Глава 1. Концепция культурного полицентризма Н.Данилевского. 4
Концепция «культурно – исторических типов» 4
Законы культурно-исторического движения. 5
Цивилизационная парадигма. 7
Глава 2. Геополитика К.Хаусхофера. 8
Геополитическая концепция К.Хаусхофера 8
Глава 3.Географический детерминизм 14
Заключение. 17
Список используемой литературы 20
Введение .
В начале XX века громкую известность получила новая наука - геополитика
(термин пущен в оборот шведским ученым Р.Челленом). В словарь российских политологов термин «геополитика» пришел очень поздно – в 1990-е гг.До этого времени геополитику всячески третировали как буржуазную лженауку, поэтому о русской школе геополитики, формировавшейся на рубеже 19 – 20вв., у нас до сих пор очень мало известно» ее практически никто не изучал. Современные учебники и монографии по геополитике полны концепций западных авторов, там почти не встретишь русских имен , но это несправедливо: русская геополитическая традиция полна глубоких оригинальных идей, которые и на рубеже тысячелетий звучат необычайно актуально.
. Между тем геополитика просто наука, такая же, как, например, математика или гляциология. У нее есть свой предмет исследования - взаимодействие и взаимное соотношение географических пространств. Есть у геополитики и метод
- системный анализ пространственного положения географических факторов, понимаемых достаточно широко. Наука возникла на стыке с несколькими сотнями общественных и естественных научных дисциплин. Онтологически геополитика представляет собой науку о влиянии географического фактора на политику.
В 90-х годах ХХ века Россия переживает "чересчур интересное время", она находится на неуютном, продуваемом всеми мыслимыми ветрами перекрестке своей судьбы.
Социально- экономические эксперименты подвели Россию к черте, за которой уже вполне отчетливо просматривается распад государства и вырождение нации. Одной из главных проблем геополитики является изучение сферы отношений между государствами по поводу контроля над территорией. А так как Россия - страна занимающая 1/6 часть всей суши, то есть 17075,4 тысячи квадратных километров просто не может остаться в стороне от международных отношений.
На пороге ХХI века Россия если она хочет отвечать минимальным условиям цивилизованности, геополитика должна являться неотъемлемой частью общей политики.
Геополитика –( от греч. Gё Земля, politike - искусство управления государством) – наука , изучающая обусловленность политических процессов в больших социальных системах географическим положением страны (региона) и другими физико – и экономико- географическими факторами. В геополитическом анализе выделяются три аспекта:
1. исследование социально- политической ситуации с точки зрения конкретных географических и временных условий их развития;
2. сопоставление реальных данных с различными и часто противоположными представлениями об одной и той же территории;
3. прогноз и рекомендации по проведению политической стратегии преобразования пространства.
Основными геополитическими факторами выступают :
Географические ( пространственное положение, природные ресурсы);
Политические (политический строй и особенности государства, его границ, социальная структура общества, наличие основных свобод и т.д.);
Экономические ( мощность и структура производительных сил, уровень жизни населения, инфраструктура, стратегические запасы и др.);
Военные (величина, мощь боеготовность и боеспособность вооруженных сил и т.д.)
Культурные (конфессиональные, национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения, урбанизации и др.);
Демографические (плотность и состав населения, динамика его развития);
Экологические (демографическое давление на ограниченные ресурсы страны и планеты , истощение сырьевых ресурсов, изменение жизнеспособности населения различных стран и т.д.).
Цивилизационная парадигма.
Она в геополитике предлагает, что цивилизационная индентичность является главным фактором, интегрирующим больше пространства в геополитике. Основное следствие из этого закона гласит : « …………. Политическое раздробление в среде одного и того же культурно – исторического типа имеет вредную сторону, состоящую в том, что оно лишает его политической силы, а следовательно, возможности успешного противодействия внешнему насилию».
В концепции Данилевского предельно ясно проходит граница между требованиям единства в рамках цивилизации. По его мнению эта черта определена самою природой.
Именно логика действия этого закона в рамках формирующегося славянского мира привела Данилевского к естественному выводу о необходимости создания «всесловянского союза» и даже «всесловянской федерации», поскольку наряду с европейским интересами были и будут интересы славянского мира, которые придется отстаивать , в противном случае не удастся защитить огромные пространства славянского мира от внешних врагов.
Этот вывод послужил поводом для объявления великого русского мыслителя примитивным националистом. Данилевскому же идею « славянского союза» либералы не могут простить уже полтора столетия, обвиняя его в национализме и шовинизме. Для России проект « всесловянского союза» имеет такое же огромное значение, как для Европы – уже во многом осуществившийся проект Европейского союза.
Заключение.
