Сотрудничество Китая и России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Росимпорт из Китая

Торгово-экономические отношения России с Китаем имеют длительную историю и характеризуются заметным развитием в последние годы. Растет объем взаимной торговли, усиливается хозяйственное взаимодействие, расширяются целевые контакты.

Российский рынок заполонен китайскими товарами. В стоимости продукции, которая ввозится из Китая, растет доля наземных транспортных средств, электрических машин и оборудования – в 2008 году она достигла 46,9%. На импорт изделий легкой промышленности приходится 20,1% стоимости ввезенных в Россию товаров, это, в том числе, игрушки и спортивный инвентарь – 9,2%, трикотажные и текстильные изделия – 5,8% и 4,3% соответственно. Импорт одежды из текстиля возрос на 54,8%; на 91,7% увеличился ввоз прочих готовых текстильных изделий (в основном, постельное белье, покрывала, шторы), в полтора раза увеличился ввоз игрушек и спортинвентаря.

Импорт труб в 2008 году увеличился в восемь раз по сравнению с 2007 годом, а бытовой техники и электроники – более чем в полтора раза.

Велика доля изделий легкой промышленности на российском рынке, произведенных в Китае, и это не только китайская контрафактная продукция, но и легальная. Почти 80% российских брендов одежды и обуви отшивается в Китае.

Импорт товаров в январе-феврале 2009 г. по оценке Минэкономразвития России, сократился на 35,3 процента. Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась с 86% в январе-феврале 2008 г. до 87,3% в январе-феврале 2009 г., стран СНГ - соответственно снизилась с 14% до 12,7%.

Импорт машин, оборудования и транспортных средств, металлов и изделий из них в стоимостном выражении снизился по сравнению с январем прошлого года в 1,9 раза, продовольственных товаров – на 23,7%, продукции химической промышленности – на 29%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий  –  на 31,3%, минеральных продуктов – на 36,5 процента.

На российском рынке существует большой ассортимент керамических изделий, но в основном это товар из Китая, Польши, Чехии и других стран. В течение последних лет наблюдается рост объемов импорта керамической посуды в Россию: ежегодные темпы роста, как в стоимостном, так и в натуральном выражении, составляют около 20%. Китайская керамическая посуда активно реализуется на российском рынке, она выполнена на достаточно высоком качественном уровне, отличается современным дизайном и имеет умеренную цену – это наборы чайных и кофейных сервизов, пиал и тарелок различного размера.

Импорт продукции из Китая в Россию может нанести серьезный ущерб некоторым отраслям российской промышленности. Неконкурентоспособными могут оказаться автопром, производство промышленного оборудования, а также черная металлургия.

По итогам первого полугодия 2008 года Россия стала лидером по объемам импорта автомобилей из Китая. За этот период на российский рынок было отправлено 38 600 машин.

Марка «Chery» за шесть месяцев продала в нашей стране 18 558 автомобилей, второе место занимает «Great Wall» с показателем 2 580 автомобилей, а третье – «FAW», который по итогам полугодия реализовал 1 164 машины.

Сейчас практически весь мир имеет дело только с китайской пиротехникой. Китай – родина пороха – является признанным лидером в производстве пиротехники: до 90% мирового объема этого вида товаров изготавливается именно в КНР. У китайцев самые богатые пиротехнические традиции и, соответственно, самый широкий ассортимент, к тому же еще и самые низкие цены. В Китае построены десятки новых предприятий по производству порохов и пиротехники, в отрасли занято 600 тыс. работников.

Пользуются популярностью и не вызывает у потребителей особых подозрений такие товары как чай, специи, сухофрукты.

В 2008 году Китай экспортировал в Россию бытовую технику различных наименований в объеме около 1,74 миллиарда долларов — это на 53 % больше, чем в 2007 году. При этом общий объем вывоза бытовой техники из КНР достиг 41,56 миллиарда долларов (увеличившись на 5,8 %), из которых почти 30 % (12,12 миллиарда долларов) приходятся на США.

На сегодняшний день среди предметов бытовой техники по популярности лидируют китайские телевизоры (36,5 % от общего объема экспорта в Россию), кондиционеры воздуха (12,84 %), стиральные машины (6,71 %), холодильники (4,77 %) и вентиляторы (3,3 %).

Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2007 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 27 тыс. ед., что на 20% выше, чем в 2006 г. В первом полугодии 2008 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 16 тыс. ед.

Китай является мировым лидером по продажам фронтальных погрузчиков. В 2007 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста.

Можно сделать вывод о том, что Китай – это страна с огромным потенциалом, которым она готова делиться на взаимовыгодных условиях с любым честным, авторитетным и грамотным партнером. Товары, производимые в Китае, обладают как низкими, так и высокими качественными характеристиками, от чего зависит цена на те или иные товары.

 



Росэкспорт в Китай

 

В товарной структуре российского экспорта в Китай усиливается тенденция к увеличению удельного веса в нем сырьевых товаров и продукции первичного передела. Так, если в 2006 г. в структуре российского экспорта доля таких товарных групп как «минеральное топливо», «древесина», «удобрения», «рыба и морепродукты», «черные и цветные металлы», «целлюлоза», «руды» составляла 84,2%, то в 2007 г. этот показатель составил 88,7%, а в 2008 году достиг 90,0%.

Экспорт товаров составил в январе-феврале 2009 г. 39 млрд. доларов США и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,8 раза. Уменьшение стоимости экспорта вызвано снижением цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на нефть. Цена на нефть марки Urals в феврале 2009 г. составила 42,4 долл. США за баррель. К уровню февраля 2008 г. цена снизилась в 2,2 раза, а по отношению к январю 2009 г – сократилась на 0,9 процента.

По предварительной оценке экспорт нефти в январе-феврале 2009 года снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в физическом выражении на 2,7%, природного газа – в 2,4 раза, каменного угля – на 22 процента.

Экспорт товаров  в январе 2009 года составил 17 млрд. долларов США и снизился в 2,0 раза к январю 2008 года.

В январе 2009 г. в структуре экспорта уменьшилась доля топливно-энергетических товаров на 5,8%. Доля сырьевых неэнергетических товаров увеличилась на 3,5%, машин и оборудования – на 1,3 процента.

В группе топливно-энергетических товаров сократился экспорт неф-ти и нефтепродуктов соответственно в 2,2 раза и в 1,8 раза при снижении цен в 2,1 раза, газа природного – в 3 раза при снижении физических объемов в 3,2 раза.

Экспорт продукции химической промышленности снизился в стои-мостном выражении на 31,9%, в том числе удобрений - на 6,4% (за счет уменьшения физических объемов на 32,7%, несмотря на рост цен на 39,2 процента).

На сокращение стоимостных объемов экспорта металлов и изделий из них на 43,4% повлияло снижение экспорта черных металлов в 1.7 раза, меди – в 1,8 раза, никеля – в 3,7 раза.

Несмотря на сокращение объемов производства нефтепродуктов, каучука синтетического, фанеры клееной, целлюлозы древесной, автомо-билей грузовых доля экспорта в совокупных объемах производства данной продукции увеличилась.

Уменьшились доли экспорта в объемах производства нефти сырой, газа природного, угля каменного, лесоматериалов необработанных, бумаги газетной, легковых автомобилей.

Наибольшую долю в экспорте российской продукции, поставляемой Китаю, составляет сырье: нефть, уголь, лес и т. п. Основными факторами роста экспорта были, во-первых, возрастающая потребность Китая в импорте сырьевых товаров, во-вторых, благоприятная ценовая конъюнктура.

 

Товарооборот с Россией

 

Мировой экономический кризис серьезно отразился на двух сторонней торговле между Россией и Китаем. Экспорт из России упал на 17%. Такого резкого снижения не наблюдалось в течение последних 7-8 лет. В 2008 году основными статьями экспорта в Россию были машины, оборудование и бытовая техника. Благодаря росту поставок, которых, в целом по году, наблюдался ускоренный рост, который позволил 2-х сторонней торговле между Россией и Китаем достигнуть новых рубежей.

Рост товарооборота в 2008 году составил около 44%, однако темпы роста, по сравнению с 2007 годом, значительно снизились.

