует тщательно все обдумать и критически оценить все сделанное и достигнутое, Помочь вам разобраться в этих вопросах помогут следующие факторы:

1. Возможен ли выход товара на рынок? Успех любой компании зависит от способности удовлетворить потребности и спрос рынка в товаре или услуге.

При этом необязательно изобретать новый товар, это может быть модификация старого, например, кровельный материал. Однако создание обновленной продукции, поиск свободной ниши на рынке - это обычная стратегия маркетинга, используемая огромным количеством компаний. Франчайзинг однако дает дополнительные возможности в завоевании рынка. Используя новые формы продажи произведенного продукта или услуги, франчайзинговые компании вносят единообразие в организованность, в рынок, широко завоевывая доверие потребителя. Возвращаясь к примеру "МакДональдса", отметим, что не было ничего нового в приготовлении гамбургеров, когда Рэй Крок основал свой бизнес в 1954 году. Закусочные десятилетиями занимались приготовлением отбивных, и Крок не открыл ни новый рынок, ни новый товар. Однако он развил новый и привлекательный бизнес, завоевавший сердца и воображение (и доллары) американской публики, Крок вышел на рынок с единообразным (стандартизированным) продуктом, который был легко узнаваем потребителем.

Одновременно франчайзинг позволяет завоевать рынок, увеличивая возможность рекламы. "Сенчури 21", фирма по купле-продаже недвижимого имущества, вышла на сцену франчайзинга с помощью независимых брокеров, установивших единые требования через объединенное рекламирование. Соединив средства франчайзированных предприятий, компания финансировала крупную национальную рекламную компанию, создавшую единый имидж и завоевавшую потребителя. Можете ли вы найти рынок? Если ваш товар новый или улучшенный, если система бизнеса отлична или обновлена, если ваша реклама создает единый привлекательный имидж товара или услуги, у вас есть шансы в поиске свободной торговой ниши на рынке.

2. Должен быть успешный прототип. Большинство успешных предприятий франчайзи основаны на прототипе или базовой модели, по которой созданы подразделения. Часто эти прототипы - идеи самого франчайзи.

Прототипы особенно важны для доказательств законности и рентабельности вашего бизнеса. Желающие заняться франчайзингом редко привлекают неопробованные идеи, они желают иметь свидетельство того, что представляет собой ваш бизнес и как он срабатывает в реальных условиях.

Прототипы представляют возможность обучения для будущих франчайзи,

позволяя им ошибаться и улучшать систему управления перед выходом на рынок франчайзинга. Помните, что франчайзинг - это гигантская копировальная машина, отражающая как проблемы, так и победы. Если ваш франчайзинг не верен, те же ошибки будут дублированы вашими подразделениями.

Прежде чем в вашем центре появится множество проблем, выработайте эффективную и действенную систему управления. Прототип представит такую возможность.

Насколько рентабельным должен быть прототип, чтобы заняться франчайзингом? Это зависит от многих обстоятельств. Ваш бизнес должен приносить достаточный доход, чтобы привлечь желающих заняться франчайзингом. На вопрос, сколько это составит в денежном выражении, невозможно ответить. Для занятия, требующего низких первоначальных инвестиций несколько тысяч дохода может быть достаточно, чтобы привлечь возможного партнера. Если ваш бизнес требует 50 - 60 часов работы, прибыль должна быть достаточна, чтобы компенсировать эти усилия. Барометром может служить опыт Тони Мартино. В 1967 году он искал бизнес для франчайзирования и даже дал объявление. "Мне необходим был 30 - 50 % возврат капиталовложений, чтобы привлечь к участию в МААКО около.150 тысяч долларов. Таким образом, если типичное франчайзированное предприятие заработает 50 тыс. долларов, а некоторые и больше, экономика сработает".

