К выполнению курсовой работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

Методические указания

К выполнению курсовой работы

п о дисциплине «Организация туризма»

(для студентов 2 курса дневной формы обучения направления

Менеджмент организаций»,

(Менеджмент гостиничного, курортного и туристского сервиса))

 

 

Харьков – ХНАГХ – 2007


Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Организация туризма”(для студентов 2 курса дневной формы обучения направления 6.050 201 - «Менеджмент организаций» (Менеджмент госниничного, курортного и туристского сервиса)). Сост. Абрамов В.В.,                                          Полчанинова И.Л.,Влащенко Н.Н. Харьков: – ХНАМГ, 2007. – 36 с.

 

Составители: В.В. Абрамов,

И.Л. Полчанінова,

Н.Н. Влащенко

 

Рецензент: к. геогр.н. Поколодная М.Н.

 

 

Рекомендовано кафедрой Туризма и

гостиничного хозяйства, протокол №1 от 28.08.2006 г.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Рынок туризма не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства в нынешних условиях – разработка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям гостиничного и туристского комплекса в развитии производства (в том числе финансированием перспективных туристских программ), создания благоприятного для туризма имиджа страны.

Дисциплина “Организация туризма” комплексно освещает вопросы регламентации туристской деятельности в законодательных и нормативных документах, основные положения теории и практики организации туристской деятельности.

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

 

Целью разработки курсового проекта является закрепление теоретико-методологических аспектов и практического применения приемов и методов эффективной организации туристской деятельности, разработки туристских маршрутов и соответствующей программы обслуживания.

Курсовой проект выполняется студентом в соответствии с вариантом, который соответствует порядковому номеру в журнале группы или который назначается преподавателем в соответствии с какими-либо другими критериями.

Курсовой проект выполняется машинописным способом с помощью компьютера гарнитурой Times New Roman, через полуторный интервал, размер шрифта 14 пт или рукописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). Рамку полей не проставляют. Общий объем курсового проекта составляет не менее 35 листов. Титульный лист курсового проекта оформляется в соответствии с приложением 1.

При использовании информации, собранной в Интернете, необходимо ее обработать: текст должен быть отредактирован в соответствии с вышеуказанными параметрами, не содержать рекламных призывов, например: «…Обязательно посетите эту страну!», «В ресторанах страны Вы ощутите всю прелесть и изысканность Востока!», «Здесь есть все для Вашего отдыха и оздоровления:…»; содержать ссылки, относящиеся только к нашему государству.

Поощряется использование иллюстративного материала (фотографии отелей, объектов туристского интереса), но он обязательно должен быть подписан.Страницы курсового проекта должны быть пронумерованы. Номера страниц соответствующих разделов также должны быть указаны в содержании.

Каждый раздел курсового проекта должен содержать выводы по рассматриваемому вопросу.

При защите студент должен раскрыть сущность проекта, кратко изложить его основные пункты (охарактеризовать перспективные виды туризма в стране в соответствии с вариантом, обосновать выбор объектов туристского показа, основных пунктов размещения туристов и т.д.), проанализировать полученные результаты, сделать выводы и ответить на вопросы преподавателя.

Курсовой проект имеет следующую структуру:

Введение

1. Характеристика страны.

2. Характеристика основных объектов туристского интереса в соответствии с тематикой работы.

3. Характеристика трассы маршрута.

4. Выбор предприятий – средств размещения.

5. Составление пакета услуг.

6. Организации питания туристов.

Заключение

Список литературы

Каждый раздел курсового проекта должен заканчиваться выводом: кратким итогом проделанной работы.

Таблица 1.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

№ п\п Страна Вид туризма Класс обслуживания
1. Австрия Горнолыжный Туристский
2. Бельгия Деловой Люкс
3. Болгария Рекреационный (пляжный) Люкс
4. Великобритания Деловой Первый
5. Греция Культурно-познавательный Экономический
6. Египет Культурно-познавательный (исторический) Люкс
7. Индия Этнографический Первый
8. Ирландия Культурно-познавательный Экономический
9. Исландия Экологический Туристский
10. Испания Деловой Люкс
11. Италия Культурно-познавательный Первый
12. Китай Культурно-познавательный (исторический) Туристский
13. Кипр Рекреационный Экономический
14. Мальта Культурно-познавательный Туристский
15. Нидерланды Деловой Люкс

Продолжение таблицы 1.1.

16. Германия Деловой Люкс
17. Норвегия Экологический Экономический
18. Объединенные Арабские Эмираты Элитный Люкс
19. Южноафриканская Республика Сафари Первый
20. Польша Культурно-познавательный (исторический) Экономический
21. Португалия Культурно-познавательный Первый
22. Российская Федерация Детский Туристский
23. Тунис Рекреационный Экономический
24. Турция Культурно-познавательный (археологический) Первый
25. Венгрия Лечебный Туристский
26. Финляндия Рекреационный (на базе озер) Экономический
27. Франция Культурно-познавательный (архитектурный) Экономический
28. Хорватия Рекреационный (семейный) Туристский
29. Чехия Лечебный Туристский
30. Япония Деловой Первый
31. Австралия Экологический Первый
32. Швейцария Деловой Люкс
33. Литва Культурно-познавательный Туристский
34. Израиль Религиозный Экономический
35. Новая Зеландия Рекреационный Первый
36. Словакия Культурно-познавательный Туристский
37. США Деловой Первый
38. Сербия и Черногория Культурно-познавательный Туристский
39. Аргентина Этнический Первый
40. Бразилия Культурно-познавательный Туристский
41. Филиппины Рекреационный Первый
42. Индонезия Рекреационный Туристский
43. Армения Этнографический Экономический
44. Азербайджан Культурно-познавательный Туристский
45. Корея Этнографический Первый

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА

 

В соответствии со статьей 4 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» от 18.11.2003 г. (далее – Закон) в зависимости от категории лиц, осуществляющих туристские путешествия, их целей, используемых или посещаемых объектов, или других признаков, существуют следующие виды туризма:

· детский;

· молодежный;

· семейный;

· для лиц преклонного возраста;

· для инвалидов;

· культурно-познавательный;

· лечебно-оздоровительный;

· спортивный;

· религиозный;

· экологический (зеленый);

· подводный;

· горный;

· приключенческий;

· охотничий;

· автомобильный;

· самодеятельный.

Рассмотрим данные виды туризма подробнее.

