Е.В. ЧУДИНОВА Е.Н. БУКВАРЁВА
Окружающий мир
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Класс
(Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ |
Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва
Окружающий мир. 1 класс: Методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — М.: Вита-Пресс, 2001. — 112 с.
ISBN 5-7755-0295-7
В пособии подробно описано содержание обучения первоклассников по курсу «Окружающий мир» (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова), определяются его цели и задачи, раскрываются формы и методы учебной работы, роль и место учебника-тетради в совместной деятельности учителя и ученика.
Пособие будет полезно учителям начальных классов, работающим не только по программе развивающего обучения, но и по другим программам, а также студентам и преподавателям педколледжей и педвузов, слушателям факультетов переподготовки учителей в системе последипломного образования.
ISBN 5-7755-0295-7 © ООО Издательство «Вита-Пресс», 2001 © Художественное оформление. ООО Издательство «Вита-Пресс», 2001 Все права защищены |
УДК 373.167.1:502 ББК20.1я.721 Ч 84
УДК 373.167.1:502 ББК 20.1я.721
От авторов
Авторы выражают искреннюю признательность всем учителям, без самоотверженной работы которых была бы невозможна апробация этого курса.
Творческие находки многих обеспечили наше движение вперед. Здесь просто невозможно перечислить всех поименно. Тем не менее спасибо первопроходцам: В. Миндаро-вой, Т. Куликовой, М. Коптевой, Н. Бахаревой, Н. Смирновой.
Мы благодарны нашим критикам, сотрудникам психологической лаборатории В. В. Давыдова и специалистам-предметникам: В. В. Давыдову, Г. Цукерман, Э. Хавкину, Б. Эльконину, Ю. Полуянову, Е. Высоцкой, Т. Матис, С. Горбову, А. Воронцову, О. Савельевой, В. Львовскому, Е. Поль, Н. Васильевой, Г. Кудиной и 3. Новлянской.
Несколько слов о том, как работать с этим методическим пособием.
1) Для общего знакомства с курсом, рассчитанным на 1-5 классы (начальное образование 1-4), необходимо внимательно прочитать первый раздел методического пособия.
2) Внимательнейшим образом изучить программу первого года обучения.
3) Просмотреть примерное тематическое планирование (Приложение).
4) Просмотреть описание заданий (с. 32-109).
5) Попробовать разработать проект одного урока и обсудить этот проект с человеком, хорошо знакомым (работавшим несколько лет) с системой Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (по любым предметам). При разработке проекта использовать методические советы (с. 13-19).
6) Подготовить необходимые пособия для работы на год.
3
ВВЕДЕНИЕ
|
Человеческие существа в своей ограниченности сталкиваются с очевидной безграничностью взаимосвязанных между собой загадок Вселенной; мы, несмотря на это, можем попытаться сыграть — согласно метафоре Ньютона — в камешки на берегу огромного океана.
Дж. Холтон
Основной задачей курса «Окружающий мир» в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме этой решаются также следующие задачи:
— первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;
— ориентация ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе формирование первоначальных экологических понятий и представлений, образных представлений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безопасном и правилосообразном поведении;
— формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;
— воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
В основе построения курса, в котором органично сочетается введение детей в логику естественно научных методов познания и первоначальное ознакомление учащихся с окружающей их природной и социальной действительностью, лежит принцип отбора знаний, умений и навыков, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения в средней и старшей школе.
4
В процессе изучения курса развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и пр., — а также специальные умения, такие, как умение устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов и т. д.
Основой объединения двух частей курса («Естествознание» и «Обществознание») в целостный компонент «Окружающий мир» является в данной программе логика развертывания естествознания, поскольку именно здесь выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника. Части курса «Обществознание» гармонично встроены в логическую последовательность курса «Естествознание». Двигаясь по предложенной программе, учитель и учащиеся закономерно чередуют материал из области естествознания и обществознания.
Что представляют собой логико-психологические основания курса?
Естественнонаучное знание — это совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но картина мира все время меняется, причем особенно быстро в последние десятилетия и годы, а с другой стороны, освоение некоторой картины мира вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и решить проблему при столкновении с новым, неизвестным явлением.
В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.
Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является постановка перед детьми и решение ими системы учебных задач. Учебная
б
задача понимается при этом как задача на нахождение общего способа решения целого класса задач. Основной учебной задачей курса является использование эксперимента как способа проверки выдвинутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, способы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяют конкретизировать понятие экспериментального метода естественных наук.
Построение этих учебных задач возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других наук. Поэтому тематическое содержание подбиралось так, чтобы на первых этапах работы дети имели бы дело с наиболее чувственно богатым материалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий. Тем не менее программа предполагает, что творчески работающий учитель может свободно использовать тот или иной материал при организации усвоения темы.
Несмотря на то что задача формирования конкретных научных понятий (в строгом смысле этого слова) является для данного курса вторичной — эту задачу в основном предполагается решать в дифференцированных курсах естественных и общественных наук в средней школе,— по мере продвижения детей в усвоении научного метода вводятся некоторые фундаментальные понятия естествознания и обществознания (предполагается разный уровень их освоения), такие, как процесс, состояние, время, система, рост, развитие и пр.
Материал и форма заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с учителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы конструирования, рисования, практических действий и игр.
Все особенности содержания курса и форм обучения (широкое использование дискуссий, работы детей в группах) позволяют говорить о том, что курс обеспечивает развитие мышления и сознания детей.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ
Примерная программа 1-го года обучения
(32 ч)
Тема 1. Вопросы о природе. Способы получения ответов (5 ч)
Постановка проблемы получения знания о естественных (природных) объектах и искусственных объектах. Природоведение (или естествознание) — науки, изучающие природные (естественные) объекты. Обществознание — группа наук о человеческом обществе.
-----------------------
1 Далее в тексте пособия: У-Т.
10
Преобразование природы человеком. Дикие и домашние животные, дикорастущие и культурные растения.
Способы получения ответов на вопросы об окружающем нас мире: спрашивание, чтение, наблюдение.
Наблюдения (8 ч)
Свойства объекта. Выделение и называние разных свойств объекта наблюдения. Планирование наблюдений с помощью знаков и символов. Описание объекта наблюдения с помощью ранее составленного плана (материал: архитектурные сооружения, окружающие нас дома, вещи, листья, ветки и кора деревьев, камни, грибы съедобные и несъедобные, насекомые, домашние животные, птицы и пр.).
Объекта (3 ч)
Разные состояния объекта. Словесное описание разных состояний объекта и приемы простейшей схематизации — обозначение состояний объекта символом (на материале погодных явлений, состояний человека, например болезни, и пр.).
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА
Первый год обучения по курсу «Окружающий мир» в системе четырехлетнего начального образования предполагает подготовку к учебной деятельности. Необходимость такой длительной подготовки определяется:
а) отсутствием готовности к школьному обучению у большинства современных детей шести с половиной лет;
б) практическим отсутствием у большинства детей доста
точного опыта чувственно-практической деятельности,
связанного с недостаточной их самостоятельностью (по
сравнению с предшествующими поколениями);
в) недостаточным развитием символического мышления
и воображения, связанным с тем, что дошкольники
меньше занимаются конструктивными видами дея
тельности и игрой, а больше смотрят телевизионные
передачи и играют на компьютере.
Сказанное означает, что на протяжении первого года обучения решаются следующие задачи:
1) введение детей в способы совместной работы;
2) организация осмысления ими собственного опыта взаимодействия с природными объектами и способов получения ответов на вопросы о природе, которыми они уже в той или иной степени владеют (спрашивание, получение информации из книг, наблюдение и др.);
3) игровая подготовка к творческим поисковым действиям в проблемной ситуации;
15
4) расширение чувственного опыта детей, развитие способ
ности образно-символического мышления и знаковой
функции;
5) перестройка восприятия и внимания детей в наблюдении с объектов (статика) на процессы (динамика).Таким образом, учебный процесс в первый год обучения строится не в полном соответствии с принципами организации учебной деятельности, хотя некоторые подобные сходные моменты в нем можно увидеть. Собственно учебная деятельность начинается со второго года обучения, и первая учебная задача этого курса — задача начала второго года обучения по открытию экспериментирования как нового способа действий. И тем не менее особое внимание учителя уже в первом классе должно быть обращено на способы действий детей, а не на материал, который предложен для уяснения и отработки этих способов.
