Формы и методы налогового контроля.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соответствии со ст.82 Налогового Кодекса РФ формами осуществления налогового контроля являются:

1) налоговые проверки;

2) получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

3) проверка данных учета и отчетности;

4) осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

5) иные формы налогового контроля, предусмотренные Налоговым Кодексом РФ.

Виды налогового контроля могут быть классифицированы в зависимости от различных оснований: по времени проведения контрольных мероприятий (предварительный, текущий, последующий); в зависимости от места проведения (выездной и камеральный контроль).

В зависимости от объекта налогового контроля выделяют фактический и документальный контроль. Приведенный критерий классификации не является универсальным, поскольку зачастую налоговый контроль имеет смешанный характер. Так, при проведении выездных налоговых проверок торгово-транспортных предприятий проводится, как правило, проверка документов налогоплательщика, так и инвентаризация товарных остатков, осмотр объектов налогообложения и т.д.

Общие принципы проведения налогового контроля можно сформулировать следующим образом:

1) Законность проводимых мероприятий налогового контроля - формы осуществления налогового контроля указаны в Налоговом Кодексе РФ, проведение налогового контроля в иных формах, а также по основаниям и в порядке, не предусмотренном Налоговым Кодексе РФ, не допускается;

2) Соблюдение правовой процедуры - требования к оформлению процессуальных документов, как-то составление протоколов о проведении отдельных мероприятий в рамках налогового контроля, оформление материалов проведения отдельных форм налогового контроля, например, материалов проверок, содержался в Налоговом Кодексе РФ, несоблюдение указанных требований является основанием для отмены решения налогового органа;

3) Соблюдение налоговой тайны - сведения о налогоплательщике, полученные в ходе проведения мероприятий налогового контроля не могут разглашаться соответствующими государственными органами, иначе, как по основаниям, предусмотренным законодательством;

4) Недопустимость причинения вреда при проведении мероприятий налогового контроля: причинение имущественного ущерба либо вреда здоровью налогоплательщиков;

5) Соблюдение установленных презумпций и прав налогоплательщика, уважение его личных прав и имущественных интересов при проведении мероприятий налогового контроля.

Соблюдение данных требований при проведении мероприятий налогового контроля позволяет добиваться баланса между соблюдением прав и законных интересов налогоплательщиков и исполнением фискальной функции государства в надлежащем объеме и порядке.[1]

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям (постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых осуществляется по месту нахождения участка недр; налогоплательщика налога на игорный бизнес - по месту нахождения объекта налогообложения и т.д.).

В ходе проведения налогового контроля налоговые органы, а в установленных законом случаях органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы получают доступ к информации, содержащей коммерческие и иные охраняемые законом тайны налогоплательщиков. Подобная информация, если она не содержит сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; о предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органами других государств в соответствии с международными договорами одной из сторон которых является российская Федерация; о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами, составляет налоговую тайну.

Накопление информации, используемой в ходе налогового контроля происходит путем ее получения от:

1) налогоплательщиков добровольно;

2) органов, учреждений, организаций и должностных лиц, сообщающих в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков;

3) банков, в связи с исполнением ими обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков;

4) информации, полученной в ходе поведения мероприятий налогового контроля.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 214.