Факультет права
Программа дисциплины
Земельное право
для специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Автор к.ю.н., доцент кафедры административного права Миняев А.О.
e-mail: kaf_adm_prava@hse.ru
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
_____________________________ административного права
Председатель Зав. кафедрой
Пановой И.В.
_____________________________ _______________________________
«_____» __________________ 201 г. «____»____________________ 201 г
Утверждена УС факультета
22 февраля 2011 года______________
Ученый секретарь
________________________________
« ____» ___________________201 г.
Москва
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………….............3
II. Тематический план учебной дисциплины………………………………..........5
III. Базовый учебник…………………………………………………………............6
IV. Формы контроля знаний студентов….…………………………………............6
V. Содержание программы….……………………………….……………..............6
Тема 1. Предмет, система, метод земельного права.………………………................6
Тема 2. История земельного права России.…..………………....................................7
Тема 3. Источники земельного права.…………………………...................................8
Тема 4. Земельно-правовая норма и земельные правоотношения.............................9
Тема 5. Право собственности на землю.....................................................................10
Тема 6. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.........................................................................................................................11
Тема 7. Правовая охрана земель.………………………………………….................12
Тема 8. Управление в сфере использования и охраны земель..................................12
Тема 9. Плата за землю.................................................................................................13
Тема 10. Ответственность за нарушение земельного законодательства..................14
Тема 11. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения...................14
Тема 12. Правовой режим земель населенных пунктов............................................15
Тема 13. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения............................................................................................16
Тема 14. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов........17
Тема 15. Правовой режим земель лесного фонда......................................................17
Тема 16. Правовой режим земель водного фонда.....................................................18
Тема 17. Правовой режим земель запаса....................................................................18
Основная литература ко всем темам курса………………………………….............19
Нормативные правовые акты ко всем темам курса…………………………............20
VI. Тематика заданий по формам контроля………………………………............22
VII. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины………………….........30
VIII. Методические рекомендации для преподавателей..........................................33
IX. Методические рекомендации для студентов....................................................39
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Требования к студентам – изучение курса «Земельное право» предполагает наличие у студентов знаний в области истории и теории государства и права, конституционного, административного, гражданского, уголовного права в объеме, предусмотренном для высших юридических учебных заведений. Студент должен обладать умением работать с нормативными актами, а также навыками сравнительно-правового анализа нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативных актов государств СНГ и иных зарубежных государств, международных правовых актов.
Аннотация.
«Земельное право», как учебная дисциплина, предполагает изучение основ правового регулирования земельных отношений, в том числе места земельного права в системе отраслей права Российской Федерации, системы и основных институтов отрасли. В ходе изучения курса следует обязательно усвоить основные принципы земельного права и нормативно-правовые акты.
В ходе изучения курса ставится задача ввести студентов в курс основных тенденций и проблем развития земельно-правовых институтов. В связи с этим программа курса уделяет внимание истории земельного права России и последней земельной реформе.
Земельное право – одна из сложных правовых отраслей, изучение которой требует мобилизации знаний, полученных студентом ранее. Земельное право тесно связано со всеми отраслями права и законодательства. Поэтому для изучения предмета необходимо постоянное обращение к институтам иных правовых отраслей.
В то же время упомянутая тесная связь земельного права с иными правовыми отраслями делает необходимым внимательное изучение правового регулирования отношений не напрямую, но косвенно связанных с использованием земли. Это - использование и охрана лесов, вод, животного мира, недр; отношения по поводу охраны окружающей среды в целом; отношения в области оборота недвижимого имущества, строительства и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и многие другие.
Учебная задача курса.
В результате изучения курса студент должен:
- знать теоретические основы и практику реализации норм земельного права
- знать специфику соотношения земельного права с иными отраслями права РФ;
- знать основные нормативные акты РФ, регулирующие земельные отношения;
- знать особенности правового режима отдельных категорий земель;
- знать процедуры: а) предоставления земельного участка; б) проведения землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков; б) регистрации прав на земельные участки;
- знать анализ практики Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ вытекающей из земельных отношений
- уметь правильно применять нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения к разрешению правых конфликтов в данной сфере;
- владеть навыками подготовки необходимых исходных документов для составления заявлений, жалоб, исковых заявлений, договоров.
II . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ |
Название темы
Всего часов
Аудиторные часы
Самостоятельная работа
III . БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Е.А. Галиновская. Земельное право: Учебник. М., 2010.
IV . ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Контроль знаний осуществляется в форме текущего и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в формах: устного и письменного опроса на семинарских занятиях, путем проверки письменных работ (рефератов) студентов. Итоговый контроль осуществляется в форме письменного или устного экзамена по окончании изучения курса.
