Школа рисования в жизни Сергея Григорьевича Строганова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

          

                      

             

 

Почему граф Сергей Григорьевич Строганов — русский офицер из богатейшего и именитого рода Строгановых — стал учредителем первой в России рисовальной школы, бесплатной и открытой для всех талантливых детей, независимо от их сословного происхождения?
Ведь С.Г.Строганов был одним из крупнейших помещиков в России, унаследовал солидное состояние от отца. Когда женился на кузине Наталье — старшей дочери своего троюродного дяди Павла Александровича Строганова, получил немалое наследство еще и от тестя. Что в общей сложности составило имущество в полтора миллиона десятин земельных наделов с 95 тысячами крепостных.

                     

                     

Сергей Григорьевич — сын барона Г.А. Строганова (известного дипломата своего времени, посла в Швеции, Италии и Турции), потомок А.Г. Строганова — одного из трех братьев Строгановых, возведенных в 1722 г. Петром I в «баронское Российской империи достоинство», получил графский титул после того, как 11 февраля 1818 года связал себя брачными

узами с Натальей Павловной — наследницей графской ветви Строгановых.

 

 

 


Зачем же столь благополучному аристократу, имеющему обширное наследство, покровительствовать изобразительному искусству, к тому же поощряя художественное творчество в области ремесла?

Ответ кроется именно в наследстве, вернее было бы сказать наследии семьи Строгановых. Как мы знаем, не только крепостные крестьяне и земельные угодья перетекли к Строганову, но и семейные коллекции. Крупную коллекцию он получил в виде приданного своей жены — внучки коллекционера графа А.С. Строганова (президента Академии художеств, члена Государственного совета). Собрание Александра Сергеевича включало картины, скульптуры, рисунки, гравюры, предметы декоративно-прикладного искусства. И, конечно же, унаследовал богатое художественное собрание отца, значившее для Сергея Григорьевича много больше, чем просто имущество. Поскольку его художественный вкус воспитывался именно на этой коллекции.

 

 

 

Немаловажно и то, что Сергей Григорьевич принадлежал к той ветви Строгановых, которая основала особую, так называемую строгановскую школу иконописи, известную с XVI–XVII веков. Заслугой Строгановых было введение в области иконописания разделения труда между иконописцами: «личник», «доличник», мастер «палатного письма». Отличительной чертой икон Строгановской школы являются первые в истории древнерусской живописи фоновые пейзажи, изображающие извилистые серебристые реки, овражки, холмы и лесные поляны, поросшие деревьями с золотой листвой, травами и цветами, с множеством зверей и птиц.

  Именем Строгановых названа и лучшая школа церковного лицевого шитья XVII века, а также строгановское направление московского барокко, свойственного постройкам конца XVII – начала XVIII веков, возведенным по заказу предка Сергея Григорьевича — промышленника Г.Д. Строганова (1656—1715).



Сергей Григорьевич унаследовал любовь к искусству от своих предков, получил в семье прекрасное домашнее образование и в дальнейшем занимаясь самосовершенствованием, приобрел глубокие познания по истории и изобразительному искусству. Строганов более полутора лет провел в столице Франции, осматривая дворцы и музеи, изучая коллекции не только французских художественных произведений, но и шедевров похищенных наполеоновскими войсками как трофеи из покоренных стран, преимущественно из Италии. Изучая художественные произведения, Строганов особенно отмечал подробности технического исполнения.
Там же Строганов посещал различные учебные и особенно художественные заведения. В них молодого человека весьма привлекал подход к обучению, восходящий к идеям Просвещения и способствующий распространению образования во всех слоях общества, привитию художественного вкуса и привнесению эстетического начала в кустарное и ремесленное производство — все это было близко ему по духу.
Плоды Просвещения Строганов мог видеть воочию во время своих заграничных путешествий — европейские ремесленники имели прекрасное художественное чутье и неплохо рисовали, считая обучение рисованию одной из ступеней в постижении хитростей ремесла.
Возможно, именно тогда в сознании молодого Строганова зародилась мысль об учреждении школы рисования для популяризации прикладных знаний и развития художественного вкуса в области промышленности.
Но как приступить к задуманному, не имея опыта в организации учебного заведения, тем более художественного профиля? Хотя он и прошел военную школу, и был введен в курс семейного промышленного дела по управлению собственными замосковными и уральскими горными заводами, все же Строганов испытывал некоторую неуверенность в новом для него деле.

