ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «История» - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях мировой и отечественной истории; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины:
· раскрытие значения истории и исторического опыта для развития общества;
· определение места России во всемирно-историческом процессе;
· формирование у молодых специалистов современного исторического мышления, умения применить его при анализе современной общественно-политической жизни в России и за рубежом;
· анализ эволюции основных социально-политических идей, исторических понятий и категорий;
· на основе новейших достижений исторической науки, данных архивов, документов законодательной и исполнительной власти, периодической печати, воспитание у будущих педагогов высоких нравственных, гражданских и политических качеств личности, которые позволят им реализовать их в образовании и воспитании учащихся профтехучилищ, а также других возможных местах работы студентов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы
Дисциплина «История» входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из школьного курса «История России»:
Знания: этапов исторического развития России, основных направлений реформаторской деятельности ее лидеров, особенностей внешней политики, культурного развития и революционных процессов;
Умения: анализировать экономические, политические и культурные процессы и явления; выделять стратегические направления преобразований и понимать их логику; уметь различать многообразие политической жизни, политических партий и их программных установок.
Владения: базовой исторической терминологией и основной хронологией, представлением о наиболее известных деятелях государства, науки, литературы, искусства и военной сферы.
Из школьного курса « Обществознание»:
Знания: смысла и направленности общественного развития; сущности общества и взаимосвязи его экономической, социальной, политической и духовной сфер; важнейших институтов общества; многообразия путей и форм общественного развития; проблемы общественного прогресса; целостности современного мира; глобальных современных проблем человечества.
Умения: давать определения основным обществоведческим понятиям и выделять их характерные признаки; выявлять самые существенные черты социальных объектов и явлений; объяснять взаимосвязь различных сфер жизни общества.
Владения: правильно применять основную обществоведческую терминологию; выявлять сходные и отличительные черты в общественных явлениях; отстаивать собственные суждения по различным аспектам общественного развития.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Философия;
· Социология;
· Экономика;
· Культурология.
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «История» направлена на формирование следующих компетенций:
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
09.03.02 | (ОК-5) | способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности |
09.03.03 13.03.02 15.03.01 37.03.01 38.03.01 38.03.02 39.03.01 39.03.02 44.03.01 44.03.02 44.03.04 49.03.01 | (ОК-2) | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
46.03.02 | (ОК-2) | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
(ОК-11) | способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям |
В связи с тем, что формулировки компетенций одинаковые для всех направлений подготовки, то по окончании изучения курса «История» студент должен:
знать:
- закономерности, этапы и особенности исторического развития страны;
- основные процессы и события мировой и отечественной истории;
- выдающихся исторических личностей;
- различные оценки ученых исторических явлений, процессов и событий.
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности;
- работать с разноплановыми источниками, критически их осмысливать, руководствуясь принципами объективности и историзма;
- осуществлять эффективный поиск исторической информации, преобразовывать ее в знание;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, видеть общее и особенное в мировой и отечественной экономике;
- анализировать события и явления, происходящие в современной России;
- отстаивать собственную позицию по историческим проблемам;
- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
владеть:
- представлениями о событиях российской и мировой истории;
- навыками анализа исторических источников;
- способами освоения и передачи культурного опыта;
- приемами ведения дискуссии и полемики.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины, виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 108 | 108 |
Контактная работа, в том числе: | 50 | 12 |
Лекции | 18 | 4 |
Практические (семинарские) занятия | 32 | 8 |
Другие виды контактной работы | - | - |
Самостоятельная работа*, в том числе: | 58 | 96 |
Изучение теоретического курса | 14 | 23 |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 14 | 23 |
Контрольная работа | 30 | 50 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||
Тема 1. Предмет, методы значение изучения истории | 2 | 2 | Тест входного контроля | |||
