Методические указания по организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 (ДГТУ)

Колледж экономики, управления и права

 

 

Методические указания по организации

самостоятельной работы и контрольные задания

студентов-заочников по учебной дисциплине

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Специальность

38.02.01.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Ростов-на-Дону

2019

Методические указания по   организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Региональная экономика разработаны  с учетом ФГОС среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), предназначены для студентов-заочников и преподавателей колледжа.  Методические указания содержат пояснительную записку, рабочую программу учебной дисциплины, перечень практических работ, рефератов, задания для домашних контрольных работ, глоссарий, перечень вопросов для подготовки к зачету, а также список рекомендуемой литературы.     Составитель (автор):    В.Г. Становова     преподаватель колледжа ЭУП                              Рассмотрены на заседании предметной (цикловой) комиссии специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).   Протокол № 1 от «31» августа 2019 г.   Председатель П(Ц)К специальности ___________   И.А. Вовченко                                                                                             личная подпись                     и одобрены решением учебно-методического совета колледжа.   Протокол № 1 от «31» августа 2019 г.   Председатель учебно-методического совета колледжа ___________   С.В. Шинакова   личная подпись                                                 Рекомендованы к практическому применению в образовательном процессе.          

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов Стр.
Пояснительная записка 4
Содержание рабочей программы и рекомендации по ее освоению                                                                                 6
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы                      24
Содержание заданий                                                                                                                                                                                                                                                25
Перечень вопросов для подготовки к зачету                                                                                                                                                                 27
Глоссарий                                                                                                                                                                                              28
Информационное обеспечение обучения                                                                                                                                      35

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Методические указания  по изучению дисциплины «Региональная экономика» составлены  в соответствии с примерной программой курса и рабочим учебным планом.

В них даны общие методические рекомендации для студентов-заочников  колледжа  специальности подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по изучению дисциплины, выполнению практических заданий, домашних контрольных работ и рефератов, приводится библиографический список и глоссарий.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и навыков рыночно ориентированной экономики на уровне отдельного региона.

Предметом региональной экономики является изучение социально – экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно – экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей, т.е. изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.

Курс Региональной экономики дает студентам понимание географических закономерностей и региональных особенностей размещения ресурсной базы, материального производства, сферы услуг, а также сопряженных с ними систем расселения и транспорта.

Главные задачи курса:

- сформировать экономические знания у будущих экономистов;

- ознакомить студентов с закономерностями, принципами и факторами размещения производительных сил; экономическим районированием; 

- показать студентам зависимость темпов формирования отраслевой и территориальной структур хозяйства при переходе к рынку от стартового уровня развития экономики регионов;

- вооружить студентов научными теоретическими знаниями и практическими умениями в области региональной экономики, способствующих адаптации в сложном современном мире;

- продолжить развитие экономического мышления у студентов.

       По структуре и содержанию этот курс представляет собой сочетание двух областей научных знаний «Экономики» и «Географии» и состоит из пяти основных разделов:

- теоретические основы региональной экономики;

- размещение производительных сил России;

- территориальный аспект региональной экономики;

- влияние внешних экономических связей на размещение производительных сил.

Основными видами самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов являются:

- выполнение практических работ;

- изучение лекционного материала;

- заполнение таблиц и схем по пройденному материалу;

- составление тематических кроссвордов;

- написание рефератов по отдельным темам курса;

- составление краткого терминологического словаря по разным разделам дисциплины.

Требования к уровню освоения, содержания дисциплины.

       В процессе изучения дисциплины студенты приобретают фундаментальные знания по природно-ресурсному потенциалу России, экономике отдельных регионов, размещению производительных сил, экономико-геогра­фической характеристике видов транспорта, транспортных уз­лов и внешнеэкономическим связям их роли в экономике России.

В целом курс очень информативен, многие разделы интегрируются с другими областями знаний (экономикой, географией, историей, этнокультурой, естественными науками, мировой экономикой, внешнеэкономической деятельностью), а также способствует развитию экономико-географической культуры учащихся.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1 оперировать основными категориями и понятиями региональной                         

     экономики;

У.2 использовать источники экономической информации, анализировать основные статистические показатели, характеризующие экономику регионов Российской Федерации;

У.3 составлять тематические конспекты;

У.4 выполнять и оформлять доклады, рефераты и творческие задания;

У.5 анализировать картографические данные;

У.6 анализировать отраслевую и территориальную структуры хозяйства    

    страны, федеральных округов;

 У.7 выявлять проблемы современного состояния экономических связей  

    России с зарубежными странами.

           В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 З.1 предмет региональной экономики; роль учебной дисциплины в 

 структуре экономического образования, её место в   системе научных 

 дисциплин;

 З.2 цели, задачи, содержание и специфику региональной политики в РФ;

 З.3 определение основных понятий, характеризующих региональную    

экономику как социально-экономическую систему: экономический район,       федеральный округ, промышленный узел, территориально- производственный комплекс;

 З.4 закономерности, принципы размещения производительных сил;

 З.5 основные методы исследования, механизм оценки природных ресурсов;

 З.6 структуру промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

 З.7 административно-территориальное устройство России;

 З.8 состав федеральных округов, рыночную специализацию, размещение   

 ведущих отраслей хозяйства каждого округа;

 З.9 сущность международного разделения общественного труда, основные 

 формы сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

        В результате освоения дисциплины студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ

Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики

Тема 1.1

Тема 1.2

При изучении данной темы нужно иметь представление о важности использования закономерностей, факторов и принципах при размещении производительных сил; о роли и проблемах формирования территориальных (региональных) бюджетов.

2. Выучить категориально-понятийный аппарат: производительные силы, закономерности размещения производительных сил, принципы размещения производительных сил,  факторы размещения производительных сил, финансы, финансовая система, региональные финансы, государственный бюджет, региональный бюджет.

Опорные понятия.

Бюджет семьи - это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)

Доход семьи - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности

Р=Д - бюджет сбалансирован.

Р больше Д - бюджет имеет дефицит

Д больше Р - бюджет называется избыточным.

Расходы – уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.

Налог – обязательный взнос (платеж) в бюджет соответствующего уровня.

Налог подоходный – вид платежа, при котором облагается доход физического или юридического лица, полученный в результате его деятельности или от использования имущества.

Сумма подоходного налога рассчитывается следующим образом. Процентная ставка равна 12%. Сумма заработной платы составляет 10000 руб.

Сумма подоходного налога равна произведению заработной платы на процентную ставку, деленному на 100%.

