Глава II Экспериментальная проверка интеллекта учащихся
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1.Этапы подготовки и проведения диагностики интеллекта

Первым этапом любого исследования является определение целей и задач.

Вторым этапом является подбор методик, с помощью которых поставленные цели и задачи будут реализованы наилучшим образом. Для этого психологу необходимо тщательно изучить теорию по данному вопросу (в данном случае это теоретические и методологические аспекты диагностики интеллекта).

Третий этап включает в себя анализ психометрических свойств тестов и, при необходимости, их адаптацию.

Четвертый этап — подготовка бланков, стимульного материала и прочего, необходимого оборудования.

Пятый этап — собственно тестирование. Здесь психологу необходимо знать и соблюдать условия тестирования.

1.2. Проведение диагностики интеллекта.

Проведем эксперимент по исследованию уровня интеллектуального развития. В данном исследовании автор посчитал целесообразным использование теста «Определение общих способностей» Г. Айзенка (Л.Д.Столяренко «Основы психологии. Практикум» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г., 703с.).

Практическая проверка гипотезы осуществлялась автором в период педагогической практики с 08.11.04г. по 20.11.04 г. МГОПУ им. М.А.Шолохова. Испытуемыми были 30 студентов факультета психологии в возрасте от 18 до 20 лет, исследование было проведено в аудиторных условиях.

Испытуемым была зачитана следующая инструкция (групповая):

«Вам предлагается ответить на 40 вопросов за 30 минут. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием, возможно, Вы выбрали неверный путь решения, а следующую задачу Вы сделаете лучше. С другой стороны, не сдавайтесь слишком легко; большинство задач можно решить, имея немного терпения. Полагайтесь лишь на здравый смысл, чтобы решить, когда отказаться от нерешенной задачи. К концу серии задания становятся сложнее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса ».

После подсчета числа правильных ответов их количество суммируется. Далее автором была составлена следующая таблица:

Таблица 1.Результаты теста «Определение общих способностей»

№ испытуемого очки уровень IQ № испытуемого очки уровень IQ
           
1 15 110 16 16  112.5
2 12 102.5 17 13  105
3 12 102.5 18 11  100
4 13  105 19 11  100
5 12 102,5 20 15  110
6 11 100 21 16  112.5
7 18  117.5 22 13  105
8 15  110 23 18  117.5
9 20  122.5 24 17  115
10 13  105 25 16  112.5
11 18  117.5 26 18  117.5
12 11  100 27 20  122.5
13 14  107.5 28 18  117.5
14 17  115 29 17  115
15 14  107.5 30 22  127.5

Сопоставив результаты испытуемых с графиком для оценки результатов тестирования (рис. 1), были получены данные об уровне IQ испытуемых.

Рисунок 1.

График для оценки результатов теста

 

Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях испытуемых, должны получиться в диапазоне от 100 до 130 баллов; вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна. Результаты испытуемых в проведенном тесте варьируются от 100 до 127,5 баллов, что свидетельствует о надежности проведенного тестирования.

Вывод

Вся мировая история, основанная на блестящих догадках, изобретениях и открытиях, свидетельствует о том, что человек, безусловно, разумен. Психологической основой разумности является интеллект.

В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой (ей посвящено наибольше количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки.

Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

Хоть IQ тесты и могут давать один результат, они измеряют не одну отдельную способность. Нет никакого соответствия между результатами IQ тестов и масштабами эффективно функционирующего мозга или его отдельной частью, и нет отдельного качества, называемого «интеллект». Тестирование, проведенное в данной курсовой работе показало,что большинство испытуемых обладает средним показателем IQ.

И в заключение автор может сказать, что касательно способов использования людьми своего интеллекта, то исследования в этой области далеко не завершены. Тем более что люди порой используют свой интеллект самым неожиданным, если не сказать парадоксальным, образом.

Список литературы

В.Келер Некоторые задачи гештальт-психологии//Христоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. университета(1980г.)

М.Вертгеймер Психология продуктивного мышления. М.:Прогресс, (1987г.)

К.Дункер Психология продуктивного (творческого) мышления//Психология мышления. М.:Прогресс (1965г.)

М.А.Холодная Психология интеллекта//Парадоксы исследования. СПб.:Питер (2002г.)

Ж. Пиаже Психология интеллекта//Избранные психологические труды. М.:Просвещение (1969г.)

З.И.Калмыкова Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.:Педагогика (1981г.)

Г.Ю.Айзенк Узнай свой собственный IQ. Кострома:Ай Кью (1995г.)

В.Штерн Умственная одаренность. СПб. (1997г.)

С.Л.Рубинштейн Избранные философско-психологические труды. М.:Наука (1997г.)

Л.Л. Терстоун Характер интеллекта. М.:Педаогика(1924г.)

В.Н.Дружинин Психология общих способностей.СПб.:Питер(1999г.)

Г.С.Абрамова Практическая психология. Екатеринбург: Деловая Книга (1999г.)

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.