Изменяется политическая жизнь во Флоренции, Милане, Сиене. Власть в руках купцов и ремесленников.
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV и в XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Последователи этого течения считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее полно и ярко воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое Италии, постоянно напоминавшее о себе, воспринималось в то время как высшее совершенство, в то время как искусство Средних веков казалось неумелым и варварским.
Проторенессанс – для искусства Проторенессанса характерно появление тенденций к чувственному, наглядному отражению реальности, светскость, появление интереса к античному наследию. Социальными предпосылками в 1200-е явились развитие ремесел и торговли, экономические реформы в свободных итальянских городах .Появление признаков Проторенессанса некоторые исследователи усматривают в архитектуре 11–13 вв. Тоскании, где использовалась полихромная облицовка мрамором в сочетании с тонкими членениями стен и античные архитектурные детали, что позволило облегчить тяжеловесность архитектуры свойственную романскому стилю. Для архитектуры Проторенессанса характерны уравновешенность и спокойствие. Представитель: Арнольфо ди Камбио. Для скульптуры этого периода характерны пластическая мощь и наличие влияния позднеантичного искусства. Представитель: Никколо Пизано. Для живописи характерно появление осязательности и материальной убедительности форм. Представители: Пьетро Каваллини; Джотто. Ярким представителем литературы этого периода является Данте Алигьери. К этому же периоду относится поэзия школы «дольче стиль нуово». Для литературы характерно чувственное усиление, реалистичность образов. Традиции искусства Проторенессанса были восприняты такими художниками Возрождения, как Брунеллески, Донателло, Мазаччо.
Раннее Возрождение – в XV в. искусство Италии заняло господствующее положение в художественной жизни Европы. Основы гуманистической светской культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима, от которого она произошла и величию которого подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, сильнейшее влияние на городские дела оказывали несколько богатых семейств, постоянно соперничавших друг с другом. Эта борьба закончилась в конце XIV в. победой банкирского дома Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи стекались писатели, поэты, ученые, архитекторы, художники. В архитектуре того времени произошел подлинный переворот – во Флоренции развернулось широкое строительство, значительно изменившее облик города.
Высокое Возрождение – высокое Возрождение, которое дало человечеству таких великих мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан, Браманте, охватывает сравнительно короткий период времени – конец XV и первую треть XVI вв. Только в Венеции расцвет искусства продолжался до середины столетия.
Коренные сдвиги, связанные с решающими событиями мировой истории, успехами передовой научной мысли, бесконечно расширили представления людей о мире – не только о земле, но и о космосе. Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось; в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным. Искусство Высокого Возрождения представляет собой живой и сложный художественный процесс с ослепительно яркими взлетами и последующим кризисом.
Позднее Возрождение – Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нем укреплялись антиренессансные антиклассические тенденции, воплотившиеся в маньеризме. Однако маньеризм почти не затронул Венецию, которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства. Хотя торговое и политическое значение Венецианской республики неуклонно падало, как и ее могущество, Город Лагун по-прежнему был свободен и от власти папы римского, и от иноземного владычества, а накопленные им богатства были огромны. В этот период уклад жизни Венеции и характер ее культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не предвещало заката слабеющего Венецианского государства. В русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащенное новыми формами творчество великих мастеров Позднего Возрождения – Палладио, Веронезе, Тинторетто.
В Живописи обогатилась линейная и воздушная перспектива. Анатомия пропорций человеческого тела.
В Архитектуре строились храмы и дворцы. Палаццо – дворец, прямоугольный, много помещений, с внутренним двором.
Скульптура – Донателло – скульптор. Он мастер монументально-декоративной скульптуры и реалистичного портрета. «Давид» – это первая обнаженная статуя юноши с мечом в руках, в другой руке держит камень, левая нога опирается на голову Голиафа. «Кондотьера» – военачальник.
Дальнейшее развитие европейской живописи связано с импрессионизмом. Термин этот родился случайно. Поводом послужило название пейзажа К. Моне «Впечатление. Восход солнца», появившегося на выставке импрессионистов в 1874 году. Это направление в живописи второй половины 19 начало 20 годов во Франции. Импрессионисты стремились естественно запечатлеть окружающий мир, передать свои мимолётные впечатления. На выставке Анонимного общества художников живописцев, скульпторов 1874 г. была выставлена картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».
Особенности импрессионизма:
1. зарисовки с натуры
2. работа на пленере
3. внимание к цвету и свету
4. световоздушная перспектива
5. чистые, яркие цвета, нужный тон достигается оптическим смешением красок.
