Ш. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РК И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ                                                                                                   3.1.Проблемы налоговой системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если представить себе налоговую систему как фруктовый сад, то можно сказать, что различные деревья – это налоги; кустарники – другие обязательные платежи в бюджет и т.д. В этом случае налоговое система – это почва. Качество плодов напрямую зависит от качества почвы. Эта глава посвящена попытке обозначить проблемы почвы (налоговой системы) с тем, чтобы улучшить качество конкретных плодов (налогов и других обязательных платежей в бюджет).

Налоговая система – один из главных инструментов стимулирования диверсификации экономики. Эта задача очень важная, и правительство Казахстана четко видит ее. Такие страны, как Австралия и Канада, успешно использовали свои природные богатства для развития страны, достигли высокого уровня экономической зрелости.

Проведение налоговой реформы – сложный вопрос, поскольку перед Казахстаном в сфере налоговой политики стоят две взаимосвязанные непростые задачи. Первая – выстроить налоговый режим таким образом, чтобы он способствовал диверсификации экономики. Мы знаем, что значительная доля доходной части бюджета будет формироваться за счет налогов, идущих от добывающих отраслей.

Вторая задача, которую может решить налоговая система, – это эффективность применения и сбора налогов, то есть налоговое администрирование.

Казахстан имеет шансы избежать падения ВВП, которое наблюдается во многих странах с переходной экономикой, в частности в Венгрии, на Украине, в прибалтийских государствах. Ваша страна пока показывает позитивную экономическую динамику, и антикризисный план, предложенный правительством, обеспечит дополнительные стимулы для экономического роста. Но он уже не будет двузначным, как было последние семь лет, поэтому особенно важно, чтобы государство использовало налоговые рычаги для стимулирования МСБ, который в любой экономике создает наибольшее количество рабочих мест.

Представляется, что новый Налоговый кодекс достаточно эффективно решает задачу мобилизации ресурсов добывающего сектора через налоговую систему. Республика не может все время оставаться зависимой от добывающих отраслей. Казахстан располагает доказанными запасами нефти, позволяющими поддерживать значительный объем нефтедобычи на протяжении, как минимум, трех четвертей столетия. Это очень длительный период – у многих нефтедобывающих стран срок эксплуатации природных ресурсов гораздо короче – 10-20 лет. Тем не менее диверсификация казахстанской экономики должна идти сейчас, и то, что Кабинет министров уделяет этому большое внимание, весьма радует.

Очень важным сейчас является переход к реализации тех важных положений, которые заложены в новом кодексе. То есть насколько формирующаяся налоговая система будет удовлетворять потребностям как казахстанского бизнеса, так и частных лиц-налогоплательщиков, зависит не только от того, как эти принципы отражены в кодексе, но и от того, как будет работать вся система. Насколько эффективно будет администрироваться каждый налог и насколько быстро можно будет снизить административный пресс, связанный с оплатой налогов, проверками, апелляциями и другими аспектами управления налоговой системой.

Правительство страны направило на реформирование налогового администрирования значительные человеческие ресурсы. Есть понимание направления, в котором необходимо двигаться, есть четкие сроки реализации. Даже в крупных странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) кардинальное улучшение налогового администрирования шло несколько лет. Я не вижу особых причин, по которым Казахстан не сможет пройти этот путь.

Сейчас ведется разработка единой информационной системы, которая позволит перевести всю систему налогового администрирования на принцип работы виртуального офиса. Это позволит пользователям работать через Интернет с нужными подразделениями налоговых служб. Так будет постепенно происходить переход от территориального принципа организации к функциональному подходу и повышению качества услуг, оказываемых налогоплательщикам. В этом направлении важные шаги уже делаются, отрабатываются стандарты качества услуг, новая система апелляций. То есть какие-то принципы уже вступают в действие сейчас, кадры мобилизованы, и это вселяет уверенность, что Казахстан может добиться столь же впечатляющих успехов, как и другие страны – новые члены ЕС, которые решали эту проблему последние пять лет.