Это видно из его письма к министру народного просвещения князю Александру Голицыну «ввиду того, что при уклонении с обычного пути, намеченного определенным призванием или деятельностью, выбор средств становиться труднее, так же как возрастает ответственность за будущие результаты, — то я полагал, что одного пожелания добра недостаточно, и что прежде всего необходимо изучить те элементы, которые могли бы сделать его наиболее продуктивным для общества».
Безусловно, все элементы и тонкости дела были хорошо изучены Строгановым. Ведь в своих заграничных путешествиях он знакомился и с организационной структурой художественных учебных заведений, и с методиками учебно-воспитательного процесса. Иначе он не стал бы завязывать деловую переписку с министром.
Но вот еще на что хотелось бы обратить внимание — на слова о пользе для общества, которые указывают не только на его желание создать заведение, способное приносить практическую пользу и дать толчок в развитии отдельных отраслей российской промышленности, но и на исключительный патриотизм Строганова.


  В политическом отношении Россия показала себя сильнейшей державой, опрокинув непобедимую армию Наполеона. И Строганов хотел, чтобы Отчизна блистала во всех сферах, в которых он лично принимал участие — производство, образование, искусство. Это выразилось в создании Строгановым «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», удовлетворявшем его желанию таким «способом утилизировать свой досуг и свои средства для блага <…> Родины», в чем он усматривал выполнение своего долга, «так как быть полезным есть обязанность, налагаемая на человека при рождении».


Ввиду этого понятны и надежды Сергея Григорьевича на то, что выпускники Школы, освоив декоративно-прикладное искусство, будут создавать высокохудожественные изделия, а «имена их будут блистать подле имен отличнейших художников Франции и Англии».
Не случайным был так же выбор Строгановым псевдонима «Любитель полезных искусств», которым он подписывал свои статьи и в котором выражал свою уверенность, в утилитарной пользе «механических», ремесленных искусств. Надо сказать, что в отношении учреждения Школы рисования «Любитель полезных искусств» считал наиболее эффективным для Отечества не только применение своих обширных материальных средств, но главным образом своих знаний декоративно-прикладного искусства, его конструктивно-технологического начала и непосредственной связи с производством. Поскольку он был знаком с тонкостями производства не понаслышке — будучи промышленником управлял собственными заводами в Пермской губернии: Билимбаевским, Добрянским, Очёрским, Кыновским, Павловским, позднее Кувинским, Софийским. Следует добавить, что Строганов не мало заботился и о развитии народных промыслов среди крестьян.
Последние сомнения, перед тем как решиться открыть школу, Строганов развеял, общаясь с московским купечеством и ремесленным сословием, он окончательно удостоверился, что организация Школы рисования в Москве может быть чрезвычайно полезной.


И так, в апреле 1824 года Строганов обратился к министру народного просвещения, князю А.Н. Голицину с письмом, в котором выразил желание основать в Москве бесплатную школу рисования. В 1825 году Строганов получает от Императора Александра I разрешение на ее учреждение, а 31 октября того же года Школа была открыта.

                     

Как и было задумано Строгановым, финансовую часть он взял на себя как по организации (аренда, методические и наглядные пособия, оплата преподавателей), так и по содержанию неимущих учеников. И в течение двенадцать лет Строганов в должности директора руководил рисовальной школой вплоть до передачи ее в 1843 году в ведение государства.

