Грамматических навыков, в системе уроков английского языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система упражнений по формированию грамматических навыков ставила главной целью овладение устной речи английского языка. Она была направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном языке.

Известно, что главная трудность в обучении грамматическим умениям и навыкам состоит не в запоминании отдельных фактов языка, а в овладении действиями с ними. Поэтому основное назначение грамматических упражнений заключалось в том, чтобы обеспечить обучающимся овладение действиями с грамматическим материалом как в рецептивном, так и в репродуктивном плане.

Грамматические упражнения в данной системе отвечали следующим основным требованиям:

- обучали действиям с грамматическим материалом;

- отражали психофизиологические и лингвистические закономерности развиваемых видов речевой деятельности;

- имели коммуникативную направленность;

- располагались в порядке от более легких к более трудным;

- активизировали умственную деятельность обучающихся (ставили проблемные задачи);

- содержали разнообразные задания.

Языковые упражнения были направлены на выработку у учащегося первичных умений и навыков пользования отдельными элементами изучаемого языка, и их целью являлась подготовка ученика к дальнейшей речевой деятельности.

Языковые упражнения проводятся на протяжении всего курса обучения иностранному языку, так как определенным навыком легче овладеть в от­дельности.

В основу нашей методики легли упражнения из учебника “Spotlight” («Английский в фокусе») для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторами которого являются Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко,

В. Эванс.

Известно, что навык, выработанный на сознательной основе, отличается особой прочностью и гибкостью. Поэтому упражнения, используемые в обучении, способствовали тому, чтобы учащийся хорошо уяснил себе особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим характерной чертой языковых упраж­нений было многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов этих упражнений.

В рамках классификации «тренировка – практика» в языковых упражне­ниях, используемых на уроках, можно различать с точки зрения развития процесса становления рече­вых умений:

Первичные упражнения, которые следуют непосредственно за объяс­нением и имеют своей целью выработку первичных умений, а затем и навы­ков.

По характеру операций с речевым материалом, осуществляемых учащи­мися, можно различать:

Элементарно-рецептивные упражнения. Они состоят в опознавании бывших в опыте учащихся единиц речи при слушании и чтении.

Необходимо придерживаться следующей последовательности в методи­ческих действиях, при ознакомлении обучаемых с рецептивным грамматичес­ким материалом:

1. Предъявление нового грамматического явления на доске (карточке, кодограмме, мультимедиа)

2. Установление значения нового грамматического явления на основе анализа нескольких письменных контекстов.

3. Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки нового грамматического явления.

Элементарно-рецептивным упражнениям сопутствовали противопоставлению усваиваемого материала уже усвоенному, в целях различения того, что могло быть ошибочно отождествлено.

Репродуктивные упражнения состоят в устном и письменном (или только устном) воспроизведении бывших в нашем опыте единиц материала для речи или их комплексов. Ученикам были заданы диалоги наизусть. Например диалог к теме «A visit to the vet»:

Vet: Hi, John. What’s the matter?
John: It’s Tom, my parrot.
Vet: Oh, what’s wrong with him?
John: I think he’s got a broken wing.
Vet: Really? How?
John: I don’t know.
Vet: How old is he?
John: He’s about four years old.
Vet: Let’s have a look at him.
John: OK.

Как видно, элементарно-рецептивные операции здесь тесно связаны с репродуктивными и наоборот.

Вторичные предречевые упражнения. Эти упражнения были предназначены для дальнейшей автоматизации первичных умений путем применения выра­батывающихся навыков в процессе реализации вторичных умений.

Основные усилия учащихся и их произвольное внимание и мышление были сосредоточены на преодолении тех или иных трудностей, в силу чего данные упражнения все еще относились к области тренировки, а не рече­вой практики. Например, стр. 67 упражнение 7:

Write the third person singular.

1) I hide – he …

2) We hunt – she …

3) They live – he …

4) You eat – she …

5) I walk – she …

6) You use – she …

7) They carry – he …

8) We wash – he …

Комбинаторно-рецептивные упражнения состоят в соотнесении опоз­нанных элементов и знаков речи между собой и с ситуацией при слушании и при чтении с целью понимания высказываний.