Детский туризм – организованные путешествия группы детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) в сопровождении руководителя. Вид социального туризма, охватывающий туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков в образовательных учреждениях, действующих по основным общеобразовательным программам, в учреждениях дополнительного образования, включая центры и станции детско-юношеского туризма (СЮТУР).

Молодежный туризм – конкретный вид туристской деятельности юношества, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировом уровнях. В СССР за молодежный туризм отвечало с 1959 г. Бюро международного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ (БММТ «Спутник»).

Семейный туризм – форма организации поездок, связанных с родственными узами; путешествия родителей с детьми до 12 лет. Программы обслуживания предлагаются с учетом интересов разных возрастных групп. Трудности, возникающие при организации семейного туризма, связаны с необходимостью учета детской психологии и физиологии, а также с совмещением интересов родителей и проблемами организации отдыха детей.

Туризм «третьего возраста» (лиц преклонного возраста) – распространенная в зарубежной практике модель социального туризма людей, достигших пенсионного возраста. Осуществляется на средства пенсионного фонда, специальные государственные медицинские и благотворительные фонды, куда рабочие и служащие могут вносить свои личные сбережения, которые не облагаются налогами, но их владелец не может ими распоряжаться до достижения пенсионного возраста. Во многих странах поощряют социальную деятельность пожилых людей в рамках туробменов – изучения языков, обучение наукам и искусствам, общественную деятельность.

Туризм для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидный туризм) – вид рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями. В последние годы инвалидный туризм преимущественно предполагает участие людей с ограниченными физическими возможностями в различных соревнованиях.

Культурно-познавательный туризм – это путешествия с целью ознакомления с культурой стран мира: объектами архитектуры, истории, искусства, археологии и т.д.

Лечебно-оздоровительный туризм предполагает использование природных лечебных факторов (рапа лиманов, минеральные воды, лечебный климат и т.д.), а также объектов оздоровительной инфраструктуры (санатории, пансионаты отдыха, поликлиники и т.д.) с целью лечения и профилактики различных заболеваний. При выборе лечебно-оздоровительных туров необходима консультация врача-специалиста во избежание негативных последствий самолечения.

Спортивный туризм можно рассматривать в двух аспектах:

· активный – прохождение пешеходных, лыжных, горных, водных, велосипедных, автомото и спелеологических спортивных маршрутов определенной категории сложности (является одной из разновидностей экстремального туризма);

· пассивный – путешествие с целью просмотра различных соревнований (олимпиад, чемпионатов мира и т.д.), ознакомлением с историей и достижениями спортивных клубов.

Религиозный туризм можно рассматривать в трех аспектах:

· путешествие с целью поклонения религиозным святыням, участия в религиозных обрядах (паломничество);

· путешествие с целью ознакомления с историей религий, архитектурой культовых сооружений, изучением многообразия религиозных культур (культурно-познавательный аспект);

· путешествие с целью проповедования, поддержания определенного религиозного культа (миссионерство).

Экологический (зеленый) – путешествия с целью посещения природных объектов (заповедников, заказников, национальных парков, интересных объектов природы и т.д.)

Сельский туризм – путешествия, предполагающие размещение в сельской местности и ведение какой-либо сельскохозяйственной деятельности (животноводство, пчеловодство, заготовление сена, сбор урожая и т.д.). В литературе данный вид туризма иногда называют фермерским или аграрным.

Подводный туризм – путешествия, предполагающие погружение туриста под воду с целью изучения объектов флоры и фауны, художественного фотографирования, знакомства с подводной археологией и затонувшими объектами различных эпох. Подводный туризм является разновидностью экстремального туризма.

Горный туризм – походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000 – 3500 м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, ледопадов, горных рек. Для горного туризма необходимо специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, скальные и ледовые крючья, альпинистские карабины, альпинистские веревки и т.д. Занятия этим видом туризма требуют хорошей физической и технической подготовки, знания психологии общения в малых группах. Г.т. является разновидностью экстремального туризма.

Приключенческий туризм – вид туризма, связанный с организацией нестандартных видов туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, связан с необычными путешествиями, нетрадиционными транспортными средствами. Приключенческий туризм требует от участников определенной физической подготовки и мастерства, быстроты реакции, умения принимать нестандартные решения, поэтому он близок к спортивному туризму.

Охотничий и рыбной ловли – фотоохота, сафари, отстрел определенных видов животных по лицензии, участие в соревнованиях по рыбной ловле.

Автомобильный туризм – предполагает путешествие туристов на арендованном или личном автотранспорте с любыми целями.

Самодеятельный – путешествие, совершаемое туристом по программе, которую он самостоятельно составил (или разработал) без привлечения услуг туристских фирм.

В связи с тем, что законодательная база в виде закона «О туризме» сформирована, мы не в праве ее изменять, однако, исходя из жизненной практики, и как специалисты, мы обязаны дать свои комментарии к статье 4 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» от 18.11.2003 г.

Целесообразно было бы сгруппировать указанные виды туризма, исходя из возрастного ценза, социального положения, по способу и средствам передвижения, по форме организации.

По средствам передвижения выделяют:

· автомобильный;

· велосипедный;

· мотоциклетный;

· авиационный;

· железнодорожный;

· морской;

· речной;

· с использованием воздухоплавательных средств;

· с использованием тягловой силы.

По форме организации туризм делится на самодеятельный и организованный.

Помимо вышеперечисленных, целесообразно также выделить следующие виды туризма:

Рекреационный туризм – путешествие с целью восстановления физических, моральных и духовных сил человека (предполагает использование природных лечебных факторов, но только для отдыха и общего оздоровления без использования объектов оздоровительной инфраструктуры).

Гомогенный туризм – путешествие с целью посещения захоронений ближайших родственников на территории других государств.

Гастрономический туризм – вид специализированного туризма, рассчитанный для гурманов и любителей вкусной еды. Многие туристские регионы привлекают путешественников изысканной кулинарией или винами. В проспектах туристских фирм содержится информация о характерных для данной местности блюдах для гурманов.

Образовательный туризм – туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением, продолжительностью до 12 месяцев. Существует три разновидности образовательного туризма: языково-обучающий, спортивно-обучающий, профессиональное обучение. Профессиональное обучение включает: посещение семинаров, конференций, курсов и других форм обучения с целью повышения квалификации.