Разработка нового кодекса велась экспертной группой правительства. Проведенный Всемирным банком анализ налоговой политики и налогового администрирования – это фундаментальная работа в двух томах. Многие рекомендации детально обсуждались на протяжении нескольких лет. Отработка механизмов налогового администрирования – длительный процесс, и наше взаимодействие с экспертной группой правительства было долгим. К примеру, методику среднесрочного бюджетного планирования в странах с переходной экономикой эксперты Всемирного банка привнесли, описывая опыт стран ОЭСР, сейчас ряд стран СНГ и Восточной Европы прокладывают дорогу в этом направлении. Казахстан в некоторых сферах способен самостоятельно прокладывать дорогу и становиться примером для других стран.

Одна из проблем налоговой системы Казахстана, существовавшей в республике последние десятилетия, – очень большое количество налоговых льгот, специальных режимов, послаблений и исключений. Система очень сложная, по многим налогам имеется большое количество ставок, поэтому ею трудно управлять. Опыт эффективно управляемых налоговых систем, которые добиваются высокой прозрачности, собираемости налогов, показывает, что чем проще система, тем она предсказуемое и создает более позитивный климат для предпринимателей, как иностранных, так и отечественных. В скандинавских странах уровень налоговых ставок сравнительно высок, но система очень проста, некоторые операции налогоплательщик может осуществлять, посылая SMS со своего мобильного телефона. Простая система, которая содержит небольшое число понятных режимов, более выгодна для предпринимательской деятельности, сложная же создает поле для коррупции. Нынешний кодекс, двигаясь в сторону упрощений, отражает международную практику и закладывает благоприятную основу для бизнеса.

Миссия налоговой службы—обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

Налоговый комитет - государственный орган с высокоэффективной системой управления, обеспечивающий максимальное поступление налогов и максимальную удовлетворенность общества его деятельностью. Миссия налоговой службы, как государственного органа, определяет в качестве стратегического направления обеспечение полноты поступления налогов. Для достижения Видения налоговой службы выделяются еще два стратегических направления: обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы и построение высокоэффективной налоговой службы.

-Обеспечение полноты поступления налогов. Данное стратегическое направление деятельности органов налоговой службы является приоритетным и для его реализации необходимо сконцентрировать акцент на следующих направлениях: -повышение налоговой культуры: учитывая то, что перед государством стоит задача вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира, уровень налоговой культуры развитых стран должен стать эталоном для дальнейшего развития казахстанского общества.

Увеличение эффективности налогового контроля: для достижения желаемых результатов от предпринимаемых мер по сокращению размеров теневой экономики и дисциплинирования налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства значимую роль в работе органов налоговой службы занимает эффективный налоговый контроль.

Упрощение налогового законодательства: для обеспечения полноты сбора налогов необходима оптимизация и упрощение действующей системы налогообложения

-удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.

В настоящее время имеются проблемы в части налогового администрирования, выраженные в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и низкой информированности общества по вопросам налогового законодательства и исполнения налоговых обязательств.

В связи с этим, возникает необходимость активизации работы по следующим направлениям:

-повышение информированности общества в налоговых вопросах: для достижения желаемых результатов от принимаемых мер и формирования позитивного имиджа налоговой службы необходимо постоянное взаимодействие с обществом через СМИ, семинары, круглые столы, издание брошюр и буклетов.

-повышение качества предоставляемых налоговых услуг: качество предоставляемых налоговых услуг должно соответствовать международным стандартам.

-Построение высокоэффективной налоговой службы.

Данное стратегическое направление деятельности налоговой службы, нацеленное на совершенствование системы управления, является основой для достижения поставленных целей.

Стратегические цели налоговой службы

Исходя из миссии и видения стратегического развития налоговой службы на ближайшие 5 лет стоят следующие цели и задачи.

1. Обеспечение полноты поступления налогов.

1. Повышение налоговой культуры.

Достижение данной цели будет осуществляться путем решения следующих задач. Внедрение обучения основам налогообложения в системе среднего образования. Освещение в СМИ о проводимой налоговой политике государства, ее значимости и приоритетных направлениях для развития общества. Распространение информации о действующей системе налогообложения посредством буклетов, справочных систем и профессиональных налоговых консультантов.

