Участники гражданского оборота, будь то юридические лица или индивидуальные предприниматели, испытывают объективную потребность в отграничении себя, осуществляемой деятельности и её результатов от других участников гражданского оборота, осуществляемой ими экономической деятельности, производимой продукции от других субъектов хозяйственного оборота и производимой ими продукции, а так же в защите результатов своей интеллектуальной деятельности. Данные потребности связаны с развитием товарно-денежных отношений, конкуренцией между производителями товаров и услуг и, следовательно, необходимостью в индивидуализации производителей схожих товаров или услуг, желанием производителей выделить и защитить результаты своей деятельности на рынке среди массы других, сообщить потенциальным потребителям в своеобразной форме о себе и о характере осуществляемой деятельности.
Правовая охрана исключительных прав участников гражданского оборота на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации осуществляется правом интеллектуальной собственности. В соответствии со ст.1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, так же личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие). Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом, распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, если законом не предусмотрено иное (ст. 1229 ГК РФ). Институт пресечения недобросовестной конкуренции занимает особое место, поскольку заложенные в его основу механизмы дополняют возможности режима исключительных прав, который обеспечивает юридическую монополию на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации.
Согласно Конвенции об образовании Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой 14 июля 1967 г. в Стокгольме, интеллектуальная собственность включает в себя права, относящиеся к литературным, художественным, научным трудам, театральным постановкам, фонограммам, телерадиовещанию, изобретениям, промышленным образцам, товарным и фирменным знакам, защите от недобросовестной конкуренции.
Во всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г. сформулирован общий подход к пониманию интеллектуальной собственности как совокупности абсолютных прав человека на блага, признаваемые интеллектуальными по характеру и заслуживающие охраны, включая, но, не ограничиваясь научными и техническими изобретениями, литературными или художественными произведениями, товарными знаками и указателями деловых предприятий, промышленными образцами и географическими указаниями.
Согласно Стокгольмской конвенции, все права на объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности, подразделяются на:
- права, относящиеся к произведениям искусства, науки, литературным и музыкальным произведениям (авторское право);
- права, относящиеся к исполнительской деятельности артистов звукозаписи, радио- и телевизионным передачам (смежные права);
- права, относящиеся к изобретениям во всех сферах человеческой деятельности (патентные права);
- права, относящиеся к научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам (знакам обслуживания), фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям (промышленная собственность);
- защите против недобросовестной конкуренции, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной мысли.
Этот подход нашел свое отражение и в российском законодательстве. В общих положениях Гражданского кодекса Российской Федерации установлены правила о возникновении и осуществлении не только вещных прав, но и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 1 ст. 2 ГК РФ), о возникновении гражданских прав и обязанностей в результате создания произведения науки, искусства, изобретения и иных результатов интеллектуальной деятельности (пп. 5 п. 1 ст. 8 ГК РФ), а также о праве граждан иметь права авторов таких результатов интеллектуальной деятельности как элемента своей правоспособности (ст. 18 ГК РФ).
Таким образом, исключительное право, является основным интеллектуальным правом, гарантирующим его обладателю возможность использовать объект этого права по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Перечисляя объекты гражданского права, ст. 128 ГК РФ называет результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которые в данной статье объединены понятием «интеллектуальная собственность».
Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации рассматривает интеллектуальную собственность как совокупность исключительных прав, как на результаты интеллектуальной деятельности, так и на приравненные к ним средства индивидуализации.
Результаты интеллектуальной деятельности человека, которые представляют собой новую информацию или знание, всегда были одним из факторов, способствующих приобретению и приумножению капитала. Именно это и явилось их предметом особого интереса в обществе. Единоличное владение знаниями или информацией часто являлось затруднительным так как, это объекты нематериальные, и сберечь их от постороннего посягательства обычными материальными средствами практически нереально.
Природа результатов интеллектуальной деятельности нематериальна. Такие результаты могут быть лишь осмыслены, восприняты в интеллектуальном либо эмоциональном плане, но не могут стать осязаемыми. Хотя они и могут получить и материальное воплощение в разнообразных вещественных носителях: в виде книги или картины, чертежа или киноплёнки. В случае уничтожения чертежа воплощенное в нем техническое решение продолжает существовать в идеальном мире, а при передаче чертежа в собственность другому лицу это решение остается результатом интеллектуальной деятельности его создателя. Создатель во всех этих случаях остается автором созданного им изобретения, несмотря на утрату прав на его вещественное воплощение. Таким образом, необходимо различать сам нематериальный объект и объект, в котором он получил свое материальное, предметное выражение. Общие признаки результатов интеллектуальной деятельности – это творческий характер, нематериальный (невещный характер), воплощение в материальной (объективной) форме, отделимость от автора (передаваемость результатов интеллектуальной деятельности).