Деловой туризм – путешествия со служебными целями, а также с целью решения вопросов, связанных с налаживанием или расширением бизнеса (предполагает участие в выставках, ярмарках и других маркетинговых мероприятиях). Программа туров включает деловую часть, встречи с партнерами, организацию и проведение семинаров, а также обычные элементы культурной программы и показа достопримечательностей. Среди делового туризма особое место занимает конгрессный туризм – обеспечение съездов, конференций.

Инсентив-туризм – разновидность делового туризма, т.е. туристские поездки (обычно групповые), предоставляемые администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели.

Ностальгический туризм – вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания. Участники ностальгического туризма – в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. Основная часть программ и цель приезда – индивидуальное (или небольшими семейными группами).

Социальный туризм – 1. – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды или осуществляемый за счет средств меценатов; 2. – разновидность туризма, связанная с предоставлением туристских услуг низкооплачиваемым слоям или социально не защищенным группам населения.

Экзотический туризм – вид туризма, получивший распространение в силу необычности предлагаемых услуг. Предполагает посещение мест резко отличающихся от привычного для туриста места проживания. Любителей экзотики ждут путешествия на верблюдах по аравийским и африканским пустыням, поездки на снегоходах в Арктике. Экзотически  й туризм предполагает соединение активного отдыха с дикой и суровой природой, знакомство с жизнью аборигенов, с их обычаями и национальной кухней. Экзотический туризм можно считать разновидностью приключенческого туризма.

Элитный туризм – путешествие с целью потребления дорогостоящих видов услуг и общения с бомондом.

Этнографический туризм – посещение этнографических деревень и заповедников, ознакомление с культурой и бытом народов стран мира.

 

3. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД КУРСОВЫМ ПРОЕКТОМ

 

Во введении студент отражает цели и задачи курсового проекта, а также тенденции развития туризма в Украине и за рубежом (в стране по варианту задания).


РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

 

В данном разделе необходимо кратко описать:

· географическое положение;

· климат;

· национальный состав;

· туристские формальности;

· кухню;

· особенности быта;

· основные достопримечательности (рекреационные, культурно-исторические, урбанистические и др.).

· иллюстративно представить герб, флаг страны, а также его территорию.

Вышеприведенные данные излагаются в общем виде. При этом необходимо описать все туристские ресурсы исследуемой страны. В конце раздела обязательно нужно сделать вывод о возможностях развития различных видов туризма в зависимости от выявленного туристского потенциала. Поощряется сравнительный анализ положительных и отрицательных факторов развития туризма в данной стране.

 




РАБОТЫ

 

При написании данного раздела необходимо рассмотреть особенности развития определенного вида туризма (по варианту курсового проекта). При этом необходимо:

· дать полный перечень объектов туристского интереса;

· кратко описать каждый из них;

· дать историческую справку каждого объекта (год его основания, возникновения или посещения, основные исторические периоды развития, историческая значимость для страны, культуры народа и т.д.)

· указать дислокацию каждого объекта туристского интереса (в каком городе или области данной страны находится).

Данный перечень рекомендуется составлять для организации турмаршрутов со следующими видами туризма: культурно-познавательный, этнографический, экологический, сафари, культурно-познавательный (археологический). При организации данных видов туристских маршрутов четко выделяются объекты туристского показа (например, при организации культурно-познавательного тура – замки, дворцы, памятники истории и архитектуры, культуры и искусства и т.д.; при организации экологического тура – интересные объекты природы, природно-заповедные территории, заказники и т.д.)

При разработке горнолыжного тура следует изучить и описать горнолыжные курорты, имеющиеся на территории страны (в соответствии с вариантом), изучить существующие лыжные трассы и подъемники. Аналогичное исследование необходимо выполнить при разработке рекреационного и лечебного туров. Здесь следует сделать акцент на развитость лечебно-оздоровительной инфраструктуры, уделить внимание описанию природных факторов, использующихся в лечебных целях, а также показания лечения на этих курортах.

Разрабатывая деловой тур, необходимо проанализировать сферы деловой активности страны, определить, в каких отраслях она является лидером. Затем произвести анализ деловых мероприятий, которые проводятся на ее территории (желательно представить календарь выставок, ярмарок, проводимых за текущий год). Здесь же следует проанализировать инфраструктуру, которая позволяет развивать деловой туризм в данной стране (имеющиеся выставочные центры, павильоны, конгресс холлы, крупные предприятия и организации, привлекающие интерес деловых людей). В результате проведенного анализа рекомендуется разрабатывать тур, посвященный какому-либо конкретному деловому мероприятию, проходящем в одном конкретном городе.

При организации детского туристского маршрута необходимо рассмотреть местности, которые являются привлекательными для отдыха детей. При этом следует помнить, что организация детского отдыха имеет ряд своих особенностей: территория детского отдыха должна находиться на экологически чистой территории, иметь соответствующие рекреационные ресурсы (побережья морей, озер; лесную местность; возможно расположение в предгорных районах и т.д.). Детский тур рекреационной направленности должен быть организован в комфортное для отдыха время года (в период с середины весны до середины осени). Детский тур культурно-познавательной направленности может быть организован в любое время года, однако объекты туристского показа должны быть интересными для детей, изложение познавательного материала должно быть доступно для их восприятия. При организации детского тура в экскурсионную программу, помимо культурно-познавательных объектов, желательно включать развлекательные поездки: в парки развлечений, зоопарки, дельфинарии и т.д.

При организации элитного тура необходимо делать акцент на предоставление максимального комфорта по индивидуальной заявке потребителя, где его вкусы совпадали бы с ценой предоставляемых услуг. Экскурсионная программа элитного тура строится с использованием нестандартных средств передвижения (например, на вертолетах, батискафах, воздушных шарах). Размещение предполагается в гостиницах категории свыше пяти звезд, с возможностью выезда и размещения на несколько дней на территории историко-культурных объектов.

При разработке рекреационного или лечебного тура необходимо изучить рекреационные, в т.ч. курортные местности, ресурсный потенциал, а также показания лечения на данных территориях.

В конце раздела студенты должны сделать вывод о том, какую часть страны будет охватывать организуемый тур в зависимости от концентрации объектов туристского интереса (если территория страны достаточно велика); какие города или какой конкретно курорт необходимо посетить туристам и обосновать его выбор.



Таблица 3.1 Экскурсионная программа тура по Крыму

 

Дни Объекты посещения Продолжительность, часов

1.

1.Генуэзская крепость. 2
2. Музей князя Голицына. 3
3. Дегустация шампанских вин в доме Голицына. 1

3.