  На взгляд современников создание рисовальной школы казалось эксцентричным чудачеством богача. Так ли это было на самом деле? Вряд ли. Вся предшествовавшая этому событию подготовка говорит против такой мысли, да и вся жизнь Строганова раскрывает его исключительно практичный подход во всех делах на благо государства.
В шестнадцать лет по окончании Института Корпуса инженеров путей сообщения (1811 г.) Строганов был произведен в офицеры и определен на военную службу. Ему не было и восемнадцати, когда он в начавшейся Отечественной войне 1812-го, отважно сражался в Бородинской битве и под Тарутино, а также в заграничных походах русской армии 1813–14 гг., дойдя до Парижа.



Как и всякий дворянин, Строганов до конца жизни числился на военной службе, и в военных компаниях, помимо войны с Наполеоном, ему пришлось принимать непосредственное участие еще дважды — в русско-турецкую войну 1828–29 гг., когда он был в делах под Шуменом и Варной, и в Крымской войне 1854–56 гг.


Однако главная и многолетняя его деятельность была связана с русским Просвещением. После основания школы рисования, с 14 мая 1826 г. Строганова назначают членом Комитета устройства учебных заведений. Через рассмотрения Сергея Григорьевича прошли почти все законодательные вопросы народного просвещения, в том числе он принял участие в составлении нового университетского устава, вступившего в силу в 1835 году.


С 1 июля 1835 года по Высочайшему указу, Строганов приступил к новым обязанностям попечителя Московского учебного округа и Московского университета. Двенадцатилетний период (1835–1847) попечительского управления вверенным ему округом, за необыкновенное процветание различных учебных заведений Москвы, и прежде всего Московского университета получил название «Строгановской эпохи».

 Правовед, философ, историк и публицист Б.Н. Чичерин вспоминал, что Строганов «управляя Московским учебным округом, <...> постоянно посещал гимназии и университет, внимательно слушал самые разнородные уроки и лекции, и притом без малейшего церемониала. Никто его не встречал и не провожал, и мы часто видели, как он среди толпы студентов, никем не сопровождаемый, направлялся в аудиторию, опираясь на свою палку и слегка прихрамывая на свою сломанную ногу. В аудитории он садился рядом со студентами на боковую скамейку и после лекции разговаривал о прочтенном с профессором <...> среди всех людей, причастных к университету, и профессоров и студентов, он пользовался благоговейным уважением».


  Одновременно с управлением Московским учебным округом, Строганов занимался общественной деятельностью связанной с его увлечением искусством, историей, археологией и коллекционированием. С 1837 г. Строганов входил в Комиссию для построения в Москве храма во имя Христа Спасителя, будучи членом Комиссии «по искусственной части».

                

  С того же года и в течение почти тридцати лет Сергей Григорьевич становится бессменным председателем Московского общества истории и древностей Российских при Московском университете. Ему удалось исходатайствовать для общества титул Императорского и постоянную субсидию для издания трудов общества. Однако многотомное издание «Древностей Российского государства», выходившее в свет под его руководством (1849–1853), Строганов издавал нередко на свои средства.

          

С 1840-х гг. продолжая семейные традиции граф занимается коллекционированием. И в первую очередь пополняет библиотеку книгами и старинными рукописями. В 1843 г. он покупает значительную часть библиотеки П.Я. Актова. В числе купленных книг находилась пергаментная рукопись «Евангельские чтения» конца XIV – начала XV веков (ныне хранится в научной библиотеке МГУ). В том же году Строганову была подарена Г.И. Спасским знаменитая Строгановская летопись (список не позже половины XVII в.).

 

Строганов начинает собирать новые коллекции, содержащие свидетельства истории своих предков. В них входили семейные реликвии и иконы «строгановского» письма конца XVI – начала XVII вв. из сольвычегодского Благовещенского собора. С этими иконами была связана целая история: они были утрачены после пожара еще в 1822 году. Одни иконы осели по частным коллекциям, а другие — попали в скиты и молельни раскольников. Из последних Строганову и удалось вернуть себе часть икон.