В ст. 1225 ГК РФ дается перечень охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствам индивидуализации, к которым относятся: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.
Согласно ст. 1255 авторские права – это права на научные, литературные произведения, а так же на произведения искусства. Достаточно велико разнообразие произведений, подлежащих правовой охране, они различаются по таким признакам как: объективная форма, способы их воспроизведения, степень самостоятельности, виды использования и множеству иных оснований. Естественно, что различия, имеющиеся между отдельными видами произведений, учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме. В связи с этим выделение отдельных видов произведений представляет собой не только теоретический, но и большой практический интерес. В соответствии со ст. 1259 объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
– литературные произведения;
– драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
– хореографические произведения и пантомимы;
– музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
– произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
– произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
– произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
– фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
– географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
– программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
– производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
– составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
– другие произведения.
Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами или смежными правами (ст. 1303). Объектами смежных прав в соответствии со ст. 1304 являются:
– исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
– фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
– сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
– базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
– произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
ГК РФ так же выделяет такие результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере как изобретения и полезные модели, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, называемые промышленными образцами.
В соответствии со ст. 1350 ГК РФ в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
В качестве полезной модели охраняется техническое решение, относящееся к устройству. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой (ст. 1351 ГК РФ).
Согласно ст. 1352 ГК РФ в качестве промышленного образца охраняется художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. В случае, когда промышленный образец является оригинальными и новым, ему предоставляется правовая защита. Существенными признаками промышленного образца являются признаки, которые определяют особенности внешнего облика изделия: эстетические и (или) эргономические, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов.
Особую разновидность объектов интеллектуальной деятельности составляют селекционные достижения, в соответствии со ст. 1412 ГК РФ результатами интеллектуальной деятельности является селекционное достижение. Объектами интеллектуальных прав на селекционные достижения являются сорта растений и породы животных, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным настоящим Кодексом требованиям к таким селекционным достижениям.
Так же, согласно ст. 1225 ГК РФ, охраняемым результатом интеллектуальной деятельности является топология интегральной микросхемы. Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие (ст. 1448 ГК РФ).
Гражданское законодательство РФ признаёт под результатом интеллектуальной деятельности секрет производства (ноу-хау). Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны ( ст. 1465 ГК РФ).
Результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами отношений в классическом понимании, невозможно установить физическое господство над идеей, произведением науки, литературы, изобретением или иными результатами интеллектуального труда, ими нельзя владеть,как вещью, однако можно использовать одновременно в разных местах и разными лицами, что нельзя сделать с материальной вещью. Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности, закреплённые в четвёртой части ГК РФ являются специфическим объектом гражданско-правового регулирования.
Под гражданско-правовой индивидуализацией юридического лица и результатов его деятельности понимается совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие между физическими, юридическими лицами и государством по поводу приобретения, использования, распоряжения и охраны средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности. Под средствами индивидуализации понимают определенные условные обозначения (словесные, изобразительные, объемные, звуковые, комбинированные и другие обозначения, знаки, символы), при помощи которых юридическое лицо выделяется среди массы себе подобных. То же самое может быть отнесено и к результатам деятельности организаций.
Главная ценность средств индивидуализации заключается в содействии с их помощью созданию здоровой конкурентной среды путем различения отдельных предпринимателей и производимой ими продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг.
Кроме того, права на средства индивидуализации, в отличие от других объектов исключительных прав, закрепляются не за их разработчиками, а за лицами, которые зарегистрировали данные объекты на свое имя. Если для признания объекта, например, патентного права (изобретения, полезной модели, промышленного образца, селекционного достижения) охраняемым необходима презумпция творческого начала в деятельности создавшего его лица, то творческие усилия создателя обозначения, служащего средством индивидуализации, являются юридически безразличным актом. Отсюда следует непризнание законодателем за автором обозначения каких-либо специальных прав.
Хотя разработка товарного знака, фирменного наименования или другого средства индивидуализации также требует от их создателей определенных творческих усилий, главным критерием объединения данных результатов интеллектуальной деятельности в категорию объектов интеллектуальной собственности вместе с произведениями науки, техники, литературы, искусства обусловлено, прежде всего, общностью их правового режима, поскольку и на те, и на другие устанавливаются абсолютные права в форме исключительных прав.