1. Экскурсия в "Край голубых вершин". 1
2. Дом поэта - музей М. Волошина. 1
3. Музей дельтапланеризма. 1

4.

1. Картинная галерея И. Айвазовского. 1
2. Музей А. Грина. 1

5.

1. Пещера "Мраморная". 1
2. Пещера "Эмине-Баир-Хосар". 1
6. Экскурсия в Крымский заповедник 3
  Всего: 16

 



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Абуков А.Х. Туризм на новом этапе: социальные аспекты развития туризма в СССР. – М.: Профиздат, 1983. – 296 с.

2. Биржаков М.В. Введение в туризм: Учебник. – Издание 7-е, переработанное и дополненное. – «Издательский дом Герда», 2006. – 512 с.

3. Гуляев В.Г, Организация туристской деятельности. Учебное пособие. – М. Нолидж. – 1996. – 312 с.

4. Закон Украины «О туризме» 15.09.1995 г. // Ведомости Верховной Рады Украины, №31, ст.241, 2001 г., №32, ст. 172.

5. Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» 18.11 2003 г., №1282 – IV // Урядовий курۥєр № 244 25.05 2003 р

6. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учкебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 672.

7. Квартальнов В.А., Федорченко В.К. Туризм социальный: история и современность: Учебное пособие. – К.: Вища школа, 1989. – 342 с.

8. Нормативно-правові акти України з питань туризму: Збірник законодавчих та нормативних актів / Упоряд. М.Л. Камлик. – К.: Атіка, 2004. – 464 с.

9. Основы туристской деятельности: Учебник Г.И. Зорина, Е.И. Ильина, е.в. Мошляга и др.: Сост. Е.И. Ильина. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.

10. Правовое обеспечение международного туризма: Учебно-практическое пособие. – К.: Кондор, 2004. – 486 с.

11. Сенин В.С. Организация международного туризма: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.

12. Фомичев С.К. и др. Основы управления качеством: Учеб. Пособие / С.К. Фомичев, а.А. Старостина, Н.И. Скрябина. – К.: МАУП, 2000. – 196 с.: ил. – Библиогр.: с.187 – 191.

 



Дополнительная

1. Абрамов В.В., Тонкошкур М.В. История туризма: Уч. пособие. Харьков: ХНАГХ, 2005. – 312 с., ил.

2. Архипов В.В., Иванникова Е.И. Гостинично-ресторанный сервис: особенности культуры и традиций питания народов мира. Курс лекций: Учебное пособие. – К.: Атика, 2005. – 216 с.

3. Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.

4. Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с.

5. Годы и тропы: к 50-летию Харьковского спортивного туризма (ответственный редактор Абрамов В.В.) – Харьков: Кн. Рекламное агентство «РА», 2000. – 332 с., ил. – (Сер. «Харьковский туризм»), на рус. И укр. Языках.

6. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 320 с.

7. Коршунов Н.В. Организация обслуживания в ресторанах. Учебник для средних проф.-тех. Училищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1980. – 238 с.

8. Максименко С.В. Туристская деятельность: Международно-правовые аспекты. Одесса: «Латстар», 2001. – 168 с.

9. Правове регулювання туристичної діяльності в Україні: Збірник норматино-правових актів / Під заг. Ред. Проф. В.К. Федорченка; Київ, ун-т туризму, економіки, права. – К.: Юрінком інтер, 2002. – 640 с.

10. Скопень Н.Н. Комп΄ютерні інформаційні технології в туризмі: навчальний посібник. – к.: Кондор, 2005. – 302 с.

11. Содержание работы по развитию самодеятельного спортивного и оздоровительного туризма / Методические рекомендации, разработанные Штюрмером Ю.А. – М.: ЦРИБ «Турист», 1991. – 122 с.

12. Уваров в.Д., Борисов к.Г. Международные туристские организации: Справочник. – М.: «Международные отношения», 1999. – 288 с.

13. Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Грачева, Ю.В. Забаев, Д.к. Исаев и др.; под ред. Н.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. – М.: КНОРУС, 2005. – 576 с.

 

Приложение 1

Министерство образования и науки Украины

Харьковская национальная академия городского хозяйства

 

Факультет менеджмента

Кафедра туризма и гостиничного хозяйства

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по курсу "Организация туризма"

Вариант № ____

Украина, культурно-познавательный туризм,

туристский класс обслуживания

 

Выполнил: студент 2 курса

Группы МГКТС-2

Иванов Иван Иванович

 

 

Проверил:

 

Харьков – 200__

 

Приложение 2

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АПАРТАМЕНТЫ – большое роскошное помещение; гостиничный номер, который может состоять из нескольких отдельных модулей. А. Обычно имеют гостиную, одну или несколько спален, кухню, террасу и традиционно рассчитаны на 2, 4 и 6 человек.

«ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» (от англ. аll inclusive – букв. все включено) – комплексное обслуживание в гостиницах и отелях, когда в оплату размещения входит максимальный набор дополнительных услуг: тренажерные залы, сауна, напитки и т.д. Вариантом данного обслуживания является система «ультра все включено», когда практически все услуги, предлагаемые гостиницей, включены в оплату размещения.

ГОСТИНИЦА КОНГРЕССНАЯ – вид гостиницы, специализирующейся на приеме и обслуживании деловых туристов, гостей конгрессов, семинаров и выставок.

ГОСТИНИЦА КУРОРТНАЯ – вид гостиницы, специализирующейся на приеме и обслуживании туристов, пребывающих в курортные места в целях отдыха и рекреации.

ИНКЛЮЗИВ-ТУР (от англ. inclusive tour) – туристская поездка с предоставлением туристу определенного, жесткого, заранее спланированного набора услуг размещения, питания, транспорта, экскурсионного и иного обслуживания.

КАБАРЕ (фр. cabaret – артистический кабачок) - кафе или ресторан с эстрадной программой. Первые кабаре возникли во Франции в 1880-е годы. Здесь давались импровизированные представления с участием музыкантов, актеров, поэтов. Постепенно кабаре превратились в рестораны, культурная программа которых стала включать эстрадные программы или камерные театральные спектакли. Современные крупные гостиничные комплексы создают кабаре для организации вечернего отдыха и развлечения своих посетителей.

КАЗИНО-ОТЕЛЬ – отель, специализирующийся на обслуживании гостей, увлекающихся азартными играми. В этих отелях часто имеются изысканные рестораны, экстравагантные шоу-программы. Своим посетителям казино-отели предлагают особые чартерные рейсы и трансфер. Казино в данных отелях работает круглосуточно.