Тема 2. Истоки и развитие русской государственности в VI-XVI вв. | 4 | 8 | 6 | 6 | Терминологический диктант, доклады с интерактивным сопровождением, устное собеседование с малыми группами | |
Тема 3.Россия в XVII в. Начало перехода к Новому времени | 2 | 2 | 4 | участие в групповой работе, мини-тест | ||
Тема 4. Российская империя в XVIII веке | 2 | 4 | 2 | 6 | Участие в коллоквиуме с интерактивным сопровождением | |
Тема 5. Россия на путях модернизации общества в XIX в. | - | 2 | 2 | 8 | защита индивидуальных проектов по проблемам XIX в. | |
Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в. | 2 | 2 | 2 | 4 | Устный опрос и заполнение таблицы альтернативных концепций реформ | |
Тема 7. Россия на рубеже XIX-XX вв. | 2 | 2 | 6 | участие в групповой работе, мини-тест | ||
Тема 8. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914-1917 гг. | - | 2 | 2 | 4 | Обсуждение фильмов о первой мировой войне и ее влиянии на обстановку в России | |
Тема 9. Формирование и сущность советского строя. 1917-1953 гг. | 2 | 2 | 2 | 6 | Собеседование с малыми группами | |
Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. | 2 | 4 | 4 | 6 | Брейн-ринг по истории Советского государства | |
Тема 11. Россия на современном этапе. 1985- 2015 гг. | - | 2 | 6 | Устный опрос по проблемам современности, тест по XX в. | ||
36 |
Экзамен
4.3. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Предмет, особенности и значение
Предмет исторической науки. Место истории в системе наук. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России как неотъемлемая часть мировой истории. Основные этапы развития отечественной историографии. Источники по изучению истории России.
Тема 2. Истоки и развитие русской государственности в VI - XVI вв.
Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственной деятельности, общественного строя и культуры. Проблемы происхождения Древнерусского государства. Специфические черты социальной структуры, политического и экономического строя Киевской Руси. Древнерусское государство в оценках историков.
Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Дискуссия о причинах распада Киевской Руси в исторической литературе. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества.
Иноземные нашествия на Русь в XIII в. и его последствия. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. Экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Великое Русско-Литовское государство.
Предпосылки и особенности процесса становления новой русской государственности. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Возникновение единого Российского государства и особенности его развития в первой половине XVI в. Альтернативы социально-политического развития России в эпоху Ивана IV.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
в преподавании истории используются следующие формы:
▪ лекции;
▪ практические занятия, на которых обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий; делаются доклады, устное реферирование предложенной преподавателем литературы; проводятся дискуссии, просмотры видеоматериалов с их обсуждением, контрольные работы;
▪ самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовку к практическим занятиям, выполнение творческих заданий, написание рефератов, контрольных работ, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний и к промежуточной аттестации – экзамену;
▪ тестирование по отдельным темам дисциплины, по модулям программы (тесты входного контроля, экспресс - тесты, тест промежуточного контроля).
▪ научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включающая занятия студентов в студенческом научном обществе, участие в конференциях, олимпиадах;
▪ консультирование студентов по вопросам учебного материала, подготовке докладов и сообщений, исследовательских проектов, рефератов;
Внеучебная деятельность: просмотр спектаклей на исторические темы; посещение музеев и выставок исторических документов; участие в, брей-рингах и встречах с различными деятелями в рамках Университетских суббот с последующим написанием отзывов и эссе.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
6.1. Контрольные вопросы и задания при подготовке к практическим занятиям для студентов дневной формы обучения.
Тема 1. Предмет, методы изучения, значение (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) История как предмет изучения;
2) Значение изучения исторического прошлого для настоящего и будущего России;
3) Организация и методика работы студентов в процессе изучения курса «Истории».
Групповые презентации.
Тема 3. Россия в XVII в. Начало перехода к новому времени (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) «Смутное время» конца XVI- начала XVII в.;
2) Эволюция политической системы в XVII в.
3) Новые явления в сфере экономики.
4) «Бунташный» XVII век в истории России.
Развернутая беседа, работа с таблицами, тестом, заслушивание сообщений.
Задания:
1) Подготовить и выступить с сообщением о понятии «Смута» и трактовке ее причин в исторической литературе;
3) Обсудить проблему: «Альтернативы развития страны в годы Смутного времени»;
4) Провести сравнительный анализ признаков сословно-представительной и абсолютной монархии в государственном строе России XVII в.