Вес каждой работы: оценка за реферат – 10%; оценка за работу на аудиторных занятиях (лекциях и семинарах) – 20%; оценка за экзамен – 70%. При выведении результирующей оценки (РО) следует учитывать каждую оценку, полученную за реферат, за работу на аудиторных занятиях, за экзамен, умноженную на ее общий вес в результирующей оценке (например, оценка за реферат: 7х0,1=0,7 балла; оценка за работу на аудиторных занятиях: 8х0,2=1,6 балла; оценка, полученная на экзамене: 6х0,7=4,2 балла) и полученные баллы складываются (0,7+1,6+4,2=6,5). Округление до *,4 десятых происходит в меньшую сторону, от *,5 десятых – в большую сторону. Т.о., РО=7 баллов.
Шкала соответствия качественной и числовой оценок:
качественная оценка | числовая оценка |
отлично | 10 |
9 | |
8 | |
хорошо | 7 |
6 | |
удовлетворительно | 5 |
4 | |
неудовлетворительно | 3 |
2 | |
1 | |
0 |
Оценки выставляются в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента в виде качественной текстовой записи с обязательным указанием в скобках числового эквивалента по 10-балльной шкале.
V . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 1)
Дополнительная:
· Жариков Ю.Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 1996. № 2.
· Аксененок Г.А. Понятие советского земельного права и его системы // Советское государство и право. 1969. № 3.
· Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4.
· Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 3).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Земельное право. Учебник для вузов. Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Аграрное и экологическое законодательство в России и СНГ. Сравнительно-правовой анализ, М., 1999.
· Иконицкая И.А. Земельное право Российской федерации: Теория и тенденции развития. М., 1999.
· Галиновская Е.А. Вопросы систематизации земельного законодательства // Журнал российского права. 2000. N 7.
· Голиченков А.К., Козырь О.М. Концепция Федерального закона “О земле” // Государство и право. 1994. N 7.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (главы 4-6).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., 2009
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Галиновская Е.А. Субъекты земельных отношений // Законодательство и экономика. 1997. № 1/2.
· Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. О.И.Крассова : 2-у изд. Перераб. М., 2009.
· Галиева Р. Субъекты и объекты земельных прав // Российская юстиция. 2002. N 10.
· Аксененок Г.А. Земельные правоотношения в СССР. М., 1958.
· Тема 5. Право собственности на землю.
· Общая характеристика права собственности на землю. Понятие, содержание, формы права собственности на землю.
· Право публичной собственности на землю. Разграничение публичной собственности на землю. Право собственности на землю и право территориального верховенства. Распоряжение земельными участками, находящимися в публичной собственности.
· Право частной собственности на землю. Объекты и субъекты права частной собственности на землю. Право общей собственности.
· Права и обязанности собственников земельных участков.
· Ограничение правомочий земельного собственника.
·
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 6).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Змемельное право. Учебник. М., 2009.
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., пераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Крассов О.И. Право частной собственности на землю. М., 2000.
· Оглоблина О.М. Сделки с землей в Российской Федерации. Учебно-практическое пособие. М., 1999.
· Аксененок Г.А. Право государственной собственности на землю в СССР. М., 1950.
· Аксененок Г.А. Право исключительной государственной собственности на землю в СССР. Л., 1945.
· Андреев В.К. Правовые проблемы распоряжения и управления федеральной собственностью // Государство и право. 1999. № 4.
· Попов М. Ничейной земли не бывает // Бизнес-адвокат. 2002. N 8.
· Попов М. О документах удостоверяющих права на земельные участки // Хозяйство и право. 1998. № 6.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 7).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Учебник. М., 2009.
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Копылов А.В. Возникновение и развитие ограниченного вещного права на землю // Государство и право.1993. № 4.
· Право землепользования в СССР и его виды. М.,1964.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 9).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Учебник. М., 2009.
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Адиханов Ф.Х. Теоретические проблемы правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения. Томск, 1989.
· Прошляков В.П. Использование и охрана земли. М., 1979.
· Семин Л.С. Правовая охрана земель. Омск, 1977.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 8).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право . Учебник. М., 2009.
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., прераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Комментарий к Закону о государственном земельном кадастре / Под. ред. Галиновской А.Е. М., 2002.
· Сизов А.П. Мониторинг городских земель с элементами их охраны. М., 2000
· Адиханов Ф.Х. Государственный и общественный контроль за использованием и охраной земель. Барнаул, 1986.
· Сенин А.И., Герасимова Е.Л. Концептуальные основы ведения государственного земельного кадастра на уровне Российской Федерации и субъекта Российской Федерации // Земельный вестник России. 2000. № 1.
