Внимание – субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу.
Существует внимание природное (натуральное, непосредственное) и произвольное как высшая психическая функция, как продукт культурного развития. Произвольное внимание – это обращённый внутрь процесс опосредованного внимания, т.е. сознательно организуемого с помощью вспомогательных средств [3, 463].
Основные свойства внимания
Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
избирательность — связана с возможностью успешной настройки — при наличии помех — на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.
Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности [4, 356].
Общие представления о внимании в зарубежной психологии.
Джемс заявил, что «внимание – это управление своим сознанием в ясной и отчетливой форме, сосредоточение на одном из нескольких доступных в данный момент объектов или мыслей» [2, 54].
Изучение внимания в психологической практике
Методики, используемые для изучения отдельных свойств внимания
Методики, предназначенные для изучения избирательности внимания.
Исследование избирательности внимания.
Исследование избирательности внимания (методика Мюнстерберга), изучение особенностей избирательности внимания [6,163].
Источник:
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 163 с.
Цель. Изучение особенностей избирательности внимания.
Тест Торндайка.
Источник:
Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 163 с.
Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.
Методики, предназначенные для изучения устойчивости внимания.
Умственная работоспособность по Э. Крепелину.
Изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе.
Методика «Расстановка чисел», оценка произвольного внимания.
Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.
Источник:
Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. –1995. – 320 с.
Цель:
3.Исследование устойчивости внимания (методика Рисса).
Определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания
Источник:
Платонов К.К. Психологический практикум: Учеб.пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш.школа, 1980. – 83 с.
Цель – определение степени устойчивости внимания при его сосредоточении и влияние длительной работы на устойчивость внимания.
Методики, предназначенные для изучения концентрации внимания
Изучение концентрации слухового внимания
Источник: Платонов К. К. Психологический практикум.— М.: Высшая школа, 1980. – с.64—65.
Цель: изучение роли концентрации внимания в учебном процессе и оценка способности к концентрации слухового внимания.
Методики, предназначенные для изучения колебания внимания.
Тест «таблицы шульте»
(оценка объема динамического внимания)
Тест Торндайка
Цель. Исследование избирательности перцептивного внимания.
Исследование особенностей переключения внимания (с помощью таблиц Шульте в модификации Марищука и Сысоева)
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 137 с.
Цель – изучить переключение внимания с помощью чернокрасных таблиц с буквенными символами.
Выводы
Внимание – субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу.
Список использованной литературы
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского.- Москва: Издательский центр "Академия", 1996. - 496 с.
2. Гейвин Х. Когнитивная психология. – СПб.: Питер, 2003. – 272с.
3.Психология внимания / Под ред. Дормашева Ю.Б., Романова В.Я. М.:МГУ, 1993.
4. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с
Внимание – субъективное переживание, связанное с выделением одного объекта из ряда других; оно связано с сенсорной установкой, способствующей лучшему восприятию, и с моторной, способствующей лучшему ответу.
Существует внимание природное (натуральное, непосредственное) и произвольное как высшая психическая функция, как продукт культурного развития. Произвольное внимание – это обращённый внутрь процесс опосредованного внимания, т.е. сознательно организуемого с помощью вспомогательных средств [3, 463].
Основные свойства внимания
Концентрация - это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
избирательность — связана с возможностью успешной настройки — при наличии помех — на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе.
Объем - это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно.
Распределение внимания - это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание
Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности [4, 356].
Общие представления о внимании в зарубежной психологии.
Джемс заявил, что «внимание – это управление своим сознанием в ясной и отчетливой форме, сосредоточение на одном из нескольких доступных в данный момент объектов или мыслей» [2, 54].
Дата: 2019-12-10, просмотров: 234.