5) Рассказать о модернизационных процессах в экономике России XVII в.
6) Заполнить хронологическую таблицу «Социальные конфликты XVII в.»;
7) Заслушать сообщение «Русская культура на пороге новой эпохи».
Тема 4. Российская империя в XVIII в. (4 часа)
Контрольные вопросы:
1) Состояние Российского государства на рубеже XVII-XVIII вв.;
2) Реформы Петра I: содержание и результаты;
3) Расцвет или стагнация страны во второй четверти XVIII в.;
4) Изменения в России при Екатерине Великой:
5) Итоги развития Российской империи в XVIII в.
Коллоквиум по теме «Эволюция Российской империи в XVIII в.».
Задания:
1) Изучить источники и литературу по теме коллоквиума.
2) Принять участие на практическом занятии в обсуждении проблем эволюции Российского государства в XVIII в..
Тема 5. Россия на путях модернизации общества в XIX в. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.;
2) Крестьянский вопрос: достижения и противоречия;
3) Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное
Работа с тестом, таблицей.
Задания:
1) После обсуждения решить тест по проблеме «Реформы и контрреформы в политической системе XIX в.»;
2) Заполнить структурно-логическую таблицу «Отмена крепостного права в России» с разделами: хронологические вехи освобождения крестьян, содержание указов по отмене крепостного права, результаты;
3) Дать сравнительный анализ промышленного переворота в Европе и России (сообщение).
Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Верховная власть и общественные силы как составляющие исторического процесса. Проблема их взаимоотношений;
2) Теоретические основы российского консерватизма;
3) Формирование либеральной альтернативы и его особенности;
4) Радикальная иделогия: становление и развитие.
Конференция
Задания:
1) Подготовить сообщение по теме «Консерватизм в поисках политического и социального идеала»;
2) Сделать доклад по теме «Особенности становления российского либерализма»;
3) Выступить с сообщением по теме «Теория общинного социализма в трудах А.И. Герцена и Н.Г.Чернышевского»;
4) Подготовить выступление по теме «Пионеры марксизма в России».
Тема 7. Россия на рубеже XIX – XX вв. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Особенности социальной структуры российского общества на рубеже XIX-XX вв.;
3) Экономическая модернизация России в конце XIX – начале XX вв.;
4) Русская деревня в начале XX века;
5) Эволюция государственной власти на рубеже XIX-XX вв.;
Защита проектов.
Задания:
1) Подобрать 15 исторических терминов по периоду, составить из них кроссворд, дать расшифровку на отдельном листе;
2) Выбрать 15 важнейших дат изучаемого периода и оформить их в виде таблицы;
3) Выделить 15 наиболее известных деятелей советской эпохи, разместить их в таблице, указав имя, портрет, заслуги перед страной.
4) Дать анализ одного-двух документов по проблеме проекта;
5) Изучить различные точки зрения по вопросам развития советского государства:
6) Оформить проект отдельной папкой, защитить его на практическом занятии.
7) При подготовке проекта учитывается направление подготовки.
Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Дискуссия о реформировании советского общества в после сталинский период.
2) Десятилетие правления Н.С. Хрущева. Противоречия в политике.
3) «Застой» и нарастание кризиса советской системы в 1966-1984 гг.
Интеллектуальная игра брей – ринг.
Задания:
1) Разделиться на команды, выбрать капитана, придумать название, эмблему, девиз по тематике данного исторического периода;
2) Изучить литературу и источники по теме;
3) Каждой команде подготовить небольшое представление, соответствующее выбранному названию.
4) Принять активное участие в игре, отвечая на вопросы преподавателя и зарабатывая тем самым рейтинговые баллы.
Тема 11. Россия на современном этапе. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1) Перестройка М.С. Горбачевым социалистической модели общественного устройства;
2) Модернизация России в 1990-е годы;
3) Россия в 2000-2005гг. Основные тенденции развития.