10000*12/100=1200руб.

Кредит – предоставление в долг товаров или денег. Когда в долг дают деньги, то такой кредит называется денежной ссудой.

Условия, при которых дается кредит:

  1. платежность (уплата процентов за пользование кредитом);
  2. срочность (возвращение денег в точно назначенный срок);
  3. возвратность (обязательный возврат всей суммы долга с учетом процентов).

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Дайте характеристику основным закономерностям производства.

2. Каковы основные принципы размещения производства.

3. Определите влияние отдельных групп факторов на территориальное размещение.

4. Какие звенья бюджетной и финансовой систем составляют понятие территориальные (региональные) финансы РФ.

Тема 1.3

При изучении данной темы нужно иметь представление о численности, структуре населения России, знать причины демографического кризиса в стране и пути его решения, проблемы трудовой миграции и структурной безработицы.

2. Выучить категориально-понятийный аппарат: численность населения, воспроизводство населения, естественный прирост, демографический взрыв, демографический кризис, депопуляция, эмансипация. возрастно-половые пирамиды, народ, депортация, миграции, эмиграция, иммиграция, беженец, вынужденный переселенец, репатриант, урбанизация, системы расселения, трудоспособное население, трудовые ресурсы, экономически активное и пассивное население.

Вопросы для самоконтроля:

1.Какова в настоящее время численность населения России? Какое место занимает Россия среди стран мира?

2.Сравните плотность населения по регионам. Какое влияние оказывает плотность населения на освоенность территории и рациональную структуру хозяйства?

3.Раскройте понятие «экономические ресурсы» и «экономически активное население».

4.Рассмотрите основные программы правительства РФ по вопросам социального развития.

Учебник и практикум для СПО Вишняков Я.Д., Гл. 2.

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 1. гл.6

Тема 1.4

При изучении данной темы необходимо иметь четкое представление о значении географической среды в жизни общества и  роли природно-ресурсной базы в формировании национального богатства; знать классификацию природных ресурсов и проблемы охраны окружающей среды.

2. Выучить категориально-понятийный аппарат: природные ресурсы, экономические природные ресурсы, классификация природных ресурсов природно-ресурсный потенциал, ресурсообеспеченность, хозяйственная оценка природных ресурсов, добывающая промышленность, экологическая ситуация, ресурсосберегающие технологии.

3. Работа с картой:

- посмотрите на тематические карты «Физическая», «Полезные ископаемые», «Плотность населения»;

- выявите в какой части России живет большая часть населения, а где расположены основные месторождения нефти, газа, угля, лесных ресурсов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Богатство России природными ресурсами – это благо или зло?

2.Россия богата природными ресурсами, которые активно добываются. Экспортеры нефти (ОАЭ, Кувейт, катар) богаты. Они имеют высокие показатели ВВП на душу населения. Стоит ли России еще активнее заняться добычей и экспортом ресурсов, накапливая богатства?

3.Согласны ли вы со словами великого русского ученого Д.И. Менделеева: «Откуда происходит наша бедность – это совершенно ясно: от занятий преимущественно первичными промыслами» Аргументируйте свой ответ.

4.Обязательно ли должна Россия обеспечивать себя всеми видами природных ресурсов? Может быть, некоторые виды дешевле купить, как это делают США, Япония?

Учебник и практикум для СПО Вишняков Я.Д., Гл. 6.

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 1. гл.5

Раздел 2  Размещение произво­ дительных сил России

Тема 2.1

При изучении данной темы важно иметь представление о том, что экономика РФ представляет сложный хозяйственный механизм, сформированный на базе социально-экономического развития, межрайонного территориального разделения труда и интеграционных процессов.

2. Выучить категориально-понятийный аппарат: рыночная экономика, хозяйство, ВВП, ВВП на душу населения, отрасль, МОК, ТПК, инфраструктура (производственная, социальная), ВПК, конверсия.

3. Рассмотреть схему «Единый хозяйственный комплекс страны.

 

Вопросы для самоконтроля:

Тема 2.2

Тема 2.3

Тема 2.4

Тема 2.5 - 2.6

Тема 2.7

Машиностроительный комплекс

Студент должен знать:

Значение, состав, структуру комплекса. Виды специализации: подетальную, предметную, технологическую. Стадии технологического процесса – заготовку, механическую обработку и сборку. Современные технологии: электоронно-лучевую, лазерную, импульсную, мембранную, сверхвысоких давлений, сверхэластичное формообразование, оптимального раскроя металла. Производство современных средств связи. Проблемы конверсии в машиностроении и преодолении диспропорций в его развитии. Географию и особенности размещения машиностроительных предприятий.

Студент должен уметь:

Анализировать статистический материал, карты. Решать учебные задачи по раскрытию особенностей машиностроительного комплекса. Выявлять взаимосвязи комплекса с другими отраслями народного хозяйства. Определять факторы размещения различных отраслей машиностроения. Составлять характеристику предприятия. Формулировать проблемы комплекса и находить пути их решения.

Содержание:

Машиностроительный комплекс. Отрасли машиностроения – точное, сложное, общее; транспортное, сельскохозяйственное, тяжелое, станкостроение, судостроение, автомобилестроение, авиастроение, электроника и электротехника, приборостроение, энергетическое машиностроение, тракторостроение; специализация, виды специализации, кооперирование, трудоемкость, наукоемкость, металлоемкость.

Методические рекомендации

Тема 2.8

 Агропромышленный комплекс, пищевая промышленность

Студент должен знать: 

Значение, состав, отраслевую структуру агропромышленного комплекса. Особенности АПК. Специфика зональной специализации сельского хозяйства. Обеспеченность России сельхозугодьями. Территориальная структура сельского хозяйства. Товарное сельское хозяйство. Экологические проблемы сельского хозяйства.

Роль пищевой промышленности и ее отраслевую структуру.

Студент должен уметь:

 Устанавливать значимость АПК для развития хозяйства страны. Анализировать статистические материалы и тематические карты. Создавать логические схемы «Структура АПК», «Отрасли сельского хозяйства». Устанавливать связь АПК с другими отраслями. Выявлять изменения в сельскохозяйственном производстве под влиянием НТР. Оценивать состояние пищевой промышленности РФ и выявлять причины ее отставания от мирового уровня и потребительского спроса.

Содержание:

Агропромышленный комплекс, состав АПК. Агробизнес. Сельское хозяйство. Отрасли сельского хозяйства. Земельный фонд России. Растениеводство. Животноводство. Сельхозугодья. Пищевая промышленность.