Как же в этом случае строятся уроки в первом классе? Чтобы создать проект урока, учителю нужно: а) определить результат урока в виде формируемой детской способности (дети должны открыть для себя новый способ действий; обнаружить, что они умеют работать каким-то способом, и осмыслить, когда и как они его применяют; научиться работать каким-то способом быстрее и четче и т. д.);
6) определить, представить, с какого уровня этой спо
собности у детей начнется проектируемый урок. Это
сделать не всегда просто. Часто учителю, как любому
взрослому, кажется, что есть вещи, которые понятны
всем. Придя на урок, он с удивлением обнаруживает,
что самые ясные и простые вещи дети воспринимают
как-то иначе или не понимают вовсе;
в) отобрать задания из методического пособия, используя описание заданий, программу и примерный тематический план. Это нужно делать, определяя примерное время, необходимое детям на выполнение заданий (с учетом тех или иных видов работы). Так, вырезание или наклеивание отнимает много времени, закрашивание кружочков в учебнике-тетради — мало. На один урок может хватить одного задания, а на другой может потребоваться четыре-пять. При отборе заданий мера самостоятельности учителя в подборе материала может быть разной. Если новый
16
способ действия только вводится, то учителю желательно по возможности точно следовать тексту задания в методическом пособии, если же идет отработка уже понятого детьми способа действий, то учитель может выстраивать свою последовательность заданий или привлекать другой материал, разрабатывая задания самостоятельно;
г) предусмотреть в проекте урока основные логические
моменты урока (то, что меняет вид или направление
деятельности детей); таких точек в среднем бывает
5-7. Эти моменты должны быть детально продуманы,
например, вопрос или указание, сделанные в такой мо
мент, необходимо точно сформулировать и записать до
словно;
д) продумать, что будут делать дети на протяжении логических отрезков урока (обсуждать нечто, выполнять
действия в У-Т, рассматривать объекты наблюдения,
проверять работу соседа и т.д. и т.п.). Такие виды ра
боты должны сменять друг друга, при этом преиму
щество нужно отдать работе руками. Даже когда со
ставляется схема, пусть ее каждый пробует составить
или срисовать с доски. Для каждого такого отрезка учи
тель должен решить вопрос о форме выполнения (обще
классная дискуссия, работа в группе, работа в паре, само
стоятельная работа), вопрос о необходимых материалах,
вопрос о форме предъявления-непредъявления резуль
тата;
е) предусмотреть и наметить, в какие моменты нужно
проверить, контролируют ли дети то, что они делают
(приготовить «ловушки», организовать само- и взаи
мопроверку). Также важно заранее наметить момен
ты оценки (хотя часто они случаются непредсказуе
мо): когда, что, кого, кто, по каким критериям, будут
ли критерии обсуждаться и пр.;
ж)предусмотреть на каждом уроке рефлексивные моменты: подведение детьми итогов работы, оценку настроения, постановку целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. Таких моментов не может быть много, каждый из них не должен длиться более 1 минуты, и они не должны иметь характер шаблонного повторения или ритуалов. Рассмотрим пример такой записи проекта урока.
17
Урок № 30 (Тема 6: «Наблюдение процессов»).
Проектируемый урок — шестой по данной теме, поэтому большинство детей уже научились выделять прошлое и настоящее состояния, записывать их символически, рассматривать переход между ними. Но они делали это, работая с натуральными объектами. С текстами в этом плане они еще не работали. Основная задача уро-ка — проверить, могут ли дети узнавать процессы, слушая и читая текст, научить этому тех, кто не может. Кроме того, нужно, чтобы дети еще потренировались в чтении и составлении схем процессов.
Ход урока:
1) Подведение итогов и постановка целей будущей работы. Вопросы к детям: «Чем мы занимались на предыдущих уроках? Чему мы научились? У кого уже хорошо получается? У кого пока не очень хорошо? Что будем делать сегодня?»
2) В соответствии с выбором детей: либо сначала задание по текстам (новое), либо тренировка в чтении схем («Фантастическая планета»), У-Т, ч. 2, с. 37.
Задание по текстам: работа в парах (раздать маленькие листочки каждому). Каждый читает свой текст (1-й вариант— про зайца, 2-й — про ласку), на своем листочке рисует схему процесса, потом, закрыв текст, пересказывает его соседу по парте. Вместе — придумать названия к двум текстам, каждый записывает названия к себе в У-Т. Не забыть напомнить, что пара должна будет показать готовность условным знаком.
Пока дети рассказывают — посмотреть их схемы. «Фантастическая планета»: сначала каждый выполняет сам, затем — обмен мнениями в группе. Попросить оценить знаками, довольны ли группы своей работой.
3) На доске — плакат, аналогичный У-Т, ч. 2, с. 37.
Тех, кто запишет хорошие схемы про зайца и лас
ку, попросить записать их в нужное место плаката.
Остальные — контролируют, показывают знаками
согласие-несогласие. Задать вопросы по текстам: за
чем зайцу белеть? Зачем — ласке? Чем заяц отли
чается от ласки? (Ласка — хищник).
18
Что мы узнали о животных? Знаем ли мы о растениях, как они живут летом и зимой? Пока дети рассказывают, что они знают, раздать в группы по зеленому листу, осеннему листу, веточке с почкой. Задание: рассмотрите, запишите процессы, происходящие с деревьями, в У-Т на с. 37 в нужные места.
Пока дети выполняют, написать карандашом на плакате ошибочные записи (не в то место, не то направление стрелки). «Я тоже записала, посмотрите, так ли у вас». Обсуждаются и исправляются ошибки.
4) Что нового мы сегодня узнали? Скажите друг другу (в парах), как вы работали сегодня, поблагодарите друг друга за помощь.
5) Домашнее задание — У-Т, ч. 2, с. 38-39 (оставшееся).
Таким образом, к уроку надо принести: нарисованный плакат, фломастер и карандаш, 5 летних и 5 осенних листьев, 5 веточек с почкой, 20 восьмушек тетрадного листа. Спросить в кабинете биологии плакаты с изображением сезонных изменений.
Реализация проекта урока
Реализуя свой проект, учитель должен:
1) корректировать его по ходу урока в соответствии с пониманием и продвижением детей. Другими словами, действуя, учитель ориентируется прежде всего на то, что происходит с детьми (как меняется их понимание, какие заблуждения или знания препятствуют или, напротив, способствуют продвижению), и лишь во вторую очередь на свой замысел. Однако конечную цель урока учитель удерживает в сознании постоянно;
2) в ходе урока соотносить свою активность (прежде всего, речевую) и активность детей. Если вопрос задан, то учитель терпеливо ждет ответа столько, сколько требуется детям. Учитель ни в коем случае не должен повторять слова детей! Если они произнесены тихо, можно попросить повторить громче, а других — прислушаться. Небольшие (1-3 минуты) рассказы учителя могут присутствовать в ходе урока, но основной разговор ведут дети;
3) всегда обращать внимание на адресованность вопроса ребенка или высказываемого им соображения (либо
19
классу, либо — возражение или одобрение— другому ребенку, либо учителю — таких обращений не должно быть много). Нужно приучать детей поворачиваться лицом к собеседнику или классу, называть собеседника по имени; 4) стараться избегать оценок личности и работы детей. Учитель соглашается или корректирует самооценку и взаимооценки детей. Он обращает внимание детей на их достижения, особенно на достижения тех детей, которым что-то дается с трудом и которые прикладывают к этому усилия. При этом дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя по отношению ко всем. Урок может считаться удавшимся, если:
а) реализован замысел урока (то есть достигнут за
планированный сдвиг в способах работы детей),
даже если спроектированный ход урока нарушен;
б) этот результат получен не насильственным по от
ношению к детям путем, то есть дети работали ини
циативно, с интересом, говорили на уроке больше,
чем учитель; ушли с урока, желая продолжать это за
нятие.
