Программа производственной практики
Тип практики: Преддипломная практика
Направление подготовки (специальность): 38.04.08 Финансы и кредит
Направленность: программа«(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Уровень высшего образования: магистратура
Форма обучения: заочная;
Трудоемкость практики: 12 з.е. (432час)
Уфа 2017
Программу практики разработал(и):
_____________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Минеева Вера Михайловна |
Рецензент
____________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Азнабаева Гульмарьям Хисамутдиновна |
Программа практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФК
12.05.2017, протокол №10.
Заведующий кафедрой ФК______________Н.М. Блаженкова
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой ФК_________________Н.М. Блаженкова
Год приема 2017 г.
Программа практики зарегистрирована 20.06.2017 № 6 в отделе МСОП и внесена в электронную базу данных
Цели практики
Цель преддипломной практики — подготовить обучающихся к осуществлению профессиональной аналитической, проектно-экономической, организационно-управленческой, консалтинговой и научно-исследовательской деятельности, в том числе:– систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний, полученных магистрантами в процессе обучения;
– накопление опыта самостоятельной профессиональной деятельности в области финансов и кредита;
– овладение современной методологией научного экономического исследования и практическими навыками эффективного решения проблем конкретного объекта исследования в области организационной, экономической и управленческой деятельности и оценки результатов его работы;
– овладение современными методами сбора, анализа, обработки экономической информации и проведение на этой основе исследований по выбранному направлению и выполнение выпускной квалификационной работы;
– приобретение умений изложения полученных результатов исследования и разработка рекомендаций по перспективному развитию объекта исследования и повышению его эффективной деятельности.
Задачи практики
аналитическая деятельность:
- анализ и оценка направлений развития денежно-кредитных и финансовых институтов и рынков в контексте общеэкономических, мировых и страновых особенностей;
- анализ финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, органы государственной власти и местного самоуправления;
- разработка и обоснование предложений по совершенствованию методик расчета указанных показателей;
- поиск, анализ и оценка финансовой и экономической информации для проведения финансовых расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;
- оценка финансовой и экономической эффективности предложенных проектов, анализ финансово-экономических результатов их реализации;
- анализ существующих форм организации финансовых служб и подразделений коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- анализ и оценка концептуальных подходов к методам и инструментам финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;
- анализ фактически достигнутых промежуточных и итоговых результатов финансовой
деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- оценка эффективности использования ресурсов, включая финансовые;
- анализ и оценка финансово-экономических рисков и прогнозирование динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, мезо- и макроуровне;
- проведение комплексного экономического и финансового анализа и оценка результатов и эффективности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- оценка финансовой устойчивости коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных;
- оценка сбалансированности движения денежных и материальных потоков;
проектно-экономическая деятельность:
- подготовка проектных заданий, проектов и программ; разработка нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ;
- составление бюджетов и финансовых планов коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных; расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
- идентификация и оценка рисков при принятии финансовых решений, разработка мероприятий по их минимизации;
организационно-управленческая деятельность:
- разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики и стратегии развития коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, и их отдельных подразделений, а также финансовой политики публично- правовых образований;
- управление движением денежных потоков, формированием и использованием финансовых ресурсов;
- руководство финансовыми службами и подразделениями коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово- кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления, неправительственных и международных организаций;
- руководство временными творческими коллективами, создаваемыми для разработки финансовых аспектов новых проектных решений.
Структура практики
Форма обучения: заочная
Вид учебной работы | Всего и по семестрам, часы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Контактная работа, всего в том числе: | 3 | 3 | |||||||||||
лекции | 0 | ||||||||||||
практические занятия (ПЗ) | 0 | ||||||||||||
лабораторные работы (ЛР) | 0 | ||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа (защита курсового проекта, курсовой работы и др. работ (при наличии)) | 1 | 1 | |||||||||||
иная контактная работа (сдача зачета, экзамена,консультации) | 2 | 2 | |||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (СРО), всего в том числе: (указать конкретный вид СРО) | 429 | 429 | |||||||||||
выполнение и подготовка к защите курсового проекта или курсовой работы | 0 | ||||||||||||
выполнение и подготовка к защите РГР работы, реферата, патентных исследований, аналитических исследований и т.п | 0 | ||||||||||||
изучение учебного материала, вынесенного на самостоятельную проработку | 0 | ||||||||||||
подготовка к лабораторным и/или практическим занятиям | 0 | ||||||||||||
подготовка к сдаче зачета, экзамена | 7 | 7 | |||||||||||
иные виды работ обучающегося (при наличии) | 422 | 422 | |||||||||||
ИТОГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ | 432 | 432 |
Форма обучения: заочная
Семестр | Трудоемкость практики | Вид промежуточной аттестации | |||
Зачетные единицы | Часы | ||||
Общая | В том числе | ||||
контактная | СРО | ||||
5 | 12 | 432 | 3 | 429 | диф.зачет; |
ИТОГО: | 12 | 432 | 3 | 429 |
4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики
№ пп. | Формируемые компетенции | Шифр/ индекс компетенции |
1 | способность осуществлять разработку бюджетов и финансовых планов организаций, включая финансово-кредитные, а также расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации | ПК-10-2 |
2 | способность обосновать на основе анализа финансово-экономических рисков стратегию поведения экономических агентов на различных сегментах финансового рынка | ПК-11-4 |
3 | способность разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления и методики их расчета | ПК-3-5 |
4 | способность предложить конкретные мероприятия по реализации разработанных проектов и программ | ПК-8-2 |
5 | способность оценивать финансовую эффективность разработанных проектов с учетом оценки финансово-экономических рисков и фактора неопределенности | ПК-9-4 |
В результате прохождения практики обучающийся должен:
Шифр компетенции | Шифр результата обучения | Результат обучения |
ПК-3
| З(ПК-3) | Знать: процедуры анализа существующих форм организации финансовых служб и подразделений коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, разработки и обоснования предложений по их совершенствованию |
У(ПК-3) | Уметь: анализировать результаты финансовой деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и органов местного самоуправления; осуществлять комплексный экономический и финансовый анализ и оценку результатов и эффективности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово- кредитные | |