Хотя как предмет геополитики, так и способы его подачи в конкретных геополитических концепциях весьма увлекательны, при их изложении неминуемо возникает чувство неловкости, как будто автор вынужден подавать читателю блюдо, съедобность которого сомнительна.
Зато определено место геополитики среди иных наук. При детальном рассмотрении основных геополитических теорий становится очевидно, что геополитика даже в наиболее академических своих формах сохраняет крайне сильные связи с оккультными истоками. Оккультные науки, мода на которые не проходит, с готовностью принимают геополитику в свои ряды. И сама геополитика, не особо вдумываясь в то, насколько полезно ей подобное родство, готова стать чисто оккультной наукой.
Оккультизм — общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную тренировку. Название этой группы учений происходит от латинского occultus — тайный. Общей для всех учений является доктрина всеобщей скрытой взаимосвязи всех вещей в мире, проявляющейся в справедливом воздаянии, которое претерпевает в своей жизни человек, причем не только за известные ему поступки, но даже и за совершенно незаметные для него и неосознаваемые им мельчайшие движения души и тела. Таким образом, в основе оккультизма лежит отчетливая религиозная позиция, и если усилия оккультистов понятны, поскольку им необходима убедительная реклама проводимых ими дорогостоящих магических манипуляций (например, исцелений), то попытки представителей академической науки работать с оккультистами в одном поле поиска (спорить, соревноваться с ними и т.д.) могут вызвать только недоумение. Недоумение усиливается, когда авторы «промежуточных» (между академизмом и оккультизмом) концепций связывают свои исходные позиции с христианством.. Между тем будущее геополитики как оккультной науки в ее прошлом. Ничего большего, чем получила, например, та же астрология, геополитика не приобретет. Отдельные геополитики получат возможность влиять на отдельных политиков, но у их «науки» не будет признания со стороны серьезной мысли. Поэтому вряд ли такая перспектива для геополитики может считаться приемлемой.
Однако избегнув «оккультной» опасности, геополитика может впасть в другую крайность — позитивизм. В этом случае поклонники геополитической науки вынуждены будут расстаться с ее романтизированными версиями и привыкнуть к унылой регистрации фактов влияния географии на политику и к убогим обобщениям этих фактов, как, например: «Политика островных стран, как правило, строго прагматична и не преследует никаких интересов вне коммерции»; или «Большинство политических конфликтов в истории могут быть интерпретированы как конфликты между морскими и сухопутными странами».
Данная перспектива также заложена в истории развития геополитики. Объектом геополитики долгое время были такие чисто географические факторы, как размеры территории, наличие природных богатств, перенаселение и т.п., которые рассматривались основными детерминантами общественных явлений и из которых дедуцировалась внешняя политика. Современные геополитики называют сейчас исследование данных факторов «объективистским». Таким определением пользовались, как известно, и геополитики нацистского толка. В послевоенную эпоху геополитики пытаются проникнуть в духовную и психологическую деятельность человека. Однако эта деятельность, по мнению основной массы геополитиков, в конечном счете все же детерминируется «пространственным», то есть географическим фактором. Новое заключается здесь в том, что влияние природы в отличие от прошлого переносится в субъективный мир и становится синонимом случая и произвола, так как человеческая деятельность определяется только «случайностями» природы. Такая позиция страдает известным примитивизмом, однако сам по себе «антропологический поворот» в геополитике свидетельствует об огромном прогрессе в этой отрасли знания.
Именно такое развитие геополитики может вывести ее на уровень полноправной академической дисциплины. Геополитика должна рассматривать пространство не само по себе, как некую отдельно стоящую реальность, но как аспект бытия человека. Научный статус геополитики и ее реабилитация в отношении политического прошлого возможны только в рамках экзистенциальной географии. Здесь геополитика может и должна выступить как прикладная дисциплина, отвечающая на вопросы о том, чего можно ожидать от человеческих общностей (необязательно политических), занимающих определенные пространства; причем пространство в данном случае рассматривается как функция той или иной экзистенциальной идеи, той или иной формы духа.
Геополитика должна усматривать в чертах жизненного пространства той или иной человеческой общности отпечаток смысла существования этой общности и, далее, обратное влияние данного пространства на этот смысл и на само бытие людей, населяющих это пространство, соседствующих с ним, претендующих на него.
Список используемой литературы.
1. Л. Р. Авдеева. “Русские мыслители: Ап. А. Григорьев, Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов”, Москва, 1992 г.
2. Н. Я. Данилевский. “Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому”, Москва, 1991 г.
3.Тихонравов Ю.В. Геополитика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. -269 с
4 .Огородников В.П, "Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения". 1985,
Глава 1. Концепция культурного полицентризма Н.Данилевского. 4
Дата: 2019-12-10, просмотров: 391.