Комплексная инновационная программа Самарской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"Инновации – Производство - Рынок на 2002-2005 годы"

Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что основным сдерживающим фактором его развития является отсутствие интеграционного механизма, основанного на привлечении и использовании необходимых ресурсов (финансовых, производственно-технологических, управленческих и так далее), а также эффективных мотивационных стимулов и условий для успешного продвижения инноваций на рынок. В конечном итоге это приводит к недостаточной эффективности вложения бюджетных средств в региональные научно-технические программы и проекты.

С целью активизации инновационной деятельности подготовлен проект комплексной инновационной программы Самарской области "Инновации-Производство-Рынок на 2002-2005 годы", разработанный с учетом прогноза социально-экономического развития Самарской области и основных направлений экономической и социальной политики Администрации области на 2002 - 2004 годы.

Основу Программы составляют комплексные проекты, представляющие собой обоснование целесообразности совместного выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и системы мероприятий, направленных на опытное и промышленное освоение инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.

Концептуальную основу Программы составляют три базовых технологических принципа рыночных механизмов формирования и реализации комплексных проектов:

1. самоорганизующихся инновационных сетей;

2. независимой экспертизы и конкурсного отбора;

3. маркетинга, конкуренции и партнерства, рентабельности и ресурсной интеграции.

Инновационная сеть представляет собой совокупность субъектов инновационной деятельности и бизнеса, которые на договорной основе самостоятельно объединяются для выполнения комплексных проектов.

Участниками инновационных сетей могут выступать как отдельные юридические лица, так и объединения юридических лиц различной формы собственности и отраслевой принадлежности, действующие на время выполнения проектов на территории Самарской области, в том числе иностранные, и из других регионов Российской Федерации.

Ресурсная интеграция предусматривает системную интеграцию инновационных, производственно-технологических, управленческих и множественных источников финансовых ресурсов с целью эффективной реализации комплексных проектов.

Конечная цель Программы заключается в создании региональной инновационной системы для перехода экономики Самарской области на инновационный путь развития.

Основными задачами Программы являются:

· формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;

· интеграция ресурсов и субъектов инновационной деятельности и бизнеса;

· создание межрегионального рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;

· создание благоприятной среды для инновационной деятельности.

Отраслевая структура проектов Программы определяется приоритетными направлениями экономической и социальной политики Самарской области с учетом тенденций развития науки и техники. Фактическое содержание её разделов, а также конкретный перечень комплексных проектов формируются в процессе конкурсного отбора по результатам экспертизы. Приоритет должны иметь комплексные проекты, ориентированные на инновации, обладающие высоким экспортным или импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими нормами доходности, а также социально-экономической значимостью для региона.  

Основными ресурсами инновационной деятельности являются инновации (технологии и разработки), производство, финансы и управление.

Разработчиками инноваций являются региональные научные организации, университеты, институты, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологические компании и научные центры, а также аналогичные структуры из других регионов и стран.

Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций являются крупные предприятия, малые инновационные предприятия и вновь создаваемые дочерние предприятия, венчурные компании, интегрированные финансово-промышленные структуры, а также высокотехнологичные производящие предприятия малого и среднего бизнеса.

Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, регионального и муниципального уровней, лизинговые компании, международные фонды, организации, банки и частные инвесторы, собственные средства предприятий и средства федерального, областного и муниципального бюджетов, а также реинвестиционные средства Программы.

Источниками управленческих ресурсов являются кадровый потенциал субъектов инновационной деятельности, а также инфраструктурные и консалтинговые компании инновационной сферы, региональный кадровый резерв выпускников президентской программы "Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".

Для управления комплексными проектами инновационных сетей формируется два уровня компетенции: программный и сетевой. Программное управление осуществляется Средневолжским региональным инновационным научным центром. Сетевой уровень управления комплексными проектами делегируется на конкурсной основе головным организациям-исполнителям проектов.

 

3.6 Деятельность государственного венчурного

 фонда Самарской области

Самарская область обладает значительными промышленным, научно-техническим и инновационным потенциалами.

В университетах, научно-исследовательских и академических институтах и центрах проводится значительный объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тематически связанных с развитием технологий для таких отраслей промышленности региона, как: автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, цветная металлургия, химия и нефтехимия, энергетика, информатика и связь, двигателестроение, приборостроение, медицина.