В(ПК-3) | Владеть: разработкой и обоснованием предложений по совершенствованию методик расчета показателей, характеризующих эффективность принимаемых решений в организациях различных организационно- правовых форм, включая кредитные учреждения | |
ПК-8
| З(ПК-8) | Знать: порядок подготовки и разработки мероприятий стратегического планирования и финансовой политики организаций различных организационно-правовых форм |
У(ПК-8) | Уметь: давать оценку результатов и эффективности предложенной стратегии и финансовой политики организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные | |
В(ПК-8) | Владеть: методами разработки бюджетов и финансовых планов организаций, включая финансово-кредитные, а также расчетов , позволяющих совершенствовать систему развития предпринимательских структур различных форм собственности | |
ПК-9
| З(ПК-9) | Знать: содержание, цели, задачи и принципы разработки, а также основные методы и алгоритмы обоснования управленческих стратегических решений в области финансовой политики организаций различных форм собственности, инструменты финансового анализа, прогнозирования и планирования на долгосрочную перспективу |
У(ПК-9) | Уметь: выбирать стратегию текущего и долгосрочного финансирования путем определения экономических выгод и недостатков того или иного способа финансирования организаций различных форм собственности | |
В(ПК-9) | Владеть: методами прогнозирования и планирования финансовых показателей деятельности организаций различных форм собственности и методами оценки эффективности инвестиционных проектов, факторов инфляции и неопределенности | |
ПК-10
| З(ПК-10) | Знать: порядок составления бюджетов и финансовых планов коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных; расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
У(ПК-10) | Уметь: разрабатывать краткосрочную и долгосрочную финансовую бюджетную политики и стратегии развития коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, и их отдельных подразделений | |
В(ПК-10) | Владеть: методами управления , формирования и использования финансовых ресурсов в разрезе бюджетов организаций различных организационно-правовых форм | |
ПК-11
| З(ПК-11) | Знать: экономическую сущность стратегии и финансовой политики организациив с учетом существующих экономических рисков, современное законодательство, нормативные документы и методические разработки, правовой режим стратегии финансовой политики организаций различных форм собственности |
У(ПК-11) | Уметь: использовать различные методики оценки финансового состояния организаций различных форм собственности для принятия управленческих решений в условиях риска, анализировать взаимосвязи показателей перспективных, текущих и оперативных финансовых планов и прогнозов, осуществлять соответствующие расчеты по ним | |
В(ПК-11) | Владеть: навыками оценки текущей финансовой ситуации в организации, оформления стратегических рекомендаций для соответствующих структур управления организациями различных форм собственности с учетом уровня предпринимательского риска |
Место проведения практики
В соответствии с целями и задачами преддипломная практика может быть пройдена в организациях и учреждениях различных организационно-правовых форм; в структурах областных или городских органов власти и управления; в кредитных организациях и в организациях финансового сектора экономики различных форм собственности.
Общее методическое руководство практикой возложено на кафедру «Финансы и кредит», которая осуществляет подготовку магистров по направлению 38.04.08 Финансы и кредит, программе «(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Перед началом практики, руководствуясь темами выпускных квалификационных работ (магистерских диссертаций), кафедра направляет обучающихся на базы практики в соответствии с заключенными договорами и назначает руководителей практики от кафедры из числа штатных преподавателей кафедры — руководителей магистерских диссертаций. Руководитель преддипломной практики от кафедры обеспечивает организацию и непосредственное руководство работой магистранта.
Перед началом практики выпускающая кафедра проводит организационное собрание для обучающихся, на котором руководитель магистерской программы разъясняет цели, задачи, программу, содержание и порядок прохождения практики.
Руководитель практики от кафедры проводит с обучающимся необходимые консультации, контролирует соблюдение им установленного порядка прохождения практики, оказывает помощь в выполнении индивидуальных заданий.
7. Объём и содержание практики
Этапы практики
Номер этапа
| Название этапа | Семестр | часы | Шифр результата обучения | ||||
очная | очно-заочная | заочная | очная | очно-заочная | заочная | |||
1 | Предварительный | 5; | 0 | 0 | 15 | З(ПК-10)-2 З(ПК-11)-4 З(ПК-3)-5 З(ПК-8)-2 З(ПК-9)-4 | ||
2 | Содержательный | 5; | 0 | 0 | 300 | З(ПК-10)-2 З(ПК-11)-4 З(ПК-3)-5 З(ПК-8)-2 З(ПК-9)-4 У(ПК-10)-2 У(ПК-11)-4 У(ПК-3)-5 У(ПК-8)-2 У(ПК-9)-4 | ||
3 | Проектный | 5; | 0 | 0 | 107 | В(ПК-10)-2 В(ПК-11)-4 В(ПК-3)-5 В(ПК-8)-2 В(ПК-9)-4 | ||
4 | Подготовка к сдаче зачета, экзамена | 5; | 0 | 0 | 7 | В(ПК-10)-2 В(ПК-11)-4 В(ПК-3)-5 В(ПК-8)-2 В(ПК-9)-4 | ||
ИТОГО: | 0 | 0 | 429 |
Содержание этапов
Предварительный
1 Ознакомление с целями, задачами, содержанием и организационными формами практики.
Виды работ: Оформление документов для прохождения практики, разработка индивидуального плана.
Прибытие на базу практики, согласование подразделения, в котором будет организовано рабочееместо.
Знакомство с руководителем практики от организации, знакомство с коллективом.
Ознакомление с правилами распорядка, прохождение вводного инструктажа, инструктаж по технике безопасности.
Характеристика работ: Устное собеседование с руководителем практики от организации, заполненный индивидуальный план прохождения практики, лист инструктажа по технике безопасности. В данной главе необходимо привести краткую технико-экономическую характеристику объекта: история предприятия, банка, организационно-правовая форма, структура управления, состояние материально-технической базы.
Содержательный
1 Ознакомление с с особенностями бизнеса организации
Виды работ: Изучение общих сведений об организации (учреждении) – месте прохождения практики. Изучение внешней среды функционирования организации (учреждения), отраслевой специфики, нормативной базы, финансовых отношений с третьими лицами и т.п.
Характеристика работ: Выполняемые на данном этапе практики работы носят позволяют углубленно ознакомиться с деятельностью структурных подразделений организации, имеющих место изменениях учредительных документов, видах деятельности.
Необходимо привести краткую технико-экономическую характеристику объекта: история предприятия, банка, организационно-правовая форма, структура управления, состояние материально-технической базы.
Приводятся общие сведения о предприятии: территориальное положение, дата регистрации, организационно-правовая форма и форма собственности, основные направления его деятельности. Желательно привести сведения о положении предприятия на рынке, объеме выпускаемой им продукции, численности сотрудников, основных поставщиках и потребителях (заказчиках), существующих конкурентах и т.п.
Далее отражается организационная структура предприятия – иерархию административного управления, наличие служб и отделов, их основные задачи и функции. При этом особое внимание уделяется финансовой службе (отделу) предприятия, если таковая имеется.
Рассмотреть основные экономические показатели деятельности объекта и их влияние на конечные финансовые результаты деятельности объекта исследования за 3 последние года.
В зависимости от места прохождения преддипломной практики заполняется таблица 1 - Основные экономические показатели деятельности
2 Анализ деятельности экономического субъекта
Виды работ:
1. Проведение анализа результатов финансовой деятельности организации за ряд отчетных периодов.
2. Выявление затруднений или недостатков в финансовой деятельности организации (в соответствии с видом профессиональной деятельности магистра).