· Ялбулганов А.А. Постатейный комментарий Федерального закона "О землеустройстве". М., 2003.
Тема 9. Плата за землю.
· Платность землепользования - как принцип регулирования земельных отношений. Виды земельных платежей. Основные направления использования денежных средств, поступающих в виде земельных платежей.
· Земельный налог. Понятие, место в системе налогов Российской Федерации. Субъект и объект взимания земельного налога. Порядок определения ставок земельного налога. Льготы по налогообложению.
· Арендная плата. Субъекты, объект взимания арендной платы. Порядок установления размера и взимания арендной платы.
· Нормативная цена земли.
· Оценка земель. Оценочная деятельность в РФ.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 10).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. 2009.
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд. переаб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Ялбулганов А.А. Плата за землю. М., 1998.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 11).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М.,2009.
· Земельное право. Учебник для вузов. Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2008.
· Абалкина И.Л. Экологическая ответственность: правовые и экономические механизмы. М., 2002.
· Абдраимов Б.Ж. Вопросы правового механизма обеспечения законности в земельном процессе. М., 1999.
· Андреев Ю. Рассмотрение земельных споров // Хозяйство и право. 1997. N 8, 9.
· Романов В.И. Судебное рассмотрение земельных споров // Журнал российского права. 2002. N 11.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 12).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В.Земельное право. Учебник. М., 2009
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Аграрное право. Учебник. Под.ред. С.А.Боголюбова. М., 2008.
· Право собственности на землю в сельском хозяйстве Российской Федерации. М., 1996.
· Постатейный комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”/ Отв. ред.: доктор юридических наук, профессор Г.Е. Быстров, доктор юридических наук, профессор Б.Д. Клюкин. М., 2002.
· Волков Г. А. Комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Хозяйство и право. 2003. № 4, 5.· Аграрная реформа в Российской Федерации: правовые проблемы и решения / Отв. ред. Беляева З.С., Самончик О.А. М., 1998.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010.(глава 13)
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2009.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., 2003.
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М., 2001.
· Крассов О.И. Особенности правового регулирования использования земель поселений в градостроительном законодательстве // Законодательство и экономика. 2001. № 5.
· Крассов О.И. Правовое регулирование застройки и зонирования территорий поселений // Законодательство и экономика. 2001. № 7.
· Крассов О.И. Правовой режим отдельных видов территориальных зон // Законодательство и экономика. 2001. № 7.
· Крассов О.И. Правовые требования охраны окружающей среды в градостроительстве // Законодательство и экономика. 2001. № 3.
· Крассов О.И. Порядок разработки, утверждения и экспертизы градостроительной документации // Законодательство и экономика. 2001. № 6.
Тема 13. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
· Понятие и общая характеристика данной категории земель.
· Правовой режим земель промышленности.
· Правовой режим земель транспорта.
· Правовой режим земель связи и электрических сетей.
· Правовой режим земель обороны и безопасности.
· Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности.
· Правовой режим земель предоставленных для целей недропользования.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 14)
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., 2009
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. И доп .,Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Боголепов Р.Д. Земельный кодекс РСФСР и проблемы правового режима земель промышленности, транспорта, связи и иного назначения // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.11, Право. 1992. № 2.
· Борзыкин М.В. К вопросу о землях железнодорожного транспорта // Вестник ВАС РФ. 2001. N 4.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 15).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., 2009
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., прераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Степаницкий В.Б. Комментарий к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях». М., 1997.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 16).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Комментарий к Лесному кодексу РФ. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник., М., 2009
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., прераб. И доп., Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А., М., 1997.
· Крассов О.И. Право пользования землями государственного лесного фонда // Советское государство и право. 1978. № 2.
· Крассов О.И. Право лесохозяйственного землепользования // Советское государство и право. 1980. № 7.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 17).
Дополнительная:
· Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
· Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
· Ерофеев Б.В. Земельное право. Учебник. М., 2009
· Земельное право. Учебник для вузов. 2-е изд., прераб. и доп., под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010.
· Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Боголюбов С.А., М., 2007.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010.
2. Ерофеев Б.В. Земельное право.Учебник. М., 2009
3. Крассов О.И. Земельное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
4. Крассов О.И. Земельное право современной России. М., 2003.
5. Земельное право. Учебник для вузов. Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2002.
6. Земля и право. Пособие для российских землевладельцев / Под ред. С.А, Боголюбова. М., 1998.
7. Общая теория советского земельного права. М., 1983.
8. Правовой режим земель в СССР. М., 1984.
9. Крассов О.И. Земельное право. М., 2000.
10. Земельное право России. Учебник для юридических вузов / Под ред. В.В. Петрова. М., 1998.
11. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002.