Обсуждение научных статей В. В. Согрина
Задания:
1) Изучить и законспектировать статьи В.В. Согрина: «Реалии и утопии новой России», «1985-2005: Три превращения современной России»;
2) Подготовить сообщения по вопросам модернизации страны во времена М. Горбачева, Б. Ельцина, В. Путина;
3) На практическом занятии обсудить и дать оценку взглядам В.В. Согрина на политику руководителей государства данного периода.
6.2. Контрольные вопросы и задания при подготовке к практическим занятиям для студентов заочной формы обучения
Тема 1. Советская власть в 1917-1940 гг. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1. Приход большевиков к власти и введение «военного коммунизма».
2. Новая экономическая политика как разновидность мобилизационной модели развития советского общества.
3. Формирование основ сталинской модели социализма. 1929- 1940 гг.
Развернутая беседа
Задания:
1) Изучить литературу по теме;
2) Принять участие в обсуждении вопросов темы на практическом занятии.
Тема 2. Политическая система СССР и попытки экономических реформ. 1953-1991 гг. (2 часа)
Контрольные вопросы:
1. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.
2. Советский Союз в сер. 1960-сер. 1980-х гг.
3. Политика М.С.Горбачева. Курс на ускорение и перестройку.
Развернутая беседа
Задания:
1) Ознакомиться с источниками и литературой по теме;
2) Принять участие в обсуждении современных проблем российского общества на практическом занятии.
Древняя Русь в IX-XIII вв.
1. Этногенез восточных славян.
2. Дискуссия в литературе по вопросам политического и социально-экономического устройства Киевской Руси.
3. Сравнительный анализ моделей развития Новгородской земли, Владимиро-Суздальского княжества, Галицко - Волынской Руси.
4. Последствия монголо-татарского нашествия и политики Золотой Орды.
Термины: вече, князь, дружина, полюдье, погост, урок, повоз, смерд, рядович, закуп, вотчина, тиун, мечник, мытник, ордынский выход, улус, баскаки, иго и др.
Даты: 862, 882, 988,1136, 1054, 1136, 1223, 1237, 1238, 1240,1242, 1380, 1382, 1480 и др.
Личности (на выбор): Вещий Олег, Ольга Великая, Святослав Воитель, Владимир Креститель, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Александр Невский, Чингисхан, Батый, Мамай, Тохтамыш, Иларион, Сергий Радонежский, Дмитрий Донской и др.
Документы: «Повесть Временных лет», «Русская правда», «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и др.
XX век в Российской истории
21. Экономическая политика Витте и Столыпина: общее и особенное.
22. Первая мировая война: новые оценки в исторической литературе
23. Модель «военного коммунизма» и результаты ее внедрения.
24. Дискуссии историков по вопросам гражданской войны.
25. Нэповская модель социализма: сущность, противоречия и результаты.
26. Сталинская тоталитарная модель развития СССР.
27. Реформы Н. Хрущева и А.Косыгина.
28.Особенности советской политической системы и национально-государственного устройства СССР.
29. «Шоковая терапия» Е.Гайдара и ее последствия для развития РФ.
30. Революция начала 1990-х гг. и ее результаты в политической жизни российского общества.
Термины: «отруб», «хутор», «политика переселения», Крестьянский банк, «столыпинские вагоны», «брусиловский прорыв», «продразверстска», кадеты, октябристы, большевики, меньшевики, «военный коммунизм», ВЧК, НЭП, коллективизация, индустриализация, колхоз, пятилетка, «стахановское движение», «холодная война», диктатура пролетариата, мировая революция, тоталитаризм, «ждановщина», культ личности, «оттепель», «карибский кризис», застой, «развитой социализм», ускорение, перестройка, «шоковая терапия», дефолт, залоговые аукционы, «ваучер», либерализация цен, гиперинфляция и др.
Даты: 1905-1907, 1906, 1914-1918, 1917- 1921, 1921 – 1928, 1936, 1939, 1941-1945, 1949, 1956, 1957, 1961, 1964, 1966-1970, 1977, 1979, 1985, 1986, 1987, 1991, 1992, 1993, 1994,1998, 2000, 2008, 2014 и др.