Организация моделирования
Работа по поиску способов действий всегда сопровождается моделированием, то есть фиксацией открытого способа действий в некоторой схеме (модели). Схема способа действий позволяет детям строить свою работу при столкновении с новым материалом, выделять единое общее отношение в разных условиях, служит планом действий. Поэтому учитель должен строить работу детей так, чтобы схема способа действий становилась действительным психологическим орудием детей, помогала им на всех этапах их работы с предметом.
В данном курсе существуют два плана моделирования, которые должен различать учитель: первый — это более или менее детализированные схемы способов действий (на первом году обучения — это схема наблюдения).
22
Второй план моделирования — это выход на собственно научные понятия (такие, например, как рост и развитие) и закрепление выделенных существенных отношений объекта в наглядно воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Каждый «цикл» совместных исследований, проводимых детьми и учителем на физическом, ботаническом, геологическом и т. д. материале, может завершаться (как любое научное исследование) созданием модели изучаемого объекта. Такие модели могут быть исходными клеточками для развертывания в дальнейшем предметов систематических наук (физических, биологических, химических, географических и пр.). На первом году обучения — это схемы некоторых процессов.
Работа со схемой наблюдения (и схемами других способов действий) начинается уже на первых уроках, в тот момент, когда дети ищут способы ответов на вопросы о природе. Уже тогда на доске появляется схема, состоящая из знаков вопроса, ответа (восклицательный знак) и символа, означающего способ получения ответа. По мере освоения способа наблюдения эта схема детализируется или вновь сокращается. Определяя, чем мы наблюдаем, дети рядом с первоначально нарисованным символом «глаз» дорисовывают другие органы чувств. В тот момент, когда анализ особенностей человеческого восприятия приводит их к пониманию особой значимости зрения для человека, глаз снова остается единственным условным символом, означающим способ наблюдения. Позднее этот символ («глаз») сопровождается объектом наблюдения (прямоугольник) с его свойствами, признаками (круги вокруг прямоугольника). Потом появляется символ ряда (шкалы) там, где требуется сравнить объекты по выделенному свойству, и символ классификации. Обозначение смены состояний объекта с помощью стрелки (от прошлого к будущему) завершает схему наблюдения.
Символы, постепенно усложняющие схему, вводятся учителем по мере продвижения детей в способах работы. Когда новый способ обнаружен и понят детьми как новый, учитель предлагает обозначить его и дополняет схему.
Цель схематизации открываемых детьми способов действий — фиксация этих способов и последующее закрепление их сразу как общих для решения большого класса задач.
23
Схемы второго рода отличаются от схем способов действий ребенка тем, что больше отнесены к исследуемым объектам. С помощью этих схем фиксируется то существенное, общее, что характеризует исследуемые объекты. В сущности, строя вместе с детьми такие схемы, учитель составляет перед детьми три параллельных ряда: словесный, модельный и наблюдаемый. Работа организуется так, чтобы, отталкиваясь от наблюдаемого — того, что непосредственно дано глазу и другим органам чувств (но всегда имея его перед собой и возвращаясь к нему в любые моменты движения), с одной стороны, и примитивно-словесного (уровень житейского описания: «я вижу то-то»), с другой, выйти на смысловой, модельный уровень, уровень понимания процессов.
Затем организуется возвратное движение от более глубокого понимания к словесному ряду, сопровождающееся поиском более точных слов, выражающих действительно найденные отношения. В этом движении происходит то, что Л. С. Выготский назвал процессом интеллектуализации внимания и восприятия, системной перестройкой сознания, характерной именно для младшего школьного возраста.
Работа детей, решающих задачу через моделирование, направляет восприятие иначе, позволяет увидеть и выделить в объекте то, что очерчено моделью или, наоборот, противоречит ей. Появляется пристальный взгляд, попытки найти слова, чтобы описать происходящее. По сути дела, схема, чертеж или модельная конструкция становятся «очками», через которые ребенок начинает видеть мир.
Работа со схемами (и первого, и второго типа) должна проводиться на каждом уроке по мере их появления, но недолго по времени. Учитель может предлагать детям:
— рассказать, что показывает схема или тот или иной знак;
— составить схему нужного способа («Что ты собираешься делать?») из нарисованных на карточках символов;
— ближе к концу года ввести свои обозначения для чего-либо;
— найти ошибку в нарисованной учителем или другим ребенком схеме;
— дополнить или изменить схему в соответствии с задачей;
24
— объединить схемы, нарисованные по-разному, но означающие одно и то же;
— выполнить действия в порядке, показанном на схеме, и пр.
ВНИМАНИЕ! Учитель не должен забывать, что все изложенное здесь предназначено ему, а не ребенку. Поэтому в общении с детьми на уроке желательно избегать таких слов, как «модель», «рефлексия» и пр. Лучше пользоваться теми словами, которые предложены самими детьми.
Необходимые учебные пособия
В этом перечислении отсутствуют вещи, которые есть в каждом доме и которые не нужно готовить заранее, такие, как шарф или варежки, стаканы с водой. Все, что перечислено, можно приготовить заранее летом. Это не составит особого труда. После некоторых наименований в скобках указано «по возможности», что означает желательность этой вещи, но возможно в крайнем случае обойтись без нее. Итак:
1) Картины с объектами живой и неживой природы, искусственными объектами. Картины с изображением животных, обладающих особенными органами чувств (по возможности). Плакаты с изображением сортов культурных растений, пород домашних животных, труда людей разных профессий, сезонов (по возможности).
2) Видеофильм «Микрокосмос» (по возможности).
3) Образцы коры разных деревьев, ветки с почками, листья зеленые и осенние (по числу групп). Хвоя или ветка хвойного дерева. Злаки разных видов. Сушеные или замороженные грибы: трубчатый и пластинчатый (по числу групп).
29
4) Кусочки бересты, шерсти, резины, глины, немного песка. Образцы бумаги разных видов.
5) Погибшие насекомые (мухи, комары, тараканы, стрекозы, бабочки); панцирь краба (по возможности).
6) Семечки подсолнуха, орехи (по числу групп).
7) Много мелких камушков (лучше — морских разноцветных) (по возможности).
8) Магнитофонные записи: плача младенца, звуков животных, птиц, шумов улицы или домашних шумов (по возможности).
9) Спички.
10) Листы ватмана, фломастеры (для групповой работы).
Самое важное для учителя
Учитель должен стремиться к тому, чтобы практически на каждом уроке дети работали с реальными объектами, а не их заместителями. Недопустимо обсуждать с детьми предмет или процесс, который дети не имели возможности наблюдать, лучше всего прямо на уроке, в крайнем случае — дома (например, исключен вопрос учителя: «Дети, все видели одуванчики? Кто расскажет, какие они?»). Лучше всего, если каждый ребенок сам будет иметь возможность потрогать и рассмотреть обсуждаемый предмет.
В исключительных случаях можно показать слайды, картины или видеофильм.
Помощь родителей
В наше время родители часто интересуются, что делает в школе ребенок, каковы его успехи. Особенно волнуются родители, когда обучение осуществляется без отметок. Они к этому не привыкли и не хотят, чтобы их лишали возможности контролировать ход обучения или помогать своему ребенку учиться лучше. Для таких родителей в учебнике-тетради предусмотрены специальные «родительские странички». Прочитав их, родители получают некоторую информацию о том, чему учится
30
ребенок в школе и как ему помочь в приготовлении домашних заданий. Там же содержится информация о том, как помочь заинтересованному ребенку расширить его знания и в чем нельзя мешать учителю и ребенку.
Как учителю проверить себя?
Учитель, который хочет оценить качество своей работы, должен честно себе ответить на следующие вопросы:
1. Интересно ли детям на уроках по курсу «Окружающий мир»? С радостью ли они идут на урок? Огорчаются ли, когда урок отменяют? Остаются ли на перемене около наглядных пособий, не могут ли остановиться в споре?
