Безопасность жизнедеятельности
Методические указания
по изучению дисциплины и задание для выполнения
контрольной работы студентами-заочниками по направлению
подготовки: 350306 – «Агроинженерия»
Барнаул 2016
УДК 331.45 65.9(32):331.45
Рецензент: д.т.н., заведующий кафедрой «Электрификации и автоматизации сельского хозяйства» А.А. Багаев.
Белокуренко С.А., Кобцева Л.В. Безопасность жизнедеятельности: методические указания по изучению дисциплины и задание для выполнения контрольной работы студентами-заочниками по направлению подготовки: 350306 – «Агроинженерия». - Барнаул: Изд-во РИО Алтайский ГАУ, 2016. - 54 с.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ВО и учебной программы к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» и содержат методические рекомендации по изучению дисциплины, задания для выполнения контрольной работы студентами-заочниками направления подготовки «Агроинженерия».
Методические указания рекомендованы к изданию учебно-методической комиссией инженерного факультета (протокол № 3 от 1 ноября 2016 г.
© Белокуренко С.А., Кобцева Л.В. 2016
© ФГБОУ ВО Алтайский ГАУ, 2016
Введение
Безопасность жизнедеятельности человека является серьезной проблемой современности, так как глубокое и всестороннее решение сложных вопросов, порождаемых научно-техническим прогрессом, требует больших капитальных вложений, высокой культуры деятельности человека, участия всех членов общества в решении проблем безопасности во всех видах его проявления, высокого самосознания во имя жизни, самосохранения человека и будущих поколений.
Уровень обеспечения безопасности человека определяется как экономическим развитием и стабильностью государства, так и образованием, воспитанием в этой области, которое осуществляется в большей степени в вузах. Достигнутый в процессе обучения уровень профессионализма специалистов во многом будет определять эффективность решения проблем безопасности непосредственно в источнике их возникновения.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» была введена в учебные планы высшей школы в 1990 году, которую стали рассматривать как некоторое сочетание охраны труда и гражданской обороны, а затем и охраны окружающей среды (экологии). Предпосылкой такого подхода является значительная общность в указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач. Но в тоже время это новая дисциплина, представляющая систему общих закономерностей возникновения опасных явлений и соответствующих методов и средств защиты человека в любых условиях его обитания на основе новых теоретических положений, концепций, методов исследований. Методологической основой этой учебной дисциплины являются средства познания, рекомендации, и принципы реализации мер безопасности человека в среде обитания, выработанные наукой «Безопасность жизнедеятельности», основная цель которой – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.
Следовательно, основной образовательной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности жизнедеятельности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной и любой другой деятельности (производственной, бытовой, природной, социальной), характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Безопасность жизнедеятельности решает три взаимосвязанные задачи: 1) идентификация опасностей, т.е. распознавание образа с указанием количественных характеристик и координат опасности; 2) защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод; 3) ликвидация возможных опасностей.
Требования к уровню освоения
содержания дисциплины
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.
Основными задачами дисциплины (компетенциями) являются:
• способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности;
• способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций;
• способность обеспечивать выполнение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда и природы.
Для успешного освоения данной дисциплины студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, сформированными школьной программной по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также дисциплинами ООП бакалавриата: «Право», «Психология», «Философия», «Математика», «Информатика», в частности:
знать:
- основные нормативные правовые документы;
- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- функции и задачи, обеспечивающие планомерное формирование безопасных условий труда на каждом рабочем месте.
уметь:
- использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
- оценить условия труда, наличие потенциальных опасностей, степень безопасности машин, оборудования, способ организации труда и уровни травматизма и заболеваемости на производстве.
владеть:
- законодательными и правовыми актами в области безопасности, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности;
- методикой выбора, оценки состояния уровней опасных и вредных факторов производственной среды, методикой расчета показателей оценки безопасности труда.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.