Насколько прибыльным должен, быть прототип вашего бизнеса, зависит от типа франчайзи, которого вы желаете привлечь, так же как от времени и денег,

требуемых для его реализации. Лучшим решением этого вопроса является личный тест. Спросите себя: будет ли доволен мой партнер, получая такой же доход, что и подразделение моей компании? Достаточно ли высока эта сумма, чтобы компенсировать работу, риск и приносимые жертвы?

Связанный с прототипом вопрос: как долго должны они быть в бизнесе перед

франчайзированием? Наверное, излишне говорить, что это также зависит от

ряда обстоятельств. Желательно проработать самостоятельно, как минимум,

год перед тем, как серьезно заняться франчайзингом. Три" года - это оптимальный период, за который будут исправлены недостатки системы и, возможно, выработается концепция подразделения. Важна также типичность и возможность дублирования прототипа бизнеса. Типичность предопределяет, насколько верно прототип отражает условия функционирования франчайзированных предприятий, Магазин сувениров около Кремля, например, нетипичный прототип, так как он достигает успеха, используя интерес туристов к этому месту. Чтобы быть эффективным, ваш прототип должен реально отражать разнообразные условия функционирования. Предприятия, требующие больших первоначальных затрат на дизайн и исполнение, затрудняют дублирование. Аэропорт, например, с характерным дизайном и сложным расписанием, практически невозможно отклонить от прототипа. Огромная стоимость такой попытки будет сдерживать попытки франчайзера к дублированию прототипа на национальном бизнесе.

Можете ли вы заниматься франчайзингом без прототипа? Да, это называется идеей франчайзинга, что весьма проблематично. Однако некоторые изобретательные бизнесмены пошли этой дорогой и добились успеха. Наиболее убедителен пример Карла Сандерс, который путешествовал по стране, продавая свой секретный рецепт ресторанам, чтобы иметь 5 центов лицензионного сбора с каждой проданной единицы. Однако это исключение. Большинству франчайзеров необходимо основание хорошо организованного, внушающего доверие бизнеса, чтобы привлечь возможных партнеров и создавать работоспособную систему управления.

Вместе с тем, есть возможность использовать франчайзинг, не тратя годы на развитие бизнеса. Этот вид называется изначальным франчайзингом и базируется на использовании прототипа магазина или другого подразделения, подтверждающего успех начинания. Такой бизнес создается с явным намерением развивать франчайзинг. Несмотря на то, что изначальный франчайзинг более сложен, чем франчайзирование бизнеса, имеющего длительное устойчивое развитие, он вполне возможен, если концепция ясна, а прототип типичен и дублируем.

3. Может ли ваш бизнес быть детализирован?

Единообразие является решающим для успеха франчайзи. Работы по стандартизации повышают эффективность и создают единый, легкоузнаваемый образ, с которым связывают вас потребители. Каким образом франчайзи стандартизируют бизнес? В основном, используя всеобъемлющее руководство по управлению, оставляющее немного места для импровизации. Например, в дополнение к управлению магазином руководство Джиффи Льюба указывает менеджерам, как отвечать по телефону и что подавать посетителям, пока те ждут ремонта машин. Руководство "ХЭ Перфомеро" предписывает парикмахерам, как обслуживать и действовать в салоне.

Исходя из этого вы можете решить, может ли ваш бизнес быть детализирован таким образом? Если вы можете идентифицировать род занятий, если вы можете определить основные навыки и технику управления, вы можете детализировать свой бизнес. Но обратите внимание! Только то, что вы детализировали бизнес, еще не означает, что новое предприятие будет способно полностью следовать вашему   образцу. Руководство по управлению должно быть написано ясным, понятным языком, свободным от технического жаргона. Если ваш бизнес слишком сложен для описания, если проблематично описание доступными словами и фразами, в этом случае эффективное обучение управлению начинающих бизнесменов будет затруднено.