2. Много ли дополнительной литературы приходится «перерывать» в поисках ответов на вопросы детей? Для подготовки к урокам? (Если много, то хорошо.)
3. Возникает ли необходимость взять чей-то дневник, чтобы написать замечание? Возникает ли желание поставить отметки? (Если возникает, то это говорит о том, что вы нечетко осознаете конечные цели своей работы.)
4. Приходится ли вам уступать детям в споре? (Если приходится, то хорошо.)
5. Не боитесь ли вы выставить себя «последним дураком», притворяясь, что не понимаете, или не понимая на самом деле, что предлагают дети для решения задачи?
Если не боитесь, то все в порядке. Раньше или позже вы почувствуете полное понимание существа развивающего обучения и ощутите уверенность в своих силах, умениях и позиции.
Желаем вам успехов и радости совместных с детьми открытий!
Тема 1
ВОПРОСЫ О ПРИРОДЕ. СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОТВЕТОВ
j л Цель учителя: организовать анализ детьми природных и искусственных объектов с целью формулирования отличия между искусственным и естественным (природным); ввести знаки согласия-несогласия, ввести групповую форму работы. На доске: картинки с объектами живой и неживой природы (удобно взять из настенных цветных календарей), изображением завода или архитектурного сооружения, скульптуры, и пр. Пособия у учителя: картофелина, карандаш, растение, фотография, камень, возможен другой набор (по количеству групп детей). Пособия у детей: учебник-тетрадь (У-Т), с. 4-5.
Учитель обращается к детям: «Сегодня у нас необычный урок. А чем он необычен, вы сами объясните мне в конце урока».
Учитель рассказывает детям, что сейчас они будут работать в группах, показывает, кому и как нужно будет повернуться по команде, поясняет, как группа покажет, что она уже выполнила задание. Дети тренируются поворачиваться по команде друг к другу и показывать готовность (можно делать это, например, положив поднятые вверх руки одна на другую).
Затем учитель сообщает само задание: «Из четырех предметов нужно выбрать только те, которые относятся к «природе»; договоритесь друг с другом». Затем раздает наборы предметов.
Группы показывают, что они готовы. Учитель предлагает им решить, кто будет отвечать от группы. Иногда детям не удается договориться — каждый хочет, чтобы спросили именно его, тогда учитель подчеркнуто спрашивает только тех, кто смог договориться.
32
Уже на этом этапе возможны разные мнения относительно «природного» и «неприродного», но скорее всего к природным объектам дети отнесут картофелину, растение и камень.
Учитель предлагает им определить, почему они так решили. Что же такое «природное»?
Ожидаемый результат работы детей: формулировка искусственного как «сделанного руками человека» и природного как получившегося без вмешательства человека.
Возможен спор о картофелине: она выросла не сама, ее посадил человек. Тогда учитель помогает поправить детскую формулировку: искусственное — это то, что не только создано руками человека, но и человек точно знает, как это сделано и может сказать другому, чтобы тот сделал точно такое же. Картофелина в действительности естественно-искусственный объект, и таких сейчас на Земле становится все больше. На Земле практически не осталось мест, не тронутых человеком.
Учитель подводит итог, рассказывая о том, что изучение естественных (или природных) объектов называется естествознанием, а изучение человеческого общества и дел, совершаемых людьми, — обществознанием. На наших уроках мы будем заниматься и тем и другим.
Затем в общей дискуссии дети сортируют изображения на доске («природное, или естественное», «искусственное », «естественно-искусственное»).
Сделав это, они выполняют задание в У-Т, с. 4. Квадратики рядом с «естественно-искусственными» объектами можно закрашивать двумя цветами. Задание на с. 5 можно дать на дом, а можно сделать на уроке.
1.2. Цель учителя: организовать анализ детьми преобразующей деятельности людей. На доске: (по возможности) картины преобразовательной деятельности человека на Земле — изображения распаханных полей, заводов с дымящими трубами, изображения труда людей разных профессий. Пособия у учителя: сырье и изделия из него — шерсть и варежки, фрукты и компот в банке, глина и глиняный горшок, кварцевый песок и стеклянный стакан, кусок древесины и бумага. Пособия у детей: Учебник-тетрадь (У-Т), стр. о— i .
33
Учитель спрашивает у детей, что показано на картинах. Дети описывают изображения. Учитель задает несколько вопросов о том, как могла выглядеть эта местность до того, как сюда пришел человек; о том, зачем человек преобразует природу.
Дальнейшая работа строится таким образом: дети рассматривают задания в У-Т (с. 6-7), учитель показывает реальный объект, соответствующий изображенному (например, если в первом задании нарисован барашек, то учитель показывает клочок шерсти; если во втором — книга, то учитель показывает лист бумаги); дети строят предположения о том, из чего это сделано или что делается из того-то. Учитель зачитывает им отрывки из книг или рассказывает о том, как производится та или иная вещь. Дети по ходу слушания зарисовывают изображения или символы вещей, о которых идет речь, в У-Т.
Здесь приведены возможные тексты:
Тема 2.
ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ О ПРИРОДЕ.
КАК МЫ НАБЛЮДАЕМ?
На уроках по первой теме:
а) удалось очертить примерную область предметных ин
тересов;
б) обозначились ближайшие цели совместной деятельно
сти — освоение разных способов получения ответов
на вопросы;
в) введены некоторые основные способы взаимодействия
на уроках.
Поэтому на ближайших уроках поочередно ставятся и решаются задачи, связанные с освоением наблюдения как способа получения ответов на вопросы. (Учитель может прийти к способу наблюдения в обсуждении выбора первой цели с детьми. Если дети предлагают сначала научиться искать ответы в книжках, учитель всегда может сослаться на их недостаточное умение читать и предложить эту цель отложить на некоторый срок.)
2.1. Цель задания: обнаружить, что человек, наблюдая, пользуется не только зрением, но и обонянием, осязанием, слухом и вкусом.
На доске: схема способа наблюдения, нарисованная учителем на прошлом уроке. Пособия у учителя: шарф.
Пособия у детей: вырезанные дома карточки с изо-бражениями органов чувств и знака вопроса со страницы У-Т, ч. 1, с. 53 внизу. Эти карточки дети будут использовать на занятиях в классе в течение нескольких уроков, после этого (после задания 3.1.В) картинки можно вырезать из карточек и наклеить на страницы тетрадей — получится фрагмент картины итальянского художника Филиппо Липпи.
44
Что должен знать учитель: человек обладает следующими органами чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа (особенно пальцев рук). Эти органы чувств выполняют следующие функции (или работу): зрение, слух, обоняние, вкус, осязание (не нужно путать названия органов и названия их функций).
Учитель обращает внимание детей на схему способа наблюдения: как вы думаете, почему здесь нарисован глаз? (Можно дорисовать рядом символы других органов чувств.) Дети высказывают свои предположения. Учитель предлагает проверить, чем, кроме глаз, человек пользуется при наблюдении. Пятеро детей («самых храбрых и наблюдательных») выходят за дверь. Учитель за дверью завязывает первому ребенку глаза шарфом, вводит в класс и просит определить предмет, пользуясь только носом (подносит к носу предмет и говорит: «Нюхай! Чем пахнет?»). Остальные дети должны сказать (и показать, выбрав нужную карточку), чем он нюхает (носом).
Второй ребенок также вводится в класс с завязанными глазами. Учитель предлагает ему ощупать предмет и рассказать, что он чувствует. Остальные дети говорят, чем он пользуется, чем чувствует.
Третий ребенок (с завязанными глазами) слушает, как учитель ударяет предметом по столу. Четвертый (с завязанными глазами) пробует предмет на вкус. Наконец, последний (с открытыми глазами ) описывает то, что он видит. Остальные дети называют органы чувств, которые при этом работают. Учитель может назвать функции этих органов (не путать с названиями самих органов чувств!): зрение, обоняние, осязание, вкус, слух.
Учитель спрашивает детей, сколько всего чувств у человека, может спросить, как они понимают, что такое «шестое чувство».