Тренировка рецептивного грамматического материала предполагала вы­полнение ряда имитационных, подстановочных и трансформацион­ных упражнений.

Имитационные упражнения были построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в них задана, ее следует повторять без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу; контрастного повторения различных форм за преподавателем, при этом происходит прилаживание органов речи к произнесению новых грамматических явлений в небольшом контексте; списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров. Например:

 Find verbs in Present Simple Tense in the text and underline them:

“I’ve got a cat. Her name is Stripes. She is 5 years old with big ears and bright green eyes. Stripes plays in the garden all day and at night she sleeps on my bed. Cats are great!What dо you think?”

Подстановочные упражнения использовались для закрепления грамматического материала, выработки автоматизма в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях; этот тип упражнений особо ответственен за формирование гибкости навыка, здесь происходит усвоение всего многообразия форм, присущих данному грамматическому явлению, за счет разнообразных трансформаций, перифраза, дополнения и расширения. Например, стр. 69, упражнение 7 a):

 Fill in do, does, don’t or doesn’t.

1. A: ………. you like peacocks?

B: Yes, I ………. .

2. A: ……….. your friend eat fruits?

B: No, she …………….. .

3. A: ………… they live in Brazil?

B: No, they ………… .

4. A:  ……….. Bob sleep a lot?

B: Yes, he ………… .

Трансформационные упражнения дали возможность формировать навыки комбинирования, замены, сокращения или расширения заданных грамматических структур в речи. Здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамматического материала в речи. При выполнении этих упражнений учитывались две взаимосвязанные задачи: обеспечение запоминания грамматического материала, развитие соответствующих навыков и одновременно открытие перед учащимися ясной речевой перспективы использования этих навыков.

Продуктивные упражнения состояли в воспроизведении и сочетании в соответствии с речевой ситуацией усвоенных единиц речи для устного или письменного общения.

Речевые упражнения – были направлены на выработку у учащегося нового сложного умения – умения мобилизовать усвоенный языковой материал в целях осуществления языковой коммуникации.

Упражнения постепенно становились все более творческими и все больше приближались к естественному акту речи.

Комбинаторно-рецептивные упражнения состояли в непосредственном (без анализа и перевода) понимании устных и письменных высказываний, построенных на знакомых структурах и содержащих в основном знакомую лексику.

Продуктивные упражнения состояли в устном и письменном выражении мыслей с использованием усвоенного материала для речи в доступных учащемуся речевых ситуациях.

При обучении, прежде всего, весьма динамично соотношение удельного веса тренировки и речевой практики. На среднем этапе обучения речевая практика начинает доминировать, вот почему много внимания уделяется развитию речевых и грамматических навыков, а также навыков аудирования.

Следует заметить, что деление упражнений на языковые и речевые является условным и ценным лишь в чисто методическом плане. Одни и те же упражнения могут выступать то как языковые, то как речевые, в зависимости от этапа обучения.

Теперь приведем все упражнения в систему уроков, которая будет способствовать эффективному развитию грамотной устной речи.

При обучении нового раздела (Module 5)  вводилась и отрабатывалась новая грамматическая тема “Present Simple Tense”.

В начале урока “ Amazing creatures ”  была дана необходимая лексика для усвоения грамматического материала, затем последовало объяснение темы Present Simple Tense в утвердительных предложения и правила правописания глаголов в 3 лице ед. числа.

После этого были даны упражнения на закрепление нового материала.

1. Write the third person singular.

1) I hide – he …

2) We hunt – she …

3) They live – he …

4) You eat – she …

5) I walk – she …

6) You use – she …

7) They carry – he …

8) We wash – he …

2. Put the verbs in brackets into the correct form.

1) Rhinos …………….(eat) plants.

2) The Bengal tiger ……………… (live) in India.

3) A lion ………………….. (sleep) during the day.

4) Crocodiles ……………………(swim) in rivers.

5) Elephants ……………………. (like) bananas.

6) A cobra sometimes ……………….(bite) humans.