Личности (на выбор): А. Брусилов, Н. Бухарин, А. Гучков, П. Столыпин, П.Милюков, В. Ленин, И. Сталин, Л. Троцкий, Николай II, Н. Хрущев, Л. Брежнев, Ю. Андропов, Б. Ельцин, А. Гайдар, Е. Горбачев, В. Путин, Д. Медведев, А. Чубайс, Б. Немцов и др.
Документы: Манифест свобод от 17 октября 1905 г., Указ от 9 ноября 1906 о роспуске общины, Декреты Советской власти «О мире», «О земле» 25-26 октября 1917 г., Декларация прав народов России от 2 ноября 1917г, постановление ЦК ВКП (б) от 14 марта 1930г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», постановление ЦК КПСС от 30 июня 1956г. «О преодолении культа личности и его последствий», доклад Н. Хрущева «О преодолении культа личности и его последствий», Конституция СССР 1977 г.,., указы Б. Ельцина от 29 января 1992 г. «О свободе торговли», от 19 августа 1992 «О ваучерной приватизации», Конституция РФ 1993г и др.
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Предмет, особенности, основные разделы и функции истории.
2. Восточные славяне в древности. VI-VIII вв.
3. Древнерусское государство в IX- XI вв.
4. Культура Киевской Руси.
5. Древняя Русь в период раздробленности.
6. Иноземные нашествия на Русь в XIII в.
7. Культура России в XIV-XVI вв.
8. Начало объединения русских земель вокруг Москвы.
9. Иван IV. Реформы «Избранной рады» и политика опричнины.
10. Внешняя политика Ивана IV.
11. Смутное время в истории России.
12. Эволюция политического строя России при первых Романовых.
13. Новое в экономике России XVII в..
14. «Бунташный век». Социальные конфликты XVII в.
15. Культура России XVII в.
16. Реформы Петра I.
17. Внешняя политика Петра I.
18. Эпоха дворцовых переворотов. 1725-1762 гг .
19. Внутренняя политика Екатерины П.
20. Внешняя политика Екатерины П.
21. Правление Павла I.
22. Внутренняя политика Александра I.
23. Культура России в XVIII в.
24. Внешняя политика Александра I.
25. Движение декабристов.
26. Взгляды западников и славянофилов.
27. Внутренняя политика Николая I.
28. Внешняя политика Николая I.
29. Великие реформы Александра II.
30. Внешняя политика Александра II.
31. Революционное движение во второй половине XIX в.
32. Консервативное и либеральное направления в русской общественной мысли во второй половине XIX в.
33. Культура России в XIX в.
34. Внутренняя политика Александра III.
35. Внутренняя политика Николая II.
36. «Серебряный» век русской культуры.
37. Политические партии в России на рубеже XIX-XX вв.
38. Революция 1905-1907 гг.
39. Модернизация России в 1907-1913 гг. Реформы П. Столыпина.
40. Россия в первой мировой войне.
41. Революции 1917 г. в России.
42. Становление Советской власти. Политика «военного коммунизма».
43. Гражданская война 1917- 1920 гг.
44. Новая экономическая политика в 1921-1928 гг.
45. Индустриализация и ее результаты. 1925-1940 гг.
46. Политика коллективизации и ее последствия.
47. Культурная революция 1917-1940-х гг.
48. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
49. Реформы Н. Хрущева.
50. Советское государство в 1965-1984 гг.
51. Политика М. Горбачева. 1985-1991 гг.
52. Россия на современном этапе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Земцов, Б. Н. История России для студентов технических вузов [Текст] : учебное пособие для вузов [Гриф Минобрнауки РФ] / Б. Н. Земцов, А. В. Шубин, И. Н. Данилевский. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. - 414, [1] с.
2. Зуев, М. Н. История России [Текст] : учебное пособие для бакалавров неисторических специальностей [Гриф Минобрнауки РФ] / М. Н. Зуев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 655 с.