Далее учитель предлагает нюхать глазами, щупать ушами и пр. Оказывается, что каждый орган приспособлен для выполнения своей функции (работы, задачи). Только функцию осязания с той или иной степенью успешности выполняет вся поверхность тела (кожа).
Результат работы детей: дети запоминают названия органов чувств (нос, язык, глаза, уши, пальцы и вся кожа), а также функций этих органов чувств: обоняние, осязание, зрение, вкус, слух; дети формулируют свои со-
45
ображения о схеме способа наблюдения: что скрывается (что обозначает) за символом «глаз» (все органы чувств, которыми человек воспринимает мир).
2.2. Цель задания: обнаружить, что восприятие животных устроено иначе, чем восприятие человека (многие животные обладают способностями, которые человеку не даны); попрактиковаться в соотнесении органа чувств и его функции; ввести символ «знак вопроса» как обозначение неизвестного. На доске: схема способа наблюдения. Пособия у учителя (желательные, но не обязательные): картинки с большими цветными изображениями тех животных, о которых пойдет речь.
Пособия у детей: карточки с изображениями органов чувств и знака вопроса со с. 53 У-Т.
Как животные исследуют мир? У животных тоже есть органы чувств, с помощью которых они исследуют окружающие их предметы.
Учитель рассказывает детям о разных животных, а дети должны поднять карточку с изображением того органа чувств, который или особенно развит у данного животного, или как-то иначе работает, чем у человека. Если у животного, о котором рассказывает учитель, есть какой-то совсем особенный орган или дети не знают, чем пользуется животное, они поднимают карточку со знаком вопроса.
Сведения для учителя:
а) Крот — подземный житель. Он почти ничего не видит,
но очень хорошо различает запахи (пользуется обоняни
ем) и с помощью усиков-вибрисс на мордочке (у других
зверей они тоже есть) ощупывает предметы (пользуется
осязанием). Дети поднимают сначала карточку с носом,
потом— карточку с пальцами.
б) Лягушка — ее глаза устроены так, что она видит только
движущиеся предметы.
в) Рыба камбала. Нижней стороной тела она каким-то
образом чувствует окраску дна и принимает его цвет,
для того чтобы быть незаметной. Дети поднимают
карточку со знаком вопроса (или могут поднять кар
точку с изображением глаза, но учитель говорит, что
46
у камбалы есть настоящие глаза, расположенные на верхней стороне тела, нужные ей для обычного зрения).
г) Соколы и совы. Это хищные птицы, для охоты им нужна
большая острота зрения. Сокол может «читать кни
гу» (различает отдельные буквы) с расстояния 70 м
(сравнить с длиной школьного коридора). Мышку сокол
видит с высоты 1 км (сравнить с известным детям отрез
ком пути). Сова обладает ночным зрением.
д) Паук ощущает дрожание паутины так, что сразу опреде
ляет, где в нее попала муха, и спешит к ней. Нити паути
ны под лапками паука колеблются, и он ощущает эти
колебания. Можно сказать, что он пользуется осязанием,
но скорее это можно сравнить с тем, что чувствует человек
на палубе корабля во время качки (знак вопроса или паль
цы).
е) Змея «третьим глазом» — органом на темени (на верхней
части головы) «видит» теплоту. Змеи даже в полной темноте
знают, где находится мышка (знак вопроса).
ж)Все птицы чувствуют направление магнитного поля Земли (они имеют как бы «компас» внутри), поэтому всегда знают, где север, где юг (знак вопроса).
з) Киты и дельфины слышат ультразвуковые сигналы — такие высокие звуки, которые не слышит человек. Могут разговаривать с их помощью на расстоянии сотен километров друг от друга (знак вопроса).
и) Летучие мыши могут прекрасно ориентироваться, быстро летать между ветвями деревьев и ловить насекомых в полной темноте. Летучие мыши издают ультразвуковые сигналы, которые отражаются от предметов, а мыши слышат это отражение (ухо).
к) Собаки обладают удивительным чутьем — они чувствуют запахи, которые люди не могут распознать. Поэтому собак используют для розыска преступников, наркотиков, мин (нос).
л) Рыбы чувствуют малейшие примеси веществ в воде. Что это — обоняние или вкус? Одновременно и то и другое (нос и язык).
Трудности детей: Дети еще не готовы поднять карточку со знаком вопроса, потому что для них, как и для большинства взрослых, существует уже ценность «знания», а незнание чего-либо считается некомпетентностью.
47
Необходимо с этого задания начать систематическую работу по формированию положительного отношения детей к собственному незнанию. Уметь обнаружить свое незнание — это большая ценность, потому что только обнаружив это, можно начать узнавать что-либо.
Игры, закрепляющие предыдущее задание: Как мухе спрятаться от лягушки? Как мышке спрятаться от змеи? Как пчеле сбить с толку паука? Как птенцу спрятаться от сокола?
Эту игру можно проводить, вызвав двух детей, один из которых изображает «жертву», а другой — «охотника». Выигрывают «жертвы», если придумают хороший способ защиты, и «охотники», если «жертвам» это не удается.
Остальные проверяют, правильно ли жертва прячется. Так, например, если «муха» старается убежать от «лягушки», то «лягушка» ее видит, а если «муха» замирает неподвижно, то лягушка ее не видит и она спряталась.
Разделить весь класс на «мух» и «лягушек», затем на «мышек» и «змей» можно, но игра будет довольно шумной и плохо поддающейся анализу.
Трудности детей: дети не всегда могут учитывать точку зрения другого. Поэтому фактически многие «мышки» прячут под парту только голову. Это можно показать «соколам», «пролетающим» над партами (вид сверху) и т. д.
Результат работы детей: понимание, что в восприятии животных и людей есть сходные и различные черты; утверждение за знаком вопроса положительного эмоционального значения.
Еще одно задание, закрепляющее понимание, в У-Т с. 22-23.
Домашнее задание: эта работа может быть подкреплена домашним заданием рассмотреть с. 77-79 УС вместе с родителями (о восприятии животных).
2.3. Цель учителя: обеспечить практику детей в распознавании и идентификации ощущений, получаемых разными органами чувств (при разработке задания использована идея Д. Хассарда). Пособия у учителя:
а) 4 стакана с растворами (горький, соленый, сладкий, кислый), помеченные разными цветными этикетками (по числу групп);
■18
б) коробки из-под обуви со спрятанным внутри пред
метом, сложным для угадывания, в коробке сбоку
прорезана дырка для детской руки (по числу
групп);
в) баночки, закрытые крышками; в каждой баноч
ке ватка, пропитанная жидкостью с запахом,
например, чеснока, духов, мяты, ванили, кори
цы; по 2 баночки с каждым запахом, общее чис
ло баночек равно числу групп, умноженному на 2
(например, для 5 групп нужно 10 баночек);
г) магнитофон и запись с разными звуками.
Пособия у детей: трубочки для коктейля или
сока.
Этапы урока:
а) Раздать детям в группы по 4 стакана, помеченных разны
ми цветными наклейками, с растворами: горьким, сладким,
соленым, кислым. Дети с помощью кусочков пласт
массовых трубочек для коктейля или зубочисток капают
себе на язык по капле каждого раствора и определяют их
вкус. Затем учитель спрашивает, какой вкус раствора с
красной этикеткой, синей и т. д.
б) Раздать в каждую группу по коробке из-под обуви с про
резанной сбоку дыркой для детской руки. В коробку по
ложить какой-либо предмет. Подглядывать внутрь ко
робки не разрешается. Дети в группе должны по очереди
просунуть руку в коробку, ощупать предмет, рассказать
другим свои впечатления и попробовать назвать его.
Затем группы меняются коробками и повторяют про
цедуру.
Когда каждая группа поработает со всеми коробками, учитель может их открыть и показать спрятанные предметы детям.
в) Учитель раздает детям каждой группы по 2 баночки
из-под лекарств, в которых лежат ватки, пропитан
ные разными веществами с сильным запахом, напри
мер духами, ванилином, известью, чесноком, мятой.