 

Методические рекомендации

Тема 3.1

Вопросы для самоконтроля:

1.Каково административно-территориальное устройство России?

2. Перечистите Федеральные округа России и их состав.

3.Выучить категориально-понятийный аппарат: экономическое районирование, экономический район, федеральный округ.

 

Учебное пособие  Глушкова В.Г., . Плисецкий Е.Л. Федеральные округа России. Региональная экономика:гл.1.

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 2. гл.1.

Тема 3.2

Северо-Западный ФО

Студент должен знать:

Состав ФО. Географическое положение Северо-Западной России, выход в Балтику и Северный Ледовитый океан. Историю освоения региона. Какое место занимает Северо-Западный федеральный округ в общероссийском территориальном разделении труда. Научную и культурную составляющую ФО. Иметь представление о проблемах Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа.

Студент должен уметь:

Определять особенности географического положения ФО: по отношению к другим регионам, хозяйственным центрам, к транспортным путям, главным грузопотокам, к внешним рынкам. Выявлять связь между ресурсной базой региона и отраслями специализации ФО. Давать характеристику транспортно-промышленному узлу Санкт-Петербургу.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал ФО. Качество жизни населения региона. Военно-промышленный комплекс. Калининградский анклав. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Перспективы развития Северо-Западного ФО.

Методические рекомендации

1. Изучая данную тему, обратите внимание на особенности географического положения, природно-ресурсной базы, численности, состава и размещения населения, развитости инфраструктуры и отраслей специализации СЗФО, роль Санкт-Петербурга как культурной столицы России.

 2. Познакомиться со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа на период до 2020 года https://minec.gov murman.ru/activities/strat_plan/sub01/.

Учебное пособие  Глушкова В.Г., . Плисецкий Е.Л. Федеральные округа России. Региональная экономика:гл.3.

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 2. гл.2.

Тема 3.3

Центральный ФО

Студент должен знать:

Состав и особенности экономико-географического положения ЦФО. Историю хозяйственного освоения Центра. Качество жизни населения региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства региона. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Научно-исследовательские и учебные центры. Роль Москвы как многофункционального города-милионника и Московской агломерации.

Студент должен уметь:

Оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории. Выявлять особенности территориальной организации хозяйства. Определять основные направления развития ЦФО.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение отраслей хозяйственного комплекса. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития Центрального ФО.

Методические рекомендации

1. Изучая данную тему, обратите внимание на особенности географического положения ЦФО, его роль в стране.

 2. Познакомиться со Стратегией социально-экономического развития Центрального  Федерального округа на период до 2020 https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1540-r-ot06092011-h1729319/strategiia/

К сведению студента

Центральный федеральный округ — самая густонаселенная часть России. Плотность населения составляет 57,5 чел./км2. Центр — Москва. По площади он занимает около 4 % территории РФ и концентрирует 25 % населения страны, из них половина сосредоточена в Московском столичном регионе.

Округ не случайно назван Центральным. Это название характеризует не только его географическое положение в центре страны, но и историческую функцию как ядра Русского государства, центра экономической, политической, культурной жизни.

В Центральном округе расположены крупнейшие центры подготовки кадров, научно-исследовательские институты, проектные организации, города науки, поэтому для него характерна высокая концентрация квалифицированных кадров, что объясняет высокий уровень развития наукоемких отраслей промышленности.

Учебное пособие  Глушкова В.Г., . Плисецкий Е.Л. Федеральные округа России. Региональная экономика:гл.2.

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 2. гл.3.

Тема 3.4, 3.5

Приволжский ФО. Уральский ФО

Студент должен знать:

Состав и особенности экономико-географического положения ФО. Этапы освоения Поволжья и Урала. Роль Волги в развитии экономики. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства регионов. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Значение в экономике страны нефте-газовой, металлургической и автомобильной промышленности, АПК. Перспективы развития округов.

Студент должен уметь:

Оценивать географическое положение и природно-ресурсный потенциал территории. Определять отрасли специализации ФО и факторы их размещения. Давать характеристику промышленного узла по плану и карте на примере Самарского ПУ. Выявлять проблемы округов.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Перспективы развития ФО.

Методические рекомендации

1. Изучая данную тему, обратите внимание на особенности географического положения Приволжского и Уральского федеральных округов , их роль в РФ.

 2. Познакомиться со Стратегией социально-экономического развития Приволжского Федерального округа на период до 2020 https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-rasporiazhenie-n1540-r-ot06092011-h1729319/strategiia/ и Уральского Федерального округа на период до 2020 https://rg.ru/2011/10/17/ural-site-dok.html.

Учебное пособие  Глушкова В.Г., . Плисецкий Е.Л. Федеральные округа России. Региональная экономика:гл.2.

Учебник Т.Г Морозова, Разд. 2. гл.4,6.

Тема 3.6, 3.7

Южный ФО. Северокавказский ФО

 

Студент должен знать:

       Состав и особенности экономико-географического положения южных федеральных округов. Историю хозяйственного освоения территории. Особенности природно-ресурсной базы, ее размеры, распределение по территории. Трудовые ресурсы региона. Основные, вспомогательные и дополняющие отрасли специализации. Роль АПК в хозяйстве Европейского Юга. Особенности формирования территориальной структуры хозяйства. Инфраструктуру региона. Экономические связи. Перспективы развития рекреационного сектора в экономике округа. Проблемы охраны окружающей среды.

Студент должен уметь:

       Определять влияние географического положения и природных условий на развитие отраслей хозяйства региона. Определять роль и место Европейского Юга в экономике России. Анализировать проблемы округа: социальные, экологические, экономические. Выявлять основные направления и перспективы развития экономики, пути решения стоящих перед регионом проблем. Работать с различными источниками географической информации.

Содержание:

Географическое положение района. Природно-ресурсный потенциал. Население и трудовые ресурсы. Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Территориальная организация хозяйства. Ростов-на-Дону – промышленно-транспотртный узел. Перспективы развития Южного ФО.

Методические рекомендации

1. Изучая данную тему, обратите внимание на особенности географического положения, природно-ресурсной базы, численности, состава и размещения населения, развитости инфраструктуры и отраслей специализации федеральных округов РФ.
 2. Познакомиться с Программой "Социально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", http://fcp.economy.gov.ru/, Государственной программой

"Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 - 2020 годы", со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года http://krskfo.ru/44.