12. Волков Г.А., Голиченков А.К., Козырь О.М. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации /Под ред. проф. А.К. Голиченкова. М., 2002.
13. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации за 2006 г. М., 2006.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ КО ВСЕМ ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ
· Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993. 25 декабря.
· Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. // РГ. 2001. 30 октября.
· Федеральный закон от 24 июля 2002 г. “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ // РГ. 2002. 27 июля. № 137.
· Федеральный закон от 7 июля 2003 г. “О личном подсобном хозяйстве // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2881.
· Федеральный закон от 11 июня 2003 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве // СЗ РФ. 2003. N 24. Ст. 2249.
· Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // РГ. 2002. 31 дек. № 256.
· Закон РСФСР от 21 февраля 1992 г. «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
· Федеральный закон от 10 января 2001 г. “Об охране окружающей среды“ // РГ. 2002. 12 янв.
· Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
· Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713.
· Федеральный закон от 14 марта 1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях” // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
· Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
· Гражданский кодекс РФ. Часть вторая от 22 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.
· Уголовный кодекс РФ от 24 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
· Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
· Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. “О сельскохозяйственной кооперации” // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870.
· Федеральный закон от 10 января 1996 г. “О мелиорации земель” // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
· Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.
· Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.
· Федеральный закон от 16 июля 1998 г. “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения” // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.
· Федеральный закон от 29 июля 1998 г. “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.
· Федеральный закон от 18 июня 2001 г. “О землеустройстве” // СЗ РФ. 2001. N 26. Ст. 2582.
· Гражданский кодекс РФ. Часть третья от 26 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
· Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. // РГ. 2001. 31 дек. № 256.
· Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.
· Федеральный закон от 24 июля 2007 г. “О государственном кадастре недвижимости” // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.
VII . ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
VIII . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Прежде чем говорить о рекомендациях для преподавателей читающих лекции и ведущих семинарские занятия по курсу «Земельное право» необходимо высказать несколько аксиом преподавания без которых ни преподавателя, ни учебного процесса просто не состоится. Преподавателю лучше не входить в аудиторию, если у него есть хоть один из следующих «симптомов»:
1) нелюбовь к данному предмету.
2) нелюбовь к студентам.
3) нелюбовь к самообучению.
Преподаватель всегда должен находиться на стороне студента против предмета изучения. Это не мешает преподавателю быть строгим.
Преподавателям следует учитывать несколько объективных факторов:
- дисциплина «Земельное право» читается на старших курсах факультета. В связи с этим преподавателю следует помнить, что перед ним сформировавшиеся, взрослые люди, многие из которых уже работают и сталкивались в своей практике с земельными отношениями;
- процесс преподавания дисциплины требует мобилизации у студентов практически всех полученных ранее знаний, т.к. земельные отношения тесно связаны с иными отношениями – гражданскими, административными, градостроительными. Задача преподавателя показать точки соприкосновения различных отраслей и критерии их разграничения.
Методические рекомендации к построению лекционной части курса.
Для начала следует сказать, что в рамках имеющейся нагрузки невозможно качественно и полностью прочитать все темы заявленные в программе. Из-за этого преподавателю следует сразу определиться с темами лекций, которые он будет читать и какие он предоставит в качестве самостоятельной работы для студента.
Выходя в лекционную аудиторию, преподаватель должен блестяще владеть материалом. Не должно быть вопросов не изученных, а тем более не понятых лектором. Лучше всего выступать без листка. В конце лекции всегда должна оставаться информация, которую можно было бы еще преподнести. Не следует забывать о примерах, лучше из собственной практики. Они оживляют и «воспламеняют» аудиторию. Если таковых нет, можно приводить примеры из опубликованной судебной и административной практики. Из-за динамичности развития земельного законодательства преподавателю требуется всегда отслеживать все изменения нормативного материала.
Лекцию всегда «украшают» ссылки на правовые проблемы, которые необходимо плавно переплетать с излагаемым материалом. Можно рекомендовать студентам прочтение свежих статей в научной литературе по рассматриваемым вопросам.
Изложение материала следует осуществлять последовательно. Трудные вопросы лучше рассказывать с использованием заранее подготовленных схем или с использование учебной доски.
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий.
Проведение семинарских занятий носит для студентов обязательный характер. Формы их проведения могут быть различными.
Предлагаем следующий формат проведения семинарских занятий.
На первом семинаре следует провести вводное занятие, на котором следует студентам рассказать об особенностях земельных отношений, о требованиях предъявляемых преподавателем к студентам на семинаре, о требованиях к реферату. На первом семинаре, исходя из методики решения задач по земельному праву, необходимо решить преподавателю одну-две задачи в качестве образца.