У каждой группы должно быть по 2 баночки с раз
ным запахом. При этом во всем наборе каждый запах
должен повторяться по два раза. Задача каждой груп
пы — выбрать, какому из двух запахов они будут под
бирать пару. Этот флакончик они оставляют у себя,
а ненужный передают по кругу другой группе. Как
49
только у какой-то одной группы соберется пара флакончиков с одинаковым запахом, они молча поднимают руки. Все остальные должны тут же перестать работать и тоже молча поднять руки. Проигрывает группа, которая поднимет руки последней.
Учитель подходит к группе, которая собрала пару. Дети рассказывают, что они ощущают, учитель определяет и называет запах. Игра повторяется несколько раз. г) Учитель записывает на магнитофонную пленку звуки разного происхождения на улице и дома, например, журчание воды, льющейся из крана, лай собаки, чириканье воробьев, скрип открывающейся двери, стук молотка и пр. Дети пробуют на слух определить звуки.
2.4. Цель задания: пользуясь зрением, обонянием, осязанием, слухом и вкусом, описать в речевой форме свойства разных предметов, показать разнообразие свойств, выявляемых разными органами чувств. На доске: схема способа наблюдения, нарисованная учителем на прошлом уроке; последовательность карточек с изображениями органов чувств (по ней дети ориентируются в последовательности своих действий).
Пособия у детей: принесенные из дома предметы (съедобные и несъедобные, отличающиеся по своим свойствам).
Дети приносят в класс по одному предмету. Не доставая его из портфеля, они по очереди загадывают друг другу загадку, называя: а) его запах, б) вкус, в) каков он на ощупь, г) как он может быть услышан, какие звуки издает, д) каков его внешний вид. Партнер должен попробовать угадать, что это за предмет.
В этом задании впервые вводится парная работа детей. Перед тем как сформулировать задачу, учитель должен объяснить детям, как они будут работать, и ввести основные правила работы в парах: не мешать другим — говорить тихо; работать строго по очереди (сначала загадывают загадку те, кто сидит ближе к окну, а потом те, кто ближе к двери); после того, как каждый загадал свою загадку и отгадал чужую, взяться за руки и этим показать, что работа завершена.
50
Результат работы детей: практика в назывании свойств (качеств) предметов.
Эта работа может продолжена всем классом (весь класс отгадывает, что принес учитель, задавая ему вопросы типа: «Мягкий предмет или твердый?»). Кто-то из детей отмечает точкой (линией) на доске разные качества, которые названы. Детьми делается вывод о разнообразии свойств предметов.
2.5. Цель задания: учить детей анализировать ощуще
ния, расширять их словарный запас для описания
свойств объекта.
На доске: схема способа наблюдения, нарисованная учителем на прошлом уроке.
Пособия у учителя: примерный список определе-ний: крупный, безвкусный, влажный, музыкальный, мягкий, голубой, теплый, грязный, певучий, пятнистый, еле слышный, кислый, сухой, твердый, вяжущий, мутный, ослепительный, черный, шелковистый, дрожащий, ароматный. Пособия у детей: карточки с изображениями органов чувств.
Учитель читает список определений, а дети поднимают карточку с изображением того органа чувств, который может установить это. В случае затруднений учитель привлекает тех, кто знает непонятное слово, для объяснения тем, кто с ним не знаком.
Результат работы детей: практика в соотнесении названий ощущений с органами чувств, которые производят эти ощущения.
2.6. Цель учителя: привести детей к выделению зре
ния и осязания как наиболее важных для челове
ка функций восприятия.
На доске: схема способа наблюдения, нарисованная учителем на прошлом уроке (с дорисованными рядом с глазом изображениями других органов чувств человека), таблица из пяти вертикальных колонок с изображением органов чувств наверху колонок.
Пособия у детей: карточки с изображениями органов чувств, У-Т, с. 20.
51
Для того чтобы определить, какой орган чувств важнее для человека, пятеро детей, взяв карточки с изображением какого-либо органа чувств, выходят за дверь. Остальные выбирают какой-то предмет. Его должны отгадать по очереди те пятеро, которым разрешено воспользоваться для определения предмета только одним из органов чувств (повторяется игра с шарфом, но дети должны не описывать свои ощущения, а точно угадать предмет). Учитель фиксирует на доске в таблице результаты отгадывания (« + » — отгадал предмет, «-» — не отгадал). Дети выполняют то же самое в У-Т.
Это проделывается несколько раз с разными предметами (необходимо, чтобы один из них сам издавал звуки). Затем по таблице на доске дети смотрят, какому «органу чувств» было проще всего определять предмет (в какой колонке больше плюсов). Оказывается, что наиболее важный для человека орган чувств — глаза. Слух тоже важен. Осязание помогает в темноте. Оно тоже достаточно развито (человек может делать тонкую работу руками, для чего нужно развитое чувство осязания). А вот обоняние и вкус значительно менее важны для человека и реже используются.
Результат работы детей: анализ особенностей восприятия человека.
Тема 3.
Задания «Птицы вокруг нас».
При выполнении задания «Птицы вокруг нас» (У-Т, с. 32) не обязательно ограничиваться нарисованными силуэтами. Если дети во время экскурсии смогли заметить каких-то других птиц, то будет хорошо, если учитель найдет изображения этих птиц на школьных таблицах, в учебниках или других книгах и сообщит детям, как они называются. Важно обратить внимание детей на внешний вид птиц, особенности их поведения. Лучше, если это примет форму игры: кто больше заметил?
После наблюдения дети раскрашивают птиц в тетрадях (раскрашивать нужно только тех птиц, которых дети реально наблюдали).
•
Задания о листьях и грибах.
Так же выполняются задания о листьях и грибах (У-Т, с. 24-25 и 26-27). Листья нужно собрать и засушить в достаточном количестве для следующих заданий.
Что должен знать учитель о грибах: грибы, которые мы собираем в корзинки, — это лишь крохотная часть большой подземной грибницы — тонких белых нитей, которые и являются телом гриба. Грибы бывают очень разные: и те, что мы собираем, и древесные, и совсем маленькие, которых мы не видим. Плесень — это тоже грибы. Необходимо обратить внимание детей на то, что многие грибы ядовиты для человека, и поэтому никогда нельзя собирать малознакомые грибы, но эти же самые грибы полезны для лесных животных, поэтому не надо их уничтожать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Не называйте грибы, растения и животных в природных сообществах полезными или вредными! Полезными или вредными они могут быть только с точки зрения человека. Не следует говорить только об утилитарном значении живых организмов для человека. Благополучие человека на Земле прямо зависит от благополучия природных сообществ (особенно ясно это стало теперь — в эпоху экологического кризиса). Для природных сообществ важна та роль, которую эти организмы играют в них. Каждое растение, животное (даже самая мелкая букашка), гриб выполняет свою работу, необходимую для нормальной жизни леса, степи, луга, пруда. Грибы, в том числе и несъедобные, например, производят огромную работу по разло-
58
жению мертвых тел растений и животных. Без этой работы был бы невозможен круговорот веществ в природе. Если дети заинтересовались грибами и задали вопросы о них, то можно предложить детям самим вырастить гриб — плесень на хлебе. (Не зубудьте, приступая к конкретному наблюдению, разобрать с детьми вопрос о том, какой способ получения ответа на вопросы мы сейчас применяем, — посмотреть на схему). Взять влажные корки хлеба, одну положить в полиэтиленовый пакет (с доступом воздуха, но чтобы корка не высыхала), а другую — в герметично закрытую банку или пакет. В разных условиях (с доступом кислорода и без него) вырастают разные грибы. Рассмотреть получившееся под лупой. Можно заметить: что тело гриба состоит из тонких нитей (это видно и при разрезании корки), а также увидеть небольшие шарики сверху — такие же плодовые тела, как у грибов, растущих в лесу.
Задания о насекомых.
Начать выполнение задания о насекомых можно с отгадывания загадок:
Висит сито, не руками свито. (Паутина.)
Кто над нами вверх ногами? (Муха.)
Ни зверь,
ни птица,
а нос как спица,
летит — кричит,
сядет — молчит.
Кто его убьет,
свою кровь прольет. (Комар.)