    

Вопросы для самоконтроля:


Тема 3.8, 3.9

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа является одним из видов самостоятельной учебной работы студентов-заочников, формой контроля освоения ими учебного материала по дисциплине, уровня знаний, умений и навыков.

Выполнение контрольной работы формирует учебно-исследовательские навыки, закрепляет умение самостоятельно работать с первоисточниками, помогает усвоению важных разделов основного курса и программ дополнительного образования.

Контрольная работа представляет собой систематическое, достаточно полное         изложение соответствующей темы учебной дисциплины на основе указанных источников и решение задач.

Целью контрольной работы по дисциплине «Региональная экономика» является формирование практических навыков работы с учебной, научной литературой, с атласами и картами  по проблемам развития и размещения производительных сил в РФ и роли регионов в реформировании экономики.

Для достижения поставленной цели задачами контрольной работы являются:

- изложение основных теоретических представлений о роли регионов в  государстве;

- выявлять социально-экономические проблемы федеральных округов;

- определять роль ОФ в системе МГР.

К промежуточной аттестации как форме контроля по дисциплине студент(ка) допускаются при наличии зачета по контрольной работе.

Контроль качества и соблюдения сроков проверки (рецензирования) контрольных работ осуществляет заведующий отделением заочного обучения.

Письменная контрольная работа оформляется студентом разборчиво в тетради (12-18 листов). В работе указывается тема, план выполнения, список использованных источников.

Домашняя контрольная работа предоставляется отдел учебно-воспитательной работы не позднее, чем за 3 недели до начала лабораторно-экзаменационной сессии. Справка-вызов на сессию выдаётся студенту после сдачи ДКР в отдел учебно-воспитательной работы и её регистрации в журнале.

Все контрольные работы регистрируются в специальном журнале и передаются на проверку и рецензирование преподавателям соответствующих дисциплин.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ

Студент выбирает свой вариант в соответствии с данными таблицы.

Первая буква фамилии А,Ж,,Д,П Б,Л,Ц, В,Н,Э Г, И,Т,Ш Е,Ч,Ю, З,К, О,Ф,У, Р,С Х, М,Я, Щ
  вариант   1   2   3   4   5   6

 

Варианты контрольных работ

Вариант 1

  1. Экономико-географическая характеристика легкой промышленности.
  2. Характеристика Центрального ФО.

Вариант 2

1. Экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса.

2. Характеристика Приволжского ФО.

Вариант 3

1. Экономико-географическая характеристика металлургического комплекса.

2. Характеристика Южного ФО.

Вариант 4

1. Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса.

2. Характеристика Уральского ФО.

Вариант 5

1. Экономико-географическая характеристика химического комплекса.

2. Характеристика Сибирского ФО.

Вариант 6

1. Экономико-географическая характеристика лесного комплекса.

2. Характеристика Дальневосточного ФО.

 

План

План

 характеристики федерального округа

1. Состав ФО.

2. Физико- и экономико-географическое положение ФО.

· положение по отношении к другим федеральным округам;

· положение по отношению к хозяйственным центрам;

· положение по отношению к транспортным путям;

· положение по отношению к главным грузопотокам;

· положение по отношению к внешним рынкам.

3. Природные условия и ресурсы (минеральные, земельные, агроклиматические, лесные, водные, рыбные, рекреационные) ФО.

4. История освоения территории и формирования хозяйственного комплекса: влияние на структуру и территориальную организацию хозяйства. Этапы освоения .

5. Население и трудовые ресурсы ФО:

· естественное и механическое движение населения;

· национальный состав;

· рынок труда, занятость населения.

6. Хозяйство ФО: отрасли специализации, крупные центры (промышленные узлы).

7. Транспортная сеть ФО.

8. Проблемы и перспективы развития ФО.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1 Содержание курса «Региональная экономика». «Объект» и «предмет» исследования

дисциплины. Место «Региональной экономики» в системе наук. Направления и методы исследования.

2 Задачи региональной экономики в современных условиях. Региональная и экономическая политика России.

3 Финансовая система. Сферы финансовой системы.  Роль территориальных финансов.

Территориальные финансы. Какие задачи с помощью территориальных финансов решает 

государство. Звенья территориальных финансов.

4 Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Методика оценки природных ресурсов.

5 Природно-ресурсный потенциал России. Размещение топливных месторождений: нефтяных, газовых и угольных.

6 Природно-ресурсный потенциал России. Размещение рудных и нерудных полезных  

ископаемых.

7 Природно-ресурсный потенциал России. Лесные ресурсы.

8 Природно-ресурсный потенциал России. Водные ресурсы.

9 Природно-ресурсный потенциал России. Земельные ресурсы.

10 Население. Воспроизводство и структура населения. Закономерности и показатели размещения населения.

11 Трудовые ресурсы. Рынок труда. Безработица. Миграция трудовых ресурсов.

12 Закономерности, принципы и факторы размещения производства.

13 Размещение производительных сил России. Отраслевая структура экономики России.

14 Транспортный комплекс России. Характеристика основных видов транспорта.

15 Основы экономического районирования. Принципы районирования.

16 Внешнеэкономические связи России и ее регионов.

17 Общая характеристика хозяйства России.

18 Топливно-энергетический комплекс России.

19 Металлургический комплекс России.

20 Машиностроительный комплекс России.

21 Химическая промышленность России.

22 Лесная промышленность России.                                                                         

23 Легкая промышленность России.

24 Пищевая промышленность России.

25 Сельское хозяйство России.

26 Свободные (особые) экономические зоны.

27 Центральный ФО.

28 Северо-западный ФО.

29 Приволжский ФО.

30 Южный ФО.

31 Северо-Кавказский ФО.

32 Уральский ФО.

33 Сибирский ФО.

34 Дальневосточный ФО.

35 Крымский ФО.

ГЛОССАРИЙ

Автономия – право самостоятельного управления и решения государственных вопросов какой-либо частью государства, закреплённое конституцией.

Автономная область (АО) – область России, отличающаяся особенностями национального состава и быта и входящая непосредственно в состав республики или края. В России одна АО – Еврейская. АО обладает особыми правами по устройству своей территории, устанавливает границы районов и районное деление, которое по её представлению утверждается. Территория АО не может быть изменена без её согласия.

Автономный округ – одна из форм осуществления административной автономии в России, характеризующаяся особенностями национального состава населения.

Агломерация скопление городских поселений (городов-спутников) вокруг крупного города

Адаптация – это приспособление организма человека к изменяющимся природным и социальным условиям окружающей среды.

Административно-территориальное деление – система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления.