Следующий этап развития французской живописи связан с творчеством художников, получивших имя постимпрессионистов. Все они прошли период увлечения импрессионизмом, а в дальнейшем отказались от него в поисках иных, более экспрессивных и одновременно синтетических возможностей живописи. Их объединяло резкое неприятие окружающей действительности. Отсюда противопоставление себя респектабельному буржуазному обществу, бегство от него к природе, к естественным формам патриархальной жизни.
В чисто живописном плане их объединяло стремление вернуть предметному миру его пластическую материальность и весомость, утраченную поздними импрессионистами. Поль Сезанн стремился «сделать из импрессионизма нечто весомое», интересуясь в первую очередь передачей пространственной структуры предметов. Нередко он сознательно упрощает их, сводя к простейшим геометрическим объемам, уплотняя форму, выявляя ее пластические ценности. Он достигает этого при помощи интенсивно сгущенного и сложно модулированного цвета, не прибегая к светотени. Художник утверждал: «Писать – это не значит рабски копировать объект, это значит уловить гармонию между многочисленными отношениями, это значит перевести их в свою собственную гамму».
Искусство Древней Руси
Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X – первая половина XIII в.
Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. Христианство стало государственной религией Киевской Руси в 988 г., в княжение Владимира I Святого. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору – духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущение единства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание – важный элемент единства древнерусской народности.
Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире.
Наконец, о духовном и культурном значении принятия христианства. Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.
Языческая древность сохранилась прежде всего в устном народном творчестве – фольклоре. Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей. К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте за веру, за отечество, вы постойте за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.
С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена. Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» и два «Изборника» князя Святослава. Утверждают, что в XI–XIII вв. в обращении находилось 130–140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты, надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.
Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами, она отличается богатством образов, стилей и направлений.
Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».
Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».
К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы «летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы». Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.
Искусство Древней Руси – это в первую очередь архитектура и живопись. Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшие постройки XI–XII вв. следовали византийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания, соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоит полусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные части храма, завершающиеся сводами, иногда – куполами. В алтарной части – полукруглые выступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольная композиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храма расписаны фресками или покрыты мозаикой. Особое место занимают иконы – живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первые иконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгими законами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийских учителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу: древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны, декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода. Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».
К числу величайших достижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, или узорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделия из серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декор оружия – все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусских ремесленников.
С самого своего начала Киевская Русь не была унитарным государством: племенные союзы сохраняли самоуправление, первый раздел был произведён между сыновьями Святослава Игоревича в 972 году, второй – между сыновьями Владимира Святого в 1015 и 1023 годах, причём потомки Изяслава Полоцкого, став изгоями для Киева, выделились в особую династию уже в начале XI века, в результате чего Полоцкое княжество быстро обособилось от Киевской Руси. Однако началом деления на собственно княжества принято считать раздел Руси Ярославом Мудрым 1054 года. Следующим важным этапом было решение Любечского съезда князей «каждый да держит отчину свою» в 1097 году, что не считается началом феодальной раздробленности, поскольку Владимир Мономах и его старший сын и наследник Мстислав Великий смогли вновь поставить все княжества под контроль Киева. Смерть Мстислава Великого в 1132 году году принято считать началом периода феодальной раздробленности, однако период, когда Киев оставался не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством, продолжался ещё несколько десятилетий, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским, Переяславским и Владимиро-Волынским столами и иметь в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников до середины века. Причём сильнейшие князья периферии вступали в союз между собой против Киева, но не боролись друг против друга за обладание им.
Список княжеств
Киевское княжество
Запад Киевской, северо-запад Черкасской, восток Житомирской областей Украины.
Столица Киев + Категория: Великие князья Киевские
· Поросьское княжество. Столица Торческ.
· Овручское княжество. Столица Вручий (Овруч).
· Вышгородское княжество. Столица Вышгород.
· Белгородское княжество. Столица Белгород .
· Юрьевское княжество. Столица Юрьев.
· Богуславль княжество. Столица Богуславль.
· Корсунское княжество. Столица Корсунь.
· Трепольское княжество. Столица Треполь.
· Котельническое княжество.
· Болоховская земля. Столица Каменец.
Переяславское княжество
Юг Черниговской, север Донецкой, восток Киевской, восток Черкасской, восток Днепропетровской, Полтавская и Харьковская области Украины.
Столица Переяславль Южный.
· Городец-Остёрское княжество. Столица Городец-Остёрский (Остёр).
Галицко-Волынское княжество
· Волынская земля: Волынская, Тернопольская, Хмельницкая, Винницкая области Украины и район Перемышля в Польше.
· Галицкая земля: Черновицкая, Львовская, Ивано-Франковска области Украины.
Столицы – Владимир-Волынский и Галич Южный.
Галицко-Волынское княжество + Князья Галицко-волынские
Уделы:
· Волынское княжество. Столица Владимир-Волынский. + Категория: Князья волынские
o Брестское княжество. Берестейская земля (Подляшье, изначально область Киевского княжества). Столица Брест.