Как правило, таракана, паучка и муху можно увидеть в домах в любое время года. Поэтому в задании У-Т, с. 30-31 они нарисованы вообще без ножек — дети должны сами, пронаблюдав их, нарисовать нужное количество ножек. У других изображенных животных ножки надо дорисовать везде так, чтобы с каждой стороны были одинаковые ножки (у бабочки, жука, шмеля, стрекозы, комара, мухи, таракана, клопа и божьей коровки — по шесть ног, у червя и улитки нет ног, у многоножки их много — дорисовать симметрично, у краба, паука и скорпиона — восемь).
При этом учитель подчеркивает, как нужно относиться к наблюдаемым животным: поскольку тараканы и мухи
59
живут в человеческих домах и приносят человеку вред (например, разносят инфекции), то человек с ними борется. При этом уничтожать тараканов и мух можно только в доме. А вот пауки даже в доме только помогают человеку — их нельзя трогать нигде.
По завершении этой работы учитель рассказывает детям, что к насекомым относятся только те, у кого шесть ног, и просит обвести всех насекомых. Непременно нужно спросить у детей, относится ли к насекомым паук, и попросить, чтобы они задали эту загадку дома родителям.
Результат работы детей: практика в составлении плана наблюдений, практика в организации собственной работы с помощью символов плана, развитие восприятия, воображения.
5. Задание: планирование наблюдения за сезонными изменениями в природе (вариант предыдущего задания). Это задание можно выполнить или как продолжение предыдущего (и тогда цель учителя: продолжить работу по составлению планов наблюдения, посмотреть, начинают ли дети более активно использовать план в процессе наблюдения), или как замену предыдущего (в случае недостатка времени). Тогда цель остается прежней: подвести детей к мысли о необходимости планировать наблюдение, в совместной работе составить первый план наблюдения, провести наблюдение, используя составленный план.
На доске: большой лист бумаги с заготовкой плана наблюдения
Пособия у детей: тетрадь с планом наблюдения (с. 55 — один план на группу), заготовки для плаката (см. далее) по числу групп.
Учитель показывает детям заготовку для большого плаката, на котором контуром показана граница земли и неба и контуром нарисован ствол дерева с ветками. Название плаката «ОСЕНЬ». «Каждая группа заполнит такой плакат, после того как понаблюдает за природой в сентябре (октябре). Что нужно для того, чтобы сделать такой плакат?» Учитель подводит детей к мысли, что нужно заметить как можно больше признаков осени. Дети составляют план наблюдения на вырезанном из тетради одном листе (У-Т, с. 55): куда будем смот-
60
реть, что хотим заметить? Учитель выносит результаты обсуждения на доску, а затем (к моменту экскурсии) рисует его на листе бумаги.
После экскурсии дети перечисляют все, что они смогли заметить. Работая с цветной бумагой, карандашами и красками, они в группах изготавливают плакаты «ОСЕНЬ» (позже плакат будет нужен для работы по теме «Процессы»),
Задание «Какие ты знаешь профессии?».
Дети рассматривают и описывают людей разных профессий, пытаясь назвать как можно больше признаков, свидетельствующих о профессии (с. 28-29 У-Т). Учитель может задать дополнительные вопросы: какие профессии нужны в городе, какие — на селе?
7. Задание «Наблюдение и описание по плану архи
тектурного сооружения».
Цель учителя: организовать самостоятельную работу по использованию планов наблюдения для полного описания наблюдаемого объекта, познакомить детей с некоторыми историческими зданиями российских городов.
На доске: изображения разных исторических архитектурных сооружений известных городов России (можно отдать предпочтение зданиям своего города). Пособия у детей: тетрадь с планом наблюдения (с. 34-35 У-Т).
Учитель проводит с детьми небольшую предварительную беседу, рассказывая об умелых российских зодчих, о современных строителях, о том, что облик любого города определяется в первую очередь видом построек. Затем дети обсуждают характерные черты зданий, изображения которых представлены на доске, и составляют в тетради и на доске план их описания.
Потом учитель предлагает выполнить задание в тетради (здания Москвы) — загадать одно из четырех изображенных на странице зданий и обвести на плане карандашом те значки, которые соответствуют именно этому зданию, так чтобы потом учитель и сосед ученика по парте смогли отгадать, что выбрал ученик.
Аналогичное задание (здания Санкт-Петербурга) выполняется ребенком дома, самостоятельно.
61
Тема 4.
ПО ВЫДЕЛЕННОМУ СВОЙСТВУ
Тема 5.
Тема 6-
100
Дома дети выполняют остальные задания на с. 54-57 У-Т. Можно предложить найти следы на улице и определить, чьи они, а затем зарисовать эти следы в тетради, б) «Изменение рельефа», с. 50 У-Т.
По рисункам художников, сделанным в разное время, описать произошедшее с данной местностью. Записать процессы с помощью символов.
6.16. Цель учителя: показать детям трудность предсказания хода и результата процессов, организовать тренировку в наблюдении процессов.
а) «Прорастание лука».
Пособия у учителя: три луковицы, три банки. Пособия у детей: У-Т, ч. 2, с. 60.
Учитель на глазах у детей сажает луковицы в банки: одну обычным образом, другую — без воды, а третью с водой, но вниз головой, — и просит детей зарисовать это в тетрадях. Затем — в самом конце ряда (У-Т, с. 97) — просит зарисовать, что в результате будет в каждой банке. Дети рисуют.
Далее организуется наблюдение (2-3 раза в неделю) с зарисовками того, что произошло. Наблюдение может проходить от двух недель до двух месяцев. Через две недели учитель организует обсуждение результатов наблюдений и подведение итогов в виде символических записей наблюдаемых процессов и вынесения на «Карту проблем» интересных вопросов, которые возникли у детей в процессе наблюдения и на которые они пока не могут получить ответы.
б) «Синяки и царапины».
Пособия у детей: У-Т, ч. 2, с. 61.
Учитель предлагает детям понаблюдать за тем, как заживают синяки и царапины. Те дети, у которых они есть (с их согласия), ежедневно показывают их наблюдателям. Наблюдатели зарисовывают внешний вид, измеряют линейкой размеры. Детские предсказания, сделанные после первого наблюдения, о состоянии синяка или царапины через определенное число дней (например, через неделю) фиксируются.
101
Интересные вопросы о заживлении синяков и царапин (если возникают) обсуждаются. Нерешенные проблемы выносятся на «Карту проблем».
Подводя итог наблюдению, сравнивая свои предсказания с получившимся результатом, дети записывают ход процессов заживления с помощью символов.
Результат работы детей: практика в выделении прошлого и настоящего состояний объекта, в символической записи процессов; практика наблюдения и предсказания.
6.17. Цель учителя: организовать сравнительный анализ детьми процессов, происходящих в живой и неживой природе. Хорошо, если в результате работы дети смогут обнаружить такие процессы, как рост в неживой и живой природе, изменения в ходе роста (процесс развития у живых), процессы дыхания, питания, размножения (в живой природе), разрушения (в неживой). Однако сообщать об этом, если дети самостоятельно не сделали таких выводов, учитель не должен.
Пособия у детей: выращенные дома кристаллы поваренной соли, медного купороса или сахара; пророщенные дома семена (огурца, тыквы или фасоли), давшие первые листики. Предварительно выполненные задания на с.46, 47, 52, 58, 59, 62, 63 У-Т, ч. 2.
Дети обсуждают результаты домашнего задания, перечисляют процессы, которые они наблюдали в неживой природе и в живой природе, записывают на доске схемы процессов, сравнивают их.
На этих страницах встречаются разные задания. Во-первых, это тексты, работу с которыми учитель организует по принципам, описанным выше.
Задания на с. 47, 52 У-Т, ч. 2 (собрать и наклеить изображения начальной и конечной стадии процесса роста кристалла и развития живых существ) показывают, что рост живых существ сопровождается их развитием, то есть качественными изменениями (формы, цвета, строения и пр.). Это же можно увидеть, сравнивая результаты опыта с выращиванием кристаллов и результаты проращивания семян.