 

          

  Дело в том, что в 1846 году во время очередной волны гонений на старообрядцев, по указу императора Николая I иконы из домашних молелен и старообрядческих скитов были конфискованы и собраны для последующего уничтожения на складах одного из московских монастырей и Ипатьевского монастыря в Костроме. Строганов добился разрешения митрополита Филарета отобрать из них некоторые иконы для собрания «памятников христианского благочиния его предков».
Одновременно Сергей Григорьевич начал энергичную деятельность по сбору пермских древностей. Коллекция изображений животных на бронзовых пластинах, принадлежавших финно-угорским народам, жившим на пермских землях в VI–VII веках, хранится сейчас в Эрмитаже.


Не смотря на то, что большую часть своей жизни Строганов прожил в Москве, его научные интересы простирались гораздо шире, на средства Строганова проводились работы по реставрации Дмитровского собора во Владимире. Впоследствии Строганов составил и издал книгу: «Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, строенный с 1194 по 1197 год» (Санкт-Петербург, 1849).

 

                

 

В 1859 г. он основал Археологическую комиссию в Петербурге и до конца жизни был ее председателем. Будучи так же и первым меценатом Археологической комиссии, за счет своих средств Строганов финансирует раскопки греко-скифских древностей в Северном Причерноморье. Там были найдены керченские клады и знаменитое «скифское золото», украшающие сегодня Эрмитаж и московский Музей изобразительных искусств.


         


Строганов вел подлинно научные исследования по нумизматике, составив богатейшее собрание русских и византийских монет (свыше 44 тыс. единиц). Среди них – редчайший серебряный медальон Константина Великого (их сохранилось всего два экземпляра). По своей ценности коллекция Строганова считалась третьей в мире. Для поднятия научного интереса к нумизматике, в подарок минц-кабинету Московского Университета Строганов приобрел собрание серных оттисков с греческих и римских монет академика Г.К. Келлера (10111 штук).

          

      Сергей Григорьевич известен не только как меценат, коллекционер и общественный деятель — находясь на государственной службе с 1811 года, он прошел путь от поручика до генерал-лейтенанта и сенатора.
В 1831 году его назначили военным губернатором в Ригу, где граф заслужил доверие жителей благоразумными мерами во время эпидемии холеры, потом в Минск (1832–1834), где также оставил по себе добрую память. После чего, набрав опыт в управлении большим городом, в 1859 году Строганов получил назначение военным губернатором Москвы, и стал членом Государственного совета.

 

       

Обязанности московского генерал-губернатора Строганов выполнял недолго, в течение пяти месяцев — с 17 апреля по 8 сентября. А оставил свой пост в связи с приглашением ко двору в качестве главного воспитателя наследника-цесаревича Николая Александровича (старшего сына Александра II).


Надо отметить, что подбор воспитателей для царских детей был весьма тщательным, и то, что выбор пал на Строганова доказывает его исключительные, помимо педагогических способностей и всесторонней образованности, поистине редкие душевные качества. Для царственного воспитанника Строганов составил комплексную программу обучения, включавшую полный цикл университетских и военных наук. Одновременно с исполнением обязанностей воспитателя, Сергей Григорьевич в 1863–1865 гг. занимал пост председателя Комитета железных дорог.
После преждевременной кончины цесаревича Строганов занимался воспитанием великих князей Александра Александровича (впоследствии императора Александра III), Владимира и Алексея Александровичей.
Позднее Сергей Григорьевич возвращается к научной деятельности — пишет исследования по искусствознанию, дополняя им ряд своих монографий по истории, археологии и правоведению. Взгляды Строганова на русское искусство и архитектуру выразились в критическом разборе альбома-справочника Э. Виолле-ле-Дюка «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность» (1877). Обзор вышел отдельной книгой в 1878 году под заглавием: «Русское искусство: Виолле-ле-Дюк и архитектура в России от X до XVIII столетий».

В последние годы жизни Строганов собирал мексиканские древности, скорее всего, покупая их на европейских аукционах. Именно ему эрмитажная коллекция произведений искусства доколумбовой Мексики обязана лучшими своими экспонатами.

 

             

Незадолго до смерти Сергей Григорьевич Строганов пожертвовал часть своих коллекций музеям Общества поощрения художников и Санкт-Петербургской Духовной академии.