§ Кобринское княжество. Столица Кобрин. Литовский удел в 1366–1490, польский удел в 1490–1529.
o Городенское княжество. Столица Городно (Гродно, Городень).
§ Волковыйское княжество. Столица Волковыйск (Волковыск).
§ Слонимское княжество. Столица Услоним (Слоним, Вслоним).
§ Новогрудское княжество. Столица Новгородок (Новогрудок). – Изначальное владение Миндовга, вокруг которого он стал собирать ВКЛ.
o Червенское княжество – Червенская земля (Червенские города). Столица Червень.
§ Холмское княжество. Столица Холм.
o Бельзское княжество. Червонная Русь. Столица Бельз (Белз).
o Трипольское княжество. Столица Триполь.
o Луцкое княжество. Столица Луцк. + Категория: Князья луцкие
§ Пересопницкое княжество. Столица Пересопница.
§ Кременецкое княжество. Столица Кременец.
§ Изяславское княжество. Столица Изяславль.
§ Дорогобужское княжество. Столица Дорогобуж.
§ Черторыйское княжество. Столица Черторыйск.
§ Шумское княжество. Столица Шумск.
· Старо-Галицкое княжество. Столица Галич Южный, с 1290 Львов. + Категория: Князья галицкие
o Перемышльское княжество. Столица Перемышль.
o Теребовльское княжество. Столица Теребовль.
o Понизье – между Днестром и Карпатами. Столица Берладь. Вошло в состав Золотой Орды.
Турово-Пинское княжество
Запад Гомельской, восток Брестской областей Белоруссии, север Житомирской и Ровенской областей Украины.
Столица Туров.
· В 11671186 к Минскому княжеству.
· Логожское княжество. Столица Логожск (Логойск) → с 118062 → ВКЛ.
· Мстиславское княжество. Столица Мстиславль.
· Вяземское княжество. Столица Вязьма. → ВКЛ.
· Фоминско-Березуйское княжество. Столица Фоминское.
· Красненское княжество. Столица Красное.
· Васильевское княжество. Столица Васильев.
· Дорогобужское княжество. Столица Дорогобуж. 1403 → ВКЛ.
· Порховское княжество. Столица Порхов. 1404 → ВКЛ.
· Можайское княжество. Столица Можайск. → ВКМ.
Черниговское княжество
Север Черниговской обл. Украины, восток Гомельской обл. Белоруссии, Калужская, Брянская, Липецкая, Орловская обл. России.
Столица Чернигов.
· +Категория: Князья черниговские
После разорения монголами княжество пришло в сильное запустение и основным центром стал Брянск. Впоследствии процесс дробления княжеств продолжился, большая часть территории бывшего Черниговского княжества была поглощена ВКЛ. При этом часть Верховских княжеств, будучи в составе ВКЛ, получили полную внутреннюю автономию.
· Клецкое княжество. Столица Клецк.
· Слуцкое княжество. Столица Слуцк.
· Вщижское княжество. Столица Вщиж.
· Брянское княжество. Столица Брянск.
· Стародубское княжество. Столица Стародуб
· Гомельское княжество. Столица Гомий (Гомель).
· Сновское княжество. Столица Сновск.
· Репейское княжество. Столица Ропеск.
· Верховские княжества – восток Черниговской земли.
o Звенигородское княжество. Столица Звенигород-на-Оке. + Категория: Князья звенигородские
o Карачёвское княжество. Столица Карачёв.
o Козельское княжество. Столица Козельск.
o Любутское княжество. Столица Любутск.
o Мезецкое княжество. Столица Мезецк. 1493 → ВКМ.
§ Барятинское княжество. Столица Барятин.
o Мосальское княжество. Столица Мосальск. 1500 → ВКМ.
o Мценское княжество. Столица Мценск. 1500 → ВКМ.
o Мышегодское княжество. Столица Мышегда.
o Новосильское княжество. Столица Новосиль. Распалось на:
§ Белёвское княжество. Столица Белёв. 1487 → ВКМ.
§ Воротынское княжество. Столица Воротынск. 1493 → ВКМ .+Категория: Воротынские князья
§ Одоевское княжество. Столица Одоев. → ВКМ 1474.
o Оболенское княжество. Столица Оболенск. → ВКМ 1362–89.
o Перемышльское княжество – центр Перемышль. → ВКМ 1487.
o Тарусское княжество. Столица Таруса. → ВКМ 1392.
o Спажское княжество. Столица Спашь. → ВКМ.
o Волконское княжество. Столица Волкона.
o Конинское княжество. Стлоица Конин.
o Тростенское княжество. Столица в волости Тростена. → ВКМ 1490.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 283.