На последующих семинарах работа строится следующим образом:
Во-первых, преподаватель проверяет усвоение студентами теоретического материала путем опроса, теста. Особо уделяется внимание пониманию терминов.
Во-вторых, студенты решают задачи, которые предлагает преподаватель. Задачи могут быть взяты из практикумов (которых огромное изобилие) либо составлены самим преподавателем.
В-третьих, семинар можно разнообразить сообщениями (докладами) студентов (на 5-7 мин) по узким неординарным вопросам по истории развития земельных отношений, опыту иностранного регулирования, по существующим проблемам в действующем законодательстве или правоприменительной практики.
В-четвертых, возможно проведение ролевых игр (при наличии желания у студентов).
Методика решения учебных дел (задач) по земельному праву[1].
1. Под методикой решения учебных дел (задач) понимается система методических положений и приемов разбора конкретного учебного дела (задачи), которая должна обеспечить: а) правильное решение дела по существу; б) юридическую обоснованность решения со ссылкой на конкретные правовые нормы; в) учет сложившейся судебной практики; г) логичность и последовательность изложения доводов, каждый из которых должен отталкиваться от предыдущего (базироваться на нем, быть связанным с ним и т.п.); д) максимально краткую и точную формулировку промежуточных выводов и итогового решения (ответов на поставленные вопросы).
2. К основным методическим положениям и приемам, необходимым для решения учебного дела, относятся следующие:
- прежде чем приступить к решению дела, установите характер и виды возникших правоотношений;
- с учетом характера и видов правоотношений определите круг нормативных правовых актов, подлежащих применению;
- определите круг материалов судебной практики по данной категории дел по принципу: «если не нашел ответ в законе – попытайся найти его в судебной практике; если закон требует пояснений – поясни его примером из судебной практики»;
- определите теоретические основы решения дела. Составьте перечень литературных источников, минимально необходимых для усвоения теоретических положений для правильного решения учебного дела;
- сформулируйте основные положения в обоснование каждого этапа решения и ответов на поставленные вопросы. Обоснуйте их ссылками на закон и судебную практику. Логически правильно расположите их;
- кратко и четко сформулируйте промежуточные выводы (по отдельным вопросам), а затем итоговые выводы (как правило, они должны совпадать с ответами на поставленные в учебном деле вопросы);
- подготовьте материалы, оформляющие (завершающие) решение учебного дела (задачи), а именно проекты актов органов исполнительной власти, судебной власти;
- составьте перечень основных нормативно-правовых актов, минимально необходимых для решения учебного дела (задачи).
Задачи
Задача 1. ООО «МТК» обратилось в Арбитражный суд МО с иском к Администрации Чеховского района, в котором указало, что общество является арендатором земельного участка, на котором распложен объект незавершенного строительства, принадлежащий ему на праве собственности. При обращении в Администрацию Чеховского района за выкупом участка в порядке ст. 36 ЗК РФ, ООО получило отказ, с ссылкой на то, что объект незавершенного строительства не является ни зданием, ни строением, ни сооружением, а именно собственники этих объектов имеют право на приватизации земли.
Решите дело со ссылкой на арбитражную практику.
Задача 2. В редакцию газеты «ЭЖ-юрист» обратился гражданин Любопытов с вопросом о праве собственника земельного участка на использование воздушного пространства. В частности он просил разъяснить:
- на какую высоту распространяется право собственности
- какие действия «на высоте» может совершать собственник земли.
Дайте консультацию.
Задача 3. Проанализируйте законодательство субъектов РФ и найдите нормы (в том числе не действующие), в которых формулируется определение понятия «земельные отношения». Составьте критические замечания к данным определениям.
Задача 4. Найдите решения в которых суды (Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции) ссылаются на принципы земельного права. Одновременно выпишите нормы земельного законодательства с которыми суды связывают применение конкретного принципа.
Задача 5. В Комитет по законодательству ГД СФ РФ с запросом обратилась группа депутатов Законодательного Собрания субъекта РФ. В частности они просили пояснить имеют ли право законодатели региона принимать нормативные правовые акты по вопросам совершения сделок с земельными участками.
Составьте мотивированный ответ со ссылками на действующее законодательство и судебную практику.
Задача 6. На собеседовании при приеме на работу студенту 5 курса ф-та права ГУ-ВШЭ был задан вопрос о возможности коммерческим юридическим лицом (ЗАО) произвести дарение земельного участка.
Дайте мотивированный ответ.
Задача 7. Гражданин Белевич обратился в Администрацию Советского района Калининградской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Администрация отказывая указала, что Белевич является гражданином другого государства (Республики Беларусь) и в соответствии со ст. 15 ЗК РФ и ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения » не имеет право на приобретение в собственность земельного участка. Белевич обратился в суд.