Ассимиляция – слияние одного народа (или его части) с другим путём усвоения языка, культуры и часто утраты своего языка, культуры и национального самосознания.

Акционерное общество – (АО) – предприятие, капитал которого составляется из взносов акционеров (пайщиков).

Аренда(отдавать в займы) – договор передачи группе лиц во временное пользование на определённый срок земли, машин, оборудования, отдельных предприятий, ферм.

Анклав – часть территории одного государства, окружённая со всех сторон территорией других государств.

АПК – группа отраслей, обеспечивающих:

1. производство техники и удобрений для с/х;

2. собственно производство с/х продукции;

3. ее первичная переработка;

Активы – все ценное что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.

Акционерное общество (АО) – хозяйственная организация, сохозяевами которой может быть большое число владельцев денежных средств, каждый из которых получает право на часть её имущества и прибылей, но отвечает по её обязательствам только в пределах сумм, потраченных некогда не покупку акций.

Безотходная, малоотходная технологияважное направление промышленного развития, система процессов производства, позволяющая комплексно и полностью переработать сырьё или использовать водооборотные средства (в нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности).

Безработица – наличие в стране людей, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

Бюджет - роспись денежных доходов (поступлений) и расходов (использования), составляемая для государства, местных органов управления, предприятий, учреждений, семей или отдельного лица на определенный период (год, квартал, месяц). Приходная и рас­ходная часть Б. содержат указания на источники поступления и направления расходования средств. Если расходы превышают до­ходы, то Б. сведен с дефицитом. Превышения доходов над расхо­дами образует положительный остаток.

Валовой продукт страны – совокупная рыночная стоимость всех произведённых в стране за год конечных товаров.

Валовый внутренний продукт (ВВП) - макроэкономический показатель статистики народного хозяйстйа. Он рассчитывается как совокупная стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг. Исчисляется тремя способами: 1) по производству - как сумма добавленной стоимости всех отрас­лей материального производства и сферы услуг, включая весь эк­спорт товаров и услуг; 2) по распределению - как сумма государ­ственного и частного потребления, государственных и частных ин­вестиций, прироста или уменьшения всех видов запаса и экспорта; 3) по доходам - как сумма заработной платы наемных работников, всех видов прибыли, рентных доходе в, амортизационных отчисле­ний и косвенных налогов. В.В.П. рассчитывается в текущих или неизменных (сопоставимых) ценах. Для международных сравне­ний он исчисляется в долларах США. Динамика его - важное сви­детельство экономического состояния страны.

Валовый национальный продукт ПРОДУКТ (ВНП) - один из обобща­ющих макроэкономических показателей развития народного хозяй­ства, характеризующий конечные итоги всех видов экономической деятельности в стране. В.Н.П. включает в себя сумму товаров и услуг, произведенных национальными субъектами (предприятия­ми, организациями, частными лицами) за год независимо от их тер­риториального расположения. В отличие от валового обществен­ного продукта и национального дохода, которые создаются только в сфере материального производства, ВНП отражает результаты экономической деятельности как в материальном, так и нематери­альном производстве. ВНП отличается от валового внутреннего продукта на сальдо (разность между денежными поступлениями и расходами за определенный период) внешнеторговых операций, экспорта и импорта товаров и услуг, перевода зар. платы рабочих и перевода прибылей от вывезенного за рубеж капитала.

Валюта  - 1) денежная единица данного государства и ее тип (золотая серебряная, бумажная); 2) денежные знаки иностранных государств применяемых в международных расчетах (иностранная валюта); 3) международные счетные единицы и платежные средства

, выпускаемые межправительственными валютно-финансовыми организациями.

Валютная система - совокупность валютных экономических отношений, исторически сложившихся на основе интернациональ­ных хозяйственных связей. Основными элементами национальной b.c. являются национальная валюта; условия обратимости нацио­нальных валют; паритет национальных валют; режим курса иност­ранных валют; наличие или отсутствие валютных ограничений в стране; национальное регулирование международной валютной ликвидности страны; регламентация использования международных кредитных средств обращения; регламентирование международных расчетов страны; режим национального валютного рынка и рынка золота; национальные организации обслуживающие и регулирую­щие валютные отношения страны.

Валютный курс - стоимостное соотношение двух валют при их обмене; "цена" денежной единицы одной страны, выраженная в де­нежных единицах группы стран ("валютная корзина"), либо в меж­дународных расчетных денежных единицах (СДР, ЭКЮ и др.). От­ражает соотношение покупательной способности валют, темпов инфляции в соответствующих странах, спроса и предложения конкретных валют на международных валютных рынках и др.

Валютный рынок - механизм, обеспечивающий куплю-прода­жу валют и платежных

документов в иностранных валютах (чеки, векселя, переводы, аккредитивы), необходимых

 для осуществле­ния расчетов по внешней торговле, услугам, кредитам, инвестици­ям,

межгосударственным платежам.

Воспроизводство населениясовокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Геополитика – научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экологических, экономических связей, обусловленных географическим положением страны и другими физико- и экономико-географическими факторами.

Геополитическое положение – это оценка места страны на политической карте, её отношение к различным государствам.

Дезурбанизация – процесс деконцентрации населения и расселения его вне городов, в определённой мере противоположный процессу урбанизации.

Демография – наука о народонаселении, его воспроизводстве.

Демографический взрыв – резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости.

Демографический кризис – резкое уменьшение прироста населения в результате резкого снижения рождаемости и увеличения смертности.

Демографическая политикаэто система административных, экономических пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения в желательном для себя направлении.

Демографическая ситуацияэто сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающих в данное время половозрастную структуру населения и динамику его численности.

Депопуляция – уменьшение численности населения.

Дефицит работников – нехватка работников: превышение числа рабочих мест над числом желающих работать.

Естественное движение населениядемографический процесс, охватывающий такие явления среди населения, как рождения, смерти, естественного прироста или убыли населения, браки и разводы.

Естественный прирост населения – превышение количества родившихся людей над количеством умерших за определённое время.

Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ.

Иммигрантыграждане одного государства, поселяющиеся на территории другого государства.

Иммиграция въезд в страну на постоянное или временное жительство граждан других стран.

Издержки производства - затраты предпринимателя, капиталиста на покупку средств производства и рабочей силы. Они показывают, чего стоит товар капиталисту.

Импорт – покупка жителями одной страны товаров, изготовленных в других государствах.

Индустриализация – создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, особенно в промышленности; в результате происходит превращение страны из аграрной в индустриальную.

