Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых его силой.
Государство не может эффективно функционировать, не опираясь на право, оно гарантирует реализацию правовых норм.
Норма права
Норма права - это правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения.
Признаки нормы права:
1. Норма права имеет общий характер
2. Норме права присуща многократность повторения.
3. Общеобязательность исполнения.
4. Обеспечивается силой государственного принуждения.
Гипотеза - условия, при которых выполняется данное правило.
Диспозиция - само правило поведения.
Санкция - мера принудительного воздействия на нарушителя правовой нормы. Санкция может нести поощрительные или карательные меры, в зависимости от того, соблюдаются или нарушаются правила поведения (нормы).
В зависимости от предписаний правовые нормы подразделяются на:
1. Управомочивающие (нормы-разрешения);
2. Обязывающие (что нужно делать);
3. Запрещающие(нормы-запреты);
Классификация норм права:
-по характеру правила ,которое заключено в той или иной норме права:
· управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом);
· обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия);
· запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия).
-по характеру отношения урегулированных той или иной нормы:
· материальные: опред. Права и обязанности субъекта.
· Процессуальные:опред. Процедуру их реализации.
- по времени действия:
· Бессрочные:действуют пока не отменят.
· Срочные: до опред момента(1год).
-по месту действия:
· Общефедеральные: на всей территории РФ.
· Законодательых субъектов: действие на опред. Территории .
-по кругу лиц.
Источники права
Источниками права являются официальные государственные документы (законы, указы, постановления), в которых закрепляются правовые нормы.
Юридические нормы имеют общественный характер и обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Законы, указы, постановления являются результатом правотворческой деятельности, то есть деятельности компетентных органов государства.
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой.
8. Нормативно-правовые акты и их виды
Закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства и обладающий высшей юридической силой.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]
Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой семье) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.
Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:
· в зависимости от юридической силы:
· Законы
· Конституция РФ
· Федеральные конституционные законы
· Федеральные законы
· Подзаконные правовые акты:
· Указы Президента РФ
· Постановления Правительства РФ
· Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
· Локальные нормативно-правовые акты
· Особую группу составляют международные договоры РФ.
· в зависимости от содержания:
· отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
· гражданско-правовые
· уголовно-правовые
· и т.д.
· комплексные
9. Правоотношения
Правоотношение — урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.
Признаки правоотношения
Правоотношение всегда характеризуется следующими признаками:
· Наличием как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
· Правовой связью между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
· Отрегулированностью правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
· Обеспеченностью возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
Реализация нормы права в конкретном правоотношении заключается в том, что участники этого правоотношения наделяются субъективными правами и обязанностями, которые гарантируются Государством.
Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д.).
В зависимости от норм права, которые регулируют конкретные общественные отношения, правоотношения могут подразделяться на:
· Гражданские правоотношения;
· Административные правоотношения;
· Уголовные правоотношения и др.
Структура правоотношения
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трёх необходимых элементов:
1) субъектов правоотношения;
2) объекта правоотношения;
3) юридического содержания правоотношения.
Субъекты правоотношений
Участники правоотношений именуются их субъектами.
Правоотношение — индивидуализированное общественное отношение, то есть отношение между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями), связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.
Субъекты правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения, то есть это лица наделённые правами и обязанностями, это непосредственные участники правоотношения. Субъектами правоотношений могут быть:
• граждане;
• юридические лица;
• государственные и муниципальные образования.
Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти, вне своей юрисдикции, имеют статус юридического лица.
Для того чтобы участвовать в правоотношениях, необходимо обладать правоспособностью. Правоспособностью участников гражданских правоотношений наделяет государство, признавая тем самым их в качестве субъектов права.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, субъекты правоотношений наделяются дееспособностью.
Система права
Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.
Важным качеством права является то, что оно — не простое нагромождение отдельных норм, а четкая их система. Нормы права группируются в институты, институты — в отрасли. Нормы различаются по юридической силе и степени обязательности. Для правильного толкования нормы необходимо знать не только ее содержание, но и ее место в системе норм.
Норма права
Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в источнике права.
Признаки правовой нормы:
· Норма права – правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).
· Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.
· Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.
Структура правовой нормы:
· Гипотеза (если…) – элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).
· Диспозиция (то…) – элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).
· Санкция (иначе…) – элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).
Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений — отрасль права.
11. Правонарушения
Правонаруше́ние — действие или бездействие, противоречащее требованиям правовых норм и совершенное деликтоспособным лицом.
Признаки:
· Правонарушением может быть как действие, так и бездействие.
· Противоправность: всегда представляет собой нарушение норм, содержащихся в правовых актах. Впрочем, законом предусмотрен ряд обстоятельств, исключающих противоправность деяния и освобождающих лицо от юридической ответствености.
· Общественная опасность — принесение вреда или создание угрозы вреда. При ее отсутствии правонарушение не считается таковым.
· Виновность — волевой выбор лицом варианта неправомерного поведения.
· Деликтоспособность лица, совершившего противоправное деяние.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления. В свою очередь они могут быть дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Экологическое право
Экологическое право — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
Предметом экологического права являются общественные отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности.
Более четко определить предмет экологического права позволяет сравнение его с предметом смежных отраслей права — земельным, горным, водным, лесным, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды. Однако предметом указанных отраслей права являются главным образом отношения по рациональному использованию и охране отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др., а не окружающей природной среды в целом.
Как определено статьей 3 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды, органы государственной власти, другие государственные органы, предприятия, учреждения, организации, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами:
1. приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
2. научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду;
3. рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека;
4. соблюдением требований природоохранительного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения;
5. гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;
6. международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды.
Предусмотренные настоящим Законом принципы охраны окружающей природной среды нашли подтверждение и дальнейшее развитие в Основном Законе нашей страны — Конституции Российской Федерации, о чем подробнее будет сказано в теме 2, посвященной источникам экологического права.
Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, только ему присушим методом правового регулирования. Поэтому едва ли правильны встречающиеся в литературе, в том числе и учебной, утверждения о методе (или методах) экологического права. Представляется более правильным говорить не о методе (методах) экологического права, а о методах правового регулирования экологических отношений.
13. Юридическая ответственность
Юриди́ческая отве́тственность - применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю.
В широком смысле является элементом общего правового статуса личности, которая должна быть законопослушной, и обязана не только соблюдать правовые предписания, но и отвечать за последствия их несоблюдения.
Юридическая ответственность имеет два аспекта:
· применение в установленном законом порядке к правонарушителю мер государственного принуждения личного, имущественного или организационного характера за совершённое правонарушение.
· обязанность лица, совершившего правонарушение, быть подверженным мерам государственного принуждения.
Таким образом, в зависимости от подхода, можно по-разному определять, когда возникает правоотношение юридической ответственности: с начала претерпевания лицом мер государственного принуждения или с момента совершения правонарушения.
Выделяют ретроспективную и проспективную стороны юридической ответственности. Ретроспективная есть результат деяния, совершённого в прошлом, проспективная — осознание лицом социальной важности своей деятельности и её возможных неблагоприятных последствий (как в отношении общества, так и в отношении себя). При всей очевидной оторванности проспективной ответственности от практики, она является методологической основой для выделения, в частности, конституционно-правовых мер юридической ответственности.
Признаками юридической ответственности являются:
· основание (правонарушение)
· государственно-принудительный характер
· применение в строгом соответствии с законодательно установленной процедурой .
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.