В условиях отсутствия чёткой концепции национальных интересов в общегосударственном масштабе министерства и ведомства вынуждении были определять их на своём уровне. Ранее был разработан ряд общероссийских концепций по отдельным сферам жизни общества: экологической безопасности, информационной безопасности и др. При этом отмечалось смещение акцентов на узкопрофессиональные интересы при решении любой конкретной проблемы.
Многочисленные обсуждения структуры и содержания Концепции национальной безопасности позволили сформулировать основополагающие положения её структуры и содержания. Это должен быть принципиально новый документ российской действительности, предполагающий создание для неё развитой правовой основы. Он должен иметь ряд существенных отличий от ранее принятых нормативных документов, носивших зачастую стихийный характер, элементы недостаточной целенаправленности и согласованности.
«Концепция национальной безопасности Российской Федерации» была разработана и принята в январе 2000г. и утверждена Указом Президента РФ №24 от 10 января 2000г.
Концепция представляет собой совокупность официально принятых взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Концепция состоит из четырёх основных модулей, или блоков.
Первый блок посвящен месту и роли России в современном мире.
Во втором блоке рассматриваются национальные интересы России, под которыми понимается совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, и др. сферах.
В третьем блоке показаны типы угроз национальной безопасности России.
Четвёртый блок посвящен проблемам обеспечения национальной безопасности РФ.
В соответствии с Концепцией в формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности российской Федерации принимают участие: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Совет безопасности РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации.
В заключение отмечается, что Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность.
Обеспечение экономической безопасности России представляют собой комплекс ер, направленных на защиту общенациональных интересов страны в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на неё, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не исходили. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий благоприятствующих эффективному динамичному устойчивому развитию национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Нынешнее Российское руководство либо не предавало необходимого значения проблемам экономической безопасности, либо просто не сумело выстроить систему соответствующих структур и институтов. Во всяком случае, попытки создания федеральных органов типа Комитета по защите экономических интересов России, рабочей группы по экономической безопасности при правительстве РФ, других аналогичных структур успеха не имели. Эти попытки были просто обеспечены на провал из-за отсутствия ясно сформулированных доктрин национально-государственных интересов страны, национальной безопасности.
Заключение
В заключение еще раз хотелось бы подчеркнуть:
Экономической безопасностью называют характеристику, сущность которой состоит в:
1. нормальном функционировании экономической системы в целом;
2. возможности безболезненного включения и нормальной работы внутренней экономической системы в мировой.
В работе приведены общие направления поддержания экономической безопасности России на должном уровне – это: проведение эффективной промышленной и структурной политики; восстановление инвестиционной активности; спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.
Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.
Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся, прежде всего, о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.
Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.
Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.
Список использованной литературы
1.Бельских М.В. Институциональные основы обеспечения экономической безопасности России // Аспирант и соискатель. - 2006. - N 3. - С.21-25.
2.Есипов В.М. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов в России // ЭКО. - 2004. - N 7. - С.148-158.
3.Конарева Л.А. Качество потребительских товаров как элемент национальной безопасности // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2003. - N 11. - С.78-96.
4.Котилко В.В. Новый взгляд на проблему экономической безопасности // Экономика и коммерция. - 2004. - N 3-4. - С.159-160.
5.Красноперова Т.Я. Экономическая безопасность банка как логической системы // Деньги и кредит. - 2007. - N 10. - С.37-41.
6.Кривцов А.И. Национальная минерально-сырьевая безопасность. - М., 2000. - 196с.
У9(2Р)-К.821 НО
7.Лыкшин С. Развитие экономики России и ее реструктуризация как гарантия экономической безопасности // Вопр. экономики. - 1994. - N 12. - С.113-125.
8.Методика информационной безопасности / Уфимцев Ю.С., Буянов В.П., Ерофеев Е.А. и др.; Моск. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2004. - 542с.
Х623-М.545 НО
9.Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - N 6. - C.36-37.
10.Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопр. экономики. - 2001. - N 8. - С.64-79.
11.Силов Н.В. Об обеспечении экономической безопасности коммерческого банка // Деньги и кредит. - 2007. - N 11. - С.43-47.
[1] Сенчагов В. Как обеспечить экономическую безопасность России // Рос. Федерация сегодня. - 2007. - N 6. - C.36-37.
[2] Котилко В.В. Новый взгляд на проблему экономической безопасности // Экономика и коммерция. - 2004. - N 3-4. - С.159-160.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 222.