Особенности произношения окончания -s отрабатывались с помощью упражнения, к которому прилагался аудиоматериал (track 29):

Listen and tick ( ):

  /s/ /z/ /iz/   /s/ /z/ /iz/
lives       writes      
walks       teaches      
goes       relaxes      

На дом были заданы правила и упражнения (1,2) из рабочей тетради на закрепление и повторение грамматического материала и лексики, т.к. для развития грамотной устной речи необходимо не только знание грамматики, но и лексики.

Нужно отметить, что при проведения урока использовалось мультимедиа сопровождение, что стимулировало работу учащихся и способствовало лучшему усвоению материала.

Следующий урок « At the Zoo » начался с проверки домашнего задания, в ходе которого были выявлены ученики, которые справились с заданиями не допустив ни одной ошибки, и те, кто допустили ошибки. Домашняя работа проверялась с комментариями и объяснением.

Цель урока – расширение лексического запаса, развитие грамматических навыков, а также навыков аудирования, говорения и произношения.

Вводилась новая лексика по новой теме, были задания на аудирование, закреплялась тема Present Simple Tense в утвердительных предложениях.

На закрепление грамматического материала, было дано упражнение, где ученики должны были записать и прокомментировать свой ответ: (Workbook p .41, Ex . 3): Put the verbs in brackets into the correct present simple form.

1) A cheetah …….(run) very fast.

2) Frog ………….(live) on all continents except Antarctica.

3) Hippos ………(give) birth underwater.

4) The blue whale …………..(weigh) 50 tons at birth.

5) Dolphins …………….(sleep) with one eye open.

6) The black and white rhino ………..(have) two horns.

7) Butterflies ………….(taste) with their feet.

8) A crocodile …………(move) fast with its tail.

9) A deer ………….(eat) grass.

10) Leopard ………..(keep) moving. They never stay in the same place.

Задание на дом: выучить наизусть диалог и правила правописания  -s,

-es, -ies на конце глагола в 3 л. ед.ч..

На следующий урок была продолжена предыдущая тема, но большой акцент делался на грамматику. Было продолжено объяснение темы Present Simple Tense в вопросительных и предложениях и отрицанием.

Но прежде чем продолжить объяснение темы, был проверен диалог, заданный на дом, тем самым проверили уровень развития речевых умений.

На слайдах было объяснено правило, которое разбиралось, используя метод «Мозгового штурма».

Вопросы ( Interrogative)

 

Do I/you/they/we like tiger? Does h е /she/it like tiger?

Отрицание ( Negative )

do not = don’t I/you/they/we = don’t I don’t go to school
does not = doesn’t Не/she/it = doesn’t (3 лицо ед. число) She doesn’t go to school

Короткие ответы ( Short answer )

Do I/you/they/we like tiger?

Does h е /she/it like tiger?

Yes No I/you/we/they do don’t
Yes No he/she/it does doesn’t

Закреплялось объясненное правило через ряд упражнений, которые, согласно методике, постепенно усложнялись от подстановочных до продуктивных.

p. 69, Ex. 7 a) Fill in do, does, don’t or doesn’t.

1. A: ………. you like peacocks?

B: Yes, I ………. .

2. A: ……….. your friend eat fruits?

B: No, she …………….. .

3. A: ………… they live in Brazil?

B: No, they ………… .

4. A:  ……….. Bob sleep a lot?

B: Yes, he ………… .

После разбора и проверки упражнения, задание усложнялось.

p. 69, Ex.7 b) Ask and answer.

Ø Do you play football?

Ø Yes, I do.

1. ……..your mum work?

2. ……… your friend walk to school?

3. ………you live in a flat?

4. ……….you swim well?

5. ……….you like elephants?

6. ………..your dad eat fish?

После того, как было проверено и это упражнение, последовала командная игра, которая способствовала активизации лексики и закреплению грамматики, а также развитию мышления и сотрудничеству. Был дан образец.

Game: Play in teams. Think of an animal. The teams ask five questions each to find which animals it is.

Team A S1: Has it got wings? / Can it (run)? Is it (big)?

Leader: No, it hasn’t. / Yes, it can. / No, it isn’t.

На основе этого упражнения был виден уровень развития речевых навыков учащихся, их умение грамотно задавать вопросы и отвечать на них. Также были выявлены более слабые ученики, на которых стоило обратить внимание. Таким образом, был осуществлен контроль навыков говорения.