Какое решение должен вынести суд. Какой режим граждан СНГ на территории РФ. Найдите в ЗК РФ нормы в которых есть ссылки на иные нормативно-правовые акты.
Задача 8. В редакцию журнала «Домашний адвокат» обратился гражданин Крюков с вопросом, на каком праве предоставляются гражданам участки для погребения умерших, какими документами подтверждается право на данный участок и какой правовой режим этих участков (их оборот, изъятие).
Задача 9. Гражданин Шувалов обратился в Администрацию области с заявлением о бесплатном предоставлении ему земельного участка. В заявлении он указал, что является потомком (правнуком) графа Шувалова, который являлся крупным землевладельцем в губернии. После октябрьского переворота все его земли были изъяты. При этом Шувалов в заявлении указал конкретный район и конкретное местоположение участка, который хотел бы получить ссылаясь на сведения из архива, что именно данный участок находился в собственности его прадеда.
Оцените ситуацию. Составьте мотивированное решение Администрации области. Найдите в законодательстве (федеральном и субъектов РФ) случаи бесплатного предоставления участков в собственность.
Задача 10. Граждане "В" и "Г" имеют на праве общей долевой собственности в равных долях дачный дом, полученный ими по наследству в 1980 году. В 1986 году решением суда определен порядок пользования дачным домом и земельным участком гражданами "В" и "Г" в соответствии с долями в праве общей долевой собственности на дом. Земельный участок предоставлен наследодателю в соответствии с ранее действовавшими нормами предоставления для строительства дачи в размере 0,15 га в черте населенного пункта. Норма предоставления на дату обращения установлена в размере 0,12 га. Граждане "В" и "Г" обратились за приватизацией своей части земельного участка и просили оформить право частной собственности каждому. Земельный комитет предложил гражданам оформить право общей долевой собственности на земельный участок. Граждане не согласились с таким решением, полагая, что решением суда в 1986 году произведен раздел дома и земельного участка.
Можно ли рассматривать решение суда как решение о разделе земельного участка? Обоснуйте свое мнение.
Является ли решение суда основанием для возникновения права собственности на землю граждан? Обоснуйте свое мнение.
Подлежит ли удовлетворению требования граждан "В" и "Г" об оформлении права частной собственности на земельные участки каждому в отдельности? Обоснуйте свое мнение.
Задача 11. Администрация Дмитровского р-на МО обратилась в суд с заявлением о признании недействительным договора аренды земельного участка заключенного между гр. Зеленовым (арендодатель) и гр. Григорьевым (арендатор). Администрация в частности указала, что договор был заключен 20 июня 2001 г. на срок _ года. При этом, условие о его последующей автоматической пролонгации является недействительным, т.к. сданный в аренду участок находится у арендодателя на праве постоянного бессрочного пользования, т.к. ст. 20 ЗК РФ запрещает землепользователю распоряжаться земельным участком.
Решите задачу.
Задача 12. Общество с ограниченной ответственностью "Ремонт обуви" обратилось с иском к акционерному коммерческому банку о признании недействительным договора о залоге нежилого помещения, поскольку в нем отсутствуют сведения об одновременной ипотеке помещения и земельного участка, на котором находится данное помещение. Данное помещение принадлежит истцу на праве собственности. На момент заключения договора о залоге права на земельный участок ООО "Ремонт обуви" не были оформлены.
Kaкими правами на земельный участок обладают собственники объектов недвижимости? Порядок оформления их права землепользования? Решите дело.
Задача 13. Гражданка Журикова, собственник земельного участка в дачно-строительном кооперативе "Рассвет", обратилась с иском в суд к гражданину Сидорову, требуя перенести, расположенные на его земельном участке хозяйственные постройки, баню и туалет, расположенные в метре от границы с участком истицы, мотивируя это тем, что они затеняют ее земельный участок, а бытовые стоки заливают ее участок и причиняют ей иные неудобства.
Решите дело.
Задача 14. Жители Жуковского района Калужской области обратились в Администрацию района с заявлением об отказе от принадлежащих им земельных участков. Они указали, что участки относятся к землям населенных пунктов и предоставлены в 1993 г. для ведения личного подсобного хозяйства. Кроме того на участках имеются зарегистрированные постройки.
Составьте мотивированный ответ Администрации.
Задача 15. Граждане Иванов, Петров, Сидоров решили создать ООО. Помимо денежных вкладов ими принято решение внести в уставной капитал принадлежащие им земельные участки. У Иванова земельный участок находится в частной собственности с недостроенным домом; Петров имеет участок на основании договора долгосрочной аренды; у Сидорова земельный участок находится на праве постоянного бессрочного пользования
Дайте конкретные советы указанным гражданам. Составьте алгоритм внесения земельного участка в уставной капитал ООО.