Коммерциализация наукоемких технологий и разработок осуществляется различными путями. В последние годы на базе ВУЗов, институтов РАН, НИИ и промышленных предприятий региона образовался ряд новых малых "спиннинговых" инновационных предприятий (МИП), занимающихся коммерциализацией и трансфером перспективных наукоемких технологий и разработок. Из которых около 200 успешно работают на рынке как по кооперации с крупными предприятиями, так и самостоятельно в следующих основных областях:

· разработка медицинской и диагностической аппаратуры;

· компьютерные и информационные технологии;

· разработка универсальных приборов контроля, датчиковой и измерительной аппаратуры;

· создание новых видов материалов;

· технологии для строительного комплекса;

· лазерные и плазменные технологии;

· технологии для перерабатывающей промышленности;

· технологии и приборы для автомобилестроения;

· средства автоматизации и контроля для нефтяной и газовой промышленности;

· экология и ресурсосбережение.

Начиная с 1996 года, Венчурный фонд осуществляет финансовую и инфраструктурную поддержку инновационных проектов МИП через становление и развитие их опытного производства. Финансирование проектов осуществлялось из средств областного бюджета в рамках Комплексной программы поддержки малых предприятий в Самарской области с привлечением на долевой основе средств федеральных фондов и внебюджетных инвесторов.


Государственный венчурный фонд Самарской области создан в 1996 году. Учредители фонда: Администрация Самарской области и федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (г.Москва).

 
Сфера компетенции (основные направления деятельности) Фонда:

· Привлечение финансовых средств для долевого кредитования инновационных проектов и венчурного инвестирования МИП;

· Содействие лизингу производственно-технологического оборудования;

· Обеспечение поручительств за субъекты малого предпринимательства;

· Аудит коммерциализуемости и трансфера наукоемких технологий;

· Мониторинг инновационного потенциала МИП Самарской области;

· Комплексные консалтинговые услуги по инновационному бизнесу;

· Инфраструктурная поддержка МИП: организация инновационно-технологических центров, обучение и подготовка в области коммерциализации технологий, финансовая и информационная поддержка рекламно-выставочной, PR - деятельности.

Персонал Фонда - квалифицированные специалисты, обладающие знаниями и опытом в сфере проектного менеджмента и информационного обеспечения инновационного бизнеса, бизнес-планирования инновационных и инвестиционных проектов. Для решения конкретных задач Фонд привлекает к своей деятельности в качестве экспертов и консультантов ведущих ученых из различных отраслей знаний, а также специалистов по технологическому аудиту, коммерциализации и трансферу наукоемких технологий, охране интеллектуальной собственности, маркетингу, экономике и финансам.

Создана нормативно-методическая и информационно-аналитическая Интернет-база инновационных ресурсов МИП Самарской области, позволяющая обеспечить эффективное продвижение на рынок конечных продуктов инновационных проектов. Сформированы основные требования к инновационным проектам, включающие в себя:

· Научно-техническая новизны предлагаемого для реализации продукта (услуги) или новизна технологии, используемой для производства известного продукта;

· Наличие интеллектуальной собственности, а также организационных и производственных возможностей реализации проекта, включая проведение мероприятий по маркетингу и рекламе продукции;

· Наличие платежеспособных потребителей (отечественных или зарубежных) продукции (услуги);

· Наличие в МИП лидера и профессионально подготовленной команды, заинтересованных в успехе реализации проекта и развитии фирмы;

· Положительный опыт финансово-экономической деятельности.

За время работы в Фонд поступило 99 инновационных проектов. Из них 28 получили финансовую долевую поддержку со стороны Фонда и фондов федерального уровня, а также внебюджетных инвесторов всего на общую сумму 10,047 млн.рублей, из которых 2,675 млн.рублей составляют выделенные и рефинансированные средства областного бюджета и собственные средства Фонда. При этом на один рубль используемых в обороте целевых кредитных средств областного бюджета Фондом было привлечено около четырех рублей из федерального бюджета и средств внебюджетных инвесторов.

 

       



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резкое сокращение объемов производства в послереформенный период и неустойчивая стабилизация выпуска наукоемкой продукции за последнее время свидетельствуют об отсутствии сложившегося механизма воспроизводства высокотехнологичного наукоемкого сектора российской промышленности. Фактически только те предприятия российских наукоемких отраслей, которые стали работать на внешние рынки, сумели адаптироваться к новой экономико-финансовой реальности.