Характеристика работ: В данном разделе преддипломной практики анализируются данные бухгалтерского баланса предприятия, кредитного учреждения, страховой компании, бюджетного учреждения. Необходимо изучить такие данные за 3 года, составив агрегированный баланс с целью его горизонтального и вертикального анализа.
По данным указанной отчетности следует изучить источники формирования капитала предприятия – собственный и заемный капитал. Исследуется состав и структура капитала, динамика структуры. Желательно рассчитать коэффициенты финансовой независимости (автономии), финансовой устойчивости; посчитать эффект финансового рычага.
Далее осуществляется горизонтальный и вертикальный анализ агрегированного баланса (то есть баланса, сведенного за ряд лет) с целью изучения динамики состава и структуры активов предприятия – внеоборотных и оборотных.
При анализе внеоборотных активов можно также рассчитать коэффициенты, показывающие их физическое состояние – коэффициент износа, коэффициент выбытия, коэффициент обновления, - и коэффициенты, показывающие эффективность их использования – фондоотдачу, фондоемкость и фондовооруженность.
Особое внимание следует уделить анализу управления оборотными средствами. Необходимо обратить внимание на динамику дебиторской задолженности, выявить основных дебиторов предприятия, ознакомиться с мерами, осуществляемыми по ее сокращению. Можно также проанализировать, насколько оптимальны объемы запасов предприятия и готовой продукции, хранящейся на складе. Желательно дать оценку эффективности использования оборотных средств предприятия, выявить факторы ускорения оборачиваемости оборотных средств. составляются соответствующие таблицы.
Проектный
1 Пути повышения результативности деятельности исследуемой организации
Виды работ:
1. Разработка мероприятий и рекомендаций по повышению эффективности финансовой деятельности организации.
2. Расчет финансовых показателей для обоснования предложенных мероприятий и рекомендаций.
3. Сбор и обработка материалов для написания отчета по практике и второй и третьей глав магистерской диссертации.
Характеристика работ: Основная задача – определить пути совершенствования работы предприятия (учреждения) и выявить экономический и иной положительный эффект от внесенных предложений. В результате анализа финансового состояния также необходимо проанализировать уровень платежеспособности, финансовой устойчивости и кредитоспособности предприятия; указать причины неблагоприятного финансового положения (если такое имеется ) и предложить возможные пути его улучшения.
Подготовка к сдаче зачета, экзамена
1 Оформление и защита отчета
Виды работ: 1. Обработка материалов для написания отчета по практике и второй и третьей глав магистерской диссертации.
2. Обработка, систематизация и анализ собранного материала. Подведение итогов
3.Подготовка и оформление отчета о прохождении практики.
4. Защита отчета о практике
Характеристика работ: Структура отчета:
1) вступительная часть должна составлять не более 10-15% от общего объема работы. В ней определяются цели и задачи работы, обосновывается ее логика и структура, дается обзор использованных источников информации с оценкой достаточности найденной информации для последующего анализа проблемы.
2) аналитическая часть, включающая несколько разделов, составляет 70-75% от общего объема отчета и содержит непосредственное исследование избранной темы, в котором изложение вопросов должно обосновываться и иллюстрироваться обстоятельным статистическим материалом, оформленным в таблицах, графиках, диаграммах, и сопровождаться аналитическими характеристиками.
Это исследование должно быть основано на изучении следующих источников информации, имеющих отношение к избранной теме:
- научная литература;
- законодательные акты;
- практический материал предприятия;
- данные отечественной и зарубежной статистики;
- аналитический и информационный материал, публикуемый в периодической печати;
- иные доступные источники информации.
3) заключительная часть составляет 15-25% от общего объема работы и включает оценки, выводы и рекомендации автора, отражающие его личный вклад в исследование выбранной темы.
Объем работы не должен превышать 30 страниц машинописного текста (через 1,5 интервала).
Текст отчета по практике печатается на одной стороне листа через полтора межстрочных интервала, размер полей: левое, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. Шрифт «Times New Roman», кегль 14, выравнивание текста по ширине страницы, абзацный отступ 1,25 см. Рекомендуется во всем тексте, кроме заголовков, устанавливать автоматический перенос. При оформлении содержания таблиц допускается использовать одинарный межстрочный интервал без отступа и кегль 10, 11 или 12.
Номера листов отчета по практике проставляют арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Подродное описание требований по оформлению отчета смотреть в Методических указаниях для студентов всех форм обучения направления подготовки 38.04.08 Финансы и кредит, направленность (профиль): магистерская программа «Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами», «Управление финансами компаний и финансовыми институтами», «Корпоративные финансы в цифровых технологиях»/ И.Р. Зарипова, В.М. Минеева, А.Д. Петрова, М.П Зырянова – Уфа: Уфимский государственный нефтяной технический университет, 2018. – 61 с.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
Учебно-методическое обеспечение
Сведения об обеспеченности практики учебно-методическими изданиями приведены в формах № УЛ-3 (приложение А).
Приложение А
Форма № УЛ-3
СВЕДЕНИЯ
об обеспеченности практики учебно-методическими изданиями
Тип практики: (1084)Преддипломная практика
Направление подготовки (специальность): 38.04.08 Финансы и кредит
Направленность программа«(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Форма обучения заочная;
Выпускающая кафедра: Кафедра финансов и кредита (ФК)
Назначение учебных изданий | Семестр | Библиографическое описание | Кол-во экз. | Адрес нахождения электронного учебного издания | Коэффициент обеспеченности | |||
очная | очно-заочная | заочная | Всего | в том числе на кафедре | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Для выполнения СРО; | 5 | Методические указания по оформлению отчета по учебной практике, производственной практике [Электронный ресурс] / УГНТУ ИЭС, каф. ФиК; сост.: Зарипова И.Р., Минеева В.М., Исмагилова Т.В., Петрова А.Д., Зырянова М.П. - Уфа : УГНТУ, 2018. - 341Кб. | 1 | 0 | http://lib-ies.rusoil.net:6080 | 1 | ||
Примечание – Графы 1-5,8 заполняются кафедрой, графы 6,7 и 9 - библиотекой |
наименование
Составил:
_____________________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Минеева Вера Михайловна |
Дата актуализации: 30.08.2018
Год приема 2017 г.
Приложение Б
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИЭС
_______________Н. З. Солодилова
29.06.2017
Преддипломная практика
Направление подготовки (специальность): 38.04.08 Финансы и кредит
Направленность: программа «(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Уровень высшего образования: магистратура
Форма обучения: заочная;
Трудоемкость практики: 12 з.е. (432час)
Уфа 2017
ФОС по текущей успеваемости и промежуточной аттестации по практике разработал (и):
_____________________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Минеева Вера Михайловна |
Рецензент
_____________________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Азнабаева Гульмарьям Хисамутдиновна |
ФОС по промежуточной аттестации по практике рассмотрен и одобрен на заседании выпускающей кафедры ФК 12.05.2017, протокол №10.
