ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Развитие современной рыночной экономики тесно связано с рыночным соперничеством агентов рынка — компаний, которые, стремясь выделиться из общей массы и привлечь внимание покупателей, постоянно осуществляют инновации. Инновации являются ключевым фактором развития предприятий в условиях рыночного хозяйства, основанного на принципах конкуренции. Успех инновационного менеджмента зависит от способности предприятия создать для нововведений стимулирующие внутренние и внешние рыночные условия. Инновационный процесс требует стратегического планирования и ориентированного на рынок управления.

Увеличение оборота и рост производства на малых и средних предприятиях решающим образом зависят от инноваций. Предпосылкой для выживания этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу.

Экономическая политика компаний индустриальных государств строится на принципах инновационного менеджмента. Прежде всего, отметим, что понятие «инновация» или «нововведение» отличаются от понятия «новшество». Целевая подсистема системы инновационного менеджмента состоит из двух компонентов: формирование портфеля новшеств и формирование портфеля инноваций. Портфель новшеств должен наполняться преимущественно своими или покупными разработками, изобретениями, оформленными патентами, эффективными ноу-хау и другими радикальными новшествами. Новшество — оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Но вложение инвестиций в разработку новшества — половина дела. Главное — получить от него коммерческий эффект, а для этого необходимо внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и реализовать на рынке коммерческую ценность инновации. Инновация, таким образом, это — конечный результат внедрения новшества с целью улучшения объекта управления и получения экономического, эффекта.

Инновационной деятельностью называется процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и коммерческой реализации их на рынке с целью получения прибыли, распространению в другие сферы (диффузия).
     Расширение деловых операций на рынке субъектами рынка — компаниями — осуществляется на базе предложения покупателям товаров отличающихся от товаров-аналогов за счет каких-то новых черт, и это обеспечивает потенциальную конкурентоспособность изделий. Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления (реализация идеи, решение проблемы и т. д.), оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, методы управления, разработать организационную и производственную структуры и решить ряд других вопросов, касающиеся выработки научных подходов к инновационному менеджменту; определению функций и методов инновационного менеджмента; общего менеджмента; формирования портфеля инноваций; выработке правового, методического, ресурсного и информационного обеспечения; организационно-технологической подготовки производства новшеств и внедрения инноваций; координации выполнения инновационных проектов.
     Перед нашей страной продолжает оставаться в качестве цели расширение продаж продукции и услуг на внешнем рынке. Общеизвестно, что без импорта ни одна страна — а уж Россия в современном положении и подавно — не может обойтись. Однако чтобы больше покупать — необходимо больше продавать, и продавать именно товары, желательно изготовленные с использованием возобновляемых ресурсов. Нефть и другие наши главные сырьевые экспортные товары — не могут долго рассматриваться, как основа товарного вывоза, если мы хотим чтобы нас считали «великой державой». Выход один — в развитии национального производства совершенных, то есть конкурентоспособных готовых изделий. При этом не обязательно изготавливать и продавать самые передовые товары, главное чтобы они выгодно отличались от сбываемых на рынке нашими конкурентами, то есть были «дифференцированными». А для этого необходимо приложить довольно большие усилия.

В этой связи нам представляется интересным и важным рассмотрение практики иностранных компаний, по управлению развитием инноваций, применению результатов научных исследований для обновления выпускаемой продукции, для выпуска ее на рынок с целью расширения продаж. При этом компании не нацелены лишь на внутренний рынок сбыта, а ориентируются на мировой рынок в целом. Осветить роль инновационного менеджмента компаний в разработке и внедрении в жизнь рыночной политики направленной на расширение экспорта. Речь идет не о научно-технической политике компаний, а о политике нововведений, направленной на достижение рыночного успеха, то есть рассмотреть влияние нововведений в области производства с точки зрения сбыта товаров на мировом рынке.
     Успехи в области инновационного менеджмента, направленного на развитие экспорта, будут определять структуру внешнеэкономических операций монополистических объединений на мировом рынке и выявление влияния этих изменений на межфирменное соперничество на рынках товаров России.