4. Вы должны иметь возможность обучить персонал франчайзированных предприятий за короткий промежуток времени. Комплектность увеличивает время обучения, что является очень дорогостоящей составляющей. Обучение требует как интенсивного труда, так и времени. Чтобы добиться успеха, необходимо достаточно хорошо обучить франчайзи и ввести их в бизнес как можно быстрее. Франчайзеры должны сокращать период обучения за счет выработки управленческих навыков, необходимых для ведения бизнеса, и одновременно нанимая технически обученный персонал. "Мы не инструктируем наших франчайзи по ремонту, - говорит Д'Арей Виллианес из "Спиди Трансмишн Центр", - вместо этого мы обучаем, как найти квалифицированных работников и организовать труд этих людей для достижения оптимальных результатов, так как ремонт требует знания около 400 рабочих деталей автомобиля и обучение этому займет месяцы". Этот подход верен и для многих франчайзированных предприятий, занимающихся обслуживанием или связанных с медициной.

Франчайзирование - это  постоянно идущий процесс обучения, который часто может быть продолжен на домашних курсах. Начальное обучение представляет общий обзор франчайзированного - бизнеса. Его продолжительность зависит от сложности бизнеса. Так, операции, на обучение которым уходит более шести недель, слишком сложны для франчайзирования. В то же время, если обучение занимает менее недели, то эти операции слишком просты для достижения возможного успеха. Зная все эти факторы, вы должны для себя ответить на следующие вопросы:

1. Вы владеете прибыльным делом?

2. Достаточно ли долго вы занимаетесь бизнесом, чтобы эффективно управлять минимумом проблем?

3. Желаете ли вы быстро расширить свое Дело?

4. Может ли ваше дело быть систематизировано и разделено на отдельные

составляющие элементы?

5. Развивается ли ваш бизнес в условиях дезинтеграции с преимущественным использованием небольших предприятий (общественного питания, торговли, сферы услуг, производства товаров)?

6. Испытывает ли ваш бизнес недостаток в количестве привлеченных франчайзи или владельцев компаний?

7. Находится ли ваш бизнес на развитом рынке?

8. Отвечает ли ваша продукция требованиям потребителя?

9. Легко ли управляем ваш бизнес?

Можно ли быстро и легко научить этому бизнесу других?

10. Достаточно ли дохода принесет этот бизнес как для франчайзера, так и для франчайзированного предприятия?

11. Легко ли дублировать ваш бизнес?

12. Может ли ваш бизнес быть скопирован? Может ли он широко заполонить рынок?

13. Занимаетесь ли вы сервисом?

14. Можно ли заниматься вашим бизнесом при небольших объемах инвестиции?

15. Основывается ли ваш бизнес на апробированном направлении или же на

каких-либо нововведениях?

16. Займет ли копирование вашего бизнеса разумное количество времени (год

или менее)?

17. Может ли ваш бизнес принести достаточно дохода, чтобы привлечь потенциальных инвесторов?

18. Предлагает ли ваш бизнес что-либо новое? Лучший сервис или товар?

19. Интересен ли ваш бизнес сам по себе?

20. Обращался ли к вам кто-нибудь с предложением покупки вашего бизнеса

как франчайзинга?

21. Настроен ли ваш бизнес на длительное сотрудничество с независимыми

производителями?

22. Можете ли вы предложить франчайзированным предприятиям обучение, совет, другую поддержку и управлять сетью независимых подразделений?

23. Выдержит ли ваш бизнес программу франчайзирования?

Только положительно ответив на эти вопросы, можно приступить к созданию системы франчайзинга.

В каких сферах можно открыть франчайзинг, исходя из сказанного?

Это могут быть бухгалтерские услуги, аудит, независимая служба трудоустройства, грузовые перевозки, уход за больными на дому, уход за животными при отъезде, озеленение интерьера, мойка окон, уборка помещений и квартир, прачечные, помощь при организации семейных торжеств и многое другое.