Анализ результатов мониторинга состояния инновационного потенциала Самарской области, проведенного в 1997 - 1998гг. венчурным фондом Самарской области по договору с консультативно-исследовательским центром “Персонал управления” (г. Москва) в рамках общеевропейского проекта России и Германии “Инновационный форум Восток-Запад”, а также анкетирования 105 малых инновационных предприятий Самарской области, проведенном в 1999 - 2000гг в рамках Международного проекта "Инновационные технологии Самарской области ("ИНТЕХ"), показал, что инновационные предприятия научно-технической сферы сталкиваются с рядом трудностей в своем развитии. Среди основных из них можно отметить следующие:

· отсутствие надежной производственной базы (в основном, производственные помещения и оборудование арендуются на неприемлемых условиях, приводящих к высоким удельным весам арендной платы в себестоимости выпускаемой продукции);

· недостаточность инвестиционных средств и условий для развития производства;

· устаревший парк оборудования.

Учитывая вышеуказанное, осуществляются меры по улучшению ситуации в сфере высоких технологий: комплексные инновационные программы, создание сети нновационно-технологических центров (ИТЦ) в г. Самаре и других городах области, проводятся различные выставки, конференции.

Анализ показывает, что призывы ряда политиков и экспертов, опирающихся на факт опережающего роста высокотехнологичного наукоемкого сектора в обрабатывающей промышленности ведущих зарубежный индустриально развитых стран к приоритетному развитию наукоемких отраслей в России, не учитывают того, что экономики этих стран уже полностью включены в мировой рынок, в общественное разделение труда. Следовательно, концепции, которые опираются в основной на страновую статистику, недостаточно конкретно фиксируют новые результаты процессов глобализации мировой экономики. В частности, для определения наукоемкости зарубежных рынков затраты на НИОКР в отраслях-лидерах США (а также ряд стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона) должны относиться не только к внутренним рынкам профилирующей продукции, но и к той части внешних рынков, которая контролируется транснациональными корпорациями этих стран.

Можно предположить, что современный механизм, обеспечивающий бурный рост наукоемкого сектора промышленности ведущих индустриально развитых стран, в ближайшем будущем столкнется с недостатком ресурсов для своего саморазвития. Последствия подобного сценария развития труднопредсказуемы, но гипотетически возможны и такие, когда станут неизбежны не только крах современной формы рискового капитала, но и начало финансового, а затем и затяжного экономического кризиса, выход из которого потребует новых форм организации бизнеса.

Тогда становится ясным, что эффективность высокотехнологичных производств в развитых странах во многом обеспечивается перераспределением и присвоением части созданной стоимости в отраслях низших пределов и что они не могут столь успешно функционировать без либерализации системы международных экономических отношений. Вследствие этого доходы среднего класса в странах так называемого “золотого миллиарда” обусловлены сложившимся механизмом перераспределения и присвоения части вновь созданной стоимости и во многом зависят от стандартов потребления в странах так называемого третьего мира, то есть экономической периферии, где сейчас находится и российская экономика.

 

    

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Румянцев А.А. Гусаков М.А. Региональные проблемы научно-инновационной деятельности СПб.: ИРЭ РАН 2000

 

2. Полетаева О. Сила науки в экономической борьбе СПб. 1998

 

3. Шуплецов А.Ф. Современный региональный механизм устойчивого инвестиционного развития Иркутск: ИГЭА 2000

 

4. Глазьев С.Ю. О стратегии развития российской экономики М.: ЦЕМИ РАН 2001

 

5. Макова Л.Е. Гусаков М.А. Структурная перестройка научных и производственных предприятий СПб. 1999

 

6. Балашов В.В. Масленников В.В. Инновации и коммерциализация интеллектуальной собственности в высшей школе М. 2000

 

7. Тодосийчук А.В. Управление инновационным предприятием М.: Экос  2000

 

8. Филимонов Ю.А. Филиппов Л.А. Проблемы управления производственными системами в условиях научно-технической революции Барнаул: АлтГТУ 2000

 

· Багриновский К.А. Бендиков М.А. Хрусталев Е.Ю. Современные методы управления технологическим развитием М.: Росспэн 2001

 

Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент СПб. и др.: Питер 2001

 