3. Сапожникова Н. Д. История России с древнейших времен до наших дней : учеб. пособие для вузов / Н.Д. Сапожникова. Екатеринбург: РГППУ, 2013. 500 с. Режим доступа: http://www.rsvpu/filedirectori/3468/Sapoznicova Istorya.pdf.
4. Фортунатов, В. В. История [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров / В. В. Фортунатов. - Электрон. текстовые дан. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 464 с. - (Учебное пособие). - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=344621
Дополнительная литература
1. Анисимов Е.В. Хронология российской истории. Россия и мир. Е.В.Анисимов. Санкт-Петербург : Питер, 2013. 464 с.
2. Анисимов, Е. В. Женщины на российском престоле [Текст] / Е. В. Анисимов. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 459 с.
3. Анисимов, Е. В. Петр Великий: личность и реформы [Текст] / Е. В. Анисимов. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 447 с.
4. Кара-Мурза, Сергей Георгиевич. Советская цивилизация: от начала до наших дней [Текст] / Сергей Кара-Мурза. - Москва : Алгоритм, 2008. - 1199 с.
5. Орлов А. С., В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. История России : учебник / А. С. Орлов, В. А. Георгиева, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. 4-е изд., прераб. и доп. Москва : Проспект, 2015. 528 с.
6. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков. - М. : Проспект, 2010. - 766 с.
7. Семин, В. П. История: Россия и мир [Электронный ресурс] / В. П. Семин. - Москва : КноРус, 2013. - 544 с. : ил. ; 21 см. - (Бакалавриат). - Загл. с титул. экрана. - Электрон. версия печ. публикации. - ЭБС Лань.
8. Смоленский, Николай Иванович. Теория и методология истории [Текст] : учебник для вузов / Н. И. Смоленский. - 4-е изд., испр. - Москва : Академия, 2012. - 270, [1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Бакалавриат)
9. Толмачева, Раиса Павловна. Цивилизация России: зарождение и развитие [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров и магистров / Р. П. Толмачева. - 2-е изд. - Электрон. текстовые дан. - Москва : Дашков и К°, 2014. - 401 с. : табл.
10. Федоров В. А., В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов. История России с древнейших времен до наших дней : учебник / В. А. Федоров, В. и. Моряков, Ю. А. Щетинов Москва : Проспект, 2015. 536 с.
11. Фортунатов В. В. История: учеб. пособие / В. В. Фортунатов. Стандарт 3-его поколения. Для бакалавров. Санкт-Петербург : Питер, 2014. 464 с.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В качестве материально-технического обеспечения дисциплины используются мультимедийные средства, кинофильмы, видеомагнитофон, оргтехника для тиражирования материалов для слушателей.
Приложение 1
Пример оформления 1-й страницы
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный
профессионально-педагогический университет»
Институт гуманитарного и социально-экономического образования
Кафедра документоведения, истории и правового обеспечения
Контрольная работа
по дисциплине «История»
Приложение 2
Пример оформления 2-й страницы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1.Необходимость и предпосылки модернизации России на рубеже XVII-XVIII вв. ................................................................................................... 4
Глава 2. Реформы Петра I
1.1. Переустройство системы государственного управления………………7
1.2. Экономическая политика…………………………………………………10
1.3. Преобразования в сфере культуры………………………………………12
Глава 3. Оценки Петра I
3.1. Взгляды современников на личность Петра I……………………………14
3.2. Потомки Петра о его политике……………………………………………16
Заключение……………………………………………………………………...18
Библиография…………………………………………………………………...20
Приложения……………………………………………………………………...21
Рабочая программа дисциплины
«История»
Подписано в печать _______. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.___. Тираж ___ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
ЦЕЛИ и задачи ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины «История» - сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях мировой и отечественной истории; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
Задачи дисциплины:
· раскрытие значения истории и исторического опыта для развития общества;
· определение места России во всемирно-историческом процессе;
· формирование у молодых специалистов современного исторического мышления, умения применить его при анализе современной общественно-политической жизни в России и за рубежом;
· анализ эволюции основных социально-политических идей, исторических понятий и категорий;
· на основе новейших достижений исторической науки, данных архивов, документов законодательной и исполнительной власти, периодической печати, воспитание у будущих педагогов высоких нравственных, гражданских и политических качеств личности, которые позволят им реализовать их в образовании и воспитании учащихся профтехучилищ, а также других возможных местах работы студентов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ образовательной программы
Дисциплина «История» входит в базовую часть учебных планов всех ОПОП по направлениям подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии; 09.03.03 Прикладная информатика; 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника; 15.03.01 Машиностроение; 37.03.01 Психология; 38.03.01 Экономика; 38.03.02 Менеджмент; 39.03.01 Социология; 39.03.02 Социальная работа; 44.03.01 Педагогическое образование; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование; 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям); 46.03.02 Документоведение и архивоведение; 49.03.01 Физическая культура.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Из школьного курса «История России»:
Знания: этапов исторического развития России, основных направлений реформаторской деятельности ее лидеров, особенностей внешней политики, культурного развития и революционных процессов;
Умения: анализировать экономические, политические и культурные процессы и явления; выделять стратегические направления преобразований и понимать их логику; уметь различать многообразие политической жизни, политических партий и их программных установок.
