Глава I . Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Глава I. Конкуренция, как составляющая рыночной экономической системы

1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

Глава II. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур

2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции

2.2 Рынок несовершенной конкуренции: сущность, типы, методы

2.2. 1 Чистая монополия

2.2. 2 Олигополия

2.2.3 Монополистическая конкуренция

Глава III. Конкурентоспособность России — основные штрихи

3.1 Конкурентоспособность России в настоящее время

3.2 Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики

3.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России

Заключение

Библиографический список литературы

 



Введение

 

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.

Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

В настоящее время, проходящее под знаком глобализации, остро встала проблема конкурентоспособности национальных экономик привлекай все больше внимания исследователей и политиков. Можно с уверенностью утверждать, что для большинства стран рост национальной конкурентоспособности будет одной из первоочередных задач на ближайшие десятилетия. И в мировой экономической мысли проблема конкурентоспособности за последние 20 лет выдвинулась в число наиболее активно разрабатываемых и дискутируемых.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Вопрос о конкурентоспособности российской экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны.

Объектом исследования в данной работе является конкуренция, как явление экономических отношений.

Предметом исследования выступают современные формы конкуренции.

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть понятие «конкуренция», рассмотреть и охарактеризовать современные формы конкуренции.

Задачи исследования:

■ раскрыть понятие термина «конкуренция»;

■ охарактеризовать основные формы конкуренции;

■ рассмотреть конкурентоспособность России, выделить проблемы в данном направлении и преимущества страны.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на три главы.

В первой главе рассматривается термин «конкуренция». Приводится история развития трактовки этого понятия.

Вторая глава освещает конкуренцию как критерий классификации рыночных структур, характеризует основные ее формы.

Третья глава работы посвящена вопросам конкурентоспособности России сегодня. Здесь приводится оценка конкурентоспособности России в международных рейтингах, в частности в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и преимущества для конкурентоспособности России в международных рейтингах, в частности в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и преимущества для конкурентоспособности России, рассматриваются факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики, а также приводятся перспективам повышения конкурентоспособности России, в частности развитие науки и инноваций, повышение качества профессионального образования и прочее.

Для раскрытия данной темы были проработаны статьи журналов вопросы экономики, Экономист, Мировая экономика и международные отношения, а так же учебные пособия, учебники, курсы лекций по экономической теории и экономике. В частности были изучены статьи таких авторов как Глазьев, Белоусов, Кондратьев.

 



Чистая монополия

Чистая монополия (от греч.моно — один, полео — продавец) — это рынок, на котором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е. один продавец противостоит множеству покупателей.

Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать на нем. Как отмечает М. Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда... предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему в значительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ к оным» [7, с.109].

Монопольное положение на рынке может занимать не только крупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынок основную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятие может и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложении невелика. Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое, но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеется один банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения, один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.

Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего над ценой.

Эта власть может возникать:

■ при отсутствии близких заменителей;

■ когда имеются существенные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием у доминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектом масштаба;

■ при наличии государственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право на данное изобретение, промышленный образец или товарный знак;

■ в случае исключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.

Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке и в результате заключения тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровне цен, а также в результате создания искусственного дефицита и т.п.

Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контроля над ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) или объемом производства.

Монопольно высокая цена — это цена товара, устанавливаемая продавцом... с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара.

Монопольно низкая цена — это цена, устанавливаемая покупателем в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка.

В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам, предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынках доминирующее положение, различают несколько типов монополий:

■ монополия, порождаемая конкуренцией (искусственная монополия).

■ технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на одном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.) порождают технологическую или естественную монополию — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в условиях отсутствия конкуренции;

■ государственная (легальная) монополия — исключительное право государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;

■ временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения;

■ случайная монополия — результат ограниченного во времени превышения спроса над' предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит закрепляется намеренно.

Отдельно следует остановиться на особенностях монополий, сложившихся в плановой экономике. Плановой экономике был характерен тотальный ведомственно-отраслевой монополизм, насаждавшийся «сверху» в отличие от рыночной экономики, где монополии вырастают «снизу». Специфика этого планового монополизма связана прежде всего с тем, что он возникал не в результате развития состязательных отношений между производителями, а базировался на постоянном, хроническом дефиците. В этих условиях практически каждое крупное предприятие становилось монополистом. При этом часто крупные объединения, фактически монополизировавшие соответствующие рынки, создавались исходя не из какой- либо экономической целесообразности, а из соображений удобства государственного управления.

Государство стремилось ограничить число управляемых единиц, концентрируя производство на минимальном числе предприятий. К началу 90-х годов в СССР 1800 наименований продукции выпускались на одном предприятии или объединении, более 1100 предприятий были абсолютными монополистами. В производстве многих важнейших видов продукции господствовали 2—3 предприятия.

В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать ту продукцию и такою качества, какую поставляли предприятия-монополисты и по ценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а у производителей — проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. У гигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническом прогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной из причин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер на пути экономических реформ[7, с.108-112; 14, с.225-232].

Олигополия

Отличительная особенность олигополистического рынка — это небольшое число продавцов. Олигополия (от греч. олиго — немногие и полео — продавец) — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкого количественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствует от трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в США являются рынок сигарет (90% продаж контролируется 4 фирмами), рынок жевательной резинки, (95% продаж контролируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей и т.д.

В зависимости от числа продавцов различают «жесткую» олигополию (3—4 фирмы на рынке) и «аморфную» олигополию: 6— 8 продавцов, которые контролируют 80—90% рынка [3, с.153-154].