Заведующий кафедрой ФК______________Н.М. Блаженкова
Год приема 2017 г.
ФОС по промежуточной аттестации по практике
зарегистрирован 20.06.2017 № 6 в отделе МСОП и внесен в электронную базу данных
Приложение В
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уфимский государственный нефтяной технический университет»
Отчет о практике.
Перечень вопросов (задач, заданий, тем):
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
В процессе прохождения преддипломной практики и после ее окончания студент ведет записи и оформляет письменный отчет.
Дневник практики заполняется студентом в процессе прохождения практики и контролируется руководителем от организации. В графу «содержание работы» заносятся краткие сведения, характеризующие программу практики и индивидуальное задание студента. В графу «сроки» заносятся даты начала и окончания выполнения задания руководителя практики от организации. В дневнике должна быть запись о прохождении вводного инструктажа по технике безопасности и первичного инструктажа на рабочем мес-те. По окончании практики руководитель от организации подтверждает перечень выполненных работ своей подписью и печатью организации.
Содержание преддипломной практики определяется темой выпускной квалификационной работы. В период преддипломной практики обучающийся собирает фактический материал, необходимый для написания выпускной квалификационной работы.
Представленная ниже структура отчета по результатам прохождения практики носит рекомендательный характер и может меняться в зависимости от темы исследования, поставленных задач и рассматриваемых вопросов исходя из индивидуального задания.
Титульный лист;
Отзыв руководителя практики от профильной организации / индивидуальное задание на практику / отзыв руководителя практики от кафедры (формы установлены УГНТУ);
Содержание;
Введение
1.1 Краткая технико-экономическая характеристика объекта
1.2 Финансовый анализ деятельности предприятия
1.3 Проблемы и недостатки, выявленные в результате анализа. Предложения по совершенствованию работы предприятия по теме дипломной работы.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Текст отчета по практике печатается на одной стороне листа через полтора межстроч-ных интервала, размер полей: левое, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 10 мм. Шрифт «Times New Roman», кегль 14, выравнивание текста по ширине страницы, абзацный отступ 1,25 см. Рекомендуется во всем тексте, кроме заголовков, устанавливать автоматический перенос. При оформлении содержания таблиц допускается использовать одинарный межстрочный интервал без отступа и кегль 10, 11 или 12.
Номера листов отчета по практике проставляют арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки.
Содержание основной части отчета делится на разделы и подразделы.
Разделы отчета должны иметь порядковые номера в пределах всего текста отчета, за исключением приложений, обозначенные арабскими цифрами без точки и отпечатанные с абзацного отступа полужирным шрифтом (например, 1, 2, 3 и т.д.).
Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой и отпечатанных с абзацного отступа полужирным шрифтом (например, 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.).
После последней цифры номера раздела, подраздела, пункта и подпункта точку не ставят. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или если пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.
Разделы и подразделы должны иметь наименования (далее заголовки), кратко отражающие их содержание. Заголовки разделов и подразделов печатают после их порядковых номеров (через один пробел) полужирным шрифтом с прописной буквы без точки в конце. Заголовки разделов и подразделов не подчеркивают.
Заголовки раздела и подраздела должны быть разделены между собой одной пустой строкой (путем однократного нажатия на клавишу «Enter»). Также одна пустая строка должна разделять заголовок от предыдущего или последующего текста отчета. Каждый раздел текстового документа начинается с нового листа.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок раздела или подраздела не помещается на одной строке, то наименование заголовка должно быть продолжено на следующей строке также с абзацного отступа, то есть с «красной строки». Не рекомендуется переносить на нижестоящую строку текст заголовка, следующий после предлога. Например, при переносе заголовка «Выбор инвестиционной стратегии для коммерческого предприятия» предлог «для» должен быть перенесен на вторую строчку.
Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой. Если заголовок расположен в конце листа, после него должно быть не менее двух-трех строк текста.
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву русского или латинского алфавитов, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере:
«Теплообменные аппараты классифицируются по следующим признакам:
– по направлению движения теплоносителей:
а) прямоточные;
б) противоточные;
в) перекрестного типа;
г) смешанного типа;
– по способу компенсации температурных деформаций:
а) жесткой конструкции;
б) с компенсацией при помощи гибких элементов:
1) линзовые;
2) дисковые.».
В общем случае печатание перечислений первого уровня с использованием дефисов или строчных букв производится с абзацного отступа, а второго уровня с использованием букв или цифр – с двойного абзацного отступа.
При оформлении перечислений не допускается использовать компьютерные маркеры списка. Внутри перечисления не допускается размещение рисунков и таблиц.
В тексте отчета все слова пишутся без сокращений. В тексте отчета следует использовать только общепринятые сокращения слов и словосочетаний, а также сокращения слов на русском языке по ГОСТ 7.12-93, разрешенные к применению при оформлении аннотаций, рефератов и библиографического описания произведений печати (списков использованных источников). Примеры наиболее часто используемых общепринятых сокращений: «т.д. так далее», «др. другие», «т. п. тому подобное», «г. год».
Не допускается сокращать слова, если при их употреблении возможно неоднозначное понимание содержания текста.
Не следует сокращать следующие словосочетания: «так как», «так что», «главным образом», «должно быть», «таким образом», «так называемый». Не рекомендуется начинать предложения с указанных словосочетаний, тем более в их сокращенном варианте.
Некоторые сокращения, использованные в отдельных случаях, но не являющиеся общепринятыми, а также часто повторяемые специальные названия должны быть приведены в списке обозначений и сокращений. Не допускается применять в тексте отчета произвольные словообразования.
Слова «maximum» и «minimum» применяются в сокращенном виде только при написании индексов обозначений, например Umax, Umin. В тексте эти слова следует писать по-русски: максимальный, минимальный.
Все формулы в текстовой части отчета, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться арабскими цифрами (сквозной нумерацией), которые записывают на уровне формулы в круглых скобках около правого поля страницы, например:
Т = МL (1)
Ссылки в тексте отчета на порядковые номера формул приводят в круглых скобках, например, «Темп прироста потребительских кредитов, определенный формуле (1), свидетельствует о ….».
Формулы, приводимые в тексте отчета, печатаются с абзацного отступа. До и после формулы должен быть отступ - одна пустая строка.
В конце формулы ставится точка, когда не приводится расшифровка входящих в нее символов, или ставится запятая, когда такая расшифровка приводится. Порядок изложения и оформления в отчете математических уравнений такой же, как и формул.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на математических знаках выполняемых операций (равенства, сложения, вычитания, умножения, деления), причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «?».
Формулы следует набирать в одном из математических редакторов (Microsoft Equation, MathCad) с высотой знаков не менее 3,5 мм. Простые формулы и математические уравнения допускается оформлять с использованием текстового редактора Microsoft Word.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой, например:
= V/m , (2)
Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не были пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.