Интеграцияобъединение в целое каких-либо частей или элементов.

Инфраструктура – совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения. К производственной инфраструктуре обычно относят транспорт, связь, энергетику, водоснабжение; к социальной инфраструктуре (сфере обслуживания) – просвещение, здравоохранение, розничную торговлю, бытовое обслуживание и т.д.

Инвестирование – направление денег на приобретение дополнительного капитала.

Инфляция – процесс повышения общего уровня цен в стране, ведущий к обесцениванию денег.

Инфраструктура – совокупность материальных средств, обеспечивающих производственные и социально-бытовые потребности.

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйства, материально-техническое снабжение, теплотрассы, коммуникации).

Социальная инфраструктура включает пассажирский транспорт, систему связи по обслуживанию населения, коммунально-бытовое хозяйство.

Кооперирование – (сотрудничество) – производственные связи между специализированными предприятиями, совместно изготавливающими определённую продукцию.

Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли вида ограниченных ресурсов.

Концентрация населения – сосредоточение населения в отдельных центрах, зонах, районах. Процессы концентрации усиливают неравномерность размещения населения

Крайадминистративно-территориальная единица в России, занимающая окраинное положение и включающая в себя автономные области или слабо обжитые районы.

Лесная промышленностькомплекс отраслей промышленности, ведущих заготовку древесины в лесах, её обработку и переработку, включающий лесозаготовительную, лесообрабатывающую, лесохимическую, целлюлозно-бумажную, гидролизную промышленность.

Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования. Преимущества: позволяет арендатору полу­чить необходимые ему технические средства до оплаты их полной стоимости, избежать расходов на ремонт и в условиях растущих темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на новое.

Машиностроениекомплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда (машины, оборудование, приборы и т.д.), включающий в себя металлообработку, производство металлических изделий, металлоконструкций и ремонт машин и оборудования, а также подотрасли энергетического, транспортного, химического и нефтехимического машиностроения, электротехническую, станкостроительную и инструментальную промышленность, приборостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.

Материальное производство -  основа н/х комплекса; включает: 1) отрасли, непосредственно создающие материальные блага (промышленность, с/х, строительство); 2) отрасли, доставляющие созданные материальные блага потребителям,- транспорт и связь по обслуживанию материального производства; 3) отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения, - торговля, материально-техническое обеспечение, заготовки, общественное питание).

Материально-техническая база – совокупность средств производства и общественной организации производства.

Межотраслевой комплекс – интеграционная структура народного хозяйства внутри отдельно взятой отрасли или на стыке разных отраслей.

Мегалополиснаиболее крупная форма расселения, возникшая в результате нескольких городских агломераций.

Металлургическая промышленностьсовокупность отраслей, охватывающая процессы получения металлов из руд и других материалов, являющихся одной из важнейших отраслей тяжёлой промышленности и разделяющаяся на чёрную и цветную металлургию.

Муниципальные предприятия, которые находятся в ведении местных властей (области, района, города). Это коммунальные службы, городской транспорт.

Народное хозяйство – (экономика) любой страны – это взаимодействие людей (рабочей силы) и средств производства: средств труда (то, чем или с помощью чего работает человек) и предметов труда (что он обрабатывает).

Международное разделение труда (МРТ) - процесс взаимообусловленной специализации хозяйств на производстве разного рода товаров для их обмена на мировом рынке, ведущий к созданию многосторонних и отношений между странами.

Мигранты население, которое меняло свое место жительства хотя бы раз в жизни.

Миграция- передвижение (перемещение) населения по территории.

Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств стран мира, связанных между собой экономическими, политическими и культурными отношениями.

Младенческая смертность- число умерших в возрасте до 1 года на тысячу родившихся.

Народнаселение определённой страны, являющееся этнической общностью (племя, народность, нация).

Населениесовокупность проживающих на земле или в пределах конкретной территории, страны, региона, города людей.

Нацияисторическая общность людей, сложившаяся из народностей в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, являющихся главными её признаками.

Национальный доходстоимость, вновь созданная в течение определённого времени в экономике страны или её региона. Это часть валового общественного продукта за вычетом материальных затрат на его производство.

Непроизводственная сфера включает: 1) отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения и т.д.); 2) отрасли социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание); 3) отрасли управления и обороны.

Население – сложная совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях.

Народнохозяйственный комплекс – совокупность всех звеньев общественного производства, распределения, обмена и потребления на территории страны.

Область – административно- территориальная единица в России, область, отличающаяся особенностями национального состава населения и входящая на началах автономии в состав края или непосредственно в республику, наз. Автономной областью

Основной капитал (фонды) – стоимостное выражение средств труда; признак- перенос стоимости на продукт – постепенно, в течении ряда круговоротов (производственных циклов) частями по мере износа.

Отрасль – группа фирм, производящих сходные или одинаковые продукты.

Отрасль специализации - отрасль, производство продукции которой обеспечено ресурсами на длительное время, себестоимость ее ниже, чем в других районах, а объем производства обеспечивает потребности сразу нескольких экономических районов страны

Отраслевая структура – совокупность отраслей народнохозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями.

Поселениекомпактно застроенный участок с необходимым оборудованием для жизни и работы людей (поселения бывают: городские и сельские).

Производительность трудаплодотворность, продуктивность трудовой деятельности людей.

Предприниматель – человек, который на свои и заемные средства и под свой риск создает фирму, чтобы, соединяя производственные ресурсы, создавать блага, продажа которых принесёт ему прибыль.

Предпринимательство – оказываемые обществу услуги особого рода, состоящие в создании для производства и распределения жизненных благ новых коммерческих организаций, называемых фирмами.

Прибыль – разница между выручкой от продаж товаров или услуг и затратами, необходимыми для производства и организации продажи этих товаров и услуг.

Приватизация – передача бывших государственных предприятий на определенных условиях новым частным собственникам в лице граждан и негосударственных организаций.

Природные ресурсы те компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека.

Природные условияте свойства и особенности природы (территория, рельеф, климат, мерзлота, почвы и др.), которые оказывают непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и другие формы человеческой деятельности.

Природно-ресурсный потенциал – наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание.

Производительные силы - система личных, субъективных (человек) и технических (предметных) элементов, осуществляю­щих "обмен веществ между человеком и природой в процессе общественного производства.

Производство – превращение вещества природы в блага, необходимые людям.

Производительность – объем благ, который удается получить от использования единицы определенного вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Производительность трудаплодотворность, продуктивность трудовой деятельности людей.