По типу продукции различают чистую олигополию, производящую однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию, производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты, электробытовые приборы, автомобили).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. [6, с.60].

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость. Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на поведение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.

Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовой конкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижают цены и другие фирмы, возникает ценовая война — циклическое постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носит разорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений о ценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализации продукции[7, с.112-113].

Заключение

 

Проведенный в данной работе анализ позволяет сделать следующие выводы:

Конкуренция является тем механизмом, посредством которого рынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции — ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может.

Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции. Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция.

Чистая монополия — это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия — это рынок, на котором функционирует несколько продавцов. Особенность олигополистического рынка — это взаимозависимость всех продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены, но именно множественность продавцов порождает между ними конкуренцию.

Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции — одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.

Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — не одно и то же, а скорее противоположности.

Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной практики — для определения, в каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно.

Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики России должно стать основной задачей государства и реализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы. Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономики по пути инновационного развития следует выделить: эффективное использование природных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны и общества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологической структуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производства потребностей; стимулирование развития национального производства в реальном секторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкой продукции, создание и использование инновационно-инвестиционного потенциала; удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российских производителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.

Выход на траекторию устойчивого развития экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой и социальной активности людей.

 


Библиографический список литературы

1. А.Багров Президент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 28.

2. А.Резникович Монополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999 — С. 31-33

3. Боисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекция для студентов высших уч. Заведений. – М.: Юрайт, 2005. – 478 с.

4. Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.: Юристъ, 1998. – 336 с.

5. В.Башмачников. У фермера уходит почва из-под ног // “Экономика и жизнь” №12 за 1999 г. — С.28

6. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. – 302 с.

7. Ефимова Е.Г. Экономика – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 392 с.

8. Камаев В.Д. Экономическая теория: Краткий курс: учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.

9. Кондратьев В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России// Мировая экономика и международные отношения 2001, №3 с.30-35

10. Кураков Л.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.:Пресс-центр, 1998. — 688 с.

11. Куренков Ю., Попов В., Конкурентоспособность России в мировой экономике// Вопросы экономики 2001, №6 с.38-45

12. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993.

13. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузлв. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 520 с.

14. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 576 с.

15. Пол Хейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992 — 704 с.

16. Полтерович В., Попов В. Механизмы «ресурсного проклятья» и экономическая политика //Вопросы экономики 2007, №6 С. 12-14

17. Российская газета от 1 ноября 2007, №244(4507) с. 5

18. Экономика и жизнь №14 за 1999 г.

19. Экономика. Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «Проспект», 1998. — 792 с.

20. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998.

21. Ясин Е., Яковлев А., Конкурентоспособность и модернизация российской экономики// Вопросы экономики 2004, № 7 С. 8.

 


Содержание

Введение

Глава I. Конкуренция, как составляющая рыночной экономической системы

1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке

Глава II. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур

2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции

2.2 Рынок несовершенной конкуренции: сущность, типы, методы

2.2. 1 Чистая монополия

2.2. 2 Олигополия

2.2.3 Монополистическая конкуренция

Глава III. Конкурентоспособность России — основные штрихи

3.1 Конкурентоспособность России в настоящее время

3.2 Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики

3.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России

Заключение

Библиографический список литературы

 



Введение

 

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.

Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

В настоящее время, проходящее под знаком глобализации, остро встала проблема конкурентоспособности национальных экономик привлекай все больше внимания исследователей и политиков. Можно с уверенностью утверждать, что для большинства стран рост национальной конкурентоспособности будет одной из первоочередных задач на ближайшие десятилетия. И в мировой экономической мысли проблема конкурентоспособности за последние 20 лет выдвинулась в число наиболее активно разрабатываемых и дискутируемых.

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг. Вопрос о конкурентоспособности российской экономики на современном этапе является одним из центральных в разработке стратегии экономического развития страны.

Объектом исследования в данной работе является конкуренция, как явление экономических отношений.

Предметом исследования выступают современные формы конкуренции.

Целью работы является на основании научной литературы раскрыть понятие «конкуренция», рассмотреть и охарактеризовать современные формы конкуренции.

Задачи исследования:

■ раскрыть понятие термина «конкуренция»;

■ охарактеризовать основные формы конкуренции;

■ рассмотреть конкурентоспособность России, выделить проблемы в данном направлении и преимущества страны.

Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с ней задач, работа разделена на три главы.

В первой главе рассматривается термин «конкуренция». Приводится история развития трактовки этого понятия.

Вторая глава освещает конкуренцию как критерий классификации рыночных структур, характеризует основные ее формы.

Третья глава работы посвящена вопросам конкурентоспособности России сегодня. Здесь приводится оценка конкурентоспособности России в международных рейтингах, в частности в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и преимущества для конкурентоспособности России в международных рейтингах, в частности в рейтинге Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и преимущества для конкурентоспособности России, рассматриваются факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики, а также приводятся перспективам повышения конкурентоспособности России, в частности развитие науки и инноваций, повышение качества профессионального образования и прочее.

Для раскрытия данной темы были проработаны статьи журналов вопросы экономики, Экономист, Мировая экономика и международные отношения, а так же учебные пособия, учебники, курсы лекций по экономической теории и экономике. В частности были изучены статьи таких авторов как Глазьев, Белоусов, Кондратьев.

 



Глава I . Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы

 

Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание».

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 242.