Пояснения символов и числовых коэффициентов формулы следует приводить с новой строки в той последовательности, в которой они приведены в формуле, при этом следует руководствоваться следующим правилом: сначала приводятся пояснения символов, расположенных слева направо в числителе, затем расположенных слева направо в знаменателе формулы. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без абзацного отступа и без двоеточия после него, например:
«Плотность каждого образца вычисляют по формуле
= V/m , (2)
где - плотность образца, кг/м3;
m - масса образца, кг;
V - объем образца, м3».
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, компьютерные распечатки, фотоснимки, эпюры и др.) следует располагать в отчете непосредственно после той части текста, в котором они упоминаются впервые. Все иллюстрации, приводимые в отчете, именуются рисунками.
Рисунки могут быть приведены как в черно-белом, так и в цветном исполнении. Количество рисунков должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста отчета.
Рисунки, за исключением рисунков приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».
Рисунки каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например Рисунок А.3. Если приложение содержит только один рисунок, то порядковый номер ей не присваивается. В этом случае наименование самого приложения фактически будет соответствовать наименованию приводимого рисунка.
Допускается не нумеровать рисунки небольшого размера (мелкие рисунки), размещенные непосредственно в тексте, на которые в дальнейшем ссылки приводиться не будут
В тексте отчета на все рисунки должны быть приведены ссылки. Рисунки приводятся после ссылок на них в тексте отчета. Например, при сквозной нумерации рисунков ссылки на них следует оформлять по типу: «… согласно рисунку 2 …», «Принципиальная схема устройства приведена на рисунке 3» или «В конструкцию сенсора (рисунок 10) включены …).
Рисунки, при необходимости, могут иметь тематические наименования и пояснительные данные (подрисуночный текст).
Если в тексте отчета имеется рисунок, на котором изображены составные части изделия, то на этом рисунке должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данного рисунка, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций, а для электро- и радиоэлементов позиционные обозначения, установленные в схемах данного изделия.
Слово «Рисунок» с его порядковым номером и тематическим наименованием, разделенными дефисом, помещают после пояснительного текста, располагая симметрично по ширине листа (независимо от количества строк тематического наименования).
Точка в конце тематического наименования рисунка не ставится.
Между предыдущим тестом отчета и рисунком, а также между рисунком и последующим текстом отчета следует оставлять одну пустую строку. Между рисунком и подрисуночным текстом, а также между подрисуночным текстом и тематическим наименованием рисунка следует оставлять одну пустую строку.
Ссылку на рисунок, состоящую из нескольких частей, рекомендуется выполнять в следующей форме: «Измерительная схема (рисунок 2, а) включает …».
Рисунок располагают так, чтобы его удобно было рассматривать без поворота документа или с поворотом по часовой стрелке на 90 градусов (альбомный формат). Номер листа в этом случае проставляется аналогично обычным листам.
Таблицы используют для большей наглядности, удобства сравнения различных показателей, более компактного размещения в отчете соответствующей цифровой или текстовой информации.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующем листе, а при необходимости, в приложении к отчету (в случае, если таблица занимает несколько страниц).
Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа.
При расположении таблицы вдоль длинной стороны листа головку таблицы располагают так, чтобы для её чтения лист отчета нужно было повернуть по часовой стрелке
Таблица состоит из горизонтальных рядов (строк) и вертикальных колонок (граф). В верхней части таблицы, называемой головкой, указываются заголовки граф, а при необходимости и подзаголовки граф. Заголовки строк, находящиеся в левой части таблицы, объединены в боковик таблицы.
В таблицах допускается шрифт 11-12.
Заголовки и подзаголовки граф, а также цифровые значения в строках центрируют по высоте и ширине, цифры и заголовки по центру граф (рисунок 4), а заголовки в строках боковика выравнивают по левому краю без абзацного отступа, если они приведены не в виде численных значений величин
Тематическое наименование (далее название) таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицеq, начиная от границы ее левой рамки. Если таблица занимает всю ширину листа, ее название следует печатать от левого поля листа.
Название таблицы следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей без абзацного отступа после слова «Таблица» (без кавычек) и ее порядкового номера. Если название таблицы не умещается на одной строке, то его продолжение на последующих строках также печатают без абзацного отступа.
Между номером таблицы и ее названием ставят дефис. Точка в конце названия таблицы не ставится.
Между предшествующим текстом и названием таблицы, а также между таблицей и последующим текстом отчета, рекомендуется оставлять одну пустую строку.
Между названием таблицы и самой таблицей должен быть такой же межстрочный интервал, как и в основном тексте отчета – полуторный.
Если в большинстве граф таблицы приведены показатели, выраженные в одних и тех же единицах (например, в рублях), но имеются графы с показателями, выраженными в других единицах (например, количество человек), то над таблицей следует писать наименование преобладающего показателя и обозначение его физической величины, например, "В рублях", а в подзаголовках остальных граф приводить наименование показателей и (или) обозначения других единиц физических величин.
В текстовой части отчета должны быть приведены ссылки на все источники информации, использованные при ее выполнении.
Список использованных источников (далее список литературы) должен включать библиографические записи на источники информации (в частности, на документы), использованные при выполнении отчета. Список литературы должен быть размещен в конце основной части текста отчета и быть составлен в алфавитном порядке.
При алфавитном способе группировки все библиографические записи располагают по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий документов. Библиографические записи произведений авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов.
Однотомные издания оформляются следующим образом:
Сычев, М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие / М.С. Сычев. Астрахань : Волга, 2009.—231 с.
Соколов, А.Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты): монография / А. Н. Соколов, К. С. Сердобинцев; под общ. ред. В. М. Бочарова. Калининград: Калининград. ЮИ МВД России, 2009.?218 с.
Управление бизнесом: сборник статей. Нижний Новгород : изд-во Нижегород. ун-та, 2009.—243 с.
Борозда, И.В. Лечение сочетанных повреждений таза / И.В. Борозда, Н.И. Воронин, А.В. Бушманов. Владивосток : Дальнаука, 2009. 195 с.
Многотомные издания
Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений : в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. И. Андроникова]. М.: Терра-Кн. клуб, 2009. 4 т.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации : офиц. текст. М.: Маркетинг, 2001. 39 с.
Семейный кодекс Российской Федерации : [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. СПб. : Стаункантри, 2001. 94 с.
Правила
Правила безопасности при обслуживании гидротехнических сооружений и гид-ромеханического оборудования энергоснабжающих организаций [Текст] : РД 153-34.0-03.205-2001: утв. М-вом энергетики Рос. Федерации 13.04.2001 : ввод. в действие с 01.11.2001. – М.: ЭНАС, 2001. – 158 с.
Стандарты
ГОСТ Р 7.0.53—2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. М.: Стандартинформ, 2007. 5 с.