КАРАВАН – оборудованный для жилья самоходный или прицепляемый к автомобилю фургон.

КАФЕТЕРИЙ (от исп. cafeteria) – разновидность кафе. Обычно предполагает использование системы самообслуживания.

КАФЕШАНТАН (от фр. café chantant – букв. кафе с пением) – ресторан или кафе, где выступают артисты. Исполняющие песенки и танцы развлекательного характера. Возникли в Париже на базе ресторанов и кафе.

КЕМПИНГ (англ. Camping, от camp – располагаться лагерем) – сезонный лагерь для авто-, мото-, велотуристов с палатками или домиками легкого типа и специальными местами для стоянки автомобилей. Кемпинг создается с целью исключения самовольной организации стоянок туристов на природе и планового регулирования таких лагерей.

КОТТЕДЖ (от англ. cottage) – одноквартирный загородный особняк, имеющий, как правило, два этажа. В современной индустрии гостеприимства коттеджи являются одним из средств размещения туристов и путешественников.

КОФЕЙНЯ – предприятие общественного питания, появившееся в Европе еще в XVI в., ставшее центром культурной и литературной жизни того времени. Их появлению способствовало распространение в Западной Европе таких экзотических напитков, как кофе и чай. Первые европейские кофейни были открыты в 1652 году в Лондоне и в 1683 году в Вене. В частности, в Вене впервые был предложен кофе, подслащенный медом и разбавленный молоком. К концу XVII века кофейни на Европейском континенте стали довольно распространенным явлением. В крупных городах их количество достигало нескольких десятков.

ЛАГЕРЬ АЛЬПИНИСТСКИЙ – спортивная база, располагающая всем необходимым оборудованием для обучения альпинистов и совершенствования их мастерства.

ЛАГЕРЬ МОЛОДЕЖНЫЙ – специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха молодежи.

ЛАГЕРЬ ТУРИСТСКИЙ – специализированное рекреационное предприятие, предназначенное для активного отдыха в природной среде.

«ЛАНЧ-ПАКЕТ» («СУХОЙ ПАЕК») – вид питания при продолжительных однодневных экскурсиях при переезде из города в город, если по дороге нет возможности организовать полноценное питание туристов в ресторане или кафе.

ОН-ЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЯ БРОНИРОВАНИЯ – технология бронирования мест в гостиницах или билетов на транспорт в реальном времени на терминале системы компьютерного бронирования, которая используется в компьютерном бизнесе.

ОТЕЛЬ – (от фр. hotel - гостиница) – традиционный тип гостиничного учреждения высокого разряда, имеющего все условия для комфортабельного размещения туристов. Чаще всего отель – это многоэтажное здание, имеющее полный сервис в обслуживании и питании, обычно располагается в городах и популярных местах отдыха и рекреации.

ОТЕЛЬ-ГАРНИ (от фр. hotel garni) – небольшой отель, расположенный в городах Европы и имеющий ограниченный набор услуг. В частности, в таком отеле нет ресторана, а завтрак, включенный в стоимость номера, подается в небольшом кафетерии или буфете.

ОТЕЛЬ-КЛУБ (от фр. hotel clubi) – отель, содержащий, помимо номерного фонда для размещения гостей, множество залов, помещений для организации активного отдыха: тренажерный и гимнастический залы, киноконцертный зал, спортплощадки с искусственным покрытием; конференцзал, комнаты для деловых переговоров, банкетные залы и др. Отели-клубы, расположенные на морском побережье, предлагают туристам мини-яхты, водные велосипеды, прогулочные лодки, виндсерфинг.

ОТЕЛЬ-ЛИДО (от фр. hotel lido) – небольшой отель, расположенный непосредственно на берегу озера.

ОТЕЛЬ-ШАТО (от фр. hotel chateau) – название загородного замка или большого загородного дома во Франции; разновидность дорогих и особо престижных гостиниц, расположенных в сельской местности.

ПАКЕТ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ – совокупность услуг, предоставляемых гостиницами своим гостям, таких как трансфер, размещение, питание, помещение для семинара и/или конференций, гимнастический зал, гараж и др.

ПЕНТХАУС (от лат. penthouse) – многокомнатные апартаменты повышенной комфортабельности, один из самых дорогих видов квартир или номеров в отелях высшего класса.

ПОЛУПАНСИОН – вид питания в отелях и пансионатах, включающий двухразовое питание (завтрак + обед или завтрак + ужин).

ПРИЮТ ТУРИСТСКИЙ – одна из простейших разновидностей базы ночлега, место отдыха на маршруте. Он является филиалом туристской базы (гостиницы, кемпинга). Приют туристский используется для непродолжительного (до трех суток) проживания туристов во время похода. Представляет собой отапливаемое помещение, пригодное для ночлега (дом) или стационарные палатки. Количество мест в приюте туристском колеблется от 20 до 100. Размещается чаще всего в промежуточных пунктах туристского маршрута, как правило, в малодоступных районах; широко используется в горном туризме.

ПЕКИДЖ-ТУР – <пакет услуг, включающий не менее двух из следующих компонентов: перевозку, размещение, а также прочие услуги, на связанные с первыми двумя> (Директива Европейского союза по пекидж-турам, принятая Советом Европы 13 июня 1990 г и введенная в действие в 1993 г.). Пекидж-тур – это туристское путешествие по заранее обусловленному маршруту, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета услуг, включающий в себя получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия. Пекидж-тур организуется как для индивидуальных, так и для групповых путешествий.

РАЗМЕЩЕНИЕ – важный элемент программы практически любого тура. Размещение в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагаются туристу. Это могут быть отели, мотели, апартаменты, ботели и т.д. Традиционно принято считать достаточными для туристских групп двухместное размещение. Услуги питания не включаются отдельным элементом в турпакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. В туризме приняты следующие комбинации размещения и питания: ВВ – одноразовое питание (завтрак); НВ – двухразовое питание (завтрак + ужин – полупансион);FB – трехразовое питание (завтрак + обед + ужин – полный пансион). Представитель туристской фирмы при заключении при заключении контракта на групповой туризм тщательно выбирает отель, максимально балансирует стоимость услуг, уровень комфортности, состав и качество услуг, приближенность объектам туристского интереса.