Промышленность – самая крупная и технически совершенная отрасль материального производства, где создаются средства производства, орудия труда и большая часть предметов потребления.

Промышленно-холдинговая компания – группа технологически взаимосвязанных предприятий, расположенных на определенной территории.

Район – территория, выделяемая на основании определённых показателей: экономических, социальных, физико-географических, административных, ресурсных, экологических.

Региониспользуется и как синоним понятия “район”, и для характеристики территорий, не имеющих чётко очерченных границ.

Региональная экономика – область научных знаний, изучающих развитие и размещение производительных сил, социально-экономические процессы на территории страны и ее регионов в тесной увязке с природно-экологическими условиями.

Рекреация – восстановление сил человека; отдых. Рекреационные ресурсы – это ресурсы, способствующие восстановлению здоровья человека, создающие условия для хорошего отдыха.

Расселениеисторический процесс распространения населения по территории страны или региона.

Реэмиграциявозвращение эмигрантов на их исконную родину

Рождаемостьпроцесс возобновления населения за счёт новых рождений, частота рождений в определённой группе населения.

Рынок труда – совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.

Смертностьпроцесс убыли населения вследствие смерти.

Современный экономический район — это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи.

Специализация – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или организации, которые справляются с нею лучше других.

Территориально-производственный комплекс – это пропорционально согласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологически связанных между собой отраслей.

Территориальная структура – деление системы народного хозяйства по территориальным образованием – экономическим зонам, районам, промышленным центрам, узлам.

Топливная промышленность совокупность отраслей, занятых добычей и переработкой различных топлив; включает нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, торфяную и сланцевую промышленности. Является одной из важнейших отраслей тяжелой промышленности.

Торговля – добровольный и взаимовыгодный обмен результатами специализированного производства благ.

Труд – использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

Трудоспособное население – это часть населения, обладающая совокупностью физических и духовных сил, позволяющих ему трудиться, и ограниченная определенными возрастными рамками. Границы трудоспособного возраста носят подвижной характер и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека.

Трудовые ресурсычасть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. В России к трудовым ресурсам относят: 1) население трудоспособного возраста (мужчин от 16 до 59 лет, женщин от 16 до 54 лет), за исключением неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и пенсионеров, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях; 2) работающее население старше и моложе трудоспособного возраста.

Урбанизация – процесс роста доли городского населения, повышения роли городов и распространения городского образа жизни.

Услуга – деятельность, приносящая сама по себе пользу тому, ради кого она осуществляется.

Факторы производства-  экономические ресурсы, в которые включаются:

1) земля; 2) труд; 3) капитал; 4) предпринимательские спосoбности.

Финансово-промышленные предприятия – добровольный производственно-финансовый союз самостоятельно хозяйствующих объектов.

Химическая промышленностьодна из отраслей тяжелой промышленности, производящая различные виды химической продукции: горно-химическое сырьё, продукты основной химии и минеральные удобрения, синтетические смолы и пластические массы, волокна и нити, материалы и изделия из пластических масс и стеклопластиков, лакокрасочные материалы, синтетические красители, химические реактивы, фотохимическую продукцию, товары бытовой химии и др.

Федеральный округ — это экономический район высшего звена,
представляющий собой крупный территориально-производственный
комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации
с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфра­
структурой.

Холдинг – форма индустриальной интеграции предприятий (АО) с участием государственного капитала.

Электроэнергетикаведущая часть энергетики, обеспечивающая электрификацию хозяйства страны на основе рационального производства и распределения электроэнергии, которая легко передаётся на большие расстояния и распределяется между потребителями, а также может преобразовываться в механическую, тепловую, химическую, световую и другие виды энергии.

Экономико-географическое положение (ЭГП)позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

Экономическая система общества - это определенная форма организации общественного производства, в рамках кото­рой ограниченные ресурсы используются для удовлетворения по­требностей людей. Материальной основой каждой такой системы является производство как основа жизни человека и общества. Со­циальную основу Э.с.о. составляют исторически сложившиеся от­ношения собственности.

Экономически активное население – часть трудоспособного населения, которая занята во всех видах деятельности или намерена участвовать в производстве.

Экономически пассивное население – часть населения, которая не стремится к трудоустройству.

Экономическое развитие - сочетание экономического роста и качественных изменений в условиях и организации хозяйственной жизни страны.

Экономическое районированиеэто выделение территорий, отличаю­щихся своей специализацией хозяйства в территориальном разделении труда.

Экономический рост – устойчивое увеличение год от года производственных возможностей страны.

Экономические затраты – общие затраты фирмы на производство товаров или услуг в течение определенного периода времени, определенные с учетом внутренних задач.

Экономическая прибыль – разница между выручкой от реализации и экономическими затратами.

Экономические системы – формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по 1) способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм и государства и 2) типу собственности на экономические ресурсы.

Экономическая эффективность – способ организации производства, при котором затраты на производство определенного количества продукции минимальны.

Экспорт – продажа жителям других стран товаров, произведенных отраслями отечественной экономики.

Эмиграция – выезд из страны.

Этнос(народ) – исторически сложившаяся устойчивая группировка людей – племя, народность, нация.

 





Основная

1 Вишняков Я.Д. [и др.] ; под общ. ред. Я. Д. Вишнякова. — Экономическая география : учебник и практикум для СПО Гриф УМО СПО — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 594 с. — (Серия : Профессиональное образование) — Книга находится в ЭБС Университетская библиотека ISBN 978-5-9916-6204-8..

Дополнительная

2  Глушкова В.Г., . Плисецкий Е.Л. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие. — Рекомендовано Экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлениям «Экономика», 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство: Кнорус, 2018г. — ISBN 978-5-406-06226-5 [ Режим доступа: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/213578953

 3 Морозова Т.Г., Региональная экономика: [Электронный ресурс] — 4-е изд., перераб. и доп. М.ЮНИТИ-ДАНА, 2015г. 529с. — [ Режим доступа: 

http://znanium.com/spec/catalog/author/?id=8b135bb7-f611-11e3-9766-90b11c31de4c

4 Симагин, Юрий Алексеевич.Территориальная организация населения и хозяйства : учебное пособие / Ю.А. Симагин ; под общ. ред. В.Г. Глушковой. — 5-е изд., перераб. и доп.— Москва : КНОРУС, 2017.— 380 с. ISBN 978-5-406-05560-1 - [ Режим доступа: https://ozonst.cdn.ngenix.net/multimedia/1015661575.pdf

5 Плисецкий Е.Л. , Глушкова В.Г., Региональная экономика: Учебник— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство: Кнорус, 2019г. — ISBN 978-5-534-05112-4 [ Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/viewer/regionalnaya-ekonomika-432140#page/2

 

Интернет-ресурсы

- Официальный сайт Росстата [Электронный ресурс]: Режим открытого доступа:

http://www.gks.ru/ .