ГОСТ Р 517721–2001. Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Входные и выходные параметры и типы соединений. Технические требования [Текст]. – Введ. 01.01.2002. – М.: Изд-во стандартов, 2001. – 27 с.
Депонированные научные работы
Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев. М., 2002. ?210 с. Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.2002, № 139876.
Диссертации
Лагкуева, И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: дис. канд. юрид. наук : 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна. М., 2009. 168 с.
Покровский, А.В. Устранимые особенности решений эллиптических уравнений: дис. д-ра физ.-мат. наук : 01.01.01 / Покровский Андрей Владимирович. М., 2008. 178 с. Авторефераты диссертаций Сиротко, В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в совре-менных условиях : автореф. дис. канд. мед. наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. М., 2006. 17 с. Лукина, В.А. Творческая история «Записок охотника» И.С. Тургенева : авто-реф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Лукина Валентина Александровна. СПб., 2006. 26 с.
Патентные документы
Пат. 2187888 Российская Федерация, МПК H04 В1/38, Н04 J13/00. Приемопередающее устройство [Текст]/ Чугаева В.И.; заявитель и патентообладатель Воронеж. науч.-ислед. ин-т связи. – № 2000131736/09; заявл. 18.12.2000; опубл. 20.08.2002, Бюл. № 23 (II ч.). – 3 с.
Заявка 1095735 Российская Федерация, МПК В64 G1/00. Одноразовая ракета-носитель [Текст] / Тернер Э.В. (США); заявитель Спейс Системз / Лорал, инк.; пат. поверенный Егорова Г.Б. – № 2000108705/28; заявл. 07.04.2000; опубл. 10.03.2001, Бюл. № 7 (I ч.); приоритет 09.04.1999, № 09/289, 037 (США). – 5 с.
А.с. 1007970 СССР, МКИ В25 J15/00. Устройство для захвата неориентирован-ных деталей типа валов [Текст] / В.С. Ваулин, В.Г. Кемайкин (СССР). – № 3360585/25–08; заявл. 23.11.1981; опубл. 30.03.1983, Бюл. № 12. – 2 с.
Продолжающийся сборник
Вопросы инженерной сейсмологии [Текст] : сб. науч. тр. / Рос. акад. наук, ин-т физики Земли. – Вып. 34. 2001. – 137 с.
Отчеты о научно-исследовательской работе
Методология и методы изучения военно-профессиональной направленности подростков: отчет о НИР / Загорюев АЛ. Екатеринбург: Уральский ин-т практ. психологии, 2008. 102 с.
Электронные ресурсы
Насырова, Г.А. Модели гос. регулирования страховой деятельности [Электрон-ный ресурс] / Г.А. Насырова // Вестник Финансовой академии. 2003. № 4. URL: http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html (дата обращения: 16.05.2014).
Статьи
Берестова, Т.Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т.Ф. Берестова // Биб-лиография. 2006. № 6. С. 19. Кригер, И.Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. 2009. 1 июля.
Ссылки на библиографические источники приводят в квадратных скобках, с указанием страницы, на которой расположен данный материал в источнике, например, [1], [4, С. 6], [12, С. 15].
Ссылка на библиографический источник является структурным элементом текста предложения. Поэтому, если ссылка на библиографический источник приведена в конце предложения, то точка ставится после нее.
Иллюстрационный материал, таблицы, графики, финансовая отчетность и другие материалы, дополняющие и поясняющие основное содержание отчета, могут быть оформлены в виде приложений, которые размещаются после списка использованных источников.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине листа слова «Приложение» и его обозначения, а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово «обязательное», а для информационного – «рекомендуемое» или «справочное» (все слова пишутся без кавычек).
Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь.
В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Заголовок приложения и его обозначение печатаются с прописной буквы полужирным шрифтом, а его назначение, которое указывается в круглых скобках, строчными буквами обычным шрифтом.
Между обозначением приложения и его назначением (обязательное, справочное или рекомендуемое) межстрочный интервал такой же, как и в основном тексте отчета. Между заголовком приложения и его назначением, а также между заголовком приложения и его содержанием следует оставлять одну пустую строку.
Все приложения должны быть приведены в разделе «Содержание» отчета с указанием их обозначений и заголовков.
Обязательным приложением является также перечень иллюстрационно-графического материала в виде слайдов-презентаций, плакатов, таблиц и др., который будет представляться при защите отчета.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.
Приложения располагаются в текстовой части отчета в порядке их упоминания.
Пример оформления списка литературы
1 Гражданский кодекс.
2 Федеральный закон от 02,12,1990 №395–1 «О банках и банковской деятельности» с последними изменениями и дополнениями от 23.07.2010 №181–ФЗ.
3 Федеральный закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86–ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.11.2010 №291–ФЗ и вступившими в силу 21.11.2010).
4 Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. – Спб.:Питер, "Учебник для вузов", 2004. -384с.
5 Гурвич В., Кредитное качество банковских активов, Банковское дело, 2009г, №1, с.43.
6 Жаворонкова И. Действия Центробанка в 2010 году. Банковское обозрение. 2010, №1.
7 Милюков А.И. Кредитование в России: некоторые уроки кризиса. Банковское дело. 2010, №5.
8 Новаторов. Э. В. Методы измерения качества банковских услуг. // Банковское дело, 2010, № 7. стр. 63 – 64
9 Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России. – М., 2011. – С. 641.
10 «Банкир.Ру» Аналитический доклад «Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010 – 2015 гг.)».
11 Официальный сайт Министерства финансов URL: http://www.minfin.ru.
12 Официальный сайт Центрального Банка России URL: www.cbr.ru.
13 Бюллетень статистики финансового сектора URL: http://www.akorb.ru/upload/doc/2017/bulletin%20financial%20sector
Преддипломная практика считается завершенной при условии выполнения магистрантом всех требований программы практики. Магистрант должен представить по итогам практики отчет о прохождении преддипломной практики.
Отчет по практике сдается на проверку научному руководителю по окончании срока практики в течение семи дней. Защита отчета с дифференцированной оценкой результатов практики осуществляется в соответствии с учебным графиком до итоговой государственной аттестации.
Оценка по итогам аттестации преддипломной практики приравнивается к оценкам по теоретическим курсам обучения и учитывается при подведении итоговой успеваемости студентов университета.
Магистранты, не выполнившие программу практики по уважительным причинам, направляются на практику вторично в свободное от учебы время.
Магистранты, не выполнившие программу практики без уважительных причин или не аттестованные по итогам практики, могут быть отчислены из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом университета.
Аттестация по итогам преддипломной практики проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва научного руководителя практики . Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета с учетом полноты представленного магистрантом отчета по практике.
Отчеты о похождении практики предоставляются в письменном виде на проверку руководителю магистерской диссертации в течение 7 дней после завершения прохождения практики. Для получения положительной оценки обучающийся должен полностью выполнить программу практики, своевременно оформить все необходимые документы и пройти процедуру защиты отчета у руководителя.