2. Увеличение эффективности налогового контроля.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач. Усовершенствование и упрощение процедур налогового контроля. Регламентация процедур налогового контроля. Повышение эффективности взаимодействия государственных, иных уполномоченных органов с компетентными налоговыми органами зарубежных государств. Автоматизация процедур налогового контроля. Выявление на системной основе новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения и дальнейшее внедрение мер по устранению причин, способствовавших их появлению.

3.Упрощение налогового законодательства.

Достижение данной цели будет обеспечиваться решением следующих задач. Упрощение исчисления налогов. Упрощение форм налоговой отчетности.

2. Обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.

1.Повышение информированности общества в налоговых вопросах.

Создание информационно-пропагандистского пространства: пресс конференций, брифингов, встреч, теле - радиопередач, видеороликов; издание газет, журналов, брошюр, буклетов, памяток, календарей, содержащих разъяснительную информацию о возникновении и исполнении налогового обязательства. Обеспечение открытости административных процессов налогового органа и информирования налогоплательщиков о его услугах, образцах заполняемых форм документов, возможностях заполнения и подачи документов в электронной форме, порядке оборота документов, порядке оспаривания и обжалования решений. Создание специальных налоговых пресс-служб. Привлечение бизнес – структур и профессиональных налоговых консультантов по принципу «обратной связи» при подготовке внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты в области налогообложения.

2.Повышение качества предоставляемых налоговых услуг.

Данная цель будет достигнута посредством решения следующих задач. Внедрение стандартов государственных услуг. Увеличение количества электронных налоговых услуг. Создание и развитие современных Центров приема и обработки информации по обслуживанию налогоплательщиков.

3. Построение высокоэффективной налоговой службы.

Совершенствование системы управления в органах налоговой службы.

Успех в реализации стратегии развития будет во многом определяться эффективностью системы управления и ее нацеленностью на решение стоящих перед органами налоговой службы задач. Упорядочение, оптимизация и реинжиниринг бизнес – процессов. Внедрение Системы сбалансированных показателей (ССП) в налоговых органах.

Внедрение процесса управления рисками. Внедрение принципов мотивации, направленных на достижение цели, ориентированных на результат. Внедрение принципов, прозрачности, объективности, карьерного роста при кадровых назначениях и перемещениях, а также при приеме на работу в налоговых органах. Обеспечение эластичного, целенаправленного и основанного на результатах планирования финансами и материально – техническими ресурсами. Повышение профессионального уровня работников, проведение обмена опытом с налоговыми службами стран СНГ и дальнего зарубежья, а также между работниками территориальных налоговых органов. Взаимодействие с ВУЗами РК в части подготовки будущих кадров органов налоговой службы.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами изучена тема «Акцизы в налоговой политике Республики Казахстан»: действующий механизм взимания и исчисления, и пришли к выводу, что ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20 % налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - это очень тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще не достаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно, так как в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.

 


Список использованной литературы                                                                           1. Закон РК от 24.03.1998 г. № 213-1 «О нормативных правовых актах».
2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 12.06.2001 г. № 209-II.
3. Нормативное постановление Конституционного Совета РК от 15.10.1997 г. № 17/2 «Об официальном толковании статей 53-57 Конституции Республики Казахстан, устанавливающих полномочия Парламента и его палат».
4. Постановление Пленума Верховного Суда РК от 20.12.1999 г. № 19 «О некоторых вопросах применения судами налогового законодательства». 1.  Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 года № 2235 (с и изменениями и дополнениями).

2. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О налогах и др. обязательных платежах в бюджет”/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.

3. Закон РК от 18 июля 1996 г. «Об обязательном страховании».

4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 1996 г.

5. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6

6. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля.

7. Дуканич Л. В. «Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.

8. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 1996 - № 4.

9. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.

10. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь - 1995 - №3-4.

11. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 1995 -№3-4.

12. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.

13. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.

14. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: «Каржы Каражат», 1996 г.

15. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.

16. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 №1.

17. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г.

18. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 1995 - 28 марта.

19. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.

20. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.

21. Федосеев В.М. Налоги в экономике современного капитализма. Киев. Высшая школа.

22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г.

23. Вестник МГД Республики Казахстан № 5 2000 г.

24. Основы государства и права Республики Казахстан . 1997 год.

25. Журнал " Финансы и кредит" № 11 1999 год.

 





Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.