По сравнению с иными исключительными правами субъектный состав прав на средства индивидуализации участников гражданского оборота и их деятельности, как правило, является ограниченным, поскольку указанные объекты прав используются, прежде всего, в предпринимательской деятельности. Так, в качестве субъектов права на товарный знак и фирменное наименование могут выступать только юридические лиц и индивидуальные предприниматели (ст.ст. 1027, 1028 ГК РФ)
В зависимости от того, может ли служить тот или иной символ ориентиром при выборе производителя товаров или услуг либо при выборе самого товара или услуги, различают средства, индивидуализирующие участников гражданского оборота (фирменное наименование, коммерческое обозначение), и средства, индивидуализирующие продукцию (товарный знак, знак обслуживание, наименование места происхождения товара). Стоит отметить, что в отличие от фирменного наименования, использование которого является обязанностью коммерческих организаций, аналогичную обязанность по индивидуализации производимых товаров либо услуг производители не несут. Использование средств индивидуализации продукции с точки зрения идентификации последней является правом, но не обязанностью лиц, ее производящих.
К средствам индивидуализации юридических лиц, производимой ими продукции, работ, оказываемых услуг, которые приравнены к результатам интеллектуальной деятельности, Гражданский кодекс относит:
- фирменные наименования (§ 1 гл. 76 ГК РФ);
- товарные знаки и знаки обслуживания (§ 2 гл. 76 ГК РФ);
- наименования мест происхождения товаров (§ 3 гл. 76 ГК РФ);
- коммерческие обозначения (§ 4 гл. 76 ГК РФ).
Фирменное наименование - это обозначение, под которым предприниматель выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других участников гражданского оборота. Согласно ст. 8 Парижской Конвенции, фирменные наименования охраняются без обязательной подачи заявки или регистрации в национальном ведомстве по интеллектуальной собственности и независимо от того, является ли фирменное наименование частью товарного знака.
Фирменное наименование («фирма») определяется в учредительных документах лица и включается в государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Оно должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое при этом не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). Следовательно, любое фирменное наименование состоит из двух частей: указания на организационно-правовую форму и «идентифицирующей словесной составляющей». Данный вывод также подтверждается судебной практикой. Так, согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5.07.2007 г. № Ф04-4501/2007(35964-А03-40) по делу № А03-288/07-2, различение организационно-правовой формы как части фирменного наименования само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, но при этом оно вправе иметь также полное или сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. В наименование юридического лица не могут включаться наименования органов власти (федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления), международных и межправительственных организаций и общественных объединений. Также запрещается использовать в качестве фирменных наименований обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали. Условием правовой охраны фирменного наименования является его государственная регистрация в установленном порядке уполномоченным на то органом. Регистрация фирменного наименования в России происходит на основании Федерального закона № 129-ФЗ от 8.09.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Товарные знаки (знаки обслуживания) являются обозначениями, служащими для индивидуализации товаров (работ, услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Действие исключительного права на товарный знак основывается на факте его государственной регистрации.
Наименованием места происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Исключительное право на наименование места происхождения товара также действует на основании его государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1518 ГК РФ). Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано одним или несколькими лицами и при этом исключительное право использования наименования места происхождения товара в отношении того же наименования может быть предоставлено любому лицу, которое в границах того же географического объекта производит товар, обладающий теми же особыми свойствами.
Коммерческие обозначения могут использоваться юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческими организациями, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальными предпринимателями для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий. Коммерческие обозначения не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежат обязательному включению в учредительные документы и государственной регистрации.
Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий, но при этом для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года. Коммерческое обозначение, включающее в себя элементы фирменного наименования и товарного знака правообладателя, охраняется независимо от охраны фирменного наименования и товарного знака (ст. 1541 ГК РФ).
Права на средства индивидуализации в той или иной степени являются связанными с личными неимущественными правами. Так, например, право на фирменное наименование связано с деловой репутацией юридического лица, а также с правом на защиту чести и достоинства лиц, владеющих предприятием.
Взгляды на природу права на средства индивидуализации в юридической литературе разнятся. Так, например, Коршунов Н.М и Харитонова Ю.С. считают, что правовой защите в качестве объектов исключительных прав служат не все средства индивидуализации. Фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак и другие средства индивидуализации являются нематериальными благами, а также объектами исключительных прав, а, например, наименование места нахождения лица (как одно из обязательных средств индивидуализации лица) к объектам исключительных прав не относится.
В данном случае средства индивидуализации понимаются достаточно широко, как обозначения, позволяющие отграничить одно лицо, являющееся субъектом гражданского оборота, а также результаты его деятельности, выраженные в объективной форме, от других лиц и, соответственно, результатов их деятельности. В рамках данной концепции средствами индивидуализации признаются не только закрепленные как таковые в законе (товарные знаки, фирменные и коммерческие обозначения), но, например, доменное имя, наименование места нахождения лица или реклама как средство индивидуализации представляемых объектов в хозяйственном обороте.
Таким образом, средства индивидуализации являются специфическим объектом правовой охраны, служащие гражданско-правовой индивидуализации юридических лиц, выпускаемой ими продукции и осуществляемой деятельности.
Использование средств индивидуализации в большинстве случаев является правом юридического лица, но это использование может также быть обязательным.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 267.