Не предоставление отчета, равно как и получение незачета по итогам практики является невыполнением программы обучения, считается академической задолженностью, которую необходимо ликвидировать для получения допуска к государственному экзамену и защите магистерской диссертации.
Инструментами оценки качества сформированных компетенций студента являются:
– характеристика руководителя практики от организации, в которой дана оценка степени освоения компетенций студентом;
– отчет о прохождении практики, в котором студент освещает теоретические и практические вопросы деятельности организации, свою роль в структуре управления финансами компаний организации и свое видение совершенствования управления финансами организации;
– доклад и презентации по отчету о прохождении практики, в которых выявляются коммуникативные способности студента, степень освоения информационных технологий, знание объекта практики, а так же те компетенции, критерий оценки которых недостаточно отражен в характеристике и отчете о прохождении практики.
Научная статья, тезис, доклад.
Перечень вопросов (задач, заданий, тем):
По итогам выполнения соответствующих этапов практики магистрантом готовятся материалы по сопряженным заданиям практики направлениям. В обязательном порядке рассматриваются следующие направления:
1. Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия. Краткая характеристика анализируемого предприятия, предварительная проверка отчетных материалов.
2. Общее ознакомление с информационной базой для проведения экономического анализа. Характеристика организации и состояния аналитической работы на предприятии.
3. Анализ финансового состояния предприятия.
4. Анализ финансовых результатов деятельности и показатели рентабельности.
5. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции.
6. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.
7. Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей.
8. Оценка рыночных возможностей предприятия.
9. Обобщение результатов анализа. Предложения и рекомендации по повышению эффективности производства.
За время практики магистрант выполняет одно или несколько индивидуальных заданий по более углубленному изучению отдельных сторон деятельности предприятия. Тематика данных заданий определяется руководителями практики по согласованию с практикантом.
В порядке индивидуальных заданий в зависимости от базы практики могут быть предложены следующие темы:
При прохождении практики на промышленном предприятии
1. Ознакомление с производственной и организационной структурой предприятия. Краткая характеристика анализируемого предприятия, предварительная проверка отчетных материалов.
2. Общее ознакомление с информационной базой для проведения экономического анализа. Характеристика организации и состояния аналитической работы на предприятии.
3. Анализ финансового состояния предприятия.
4. Анализ финансовых результатов деятельности и показатели рентабельности.
5. Анализ затрат на производство и себестоимость продукции.
6. Анализ обеспеченности и эффективности использования трудовых ресурсов.
7. Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей.
8. Оценка рыночных возможностей предприятия
9. Обобщение результатов анализа. Предложения и рекомендации по повышению эффективности производства.
При прохождении практики в коммерческих банках.Магистранты, проходящие производственную (в том числе технологическую) практику в коммерческих банках (КБ), при составлении тематического плана практики руководствуются основной программой и вносят изменения в нее по согласованию с руководителем практики от кафедры финансов и кредита и коммерческого банка. Основные разделы и темы, выполняемые студентами, должны включать следующие вопросы:
1. Ознакомление с организационной структурой КБ.
2. Ознакомление с организацией работы банковских служб, в том числе по кредитованию предприятий и организаций города.
3. Изучение нормативных документов и нормативной базы, регламентирующей деятельность КБ.
4. Ознакомление с планом счетов и балансом КБ.
5. Анализ деятельности коммерческого банка.
5.1. Анализ финансового состояния и надежности банка:
– анализ динамики и структуры активов банка по степени мобильности и риска; по уровню доходности; по срокам активных операций; по экономической сущности банковских операций;
– анализ уровня, динамики и структуры собственных и привлеченных источников с группировкой их по стоимости ресурсов, по степени и срокам их востребования, по видам операций, по экономическим контрагентам;
– анализ рациональности размещения в активы собственных и привлеченных средств;
– анализ собственных источников средств, определение их состава, структуры, причин изменения. Расчет собственного капитала-нетто;
– анализ состава и динамики кредитного портфеля;
– анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
– анализ финансовой устойчивости, надежности банка на основе расчета экономических нормативов деятельности кредитных учреждений;
– анализ финансового состояния банка на основе расчета коэффициентов и рейтинговой оценки по данным публикуемого баланса.
5.2. Анализ финансовых результатов деятельности банка;
– анализ структуры и динамики доходов и расходов КБ;
– анализ состава и динамики валовой прибыли банка; факторов, повлиявших на ее изменение;
– анализ процентной и беспроцентной маржи, уровня доходов КБ;
– анализ показателей рентабельности банка.
5.3. Обобщение результатов анализа, разработка предложений:
– по проблемам регулирования Банком России деятельности КБ, в отношении отдельных нормативных показателей;
– по повышению качества управления активами и пассивами банка,
– по снижению риска по вкладам и прочим пассивным операциям;
– по качеству кредитного портфеля и снижению кредитного риска;
– по повышению размера прибыли и уровня рентабельности деятельности банка.
6. По согласованию с руководителями от кафедры"Финансы и кредит" дополнительно к вышеуказанным разделам возможно более подробное ознакомление:
– с теориями коммерческих ссуд;
– с теориями ожидаемых доходов и рисков, определением их достоинств и недостатков;
– с изучением международной практики ведения банковских операций.
Студент должен разработать предложения и рекомендации по совершенствованию аналитической работы в банке.
При прохождении практики в государственных налоговых органах. Магистранты, проходящие производственную (в том числе технологическую) практику в системе органов Государственной налоговой службы, при составлении тематического плана руководствуются основной программой и вносят в нее изменения по согласованию с руководителями от кафедры финансов и кредита и налоговой инспекции.
Основные разделы и темы, выполняемые студентами, должны включать следующие вопросы:
1. Организационная структура Государственной налоговой службы.
2. Организация работы Государственной налоговой инспекции по контролю за соблюдением законодательства о налогах.
3. Проверка достоверности бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.
4. Изучение порядка исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль и отдельные виды доходов коммерческих организаций.
5. Участие совместно с работниками налоговой инспекции в обследовании предприятий и организаций с целью определения правильности и своевременности исчисления уплаты налогов.
При прохождении практики в страховых компаниях.Магистранты, проходящие производственную (в том числе технологическую) практику в финансовых институтах, выполняющих страховое, пенсионное обеспечение, при составлении тематического плана руководствуются основной программой и вносят в нее изменения по согласованию с руководителями от кафедры финансов и кредита и финансовой организации.
Основные разделы и темы, выполняемые студентами, должны включать следующие вопросы:
1.Организационная структура страховой компании. Нормативно-правовое обеспечение страховой деятельности.
2.Анализ страхового рынка, видов страховых услуг, оказываемых компанией.
3.Взаимосвязь страховых организаций со страхователями, с финансово-кредитной системой, с другими страховыми компаниями.
4.Изучение процесса проведения и оценки страховых операций. Условия обязательного и добровольного страхования.
