Мексика – страна на юге Северной Америки общей площадью 1958 тыс. кв. км, большую часть которой занимает Мексиканское нагорье, окаймленное хребтами Восточным Сьерра-Мадре, Западным Сьерра-Мадре, Поперечной Вулканической Сьеррой. Мексика имеет выход к Тихому и Атлантическому океанам. Климат на большей части территории тропический, на севере – субтропический, резко меняется в зависимости от рельефа.
Население – 112,5 млн чел(июль 2010г.)[29]. Среднегодовые темпы его прироста – 1,6%, уровень рождаемости – 22,7, смертности -5 на 1000 чел., уровень миграции – 22,8, преимущественно в США. Основную часть мексиканцев составляют метисы испано-индейского происхождения (60%), индейцы — 30%, потомки европейцев — 9%. Официальный язык — испанский. Большинство верующих — католики (89%). По прогнозу в 2015 г. население Мексики составит 119 млн чел.[30]
Грамотно 91% взрослого населения, начальное образование является обязательным. В Мексике действует около 800 вузов, из них более 220 – частные, и самый крупный автономный университет в Мехико. Система здравоохранения состоит из государственных и частных медицинских учреждений. Ожидаемая продолжительность жизни – 72 года (мужчины – 69 лет, женщины – 75 лет). Затраты на здравоохранение в 2000г. составили около 6% ВВП.
Говоря о Кубе, стоит упомянуть, что это страна общей площадью 110,9 тыс. кв. км. на острове Куба и прилегающих более мелких островах в группе Больших Антильских островов. Наиболее высокой горной системой является Сьерра-Маэстра, протянувшаяся вдоль юго-восточного побережья. Население – 11,4 млн чел(2007 г.)[31]. Темпы прироста населения – 0,5%. Мулаты(потомки белых и чернокожих) составляют 51%, белые – 37%, чернокожие – 11%, китайцы – 1%. Официальный язык – испанский. Ожидаемая продолжительность жизни – 76 лет (мужчины – 74 года, женщины – 78 лет). Грамотно 97% взрослого населения, все виды образования бесплатны, насчитывается 128,4 тыс. студентов и 20,7 тыс. преподавателей высшей школы.[32]
Важным параметром для сравнения ЭГП двух стран является общественно-политический строй государств, автор считает необходимым включить информацию об этом в данной сравнительной характеристике.
Официально Мексика имеет федеральную форму правления. Фактически политическая власть сконцентрирована в руках национального правительства в городе Мехико. Исполнительная власть принадлежит президенту, избираемому прямым всеобщим голосованием на один шестилетний срок. Главе исполнительной власти должно быть не менее 35 лет, он должен также жить в стране в течение года, предшествующего выборам, и быть урожденным мексиканцем. Новые выборы назначаются в случае смерти президента или его неспособности исполнять свои обязанности в течение первых двух лет срока. Президентом Мексики избран в 2006 году Фелипе Кальдерон Инохоса. В качестве главы исполнительной власти Президент руководит всем государственным аппаратом, назначает и увольняет высших должностных лиц Федерации и Федерального округа, возглавляет вооруженные силы. Ему предоставлено право законодательной инициативы, и практически подавляющее большинство законопроектов обсуждаемых и утверждаемых Конгрессом, исходит от исполнительной власти. Президент обладает правом вето, вправе вводить черезвычайное положение, приостанавливать действие конституционных гарантий, реализовывать возможность федеральной интервенции во внутринние дела штатов. Он издает декреты, имеющие силу закона. Исполнительная власть
осуществляется Президентом. Президент формирует правительство, которое ответственно перед ним. В состав правительства входят министерства, возглавляемые государственными секретарями и административные департаменты. Кабинет министров состоит из 19 государственных управлений.
Конституция облекает законодательной властью двухпалатный конгресс. Конгресс собирается ежегодно на сессию, которая проводится с 1 сентября по 31 декабря. Во время перерыва в работе парламента законодательные полномочия принадлежат постоянной комиссии, назначаемой обеими палатами. Конституция запрещает перевыборы на все государственные посты, в т.ч. в обе палаты конгресса.
Главная функция конгресса состоит в принятии законов и декретов по вопросам, отнесенным к компетенции Федерации. Право законодательных инициатив принадлежат Президенту, депутатам и сенаторам, законодательным органам штатов.
Мексиканская судебная система разделена на федеральные суды и суды штатов, которые применяют соответственно федеральное и месное законодательство. Во главе федеральной судебной системы стоит верховный суд, состоящий из 21 судьи, назначаемый президентом на шестилетний срок, с согласия сената. Верховный суд имеет судебную и административную власть над нижестоящими судами.[33]
Административно-территориальное деление – 31 штат и 1 федеральный округ. Столица – Мехико(20 млн чел. с пригородами), другие крупные города – Гвадалахара, Монтеррей, Леон, Пуэбло, Сьюдад-Хуарес.