Владения: базовой исторической терминологией и основной хронологией, представлением о наиболее известных деятелях государства, науки, литературы, искусства и военной сферы.
Из школьного курса « Обществознание»:
Знания: смысла и направленности общественного развития; сущности общества и взаимосвязи его экономической, социальной, политической и духовной сфер; важнейших институтов общества; многообразия путей и форм общественного развития; проблемы общественного прогресса; целостности современного мира; глобальных современных проблем человечества.
Умения: давать определения основным обществоведческим понятиям и выделять их характерные признаки; выявлять самые существенные черты социальных объектов и явлений; объяснять взаимосвязь различных сфер жизни общества.
Владения: правильно применять основную обществоведческую терминологию; выявлять сходные и отличительные черты в общественных явлениях; отстаивать собственные суждения по различным аспектам общественного развития.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Философия;
· Социология;
· Экономика;
· Культурология.
3. КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «История» направлена на формирование следующих компетенций:
Таблица 1
ФГОС направления подготовки | компетенция | содержание компетенции |
09.03.02 | (ОК-5) | способность научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умение использовать на практике методы гуманитарных, экологических, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности |
09.03.03 13.03.02 15.03.01 37.03.01 38.03.01 38.03.02 39.03.01 39.03.02 44.03.01 44.03.02 44.03.04 49.03.01 | (ОК-2) | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
46.03.02 | (ОК-2) | способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
(ОК-11) | способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям |
В связи с тем, что формулировки компетенций одинаковые для всех направлений подготовки, то по окончании изучения курса «История» студент должен:
знать:
- закономерности, этапы и особенности исторического развития страны;
- основные процессы и события мировой и отечественной истории;
- выдающихся исторических личностей;
- различные оценки ученых исторических явлений, процессов и событий.
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат в профессиональной деятельности;
- работать с разноплановыми источниками, критически их осмысливать, руководствуясь принципами объективности и историзма;
- осуществлять эффективный поиск исторической информации, преобразовывать ее в знание;
- ориентироваться в мировом историческом процессе, видеть общее и особенное в мировой и отечественной экономике;
- анализировать события и явления, происходящие в современной России;
- отстаивать собственную позицию по историческим проблемам;
- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
владеть:
- представлениями о событиях российской и мировой истории;
- навыками анализа исторических источников;
- способами освоения и передачи культурного опыта;
- приемами ведения дискуссии и полемики.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины, виды контактной и самостоятельной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач. ед. (108 часов), их распределение по видам работ представлено в табл. 2.