РЕСТОРАН (от фр. restorantes – укрепляющий, восстанавливающий) – тип предприятия общественного питания, где осуществляется изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного приготовления всех основных групп из различных продуктов и вино-водочных изделий. Обслуживанием посетителей в ресторане занимается квалифицированный персонал в условиях повышенной комфортности и материально-технического оснащения.

РОТЕЛЬ (от англ. roll – катиться, вертеться + hotel – гостиница, отель) – <гостиница на колесах>, передвижная гостиница с ограниченным набором услуг, которая располагается чаще всего в вагоне с одно- или двухместными номерами – спальными отсеками, оборудованном также помещениями для переодевания, общей кухней и общим туалетом. В качестве ротеля также может использоваться туристский автобус со специально оборудованными спальными местами.

САНАТОРИИ – оздоровительно-лечебное учреждение, обычно в курортных зонах, на минеральных целебных водах, термальных источниках.

СНЭК-БАР (англ. snak – легкая закуска + bar – прилавок, стойка) – закусочная, буфет, маленькое кафе с ограниченным набором напитков и закусок, в том числе и в ночных клубах.

СЭНДВИЧ (от имени собств. Sandwich)бутерброд из двух тонких ломтиков хлеба, намазанных маслом и приложенных какой-либо закуской, придуман английским лордом Джоном Монтегю Сендвичем, чтобы не отрываться от любимой карточной игры.

ХОСТЕЛЬ (от англ. hostel) – студенческая гостиница, предоставляющая недорогой ночлег, дешевая молодежная гостиница типа общежития. Хостели обычно имеют коридорную систему, общие туалеты и душевые, кухни на каждом этаже, общую комнату отдыха с телевизором, таксофон. Питание организуется в кафе или дешевой столовой. Комнаты в хостелях обычно рассчитаны на 2 – 6 мест.

ШОП-ТУР (от англ. shop – покупать + tour – поездка) – заграничная поездка, имеющая основной целью посещение магазинов и совершение покупок, в которую входят также элементы отдыха, развлечений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 3
1. Требования к оформлению курсового проекта и исходные данные…….. 4
2. Классификация видов туризма…………………………………………….. 7
3. Порядок работы над курсовым проектом…………………………………. 12
Раздел 1. Характеристика страны……………………………………………… 13
Раздел 2. Характеристика основных объектов туристского интереса в соответствии с тематикой работы.…………………………………………………..   13
Раздел 3 Характеристика трассы маршрута.…………………………………… 16
Раздел 4 Выбор предприятий – средств размещения…………………………. 18
Раздел 5 Составление пакета услуг…………………………………………….. 22
Раздел 6 Организации питания туристов………………………………………. 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 27
ПРИЛОЖЕНИЯ..…………………………………………………………….…… 28

Учебное издание

 

Методические указания по выполнению курсовой работы (для студентов 2 курса направления 6.050 200 «Менеджмент организаций» (Менеджмент гостиничного, курортного и туристского сервиса)

 

 

М ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

 

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

Методические указания

к выполнению курсовой работы

п о дисциплине «Организация туризма»

(для студентов 2 курса дневной формы обучения направления

Менеджмент организаций»,

(Менеджмент гостиничного, курортного и туристского сервиса))

 

 

Харьков – ХНАГХ – 2007


Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине “Организация туризма”(для студентов 2 курса дневной формы обучения направления 6.050 201 - «Менеджмент организаций» (Менеджмент госниничного, курортного и туристского сервиса)). Сост. Абрамов В.В.,                                          Полчанинова И.Л.,Влащенко Н.Н. Харьков: – ХНАМГ, 2007. – 36 с.

 

Составители: В.В. Абрамов,

И.Л. Полчанінова,

Н.Н. Влащенко

 

Рецензент: к. геогр.н. Поколодная М.Н.

 

 

Рекомендовано кафедрой Туризма и

гостиничного хозяйства, протокол №1 от 28.08.2006 г.

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В начале третьего тысячелетия туризм превратился в мощное планетарное социально-экономическое и политическое явление, в значительной мере оказывающее влияние на мировое устройство и политику ряда государств и регионов. Он стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире, сравнимым по эффективности инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей промышленностью и автомобилестроением.

В системе туризма тесно переплетены интересы экономики и культуры, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и транспортных организаций. Развитие туризма имеет большое значение как для государства в целом, так и для отдельной личности в частности.

Рынок туризма не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства в нынешних условиях – разработка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям гостиничного и туристского комплекса в развитии производства (в том числе финансированием перспективных туристских программ), создания благоприятного для туризма имиджа страны.

Дисциплина “Организация туризма” комплексно освещает вопросы регламентации туристской деятельности в законодательных и нормативных документах, основные положения теории и практики организации туристской деятельности.

 

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

И ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

 

Целью разработки курсового проекта является закрепление теоретико-методологических аспектов и практического применения приемов и методов эффективной организации туристской деятельности, разработки туристских маршрутов и соответствующей программы обслуживания.

Курсовой проект выполняется студентом в соответствии с вариантом, который соответствует порядковому номеру в журнале группы или который назначается преподавателем в соответствии с какими-либо другими критериями.

Курсовой проект выполняется машинописным способом с помощью компьютера гарнитурой Times New Roman, через полуторный интервал, размер шрифта 14 пт или рукописным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 (210 х 297 мм). Рамку полей не проставляют. Общий объем курсового проекта составляет не менее 35 листов. Титульный лист курсового проекта оформляется в соответствии с приложением 1.

При использовании информации, собранной в Интернете, необходимо ее обработать: текст должен быть отредактирован в соответствии с вышеуказанными параметрами, не содержать рекламных призывов, например: «…Обязательно посетите эту страну!», «В ресторанах страны Вы ощутите всю прелесть и изысканность Востока!», «Здесь есть все для Вашего отдыха и оздоровления:…»; содержать ссылки, относящиеся только к нашему государству.

Поощряется использование иллюстративного материала (фотографии отелей, объектов туристского интереса), но он обязательно должен быть подписан.Страницы курсового проекта должны быть пронумерованы. Номера страниц соответствующих разделов также должны быть указаны в содержании.

Каждый раздел курсового проекта должен содержать выводы по рассматриваемому вопросу.

При защите студент должен раскрыть сущность проекта, кратко изложить его основные пункты (охарактеризовать перспективные виды туризма в стране в соответствии с вариантом, обосновать выбор объектов туристского показа, основных пунктов размещения туристов и т.д.), проанализировать полученные результаты, сделать выводы и ответить на вопросы преподавателя.