  Современники по-разному относились к С.Г.Строганову: одни — со скрытой завистью или открытой неприязнью, другие — те, кто мог по достоинству оценить его рвение на поприще науки, культуры и меценатства — с восхищением к его личному благородству, отличавшему Сергея Григорьевича особым уважением к человеческому достоинству.
Филантропия Строганова выражалась не столько в том, чтобы помочь нуждающимся, сколько в том, что бы «научить <...> людей в юности легко зарабатывать себе на хлеб». Это были не простые слова, и создание бесплатной школы рисования не единственное этому подтверждение. В первую очередь он немало позаботился о своих крепостных и мастеровых. Не только прощая долги, делая налоговые послабления, увеличивая жалование, но и заботясь о распространении среди них грамотности. И в открытых им школах на крупных заводах крепостные обучались грамоте, арифметике и началам заводского дела.


Такого рода отеческий патронаж и благотворительность были характерны для Сергея Григорьевича в крепостное время, а после отмены крепостного права Строганов даровал крестьянам два с половиной миллиона рублей из причитавшихся ему выкупных.
В первые пореформенные десятилетия, когда большинство аристократов разорялось, С.Г. Строганов значительно укрепил свое имение. Из оставшихся выкупных сумм Строгановым был образован «неприкосновенный капитал», обращенный в облигации и хранящийся в Государственном банке в качестве нераздельного капитала пермского имения (3 736 000 рублей серебром). Неприкосновенный капитал мог быть использован в критический момент для проведения любой крупной операции, связанной с развитием хозяйства.

 

               

  А за год до своей кончины Строганов внес в Пермское отделение государственного банка около 150 тыс. рублей, назначив проценты с этой суммы на пособие рабочим заводов и промыслов в Пермском имении.
Благоразумно управляя громадными вотчинами, С. Г. Строганов сумел погасить все долги, доставшиеся ему вместе с наследством. И своему наследнику — внуку графу Сергею Александровичу — он завещал имение в прекрасном состоянии.

 

                

Сергей Григорьевич любил поговорку: «Велик Бог добрых людей», и не просто любил, но следовал ей. Строганов скончался в пасхальную ночь 28 марта 1882 года, а согласно народной традиции кончина на Пасху воспринималась как благой знак — смерть праведника. Погребен был Сергей Григорьевич в Петербурге в Александро-Невской лавре.

             

Масштаб личности Сергея Григорьевича Строганова не укладывается в рамки, привычные для описания сановных деятелей николаевской и александровской эпохи. Уже в юности вынашивая проекты, связанные с развитием промышленности, он трезво оценивал существующее положение, исходил из «потребностей и состояния образования промышленного класса». Начав с малого — основания Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам — достиг великого — идеи, заложенные Строгановым и взращенные его последователями, меняли царившие представления об образовании, искусстве и промышленности, и в конечном итоге привели к мировому признанию самобытности и значимости русского промышленного искусства.

 


              

              

                      

           

 

 

Примечания

1. ↑ Строганов Сергей Григорьевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

2. ↑ Рудаков В. Е. Строгановы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

3. ↑ Летопись Московского университета

4. ↑ Русское историческое общество (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2008. Архивировано 29 марта 2008 года.

5. ↑ Перейти обратно:12 Благотворители и меценаты, 2010, с. 78.

6. ↑ Благотворители и меценаты, 2010, с. 77—78.

7. ↑ Солнцев К. И. Университет и правительственная политика // Двухсотлетие Московского университета. Празднование в Америке. Нью-Йорк, 1956. С. 50.

8. ↑ Императорский Московский университет, 2010, с. 698.