Домашние задание было творческим (p. 69, Ex. 10 Portfolio: Write a paragraph about a wild animal. Write:  its name; what it looks like; colour. Find a picture for your project), так как одна из целей урока была развитие кругозора и познавательного интереса к языку и окружающему миру.

Следующий урок « My pet », как и предыдущие, был построен согласно основным этапам урока, причем основной вид деятельности был направлен на аудирование, работу с текстом, введение новой лексики. Так посредством аудиоматериала, мультимедиа развивались речевые навыки.

На закрепление и отработку грамматического материала учениками было выполнено имитационное упражнение, которое позволило сделать вывод, как ученики видят формы глагола и могут их вычленить из текста.

p .70, Ex . 3. Underline all the present simple verb forms. Explain their meaning.

“Hi guys! I’ve got a dog. His name is Nelson and he’s 3 years old. He is very big with golden fur. I take him for walks in the part every day. Does anyone else like dogs?”

В качестве домашнего задания предлагалась введенная лексика и повторение правил правописания, а также подготовка к проверочной работе по изученной грамматической теме “Present Simple Tense”.

Следующий урок начинался с организационно-мотивационного этапа. Далее шел подготовительный этап, в ходе которого ученики активизировали лексику прошлых уроков и изученную грамматическую тему, готовясь к проверочной работе.

Проверочная работа содержала ряд заданий, направленных на выявление уровня усвоения пройденного материала. (Приложение А)

В начале следующего урока « Culture Corner . Furry Friends » c учениками была проведена работа над ошибками, в ходе которой индивидуально была рассмотрена каждая ошибка, повторялся и закреплялся изученный грамматический материал. Также в ходе урока были даны задания на развитие навыков аудирования, чтения и говорения (p . 71, Ex . 1,2).

 На дом были заданы упражнения 1, 2, 3 из рабочей тетради (Workbook) на повторение и отработку грамматики:

1. Write the third person singular of the following verbs.

1) I speak – he …

2) I carry – he …

3) I go – he …

4) I wash – he …

5) I eat – he …

6) I play – he …

7) I write – he …

8) I teach – he …

9) I live – he …

Прежде, чем рассмотреть новую тему « A visit to the vet », была проверена домашняя работа. Затем были задания, направленные на активизацию лексики, развития фонетических навыков и навыков аудирования, разбирался диалог, отрабатывались выражения, используемые в нем, также была осуществлена работа на развитие речевых умений на основе диалога:

Ex. 4 p. 72. Answer the questions.

1. What pet has John got?

2. What problems does his pet have?

3. How old is he?

Домашняя работа заключалась в выполнении упражнений 4, 5 из рабочей тетради (Workbook) на странице 45, которые были направлены на развитие грамматических навыков и устной речи.

На последнем уроке (Extensive Reading . Across the curriculum : Science), перед контрольной работой, была введена и отработана новая лексика. Также была проведена работа с текстом – ученики слушали, читали, переводили текст и отвечали на поставленные вопросы. Работа над развитием речи велась через обсуждение текста. В качестве динамической паузы была использована песня, предлагаемая в учебнике.

Была осуществлена подготовка к контрольной работе, в ходе которой рассматривались подобные упражнения и повторялись необходимые правила.

Ex. 7 p. 46 (Workbook): Fill in do, does, have, has, can, is, are and answer the questions.

1. ….. you play the guitar?

…………………

2. ……… you got a pet?

…………………

3. ……… your parents work in the morning?

………………….

4. ………. your friends English?

………………….

5. ………. your teacher got long hair?

…………………..

6. ……….. your best friend like football?

…………………..

На следующем уроке была проведена контрольная работа (Progress Check 5), предлагаемая в учебнике на странице 74. (Приложение Б)

Таким образом, применяя все виды грамматических упражнений, выстроенных в порядке «от простого – к сложному», от  элементарно-рецептивных – до продуктивных, мы способствовали тому, чтобы учащийся хорошо уяснил особенности прорабатываемого языкового материала. В связи с этим связано многократное предъявление речевого образца и разно­образие типов и видов упражнений, которые также способствовали развитию грамотной устной речи.

 

 

2.3. Анализ результатов и методические рекомендации

Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.