Задача 16. В юридическую консультацию обратились граждане с вопросом возможности заключения между супругами договора купли-продажи земельного участка вместе с домом. Данный дом с землей был приобретен одним из супругов в период брака на основании договора пожизненного содержания.
Проконсультируйте граждан.
Задача 17. Налоговая инспекция по Истринскому району МО обратилась в Арбитражный суд с иском о взыскании с ООО «ТК Сервис» сумм неуплаченного за 2003-2005 гг. земельного налога. Представитель ООО с иском не согласился и указал, что хотя используемый ими земельный участок огорожен и охраняется, однако права на него не были оформлены. В связи с этим налоговая инспекция не вправе требовать уплаты земельного налога.
Разрешите спор.
IX . МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Безусловным и самым важным требованием для студентов является посещение лекций и семинаров. Земельное право – сложная отрасль права. Это связано с самим объектом – землей выступающей как природный объект, природный ресурс, объект недвижимости. Земельные участки не однородны по правовому режиму, т.к. могут относится к различным категориям и видам разрешенного использования. Кроме того, само земельное законодательство представлено как федеральным уровнем, так и уровнем субъектов РФ. В некоторых случаях и органы местного самоуправления осуществляют нормотворчество.
Все эти особенности накладывают на студента обязанность внимательного отношения к предмету. При подготовке к семинарским занятиям следует всегда иметь перед глазами методику решения задач, использование которой позволяет правильно решать все юридические задачи.
Автор программы: _________________________ к.ю.н., доцент Миняев А.О.
подпись
[1] Составлена на основе методики решения учебных дел (задач) по земельному праву разработанной на кафедре экологического и земельного права МГУ им. М.В. Ломоносова. См.: Земельное право. Практикум. Под ред. Проф. А.К. Голиченкова. М., 2001. С. 176-177.
Факультет права
Программа дисциплины
Земельное право
для специальности 030501.65 «Юриспруденция» подготовки специалиста
Автор к.ю.н., доцент кафедры административного права Миняев А.О.
e-mail: kaf_adm_prava@hse.ru
Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры
_____________________________ административного права
Председатель Зав. кафедрой
Пановой И.В.
_____________________________ _______________________________
«_____» __________________ 201 г. «____»____________________ 201 г
Утверждена УС факультета
22 февраля 2011 года______________
Ученый секретарь
________________________________
« ____» ___________________201 г.
Москва
Содержание
I. Пояснительная записка………………………………………………….............3
II. Тематический план учебной дисциплины………………………………..........5
III. Базовый учебник…………………………………………………………............6
IV. Формы контроля знаний студентов….…………………………………............6
V. Содержание программы….……………………………….……………..............6
Тема 1. Предмет, система, метод земельного права.………………………................6
Тема 2. История земельного права России.…..………………....................................7
Тема 3. Источники земельного права.…………………………...................................8
Тема 4. Земельно-правовая норма и земельные правоотношения.............................9
Тема 5. Право собственности на землю.....................................................................10
Тема 6. Права на землю лиц, не являющихся собственниками земельных участков.........................................................................................................................11
Тема 7. Правовая охрана земель.………………………………………….................12
Тема 8. Управление в сфере использования и охраны земель..................................12
Тема 9. Плата за землю.................................................................................................13
Тема 10. Ответственность за нарушение земельного законодательства..................14
Тема 11. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения...................14
Тема 12. Правовой режим земель населенных пунктов............................................15
Тема 13. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения............................................................................................16
Тема 14. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов........17
Тема 15. Правовой режим земель лесного фонда......................................................17
Тема 16. Правовой режим земель водного фонда.....................................................18
Тема 17. Правовой режим земель запаса....................................................................18
Основная литература ко всем темам курса………………………………….............19
Нормативные правовые акты ко всем темам курса…………………………............20
VI. Тематика заданий по формам контроля………………………………............22
VII. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины………………….........30
VIII. Методические рекомендации для преподавателей..........................................33
IX. Методические рекомендации для студентов....................................................39
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Требования к студентам – изучение курса «Земельное право» предполагает наличие у студентов знаний в области истории и теории государства и права, конституционного, административного, гражданского, уголовного права в объеме, предусмотренном для высших юридических учебных заведений. Студент должен обладать умением работать с нормативными актами, а также навыками сравнительно-правового анализа нормативных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативных актов государств СНГ и иных зарубежных государств, международных правовых актов.
Аннотация.
«Земельное право», как учебная дисциплина, предполагает изучение основ правового регулирования земельных отношений, в том числе места земельного права в системе отраслей права Российской Федерации, системы и основных институтов отрасли. В ходе изучения курса следует обязательно усвоить основные принципы земельного права и нормативно-правовые акты.