- Сайт Правительства Российской Федерации. Режим открытого доступа: http://www.goverment.ru.

- Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим открытого доступа: http://economy.gov.ru/minec/main.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 (ДГТУ)

Колледж экономики, управления и права

 

 

Методические указания по организации

самостоятельной работы и контрольные задания

студентов-заочников по учебной дисциплине

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Специальность

38.02.01.51 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

Ростов-на-Дону

2019

Методические указания по   организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине Региональная экономика разработаны  с учетом ФГОС среднего профессионального образования специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), предназначены для студентов-заочников и преподавателей колледжа.  Методические указания содержат пояснительную записку, рабочую программу учебной дисциплины, перечень практических работ, рефератов, задания для домашних контрольных работ, глоссарий, перечень вопросов для подготовки к зачету, а также список рекомендуемой литературы.     Составитель (автор):    В.Г. Становова     преподаватель колледжа ЭУП                              Рассмотрены на заседании предметной (цикловой) комиссии специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).   Протокол № 1 от «31» августа 2019 г.   Председатель П(Ц)К специальности ___________   И.А. Вовченко                                                                                             личная подпись                     и одобрены решением учебно-методического совета колледжа.   Протокол № 1 от «31» августа 2019 г.   Председатель учебно-методического совета колледжа ___________   С.В. Шинакова   личная подпись                                                 Рекомендованы к практическому применению в образовательном процессе.          

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов Стр.
Пояснительная записка 4
Содержание рабочей программы и рекомендации по ее освоению                                                                                 6
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы                      24
Содержание заданий                                                                                                                                                                                                                                                25
Перечень вопросов для подготовки к зачету                                                                                                                                                                 27
Глоссарий                                                                                                                                                                                              28
Информационное обеспечение обучения                                                                                                                                      35

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Методические указания  по изучению дисциплины «Региональная экономика» составлены  в соответствии с примерной программой курса и рабочим учебным планом.

В них даны общие методические рекомендации для студентов-заочников  колледжа  специальности подготовки «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по изучению дисциплины, выполнению практических заданий, домашних контрольных работ и рефератов, приводится библиографический список и глоссарий.

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний и навыков рыночно ориентированной экономики на уровне отдельного региона.

Предметом региональной экономики является изучение социально – экономического регионального размещения производительных сил России и развития отраслей ее экономики, важнейших природно – экономических, демографических и экологических особенностей регионов, а также межрегиональных, внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей, т.е. изучение пространственного аспекта общественного воспроизводства.

Курс Региональной экономики дает студентам понимание географических закономерностей и региональных особенностей размещения ресурсной базы, материального производства, сферы услуг, а также сопряженных с ними систем расселения и транспорта.

Главные задачи курса:

- сформировать экономические знания у будущих экономистов;

- ознакомить студентов с закономерностями, принципами и факторами размещения производительных сил; экономическим районированием; 

- показать студентам зависимость темпов формирования отраслевой и территориальной структур хозяйства при переходе к рынку от стартового уровня развития экономики регионов;

- вооружить студентов научными теоретическими знаниями и практическими умениями в области региональной экономики, способствующих адаптации в сложном современном мире;

- продолжить развитие экономического мышления у студентов.

       По структуре и содержанию этот курс представляет собой сочетание двух областей научных знаний «Экономики» и «Географии» и состоит из пяти основных разделов:

- теоретические основы региональной экономики;

- размещение производительных сил России;

- территориальный аспект региональной экономики;

- влияние внешних экономических связей на размещение производительных сил.

Основными видами самостоятельной внеаудиторной учебной работы студентов являются:

- выполнение практических работ;

- изучение лекционного материала;

- заполнение таблиц и схем по пройденному материалу;

- составление тематических кроссвордов;

- написание рефератов по отдельным темам курса;

- составление краткого терминологического словаря по разным разделам дисциплины.

Требования к уровню освоения, содержания дисциплины.

       В процессе изучения дисциплины студенты приобретают фундаментальные знания по природно-ресурсному потенциалу России, экономике отдельных регионов, размещению производительных сил, экономико-геогра­фической характеристике видов транспорта, транспортных уз­лов и внешнеэкономическим связям их роли в экономике России.

В целом курс очень информативен, многие разделы интегрируются с другими областями знаний (экономикой, географией, историей, этнокультурой, естественными науками, мировой экономикой, внешнеэкономической деятельностью), а также способствует развитию экономико-географической культуры учащихся.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

У.1 оперировать основными категориями и понятиями региональной                         

     экономики;

У.2 использовать источники экономической информации, анализировать основные статистические показатели, характеризующие экономику регионов Российской Федерации;

У.3 составлять тематические конспекты;

У.4 выполнять и оформлять доклады, рефераты и творческие задания;

У.5 анализировать картографические данные;

У.6 анализировать отраслевую и территориальную структуры хозяйства    

    страны, федеральных округов;

 У.7 выявлять проблемы современного состояния экономических связей  

    России с зарубежными странами.

           В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

 З.1 предмет региональной экономики; роль учебной дисциплины в 

 структуре экономического образования, её место в   системе научных 

 дисциплин;

 З.2 цели, задачи, содержание и специфику региональной политики в РФ;

 З.3 определение основных понятий, характеризующих региональную    

экономику как социально-экономическую систему: экономический район,       федеральный округ, промышленный узел, территориально- производственный комплекс;

 З.4 закономерности, принципы размещения производительных сил;

 З.5 основные методы исследования, механизм оценки природных ресурсов;

 З.6 структуру промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг;

 З.7 административно-территориальное устройство России;

 З.8 состав федеральных округов, рыночную специализацию, размещение   

 ведущих отраслей хозяйства каждого округа;

 З.9 сущность международного разделения общественного труда, основные 

 формы сотрудничества России со странами ближнего и дальнего зарубежья.

        В результате освоения дисциплины студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК5 Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЕ ОСВОЕНИЮ

Раздел 1. Теоретические основы региональной экономики

Тема 1.1

Дата: 2019-12-10, просмотров: 247.