Возникает новая организационная модель, называемая инновационной корпорацией. Компания движима не только стремлением ее основателя предложить рынку принципиально новые услуги или продукты, но и ощутить самого себя в качестве творца уникальной социальной структуры. Как следствие, инновационные корпорации строятся вокруг творческой личности, гарантирующей их устойчивость и процветание.
     Успех владельцев подобных успешно действующих на рынке инноваций корпораций обусловлен отнюдь не тем, что они контролируют большую часть капитала своих компаний, а тем, что, как основатели бизнеса, ставшего главным проявлением их творческих способностей, они несут за него высшую ответственность, олицетворяя в глазах общества в первую очередь созданный ими социально-производственный организм. Эти люди представляют собой живую историю компании, имеют непререкаемый авторитет в глазах ее работников и партнеров. Для них характерно отношение к бизнесу как своему творению, а отнюдь не только как к своей собственности. В силу этого инновационная корпорация, как правило, не следует текущей хозяйственной конъюнктуре, а формирует ее. Ее продукция или услуги чаще всего оказываются наиболее наукоемкими и качественно новыми; при этом инновационные корпорации не принимают форму диверсифицированных конгломератов, а сохраняют узкую специализацию, заложенную в начале их деятельности.

Можно сказать, что, наибольших успехов будут добиваться компании, прилагающие интенсивные усилия в области разработки новых товаров и технологий. Что касается воздействия иностранного капитала на развитие передовых фирм и отраслей, то использовании этих инвестиций наиболее эффективно в случаях, когда они играют активную роль в уже существующей системе технологической специализации.

Накопление инновационного потенциала для экономического развития. Если в прошлом основные технологии производства развивались последовательно, одна за другой, то уникальность настоящего времени состоит в том, что важнейшие технологии (микроэлектроника, новые материалы и биотехнология) одновременно достигают высшей фазы своего развития. Они могут дополнять друг друга, в результате чего возникают новые научные направления. Отсюда и множественность применений и последствий новых технологий, «иначе говоря, синергия этих новых отраслей такова, что возможности разработки новой продукции не ограничены».
     Использование прямых и косвенных результатов научных исследований и разработок дает толчок к появлению новых производств, структурным сдвигам в международной торговле. Освоение новых идей и создание новых продуктов и услуг открывает новые возможности для бизнеса — как крупного, так и мелкого. Однако ограниченность человеческих, технических и финансовых ресурсов ведет к необходимости выбора проектов и размещения ресурсов в соответствии с корпоративными стратегическими целями, то есть встает вопрос о важности и необходимости управления процессом внедрения нововведений.

Создание новой технологии рассматривается как цепь постепенных и непрерывных корректировок и улучшений по мере того, как в рамках фирмы происходит разработка и внедрение новых методов и приемов производства.

Длительная и устойчивая взаимосвязь технологических инноваций и их производственной адаптации - это экономический рост включает в себя два основных компонента:

 ► накопление капитала, связанное в долгосрочном плане с увеличением численности применяемой рабочей силы,
► и развитие технологии, которое способствует повышению производительности труда и капиталоотдачи.

В международных экономических отношениях взаимосвязь накопления капитала и технологий является настолько тесной, что отделить один процесс от другого практически невозможно.

Крупные компании часто склонны концентрировать свои усилия на направлениях, которые обещают лучшие возможности для будущего роста. Развитие же направлений с менее выраженным потенциалом и большим риском связывается с инициативой мелкого предпринимателя.

Инновационный процесс — основа современного предпринимательства. Одним из способов мобилизации внутренних ресурсов крупных фирм со сложной структурой является поощрение так называемого «внутреннего предпринимательства». Нововведения рассматриваются как основной объект и инструмент предпринимательства. Одна из попыток выявить сущность нововведения предпринята ведущим американским специалистом по проблемам управления П. Дракером в его книге «Нововведения и предпринимательство». «Нововведение, — отмечает он, — это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения, как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг».

Основу нововведения по определению известного американского ученого, специалиста в области управления, П. Дракера, составляют не просто любой новый мелкий бизнес, а именно разнообразные нововведения в технике, технологии, организации и управлении. Предпринимательская фирма — не обязательно малая или новая фирма, определяющей ее чертой является новизна подхода, нацеленность на поиск изменений и возможностей.