Франчайзи решает купить франчайзинг для того, чтобы получить преимущества от уже проверенной концепции, существующей торговой марки. В обмен на эти преимущества франчайзи будет делиться частью своей прибыли и пожертвует частью своей независимости. Если бы франчайзи хотел иметь полностью независимый бизнес, он бы никогда не пришел к франчайзеру. Потенциальный франчайзи, который приходит к франчайзеру, хочет использовать преимущества того, что он будет филиалом фирмы с хорошей репутацией. Поэтому отдает часть своей независимости, чтобы получить эти преимущества.

Бизнес франчайзи улучшается, он доволен, прибыль франчайзера тоже увеличивается. Успешные франчайзи - это наилучший инструмент, который может и должен иметь франчайзер для того, чтобы успешно проникнуть на рынок. Только при согласии и интересе обеих сторон, взаимном доверии и поддержке обеспечивается успех системы.

Соглашение о франшизе представляет собой конечную стадию в процессе создания сети франчайзинга. Но прежде чем заключить соглашение о франшизе, предприниматели должны произвести самооценку, т. е. оценить свои способности и возможности, чтобы убедиться, что бизнес в виде франшизы - это именно то, что им подходит.

Для подтверждения правомерности принятого решения рекомендуется также ответить на следующие вопросы:

- обладаете ли вы инициативой;

- нравится ли вам работать с другими людьми;

- способны ли вы стать лидером по отношению к тем, кто будет работать с вами;

- способны ли вы организовать свое время и людей, которые участвуют в деле;

- способны ли вы пойти на риск и принять верное деловое решение;

- хватит ли у вас решительности, чтобы управлять предприятием во времена подъемов и падений;

- хорошее ли у вас здоровье?

Выбирая франчайзи, нельзя останавливаться на тех, кто очень быстро принимает. решения, кто захочет скорее все переделать в уже опробированной системе. Нужно выбирать среди тех, кто может увидеть действительно ценности системы, кто может помочь ее улучшить и тем самым принесет выгоду и себе, и системе. Независимо от того, насколько успешно работает франчайзи, первоначальный энтузиазм его со временем проходит. Франчайзер "должен быть готов признать этот факт и, имея специальную программу, следует укрепить первоначальное желание франчайзи вступить в систему франчайзинга. Соглашение о франшизе определяет

конкретный характер отношений между франчайзером и франчайзи, и здесь совершенно необходимы юридические советы, чтобы убедиться, что были приняты наиболее подходящие условия. Имея точное представление о том, когда необходима юридическая консультация и какого характера она должна быть, предприниматель получает возможность сэкономить время и деньги.

 



Соглашение о франшизе

Соглашение о франшизе содержит все специфические требования к предпринимателю и включает его обязательства. Такие пункты соглашения, как исключительные права на территорию, обеспечат защиту прав предпринимателя против возможного представления еще кому-либо аналогичной франшизы в пределах территории, на которой он осуществляет свой бизнес. В положении о порядке возобновления соглашения должны быть указаны сроки договора и условия его возобновления. При этом финансовые требования будут являться определяющим началом в установлении стартовой цены франшизы, графика платежей, размеров роялти и т. п. В положении о порядке прекращения франшизного соглашения оговариваются также условия, при которых соглашение расторгается. Эти условия предусматривают действия, которые необходимо предпринять в случае потери франчайзером или франчайзи трудоспособности или его смерти, а также определяют права родственников при указанных обстоятельствах.