Быстров В.В. Семенкин В.Я. Основы организации и управления инновационными процессами в условиях рыночной экономики Владивосток: ДВГАЭУ 2000

 

Ковалев С.Г. Тарасевич Л.С. Прорывное развитие - стратегическое направление модернизации экономики Российской Федерации СПб.: СПбГУЭФ 1999

 

Кушлин В.И. Козырев А.Н. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование М.: РАГС 2000

 

Смирнов Б.М. Государственная инновационная политика России: цели, принципы, приоритеты М. 2001

 

Валдайцев С.В. Мотовилов О.В. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами СПб.: С.-Петерб. ун-т 1995

 

Гаврилов А.И. Механизм инновационного управления экономикой

 Н. Новгород 2000

 

Глухов В.В. Некрасова Т.П. Экономика и менеджмент высоких технологий СПб.: СПбГТУ 1999

 

Купрюхин А.И. Управление нововведениями Новосибирск 2000

 

Строев Е.С. Самоопределение России и глобальная модернизация М.: Экономика 2001

 

Потемкин А.П. Виртуальная экономика и сюрреалистическое бытие М.: Инфра-М 2000

 

Узяков М.Н. Трансформация российской экономики и возможности экономического роста М.: ИСЭПН 2000

 

Грачева М.В. Кулагин А.С. Инновационное предпринимательство, его риски и обеспечение безопасности М.: АНХ 2000

 

Белоусов А.В. Белоусов В.И. Инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства: состояние, пути совершенствования Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та 2000

 

Грязнов Э.А. Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза М.: РАГС 2000

 

Щербаков А.И. Ивасенко А.Г. Инновационный бизнес: российские проблемы и международный опыт Новосибирск  2000

 

Афанасьев С.Л. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана 2000

 

Макаров В.Л. Варшавский А.Е. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия М.: Наука 2001

 

Плетнев К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика М.: Эдиториал УРСС 1998

 

Бешенковский В.Л. Турлак Е.А. Экономическое обоснование научно-технической деятельности: инновационный аспект М.: Academia 1999

 

Основы коммерциализации результатов НИОКР и технологий М.: АНХ; : Центр коммерциализации технологий 1999

 

Жиц Г.И. Инновационный потенциал и экономический рост Саратов 2000

 

Мухамедьяров А.М. Диваева Э.А. Организационно-экономические основы инновационного механизма в промышленности Уфа 1999

 

Медведев Г.В. Научно-технический и научно-образовательный комплексы Поволжского региона: проблемы и перспективы развития Уфа 2001

 

 


[1] Афанасьев С.Л. Будущее общество: ведущие социально-экономические тенденции современности. - М., 2000. - стр. 85

 

 

[2] Science and Engineering Indicators-2000. – Washington: NSA, 2000

[3] Ладыгин Д. П. «Первые среди крупных»// Коммерсант - Деньги, 16.05.2001, № 19, стр. 15-23

 

[4] Шабалина Л. Н. «Интеллектуальный товар»// Экономика и Время, 12.11.2001, №38, стр.14-15

 

[5] Мезенцев Н. В. «Автомобильная промышленность России»// Рынок Ценных Бумаг, 03.02.2002, №2, стр. 21-23

 

 

[6] Ситников К. И., «Год солидного роста »// Советская Чувашия, 22.01.02, №7, стр.2 

[7] Материалы Отдела промышленно-финансовой политики и программ социально-экономического развития мэрии г. Тольятти, 05.03.2002

[8]Hof R. "The Click Here Economy"// Business Week, 22.06.1999, pp. 122-128

 

[9] Kelley T. "Internet Shopping"// New York Times, 30.07.2000, pp. 17-25

[10] Материалы сайта НИИЭАП: www.avias.com.

[11] Столяров Г. Л. «Двадцать лет спустя»// Самарские известия, 08.03.2002, №34, стр.3

[12] Материалы и данные сайта “Телеинформационная сеть ПВК”: www.ts.vpk.ru

[13] Материалы сайта «Экопорт»: www.ecoport.narod.ru

[14] Нигматулин Б. Р. «Главное в атомной энергетике - ответственность»// Эфитерра, 03.01.2002, № 1, стр.6

[15] Грязнов Э.А. Глобализационные приоритеты экономической политики Евросоюза. - М., 2000. - стр.72

 


Дата: 2019-12-10, просмотров: 244.