9. ↑ Pushkin-book.ru Сайт Светланы Мрочковской-Балашовой: Генеалогия от посетителей сайта: Строгановы

10. ↑ Пушков В. П. Борьбы графа С.Гр. Строганова с «распутством» в Пермском нераздельном имении в середине XIX в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. — 2013. — № 3. — С. 259

11. ↑ Пушков В. П. Борьбы графа С.Гр. Строганова с «распутством» в Пермском нераздельном имении в середине XIX в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. — 2013. — № 3. — С. 260—261

12. ↑ Пушков В. П. Борьбы графа С.Гр. Строганова с «распутством» в Пермском нераздельном имении в середине XIX в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. — 2013. — № 3. — С. 261—262

13. ↑ Пушков В. П. Борьбы графа С.Гр. Строганова с «распутством» в Пермском нераздельном имении в середине XIX в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. — 2013. — № 3. — С. 262

14. ↑ Пушков В. П. Борьбы графа С.Гр. Строганова с «распутством» в Пермском нераздельном имении в середине XIX в. // Русь, Россия. Средневековье и Новое время. — 2013. — № 3. — С. 263

15. ↑ Купцов И. В. Род Строгановых

16. ↑ ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.219. с. 120. Метрические книги Исаакиевского собора.

17. ↑ «Русские «второго сорта» «Комсомольская правда» от 15 ноября 2005 года.

 

                                      Литература

Шульгина Е. Н. , Пронина И. А. История Строгановского училища. 1825—1918 / Российская академия художеств; НИИ теории и истории изобразительных искусств. — М.: ООО ТИД Русское слово-РС, 2002. — 336 с. — ISBN 5-94853-006-X.

Голубева О. Л., Лаврентьев А. Н., Бурганов А. Н., Бурый В. П., Ганцева Н. Н. «Строгановская школа композиции: к 180-летию основания МГХПУ им. С. Г. Строганова». (М.: «Сварог и К», 2005, ISBN 5-87627-035-0)

Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгановых. Три века истории.. — М.-СПб.: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. — 319 с. — ISBN 978-5-9524-3471-4

Академик Императорской Академии художеств Н.В. Глоба и Строгановское училище. — М.: Индрик, 2012. — 432 с. — ISBN 978-5-91674-213-8.

Сергеев С. В., Иванов К. В. Архитектурное наследие К. М. Быковского в Москве. — Москва: Издательский дом Руденцовых, 2011. — 512 с.

Книги об МГХПУ им. С. Г. Строганова в каталогах Государственной публичной исторической библиотеки России

Лаврентьев А. Н. , Сазиков А. В., Курасов С. В., Заева-Бурдонская Е. А. Строгановка. 190 лет русского дизайна. — М.: Русский мир, 2016. — 608 с. — ISBN 978-5-89577-211-9.

· Петров Ф. А. Строганов Сергей Григорьевич // А. Ю. Андреев, Д. А. Цыганков Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 695—698. — ISBN 978-5-8243-1429-8.

· Редакция журнала. Генерал-адъютант граф С. Г. Строганов, † // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1882. — Т. 27, № 694. — С. 351—352.

· Кузнецов С. О. Строгоновские fonds's d'or. Живопись XIV—XV веков в собраниях Сергея Григорьевича Строгонова и его сыновей — Павла и Григория. // Судьбы музейных коллекций: Материалы VII Царскосельской научной конференции. — СПб., 2001. — С. 246—272.

· Кузнецов С. О. Возвращение на Каму: опыт научной биографии графа С. Г. Строганова // Камский путь. Материалы Всероссийской научно-практической конференции («Строгановские чтения» — III). Часть 2. Усолье, Соликамск, 2009. С.4-17.

· Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. - М-СПб: Центрполиграф, 2012. - 558 с - ISBN 978-5-227-03730-5

· Кузнецов С. О. Место книжного собрания графа С. Г. Строганова в генеалогии библиотек рода меценатов и коллекционеров // История библиотек. Исследования, материалы, документы. СПб., 2012. С.113-132.

· Гр. Строганов 1. Сергей Григорьевич // Список генералам по старшинству. Исправлен по 1-е ноября 1881 года. — СПб.: Военная типография, 1881. — С. 14.

· Строганов, Сергей Григорьевич (генерал-от-кавалерии, генерал-адъютант) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

· Е. Ю. Горбунова. Благотворители и меценаты в истории Московского университета / редактор: В. И. Тропин. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-211-05745-6.





































Президент Императорской Академии                     художеств

Дата: 2019-12-10, просмотров: 269.