Франчайзинг, как уже отмечалось выше, основан на использовании торговой марки. Поэтому в соглашение  о франшизе обязательно включают пункт о защите торговой марки и действиях франчайзера в случае незаконного ее использования. Для франчайзи торговая марка будет фундаментом его франчайзинговых отношений, за которую он выплачивает определенную договором сумму. Кроме того пункты франшизного соглашения должны обеспечивать франчайзеру получение справедливого вознаграждения в случае продажи франшизы. Все эти положения имеют важное значение и требуют юридических советов. Хотя соглашение должно отвечать принятым стандартам, предпринимателю следует попытаться дополнительно обсудить ряд положений, которые имеют принципиальное значение при принятии решения об инвестициях в предприятие-франчайзи. Если в результате переговоров появились изменения, поместите их в договор в виде дополнения, чтобы к ним было легко обращаться в будущем. Попытки найти изменения в основном тексте стандартного договора отнимут у вас много времени и сил. После того, как структура системы франчайзинга установлена, встает вопрос выбора самых подходящих франчайзи. Франчайзи должны отбираться, а не "продаваться". Обычно соглашение о франчайзинге заключается сроком на 10, 20 или более лет. К преимуществам предлагаемой системы для франчайзи можно отнести следующее:

- мощная реклама;

- общественное признание;

- обучение;

- помощь на начальном этапе;

- централизованные закупки;

- подготовка и, возможно, выбор месторасположения;

- помощь в организации учета или бухгалтерское обслуживание.

Этот список можно продолжить. Некоторые или все из этих пунктов могут быть настоящими преимуществами для франчайзи, но чего франчайзи действительно хочет от франчайзинга, так это того, чтобы кто-нибудь помогал ему принимать правильные решения. Он хочет, чтобы франчайзер научил его (примером, аудиторными занятиями, рабочими инструкциями или всем сразу), как принимать правильные решения.

Итак, хорошие отношения - ключ к тому, чтобы они были длительными. Другим определяющим моментом в отношениях франчайзер-франчайзи является вопрос постоянства ценностей. Через пять лет, когда франчайзи будет знать о бизнесе франчайзера столько же, сколько он сам, будь то жареные гамбургеры, пицца или заполнение рецептов, франчайзи может задать один вопрос: "Что ты сделал для меня за последнее время". Ответ на этот вопрос следует продумать заранее. Долгосрочные отношения между двумя сторонами обязательно будут сопровождаться какими-то трениями, поэтому нужно предвидеть такую ситуацию заранее и быть готовым.

В широком смысле это можно назвать "будущность настоящих решений". Другими словами, то, какое решение вы примете сегодня, влияет на будущее вашего предприятия.

На всем протяжении взаимоотношений от зарождения идеи франчайзинга до смены франчайзи необходимо тщательно планировать все деловые и юридические аспекты бизнеса. Это не только сэкономит средства в будущем, но и будет способствовать усиленному развитию франчайзинговой системы.


Неудача на раннем этапе.

 Одно из наиболее тяжелых явлений, которое может произойти на раннем этапе развития системы, это неудача франчайзинга. Дополнительное участие в управлении, время, силы и деньги, которые требуются для исправления ситуации, увеличивают размер ваших расходов. Неудача на раннем этапе отрицательно влияет на развитие системы, отнимает внимание и время на выяснение причин и может уменьшить эффективность управления. Проверка вашей способности расширять систему не будет достаточно серьезной без опыта выяснения причины ранней неудачи.

Если такая неудача имеет место, то это сигнал, который нельзя игнорировать, и, если ей не уделить должного внимания, то возможное судебное разбирательство отрицательно отразится на всей системе. Серьезный и неприятный вопрос: "Чья вина - его или моя?" - должен быть задан, и на него нужно дать четкий ответ. Для большинства франчайзеров трудно дать точный ответ на этот вопрос, особенно если они успешно руководили подразделением некоторое время. Но франчайзер должен сначала допустить, что ответ на вопрос будет: "Моя". Как франчайзер, который располагает системой управления и информации, вы должны были заметить проблему заблаговременно, чтобы можно было ее исправить. Если система управления и информации не работала достаточно эффективно, ее -нужно исправить. Если же вы получили сигнал тревоги вовремя, но вольно или невольно не отреагировали на него, тогда спросите себя: "Хочу ли я быть франчайзером?".

Возможно причиной неудачи  было не плохое управление или информация, а более фундаментальная проблема. Может быть это бизнес, в котором успех был достигнут исключительно за счет личных качеств его владельца и, которые нельзя распространить на систему. Этот вопрос следует поставить на самой ранней стадии системы или же система вообще не должна предлагаться.