102
В задании на с. 58 У-Т, ч. 2, нужно найти взрослое животное и его детеныша. Некоторые детеныши отличаются по окраске от взрослых (олень, тапир, белек ). Совята — пушистые, а птенцы овсянки — голые. Детеныш кенгуру, растущий у матери в сумке, похож на эмбриона.
Задания на с. 64, 65 лучше выполнять сначала в группах, предложив детям 3-4 реальных предмета для обсуждения и выявления признаков живого (например, картофелину, вишню из компота, сучок дерева, человека; при этом, картофелина и человек — живые, если картофелина не подморожена, вишня и сучок — уже не живые, если, конечно, сучок — не отводок). Основное различие, которое могут дети обнаружить, — возможность развиваться дальше — характерно для живого, а разрушаться постепенно — для неживого. Кроме этого, могут быть высказаны предположения о дыхании, питании, размножении и росте живых существ.
После этого можно дать им заполнить в парах с. 64 и самостоятельно с. 65 У-Т.
ЗАДАНИЯ НА ОБОБЩЕНИЕ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ, РЕФЛЕКСИЮ
Эти задания (У-Т, с. 25, 68-71) выполняются детьми самостоятельно. Цель их в том, чтобы дети могли осмыслить приобретенные знания, провести границу между уже известным и еще неизвестным, вспомнить способы получения ответов на вопросы о природе (чтение, спрашивание, наблюдение), соотнести эти способы с теми знаниями, которые уже получены.
Очень хорошо, если учащиеся в состоянии поставить знаки вопроса там, где записана действительно незнакомая им информация. В тех случаях, когда они отмечают, что им известно, они должны четко называть способ, которым это знание получено.
Когда давать эти задания — последовательно в конце года или время от времени, определяет учитель. Эти задания можно выполнять не один, а два раза, через один-два месяца. Второй раз это можно делать ручкой другого цвета. Соотношение известного и неизвестного в этих заполнениях должно меняться.
После самостоятельного заполнения страниц учащимися хорошо обсудить результаты в классе, подчеркивая ценность умения определять неизвестное.
Страницы У-Т (67 и 71, 72) посвящены подведению итогов года. Учитель говорит: «Круг — это природа. Что каждый из вас знает о ней? Закрасьте ту часть первого круга, которая вам известна». Дети самостоятельно (с. 72) закрашивают, учитель подчеркивает, что у каждого может получиться по-своему. На втором круге каждый сам закрашивает ту часть, которую «знают все дети класса вместе». На третьем — «что знают ученые». Дети показывают заполненные тетради друг другу. В следующий раз к этим дет-
104
ским мнениям предстоит вернуться через год, после второго года обучения, и сравнить, как изменится мнение детей о своих знаниях и науке в целом. Если доля «известного» станет год от года уменьшаться, то это будет свидетельствовать о развитии сознания ребенка.
В задании на с. 71 дети соединяют «вопрос» и «ответ» через значки способов. Среди значков есть лишние, которые никак не связаны с получением знаний о природе. Некоторых не хватает, их нужно вспомнить и дорисовать. Вспоминая разные способы, можно использовать те знания, которые дети уже получили с их помощью.
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Итоговую контрольную работу учитель составляет сам, исходя из того материала, который пройден этим классом. Итоговая работа должна содержать две части: группу заданий для административного контроля за усвоением программы и группу заданий для самого учителя, позволяющих оценить уровень каждого ребенка в продвижении по материалу. Результат для администрации сообщается только по выполнению первой части контрольной работы.
Принципы подбора контрольных заданий по первой части:
1. Задания должны быть простыми.
2. Задания не требуют необходимости переноса усвоенного способа действий на незнакомый детям материал (например, если это задание на классификацию, то тех предметов, которые дети классифицировали в классе).
3. Заданий должно быть не меньше 4.
4. Желательно включить задания на органы чувств и их функции, построение ряда, составление и чтение схем процессов.
Примеры заданий
1. Реши кроссворд: 1. Орган слуха и равновесия. 2. Место для органа вкуса. 3. Орган зрения. 4. Орган осязания. 5. Орган обоняния. 6. Орган вкуса.
(Задание предложено Т. И. Куликовой, г. Пермь.)
|
[Г | А. | ~Щ | |||
2 | 3 |
| ъ_ | ||
106
2. Соедини линией органы чувств и их функции:
глаз | осязание | |
ухо | зрение | |
усы | обоняние | |
кожа рук | слух | |
хвост язык | вкус | |
нос |
(Задание предложено Т. И. Куликовой)
3. Найти ошибку в построенном ряду (ряд из птичьих яиц, построенный по признаку вытянутости, одно яйцо резко выпадает из этого ряда). Нужно найти неправильно поставленный объект и стрелкой показать, куда его нужно поставить.
4. Подчеркни ряд. Подпиши признак, по которому ряд построен:
Задание предложено Т. И. Куликовой.)
5. Схемы в тексте заменить словами:
Наступила I Ш | ► I Ш
К вечеру дождь
Петина постройка из песка
Принципы построения контрольных заданий по второй части:
1. Заданий должно быть не меньше двух.
2. Задания должны быть такими, чтобы почти никто из детей не мог сделать их полностью, но хоть что-то мог каждый. Это нужно для того, чтобы учитель мог видеть зону освоенного и неосвоенного для каждого ребенка.
107
3. В каждом задании желательно заложить разные уровни его выполнения (применение старого способа на новом материале, доработка и видоизменение способа, рефлексия и понимание применимости способа).
Примеры заданий
1. Составь схематический план наблюдения (дано цвет
ное изображение рыбы).
(Задание предложено Т. И. Куликовой.)
2. Построй из перечисленного ряд по съедобности. По
строй классификацию этих же объектов по любому
признаку.
Грузовик, яблоко, автобусный билет, таблетка.
Для подбора заданий можно пользоваться изданием: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва. Естествознание. 1 класс. Контрольные работы». — М.: ИНТОР, 1998.
Приложение Примерное тематическое планирование
Темы
Тема
Предмет работы
№ урока
109
№ темы |
Предмет работы
№ урока
Тема
Классификации объектов по выделенному свойству
Наблюдение.
Выделение разных состояний объекта
Наблюдение процессов. Рассмотрение перехода из одного состояния в другое
Итоговая
контрольная
работа
110
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов.......................................................................................................... 3
Введение.............................................................................................................. 4
Общие вопросы преподавания курса «Окружающий мир»
в 1 классе............................................................................................................ 7
Урок по курсу «Окружающий мир»
в системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова.......................................... 7
Проектирование урока.................................................................................... 15
Реализация проекта урока............................................................................. 19
Организация работы детей в группах........................................................ 20
Организация моделирования........................................................................ 22
Организация контроля и оценки................................................................... 25
Организация работы с текстами.................................................................. 27
Организация работы детей со справочной литературой..................... 28
Список литературы в помощь учителю для подготовки
к урокам............................................................................................................... 28
Необходимые учебные пособия .................................................................. 29
Самое важное для учителя ........................................................................... 30
Помощь родителей .......................................................................................... 30
Как учителю проверить себя? ...................................................................... 31
ОПИСАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЗАДАНИЙ ..................... 32
Тема 1. Вопросы о природе. Способы получения ответов.................. 32
Тема 2. Наблюдение как способ получения
ответов на вопросы о природе. Как мы наблюдаем?............................. 44
Тема 3. Наблюдение. Выделение свойств
объекта наблюдения........................................................................................ 53
Тема 4. Наблюдение. Построение шкалы по выделенному свойству объектов наблюдения. Классификация
объектов по выделенному свойству............................................................ .... 62
Тема 5. Наблюдение. Выделение разных состояний
объекта................................................................................................................. 83
Тема 6. Наблюдение процессов. Рассмотрение перехода
из одного состояния в другое ....................................................................... 86
Задания на обобщение, систематизацию, рефлексию........................... 104
Итоговая контрольная работа................................................................... 106
Приложение. Примерное тематическое планирование........................ 109
111
Е.В. ЧУДИНОВА Е.Н. БУКВАРЁВА
Окружающий мир
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Класс
(Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 279.