5.Обобщение результатов анализа:– по формированию доходов;
– по возникновению страхового ущерба и страхового возмещения;
– по снижению страховых рисков.
При прохождении практики в органах Федерального казначейства. Магистранты, проходящие производственную (в том числе технологическую) практику в органах Федерального казначейства, при составлении тематического плана руководствуются основной программой и вносят в нее изменения по согласованию с руководителями от кафедры финансов и кредита и казначейства.
Основные разделы и темы, выполняемые студентами, должны включать следующие вопросы:
1.Организационная структура органов Федерального казначейства, как составляющее звена Минфина РФ.
2.Организация работы Федерального казначейства по исполнению Федерального бюджета.
3.Ознакомление с оформлением кассового исполнения Федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
4.Исполнение Федерального бюджета по расходам и доходам.
5.Выдача ссуд из Федерального бюджета и оформление их органами Федерального казначейства.
6.Регулирование Федеральным казначейством финансовых отношений между бюджетом и внебюджетными фондами.
7.Осуществление казначейством краткосрочного прогнозирования объемов финансовых ресурсов.
В программе практики
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИЭС
_______________Н. З. Солодилова
(подпись)
Дата: 30.08.18
Тип практики: Преддипломная практика
Направление подготовки (специальность): 38.04.08 Финансы и кредит
Направленность: программа«(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Уровень высшего образования: магистратура
В перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения (далее - ПО), используемого в учебном процессе при прохождении практики включены:
№ пп. | Наименование ПО | Лицензионная чистота (реквизиты лицензии,свидетельства о гос. регистрации и т.п., срок действия) |
1 | Office Professional Plus 2010 MICROSOFT | Дата выдачи лицензии 26.11.2012 |
2 | Office 2007 Open License | Дата выдачи лицензии 11.01.2009, Поставщик: ЗАО "СофтЛайн Трейд" |
____________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Минеева Вера Михайловна |
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой ФК______________Н.М. Блаженкова
(подпись, дата)
Дополнения (изменения, актуализация)
В программе практики
УТВЕРЖДАЮ
Директор ИЭС
_______________Н. З. Солодилова
(подпись)
Дата: 30.08.18
Тип практики: Преддипломная практика
Направление подготовки (специальность): 38.04.08 Финансы и кредит
Направленность: программа«(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Уровень высшего образования: магистратура
В перечень современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем, рекомендуемых при прохождении практики включены:
Названия современных профессиональных баз данных и информационных справочных систем, рекомендуемых для освоения практики | Ссылки на официальные сайты |
Интернет-библиотека «ILIGENT - Финансы» Раздел «Налогообложение» | http://finance.iligent.ru/taxation/ |
Информационно-аналитическое электронное издание «Бухгалтерия.ru» | http://www.buhgalteria.ru/ |
СПС «Консультант-плюс» | http://www.gks.ru, http://www.minfin.ru, http://www.rbc.ru, http://www.cbr.ru. |
___________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Минеева Вера Михайловна |
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой ФК______________Н.М. Блаженкова
Программа производственной практики
Тип практики: Преддипломная практика
Направление подготовки (специальность): 38.04.08 Финансы и кредит
Направленность: программа«(МФФп) Финансовый менеджмент: анализ и управление финансовыми результатами»
Уровень высшего образования: магистратура
Форма обучения: заочная;
Трудоемкость практики: 12 з.е. (432час)
Уфа 2017
Программу практики разработал(и):
_____________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Минеева Вера Михайловна |
Рецензент
____________________ | к.э.н., доцент кафедры Финансы и кредит Азнабаева Гульмарьям Хисамутдиновна |
Программа практики рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ФК
12.05.2017, протокол №10.
Заведующий кафедрой ФК______________Н.М. Блаженкова
СОГЛАСОВАНО
Заведующий кафедрой ФК_________________Н.М. Блаженкова
Год приема 2017 г.
Программа практики зарегистрирована 20.06.2017 № 6 в отделе МСОП и внесена в электронную базу данных
Цели практики
Цель преддипломной практики — подготовить обучающихся к осуществлению профессиональной аналитической, проектно-экономической, организационно-управленческой, консалтинговой и научно-исследовательской деятельности, в том числе:– систематизация, углубление и закрепление теоретических знаний, полученных магистрантами в процессе обучения;
– накопление опыта самостоятельной профессиональной деятельности в области финансов и кредита;
– овладение современной методологией научного экономического исследования и практическими навыками эффективного решения проблем конкретного объекта исследования в области организационной, экономической и управленческой деятельности и оценки результатов его работы;
– овладение современными методами сбора, анализа, обработки экономической информации и проведение на этой основе исследований по выбранному направлению и выполнение выпускной квалификационной работы;
– приобретение умений изложения полученных результатов исследования и разработка рекомендаций по перспективному развитию объекта исследования и повышению его эффективной деятельности.
Задачи практики
аналитическая деятельность:
- анализ и оценка направлений развития денежно-кредитных и финансовых институтов и рынков в контексте общеэкономических, мировых и страновых особенностей;
- анализ финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, органы государственной власти и местного самоуправления;
- разработка и обоснование предложений по совершенствованию методик расчета указанных показателей;
- поиск, анализ и оценка финансовой и экономической информации для проведения финансовых расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;
- оценка финансовой и экономической эффективности предложенных проектов, анализ финансово-экономических результатов их реализации;
- анализ существующих форм организации финансовых служб и подразделений коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- анализ и оценка концептуальных подходов к методам и инструментам финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;
- анализ фактически достигнутых промежуточных и итоговых результатов финансовой
деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные организации, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- оценка эффективности использования ресурсов, включая финансовые;
- анализ и оценка финансово-экономических рисков и прогнозирование динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, мезо- и макроуровне;
- проведение комплексного экономического и финансового анализа и оценка результатов и эффективности деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- оценка финансовой устойчивости коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных;
- оценка сбалансированности движения денежных и материальных потоков;
проектно-экономическая деятельность:
- подготовка проектных заданий, проектов и программ; разработка нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ;
- составление бюджетов и финансовых планов коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, в том числе финансово-кредитных; расчетов к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
- идентификация и оценка рисков при принятии финансовых решений, разработка мероприятий по их минимизации;
организационно-управленческая деятельность:
- разработка краткосрочной и долгосрочной финансовой политики и стратегии развития коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, и их отдельных подразделений, а также финансовой политики публично- правовых образований;
- управление движением денежных потоков, формированием и использованием финансовых ресурсов;
- руководство финансовыми службами и подразделениями коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово- кредитные, органов государственной власти и органов местного самоуправления, неправительственных и международных организаций;
- руководство временными творческими коллективами, создаваемыми для разработки финансовых аспектов новых проектных решений.
Структура практики
Дата: 2019-12-10, просмотров: 250.