1.1.Этапы подготовки и проведения диагностики интеллекта
Первым этапом любого исследования является определение целей и задач.
Вторым этапом является подбор методик, с помощью которых поставленные цели и задачи будут реализованы наилучшим образом. Для этого психологу необходимо тщательно изучить теорию по данному вопросу (в данном случае это теоретические и методологические аспекты диагностики интеллекта).
Третий этап включает в себя анализ психометрических свойств тестов и, при необходимости, их адаптацию.
Четвертый этап — подготовка бланков, стимульного материала и прочего, необходимого оборудования.
Пятый этап — собственно тестирование. Здесь психологу необходимо знать и соблюдать условия тестирования.
1.2. Проведение диагностики интеллекта.
Проведем эксперимент по исследованию уровня интеллектуального развития. В данном исследовании автор посчитал целесообразным использование теста «Определение общих способностей» Г. Айзенка (Л.Д.Столяренко «Основы психологии. Практикум» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г., 703с.).
Практическая проверка гипотезы осуществлялась автором в период педагогической практики с 08.11.04г. по 20.11.04 г. МГОПУ им. М.А.Шолохова. Испытуемыми были 30 студентов факультета психологии в возрасте от 18 до 20 лет, исследование было проведено в аудиторных условиях.
Испытуемым была зачитана следующая инструкция (групповая):
«Вам предлагается ответить на 40 вопросов за 30 минут. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием, возможно, Вы выбрали неверный путь решения, а следующую задачу Вы сделаете лучше. С другой стороны, не сдавайтесь слишком легко; большинство задач можно решить, имея немного терпения. Полагайтесь лишь на здравый смысл, чтобы решить, когда отказаться от нерешенной задачи. К концу серии задания становятся сложнее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса ».
После подсчета числа правильных ответов их количество суммируется. Далее автором была составлена следующая таблица:
Таблица 1.Результаты теста «Определение общих способностей»
№ испытуемого | очки | уровень IQ | № испытуемого | очки | уровень IQ |
1 | 15 | 110 | 16 | 16 | 112.5 |
2 | 12 | 102.5 | 17 | 13 | 105 |
3 | 12 | 102.5 | 18 | 11 | 100 |
4 | 13 | 105 | 19 | 11 | 100 |
5 | 12 | 102,5 | 20 | 15 | 110 |
6 | 11 | 100 | 21 | 16 | 112.5 |
7 | 18 | 117.5 | 22 | 13 | 105 |
8 | 15 | 110 | 23 | 18 | 117.5 |
9 | 20 | 122.5 | 24 | 17 | 115 |
10 | 13 | 105 | 25 | 16 | 112.5 |
11 | 18 | 117.5 | 26 | 18 | 117.5 |
12 | 11 | 100 | 27 | 20 | 122.5 |
13 | 14 | 107.5 | 28 | 18 | 117.5 |
14 | 17 | 115 | 29 | 17 | 115 |
15 | 14 | 107.5 | 30 | 22 | 127.5 |
Сопоставив результаты испытуемых с графиком для оценки результатов тестирования (рис. 1), были получены данные об уровне IQ испытуемых.
Рисунок 1.
График для оценки результатов теста
Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о способностях испытуемых, должны получиться в диапазоне от 100 до 130 баллов; вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна. Результаты испытуемых в проведенном тесте варьируются от 100 до 127,5 баллов, что свидетельствует о надежности проведенного тестирования.
Вывод
Вся мировая история, основанная на блестящих догадках, изобретениях и открытиях, свидетельствует о том, что человек, безусловно, разумен. Психологической основой разумности является интеллект.
В истории психологических исследований проблема интеллекта, являясь, с одной стороны, наиболее изучаемой и распространённой (ей посвящено наибольше количество работ), с другой стороны, остаётся самой дискуссионной. Так, например, до настоящего момента не сложилось однозначного определения интеллекта, хотя это понятие активно используются в различных областях психологической науки.
Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Хоть IQ тесты и могут давать один результат, они измеряют не одну отдельную способность. Нет никакого соответствия между результатами IQ тестов и масштабами эффективно функционирующего мозга или его отдельной частью, и нет отдельного качества, называемого «интеллект». Тестирование, проведенное в данной курсовой работе показало,что большинство испытуемых обладает средним показателем IQ.
И в заключение автор может сказать, что касательно способов использования людьми своего интеллекта, то исследования в этой области далеко не завершены. Тем более что люди порой используют свой интеллект самым неожиданным, если не сказать парадоксальным, образом.
Список литературы
В.Келер Некоторые задачи гештальт-психологии//Христоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. университета(1980г.)
М.Вертгеймер Психология продуктивного мышления. М.:Прогресс, (1987г.)
К.Дункер Психология продуктивного (творческого) мышления//Психология мышления. М.:Прогресс (1965г.)
М.А.Холодная Психология интеллекта//Парадоксы исследования. СПб.:Питер (2002г.)
Ж. Пиаже Психология интеллекта//Избранные психологические труды. М.:Просвещение (1969г.)
З.И.Калмыкова Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.:Педагогика (1981г.)
Г.Ю.Айзенк Узнай свой собственный IQ. Кострома:Ай Кью (1995г.)
В.Штерн Умственная одаренность. СПб. (1997г.)
С.Л.Рубинштейн Избранные философско-психологические труды. М.:Наука (1997г.)
Л.Л. Терстоун Характер интеллекта. М.:Педаогика(1924г.)
В.Н.Дружинин Психология общих способностей.СПб.:Питер(1999г.)
Г.С.Абрамова Практическая психология. Екатеринбург: Деловая Книга (1999г.)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 253.