Таблица 2
Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Вид работы | Форма обучения | |
очная | заочная | |
Кол-во часов | Кол-во часов | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | 108 | 108 |
Контактная работа, в том числе: | 50 | 12 |
Лекции | 18 | 4 |
Практические (семинарские) занятия | 32 | 8 |
Другие виды контактной работы | - | - |
Самостоятельная работа*, в том числе: | 58 | 96 |
Изучение теоретического курса | 14 | 23 |
Самоподготовка к текущему контролю знаний | 14 | 23 |
Контрольная работа | 30 | 50 |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Тематический план дисциплины
Таблица 3
Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | Вид контактной работы, час. | Самостоятельная работа, час. | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Лекции | Практ. занятия | Др. формы контактной работы | Из них, в интерактивной форме | |||
Тема 1. Предмет, методы значение изучения истории | 2 | 2 | Тест входного контроля | |||
Тема 2. Истоки и развитие русской государственности в VI-XVI вв. | 4 | 8 | 6 | 6 | Терминологический диктант, доклады с интерактивным сопровождением, устное собеседование с малыми группами | |
Тема 3.Россия в XVII в. Начало перехода к Новому времени | 2 | 2 | 4 | участие в групповой работе, мини-тест | ||
Тема 4. Российская империя в XVIII веке | 2 | 4 | 2 | 6 | Участие в коллоквиуме с интерактивным сопровождением | |
Тема 5. Россия на путях модернизации общества в XIX в. | - | 2 | 2 | 8 | защита индивидуальных проектов по проблемам XIX в. | |
Тема 6. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX в. | 2 | 2 | 2 | 4 | Устный опрос и заполнение таблицы альтернативных концепций реформ | |
Тема 7. Россия на рубеже XIX-XX вв. | 2 | 2 | 6 | участие в групповой работе, мини-тест | ||
Тема 8. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914-1917 гг. | - | 2 | 2 | 4 | Обсуждение фильмов о первой мировой войне и ее влиянии на обстановку в России | |
Тема 9. Формирование и сущность советского строя. 1917-1953 гг. | 2 | 2 | 2 | 6 | Собеседование с малыми группами | |
Тема 10. Реформы «сверху» и кризис советской системы. 1953-1984 гг. | 2 | 4 | 4 | 6 | Брейн-ринг по истории Советского государства | |
Тема 11. Россия на современном этапе. 1985- 2015 гг. | - | 2 | 6 | Устный опрос по проблемам современности, тест по XX в. | ||
36 |
Экзамен
4.3. Содержание тем дисциплины
Тема 1. Предмет, особенности и значение
Предмет исторической науки. Место истории в системе наук. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России как неотъемлемая часть мировой истории. Основные этапы развития отечественной историографии. Источники по изучению истории России.
Тема 2. Истоки и развитие русской государственности в VI - XVI вв.
Проблема этногенеза восточных славян. Восточные славяне в древности. Особенности хозяйственной деятельности, общественного строя и культуры. Проблемы происхождения Древнерусского государства. Специфические черты социальной структуры, политического и экономического строя Киевской Руси. Древнерусское государство в оценках историков.
Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Дискуссия о причинах распада Киевской Руси в исторической литературе. Формирование различных социокультурных моделей развития древнерусского общества.
Иноземные нашествия на Русь в XIII в. и его последствия. Русь и Золотая Орда: проблема взаимоотношений. Экспансия в Западную и Северо-Западную Русь. Великое Русско-Литовское государство.
Предпосылки и особенности процесса становления новой русской государственности. Начало объединения русских земель вокруг Москвы. Возникновение единого Российского государства и особенности его развития в первой половине XVI в. Альтернативы социально-политического развития России в эпоху Ивана IV.
Тема 3 . Россия в XVII в. Начало перехода к новому времени.
Кризис российской государственности в конце XVI-начале XVII вв. Дискуссия о причинах возникновения Смуты. Борис Годунов, царь Дмитрий, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы за различные пути развития страны. Феномен самозванства. Вмешательство иноземцев во внутренние дела Московского государства. Роль ополчений в освобождении Москвы. К. Минин и Д. Пожарский. Последствия Смуты.
Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Особенности политического строя России. Эволюция от сословно-представительной к абсолютной монархии. Новые явления в экономике России XVII в. Церковь и государство. Церковный раскол. Начало обмирщения культуры. Социальные конфликты «бунташного» века.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 255.