В ходе изучения курса ставится задача ввести студентов в курс основных тенденций и проблем развития земельно-правовых институтов. В связи с этим программа курса уделяет внимание истории земельного права России и последней земельной реформе.
Земельное право – одна из сложных правовых отраслей, изучение которой требует мобилизации знаний, полученных студентом ранее. Земельное право тесно связано со всеми отраслями права и законодательства. Поэтому для изучения предмета необходимо постоянное обращение к институтам иных правовых отраслей.
В то же время упомянутая тесная связь земельного права с иными правовыми отраслями делает необходимым внимательное изучение правового регулирования отношений не напрямую, но косвенно связанных с использованием земли. Это - использование и охрана лесов, вод, животного мира, недр; отношения по поводу охраны окружающей среды в целом; отношения в области оборота недвижимого имущества, строительства и коммунального хозяйства, сельского хозяйства и многие другие.
Учебная задача курса.
В результате изучения курса студент должен:
- знать теоретические основы и практику реализации норм земельного права
- знать специфику соотношения земельного права с иными отраслями права РФ;
- знать основные нормативные акты РФ, регулирующие земельные отношения;
- знать особенности правового режима отдельных категорий земель;
- знать процедуры: а) предоставления земельного участка; б) проведения землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков; б) регистрации прав на земельные участки;
- знать анализ практики Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда РФ вытекающей из земельных отношений
- уметь правильно применять нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения к разрешению правых конфликтов в данной сфере;
- владеть навыками подготовки необходимых исходных документов для составления заявлений, жалоб, исковых заявлений, договоров.
II . ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
№ |
Название темы
Всего часов
Аудиторные часы
Самостоятельная работа
III . БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК
Е.А. Галиновская. Земельное право: Учебник. М., 2010.
IV . ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Контроль знаний осуществляется в форме текущего и итогового контроля.
Текущий контроль осуществляется в формах: устного и письменного опроса на семинарских занятиях, путем проверки письменных работ (рефератов) студентов. Итоговый контроль осуществляется в форме письменного или устного экзамена по окончании изучения курса.
Вес каждой работы: оценка за реферат – 10%; оценка за работу на аудиторных занятиях (лекциях и семинарах) – 20%; оценка за экзамен – 70%. При выведении результирующей оценки (РО) следует учитывать каждую оценку, полученную за реферат, за работу на аудиторных занятиях, за экзамен, умноженную на ее общий вес в результирующей оценке (например, оценка за реферат: 7х0,1=0,7 балла; оценка за работу на аудиторных занятиях: 8х0,2=1,6 балла; оценка, полученная на экзамене: 6х0,7=4,2 балла) и полученные баллы складываются (0,7+1,6+4,2=6,5). Округление до *,4 десятых происходит в меньшую сторону, от *,5 десятых – в большую сторону. Т.о., РО=7 баллов.
Шкала соответствия качественной и числовой оценок:
качественная оценка | числовая оценка |
отлично | 10 |
9 | |
8 | |
хорошо | 7 |
6 | |
удовлетворительно | 5 |
4 | |
неудовлетворительно | 3 |
2 | |
1 | |
0 |
Оценки выставляются в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента в виде качественной текстовой записи с обязательным указанием в скобках числового эквивалента по 10-балльной шкале.
V . СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Предмет, система, метод земельного права.
· Роль земли в общественных отношениях. Земельные отношения, как предмет земельного права.
· Понятие земельного права. Проблемы правового регулирования земельных отношений в современных условиях. Понятие целевого использования земель. Правовое значение категорий земель. Правовое регулирования назначения и изменение категории земель. Перевод земель из одной категории в другую.
· Принципы земельного права.
· Система земельного права. Институты общей и особенной части земельного права.
· Понятие метода земельного права. Основные способы воздействия земельного права на поведение участников земельных отношений.
· Роль и место земельного права в системе отраслей права Российской Федерации. Соотношение земельного права с иными отраслями права.
· Земельное право как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.
· Сущность правового режима земель.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Галиновская Е.А. Земельное право: Учебник. М., 2010 (глава 1)
Дополнительная:
· Жариков Ю.Г. Разграничение сферы действия земельного и гражданского законодательства при регулировании земельных отношений // Государство и право. 1996. № 2.
· Аксененок Г.А. Понятие советского земельного права и его системы // Советское государство и право. 1969. № 3.
· Сыродоев Н.А. О соотношении земельного и гражданского законодательства // Государство и право. 2001. № 4.
· Волков Г.А. Принципы земельного права России. М., 2005.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 276.