Говоря о кубинском политическом строе, прежде всего, стоит отметить, что Куба – социалистическая республика. Высшим органом власти является Национальная ассамблея народной власти, избираемая всеобщим голосованием на пятилетний срок (601 депутат). Ассамблея выбирает из своего состава Государственный совет, который представляет ее между ее сессиями, исполняет ее постановления и осуществляет другие функции. Совет несет ответственность перед ассамблеей и отчитывается перед ней. Председатель Государственного совета наделен чрезвычайно широкими полномочиями. Он возглавляет правительство и одновременно является верховным главнокомандующим вооруженными силами, созывает заседания Государственного совета и Совета министров и руководит ими, издает законы-декреты, другие постановления и нормативные акты, одобренные Государственным советом, Советом министров или его исполкомом. В соответствии с конституцией, в условиях военного положения, войны, всеобщей мобилизации или чрезвычайного положения руководство страной переходит к Совету национальной обороны.
Высший орган исполнительной власти – Совет министров. Его члены выдвигаются председателем Государственного совета и утверждаются Национальной ассамблеей.[34]
В систему судебной власти входят Верховный народный суд и суды различных уровней. Суды независимы от местных органов, но подчинены Национальной ассамблее и Государственному совету. Верховный народный суд – высший судебный орган, осуществляет законодательную инициативу, издает судебные нормы и инструкции и т.д. Контроль над соблюдением законности осуществляет Государственная прокуратура, подчиняющаяся непосредственно Национальной ассамблее и Государственному совету. Местные органы прокуратуры независимы от государственных органов соответствующей инстанции и подчинены Генеральной прокуратуре.
Отличительной чертой кубинского общественно-политического строя является партийная система. После 1959 года политические партии, оппозиционные правительству Фиделя Кастро, были распущены. Официально продолжалась деятельность только трех проправительственных организаций: Движения 26 июля, возглавляемого самим Ф. Кастро, Народно-социалистической (коммунистической) партии и Революционного директората 13 марта. В 1961 все они слились в «Объединенную революционную организацию», преобразованную в 1962–1963 годах в Единую партию социалистической революции Кубы (ЕПСРК). С тех пор на Кубе существует однопартийный режим.
Конечной целью кубинской компартии, в соответствии с нынешней программой, является построение коммунизма, а исторической целью на современном этапе – завершение строительства социализма. В 1985 на Кубе был принят закон об ассоциациях. В соответствии с ним пытались зарегистрироваться Социал-демократическая партия Кубы, Кубинская партия за права человека и др., но все они получили отказ. Оппозиция на Кубе (правозащитная, социал-демократическая, пацифистская, либеральная, анархистская и т.д.) действует нелегально и подвергается преследованиям. В административном отношении Куба делится на 14 провинций: Гавана (Havana), Вилья-Клара (Villa Clara), Гранма (Granma), Гуантанамо (Guantanamo), Исла-де-ла-Хувентуд (Isla de la Juventud), Камагуэй (Camaguey), Лас-Тунас (Las Tunas), Матансас (Matanzas), Ольгин (Holguin), Пинар-дель-Рио (Pinar del Rio), Санкти-Спиритус (Sancti Spiritus), Сантьяго-де-Куба (Santiago de Cuba), Сьего-де-Авила (Ciego de Avila), Сьенфуэгос (Cienfuegos).
Провинции, в свою очередь, разделяются на муниципии. Местные органы государственной власти – провинциальные и муниципальные ассамблеи, избираемые общим голосованием. Срок полномочий провинциальных органов – 5 лет, муниципальных – 2,5 года. Важную роль на местах играют «Комитеты защиты революции», созданные после 1960 года. Они осуществляют постоянное наблюдение за обстановкой и сохранением порядка, организуют вакцинацию населения, поддержание чистоты и т.д.[35]
В качестве вывода по разделу можно отметить, что в общественно-политическом строе государств есть как сходства, так и различия. К различиям можно отнести, прежде всего, однопартийность на Кубе, в отличие от мексиканского государства, где многопартийность гарантирована; Куба является социалистическим государством, Мексика же – капиталистическим. Но есть также и немало сходств. Так, реальная законодательная власть в данных странах принадлежит политическому лидеру (На Кубе – Председатель Госсовета, в Мексике – Президент), существует разделение судебных органов по их полномочиям, иерархия в сфере судебной власти. Говоря о географическом положении стран, стоит отметить, что страны находятся в непосредственной близости друг от друга, этим можно объяснить в целом схожий климат. Обе страны имеют положительную динамику изменения численности населения, государственным языком является испанский.
В целом по главе следует отметить, что, сравнивая ход исторического освоения и развития Мексики и Кубы, можно найти как сходства, так и различия. Несмотря на почти одновременное освоение данных стран, пошли они по абсолютно разному пути: Мексика пошла по пути капитализма, Куба избрала для себя социализм. Географические параметры стран, такие, как размеры, протяженность границ рознятся, однако, много общего у данных стран в погодных и климатических условиях. Несомненно, хозяйство Мексики и Кубы складывалось не только на основе климатических условий, но также немалую роль сыграл и политический строй. Но это не единственные предпосылки развития этих территорий. Нельзя не упомянуть о природно-ресурсных и экономических предпосылках развития. Именно об этом речь пойдет во второй главе работы.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 217.