Курсовой проект имеет следующую структуру:

Введение

1. Характеристика страны.

2. Характеристика основных объектов туристского интереса в соответствии с тематикой работы.

3. Характеристика трассы маршрута.

4. Выбор предприятий – средств размещения.

5. Составление пакета услуг.

6. Организации питания туристов.

Заключение

Список литературы

Каждый раздел курсового проекта должен заканчиваться выводом: кратким итогом проделанной работы.

Таблица 1.1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

№ п\п Страна Вид туризма Класс обслуживания
1. Австрия Горнолыжный Туристский
2. Бельгия Деловой Люкс
3. Болгария Рекреационный (пляжный) Люкс
4. Великобритания Деловой Первый
5. Греция Культурно-познавательный Экономический
6. Египет Культурно-познавательный (исторический) Люкс
7. Индия Этнографический Первый
8. Ирландия Культурно-познавательный Экономический
9. Исландия Экологический Туристский
10. Испания Деловой Люкс
11. Италия Культурно-познавательный Первый
12. Китай Культурно-познавательный (исторический) Туристский
13. Кипр Рекреационный Экономический
14. Мальта Культурно-познавательный Туристский
15. Нидерланды Деловой Люкс

Продолжение таблицы 1.1.

16. Германия Деловой Люкс
17. Норвегия Экологический Экономический
18. Объединенные Арабские Эмираты Элитный Люкс
19. Южноафриканская Республика Сафари Первый
20. Польша Культурно-познавательный (исторический) Экономический
21. Португалия Культурно-познавательный Первый
22. Российская Федерация Детский Туристский
23. Тунис Рекреационный Экономический
24. Турция Культурно-познавательный (археологический) Первый
25. Венгрия Лечебный Туристский
26. Финляндия Рекреационный (на базе озер) Экономический
27. Франция Культурно-познавательный (архитектурный) Экономический
28. Хорватия Рекреационный (семейный) Туристский
29. Чехия Лечебный Туристский
30. Япония Деловой Первый
31. Австралия Экологический Первый
32. Швейцария Деловой Люкс
33. Литва Культурно-познавательный Туристский
34. Израиль Религиозный Экономический
35. Новая Зеландия Рекреационный Первый
36. Словакия Культурно-познавательный Туристский
37. США Деловой Первый
38. Сербия и Черногория Культурно-познавательный Туристский
39. Аргентина Этнический Первый
40. Бразилия Культурно-познавательный Туристский
41. Филиппины Рекреационный Первый
42. Индонезия Рекреационный Туристский
43. Армения Этнографический Экономический
44. Азербайджан Культурно-познавательный Туристский
45. Корея Этнографический Первый

 

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТУРИЗМА

 

В соответствии со статьей 4 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» от 18.11.2003 г. (далее – Закон) в зависимости от категории лиц, осуществляющих туристские путешествия, их целей, используемых или посещаемых объектов, или других признаков, существуют следующие виды туризма:

· детский;

· молодежный;

· семейный;

· для лиц преклонного возраста;

· для инвалидов;

· культурно-познавательный;

· лечебно-оздоровительный;

· спортивный;

· религиозный;

· экологический (зеленый);

· подводный;

· горный;

· приключенческий;

· охотничий;

· автомобильный;

· самодеятельный.

Рассмотрим данные виды туризма подробнее.

Детский туризм – организованные путешествия группы детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) в сопровождении руководителя. Вид социального туризма, охватывающий туристско-краеведческую деятельность среди детей и подростков в образовательных учреждениях, действующих по основным общеобразовательным программам, в учреждениях дополнительного образования, включая центры и станции детско-юношеского туризма (СЮТУР).

Молодежный туризм – конкретный вид туристской деятельности юношества, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировом уровнях. В СССР за молодежный туризм отвечало с 1959 г. Бюро международного туризма «Спутник» ЦК ВЛКСМ (БММТ «Спутник»).

Семейный туризм – форма организации поездок, связанных с родственными узами; путешествия родителей с детьми до 12 лет. Программы обслуживания предлагаются с учетом интересов разных возрастных групп. Трудности, возникающие при организации семейного туризма, связаны с необходимостью учета детской психологии и физиологии, а также с совмещением интересов родителей и проблемами организации отдыха детей.

Туризм «третьего возраста» (лиц преклонного возраста) – распространенная в зарубежной практике модель социального туризма людей, достигших пенсионного возраста. Осуществляется на средства пенсионного фонда, специальные государственные медицинские и благотворительные фонды, куда рабочие и служащие могут вносить свои личные сбережения, которые не облагаются налогами, но их владелец не может ими распоряжаться до достижения пенсионного возраста. Во многих странах поощряют социальную деятельность пожилых людей в рамках туробменов – изучения языков, обучение наукам и искусствам, общественную деятельность.

Туризм для лиц с ограниченными физическими возможностями (инвалидный туризм) – вид рекреационного туризма, рассчитанного на людей с ограниченными физическими возможностями. В последние годы инвалидный туризм преимущественно предполагает участие людей с ограниченными физическими возможностями в различных соревнованиях.

Культурно-познавательный туризм – это путешествия с целью ознакомления с культурой стран мира: объектами архитектуры, истории, искусства, археологии и т.д.

Лечебно-оздоровительный туризм предполагает использование природных лечебных факторов (рапа лиманов, минеральные воды, лечебный климат и т.д.), а также объектов оздоровительной инфраструктуры (санатории, пансионаты отдыха, поликлиники и т.д.) с целью лечения и профилактики различных заболеваний. При выборе лечебно-оздоровительных туров необходима консультация врача-специалиста во избежание негативных последствий самолечения.

Спортивный туризм можно рассматривать в двух аспектах:

· активный – прохождение пешеходных, лыжных, горных, водных, велосипедных, автомото и спелеологических спортивных маршрутов определенной категории сложности (является одной из разновидностей экстремального туризма);

· пассивный – путешествие с целью просмотра различных соревнований (олимпиад, чемпионатов мира и т.д.), ознакомлением с историей и достижениями спортивных клубов.

Религиозный туризм можно рассматривать в трех аспектах:

· путешествие с целью поклонения религиозным святыням, участия в религиозных обрядах (паломничество);

· путешествие с целью ознакомления с историей религий, архитектурой культовых сооружений, изучением многообразия религиозных культур (культурно-познавательный аспект);

· путешествие с целью проповедования, поддержания определенного религиозного культа (миссионерство).