Поскольку предпринимательство заключается в создании новой производственной деятельности, стимулы к инновации зависят от неопределенности появления плодотворного ресурса или идеи и той степени, в которой возникающая при этом социальная ценность может быть обращена в личную выгоду.

В последние годы использование инновационного менеджмента на изменение направлений конкуренции на мировом рынке можно представить следующим образом:

1. Значительное сокращение жизненного цикла продукта и возрастание роли нововведений как постоянной составляющей производства.

2. Переориентация производства на удовлетворение индивидуальных запросов потребителей и в целом более ясное взаимодействие между производителями и потребителями.

3. Рост доли услуг на рынке, причем услуг продаваемых отдельно и «в комплекте» с товаром. Товары во все большей степени продаются в «комплекте» с услугами, объем которых имеет тенденцию к расширению.

4. Ускорение предоставления услуг при одновременном снижении их стоимости как результат внедрения информационной технологии. На первый план вновь выдвигается дилемма бизнеса — продавать технологию и услуги или технологию, воплощенную в конечном продукте. Перевес в пользу первого решения характерен для крупных предприятий базовых отраслей; для малых предприятий предпочтительнее второй путь.

По мере того как усиливается взаимодействие между производителем и потребителем, а товары и услуги во все большей степени ориентируются на индивидуальные запросы потребителей, увеличивается значение традиционных функций бизнеса, в частности управления запасами, механизма сбыта, управления персоналом и т. п. На возрастание роли инновационного менеджмента указывают многие экономисты. «Для того чтобы стать конкурентоспособными, — пишет американский ученый X. Мальгрем, — управление компаний должно осуществляться таким образом, чтобы быстрая адаптация к новым условиям стала образом жизни на всех уровнях экономической деятельности».

 







ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев два вопроса по данной работе, можно сделать следующие выводы:

1. Создание новой техники - сложный и многогранный процесс. Он тесно связан с наукой и производством. От уровня организации подготовки производства, от скорости и точности выполнения всех необходимых работ зависит продолжительность пути от научных и технических разработок до полного освоения выпуска новой техники. Высокое качество и завершенность работ на всех стадиях обеспечивает достижение запроектированных технико-экономических показателей.

Вся система организации производства новой техники должна обеспечивать конкурентоспособность новой продукции.

2. Определение наиболее целесообразных направлений инновационного менеджмента. Для предприятий в наши дни необходимо постоянное обновление иначе они обречены на исчезновение; в связи с этим необходимы планирование научных исследований, оценка их результатов, решения о выборе дальнейших путей развития НИОКР, прогнозирование техники. Расходы на НИОКР (с учетом создания новых производственных методов и новой продукции) «являются значительным продлением процесса производства.

3. Структура международной экономики не может длительное время оставаться неизменной, так как компании ведущих стран мира наращивают экспорт капитала и товаров, расширяют свои позиции на мировом рынке и осуществляют трансферт технологий, чтобы противостоять снижению нормы прибыли во внутренней экономике. Страны, принимающие эти трансферты капиталов, товаров и технологий, повышают свою конкурентоспособность и технологический уровень и, в конечном счете, выдвигаются в число главных конкурентов в мире. В итоге одни страны вытесняются с мировой сцены, а другие — приходят им на смену. Упадок и подъем стран вписываются в законы функционирования рыночного хозяйства.

4. В настоящее время в условиях динамично развивающейся внешней среды, инновации являются одним из условий выживания и успешного развития организации. Инновация – результат инновационной деятельности,

получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта,

реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического

процесса, используемого в практической деятельности. Способность к

новым, нестандартным решениям служит мерой успеха развития компании в

высококонкурентной среде. Опыт экономически развитых стран показывает,

что победителем оказывается тот, кто строит свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и главной целью стратегического плана ставит разработку новых товаров и услуг.

5. Представляется возможным выделить как товары принципиально новые, так и дифференцированные, то есть товары, изменившие свое первоначальное назначение. Освоение производства этих товаров и услуг обусловило формирование структурных сдвигов в мировой экономике: как в сфере производства, так и в области международной торговли.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Дата: 2019-12-10, просмотров: 189.