Предложения по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика управления дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

Грамотное управление денежными средствами, ведущее к росту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода - важнейшая задача финансовой работы.

Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности включает комплекс взаимосвязанных вопросов, относящихся к оценке финансового положения предприятия.

Таким образом, состояние дебиторской и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Увеличение доли кредиторской задолженности в краткосрочных пассивах говорит о снижении источников формирования оборотных активов, а также о снижении текущей ликвидности предприятия. Известно, что текущая ликвидность есть отношение всех оборотных средств (кроме расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств (кредиторская задолженность плюс краткосрочные кредиты). Дальнейшее увеличение доли кредиторской задолженности будет уменьшать текущую ликвидность предприятия.

Необходимо отметить, что кредитная политика очень важна для управления, и на каждом предприятии она должна формироваться индивидуально, в процессе выбора между возможностью увеличения рентабельности, которой способствует кредит, и увеличения риска, который при этом возникает. Важно стремиться к выработке такой кредитной политики, которая учитывала бы также и позиции конкурентов, чтобы не потерять соответствующую долю рынка.

Для улучшения финансового положения организации необходимо:

следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам;

оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее "возрастным" группам, т.е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности;

предоставлять скидки при досрочной оплате;

ускорить платежи путем совершенствования расчетов с покупателями и заказчиками. Использование возможности оплаты дебиторской задолженности векселями, ценными бумагами. Ожидание оплаты "живыми деньгами" может обойтись гораздо дороже.

формирование условий обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

проводить анализ финансового состояния сомнительных в платежном отношении покупателей;

использование механизма взаимозачетов, чтобы снизить объемы как кредиторской, так и дебиторской задолженности;

предусматривать в договорах с покупателями и заказчиками изменение цен на продукции в зависимости от срока оплаты;

своевременно оформлять расчетные документы.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

Для эффективного управления дебиторской задолженностью необходимо анализировать поведение дебитора по отношению к долгу. Так, например, выделяют три группы поведения дебиторов:

Деловая порядочность;

Безразличие;

Деловая непорядочность (уверенность в отсутствии будущих связей).

Заключительным этапом управления дебиторской задолженностью должна стать оценка соответствия условий получения и оказания кредита. Как известно, деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от своих поставщиков и подрядчиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку погашения дебиторской задолженности



Выводы

 

В результате анализа хозяйственной деятельности ОАО "Кемеровохлеб” за 2005-2007гг. можно сделать следующие выводы.

На предприятии в 2007 году наблюдается увеличения объема товарной продукции на 25399 тыс. руб. в действующих ценах, объема реализации на 25938 тыс. руб.

План по структуре продукции выполнен на 97,86%, т.е. допущено незначительное отклонение от плановой структуры на 2,14%, это отклонение объясняется тем, что плановая доля хлебобулочных изделий увеличилась на 9,06%, доля кондитерских изделий увеличилась на 3,,95%, доля макаронных изделий снизилась на 35,9%. Данные изменения могут происходить из-за недостатка сырья или за счет изменения спроса на различную продукцию.

Из анализа ОПФ видно, что доля активной части на конец года увеличилась на 4,2% и составила 59,56%, а доля пассивной части составляет 40,44%.

Коэффициент износа в отчетном периоде увеличился на 0,66% и составил 45%, это свидетельствует об ухудшении технического состояния основных фондов, это связано с устарением имеющегося оборудования, коэффициент износа активной части составил 53,35%. Это свидетельствует о снижении годности оборудования к эксплуатации. Уменьшение степени изношенности оборудования может быть достигнуто двумя путями:

за счет капитального ремонта и модернизации;

за счет обновления.

Себестоимость ТП в отчетном году увеличилась на 4,46%. Затраты на 1 руб. ТП снизились на 1,63%. Темп роста полной себестоимости (104,5%) ниже темпа роста объема ТП (106,18%). Наибольшую долю в полной себестоимости составляет статья "Материальные затраты" 52,64%.

На протяжении исследуемого периода уровень доходов превышал уровень расходов. Выросла прибыль до налогообложения и чистая прибыль.

Анализ показал, что финансовую устойчивость предприятия можно определить как нормальную. Платежеспособность предприятия находится на среднем уровне. Кроме того, баланс предприятия является абсолютно ликвидным.

По результатам анализа состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности предприятия темп роста дебиторской задолженности равен 97,04%, т.е. произошло ее снижение на 2,96%, а темп роста кредиторской задолженности составил 112,72%. В целом, можно сделать вывод о том, что ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений предприятия с его дебиторами и кредиторами не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния предприятия.

В общем, можно сделать вывод о том, что деятельность ОАО “Кемеровохлеб" за 2005-2007гг является удовлетворительной.



Список используемой литературы

 

1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пособие / Е.В. Кучерова, Н.Н. Голофастова, Т.Г. Королёва, О.М. Кителева. - Кемерово, 2004. - 76с.

2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: Уч. модуль / Г.И. Зяблицкая. КемТИПП. - Кемерово, 2003. - 118с.

3. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2001г - 304с.

4. Зотов В.П. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. - 260с.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Уч. пособие - 6-е изд. - Мн.: Новое издание, 2001г. - 704с.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2004г - 425с.


[1] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО "Новое знание", 2003. с.218.


Дата: 2019-12-10, просмотров: 228.