Экологический (зеленый) – путешествия с целью посещения природных объектов (заповедников, заказников, национальных парков, интересных объектов природы и т.д.)

Сельский туризм – путешествия, предполагающие размещение в сельской местности и ведение какой-либо сельскохозяйственной деятельности (животноводство, пчеловодство, заготовление сена, сбор урожая и т.д.). В литературе данный вид туризма иногда называют фермерским или аграрным.

Подводный туризм – путешествия, предполагающие погружение туриста под воду с целью изучения объектов флоры и фауны, художественного фотографирования, знакомства с подводной археологией и затонувшими объектами различных эпох. Подводный туризм является разновидностью экстремального туризма.

Горный туризм – походы, предусматривающие прохождение маршрутов пешком по горной местности, преодоление перевалов выше 3000 – 3500 м, прохождение скальных участков, крутых склонов, ледников, снежников, ледопадов, горных рек. Для горного туризма необходимо специальное оборудование: ледорубы, высокогорные ботинки, скальные и ледовые крючья, альпинистские карабины, альпинистские веревки и т.д. Занятия этим видом туризма требуют хорошей физической и технической подготовки, знания психологии общения в малых группах. Г.т. является разновидностью экстремального туризма.

Приключенческий туризм – вид туризма, связанный с организацией нестандартных видов туров в экзотические и экологически чистые природные резервации, связан с необычными путешествиями, нетрадиционными транспортными средствами. Приключенческий туризм требует от участников определенной физической подготовки и мастерства, быстроты реакции, умения принимать нестандартные решения, поэтому он близок к спортивному туризму.

Охотничий и рыбной ловли – фотоохота, сафари, отстрел определенных видов животных по лицензии, участие в соревнованиях по рыбной ловле.

Автомобильный туризм – предполагает путешествие туристов на арендованном или личном автотранспорте с любыми целями.

Самодеятельный – путешествие, совершаемое туристом по программе, которую он самостоятельно составил (или разработал) без привлечения услуг туристских фирм.

В связи с тем, что законодательная база в виде закона «О туризме» сформирована, мы не в праве ее изменять, однако, исходя из жизненной практики, и как специалисты, мы обязаны дать свои комментарии к статье 4 Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О туризме» от 18.11.2003 г.

Целесообразно было бы сгруппировать указанные виды туризма, исходя из возрастного ценза, социального положения, по способу и средствам передвижения, по форме организации.

По средствам передвижения выделяют:

· автомобильный;

· велосипедный;

· мотоциклетный;

· авиационный;

· железнодорожный;

· морской;

· речной;

· с использованием воздухоплавательных средств;

· с использованием тягловой силы.

По форме организации туризм делится на самодеятельный и организованный.

Помимо вышеперечисленных, целесообразно также выделить следующие виды туризма:

Рекреационный туризм – путешествие с целью восстановления физических, моральных и духовных сил человека (предполагает использование природных лечебных факторов, но только для отдыха и общего оздоровления без использования объектов оздоровительной инфраструктуры).

Гомогенный туризм – путешествие с целью посещения захоронений ближайших родственников на территории других государств.

Гастрономический туризм – вид специализированного туризма, рассчитанный для гурманов и любителей вкусной еды. Многие туристские регионы привлекают путешественников изысканной кулинарией или винами. В проспектах туристских фирм содержится информация о характерных для данной местности блюдах для гурманов.

Образовательный туризм – туристская поездка, в которой турист совмещает отдых с обучением, продолжительностью до 12 месяцев. Существует три разновидности образовательного туризма: языково-обучающий, спортивно-обучающий, профессиональное обучение. Профессиональное обучение включает: посещение семинаров, конференций, курсов и других форм обучения с целью повышения квалификации.

Деловой туризм – путешествия со служебными целями, а также с целью решения вопросов, связанных с налаживанием или расширением бизнеса (предполагает участие в выставках, ярмарках и других маркетинговых мероприятиях). Программа туров включает деловую часть, встречи с партнерами, организацию и проведение семинаров, а также обычные элементы культурной программы и показа достопримечательностей. Среди делового туризма особое место занимает конгрессный туризм – обеспечение съездов, конференций.

Инсентив-туризм – разновидность делового туризма, т.е. туристские поездки (обычно групповые), предоставляемые администрацией предприятий и учреждений своим сотрудникам на исключительно льготных условиях или бесплатно в качестве премии за высокие производственные показатели.

Ностальгический туризм – вид туризма, который совершается людьми на места своего исторического проживания. Участники ностальгического туризма – в основном пожилые люди, которые ранее проживали в данной местности. Основная часть программ и цель приезда – индивидуальное (или небольшими семейными группами).

Социальный туризм – 1. – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды или осуществляемый за счет средств меценатов; 2. – разновидность туризма, связанная с предоставлением туристских услуг низкооплачиваемым слоям или социально не защищенным группам населения.

Экзотический туризм – вид туризма, получивший распространение в силу необычности предлагаемых услуг. Предполагает посещение мест резко отличающихся от привычного для туриста места проживания. Любителей экзотики ждут путешествия на верблюдах по аравийским и африканским пустыням, поездки на снегоходах в Арктике. Экзотически  й туризм предполагает соединение активного отдыха с дикой и суровой природой, знакомство с жизнью аборигенов, с их обычаями и национальной кухней. Экзотический туризм можно считать разновидностью приключенческого туризма.

Элитный туризм – путешествие с целью потребления дорогостоящих видов услуг и общения с бомондом.

Этнографический туризм – посещение этнографических деревень и заповедников, ознакомление с культурой и бытом народов стран мира.

 

3. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД КУРСОВЫМ ПРОЕКТОМ

 

Во введении студент отражает цели и задачи курсового проекта, а также тенденции развития туризма в Украине и за рубежом (в стране по варианту задания).


РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАНЫ

 

В данном разделе необходимо кратко описать:

· географическое положение;

· климат;

· национальный состав;

· туристские формальности;

· кухню;

· особенности быта;

· основные достопримечательности (рекреационные, культурно-исторические, урбанистические и др.).

· иллюстративно представить герб, флаг страны, а также его территорию.

Вышеприведенные данные излагаются в общем виде. При этом необходимо описать все туристские ресурсы исследуемой страны. В конце раздела обязательно нужно сделать вывод о возможностях развития различных видов туризма в зависимости от выявленного туристского потенциала. Поощряется сравнительный анализ положительных и отрицательных факторов развития туризма в данной стране.

 




Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.