Однако неудачи не всегда являются виной системы. Когда обучение совершено, контракты подписаны и рабочие инструкции  прочитаны, франчайзи будет работать как самостоятельный бизнесмен. В этом случае его способности определят уровень успеха. Франчайзер не может гарантировать успеха франчайзи. Как сказал один юрист по франчайзингу: "Каждый франчайзи сохраняет за собой конституционное право на неудачу". Владельцу фирмы, обвиненному в искажении каких-либо условий, зачастую бывает достаточно предъявить подписанный документ в доказательство того, что его партнер был информирован о расходах и риске, прежде чем был положительно решен вопрос о сотрудничестве. Регулирование прежде всего уменьшает количество необоснованных обвинительных актов как против владельца фирмы, так и против владельцев франчайзингов. Это доказывает и тот факт, что с момента подписания соглашения количество судебных разбирательств (по зарубежным оценкам), касающихся франчайзинговых фирм, резко сокращается. Однако вместе со всеми положительными моментами регулирования есть и некоторые отрицательные с точки зрения времени и расходов. Ведение деятельности в соответствии с действующим хозяйственным правом и налоговой системой, согласованными с особенностями франчайзинга, предусматривает значительные дополнительные нагрузки и обязанности. Чтобы избежать излишней суеты и траты времени, необходим юрист, знающий вопросы франчайзинга, который сможет устранить многие, иногда весьма сложные и дорогостоящие по своим последствиям проблемы.

И все же, насколько дорого может обойтись согласие с законом, будет зависеть от сложности и условий бизнеса. Открытие системы требует денежных вложений на 15 тыс. долларов - в подготовку документов и их регистрацию, франчайзинговое соглашение и подробное описание структуры и деятельности совместного предприятия. Отсутствие правильно оформленных юридических документов, отражающих особенности бизнеса, может стать тормозом в развитии франчайзинговых фирм.

Таким образом, франчайзинг требует от обеих сторон (и от франчайзера и от франчайзи) серьезного отношения к делу. Каждый из них прежде чем начать совместное дело, должен произвести анализ и оценку всех факторов (товар, рынок, цены, издержки, конкуренты), взвесить свои возможности и разработать концепцию вхождения во франчайзинг.

Франчайзинг требует четкого юридического оформления взаимных отношений франчайзера и франчайзи. Оно осуществляется посредством заключения франчайзингового соглашения. Это важнейший документ, и не следует экономить ни времени, ни денег на юридическую и экономическую проработку деталей франчайзингового соглашения. Рублевая экономия на стадии подготовки соглашения может обернуться потом миллионными потерями. Франчайзинг может стать успешным только при соблюдении принципов равноправного сотрудничества и взаимной выгодности. Ни франчайзер, ни франчайзи не должны искать для себя односторонних преимуществ. Это требование не только деловой этики, но и экономики. Всякая потеря у одной из сторон неизбежно приведет к потерям и у другой стороны. На всех стадиях отношений при подготовке договора, при его заключении и в процессе исполнения сторонам следует опираться на экономические расчеты, соблюдать требования закона и нормы деловой этики.

 

 




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Довгань В. Франчайзинг путь к расширению бизнеса.- М.: Дело, 1991.

2. Введенние во франчайзинг /Под ред. С. А. Силинга. - Санкт-Петербург, 1992.

3. Как преуспеть в бизнесе. - М.: Инф.-внедр.центр "Маркетинг", 1993.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1991.

5. Кохно П. А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.

6. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

7. Паркинсон С. Н. Законы Паркинсона. - М.:Прогресс, 1989.

8. Питерс Т., Уотермай Р. В поисках эффективного управления, - М.: Прогресс, 1986.

9. Рыночная экономика: Учебник.- М.: Соминтэк, 1992.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.