2008 год стал новым рубежом в торгово-экономических отношениях между Россией и Китаем. В течение последних нескольких лет механизм торговых отношений базировался на высоких ценах на сырьевые товары (нефть, руды, металл), что давало возможность росту экспорта их России в Китай. В свою очередь высокие темпы роста экономики России, рост платежеспособности населения и укрепление курса рубля были движущей силой увеличения поставок продукции из Китая. В январе 2009 года товарооборот упал на 42%. Очень тревожным выглядит тот факт, что падение торгового оборота Китая составило 29%, а России 42%. По итогам месяца экспорт из России снизился на 59%, импорт на 29%.

Таким образом, тенденция последнего квартала 2008 года не была преодолена и продолжает усиливаться. Одновременного, столь значительного, падения обоюдосторонних поставок не наблюдалось.

Главной задачей на 2009 год являлась удержать достигнутые ранее позиции и несмотря на серьезные экономические сложности закончить год хотя бы с положительным ростом 8-10%.

Если проанализировать конец 2008 года, то можно отметить тот факт, что снижение экспорта из России наблюдалось не только в стоимостном объеме, но и в физическом, т.е. сказалось не только снижение цен на сырьевые ресурсы. В декабре, несмотря на меры по снижению ставок на экспорт древесины, ее экспорт, в физическом объеме, уменьшился на 49%. Экспорт железной руды снизился в стоимостном объеме на 48% в физическом на 10%.

Падение китайского экспорта составило 82%, в том числе поставки машин и оборудования снизились на 27% на снижение поставок, которых в значительной мере повлияли антидемпинговые технические барьеры и повышение ввозных пошлин на автомобили.

Ведущиеся между нашими странами переговоры о взаиморасчетах в рублях и юанях КНР на данное время не завершены. Валюты 2-х стран в основном используются в приграничной торговле, в небольших объемах и не оказывают серьезного влияния на повышение или уменьшение товарооборота в целом.

Для исправления и выравнивания сложившейся ситуации в торговле между Россией и Китаем следует активизировать работу по следующим направлениям:

- продолжать расширять ассортимент поставляемой машинотехнической продукции, выводить на рынок новые, высокотехнологичные товары, сельскохозяйственную продукцию;

- крупные компании поставщики и потребители сырьевой продукции должны перейти на долгосрочные контрактные отношения, что позволить избежать влияния внешнеэкономической ситуации;

- приложить максимум усилий, чтобы не допустить роста протекционизма в торговле;

- поддержка со стороны правительств 2-х стран, так Россия пошла на снижение экспортных пошлин;

- финансирование, в том числе кредитная поддержка предпринимателей.

 



Заключение

Мировая экономика – сложная, подвижная система, находящаяся в постоянном изменении. Особенно крупные изменения произошли за последнюю четверть века.

Китайская Народная Республика (КНР) – третье по размерам территории государство мира. Его площадь превышает 9,6 млн. кв. м. Китай делится на 26 провинций и три города центрального подчинения – Пекин, Шанхай, Тяньцзинь.

Развивающиеся страны в последние несколько лет превратились в настоящий локомотив мировой экономики: если мировое производство товаров и услуг в целом выросло в 2004г. на 5,1%, то развивающиеся страны вместе с посткоммунистическими увеличили совокупный ВВП в том же году на 6,6%.

Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии.

В целом, внешняя политика Китая все более явно ориентируется на всемирное политическое, идеологическое, экономическое содействие созданию благоприятных условий для мирного возвышения Китая и нейтрализации негативной реакции за рубежом на этот процесс.

Следует попытаться оценить ближайшие перспективы Китая. Если нынешние тенденции сохранятся, то через 20 лет Китай станет державой с крупнейшей мировой экономикой. Переход от состояния былого экономического застоя к индустриальной мощи подтвердит статус страны как мировой державы. Даже до перехода через такой рубеж Китай станет доминирующим производителем и экспортером в различных отраслях, от трудоемких до высокотехнологичных. Он станет также сильным игроком в категориях продукции, производство которой требует применения передовых технологий, и начнет играть важную роль в верхних эшелонах рынка. Сделанные в Китае автомобили станут обычным явлением на европейских дорогах, причем не только под знакомыми марками Ford и VW (которые уже продают автомобили китайского производства в Австралии), но и под брендами SAIC и Dongfend Motors. Выпущенные в Китае реактивные самолеты войдут в коммерческую авиацию, а полеты китайцев космос, хотя и не самые сложные, перестанут быть сенсацией.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 207.